Баллистическая ракета "ФАУ-2"

Научные исследования как процесс имеют одно чрезвычайно любопытное свойство. Начало работ в каком-либо направлении, зачастую носящее инициативный характер, практически всегда затрагивает массу других направлений, на первый взгляд, никак между собой не связанных. Много сотен лет назад в Китае изобрели порох, с использованием которого производились петарды для красочных салютов. А спустя некоторое время, попав в Европу, эта легковоспламеняющаяся смесь привела к изобретению огнестрельного оружия. Сегодня ни один исследователь не может с уверенностью сказать, где и когда впервые придумали колесо и кто впервые применил колесную повозку. Но уже на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков на нее установили двигатель внутреннего сгорания и появился первый автомобиль. Причем на основе этой конструкции возникли не только современные машины различного назначения, но и самолеты. Первоначально автомобильная конструкция двигателя была использована в качестве силовой установки аэроплана.

Но конструкторская мысль не оставила без внимания и древние петарды. Их привлекательность была несомненна. При малых геометрических размерах и низкой стоимости производства петарды, теоретически, тоже могли получить определенное военное применение. Проблема заключалась в ненадежности их работы. В качестве топлива применялся обычный дымный порох с неуправляемым процессом горения, пригодный для огнестрельного оружия, но не обеспечивающий сколько-нибудь приемлемой стабильности тяги, что не позволяло провести надежный расчет аэродинамических параметров конструкции в целом. Тем не менее ученые в разных странах начали задумываться над теоретической проработкой данного вопроса.

Волна всевозможных открытий в науке и технике конца XIX— начала XX века, кроме чисто практических результатов, вызвала к жизни еще и такое явление, как моду на всякого рода фантастические идеи. Собственно, весь жанр фантастики был порожден именно пьянящим духом того времени. Большую роль в этом сыграл только-только появившийся тогда кинематограф. Кроме мелодрам и опереточных детективов, кинокомпании стали снимать фантастические ленты, основанные на предположении «как бы это могло быть». Например, как люди смогли опуститься на дно океана или полететь в космос. Хотя бы на Луну. В частности, в 1929 году немецкий кинорежиссер Фриц Ланг из достаточно известной германской мастерской UNIVERSUM FILM A.G. (UFA) снимал фильм «Женщина на Луне». Для достоверности происходящего на экране в процессе съемок возникла необходимость в создании хотя бы небольшой, но действующей модели ракеты. Кинокомпания финансировала исследования, а группа достаточно известных энтузиастов взялась за разработку жидкостного ракетного двигателя.

В 1930 году Рудольф Небель, Клаус Ридель и группа конструкторов сконструировали первую ракету, получившую название «Mirak», что являлось сокращением от полного наименования «Minimumrakete». В этой группе работал тогда еще никому не известный молодой инженер барон Вернер фон Браун. У них получилась простая ракета с двигателем на жидком топливе. В сентябре 1930 года был произведен ее первый запуск на стрельбище Рейхсвера в Рейникендорфе, в предместье Берлина. И вряд ли кому-нибудь приходило в голову, что получится из этой идеи в самом скором будущем.

Несмотря на всю несерьезность отношения к кинематографу, ракета как перспективное техническое устройство была замечена некоторыми дальновидными инженерами. Сама по себе «Minimumrakete» являлась не более чем красивой игрушкой, но она дала ответ на важнейший вопрос о принципиальной возможности создания подобной конструкции.

Так как киностудию интересовало лишь получение ограниченного количества образцов только для съемок специальных эффектов, то она не стала оплачивать дальнейшую работу инженерного коллектива. Чтобы найти другие источники финансирования, энтузиасты попробовали заинтересовать военных. Для этого Рудольф Небель добился разрешения организовать показ ракеты «Repulsor», являвшейся результатом развития конструкции «Minimumrakete», летом 1932 года на армейском полигоне в Куммерсдорфе, около Берлина.

Хотя «Repulsor» успешно пролетела около двух километров, в качестве боевого оружия она не произвела большого впечатления. Ее траектория была произвольной, что не позволяло поразить с ее помощью какую-либо цель. Тем не менее показ продемонстрировал перспективность исследований в области создания ракет с жидкостным реактивным двигателем. Тем более, что попытка сконструировать ракетный снаряд для доставки боевых отравляющих веществ на дальность около 8 километров закончилась неудачей, что послужило поводом для прекращения работ по данному проекту.

На показе присутствовали майор Риттер фон Хорстиг и капитан Вальтер Дорнбергер, отвечавшие за замороженную программу. Показатели, продемонстрированные ракетой «Repulsor», позволили им добиться разрешения начать разработку ракеты большой дальности на основе жидкостного реактивного двигателя. Однако возникло другое препятствие. Полковник Карл Беккер, шеф департамента вооружения в то время, выдвинул следующее требование: если люди работают на военную промышленность, то эти работы должны вестись в обстановке строжайшей секретности, а это может гарантировать лишь полная изоляция персонала и подписание штатскими соответствующих обязательств. Так как эти условия, по-видимому, оказались чрезвычайно строгими, то из всего коллектива энтузиастов, начавших исследования, на них согласился только один Вернер фон Браун. В то время он учился на военной кафедре Берлинского университета, где позднее защитил докторскую диссертацию, тематика которой касалась ракет с жидкостными реактивными двигателями. Он был образцовым студентом и позднее был зачислен в группу под руководством капитана Дорнбергера. В двадцать лет фон Брауна назначили руководителем Versuchstelle West — одного из подразделений на полигоне в Куммерсдорфе. Постепенно к нему присоединились другие специалисты, получившие позднее неофициальный титул «отцов оружия Фау». Среди них был инженер Вальтер Ридель. Возглавляя Versuchstelle West, Вернер фон Браун зарекомендовал себя не только талантливым ученым, но и выдающимся организатором.

