ГЛАВА 7

РАЗРАБОТКА СРЕДСТВ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В
УСЛОВИЯХ КОСМИЧЕСКОГО ВАКУУМА

И.Н.Черняков
Доктор медицинских наук,
профессор, полковник медицинской службы
в отставке

Историю медико-биологических исследований по разработке и созданию средств защиты космонавта от экстремального статического фактора космического полета - вакуума космоса - можно условно разграничить на 4 этапа: предыстория (1), разработка СОЖ для животных при полетах на ракетах и искусственных спутниках Земли (2), исследования при кратковременных, до 10-15 суток, космических полетах человека (3), при длительных космических полетах и полетах с выходом в открытый космос (4).

На всех этапах решения проблемы жизнеобеспечения экипажей космических кораблей ученые Института принимали самое непосредственное участие. Наиболее весомый вклад в решение проблемы внесли сотрудники следующих подразделений Института: 2-я лаборатория гигиенического отдела (1947-1956), 8-й отдел (1956- 1959), 9-й отдел III Направления (1959-1961), 14-й отдел II Управления (1961- 1964), 9-й отдел I Управления (1964-1988).

Научными руководителями и ответственными исполнителями обширных комплексных НИР по рассматриваемой проблеме в разное время являлись: В.И. Яздовский, В.А. Спасский, А.Г. Кузнецов, А.М. Генин, О.Г. Газенко, Е.Я. Шепелев, А.Д. Серяпин, Л.П. Салманов, С.А. Гозулов, Л.Г. Головкин, С.Г. Жаров. Важные научно-практические аспекты проблемы жизнеобеспечения в условиях вакуума космоса исследовались также в работах Д.И. Иванова, В.Б. Малкина, В.А. Смирнова, Л.А. Мохова, Б.Г. Буйлова, А.И. Шапошникова, А.Г. Фомина, А.Д. Логунова, Е.А. Коваленко, И.Н. Чернякова и др. Далее приводятся основные итоги исследований, выполненных сотрудниками Института в отмеченные этапы решения проблемы.

7.1. Предыстория (1878-1958)

Основные физиологические проблемы полетов на больших высотах и в космосе - гипоксия, декомпрессия, тепловой и холодовой стресс - близки друг другу. В целях жизнеобеспечения человека в высотных и стратосферных полетах указанные проблемы были решены авиационной медициной задолго до начала космических полетов.

Теоретические основы этиопатогенеза кислородного голодания на высоте (гипоксической гипоксии), заложенные И.М. Сеченовым [56], были всесторонне развиты и углублены в работах видных отечественных физиологов: В.В. Пашутина, П.М. Альбицкого, Е.А Карташевского, Л.А. Орбели, М.П. Бресткина, Н.Н. Сиротинина, И.Р. Петрова, Г.Е. Владимирова, А.Г. Кузнецова и др.

Научно-практические аспекты гипоксии применительно к условиям высотных полетов на самолете и стратостате (высотная устойчивость человека и способы ее повышения, моделирование гипоксии на Земле, влияние гипоксии на работоспособность, средства защиты от гипоксии, использование гипоксии в экспертизе, адаптации, профилактике и лечении) исследовались и успешно решались в работах сотрудников IV сектора НИСИ, ВМА, НИИАМ [1, 2, 4, 10, 27, 28, 31, 39, 57, 58, 63].

В 30-е гг. были в основном изучены и решены теоретические и прикладные вопросы защиты экипажей ЛА в высотном и стратосферном полете от декомпрессионных нарушений - барокавепатии, высотной декомпрессионной болезни, высотной парогазовой эмфиземы. Экспериментально обоснованы этиопатогенез декомпрессионных нарушений при больших и резких изменениях давления - бароотопатии, высотного метеоризма, баротравмы легких [6, 8, 13, 49, 51], десатурационная (азотная, газопузырьковая) этиология высотной декомпрессионной болезни [3, 19, 36, 52, 58], этиопатогенез высотной эмфиземы как следствия закипания жидкостей организма в крайне разреженной атмосфере.

