вернёмся на старт?
сайт открыт 1.07.2000
закрыт 29.12.2001 возрожден в 2003

О сайте

Дополнение от 4.11.2006
Три кита моего сайта

Чтобы мир стоял прочно, нужны три кита. Мой сайт - это тоже крохотный мирок и новому человеку, забрёдшему в него, желательно сразу прояснить, на чём этот сайт стоит.

Мои три кита: космонавтика, "космическая" фантастика, Стругацкие. И далее кратко я хочу пояснить: почему именно они?

Космонавтика. Давным-давно, в школе, пришлось задуматься о выборе пути в жизни. Моя мать очень хотела, чтобы я поступил в Камышинское военно-строительное училище. Оно было минутах в двадцати пешего хода от дома и считалось пристижным (треть моих одноклассников поступили в него. Недавно оно прославилось чем-то особо нехорошим, типа массового дизертирства и самоубийств, и было закрыто). Я даже не возражал - настолько эта стезя казалась непреемлемой. Теоретики марксизма и здравый смысл постоянно утверждали, что в ближайшие столетия профессия военного себя изживёт, так стоило ли заниматься столь бесперспективным делом?

Существовало ещё много заманчивых профессий: астроном, летчик, геолог, бомж-путешественник, революционер-подпольщик, но их деятельность неизменно ограничивалась какими-то рамками, пределами и границами. Создавалось впечатление, что весь этот мир с великими свершениями, грандиозными стройками, мировыми войнами, кровавыми революциями, страшными катастрофами, чудесами природы, гениальными мыслями, взлетами и падения человеческого духа - всё это большая вольера, со всех сторон опутанная сеткой параллелей и меридианов. И только космонавтика не знает границ! Только у космонавтики нет никаких пределов во всех известных нам измерениях!

Позвольте аналогию. Во времена живого Циолковского из книги в книгу кочевал рисунок некоего баллона. Авторы терпеливо поясняли принцип реактивного движения: если внутри закупоренного баллона чего-нибудь взорвать, то там возрастёт давление, равномерно распределённое по всем его внутренним поверхностям (границам). Но если сделать дырочку, получим направление, не имеющее границ. И баллон превратиться в ракету, которая будет двигаться и которой мы когда-нибудь научимся управлять. Наша цивилизация представляется мне таким замкнутым баллоном. Давление внутри растёт и есть лишь два варианта: либо наш мир разлетится на осколки и погибнет, либо стенки выдержит и мир когда-нибудь сгниёт в собственной скорлупе. Но если найти направление, не имеющее границ, то мир превратится в ракету и любой избыток людской энергии найдет свой выход и пойдет лишь на пользу. И когда-нибудь мы научимся управлять нашим летящим миром и достигнем иных миров.

Разве может дорога познания, не имеющая конца, быть не интересна?

Фантастика.

Космическая фантастика слишком близка к литературе по космонавтике. Иногда даже бывало, что какое-нибудь Сообщение ТАСС стояло дальше от реальности, чем иной фантастический рассказ. А что касается "старины глубокой", то сплошь и рядом фантастика делала гораздо больше, чем запатентованные изобретения.

Почему фантастика у меня космическая, я думаю, пояснять не надо. Я лучше объясню, почему встречаются и "некосмические" вещи. 1) Иногда мне нужно прочесть хорошую книгу, а книги нет под рукой. Тогда (и только тогда!) я лезу в Сеть и нахожу книгу (далеко не всегда, правда). Когда я её читаю, как-то само-собой получается "вычесывание блох" типа очепяток, а потом уже жалко (если книга хорошая) не поделиться с ней другими. 2) Бывает в древних архивах находится какая-нибудь занятная вещь и просто не хочется обрекать её на забвение. 3) Многих пионеров космонавтики вдохновили романы Жюль Верна или Уэльса. Но вот Шаргея, скажем, привёл в космонавтику "подземный" роман "Туннель". Ну как его не сканировать?

Почему у меня много старой фантастики? У меня есть возможность копаться в старых изданиях - и я не могу пройти мимо наивно-прозорливых вещей докосмических эпох. Всё же это наше славное прошлое.