Первым «военным» проектом фон Брауна был мощный ракетный двигатель, работавший на 70%-ном водном растворе этанола и жидком кислороде. Однако проектное значение тяги в 300 килограммов не было получено, а сам двигатель взорвался во время стендовых испытаний. Тем не менее для продолжения программы исследований требовался работающий вариант силовой установки, поэтому фон Браун построил при помощи фирмы HEILANDT, уменьшенную модель с тягой всего в 20 килограммов. Испытания этого образца прошли без проблем. Анализируя причины взрыва первого образца, другой ученый, Артур Рудольф, сконструировал улучшенную модель. Образец выполнили из меди. На стендовых испытаниях он, проработав 60 секунд, развил максимальную тягу 330 килограммов. Полученные опытные данные позволили группе быстро внести необходимые изменения в первоначальный проект и тем самым обеспечить необходимые условия для создания первой немецкой баллистической ракеты.

Следует отметить, что столь выдающиеся результаты были достигнуты еще задолго до начала Второй мировой войны и тем более задолго до того, как Третьему Рейху понадобилось «Оружие возмездия» и были сформулированы требования к нему. Просто многие немецкие инженеры и конструкторы стремились как можно быстрее восстановить величие Германии, лежавшей в руинах после военного поражения на фронтах Первой мировой войны и находящейся в политической изоляции.

Несмотря на многообещающие успехи коллектива фон Брауна и получение перспективных образцов, широкая общественность в Германии, и тем более за ее пределами, оставалась в неведении. Это объяснялось несколькими обстоятельствами. Условия Версальского договора не только жестко ограничивали численность и состав немецких вооруженных сил, но и прямо запрещали разработку или закупку современных видов оружия. Дошло даже до того, что немецкие военные летчики числились курсантами школ планеризма, а многие из них даже в тайне обучались на секретных авиабазах в Советском Союзе. Поэтому Рейхсвер был вынужден окружать свои действия завесой секретности. Тем более, что и внутри страны гражданское население негативно относилось к своим военным, возлагая на них всю вину за недавнее поражение и раздел страны. К тому же результаты ракетных исследований дошли до той стадии, когда могли достаточно быстро вылиться в высокоэффективное оружие большой мощности, равного которому не было ни у одной страны мира. Общая численность команды фон Брауна, на 1934 год, составляла всего пятьдесят человек, что позволяло обеспечить воистину драконовские меры секретности, сквозь которые не проникала никакая информация. Поэтому ни секретная служба Великобритании, ни Управление внешней разведки НКВД СССР — самые могущественные разведывательные службы того периода — даже не подозревали о существовании у немцев ракетной программы. Хотя немцы уже сконструировали баллистическую ракету А-1 («Agregat-1»), а вскоре и ее улучшенную версию — А-2. Они имели стартовую массу 150 килограммов, длину — 1,4 метра и тягу двигателя — 300 килограммов.


Баллистическая ракета А-4, известная как «Фау-2»

На острове Боркум в Северном море был организован небольшой ракетный полигон, с которого в декабре 1934 года, были запущены два экземпляра ракеты А-2. Во время испытаний они достигли высоты в 2200 метров. Это были первые ракеты, оборудованные гироскопической системой стабилизации направления, что позволяло обеспечить приемлемую точность попадания.

Самым курьезным является то, что все работы над баллистической ракетой велись под эгидой Артиллерийского Управления Рейхсвера. Немецкие военные полагали, что тем самым они создают более современный аналог дальнобойной пушки крупного калибра, с помощью которой кайзеровские войска, во время Первой мировой войны, обстреливали Париж за 120 километров. Именно к такому заключению пришли Беккер и Дорнбергер после пристального анализа результатов испытаний. Весьма вероятно, что именно тогда появилось рабочее обозначение А-4 и были сформулированы общие технические требования к этой ракете. Так как накопленный опыт не гарантировал успеха при создании настолько большой ракеты, то было принято решение сначала построить уменьшенный образец, названный А-3. Испытания этой ракеты проходили на новом полигоне на острове Грейфсвальдер Ойе в Балтийском море. А-3 весила 750 килограммов и имела длину 7,7 метра. В декабре 1937 года немцы провели серию испытательных пусков с использованием нового трехосевого управляющего гироскопа и тем же самым двигателем, конструкцию которого успели хорошо отработать.
Предпусковая
подготовка
ракеты А-4

Так как потенциальные ресурсы А-3 были полностью исчерпаны, а сами принципиальные решения опробованы, то дальнейшие эксперименты было решено не продолжать, а пойти дальше. С 1938 по 1941 год коллектив фон Брауна сконструировал, построил и активно испытывал следующий промежуточный вариант конструкции А-4 — баллистическую ракету А-5, конечная версия которой имела массу 1300 килограммов и достигла высоты 13 000 метров. Установленный на нее двигатель разгонял А-5 до скорости, близкой к скорости звука. Это являлось важным этапом на пути к решению главной задачи, даже по той простой причине, что обычное увеличение геометрических размеров всех элементов конструкции практически повсеместно приводило к возникновению новых, не встречающихся на меньших ракетах, проблем, связанных хотя бы даже с изменением распределения динамических нагрузок на элементы фюзеляжа, двигателя и других систем.

