Предлагаемая книга займет особое место в литературе по истории ракетно-космической техники. Значение книги определяется прежде всего тем, что в научный оборот вводятся более 100 не публиковавшихся ранее документов и более 1000 новых архивных источников. Они послужат основой для воссоздания объективной картины развития отечественной ракетно-космической техники в период с 1931 по январь 1966 г. и позволят уточнить исторические оценки, сформированные вышедшими ранее, подчас далекими от истины публикациями.
Документы снабжены обстоятельными комментариями с перекрестными ссылками, позволяющими установить взаимосвязи между отдельными фактами и событиями, что обеспечивает целостность материалов книги. Этой же цели служат Приложения: иллюстрированное описание конструкций, разработанных под руководством С.П. Королева (включая нереализованные проекты); материалы к биографии С.П. Королева (хроника событий).
Принятая концепция книги, трактующая деятельность С.П. Королева как одного из пионеров научно-технической революции, позволила успешно решить задачу обобщения творческого наследия ученого. Использованный методический подход может быть полезен при оценке деятельности других ученых современной формации - руководителей крупных проблемных проектов, требующих участия многотысячных коллективов.
С уверенностью можно сказать, что публикуемая книга не только вызовет большой интерес у специалистов, но и станет источником новых публикаций, научных дискуссий, побудит к поискам новых архивных документов и оживит интерес к важным событиям отечественной истории.
Издание новой книги о выдающемся ученом и конструкторе академике Сергее Павловиче Королеве предпринято в связи с большим интересом к его творчеству. В книге "Творческое наследие академика Сергея Павловича Королева. Избранные труды и документы", опубликованной в 1980 г., многие важные разделы работ ученого остались без должного освещения. Предлагаемый труд содержит более 100 не публиковавшихся ранее документов, отражающих узловые моменты истории ракетно-космической техники (РКТ) и научной биографии С.П. Королева. Документы подбирались так, чтобы дать возможно более полное представление о личном вкладе ученого в развитие РКТ, об особенностях его творческого стиля и организационных принципах. Такого рода акценты, необходимые при подготовке аналогичных исследований, особенно важны в данном случае, так как создание образцов РКТ является итогом усилий многочисленных коллективов и вычленить роль отдельного участника работ - задача чрезвычайно трудная и в этическом плане очень ответственная.
Ракеты и космические аппараты являются системами, которые отличает тесная взаимосвязь огромного количества элементов, граничащая с чувствительностью живого организма. Именно системные свойства делают задачу создания конструкций в целом значительно более сложной, чем любого, даже самого ответственного ее агрегата.
Твердость характера, глубокие разносторонние знания во многих областях науки и техники, дипломатические способности, требовательность к себе и коллегам - именно эти качества позволили С.П. Королеву реализовать талант руководителя, понять особенности взаимосвязи всех систем и агрегатов, ориентироваться в достаточно противоречивых обстоятельствах общественной жизни того времени. И самое главное - объединить и направить усилия высококвалифицированных специалистов на создание важнейших разработок в области РКТ. Главным условием успеха на начальном этапе было тесное сотрудничество и единство технических позиций "могучей кучки" главных конструкторов -С.П. Королева, В.П. Глушко, В.П. Бармина, В.И. Кузнецова, Н.А. Пилюгина, М.С. Рязанского.
При всесторонней оценке творческой деятельности С.П. Королева необходимо учитывать, что он занимал особое положение в иерархии должностных лиц. Он не только нес персональную ответственность перед ЦК КПСС и Советом Министров СССР за результаты каждой порученной ему разработки, но и выступал в роли головного исполнителя разработок в целом. В то же время С.П. Королев был наделен особыми полномочиями в решении технических и организационных задач. Так что успехи в области РКТ были прямым следствием деятельности С.П. Королева.
Тщательное изучение архивных документов показало, что наиболее информативными источниками для объективной исторической оценки творческой деятельности С.П. Королева являются тексты его выступлений, деловая переписка и заметки. Они позволят читателю получить представление об особенностях формирования ракетно-космических программ в СССР, а также ознакомиться с реальной картиной развития отечественной РКТ. Развития сложного, на которое, как и в любом другом историческом процессе, влияли и честолюбие, и амбиции, и личные обиды, и другие личностные качества участников событий. Знание всех обстоятельств, сопутствующих тому или иному техническому решению, сделает картину развития РКТ более полной и объективной и позволит разрушить существующие стереотипы, сложившиеся под влиянием многочисленных публикаций на эту тему.
Книга состоит из четырех разделов. В первом разделе - "Феномен Сергея Павловича Королева" - показано, что основным содержанием его творческого наследия являются стратегия и тактика создания ракетно-космических комплексов. Дается анализ действий С.П. Королева как главного конструктора и обосновываются принцип отбора материалов для книги и ее концепция в целом.
Во втором разделе - "Выбор пути" (1924-1945 гг.) - впервые публикуются документы о планерной и авиационной деятельности С.П. Королева. Особого внимания заслуживают материалы проекта легкого самолета из сплава "электрон", представленного С.П. Королевым в 1932 г. на Всесоюзный конкурс под девизом "Высокий путь". Этот проект является наиболее полным из дошедших до нас материалов об авиационных разработках С.П. Королева.