Стругацкие. Братья сделали много. Я им многим обязан. И хотел бы, чтобы читатели у них не переводились - что я могу сделать ещё? Сразу скажу, что этот раздел - не для рядового читателя, а скорее уж исследовательский. Сам я не стругацковед, я только даю материал. Мне же интересно перечитывать любимых авторов и видеть всякие нюансы изданий. Для всех же прочих читателей, не обремененных жаждой узнать причины разночтений разных изданий, скажу: НЕ ЧИТАЙТЕ С ЭКРАНА, если есть хоть какая-то возможность приобрести книгу. А сейчас не начало 80-х, когда мы обменивались рваной машинописью, и купить можно практически всё. Читать с экрана - это всё равно, что смотреть балет по мобильнику.

А.Стругацкий, Б.Стругацкий.
Повесть «Стажёры»

Где сейчас покоритель Ганимеда капитан Эптон?
Директор компании «Минералз Лимитед».
Кто сейчас знаменитый штурман Сайрус Кэмпбэлл?
Владелец двух крупнейших ресторанов в Нью-Йорке.
Конечно, когда-то их знал весь мир, а теперь они
в тени, но зато раньше они были слугами и шли
туда, куда их пошлют, а сейчас они сами имеют
слуг и посылают их, куда захотят.

Посвящается Майе Глумовой*



*Единственный известный мне
(до выхода в Интернет)
историк космонавтики
(ХХII-начало XXIIIвв. из книг братьев Стругацких)

Историей космонавтики я начал заниматься в школе. Хорошо помню объявление по радио о полёте Гагарина. Мне было 7 лет и это событие на меня не произвело особого впечатления.

Но уже в 1968 г я интересовался вовсю и что-то писал. В день посадки "Аполлона-11" на Луну я получил первую зарплату — 30 рублей, купил бутылку портвейна и разглядывал Луну с раскладушки в огороде. Как известно, лишь СССР и Китай не показали народу репортаж с Луны.

В 1971 г наблюдал посадку "Союза-11", когда погибли космонавты (после выпускного наш класс проводил ночь у костра за городом).

В 1977 г начал писать 1-й черновик некой энциклопедии по космонавтике в 6-ти частях. В те годы это было безнадёжное дело — информации либо не было совсем, либо она была основательно загажена враньём. Запад помогал плохо — журналы приходили без страниц (если там было напечатано что-то нехвалебное о советской космонавтике) и даже такие зубры, как Гэтленд, печатали в своих красочных энциклопедиях большие ляпы.

В ноябре 1995 г с информацией стало настолько хорошо, что решился начать "последний черновик" — рассчитывая в 2001г перейти на компьютер. Это случилось раньше — в новогоднюю ночь 2000 г я впервые вышел в Интернет.

Там оказалось море информации, но изрядно однобокой. Великолепно представлены новости. Хорошо — биографии, описания КА, хронология. Но в целом развитие идёт вширь, а не вглубь.

Меня всегда интересовала судьба космонавтов, особенно до и после их космической карьеры.

Информации тут очень мало, на виду лишь сплетни и скандалы (впрочем, как и у всех "звёзд"). В надежде узнать что-то новое, я и создал этот сайт. Очень надеюсь, что найдутся люди, которые поделятся знаниями и укажут на ошибки.

В основу сайта легла брошюра "Наборы в отряды космонавтов и астронавтов", изданная в апреле 1995г (авторы: В.Семёнов, И.Маринин, С.Шамсутдинов).

Я только обновил её и ввёл 7-ю графу: чем занят космонавт после ухода из отряда?

А потом я дополнил разделом "Экипажи", написал статистику. Чтоб было на что ссылаться, создал библиотеку...

В 2001 году сайт на полтора года прекратил существование — я переехал и остался без телефона.

В 2003 сайт я восстановил на narod.ru, в марте 2004 знакомые перетащили весь сайт на сервер Авиабазы.

С 2004 г. я забросил написанные разделы — неинтересно, на сайте Иванова они написаны лучше, мне за ним не угнаться. И закопался я в архивы. Потому что новости всегда можно прочитать у Железнякова или в "НК", а вот космическую древность можно только в архивах. А они у нас в плачевном состоянии (у кого будут лишние деньги — поддержите библиотеки! А то мы на тюрьмах разоримся.).

А в 2005 решил написать справочник по всяким там АМС, АЛС, ИСЗ.

А в самом конце 2005 я решил отсканить все вещи Стругацких, особенно их старые журнальные варианты — раз уж попадаются в руки те журналы. Хоть порой там нет и слова о космосе и ракетах — это ничего. Человек, который читает Стругацких, неизбежно задумывается о проблемах прогресса, а космос — это наше неотвратимое будущее, и космонавтика — это самый верный показатель прогресса общества.

