Прошу считать рекламой книги. Я опасаюсь сканить книгу полностью и ограничился четырьмя отрывками. Автора, надеюсь представлять не надо - один из самых опытных космонавтов как по продолжительности полётов в космосе, так и по количеству выходов. И все полёты - очень интересные. Моё мнение: книга хорошая! написана правдиво! её надо иметь каждому! — Хл. |
Сегодня Василий и Сан Саныч отстыковались и сели.
Прощание было недолгим, и как-то не верилось, что они вот так — закроют люк и уйдут. Было как-то страшновато оставаться на комплексе, который и принять-то нормально не было возможности. Казалось — вот они посидят в своем транспортном корабле и снова вернутся, как это было днем раньше, во время тестовых проверок системы управления движением. Но они отстыковались, а мы стали готовиться к съемкам их маневров около комплекса. У нас была радиосвязь с ними, и мы хорошо слышали их переговоры между собой. Василий был в спускаемом аппарате — управлял транспортным кораблем, а Сан Саныч в бытовом отсеке у иллюминатора готовился фотографировать стыковочный узел модуля «Кристалл». К этому узлу в будущем должен стыковаться американский корабль многоразового использования. И вдруг мы слышим недоуменный голос Сан Саныча Сереброва: «Куда это мы летим? Вася, тормози, а то мы сейчас врежемся в станцию...» Мы с видеокамерами и фотоаппаратами ждем появления их корабля в иллюминаторе, а его все нет и нет. Голос Сан Саныча становится еще тревожнее, и тут наш командир Виктор Михалыч Афанасьев командует: «Всем в корабль!!!» Мы проскочили в бытовой отсек нашего корабля, прикрыли за собой люк и ждем сами не знаем чего. После некоторой паузы и контроля давления по мановакууметру в бытовом отсеке — открываем люк и переходим в станцию к иллюминаторам. Видим транспортный корабль с ребятами на дальности около 50-70 метров. ЦУП спрашивает нас, что мы видим — мы сейчас его глаза. Мы комментируем, а ЦУП напряженно и сдержанно ведет с нами связь. Мы чувствуем по голосу руководителя полета и операторов связи, что происходит что-то неординарное, но пока не понимаем, что именно. Транспортный корабль с ребятами отходит все дальше от комплекса, мы входим в тень и теряем его из виду.
Несколько томительных минут мы находимся в полном неведении и строим всевозможные предположения. Потом мы разлетаемся по разным отсекам комплекса, чтобы найти корабль, хотя понимаем, что сделать это в тени практически невозможно. Перед выходом из тени мы снова находим транспортный корабль ребят — он светится яркой звездой на темном небе.
Я вижу его через иллюминатор в своей каюте на дальности около 400 метров.
Рассказываем ЦУПу о том, как ведет себя транспортный корабль, где он находится относительно станции. На связи руководитель полетов — Владимир Алексеевич Соловьев, он приказывает нам уйти в спускаемый аппарат, но командир находится в другом модуле у иллюминатора — снимает видеокамерой, а мы с Валерой в базовом блоке. Валера что-то делает на первом посту, а я остаюсь в каюте и с ужасом вижу, что расстояние между станцией и транспортным кораблем стремительно сокращается. Мы вышли из тени, и он виден все отчетливее.
На транспортном корабле включается тормозной двигатель для схода с орбиты. Он увеличивается в размерах, кажется, начинает раскручиваться какая-то пружина — расстояние между нами сокращается все стремительнее. И я понимаю, что если «этому» суждено случиться, то уход в спускаемый аппарат нас не спасет.
Я замер у иллюминатора. Корабль проносится около нас на расстоянии 30-40 метров! Это было похоже на фантастику из серии «Звездные войны». Когда он проскочил, я бросился к иллюминатору в каюте командира, увидел удаляющийся транспортный корабль и почувствовал, что мы были очень близки к... И Господь спас нас пятерых — экипажи станции и корабля. Было немного жутковато осознавать, что можно вот так столкнуться, и привет.
Мы слышали репортаж ребят в транспортном корабле о работе двигателя, он отработал нормально, и вскоре они приземлились. И тут ЦУП стал настойчиво интересоваться, что мы видели и слышали. Как оказалось, из-за какой-то технической неисправности ручка управления работала не так, как надо, и ребята на облете коснулись станции своим транспортным кораблем. Мы ничего не почувствовали, но ЦУП по телеметрии зафиксировал столкновение.
Мы контролировали давление через каждые 15 минут, но оно, к счастью, не снижалось. Это был еще один день нашего рождения. ЦУП был встревожен — мы сегодня могли потерять комплекс. Заснули поздно после долгих разговоров на злобу дня.
А за окном — Африка во всей своей красе, впадина Эль-Ришат.
Написал на перчатках времена связи и тени — может быть, пригодятся, если будут проблемы со связью с ЦУПом. Дело нам предстоит несложное, но совсем не ординарное. Пытаюсь прислушаться к собственным ощущениям, как у Пастернака: «...Силюсь я услышать в отголоске, что случится на моем веку». Страха нет. Дело, конечно, рискованное, но страха нет. Я еще не все сделал в этой жизни, у меня еще много вопросов без ответов, я еще должен многое сделать для двух самых близких для меня людей, поэтому я буду осторожен на выходе и постараюсь максимально помочь Юре. Наверное, завтра я уже буду немного по-другому смотреть на эту проблему, и она покажется не такой уж серьезной, и эти рассуждения покажутся немного смешными, но это будет завтра, а сегодня пусть я буду немного смешным и наивным, чем глупым бодрячком.
Завтра я обязательно расскажу о том, что же это такое — выход в открытый космос для нас, «Скифов» — экипажа 21-й основной экспедиции на станции «Мир».
15 марта
Ночь была бессонной, мы ждали очередного сеанса связи как итога очередного этапа подготовки к «выходу». Сеанс начинался: «Скафандры проверили?», «Связь включили?», «Транзит» подготовили?», «Кабели СЭП расстыковали?» и т.д.
ЦУП всячески нас напрягал, чтобы мы шли строго в графике, чтобы не пропустить чего-нибудь и не скомкать начало выхода. Да мы и сами все это прекрасно понимали и старались не омрачить премьеру. Время перевалило за полночь, и теперь начались главные операции: надевание снаряжения, медицинских поясов, костюмов водяного охлаждения, белья... В 2.30 мы начали вход в скафандры. Как и на тренировке — сначала вошел командир с моей помощью, а потом вошел и я. Мы шли с небольшим опережением, чтобы иметь запас времени на всякий случай.
Потом пошли стандартные операции шлюзования. Коля Бочмановский — наш инструктор Центра подготовки по шлюзованию — всячески нас опекал и отслеживал все операции, выполняемые нами по фрагментам бортовой документации. Мы провели предварительную проверку герметичности скафандров и люков, а после «диссатурации»1 приступили к сбросу давления из ШСО до 10 мм ртутного столба. Я перебрался поближе к выходному люку и приготовился к открытию люка. Мы еще раз провели проверку герметичности люков модуля и после этого получили добро ЦУПа на сброс давления в ШСО до нуля. Сброс давления от 10 мм до нуля идет медленно, и по опыту предыдущих выходов давление в ШСО по мановакуумметру не снижается ниже 4-5 мм. У нас оно снизилось до 2 мм, и ЦУП отметил это как рекорд.