В указанных и других работах были установлены оптимальные и допустимые режимы декомпрессионных воздействий применительно к различным условиям высотного полета, разработаны методы профилактики и лечения декомпрессионных нарушений (режимы питания, десатурация, рекомпрессия), экспериментально обоснованы и апробированы в реальных полетах эффективные технические средства защиты экипажей ЛА- герметические кабины, высотные скафандры, комплекты кислородного оборудования и снаряжения [2, 9, 38, 50, 59, 60].

Применительно к проблемам авиационной медицины успешно решались также вопросы защиты экипажей ЛА от действия гипоксии и декомпрессии.

Идея применения герметических кабин как средства жизнеобеспечения экипажей стратостатов и космических кораблей была впервые высказана Д.И. Менделеевым и К.Э. Циолковским [48, 67]. Для выхода в открытый космос К.Э. Циолковский предполагал использовать скафандр. Им же были указаны ориентировочные параметры (давление, газовый состав, температура) газовой среды гермокабин и скафандров.

Концепция герметических кабин и скафандров была экспериментально обоснована и практически реализована в 30-40-е гг. при разработке мероприятий по физиолого-гигиеническому обеспечению длительных и высотных полетов на самолетах и полетов на стратостатах [2, 9, 38, 50, 59, 60].

Была показана возможность длительного (10-100 ч) пребывания человека в герметических кабинах с искусственной атмосферой при нормальном и пониженном (соответственно высоте 2000-3000 м) давлении. На стратостатах с герметическими гондолами совершались полеты на высоты более 20000 м [2, 9].

В 1935 г. бригадой специалистов в стратосферном комитете Осовиахима под руководством Н.М. Добротворского и Е.Я. Раппопорта были разработаны физиологические требования к авиационному скафандру, созданы и испытаны в барокамере, а позднее и в полете на самолете первые образцы скафандров конструкции А.А. Перескокова, А.И. Бойко, А.И. Хромушкина и Е.Е. Чертовского [2, 7, 26, 50, 59]. Уже первые образцы отечественных скафандров (Ч-3б СК-ЦАГИ-2, СК-ЦАГИ-8 и др.) явились эффективными средствами жизнеобеспечения при многочасовых высотных полетах на самолетах с открытыми кабинами [38, 60].

После Великой Отечественной войны работы по усовершенствованию авиационных скафандров успешно велись в ЛИИ МАП совместно с НИИАМ (А.А. Хромушкин, А.И. Бойко, В.А. Спасский, Л.А. Салманов, С.Г. Жаров и др.). Были разработаны и испытаны масочные и безмасочные вентиляционные скафандры ВВС-1, ВВС-4, на основе которых впоследствии были разработаны промышленные образцы авиационных скафандров «Воркута», «Сокол» [7, 66].

Научно-практические результаты, полученные специалистами авиационной медицины при разработке и испытаниях герметических кабин стратостатов и авиационных скафандров, были широко использованы как при создании средств жизнеобеспечения животных в полетах на ракетах в верхние слои атмосферы, так и при создании обитаемых отсеков космических кораблей и скафандров космонавтов [5, 24, 34, 46, 73].

Все вышеизложенное позволяет заключить, что гондолы стратостатов и авиационные высотные скафандры явились прообразами кабин космических кораблей и космических скафандров, а высотная физиология стала предтечей физиологии космоса.

7.2. Разработка СОЖ для животных при полетах на ракетах и искусственных спутниках Земли (1948-1961)

В результате выполнения обширной программы биологических экспериментов при полетах животных на ракетах, а затем на ИСЗ были созданы и испытаны эффективные космические СОЖ - герметические кабины и скафандры (ГК, СК). Гермокабины и безмасочные скафандры вентиляционного типа обеспечивали животным (собакам) жизненно необходимые условия для кратковременных (до 1 ч) полетов на ракетах до высот 100-450 км, а также при катапультировании и парашютировании с высоты 45-85 км [5, 11, 12, 14, 56, 72].