Ну, и старая фантастика — есть там вещи просто редкие и интересные, которых более нет нигде, но которые надо прочитать хоть раз в жизни, даже если там мало "космического", а порою и нет совсем.

Ну, всё о сайте. Смотрите сами.

О названии

Давным-давно (Дж.Лукас ещё не снимал "Звёздные войны"), я решил написать историю космонавтики.

Разделил всю её на 6 частей и начал с более интересной 4-й части "Люди".

Cпустя несколько лет Дж.Лукас взялся за "Звёздные войны", начав с 4-й части - "Эпизод-IV."

В 1995г я закончил черновики 4-й, 5-й, 6-й части (пилотируемая космонавтика) и приступил к 1-й части.

В 1999г Дж.Лукас выпустил фильм "Эпизод-I" (на мой взгляд, лучший фильм ХХ века) и я, удивившись совпадению, позаимствовал у него словечко "эпизод".

Кстати, "Эпизод-II" мне не понравился. А "Эпизод-III" - вообще мрак и поражает лишь спецэфектами.




О словах

"Я русский и думаю, что читать меня будут прежде всего русские.
Надо, чтобы писания мои были понятны большинству. Я этого желаю.
Поэтому я стараюсь избегнуть иностранных слов: особенно латинских
и греческих, столь чуждых русскому уху."

К.Циолковский

Коротко о терминах.

У меня нигде не встречается слово "астронавт". Считаю его употребление в русском языке столь же нелепым, как называть американских лётчиков флайерами.

Кстати, термин "астронавтика" впервые употребил в декабре 1927г писатель Ж.Рони - старший (брат более известного писателя Рони - младшего). Тогда он был президентом Гонкуровской премии. А ввёл в обиход уже в 1928г РЭП (Эсно - Пельтри)

Слова же "космонавтика", "космонавт" активно внедрял переехавший из Франции в СССР Ари Штернфельд. Это ему в конце концов удалось, но ещё в 1959 в приказах ВВС СССР писали: "... произвести отбор астронавтов..."

И вот ещё:
Также я употребляю слово ровер (вместо луноходов, марсоходов и т.д.) для обозначения колёсных машин, где бы они ни колесили.