1Дыхание чистым кислородом для вытеснения азота из крови.
В 4.05 приступили к открытию люка. Сердечко забилось чуть сильнее, сейчас должно произойти что-то совсем необычное, сейчас мы окажемся в вакууме. Придерживаю штурвал, чтобы не было резкого открытия, и вот люк уже приоткрывается. Станция находится в тени Земли, и первое, что я вижу в свете фонарей на голове, — это выходное устройство у люка со средством перемещения космонавта, и бездна звезд на ночном небе. Как у Ломоносова: «...Открылась бездна звезд полна, звездам нет счета, бездне — дна». Звезды немного ярче, чем видно из иллюминатора станции, и их очень много. Я открываю люк, фиксирую его на крючок и приступаю к установке защитного кольца, чтобы не повредить резиновые уплотнения при выходе. ЦУП нас сдерживает, советует осмотреться и не спешить.
Вокруг летают тысячи мелких частичек — то ли от разрушающейся экранно-вакуумной теплоизоляции, то ли краски. Кольцо установлено, и я выбираюсь наружу. Пока ориентироваться трудно — вся наружная поверхность станции ершится модулями и панелями солнечных батарей, уф, аж в глазах рябит. Восходит солнце, и я опускаю светофильтр. Начинаем выводить укладку со стрелой и инструментом. Я держу стрелу, и Юра тоже выбирается из шлюзового отсека. Пропускаю его вперед по трассе к старой грузовой стреле. Я уже нахожусь снаружи около 10 минут и смотрю, как он неуклюже, судорожно перецепляет карабины. Ну, конечно, я уже «опытный», «целых» 10 минут здесь, а он только вышел. Хорошо, что мои первые движения видел один Господь Бог.
Мы осторожно, обходя острые кромки крышек звездных датчиков, перебираемся к такелажному узлу стрелы. Хорошо, что станция железная, иначе мы все снесли бы на своем пути.
Люк, заветный люк в ШСО, остался где-то позади, а мы идем все дальше от него. Уже начинаю ориентироваться, где какой модуль, где какая солнечная батарея.
У Юры что-то со связью, я несколько раз переспрашиваю его и не слышу ответа или слышу только обрывки слов. Он не понимает, почему я пристаю, и начинает раздражаться. Я молчу, надо разобраться, в чем дело. ЦУП внимательно слушает, но не мешает нам работать, только изредка спрашивает о самочувствии и о том, где мы находимся и что делаем.
Стрела оказалась довольно подвижным сооружением, и любые наши движения приводят к ее колебаниям. Мы добираемся до базового блока и двигаемся к месту установки новой стрелы. Стараюсь не прикладывать больших усилий при перемещениях, используя инерцию скафандра.Так учил наш аксакал Муса Манаров. Надо сохранять силы, основная работа еще впереди. Вот мы и у цели. Наступает тень, и мы включаем освещение на шлеме скафандров. Фонари хорошо освещают зону работ, и мы приступаем к разделению укладки на части. Закрепляем все на кольцевых поручнях и начинаем устанавливать основание стрелы. Пригодились гаечные ключи, которые мы предусмотрительно захватили с собой. Затягиваем винты ключом и начинаем собирать стрелу. И эта операция позади. Небольшой отдых, и я начинаю удлинять стрелу в сторону привода солнечной батареи на модуле «Квант». ЦУП предупреждает, что стрела будет находиться в зоне двигателей базового блока и просит быть осторожнее.
Закрепляю стрелу промежуточным фалом к поручню и перебираюсь к такелажному узлу. Немного подтягиваюсь и цепляю свои карабины за фал на приводе. Хоть хлипкая, а все же связь с твердью. Когда шел по стреле, натерпелся страху, фиксируемся за тоненький леер, и стрела сама колеблется, вся надежда на конструкторов и испытателей да на то, что мы добросовестно все сделали. Это справедливо — испытывать собственную работу. Пока она нас не подводит. Так увлекся переходом к модулю «Квант» и ожиданием срабатывания движков, что забыл посмотреть на иллюминатор каюты. Я закрепил на нем Жекиного мишутку и оставил гореть свет в каюте. Ладно, потом посмотрю, если не забуду. Юра вслед за мной ползет по стреле. Надо сделать инспекцию ранее установленного привода солнечной батареи. Осматриваем привод, фланцы. Восходит солнце, и они видны очень хорошо. Зазора между ними нет. Видны два «штыря» и несколько струбцин.
Не дожидаясь сеанса связи, начинаем разматывать жгут сэповских кабелей и прокладывать его на 3-ю плоскость отсека научных инструментов. Работать приходится резаком -- разъемы связаны тесьмой и леской. Часть разъемов стыкую я, часть — Юра. И с этим покончили, входим в связь, и Володя Солдатенков, специалист по этому выходу, сидящий сейчас в ЦУПе, подтверждает, что по телеметрии все разъемы состыкованы — слава Богу. Он просит нас еще раз попытаться установить штырь — конструкторы не дают гарантии жесткого соединения фланцев без этого штыря.
Мы снова вставляем его и с помощью молотка (Юра молодец) устанавливаем штырь. ЦУП доволен, что и эту операцию удалось сделать.
Мы пробираемся к такелажному узлу нашей стрелы, и я начинаю переходить к основанию. Это прибавило мне седых волос — перемещение по леерам стрелы. Как только поворачиваюсь боком к базовому блоку, создается впечатление, что ты падаешь — скатываешься набок. Стрела колеблется, и это усугубляет ощущения. Добираюсь до скоб на агрегатном отсеке базового блока и облегченно вздыхаю — в руках твердь. Не желая дальше испытывать себя, по продольным поручням ползу к основанию стрелы. Юра остается у привода на «Кванте». Я должен буду после тени перенести его на стреле в район шлюзового отсека. У нас есть 20-30 минут тени, можно отдохнуть. Под нами проплывают ночные города, по-моему, это Канада. Я выключаю освещение на шлеме и начинаю жалеть, что не сделал этого раньше. Исчезли освещенные поручни и элементы конструкции, и, о чудо — создается впечатление, что ты действительно летишь над планетой!!! Это совершенно новые ощущения — только ты и пол-Земли под тобой с грозами и огнями рыбачьих лодок в океане.
Господи, как здорово, хоть бы еще немного задержался рассвет. Кажется, когда-то очень давно я мечтал о таком, именно о таком полете, это как сон — ты не прикладываешь никаких усилий и летишь только усилием мысли. Не могу подобрать слов, чтобы описать это ощущение — это смесь восторга, благоговения перед этой красотой, величием действа, в котором я принимаю участие. И действительное ощущение полета — кажется, сейчас отпущу руки и буду лететь так очень долго. Не знаю, сколько проходит времени, но пора возвращаться в реальность, голубеет горизонт, вспухает, расширяется и краснеет. И вот опять восход. Кажется, я понимаю наших предков, поклонявшихся Солнцу — это светило своим появлением все преобразило, но растворило в своем свете мой «ночной» полет. Отдых закончился, чувствую, как устали руки, а предстоит еще возвращение «домой». Да, в тени я все-таки добрался к иллюминатору моей каюты. Это круглое окошко с игрушкой приветливо светило в ночи и было так близко и так далеко через обратный путь и шлюзование.