Для условий космического полета животных были разработаны регенерационные ГК, в которых параметры искусственной атмосферы по газовому составу и давлению могли поддерживаться 12-15 суток близкими к наземным значениям. Установка для регенерации воздуха ГК содержала регенерационное вещество, которое поглощало СО2 и водяные пары и одновременно выделяло необходимое количество кислорода. Температура воздуха ГК регулировалась жидкостно-воздушным теплообменником в пределах 20±10°С. Такая «привычная» атмосфера ГК исключала дополнительные нагрузки на организм животных в космическом полете [5, 11, 20].

Разработка космических СОЖ на данном этапе проводилась под руководством В.И. Яздовского группой научных сотрудников 2-й лаборатории, 8-го и 9-го отделов (A.M. Генин, А.Д. Серяпин, Л.П. Салманов, Б.Г. Буйлов, Л.А. Мохов).

Одновременно с разработкой и апробацией СОЖ в первых космических полетах животных были успешно проведены испытания безмасочного скафандра, предназначенного для жизнеобеспечения человека в предстоящих космических полетах [71-73].

Таким образом, на втором этапе разработки космических СОЖ были получены уникальные научные данные, которые позволили обосновать возможность создания герметических кабин и космических скафандров в качестве эффективных средств жизнеобеспечения человека в космическом полете.

7.3. Разработка СОЖ при кратковременных полетах человека в космос (1960-1965)

Основная работа по физиолого-гигиеническому обоснованию разработки СОЖ в этот период проводилась сотрудниками 9-го отдела III Направления и 14-го отдела II Управления Института (А.Д. Серяпин, Л.П. Салманов, Л.Г. Головкин, В.П. Дзедзичек, Л.А. Мохов, А.Г. Фомин, A.M. Финогенов и др.) под руководством В.И. Яздовского и А.М. Генина.

В первых космических полетах человека на кораблях «Восток» система жизнеобеспечения и зашиты в условиях вакуума космоса состояла из герметической кабины (основная СОЖ) и безмасочного вентиляционного скафандра, предназначаемого для зашиты в случае разгерметизации кабины КК или спускаемого отсека, а также при катапультировании, парашютировании и приземлении [18, 34, 46, 54, 56, 73].

Космонавт в течение всего полета находился в скафандре, включенном в общую систему регенерации газовой среды кабины КК. Система регенерации и кондиционирования воздуха, основанная на использовании надперекисных щелочных металлов и импрегнированных осушителей, могла обеспечивать параметры газовой среды близкими к наземным величинам в кабине объемом 5 м3до 12-13 суток. Так, в процессе полетов кораблей «Восток» и «Восход» барометрическое давление в ГК колебалось в пределах 760-800 мм рт. ст., содержание 02 - от 20 до 27%, углекислого газа - от 0,2 до 1,5%, температура воздуха - от 13 до 26°С, влажность - от 30 до 80%. В случае разгерметизации кабины на КК «Восток» в скафандре поддерживалось давление 0,25 атм - соответственно высоте 11 км [12, 20, 71].

В полетах на многоместных космических кораблях «Восход» и «Союз» скафандр был исключен из СОЖ по соображениям экономии веса и снижения дискомфорта. Однако трагическая гибель космонавтов КК «Союз-11» В.Т. Добровольского, В.Н. Волкова и В.И. Пацаева 6.06.1971 г. показала необоснованность такого решения и лишний раз напомнила о реальной угрозе разгерметизации кабины КК на любом этапе полета [65, 68].

В последующих кратковременных космических полетах вновь стала применяться «двухзвенная» СОЖ: гермокабина-скафандр. Космический скафандр «Сокол» был разработан заводом «Звезда» на основе безмасочного вентиляционного высотного скафандра, успешно прошедшего к тому времени физиолого-гигиенические испытания в Институте. В скафандре в случае разгерметизации кабины КК автоматически поддерживалось давление 0,4 атм (высота 7 км). Ручной регулятор позволял изменять давление в пределах 0,2-0,4 атм. В герметической кабине КК используемая система регенерации и кондиционирования воздуха обеспечивала регулирование параметров атмосферы в пределах их наземных значений [34, 35, 64, 65, 68].