Так как имеющиеся артиллерийские наспех переоборудованные полигоны и крохотные опытные площадки на островах в Северном и Балтийском морях уже не удовлетворяли потребности разросшегося проекта, то в апреле 1936 года было принято решение построить большой специализированный полигон на острове Пенемюнде на Балтике. Дело в том, что ракетная программа вообще и проект А-4, в частности, на самом деле представляли собой лишь самую вершину айсберга. Новые конструкции требовали ускоренного развития множества сопутствующих, смежных и взаимосвязанных областей науки и техники. Так, высокие скорости полета вызывали сильный нагрев обшивки ракеты, прежде всего ее носового обтекателя, что вынуждало искать новые термостойкие, но технологичные материалы. Разработка систем наведения требовала совершенствования знаний в области точной механики, гироскопов, электроники, радиосвязи и многих других. Причем все эти новинки требовали практических испытаний для определения степени достоверности вновь созданных расчетных методик, математических моделей и выбранных концепций. Все это было просто невозможно без нового, оснащенного по последнему слову техники полигона. На него было выделено двадцать миллионов рейхсмарок, и спустя двенадцать месяцев специалисты-ракетчики уже перебрались на новый объект. Пенемюнде стал основным центром ракетных исследований Третьего Рейха, а численность научного и вспомогательного персонала к 1943 году возросла с 50 человек до 15 000.

Коллектив под руководством Вернера фон Брауна добился весьма значительных результатов, что породило серьезные надежды на достаточно скорое получение законченного образца нового оружия, пригодного для принятия на вооружение. К тому времени Третий Рейх вторгся в Польшу и победоносно начал очередную кампанию, которая в самом ближайшем будущем превратится во Вторую мировую войну. Несмотря на все политические маневры Адольфа Гитлера, ему не удалось привлечь на свою сторону туманный Альбион, и руководство страны сделало ставку на решение территориальных и экономических вопросов с позиции силы. Таким образом разработке новейших образцов вооружений стало придаваться особое значение.

Однако германская империя получила в противники Англию — страну, защищенную от ударов Вермахта широкой водной преградой в виде пролива Ла-Манш, неприступного для немецких танков. Кригсмарины адмирала Редера, даже обладая лучшим в мире подводным флотом, были не в состоянии уничтожить многочисленные британские военные корабли. Им оказалось даже не по силам обеспечить высадку в Южной Англии немецкого морского десанта, как того желал фюрер в 1940 году. Поэтому руководство страны было готово финансировать любой достойный проект, если его результаты могли дать в руки Гитлера оружие, способное нанести Великобритании ощутимый урон с территории континентальной Европы.

Ракетный проект А-4 как раз и предоставлял такую возможность. Потенциально он сулил, в случае успеха (несомненно скорого), получение такой системы, которая сможет доставлять с приемлемой точностью до 1000 килограммов сильнодействующего взрывчатого вещества к объектам, удаленным от места старта более чем на 250—300 километров. Для эпохи, в которой расстояние стрельбы в 100 километров (а ракеты тогда считали следующим естественным эволюционным этапом развития дальнобойной ствольной артиллерии) считалось сверхдальним, а вес снаряда в 200—300 килограммов — сверхтяжелым, возможность метко забросить сразу целую тонну взрывчатки за 300 километров казалось фантастикой. При этом размеры расходов на научные исследования и опытно-конструкторские работы не играли особой роли. Третий Рейх обладал богатейшим опытом по налаживанию крупносерийного производства чего бы то ни было — от самолетов до подводных лодок, а массовое производство всегда приводит к значительному удешевлению конечного продукта. К тому же в Германии уже существовало Министерство по делам восточных территорий, с момента оккупации Польши приступившее к реализации планов по освоению колонизируемых земель. Таким образом, ученым оставалось лишь проторить путь, создать действительно пригодную конструкцию, которую можно будет передать в производство и поставить в войска.

Провал «Битвы за Англию» сильно разозлил Гитлера и заставил его обратить свой взгляд не только на совершенствующиеся уже готовые системы, но и на перспективные работы, с помощью которых он бы мог отомстить Уинстону Черчиллю за нанесенное немецкой нации оскорбление. Такой фантастический проект, как проект фон Брауна в Пенемюнде, просто не мог остаться без внимания. Получив статус «Оружие возмездия» (с присвоением индекса V — «Фау»), он одновременно получил широкое финансирование, но тем самым попал под жесткий прессинг военных, требовавших скорейшей отдачи. С этого момента перед учеными поставили условие: к сентябрю 1941 года ракета А-4 должна быть полностью готова к началу массового производства. Еще летом 1940 года Верховное командование Вермахта приступило к проработке плана нападения на СССР (плана «Барбаросса»), вчерне планировавшегося на весну — лето 1941 года, что требовало задействовать основные силы на Востоке, тем самым ослабив Запад. Чтобы не оказаться втянутым в войну на два сухопутных фронта, чего более всего боялся Гитлер, Третий Рейх желал иметь к этому времени «большую дубинку», с помощью которой можно было парой ударов «сломать хребет старому британскому льву».

Столь жестко поставленные сроки заставили отложить в сторону окончание всех промежуточных вариантов (А-3 и А-5), тем более, что они выполнили свою задачу, и конструкторы достаточно четко представляли способы достижения поставленной перед ними цели. Одним из самых сложных моментов, требовавших первоочередного решения, являлось совершенствование двигателя, так как большинство аварий при испытаниях происходило именно по его вине. Весь проект баллистической ракеты родился из самого первого, почти шутейного, маломощного то ли двигателя, то ли его масштабной действующей копии. Ведь что такое ракета? Это обычный металлический контейнер большого размера, для снижения воздушного сопротивления имеющий аэродинамическую обтекаемую форму. По сути, это тот же снаряд, только большой. Выстрелить им из пушки невозможно. Технология не позволяет построить пушку, способную пережить хотя бы один такой выстрел. Не говоря уже о проблемах с отдачей, потерей скорости в полете и массе прочих трудностей. Хотя внутри ракеты присутствуют практически все компоненты пушечного снаряда: заряд и взрыватель. Если нельзя придать ускорение ракете извне, то почему бы не сделать это изнутри? В случае создания достаточно мощного и достаточно компактного двигателя, его можно разместить в самой ракете. Не важно, что он проработает всего ничего, несколько десятков секунд. Этого достаточно для придания ракете необходимого ускорения, чтобы направить ее по баллистической траектории (отсюда и происходит общее название данного класса ракет) в район цели. Еще никому не удавалось перехватить в полете артиллерийский снаряд. Стало быть ракета, летящая с такой же, или даже большей, скоростью, независимо от собственного размера также неуязвима для противника. Тем более, что высокие скорости означают предельно малое подлетное время, не оставляющее жертве ни малейшего шанса.