Список сокращений, принятых в тексте

а/б - авиабаза
авиац. - авиационный
активн. - активный
АМН - Академия медицинских наук
АН - Академия наук
БО - Береговая охрана
в. - век
ВВС - Военно - воздушные силы
ВДНХ - Выставка достижений народного хозяйства
ВДУ - выносная двигательная установка
ВКД - внекорабельная деятельность
ВКНЦ - Всесоюзный кардиологический научный центр
ВКС - военно - космические силы
ВЛКСМ - Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Mолодёжи
ВМС - Военно - морские силы
ВМФ - Военно - морской флот
ВНИИКЭХ - Всесоюзный НИИ клинической и экспериментальной хирургии
ВПК - Военно - промышленная комиссия
ВПП - Взлётно - посадочная полоса
ВТА - Военно - транспортная авиация
ВЭК - врачебно - экспертная комиссия
г. - город
ГДР - Германская Демократическая Республика
Гражд. - гражданский
ГК - главнокомандующий
ГКБ - головное конструкторское бюро
ГКНИИ - Государственный Краснознамённый НИИ ВВС им.В.П.Чкалова.
ГМВК - Государственная межведомственная комиссия
ГМК - Главная медицинская комиссия
ГШ - главный штаб
ДМ - дойчмарка
Ж - женщина
зав - заведующий
зам - заместитель
ИЗМИРАН - Институт земного магнетизма и радиоволн АН
ИМБП - Институт медико - биологических проблем
им. - имени
ин - т - институт
ИПМ - Ин - т прикладной математики
ИСЗ - искусственный спутник Земли
исп. - испытатель
КБ - конструкторское бюро
КА - космический аппарат
кг - килограмм
КК - космический корабль
КМП - Корпус морской пехоты
космич. - космический
КПСС - Коммунистическая партия Советского Союза
КЦ - космический центр
ЛГУ - Ленинградский государственный университет
ЛИИ - Лётно - исследовательский институт
им. - имени
МАП - Министерство авиационной промышленности.
МГА - Министерство гражданской авиации.
МЗ - Министерство здравоохранения
Минздрав - Министерство здравоохранения
МИРЭ - Московский институт радиотехники и электроники.
МК - Мандатная комиссия
МКС - Международная космическая станция
мл. - младший
млн. - миллион
ММЗ ЛИ
ММИ - 1 - й Московский медицинский ин - т
МО - Министерство обороны.
МОМ - Министерство общего машиностроения.
МОНИКИ - Московский областной научно - исследовательский ин - т
Нац. - национальный
н/в - настоящее время.
НИИ - научно - исследовательский институт
НИИТП - научно - исследовательский ин - т тепловых процессов
НКАУ - Академия Украины
НПО - научно - производственное объединение
НПОЭ - научно - производственное объединение "Энергия"
ОКС - орбитальная космическая станция
ОКБ - опытно - конструкторское бюро
ОЛБ - Орбитальный лабораторный блок
ОКП - общекосмическая подготовка
ОПН - отсек ПН
ПВО - Противовоздушная оборона
ПН - полезная нагрузка
п/п - по порядку
РАКА - Российское авиационно - космическое агентство
РАН - Российская академия наук
РВСН - Ракетные войска стратегического назначения
РКА - Российское космическое агенство
РККЭ - Ракетно - космическая корпорация "Энергия"
РН - ракетоноситель
РФ - Российская Федерация
СМ - совет министров
см - сантиметр
СОИ - стратегическая оборонная инициатива
Спец. - специалист
СССР - Союз Советских Социалистических Республик
СТУ - стыковочный узел (стыковочное устройство)
сут - сутки
США - Соединённые Штаты Америки
ТКС - транспортный корабль снабжения
ун - т - университет
т.к. - так как
т.о. - таким образом
тыс. - тысяч
ФК - Федерация космонавтики
ФРГ - Федеративная Республика Германии
ЦВНИАГ - Центральный военный научно - исследовательский авиационный госпиталь
ЦК - Центральный Комитет
ЦКБМ - Центральное КБ машиностроения (с 1984 - НПО Машиностроения)
ЦКБМФ - филиал ЦКБМ
ЦКБЭМ - Центральное КБ экспериментального машиностроения (с 1974 - НПО "Энергия", с 1994 - РКК "Энергия")
ЦН - целевой набор
ЦПК - Центр подготовки космонавтов
ЦРУ - Центральное разведывательное управление
ч - час
ШК - шлюзовая камера
шт. - штат
ЭО - экспедиция основная
ЭП - экспедиция посещения
ЮАР - Южно - Африканская Республика
ASI - Итальянское космическое агентство
ATLAS - геофизическая программа США
BSA - Бразильское космическое агенство
CNES - Национальный центр космических исследований Франции
CNN - американская телекомпания
CSA - Канадское космическое агентство
DARA - Германское космическое агенство
DLR - Германский научно - испытательный центр по авиационным и космическим проблемам
EOM - геофизическая программа США
ESA - Европейское космическое агентство
ESTES - европейский космический центр
EVA - ВКД
GPS - спутниковая навигационная система
KBS - южнокорейская телекомпания
MMU - установка для передвижения космонавта в открытом космосе
MOL - ОКС ВВС США
MSE - программа ВВС США
NASA - Национальное агентство США
NASDA - японское космическое агентство
NASP - программа создания американского космического самолёта
JPL - Лаборатория Реактивного движения в Посадене
ROSA - Румынское космическое агенство
SLS - программа медицинских исследований США
STS - космическая транспортная система (а проще - Шаттл)
TSS - программа привязного ИСЗ

Также я хотел бы показать своё истолкование некоторых слов

КА - аппарат, предназначенный для полётов в космосе. ("ФАУ-2" и прочие баллистические ракеты под это определение не попадают. И это должен быть именно аппарат, а не болванка, коих предостаточно. Но четкого разделения здесь нет.)
КК - КА, предназначенный для пилотируемых полётов в космосе ("Прогрессы", всяческая суборбитальная техника сюда не вписывается.)
Космический полёт - полёт в космосе с космической скоростью. Под космической скоростью я понимаю скорость не меньшую, чем орбитальная для данной высоты (направление неважно). Космический полёт может быть также неудачным - когда целью полёта предполагался выход на орбиту, но это не было выполнено. В самом деле, в статистике продолжительность полёта измеряется от момента старта, а в то же время полёты "Союза-18-1" и "Челленджера" 51L за полёты признаётся не всеми. Неудачным космическим полётом я считаю и произошедшее с "СоюзомТ-10А". Всё-таки старт был, пусть только и САС. Да и по логике вещей, если начат обратный отсчёт, старт можно задержать, отменить или он обязан состояться. Будем считать, что он состоялся! (и даже раньше намеченного)