7.4. Разработка СОЖ для условий длительных космических полетов с выходом в открытый космос (1961-1988)

Для исследований данного периода характерным является то обстоятельство, что разработка проблемы космических СОЖ активно велась не только в предназначенных для этого 14-м отделе II Управления и 9-м отделе I Управления, но и во многих других отделах Института.

В результате проведения комплексных НИР, ответственными исполнителями которых являлись A.M. Генин, С.А. Гозулов, Е.Я. Шепелев, Л.П. Салманов, А.Д. Серяпин, Л.Г. Головкин, Л.А. Мохов и др., были теоретически обоснованы и практически апробированы принципы и критерии формирования искусственной газовой среды герметических кабин и космических скафандров в зависимости от длительности полета, численности экипажа и программы полета [12, 15-17, 20, 25, 30, 54, 64, 65, 68, 70, 72].

Так, для обеспечения полетов КК, станций, спутников и пилотируемых космических аппаратов со средней и большой длительностью полета или с многочисленным экипажем были разработаны частично и полностью закрытые системы жизнеобеспечения, основанные на использовании запасов кислорода и частичной его регенерации из СО2 и воды, регенерации воды, поглощения СО2 и воды регенерируемыми поглотителями. Показано также, что в полетах до 30 суток с экипажем из одного человека искусственную газовую атмосферу (ИГА) в кабине целесообразно поддерживать химической системой регенерации. Для увеличения длительности полета и численности экипажа требуется применение систем, основанных на физико-химических и биологических методах регенерации [20, 34, 70, 72].

Система регенерации и кондиционирования воздуха в ГК при длительных полетах (как и при непродолжительных) поддерживает параметры ИГА в кабине, близкие к наземным. СОЖ гермокабины дополняется легкосъемным скафандром, который космонавты надевают только на ответственных этапах полета (на старте, перед планируемой разгерметизацией кабины, на спуске). Скафандр включен в контур системы регенерации и кондиционирования воздуха кабины. Система кондиционирования воздуха в скафандре может работать в замкнутом или открытом цикле (регенерационный или вентиляционный скафандр). В случае разгерметизации кабины в скафандре автоматически создается давление в режиме 0,25-0,3 атм при обеспечении возможности ручного регулирования давления [20, 64, 65, 72].

В соответствии с разработанными в Институте медико-техническими требованиями средством жизнеобеспечения при выходе в космос является выходной космический скафандр, предназначенный для защиты от экстремальных факторов (вакуума, солнечной и космической радиации, перепадов температуры) и обеспечивающий возможность выполнения необходимой работы. В скафандре поддерживается давление в пределах 0,35-0,4 атм. Система регенерации газовой среды в скафандре и система терморегуляции являются автономными и монтируются в специальном ранце, размещаемом на скафандре [20, 64, 69-73].

Успешное выполнение программ в многочисленных космических полетах большой продолжительности и с выходом в космос, осуществляемых с 1964 г., свидетельствует о принципиально правильном направлении исследований, проводимых в Институте по проблеме разработки космических СОЖ.

Создание эффективных космических СОЖ - герметической кабины и скафандра - полностью не решило проблемы безопасности космических полетов. Наличие избыточного давления «земной» атмосферы в герметической кабине всегда чревато повышенными утечками газа, риском разгерметизации, гипоксии, высотной декомпрессионной болезни, баротравмы легких. Используемые системы регенерации и кондиционирования газовой среды в кабине и скафандре не исключали вероятности возникновения аварийных ситуаций, обуславливающих развитие гипоксии, гипероксии, гиперкапнии, теплового стресса. Все это требовало поисков альтернативных принципов формирования газовой среды и микроклимата гермокабин и скафандров, а также более детального изучения физиологических резервов организма человека применительно к различным аварийным ситуациям в космическом полете.