Однако, в отличие от снаряда, предполагаемая дальность стрельбы баллистической ракетой делает невозможным корректировку попаданий старыми артиллерийскими способами, основанными на определенных математических расчетах, из-за слишком большого количества влияющих на полет факторов. Поэтому, параллельно с работами по силовой установке, в Пенемюнде совершенствовались системы управления ракетой. На основе созданных в это время улучшенных гироскопов была сконструирована новая система точного определения положения ракеты в пространстве, что являлось первым шагом к успеху. Также разрабатывалась радиолокационная, в том числе и радиокомандная, система управления полетом. В связи с предполагаемой максимальной высотой траектории на уровне стратосферы и более проводилась отдельная программа распространения радиоволн в верхних слоях атмосферы, на границе с космосом. Кроме того, был сконструирован первый цифровой баллистический вычислитель, способный не просто механически выполнять некий набор операций, не зависящий от внешних условий, но и чутко реагировать на них. А также был разработан новый метод анализа аэродинамических данных и множество других систем. Приоритет программы способствовал тому, что к прямым и косвенным исследованиям в ее рамках было привлечено около 200 тысяч человек.

Чтобы обеспечить гарантированную продолжительность работы на максимальной тяге двигателя, возникла необходимость создания надежной турбины для подачи в камеру сгорания этанола и жидкого кислорода. Требовалось некое устройство, достаточно портативное, чтобы уместиться на борту ракеты без ухудшения ее массогабаритных характеристик, и способное стабильно работать в течение длительного времени. Первоначально предлагалось обеспечить привод турбины за счет газового пиротехнического генератора, состоящего из насоса, приводимого в действие струёй отдельного маленького реактивного двигателя. Однако весьма важной проблемой оказалась ограниченная способность компрессора длительное время работать под сильным разрушительным воздействием высокого давления горячих газов. В конечном итоге был сконструирован так называемый «холодный» газовый генератор, работающий на том же принципе, что и катапульта самолета-снаряда «Фау-1». Для получения высокого давления в ее конструкции использовалась реакция каталитического разложения перекиси водорода. Сконструированная по этому принципу турбина, имевшая диаметр всего 47 сантиметров, обеспечивала мощность 460 лошадиных сил. Это изобретение было сделано на заводах HWW в Килонии попутно с проведением работ над новыми приводами для торпед. В принципе, задачи двигателя торпеды и баллистической ракеты во многом сходны. В обоих случаях требуется очень маленькое и легкое устройство, способное относительно длительное время обеспечивать максимально большую мощность.

Так как многое, если не все, в Третьем Рейхе происходило в зависимости от настроения фюрера, то его расположение духа играло ключевую роль. Фон Браун заинтересовал вначале Гитлера своей ракетой, что вылилось в получение поддержки практически по любому вопросу. Однако симпатии — понятие проходящее. Не получив в ожидаемые сроки желаемую игрушку, Гитлер, совершенно не представляя истинного значения баллистических ракет, увлекся другой новой идеей — получением бомбардировщиков дальнего действия, что значительно охладило интерес гитлеровской свиты к работам в Пенемюнде. Ракете трудно было конкурировать с бомбардировщиком, способным нести гораздо более разнообразное вооружение и имеющим более высокую грузоподъемность. В связи с подобными перипетиями руководству Пенемюнде пришлось уволить около тысячи сотрудников, внезапно оказавшихся лишними. Однако работы по усовершенствованию А-4 не были приостановлены. Не взирая на новое страстное увлечение фюрера, проект поддерживался многими видными высокопоставленными чиновниками Третьего Рейха, кем-то из практических соображений, а кем-то и из чисто финансовых. К тому моменту, когда настроения Гитлера опять переменились, проект А-4 уже достиг того состояния готовности, что мог без труда конкурировать с другими работами, в том числе и с крылатой ракетой Fi-103.

Первый опытный старт экспериментального образца ракеты А-4 был назначен на начало марта 1942 года. Старт состоялся, но его результаты не внушили оптимизма. В двигателе опять возникли неполадки, и первое испытание закончилось взрывом, уничтожившим опытный образец. Налет крупного соединения английских бомбардировщиков на Пенемюнде 17-18 августа 1942 года вынудил инженеров перенести все работы на специально созданные подземные объекты. К тому времени удалось закончить практически всю документацию и начать серийное производство агрегатов, что позволило не прерывать программу летных испытаний. Несмотря на явную незавершенность проекта, руководство страны планировало выпускать уже в первые месяцы 1943 года (в январе и феврале) по 50 ракет, а в дальнейшем поднять этот показатель до уровня 300— 1000 ракет ежемесячно. Планы, естественно, были совершенно нереальные, однако проведенная подготовка производства значительно облегчила быстрый монтаж новых образцов для дальнейших испытаний.