Юра держится за такелажный узел, и я переношу его к модулю «Дмитрий». Он начинает удлинять стрелу, и я вижу, как укладка с инструментом, которую он нес, медленно вращаясь, удаляется от стрелы. Видимо, Юра не очень хорошо ее закрепил, и «наши женщины» навсегда уходят от нас. Я еще несколько минут вижу их, и остается только вздыхать. Я перебираюсь по стреле, вхожу в ШСО. Юра уже здесь. Осматриваю резиновые кольца на люке, снимаю люк с фиксатора и закрываю его. Время 9.55. Мы шлюзуемся, выравниваем давление, выходим из скафандров.
Связи нет, и мы работаем вполне самостоятельно, как будто это уже не мы почти шесть часов назад чайниками болтались на стреле. Переходим в базовый блок — он стал нам роднее и ближе. Удовлетворяем первое желание посещением туалета, садимся к столу — хочется есть, принимаем по глоточку коньяку и — в спальный мешок — у нас есть целых сорок минут до очередного сеанса связи.
19 мая
Сегодня — не самый удачный день. Сеансы связи через спутник-ретранслятор не прошли и переговоры с семьями не состоялись. Почти весь день пролетали без связи. В конце дня главный оператор связи Вадим сделал попытку передать радиограммы по пакету, но и тут «облом». А вечером сломался видеомагнитофон «Бетакам». Зажевал ленту на кассете, заблокировал весь лентопротяжный механизм и выдачу кассеты, так что пришлось снимать крышку и извлекать кассету. Придется ТВ-репортажи делать с камкодером или «Hi-8».
21 мая
Ничего не хочу, только спать. Сейчас 10 часов утра. Еще один «выход» позади. Эта работа была гораздо тяжелее предыдущей. Люк открыли в 01.50. Днем нам дали немного поспать, и как ни странно — дневной сон удался, встал бодрым, отдохнувшим. Работа предстояла несложная — перенести солнечную батарею (СБД) с американскими преобразователями со стыковочного отсека на привод модуля «Квант». В конце «выхода» предполагалось снять контрактный сюжет по рекламе «Пепси». В наши личные планы входило «запустить» три ИСЗ — укладки с рамами и уголками с «Природы» и «Боливара». Шлюзовались перед «выходом» штатно» и после разрешения ЦУПа я открыл люк. Установка защитного кольца потребовала чуть больше сил и времени, и как следствие — я начал работу на «приподнятом» пульсе и температуре. А тут эта банка, в разложенном состоянии она занимала столько места в шлюзовом отсеке, что для нас с Юрой оставалось мало места. Поэтому мы решили ее сложить, а после развернуть. С ней тоже пришлось повозиться, но выглядела она очень эффектно — даже Шеннон, после выхода видевшая Юру с банкой на стреле через иллюминатор, сказала, что весь мир будет пить только «Пепси», если увидит эту картинку. ЦУП никак не мог принять окончательного решения, чем же снять банку — КЛ103 (старой цветной телекамерой или бетакамом). После теста телевидения, который и проводился-то во время шлюзования, решили все-таки остановиться на КЛ103. Вариант, который предлагали мы — снять этот сюжет через 9-й иллюминатор изнутри, — не находил поддержки. Я оставил банку на поручнях снаружи шлюзового отсека и пошел по установленной нами в прошлом «выходе» грузовой стреле. Потом перенес Юру к стыковочному отсеку, он установил захват такелажного узла на солнечной батарее, и я перебрался к нему. Замки, удерживающие солнечную батарею, раскрылись довольно легко, а вот с клапанами теплоизоляции возились мы долго. Но вот все готово, я возвращаюсь к основанию стрелы на базовом блоке и делаю это в тени, чтобы сэкономить время. Связи нет, фонари на шлеме освещают только около метра грузовой стрелы, и это действительно страшновато, но через несколько минут я, облегченно вздыхая, цепляюсь за поручни базового блока. Теперь надо отдохнуть, мы подлетаем к Африке, на Земле тень, и начинается зона связи через спутник. На связи с нами — Сергей Крикалёв. Я опять выключаю освещение, чтобы еще раз испытать чувства предыдущего полета. На Земле бушуют грозы, это шквал огня, и я думаю, как хорошо, что мы летаем на высоте более 400 километров. Кажется странным — почему мы не слышим рожденного молниями грома? Выходим из тени, и я потихонечку начинаю переносить Юру с солнечной батареей к модулю «Квант». Масса большая — около 800 килограммов, и поэтому я особенно медленно вращаю ручки стрелы. Для того чтобы обойти торчащую на пути солнечную батарею, приходится попеременно работать в тангаже и в рыскании. Мы не спешим, у нас есть небольшой запас времени, представляю, сколько страхов натерпелся Юра на этом аттракционе во время переноса. Но вот он уже в районе привода, фиксируется за поручни, я перебираюсь к нему, чтобы помочь установить перенесенную батарею на приводе. Шеннон фотографирует нас и снимает на видео. Она работает на этом «выходе» очень хорошо — сама выдает много команд с пультов.
Я уже на модуле «Квант», снимаю защитные чехлы с электроразъемов, занимаю удобное положение, и мы делаем первую попытку установки батареи. Нам надо три шариковые опоры завести в гнезда. Один шарик входит, остальные пока не хотят, что-то мешает. Мы снова расфиксируем батарею и делаем вторую попытку установки — теперь два шарика на месте, но этого недостаточно для подключения разъемов. Принимаем решение снять батарею со стрелы и в свободном парении установить ее на привод. Подбираюсь к такелажному узлу — так и есть, короткий фал не дает стать батарее на привод. Освобождаю фалы, и батарея с третьей попытки на месте. Стыкуем электроразъемы, теперь можно немного передохнуть. Мы снова в тени, и после короткого отдыха, преодолевая страх, ползу по метровой стреле к ее основанию. Мы сделали основную работу, но тут ЦУП предлагает нам отработать с «Пепси» по двум вариантам — с переносом Юры с банкой в район модуля «Спектр» для съемок изнутри через 9-й иллюминатор, а потом снять на шлюзовом отсеке камерой КЛ-103В. Да, обширная у нас программа, но деваться некуда — сами предлагали. Чувствуется усталость, время пять часов утра, а мы в самом разгаре работ. Снова «катаю» Юру на стреле за оставленной банкой, а потом на модуль «Спектр». Шеннон включает камеру и снимает сюжет с Юрой. Времени до тени немного, а нам нужно вернуться к шлюзовому отсеку. С последними лучами солнца Юра фиксирует стрелу к поручням отсека. Все нормально, я опять возвращаюсь по стреле в тени. На такелажном узле несколько фалов, они перепутались, и пока я с ними разбираюсь и фиксирую стрелу — Юра идет в шлюзовой отсек за телекамерой. В 6.45 начинается зона телевидения, и ЦУП хочет в прямом эфире показать картинку заказчику. Мы честно отрабатываем и этот сюжет, но хочется уже «домой». Мы выпрашиваем у Соловьева 15-20 минут на фотосъемки, а на самом деле на удаление мусора. Выключаем теплообменники, у нас есть 15 минут до закрытия люка. Юра подает мне связки железок, и они красиво уходят в кильватер полета — они немного затормозятся и не столкнутся со станцией. Теперь действительно все, я ввожу банку в шлюзовой отсек и закрываю люк — время 7 часов 10 минут. После нехитрых арифметических вычислений получаю время работы в открытом космосе — 5 часов 20 минут. Проводим обратное шлюзование и открываем люки в станцию. Хочется есть, а потом спать. Мы быстро съедаем все то, что заботливо приготовила для нас Шеннон, выпиваем по два глотка коньяку — сегодня у Юриной дочери Леночки день рождения, и спать. Накрутился ручкой до полного удовлетворения, но медики спрашивают о перспективе в пятницу совершить очередную «прогулку». Конечно, выйдем, вот только немного отдохнем. Может быть, вечером удастся поговорить с Верой, а сейчас просим Сашу Сергацкова позвонить нашим домашним и сказать, что мы внутри и у нас все нормально, пусть не волнуются.