Ряд новых архивных документов углубляет понимание особенностей работы С.П. Королева в ГИРД и РНИИ. В частности, из них видно, что ГИРД, будучи организационным центром Осоавиахима по ракетной технике, наряду с пропагандой идей космических полетов занималась координацией инженерных разработок в этой области.
Документы, относящиеся к 1934-1938 гг., позволяют воссоздать обстановку творческих поисков С.П. Королева в области крылатых ракет и ракетопланов. В них нашли отражение организационные трудности, с которыми пришлось сталкиваться С.П. Королеву, что дает возможность проследить эволюцию его как руководителя сложных проектов.
Большая группа документов относится к работам С.П. Королева в последние годы его заключения и в первый год после освобождения (1942-1945 гг.). В них содержатся подробные сведения о создании под его руководством реактивных ускорителей, предназначенных для усовершенствования летно-тактических характеристик самолетов, находившихся на вооружении Красной Армии, в частности сведения о разработке реактивного ускорителя РУ-1 для самолета Пе-2. К этому периоду относятся проработки С.П. Королева по ракетам дальнего действия и его предложения по созданию специального ракетного КБ (1944 г.).
В третьем разделе - "Исторический рубеж" - даны документы послевоенного периода (1946-1957 гг.), освещающие различные стороны деятельности С.П. Королева как главного конструктора. Исторический интерес представляют его заметки по ракетной технике, подготовленные в 1947 г. В них дается всесторонняя оценка трофейной техники и обсуждаются задачи, связанные с ракетами дальнего действия, на ближайшее время.
Большая группа документов относится к периоду работы над проектом ракеты Р-3 (1947-1949 гг.) и формирования на его основе перспективных планов, включая предложения по организационным преобразованиям в масштабах всей страны.
Ряд документов освещает работы С.П. Королева над проектами ракет различных типов - крылатых, геофизических и боевых. Особое значение имеют документы по межконтинентальной баллистической ракете и осуществлению запуска первого ИСЗ, обозначившего исторический рубеж в развитии РКТ.
В четвертом разделе - "Восхождение на вершину" (1958-1966 гг.) - сосредоточены документы, касающиеся формирования отечественных космических программ. Большая их часть относится к различным аспектам проектирования космических аппаратов. Особую ценность имеет подборка документов по созданию космического корабля для пилотируемых полетов.
Важным вкладом в историю космонавтики являются материалы, связанны с созданием тяжелого носителя Н-1. Они впервые дают объективную картину всех этапов этой разработки и проливают свет на причины ее неудачного финала.
Обнаружены документы, касающиеся планов С.П. Королева, рассчитанных на десятилетия и во многом предвосхитивших нынешние работы по космонавтике. Вся научная и конструкторская деятельность С.П. Королева определялась именно долговременными планами. Каждая новая разработка органично входила в общую концепцию развития РКТ.
Большое место в книге отведено стенограммам выступлений С.П. Королева на партийных собраниях и конференциях НИИ-88 и ОКБ-1 (1953-1965 гг.). Они дают представление о живой речи С.П. Королева и интересны тем, что содержат анализ положения дел в ОКБ, оценки выполненных работ, выявляют причины трудностей и недостатков, позволяют судить о взаимоотношениях главного конструктора с коллективом ОКБ.
Существенное место отведено в книге комментариям к документам. Подробный анализ каждого из них проведен с таким расчетом, чтобы совокупность комментариев характеризовала основные периоды научной биографии С.П. Королева и вместе с тем определенные этапы истории планеризма, авиации и ракетно-космической техники.
Книга снабжена Приложениями, содержащими обширную дополнительную информацию для углубленного изучения истории РКТ.
В Приложении 1 помещены иллюстрированные описания конструкций, разработанных С.П. Королевым и под его руководством, в том числе и нереализованных проектов.
В Приложении 2 собраны материалы к биографии С.П. Королева (хроника событий). Это в основном не публиковавшиеся ранее сведения, полезные для изучения его жизни и деятельности.
Книга снабжена именным указателем.
Не опубликованные ранее документы и работы С.П. Королева печатаются по архивным источникам (подавляющее их большинство хранится в Архиве Ракетно-космической корпорации "Энергия" им. С.П. Королева) с сохранением терминологии и особенностей его стиля.
Отобранные документы не были предназначены для публикации. Поэтому были убраны повторы и излишние технические подробности, что оговаривавается в комментариях. Размерности, индексы ракет и сокращения унифицированы и приведены в соответствие с общепринятыми, исправлены явные ошибки и опечатки. Тексты даны в соответствии с нормативной орфографией и пунктуацией, дается полное написание сокращенных слов.
Даты, а также дополнения и пометы составителя даны в квадратных скобках. Авторские примечания отмечены звездочками и даются постранично. Примечания составителя отмечены арабскими цифрами и помещены перед комментариями. Знаком (...) отмечаются сокращения, сделанные составителем.
Используемые в книге слова "ракета", "носитель", "ракета-носитель" являются синонимами, но так как их использование в контексте оттеняет определенные особенности содержания, то они не унифицированы.
Г.С. Ветров