Пока фон Брауну по-прежнему не везло. Старты двух прототипов, V-2 и V-3, опять закончились взрывами спустя несколько десятков секунд после взлета. В первом случае (июль 1942 года) причиной послужило разрушение камеры сгорания двигателя. А во втором (август 1942 года) произошел сбой в подаче топлива. Однако третий прототип оказался более удачным, так как ракета успела развить скорость, превышающую скорость звука.

В связи с необходимостью доводки конструкции запуск четвертого прототипа ракеты А-4 состоялся лишь 3 октября 1942 года. Это был первый и в течение долгого времени единственный испытательный полет, закончившийся полным триумфом. Во время испытаний ракета поднялась на максимальную высоту - 60 километров, при этом пролетев около 200 километров по горизонтали. Двигатель работал 61 секунду в штатном режиме. Скорость полета в конечной фазе составляла 1200 метров в секунду, что равняется 3,75 скорости звука (!). Этим полетом фон Брауну удалось продемонстрировать даже самым законченным скептикам, что выбранный им путь, в целом, верен, и все дело лишь в отработке нескольких конкретных конструктивных решений.

Так как все работы проводились в глубокой тайне, многие из них были рассредоточены по огромной территории Рейха, и каждый руководитель всячески стремился принизить свои неудачи и завысить успехи, то Министерство вооружений не имело действительно четкой картины происходящего, не могло составить план расхода средств и план расхода ресурсов. Поэтому в скором времени при министерстве Шпеера была организована специальная комиссия, задачей которой было наблюдение за исследованиями, производством и использованием «Оружия возмездия». В ее состав входили представители Артиллерийского Управления, Министерства авиации и участвующих в производстве фирм. По итогам первых выводов комиссии был сформулирован действительно реальный план производства, который на период 1943 года учитывал все влияющие факторы, в том числе и сроки подготовки персонала. Увеличение объема выпуска ракет оценивалось, начиная с пяти штук в апреле 1943 года, до десяти, двадцати, сорока, шестидесяти, ста пяти, двухсот, четырехсот и семисот экземпляров ежемесячно.

Третий Рейх, страдая гигантоманией, не желал начинать применение имевшегося варианта А-4 разрозненными и редкими пусками. Гитлер лелеял мечту накопить достаточно большое количество баллистических ракет и обрушить их на Англию. С одной стороны, это должно было (по замыслу) одним махом разрушить все британские промышленные центры. С другой — привести англичан в ужас и склонить к заключению с Германией сепаратного мира, что значительно развязывало руки в борьбе против СССР. Тот факт, что на конвейер пошел, в общем-то, сырой проект, сильно не беспокоил. Ракета была модульной, что позволяло в случае создания более удачного варианта заменить в уже имеющейся ракете менее надежный узел на более совершенный. Вся производственная программа баллистических ракет А-4 была распределена между двумя крупными подрядчиками: завод ZEPPELIN в Фридрихсгаффене; завод HENSCHEL в Вейнер-Нойштадте.

В силу того, что на эту программу были затрачены огромные средства, конкуренция шла не только среди ученых, но и среди подрядчиков, вокруг проекта создалась достаточно нервозная обстановка. К тому же «Фау-2» все еще не была готова к производству, что могло обернуться сворачиванием проекта, либо переводом его на «голодный паек», так как четвертый год войны значительно подысчерпал финансовые и сырьевые запасы Германии. По этой же причине Шпеер, как человек отвечающий за производство вооружений Третьего Рейха, послал в Пенемюнде своего полномочного представителя, профессора Карла Крауха. В его задачу входила оценка реальной ситуации, сложившейся во всех ракетных программах, так как все они обещали скорое получение чуть ли не звезд с неба в самое ближайшее время, но продолжали поглощать огромные дефицитные материальные и финансовые ресурсы без сколько-нибудь заметного результата. А Шпеер уже был вынужден отчаянно маневрировать ресурсами страны для обеспечения потребностей ее армии, авиации и флота. Обладая чрезвычайно широкими полномочиями, Карл Краух вмешивался практически во все проекты, испытывавшиеся в то время на полигоне, среди которых были не только баллистическая ракета А-4, крылатая ракета Fi-103, но и реактивный истребитель Messerschmitt Me-163, а также ракета класса «земля-воздух» «Wasserfall». Это не улучшало обстановку и даже вносило дополнительную нервозность.

Не менее огромные сложности в доводку многих проектов вносила гигантомания высшего нацистского руководства. В то время, как еще не были закончены работы по проекту А-4 — ракеты с боеголовкой весом до одной тонны, Вернер фон Браун получил от Гитлера «пожелание», равносильное прямому приказу, создать в кратчайшие сроки новую ракету с боеголовкой весом до десяти тонн. Фюрер был вдохновлен показанным ему цветным хроникальным фильмом об удачном испытании «Фау-2» и считал, что все работы уже закончены, а конструкторы, по своей извечной привычке, совершенно безосновательно затягивают сроки, ковыряясь в третьестепенных мелочах.

Во время этого полета, состоявшегося 26 мая 1943 года, ракета продемонстрировала рекордную дальность 265 километров и упала «всего» примерно в 5000 метров от расчетной цели. Просмотрев этот фильм, фюрер пришел в восторг и присвоил Дорнбергеру, курировавшему программу, звание генерал-майора, а Вернеру фон Брауну — титул профессора. Под впечатлением от столь выдающегося успеха, Гитлер тут же приказал удвоить производственные планы до двух тысяч баллистических ракет ежемесячно, что оказалось абсолютно невозможно реализовать в связи с уничтожением британской авиацией заводов ZEPPELIN и HENSCHEL.