23 мая, четверг
Завтра опять «выход»! Первый день после прошлого «выхода» отдыхали. Руки побаливают, особенно лопатки и запястья. Но уже на следующий день чувствовал себя нормально. Готовимся к работе -- изучаем циклограмму предстоящего «выхода», готовим инструмент, кабели для стыковки. Работа предстоит «несложная» — перейдем на модуль «Квант», расстыкуем электроразъемы (которые с таким трудом стыковали в первом «выходе»), подстыкуем кабель-вставки и развернем перенесенную батарею. Этим «выходом» должна завершиться логическая цепочка: установка грузовой стрелы — ГСТ4, перенос с ее помощью солнечной батареи и ее разворачивание. Скафандры подготовили, сменные элементы установили, делаем это уже без радиограмм, вполне самостоятельно. Главное — не потерять бдительность, не расслабиться и не почувствовать себя этакими асами по «выходам».
Вчера поговорил с Верой по телефону. Жека рассказала, как их застал в Сокольниках дождь, а они ели шашлык в кафе, где прятались от дождя. Чувствую, что они тоже очень скучают. Смотрю на программу полета (предварительную), которую мы привезли с собой — сегодня 93-и сутки полета. Уже много, но осталось примерно столько же. Странное дело, пока официально никто нам не сказал о продлении полета: или еще не принято окончательное решение, или не хотят нас «расстраивать» перед «выходами». Чудно все это — если это действительно так.
25 мая
Мы сделали это! Отработали еще раз снаружи комплекса, теперь он стал чуть симметричнее и чуть красивее. У него появилось еще одно «крыло — солнечная батарея» на «Кванте». Видимо, из-за баллистики вход в скафандры и закрытие люков началось чуть раньше, чем в предыдущем «выходе». В 22 часа мы по старой схеме забрались в скафандры и приступили к шлюзованию. Основная нагрузка на Юре, он читает фрагменты бортовой документации и работает с пультом, а я только пассивный наблюдатель и строго выполняю все пункты. Мы проверяем герметичность скафандров и люков, проводим «диссатурацию» и еще много всяких «мелочей». Приходит время открывать люк. Я занимаю удобную позицию и с разрешения ЦУПа открываю люк. Мы в тени и поэтому работаем с включенными фонарями на шлемах скафандров. В шлюзовом отсеке тесно — две укладки (инструмент и кабель/вставки) и три укладки, приготовленные для запуска искусственных спутников Земли, рукотворных спутников. Я устанавливаю защитное кольцо, беру укладку с кабелями (инструмент будет нести Юра) и двигаюсь к такелажному узлу грузовой стрелы. Первые полчаса — самые трудные, медики просят не торопиться и немного захолодиться — идет процесс врабатывания. Укладка с кабелями для надежности закреплена двумя фалами, и они всячески переплетаются, мешая работать. Но если мы их потеряем, вся наша работа на этом выходе теряет смысл, так что лучше помучиться. Перебираюсь по стреле к основанию и, вращая ручки перемещения стрелы, перевожу Юру в район модуля «Квант». По сравнению с путешествиями на предыдущем «выходе» это сделать достаточно просто. ЦУП предупреждает о возможном срабатывании двигателей на базовом блоке, и мы крепим стрелу за скобы так, чтобы она была подальше от двигателей. Перехожу на «Квант», а потом по элементам конструкции и поручням в район разъемов, с которыми предстоит работать. Работаем равномерно, спокойно, с отдыхом. Женя Лохин — специалист ведущий это «выход» — на связи, он помогает нам голосом найти и подстыковать нужные разъемы. Это очень хорошо, не понадобятся наши шпаргалки на перчатках и укладке с кабелями. Разъемы стыкуются довольно легко, и у нас появляется опережение графика около 30 минут. ЦУП по телеметрии подтверждает состыкованное состояние электроразъемов. Теперь вторая часть «Марципанского балета», как говорит Боря Есин. Мы перебираемся к приводу и готовимся разворачивать солнечную батарею. Юра работает ключом для отжатия механизма фиксации, но «грибок» не выходит до синего пояска. Сергей Крикалёв из ЦУПа предлагает попробовать раскрывать батарею и оставить пока работу с «грибком». Батарея медленно начинает выползать из укладки. Мы работаем попеременно — то я, то Юра, и уже через 2-2,5 часа появилась долгожданная метка «39». Батарея разложена, можно отдохнуть и двигать «домой». Шеннон работает внутри, она выдает команды, включает телевидение, и ЦУП видит процесс раскрытия. Мы возвращаемся к шлюзовому отсеку, сушим сублиматоры скафандров, и в 5.30 я закрываю люк. Обратное шлюзование проходит без замечаний, и мы принимаем поздравления специалистов ЦУПа и Шеннон. Есть и спать, все остальное потом...
26 мая, воскресенье
«Зализываем» раны. Есть небольшие потертости на руках, в основном кисти. На ночь натерли болевые места траксевазином и сделали йодную сетку. Утром стало полегче. Мышцы почти не болят, во всяком случае гораздо меньше, чем в предыдущем «выходе». Удивительно, но мы очень быстро вошли в привычный ритм, несмотря на бессонную ночь и тяжелую работу. Днем сделали физо, я занимался в модуле «Кристалл» и отработал по полной программе без особых усилий — это хороший знак. «Форма 24» не очень плотная, и мы снова тянемся к выходному оборудованию. Подобрал сменные элементы для скафандров, заправил водяные баки и просушил магистрали скафандров. Следующая наша цель — МОМС (оптический мультисканер, название мудреное, записал, чтобы не забыть). Собираем его по частям, осматриваем, читаем бортовую документацию — входим в работу, уже снова хочется туда — наружу. Днем состоялся телевизионный сеанс «встреча с семьями». Мои пришли все, очень приятно было их видеть. Жены наши такие весенне-летние и такие же желанные, как и далекие. У Жеки новая прическа, школа закончена, и все нормально. Верунчик выглядела очень хорошо. Мы показали им несколько минут видеозаписей «выходов», больше хотелось смотреть на них.
Вечером зарядили фотоаппарат — КФА-1000, по случаю обрыва пленки он не работал. ЦУП попросил сделать эту работу, чтобы не сорвать съемки 28 мая, и мы, конечно, не отказались.
28 мая
Готовимся в «выходу» — пришла циклограмма установки МОМСа на модуле «Природа». Проверили скафандры на герметячность, все нормально. Вышел на связь руководитель полета Владимир Соловьёв и огласил программу нашей жизни на ближайшие три месяца. Три «выхода» — 30 мая (МОМС), 6 июня (наука) и 13 июня («Ферма-3»). Очередной «Прогресс» — 15 июля. Старт «Шаттла» STS-79 — 1 августа. Старт нашей смены — ЭО-22 — состоится примерно 14 августа, и наша посадка — 30 августа. Вот такие дела. Честно говоря, я предполагал, что раньше конца сентября нам не вернуться, но тем приятнее оптимистические прогнозы.