Исследования, направленные на решение указанных вопросов, проводились во все периоды разработки космических СОЖ. Так в работе Д.И. Иванова, В.Б. Малкина, И.Н. Чернякова и др. (1961-1963) была показана возможность длительного, до 30 суток, пребывания человека в замкнутой камере малого объема, с гипобарической нормоксической атмосферой: высота - 5-7 км, О2- 35-50% [32, 33].


Эксперимент в барокамере.
Слева - И.Н. Черняков.

Большое количество работ было посвящено проблеме использования пребывания в гипобарической азотно-кислородной газовой среде как средства профилактики высотной декомпрессионной болезни применительно к условиям разгерметизации кабины КК и выхода в космос (А.Г. Кузнецов, А.М. Генин, Э.В. Бондарев, И.Н. Черняков, М.И. Вакар, И.В. Максимов, А.С. Цивилашвили и др. (1966- 1974). Научно-практические результаты этих работ были частично реализованы при формировании гипобарической газовой среды в кабинах КК «Союз» и «Аполлон» при их совместном полете 15 июня 1975 г. [23, 40, 42].

Сотрудниками Института (О.Г. Газенко, А.М. Генин, Е.Я. Шепелев, В.Б. Малкин) была разработана оригинальная концепция активной динамической искусственной газовой среды как средства стимулирования функционального состояния организма космонавтов в длительных космических полетах [15, 20, 44, 45, 70].

Применительно к различным аварийным ситуациям в космическом полете изучались физиологические резервы организма человека и эффективность разработанных и перспективных защитных средств при взрывной декомпрессии [66, 68], декомпрессии различной скорости [41, 53], гипероксии [22, 44], гиперкапнии [29, 40, 44].

Продолжались исследования по изысканию новых систем обеспечения теплового гомеостаза организма космонавта в космическом полете. Была показана возможность 7-сугочного пребывания в космическом вентиляционном скафандре на высоте 30-35 км в условиях, имитирующих полет в разгерметизированной кабине КК [21, 43].

В работах А.И. Шапошникова, И.Н. Чернякова, Л.Г. Головкина (1961- 1965) был экспериментально обоснован новый способ отвода тепла от организма человека, находящегося на высоте в скафандре, за счет вакуумного испарения пота с поверхности тела. Сочетание систем вентиляции скафандра, жидкостного охлаждения и вакуумного испарения пота позволяло обеспечивать тепловой баланс человека в скафандре и сохранять удовлетворительную работоспособность при моделировании условий выхода в открытый космос и на планеты, лишенные атмосферы [21, 68].

На основании обобщения обширных результатов НИР по проблеме космических СОЖ в Институте в 1975 г. были разработаны физиологические требования к космическим скафандрам, являющиеся нормативными документами и до настоящего времени (A.M. Генин, И.Н. Черняков, В.В. Кустов, Ю.Н. Каменщиков, В.Н. Поляков и др.).


Перед экспериментом по отработке высотного снаряжения.
Справа - Л.Г. Головкин.

В ряде НИР, выполненных в период 1965-1980 гг. совместно с СКБ КДА и ИБФ [68, 69], была экспериментально обоснована возможность применения в качестве альтернативы космического скафандра высотного снаряжения для дыхания под избыточным давлением типа ККО-ЕД и ККО с ВКК из высокомодульных материалов одностороннего растяжения (И.Н. Черняков, М.И. Вакар, Л.Г.Головкин, А.И. Шапошников, В.И. Продан, А.А. Шишов).

Большой цикл работ был посвящен проблеме разработки СОЖ экипажей пилотируемых космических аппаратов и авиационно-космических комплексов специального назначения (А.Д. Серяпин, В.А. Смирнов, Л.А. Мохов, О.Ф. Остапенко, А.Г. Фомин и др., 1970-1988). Рамки настоящего обзора не позволяют сделать анализ результатов НИР указанного направления.