Ситуацию спасло гигантское объединение Mittelwerk, где на конец сентября 1943 года для нужд производства «Оружия возмездия» работало три тысячи заключенных из лагеря Нордхаузен, а спустя год эта цифра увеличилась до тринадцати тысяч. Дополнительное подземное производство было начато на двух объектах в районе Нейдерзахсверфен около Лехштена, где работали, в основном, заключенные из Бухенвальда и Дернау, а также на других объектах.

Параллельно с этими работами началось активное обучение обслуживающего персонала. В Кёзлине была сформирована ракетная школа, в которой не только офицеры, но и солдаты проходили подготовку по шестинедельному курсу. В основном программа предусматривала теоретическое обучение, а для наработки практических навыков части СС заняли бывший артиллерийский полигон Войска Польского, расположенный в 150 километрах на северо-восток от города Краков, и переоборудовали его. К октябрю 1943 года на базе этого полигона были сформированы два артиллерийских полка, каждый из которых насчитывал шесть ракетных батарей, обслуживающих по три мобильных стартовых платформы. Расположение полигона вне зоны интереса союзнической авиации гарантировало определенную безопасность. Однако во время пробных пусков эсэсовская охрана не могла обеспечить надежную изоляцию точек падения ракет, и польские партизаны часто получали возможность собирать обломки для переправки их в Англию. Это чрезвычайно сильно беспокоило службы, отвечающие за режим секретности. Неоднократно предпринимались попытки ужесточения мер безопасности, которые давали лишь незначительный временный результат. Однажды дошло до того, что за дело взялся шеф гестапо Генрих Гиммлер. К нему в штаб-квартиру был приглашен сам Вернер фон Браун, имевший с 1940 года звание штурмбанфюрера СС, что соответствовало армейскому званию майора. Следует помнить, что по традиции Третьего Рейха многие высокопоставленные или особо ответственные работники автоматически получали высокие звания, чаще всего эсэсовские, согласно не афишируемой, но неукоснительно соблюдаемой негласной табели о рангах.

И при всем этом приходится признать, что Великобритания на самом деле располагала весьма поверхностной информацией о фактическом положении дел у немцев и точном расположении их важнейших объектов. Даже налет на Пенемюнде был спланирован из рук вон плохо. Значительные разрушения, произведенные на полигоне, произошли, в основном, только из-за огромной численности задействованных сил. На самом деле около 80 процентов сброшенных бомб вообще упало за пределами ракетного полигона, не причинив никакого вреда. Хотя немцам и пришлось заняться перебазированием производственных и исследовательских подразделений из опасения повторного налета с большими шансами на успех. А вся испытательная инфраструктура была оставлена и продолжала успешно функционировать.

Все это время проект, ожидаемый войсками, продолжал совершенствоваться. В процессе этих доработок были внесены значительные изменения в конструкцию ракеты А-4, что привело к возникновению новой ее версии — А-4С. Это сопровождалось новым приступом безосновательной эйфории в верхних эшелонах власти с соответствующими корректировками задач германской промышленности. Очередной «утвержденный» план выпуска баллистических ракет в декабре 1943 года предусматривал производство уже 200 экземпляров, а в первом квартале 1944 года — ежемесячно 300, 600 и 900 ракет соответственно. Этот проект также остался не выполненным, так как до конца января 1944 года едва было выпущено 56 ракет.

Ко всему прочему, экземпляры, выходящие с конвейера MITTELWERK, не были до конца укомплектованы. Не доставало части электрического оборудования, которое с запозданием монтировалось на заводе DEMAG в Фалькензее около Берлина. Также отсутствовали боеголовки, которые предполагалось устанавливать позднее, лишь перед стартом. Первая же выпущенная серия показала существование важных технологических недоработок. В магистралях высокого давления зачастую существовали негерметичные участки, многие установленные детали оказывались частично повреждены. Это было своего рода ценой за попытку гнать вал, невзирая ни на что, и за использование на некоторых участках технологического процесса труда заключенных, постоянно саботирующих производство немецкого оружия.

Нужно отдать должное узникам концентрационных лагерей Третьего Рейха, сумевших организовать сопротивление даже в тех чудовищных условиях, в которых они оказались. Диверсии и преднамеренный брак сопровождали труд каторжников не только в проекте «Фау-2». Практически все, с чем соприкасались руки заключенных, не могло считаться надежным и нередко отказывало в самый ответственный момент, срывая не только исследования и опытные работы, но даже и боевое применение уже вроде бы надежно отработанных систем. Таким образом, выпущенные ракеты первой серии являлись совершенно не годными и в дальнейшем не применялись, хотя в германской отчетности они продолжали фигурировать как совершенно боеготовые.

Несмотря на все труды, «Фау-2» в прямом смысле слова проиграла соревнование с «Фау-1». Находясь под впечатлением боевого применения Fi-103, Гитлер приказал увеличить темпы промышленного производства этих ракет за счет А-4. Надо сказать, что это было не просто спонтанное решение малосведущего, но облеченного огромной властью человека. Среди его окружения оказалось достаточно много высокопоставленных чиновников разного ранга, также полагавших, что на данном этапе для Германии куда важнее сиюминутное обладание более или менее законченной крылатой ракетой средней мощности, чем неким баллистическим чудом в достаточно отдаленной перспективе.

Хотя, например, министр вооружений Третьего Рейха Альберт Шпеер продолжал поддерживать проект А-4 и настаивать на продолжении его финансирования, невзирая на то, что программу производства баллистических ракет сократили до 150 штук ежемесячно. Как ни странно, но много позднее, после краха гитлеровской Германии и длительного тюремного заключения по приговору Нюрнбергского трибунала, в своих мемуарах он признает этот свой шаг ошибочным во всех отношениях. Германия потратит время и огромные деньги на проект, который так и не даст желаемых результатов, в то время, как практически завершенные зенитные управляемые ракеты не пойдут в серию из-за недостатка промышленных мощностей, денег и внимания.