30 мая, ночь, начало суток «выхода»
Завтра в 21.30 -- открытие выходного люка, работа ночная, и поэтому мы встаем в 10.00. Можно посидеть немного с дневником и почитать «Золотого теленка» — эту вечную книгу. Весь прошедший день прошел в ожидании. Сначала не состоялся один сеанс связи через спутник, а потом и второй (по причинам Земли). Мы провели подготовительную работу по подстыковке кабелей телеметрии МОМСа, но один из разъемов оказался занятым, и мы не стали расстыковывать его, не посоветовавшись с ЦУПом. Во втором сеансе мы должны были сбросить приветствие встрече на высшем уровне в ООН по проблемам городов, но все наши приготовления не потребовались, и мы фотографировались всем экипажем в красивых костюмах «Пингвин» на фоне флагов.
31 мая
Четвертый «выход» позади. МОМС установлен на модуле «Природа», и все его кабели подключены. Шлюзование прошло штатно, мы не торопились и делали все строго по бортовой документации. Открытие люка и установку защитного кольца делал в тени. Перед открытием люка сердечко начинает биться чуть чаще обычного. Казалось бы, формальная операция, в шлюзовом отсеке давление «0» и за люком — «0», а отсутствие этой маленькой защиты подхлестывает адреналин. Я выбираюсь из отсека на продольные поручни и готовлюсь принимать МОМС у Юры. Он расфиксирует его и подает мне. Осторожно выводим его наружу, чтобы не касался конструкции. Двигаемся к такелажному узлу грузовой стрелы. Теперь надо установить МОМС на замок такелажного узла. Это нам удается без особых усилий — сейчас МОМС и стрела — одно целое. Теперь надо разбираться, как такелажный узел этой самой грузовой стрелы прикреплен к самому модулю. Здесь нас ожидает сюрприз — фал имеет карабины старой конструкции, и они никак не хотят открываться. Если снять МОМС с замка, то сделать это можно наверняка, но снимать, чтобы потом снова ставить, не хочется. Второй раз так просто у нас это не выйдет, и мы возимся с карабинами. ЦУП слышит наши озабоченные голоса и спрашивает, в чем, собственно, проблема. Объяснять дольше, чем делать, и мы расфиксируем карабины. Теперь можно двигаться дальше. Я перехожу по грузовой стреле к базовому блоку, а Юра придерживает стрелу и МОМС. Теперь надо перенести Юру с МОМСом на «Природу» к месту работы. «Природа» — вот она, совсем рядом, но солнечная батарея, торчащая на пути, усложняет работу, и приходится ее обходить. Зависаем в промежуточном положении — теперь надо укоротить стрелу. Перебираюсь по стреле и убираю 4-5 звеньев. Масса МОМС + Юра в скафандре около 400 кг, но укорачивание идет легко. Я возвращаюсь к основанию стрелы и «причаливаю» Юру к «Природе». Это первые шаги космонавтов на новом модуле. Юра забирается с инструментом и перекидным трапом. Все идет нормально, и я перебираюсь по стреле на «Природу». Снимаем МОМС с шарикового замка и переводим к месту установки. Обозначение на поручнях не дает однозначного ответа, куда же ставить лафет МОМСа, и мы ждем сеанса связи, чтобы спросить у Земли. А пока отдых. Я держусь двумя пальчиками за поручень и разворачиваюсь так, что передо мной пол-Земли. Слегка наклоняю голову и вижу ноги своего скафандра и океан далеко внизу. Вот это эффект полета — 400 км подо мной! Как хорошо, что образовалась пауза в работе и можно полюбоваться Землей и комплексом. Но вскоре начинается сеанс связи, и надо возвращаться к работе. Мы еще немного возимся и наконец-то устанавливаем МОМС и фиксирум его дополнительно медными проволочками.
Следующий этап — стыковка электроразъемов. Юра подает мне разъем МОМСа, и я стыкую его к разъему на модуле. Шесть разъемов стыкуются довольно легко и укладываются в фиксаторы. В гидролаборатории на тренировках в Звездном это сделать было гораздо сложнее. Разъем № 7 не стыкуется, и нам приходится доставать специальный ключ из укладки инструментов. Юра работает ключом, и этот разъем готов. Остальные четыре идут хорошо, и мы укладываем их под защитный кожух. Теперь установка перекидного трапа. Сеанс связи заканчивается, и ЦУП говорит, что, возможно, у нас еще будет работа с антеннами радиометров. Мы устанавливаем трап и переползаем в район радиометров, чтобы к началу связи быть готовыми к работе. У нас есть минут двадцать отдыха. Закрываем светофильтры и выключаем свет — полная темнота. Мы уже работаем около 2,5 часа, незаметно летит время. Любуемся видом ночных городов, но сеанс связи возвращает нас к реальности. Мы открываем антенну, которая не раскрылась после выведения, и расфиксируем «гусак» радиометра — теперь можно двигаться к стреле, а затем и «домой». Обратная дорога всегда короче, и мы уже на шлюзовом отсеке. Закрепляем грузовую стрелу и выключаем теплообменники. У нас есть 15 минут на «спутники» и снятие защитного кольца. Уже не чувствуем скафандр обузой, мешающей работать, как в начале «выхода», мы его уже просто не замечаем. Закрываю люк, шлюзуемся, а внутри нас ждет обед и горячий чай, заботливо приготовленные Шеннон. Итого 4 часа 40 минут — время, проведенное вне комплекса.
2 июня
Вот и лето пришло, одно время года мы уже провели на орбите. Сегодня воскресенье. День Святой Троицы. Сеанс связи прошел, как и планировался, и мы живем, стараясь растянуть это чувство — щемяще-приятное, когда встречаешься с друзьями и любимыми людьми. Вчера весь сеанс связи проболтали с Верунчиком, а сегодня она привела в комнату № 23 Надворских и Мочаловых-Шабалиных. Пришли Василий Циблиев, Саша Лазуткин, Паша Виноградов и Володя Криволапов. Было так приятно видеть их всех; да, чуть не забыл, пришел Андрей Будко с дочурой. Время пролетело слишком быстро, и осталось всего три месяца до «физической» встречи. Наташа сделала новую прическу и выглядела очень хорошо. Антон ушел в поход с большим рюкзаком под Ростов. Такие встречи — хорошая психподдержка, они еще долго вызывают в памяти воспоминания о студенческих годах, о том золотом времени. Готовили скафандры к следующему «выходу» — будем устанавливать «Науку» и опять работать с банкой «Пепси» — ... бы ее побрал. Сегодня видел серебристые облака — впервые за три месяца полета в 20.30 в районе Охотского моря и Камчатки по выходу из тени. Показал Юре и Шеннон, они впервые видят это явление. Очень красиво.
5 июня
Завтра «выход». Оборудование приготовили — на «Спектре» надо будет заменить кассеты научной аппаратуры «Комза». На «Дмитрии» установим образцы, и снова работа по контракту «Пепси».
Вокруг банки так много суеты, что это начинает раздражать, как будто весь «выход» делается ради этой рекламы. Расчистили модуль «Квант», двадцать восемь контейнеров из-под пищи разрезали и упаковали для удаления. Теперь они занимают места раза в четыре меньше, чем прежде. Работали самоотверженно весь вечер, Шеннон тоже участвовала самым активным образом. В «Прогрессе» это все не поместилось бы, поэтому контейнеры, вернее то, что раньше было контейнерами, станет спутником. Летаем на солнечной орбите, солнце почти не заходит за горизонт, и мы любуемся закатами и восходами. Немного загораем у иллюминатора в модуле «Дмитрий». Этот кварцевый иллюминатор пропускает ультрафиолет, и при удачной ориентации комплекса можно немного ухватить солнца. Шеннон увлеклась, и теперь лицо у нее, как у вареного рака. Проверили еще раз скафандры — дай Бог, чтобы завтра все прошло нормально. Наш ведущий специалист в этом «выходе» Володя Солдатенков соглашается почти со всеми нашими предложениями и доводами, уважает наш опыт. Конечно, мы постараемся сделать все хорошо. Приходила Инесса Бенедиктовна, говорили по поводу физо. Она хотела провести тестовое занятие с записью на запоминающее устройство между «выходами», но мы мягко отбились от этой нагрузки и перенесли это мероприятие на потом. Завтра у моего институтского друга Игоря Надворского день рождения, а я вечером не смогу ему позвонить из-за предстоящего «выхода». Может быть, удастся сделать это на следующий день.
7 июня
Мы проспали полдня. Если бы не желание поесть, наверное, спали бы еще. Теперь живем с опытом 5 «выходов» в открытый космос. Работа выполнена полностью, и если бы не маленький «нюанс», можно было бы говорить о полном удовлетворении. Как сложилось, теперь это наша традиция — посидели минутку перед тем, как входить в скафандры, — и вперед. Закрыли люки, вошли в скафандры и к сеансу связи уже были готовы к шлюзованию. Спокойный и деловой голос Коли Бочмановского позволяет быстро войти в рабочий ритм. Все штатно, Юра шаг за шагом читает бортовую документацию, и вот мы уже сбрасываем давление в шлюзовом отсеке до 10 мм. До сеанса связи еще 35 минут, но без разрешения ЦУПа, и медицины в частности, мы не имеем права приступать к открытию выходного люка. Поэтому мы ждем и даже немного дремлем. Такое трудно было бы представить в 1-м «выходе», но у нас уже 5-й. Время летит гораздо быстрее, если не смотришь на часы (кстати, эта «Омега» уже 5 раз побывала со мной на скафандре). А вот и связь, у нас все в норме, и ЦУП дает добро на открытие люка. Люк открыт, там свет, и это удивительно, потому что все предыдущие «выходы» мы начинали работать в тени. Устанавливаю защитное кольцо и прислушиваюсь к собственным ощущениям, ожидая запуска теплообменника. Выбираюсь наружу и вывожу сложенную банку «Пепси». Прохожу к такелажному узлу и далее по грузовой стреле с помощью кольца к базовому блоку. Осматриваюсь у основания стрелы и прикидываю, как лучше перенести Юру к «Спектру». По циклограмме— сначала съемка нас с банкой через иллюминатор № 9, что на базовом блоке, а потом работа по замене кассет «Комза». Перевожу стрелу с Юрой к «Спектру», осторожно обходя солнечную батарею. Он берется руками за поручни «Мираса», фиксирует стрелу, и я тоже перехожу к нему на «Спектр». Входим в сеанс связи, Шеннон включает телекамеру, и ЦУП нас наблюдает. Минут 10-15 мы работаем на рекламу «Пепси», а теперь пора работать взаправду. Нам надо перебраться на другую сторону модуля, а поручни удивительно короткие. Я берусь за какие-то элементы конструкции и добираюсь до гибкого фала у «Комзы». Это, конечно, рискованно, но сокращает время на дальние обходы по трассе поручней. Осматриваюсь и начинаю снимать кассеты «Комзы», уже установленные ранее. Нанизываю их на прихваченный фал — будет обидно, если мы их потеряем. Некоторые кассеты не хотят выходить с первой попытки, и с ними приходится повозиться. Теперь все кассеты сняты, и мы начинаем устанавливать новые. Это сделать проще, и телеметрия подтверждает, что кассеты установлены. Сейчас уложим снятые кассеты на укладку и будем двигаться к шлюзовому отсеку, где надо будет установить новые образцы для экспонирования. Шлюзовой отсек так утыкан подобным оборудованием, что приходится теснить соседние, чтобы установить новые. Один из образцов требует к себе больше внимания, чем два других. ЦУП советует привязать третью точку проволокой. Мы готовы его снова снять и поставить, но ЦУП торопит, и мы ограничиваемся фалом — все лучше проволочных фиксаторов. Теперь он точно никуда не денется. Выключаем теплообменники и готовимся к возвращению. Эти пятнадцать минут нам на спутники, и «домой». В этот раз после шлюзования видим целое рукотворное созвездие, уходящее впереди нас. Варварский способ чистки комплекса, но другого выхода у нас нет. Шеннон сняла много на видео, потом сделаем фильм. Закрыли люк в 23.30. Интересная работа, жаль только, что не удалось до конца штатно установить один из образцов. Делаем заключительные операции со скафандрами, ужинаем или завтракаем после полуночи, и спать. Возбуждение после «выхода» проходит не сразу, и только после долгих обсуждений сделанной работы мы забираемся в спальные мешки — можно спать до обеда сегодняшнего дня — хорошо.
8 июня, суббота, условно выходной день
Предстоят телефонные разговоры с домом, и это отодвигает все остальное на второй план. После долгих поисков находим необходимые для работы сегодня блоки. Со сменной панелью насосов управляемся быстро — около часа, может быть, теперь система терморегулирования будет работать лучше, и в модуле «Тимофей» будет прохладнее, а то настоящая сауна. С преобразователем тока аккумуляторной батареи дело обстоит сложнее, он расположен так неудобно, что на одну подготовку замены уходит 3 часа. Вспоминаем всех компоновщиков и конструкторов, но конечно же делаем и эту работу. Физкультурой пришлось пожертвовать ради системы электропитания. Надо было выбирать, и мы выбираем не в свою пользу. У нас еще есть время для тренировок, а вот борт ждать не будет. Поговорил с Верой и Жекой, они только что вернулись с прогулки по Ботаническому саду. Гуляли, Жека каталась на роликах, я Вера ее «пасла». Готовимся к «выходу» № 6. Сегодня осмотрели и собрали «ферму». Для тренировки разложили ее на весь базовый блок — красота, а на «Кванте» она будет смотреться еще лучше. Уже «чешутся руки», и хочется наружу.