Несмотря на столь заметно ухудшившиеся условия, коллектив фон Брауна продолжал заниматься доводкой конструкции, причем она сопровождалась постоянными, хотя и не достаточно стабильными, успехами. За это время ракета продемонстрировала увеличение дальности полета с 240 до 320, а позднее и до 470 километров. Правда, многие улучшения были «куплены» ценой ослабления других параметров, впрочем не столь уж и значительным. Так, например, вес боеголовки был снижен с 1000 до 976 килограммов. Некоторому изменению подверглась и внутренняя компоновка. В частности, последнее увеличение дальности полета потребовало увеличения объемов топливных баков.

Все улучшения находили свое отражение в конструкторской документации, которая тут же поступала на заводы. На производственных мощностях Пенемюнде было выпущено около 300 ракет, а с завода MITTELWERK по статистике 1944 года вышло: в январе — 50; в феврале — 86; в марте — 170; в апреле — 260; в мае — 440; в июне — 132; в июле — 86; в августе — 375; в сентябре — 629; в октябре — 628; в ноябре — 662; в декабре — 613. В первые два месяцах 1945 года произведено по 600 —700 ракет, а в марте (последнем месяце производства), вероятно, около 400.

Параллельно с накоплением ракет на территории Третьего Рейха загодя приступили к строительству защищенных пусковых установок подземного типа, которые в современном мире станут называться шахтами. Собственно, они и представляли собой сильно укрепленные автономные шахты, имеющие собственную систему жизнеобеспечения, связи и энергоснабжения. Вокруг тщательно замаскированных объектов разворачивалась плотная система противовоздушной обороны.

Сначала возводились всего две шахты. Однако с августа 1943 года, по личному приказу Гитлера, было начато строительство невдалеке от Ла-Манша четырех огромных бункеров в Ваттене — объект KRAFTWERK NORDWEST, в Визернесе — объект SCHOTERWERK NORTWEST (оба в районе Кале), а также около Соттераста — объект RESERVELAGER WEST и возле Хайневиля —объект OLKELLER CHERBOURG (оба в Нормандии). Последний впоследствии был переоборудован под ракету «Фау-1».

Перечисленные сооружения должны были укрываться пятиметровым слоем железобетона и полностью находиться под поверхностью земли. Однако в конце 1943 года их расположение было вскрыто, и авиация Союзников предприняла около ста налетов, сбросив на них в общей сложности несколько тысяч тонн бомб. В подобных условиях дальнейшее использование объектов было признано нецелесообразным, и строительные работы прекратились. Однако до августа 1944 года в Третьем Рейхе было приготовлено 45 замаскированных шахтных пусковых установок, и начато оборудование двадцати площадок для производства и складирования топлива. Высадка Союзников в Северной Франции спутала немцам все карты, вынудив их перенести пусковые площадки далеко на север.

К 15 сентября, когда Гитлер отдал приказ впервые применить ракеты А-4, проект «Фау-2» качественно превосходил крылатую ракету «Фау-1». Баллистическая ракета фон Брауна могла запускаться не только из шахт. Для нее был создан малогабаритный подвижный станок, быстро разворачиваемый для установки и запуска и так же быстро переводимый в походное положение. Фактически, мобильный вариант «Фау-2» представлял собой самодостаточную колонну из нескольких автомобилей, способную изготовиться к стрельбе на обочине дороги, лесной поляне или любом другом месте, где в принципе мог пройти грузовой автомобиль. В отличие от «Фау-1», «Фау-2» крайне трудно было обнаружить до запуска, и вовсе уж невозможно сбить. На конечном этапе траектории ее боеголовка пикировала на цель с очень высокой скоростью порядка 3500 километров в час (!). Среднее время полета ракеты из Западной Голландии (откуда и было запущено их наибольшее количество) до Лондона составляло около пяти минут. Двигатель работал 60—70 секунд с момента старта, он выводил ракету на высоту около 35 километров. Взлет происходил по крутой, почти вертикальной траектории, лишь на достаточной высоте переходящей в баллистическую кривую, что делало невозможным перехват ракеты на начальном участке истребителями противника. Когда двигатель выключался, ракета выходила по баллистической траектории на максимальный потолок порядка ста километров. Можно сказать, что «Фау-2» была первой космической ракетой.

При использовании минимальной версии навигационного оборудования (только гироскопа) максимальный диаметр круга, в который падала боеголовка, доходил до 20 километров. Использование более сложного оборудования, включая баллистический вычислитель, уменьшало разброс в 5—10 раз, то есть до двух километров, что делало А-4 пригодной для уничтожения тактических целей. Последним вариантом навигационного оснащения немцы пользовались в последние месяцы войны, во время ударов по Бельгии и Франции.

Боеголовка «Фау-2» работала по принципу фугаса, взрываясь лишь после углубления в землю. При взрыве на открытом месте разницы в ущербе не было, однако попадание в конкретный объект (к примеру, здание) приводило к его полному разрушению. Так, например, произошло в случае с лондонским метро. Одна из боеголовок попала в подземную станцию, где жители укрывались от бомбежек, и, пробив перекрытия, взорвалась внутри. В результате погибло на месте около тысячи человек.

После первого залпа всего двумя ракетами, немецкое командование стало быстро наращивать количество пусков, постепенно увеличивая и количество обстреливаемых целей. До конца сентября 1944 года ракетами «Фау-2» одновременно наносились удары по Бельгии, Франции и Голландии. До 3 октября было запущено всего 156 «Фау-2», в том числе: в направлении Англии — 52 ( на Лондон - 30, на Норвич - 22);по Бельгии — 42 (главным образом на Льежь — 17 и на Хассельд — 10); по Франции — 45 (главным образом на Лиль — 15 и на Париж - 10); 17 на голландский город Маастрихт.