12 июня. День независимости
День сегодня не очень нагружен, условный день отдыха перед «выходом». Утром в сеансе связи сбросили остатки видеозаписи по «Пепси», еще из предыдущего «выхода». Затем сбросили запись, сделанную вчера во время перевода штанги антенны «Траверс» из транспортного положения в рабочее и попытки раскрыть зеркало радара. Мы ждали красивой картины автоматического раскрытия, но, увы, — пояс расчековался, но зеркало не разложилось. Мы прогоняли видеозапись несколько раз, но смогли только понять, что одна половинка пояса после расчековки отошла от зеркала, сложенного в пакет, а другая половина только дернулась. Она-то, видимо, и не дает антенне раскрыться полностью. Почему я так подробно пишу? Да потому, что завтра «выход», и эту работу по инспекции состояния «Траверса» надо будет делать нам. Мы это поняли сразу и сказали ЦУПу, что было бы логично посмотреть, в чем там дело, и попробовать помочь зеркалу открыться. Официального решения пока нет, оно, вероятно, будет только завтра утром, но, по идее, это наша работа. Но решать Земле, сами мы не можем идти туда и что-то делать без ее воли. Мы уже приготовили инструмент для этой работы, и как только ЦУП даст добро — сразу перетащим его в шлюзовой отсек. Но главная задача — «Ферма-3». Ее мы подготовили самым тщательным образом, и нам надо сделать ее хорошо.
14 июня
Вот и закончилась наша «выходная» эпопея. Даже не верится, что мы сделали 6 «выходов». Хорошая была работа, но главное — мы живы и здоровы, находимся снова внутри станции. До самого начала шлюзования не была ясна циклограмма «выхода». Мы подготовили весь инструмент и для «Фермы-3» и для «Траверса» и думали, что сначала установим и раскроем «Ферму-3», а потом уже будем заниматься инспекцией «Траверса». По плану открытие выходного люка должно быть в 16.05, но сменный руководитель полета Виктор Ильич предложил другой вариант. Открыть люк на 15-20 минут раньше и сразу идти на «Природу». Если возможно, раскрываем антенну, нет — оцениваем ситуацию и уходим на модуль «Квант» для работы с «фермой». Это не радует, неустойчивая циклограмма, но мы готовы сделать так, как считает нужным ЦУП. Строго соблюдаем сложившийся ритуал одевания снаряжения, вплоть до того, какая музыка должна звучать в это время. Забираемся в скафандры. Бочмановского нет, но Саша Сергацков его хорошо заменяет. Сброс давления в шлюзовом отсеке делаем вне зоны связи, все идет платно. Теплообменник запустился, охлаждение скафандра работает нормально. Сначала выводим инструмент для «Траверса» —две телескопические штанги — багор и «американские ножницы». Закрепляю карабин фала инструмента снаружи шлюзового отсека и возвращаюсь к люку, чтобы помочь Юре вывести укладку «Фермы-3». Вот так постепенно перебираемся к такелажному узлу грузовой стрелы и закрепляем «ферму» и инструмент. Теперь я иду к основанию стрелы и готовлюсь переводить Юру к модулю «Природа». Осторожно обходим солнечные батареи базового блока, и причаливаю к «Природе». Мы не знаем, почему антенна не раскрылась, а значит, она может раскрыться в любой момент. Поэтому особая осторожность, и мы располагаемся только в безопасной зоне. Я перебираюсь по стреле на модуль и хочу рассмотреть «Траверс». Одна половинка бандажа отошла, а вторая осталась на месте. Она-то, видимо, и удерживает пакет антенны от раскрытия. Рассказываем ЦУПу, что видим, он еще раз рекомендует толкнуть створку бандажа или потянуть ее в сторону открытия. Юра уходит на первую плоскость, а я остаюсь на четвертой. Здесь под раскрывшейся створкой бандажа самое безопасное место, если антенна вздумает вдруг неожиданно раскрыться. Кажется, очень простая задача — возьми и толкни конструкцию, ан нет. Надо зафиксироваться, иначе никакого толчка не получится. А место, как назло, такое, что жесткой фиксации не получается. Долго мощусь, как курица на насесте, беру штангу-багор, раздвигаю на нужную длину и толкаю капризную створку. Она нехотя поддается, и через секунду зеркало антенны открывается силой собственных пружин. Юра тоже видит раскрытие и радостно поздравляет. Ура, мне удалось сделать это! Первая задача решена, переходим ко второй — перемещаемся к модулю «Квант». Осматриваем зону работ и снимаем образцы с фермы «Рапана». Хорошо, что приготовили резинки, — собираем четыре лотка образцов и переносим их на грузовую стрелу для возвращения. Приходит тень, но мы решили поработать, и проводим регламент опоры фермы «Софора». Гайки сидят хорошо, я мы быстро заканчиваем с регламентом.Теперь можно заниматься собственно «Фермой-3». Снимаем «Рапану» и крепим ее с внутренней стороны «Софоры», перемещаем сложенную «Ферму-3» на посадочную площадку и пробуем установить. «Ловители» заходят, но площадка не прижимается к основанию. Пробуем раскачивать, но это не помогает — оказывается, основание переходника всего на 1 мм шире посадочной площадки?! Надо искать выход, иначе вся задача по установке «Фермы-3» под угрозой срыва. Наверное, нам может помочь молоток. Берем его с инструментальной укладки и пытаемся с его помощью впихнуть переходник — ничего не выходит. Тогда легким постукиванием и перемещением замка по нескольку миллиметров закрываем замок — уф! Кажется, переходник зафиксирован на платформе. Пробуем дергать и покачивать — нет, стоит прочно, но с Саши Чернявского стаканчик красненького, за труды. Теперь наиболее интересная работа — раскрытие фермы, впрочем, нет, прежде надо подстыковать электроразъем для контроля температуры. Прокладываю кабель, нахожу ответную часть под защитным клапаном и пробую стыковать. Не выходит с первой попытки, еще раз — с тем же результатом, смотрю на ключ — он сдвинут. Значит, надо снова ползти к «Софоре» за инструментом для стыковки разъемов, а значит, потерять 15-20 минут. Кручу в руках разъем, раздумывая над новой проблемой. Кабель жесткий, и при вращении разьема ключ слегка смещается в сторону — это меня спасет, вернее — поможет. Правда, придется стыковать «втемную», но это лучше, чем работать с инструментом. Еще усилие и разъем состыкован, что ЦУП незамедлительно подтверждает, прочитав телеметрию. Теперь переходим к раскладыванию «Фермы-3». Здесь все проходит хорошо, и через 30-40 минут я уже фотографировал Юру на новой конструкции. Шеннон все снимает на видео через иллюминатор. Вот и выполнена программа «выхода», даже с некоторым перебором. Мы собираемся и идем «домой», захватив снятые образцы. Перед закрытием люка на шлюзовом отсеке избавляемся от мусора, подтягиваю струбцину выходного люка, осматриваю уплотнительные резинки, выключаем теплообменники-сублиматоры, и в 21.30 я закрываю люк. Еще раз любуюсь видом станции снаружи, видом Земли — здесь она немножко другая, нежели изнутри, и закручиваю штурвал. Все, «выход» завершен, впрочем, еще обратное шлюзование. Все проходит штатно, и мы уже в базовом блоке. Хорошая была работа, слава Богу, все сделали, да еще раскрыли «Траверс». От такой работы получаешь удовлетворение. Саша Сергацков говорит, что в ЦУПе было много народу — Джанибеков, Титов, Александров, Полещук и т.д. Мы, кажется, не подвели их. Наверное, потом мы будем удивляться самим себе — неужели пять «выходов» в течение месяца? А сейчас так втянулись, что это не кажется чем-то из ряда вон — кстати, есть о чем подумать для строительства «Альфы». Там много будет подобной работы, а сейчас мы поужинаем, выпьем по 100 граммов коньячку, и пусть у кого-нибудь шевельнется язык сказать, что мы не имеем права. Потом еще долго будем говорить и говорить до самых затычек-берушек в ушки.