12 октября Гитлер приказал направить все ракетные атаки только против Лондона и Антверпена. До окончания боевого применения баллистических ракет «Фау-2» (до конца марта 1945 года) по усредненным оценкам немцами было запущено не менее 3170 таких ракет. Из них по Антверпену - 1610. Второй по значимости целью Гитлер продолжал считать Лондон, по которому было запущено 1359 ракет. По территории Бельгии - 1664 ракеты. По Великобритании — около 1400. Еще с применением «Фау-2» успели обстрелять Францию (73 ракеты) и Голландию (около 20 пусков). Последней целью «Оружия возмездия» был захваченный Союзниками немецкий город Ремаген, в направлении которого было выпущено 11 ракет. На основе осторожных оценок можно предположить, что около 70 процентов запущенных ракет попало в цель.

Несмотря на тот очевидный факт, что война окончательно проиграна и капитуляция остается лишь вопросом времени, гитлеровское командование приняло меры по сохранению своих важнейших секретов, среди которых одно из первых мест занимал, несомненно, проект А-4. Всего за месяц до окончания войны все ракетные подразделения были перемещены в Целле, около Ганновера, где 7 апреля 1945 гоца личный состав уничтожил все оборудование, чтобы оно не попало к противнику.

Кроме шахт и мобильных наземных пусковых установок, существовал секретный проект еще одного вида пускового приспособления, получившего кодовое наименование «Спасательный жилет». Он представлял собой морской буксируемый комплекс, функционально похожий на обычную наземную шахту. В пятисоттонной конструкции размещались одна баллистическая ракета А-4, несколько помещений для персонала, обслуживающего двигатели, боеголовку и производящего пуск, балластные цистерны и системы жизнеобеспечения. К месту старта контейнер на буксире доставляла в заданную точку подводная лодка проекта XXI, способная транспортировать в подводном состоянии до трех таких установок одновременно. В заданном квадрате экипаж «шахты» затапливал балластные цистерны для приведения системы в вертикальное полупогруженное (3/4) положение, из которого и происходил пуск. Несмотря на фантастичность этого проекта, на верфи в Эль-благе, прикрепленной к программе «Спасательный жилет», перед самым концом войны все же успели построить один такой контейнер.

В целях дополнительного, но простого способа значительного увеличения максимальной дальности стрельбы, на базе конструкции А-4 был разработан новый проект А-4В. Его отличие заключалось, во-первых, в наличии в средней части фюзеляжа двух аэродинамических поверхностей, выполнявших роль крыльев на больших скоростях полета, а во-вторых — в наличии графитовых газовых рулей, расположенных непосредственно в сопле двигателя. По замыслу разработчиков А-4В должна была взлетать «как обычно» и подыматься вверх за счет тяги двигателя. А вот после его выключения и перехода ракеты на баллистическую траекторию за счет крыльев А-4В должна была совершать планирующий полет, что увеличивало максимальную дальность поражения до 600 километров. В декабре 1944 года было решено построить двадцать ее прототипов.

Два первых полета закончились неудачно, но работы были продолжены и 24 января 1945 года, наконец, произошел успешный запуск. Практически все прошло по плану, однако в момент перехода к планированию повредилось одно из крыльев, и расчетная дальность не была достигнута.

Разрабатывалась также управляемая версия А4-В с небольшой кабиной, убирающимся колесным шасси и небольшим дополнительным реактивным двигателем, позволяющим увеличить дальность полета. Однако проект не пошел дальше фазы технических рисунков. Несмотря на то, что опробовать ракету А-4В в полете удалось лишь только в 1945 году, планы ее производства существовали еще в 1941.

На базе проекта А-4В разрабатывалась ракета А-9, которую планировалось использовать в качестве второй ступени ракеты большего размера, которая создавалась в Пенемюнде. Речь шла о получении межконтинентальной баллистической ракеты, обозначенной А-9/А-10, а также называемой AMERIKA-RAKETE, которую планировалось использовать для ударов по важнейшим объектам в Северной Америке. Стоит обратить внимание, что ее боезарядом должна была служить не тонна обычного взрывчатого вещества, как у А-4. Еще с довоенных времен группа ученых Третьего Рейха вела работы по созданию ядерного оружия. В частности, предполагалось получить компактную боеголовку, пригодную для установки на тяжелых ракетах, например, на А-9/А-10.

Хотя до конца военных действий и не удалось построить ни одного прототипа А-9/А-10, однако конструкторы провели все теоретические работы и закончили комплект документации. Причем этап технического предложения был выполнен еще в 1941 году. Во время проработки общей конструкции AMERIKA-RAKETE доктора Тейль и Вальтер предложили для привода первой ступени (А-10) шесть улучшенных двигателей от ракеты А-4 общей тягой 180 тонн. Позднее, однако, было предложено разработать единый двигатель тягой 200 тонн. В окончательной версии ракета должна была достигнуть потолка 180 километров за время работы двигателя в одну минуту. Для потребностей этой программы еще в конце 1943 года под эгидой СС было начато строительство гигантского подземного комплекса под кодовым названием ZEMENT.

В подгорном массиве в районе Гнюндена в северозападной Австрии было запланировано прорубить огромный защищенный комплекс, предназначенный для сборки, подготовки к запуску и обслуживания AMERIKA-RAKETE. При этом само место запуска планировалось разместить в ближайшей долине. Там же предполагалось возвести ангары для новых двигателей и другие служебные помещения. Численность персонала объекта ZEMENT должна была составлять около 3000 специально подготовленных человек.
назад

далее