Сегодня вечером пролетали над Кубой. Сергей показал, где находится Варадеро — очень красивое место. Сразу столько ассоциаций и воспоминаний. Надо будет рассказать завтра Вере с Женей об увиденном Я думаю, что это была хорошая неделя в начале года.
16 марта 2001 г.
Пятница
На самом деле дни недели потеряли свой смысл — понимаешь, что это скорее условность, не имеющая особого смысла для жизни на станции. Мы могли бы с таким же успехом назвать этот день субботой или вторником: ничего бы не изменилось. На Земле это понятие наполняется смыслом, маленькими или не очень деталями — выходные дни, личные планы, привычка иметь свободные дни после какого-то количества рабочих — или еще чем-то. Но здесь, во всяком случае, пока мы работаем совместно с «Шаттлом» и первым экипажем, все дни слились в один: с перерывами на сон, обед и передачу смены.
Оглядываясь назад, я понимаю, что это, конечно, временно. «Шаттл» увезет первый экипаж, и мы будем строить нашу жизнь — жизнь размеренную и привычную.
Вчера был сеанс связи через «Шаттл» с ЦУПом Москвы. Это первая наша телевизионная встреча после разлуки. Картинка была не очень, но все равно лучше, чем телефон. Пришли родители и Вера с Женей. Женюлька уже совсем взрослая. Все у них нормально, и слава Богу.
Провели ТВ-репортаж всем составом: 3 экипажа — 10 человек. Сначала были вопросы из Хьюстона, а потом из Москвы. Пришли Оля Пастухова, Валера Бабердин — очень много уже знакомых лиц за эти три полета. Там же, в ЦУПе, видимо, были иностранные журналисты. Очень интересный вопрос от китайского журналиста ко мне: «Что вы думаете о китайской космической программе?» Вот так, ни много ни мало! Как будто я спец по китайской программе. Мои познания здесь не дальше «Новостей космонавтики» благодаря Игорю Маринину. Народ путает командирство экспедиции на МКС с руководством космической программой. А в общем, все прошло хорошо. Я очень боялся сложных вопросов на английском языке: вдруг не хватит словаря выразить ответ достаточно понятно. В принципе надо избавляться от этого комплекса. «Наше дело правое, и нам бояться нечего».
Полет «Дискавери» продлен еще на один день по причине пересчета центровки «Шаттла» для посадки. Нам хорошо: еще один день пересменки, но для 1-го экипажа это, наверное, тяжело.
8 июня 2001 г.
Все еще пятница
Я на том же месте, в своей каюте.
Мы закончили расконсервацию станции и первый этап сушки скафандров. Поужинали и немного расслабились. Слава Богу, все прошло хорошо. Конус на месте, он герметичен и готов к приему стыковочного отсека. Казалось, наша работа в переходном отсеке была очень долгой, но по тем меткам, которые сделала Сюзан, это заняло около часа-полутора.
В этот раз консервация служебного модуля заняла много меньше времени, чем перед перестыковкой: и мы стали опытнее, и объем меньше. Делаем все не спеша, чуть раньше запланированного времени — у нас должен быть запас. 12.00 начинаем надевать костюмы водяного охлаждения, белье, медицинские пояса. Наш туалет — АСУ еще не законсервирован, его мы отключим в последний момент. Собираемся на минутку у стола — помолчим перед работой. Теперь пора. Выключаем свет в модуле. Я суеверный — все оставляю так, как будто просто улетаю в другой модуль для работы.
Мы закрываем люки и забираемся в скафандры. Сначала Джим, я хочу быть уверен, что разьемы его костюма водяного охлаждения надежно подстыкованы и ранец с перчатками надежно закрыт. Все нормально — он уже внутри нашей вакуумной защиты. Теперь мой черед. Джим помогает. Я на месте.
Мы осматриваемся, еще раз проверяем положение всех органов управления скафандров и приступаем к проверке герметичности скафандров. Потом сбрасываем давление в переходном отсеке до 550 мм и контролируем герметичность люков. Все штатно, мы сбрасываем давление до 5 мм, проводим «Диссатурацию» — 30 минут текут очень медленно. Мы ничего не делаем, просто ждем, поглядывая на часы пульта обеспечения выхода. Моя «выходная» «омега» на скафандре — я контролирую по ней время. Связь не очень устойчивая, и мы ждем разрешения Земли на начало работ. Они прорываются сквозь помехи и дают «добро» на начало работ с крышкой. Наша задача выглядит очень просто — пять оборотов ручкой, снять плоскую крышку, переместить ее на 1,5 метра в сторону. Взять другую крышку и поставить ее на место старой. Вот и все! Если бы не в этой тесноте переходного отсека, если бы не в скафандре, если бы не вакуум за снятой крышкой... Да, и снова 5 оборотов ручкой, чтобы вакуум остался там, снаружи станции. Вставляю ручку в гнездо — флажок должен смотреть на «Н» — иначе он не в зацеплении. Вращаю ручку и контролирую выход роликов — крышка свободна. Разница давления около 3-4 мм, но этого давления оказывается слишком много, чтобы мы с Джимом могли открыть люк. Пробуем снова и снова, и наконец крышка отходит от резинок. Джим должен взять ее и, переместив немного, передать мне для фиксации ее под резинками. Места в отсеке действительно мало, я не вижу Джима и крышки, и, похоже, он не может ее переместить. Разворачиваюсь, теперь вижу Джима и крышку. Фиксирую ее под резинками — первая задача решена. Теперь инспекция резинок. Сначала Джим смотрит, все ли в порядке, потом он «отходит», и к этому окну в космос подбираюсь я. Резинки выглядят нормально, я беру приготовленное «послание», немного высовываюсь наружу, чтобы не зацепить резинки, и бросаю письмо в темноту. Видна полоска заката и яркая планета на горизонте. Станция снаружи различима плохо — тень. Захожу внутрь — теперь очередь Джима.
Начинаем работать с конусом. Он неожиданно легко становится на место — на тренировке это было сделать труднее. Мы отключаем теплообменники и ждем разрешения ЦУПа-М закрыть конус. Сублиматор сохнет около 10 мин, и вне сеанса связи я делаю эти 5-6 оборотов ручки, отделяющие нас от космоса. Теперь обратное шлюзование. Мы делаем несколько фото и наддуваем переходной отсек. Теперь самый важный момент — герметичен ли установленный конус. Давление держится, мы наддуваемся до конца, снова контроль. Все штатно. Слава Богу! Открываем люки, выбираемся из скафандров — вот и закончился наш «выход». Маловато будет!
Теперь расконсервация, ужин, и отдыхать. Это первый «выход» из станции, первый в скафандрах «Орлан», первый из российского сегмента, первый из переходного отсека... но это уже неважно. Мы сделали это. Джим и я, и не важно, кто первый. Все работает. Мы благодарим ЦУП-М за помощь и специалистов «Звезды» за скафандры «Орлан». Просто и надежно! И благодаря им стыковочный отсек будет здесь, и мы снова «дома» в служебном модуле у стола, а не в транспортном корабле готовимся к спуску. Мы имеем полное право поднять тост за всех тех людей, которые вложили свои руки и мозги в это предприятие.
Спасибо им всем!