Таков краткий исторический экскурс о научной деятельности Института при решении проблемы защиты экипажей КК от вакуума космоса в различные этапы развития космонавтики. Научно-практические результаты этой деятельности были реализованы при разработке мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности космических полетов. Теоретические обобщения исследований проблемы КСОЖ изложены во многих публикациях и монографиях, в частности, в советско-американском издании «Основы космической биологии и медицины» (1975).

Литература


1. Аполлонов А.П., Гамбург М.И.Определение рабочего потолка летчика ререспирационным тестом // Воен.-сан. дело. - 1931. - №. 1.

2.Аполлонов А.П., Гурвич Х.Е., Стрельцов В.В.Санитарное обеспечение полета стратостата «СССР» // Труды Всесоюз. конф. по изучению стратосферы. - М.: АН СССР, 1935.

3.Аполлонов А.П., Миролюбов В.Г.Боли в суставах и тканях // Физиология и гигиена высотного полета. - М.; Л.: Биомедгиз, 1938.

4.Барбашова З.И., Кузнецов А.Г., Сергеев А.А.и др. Влияние тренировки в барокамере на выносливость к кислородному голоданию // Воен.-мед. сб. - 1944. - № 1.

5.Бахрамов А.М., Яздовский В.И.Герметическая кабина для животного// Проблемы космической биологии. - М.: Наука, 1962. - Т. 1. - С. 289-298.

6.Бондаренко В.К.Влияние на организм человека быстрых подъемов на высоту//Авиационная медицина в ВОВ. - М,: Медгиз, 1947. - Т. 1.

7.Бойко А.И., Салманов Л.П.Высотный спасательный скафандр ВВС-04 ЛИИ МАП // Сб. реф. науч. работ НИИИАКМ. - М., 1959.

8.Борщевский И.Я.О бароскопической функции уха в условиях тренировки в барокамере к высотным полетам // Воен.-сан. дело. - 1936. - № 11.

9.Бресткин М.П., Егоров П.И., Сергеев А.А.и др. Обеспечение физиологических условий для экипажа стратостата // Вопросы мед. обеспеч. воздушн. Транспорта -Л.: ОСОАВИАХИМ, 1934.

10.Вайль B.C.О влиянии температуры на возрастные различия чувствительности к кислородному голоданию // Педиатрия. - 1943. - № 5.

11.Волынкин Ю.М., Саксонов П.П.Физические условия космического полета и их биологическая характеристика // Проблемы космической биологии. - М., 1964.-Т. 3.-С. 10-22.

12.Волынкин Ю.М., Васильев П.В.Некоторые результаты медицинских исследований во время полета корабля «Восход» // Проблемы космической биологии. - М.: Наука, 1967. - Т. 6. - С. 53-67.

13.Воячек В.И.Значение функции уха и его патологии в военном деле // Воен.-мед. журн. - 1932. - Т. 3, № 5-6.

14.Газенко О.Г., Генин А.М., Гюрджиан А.А.и др. Физиологические реакции животных при полетах на космических кораблях-спутниках // Матер, науч. конф. -М., 1965.-Ч. II.-С. 8-10.

15.Газенко О.Г., Шепелев Е.Я.Длительные космические полеты и среда обитания человека// Космич. биол. и авиакосмич. мед. - 1977. - № 1. - С. 10-13.

16.Газенко О.Г.Космическая биология // БМЭ. - М.: СЭ, 1979. - Т. II. - С. 416-417.

17.Газенко О.Г., Григорьев А.И.. Ильин Е.А.Космическая биология и медицина // ММЭ. - М.: СЭ, 1991. - Т. 2. - С. 509-510.

18.Гозулов С.А., Головкин Л.Г.Обеспечение безопасности космических полетов// Космическая биология и медицина. - М.: Наука, 1966. - С. 363-391.

19.Генин A.M.К этиологии и патогенезу декомпрессионного заболевания у летчиков// Воен.-мед. журн. - 1948. - № 8.

20.Генин A.M.Некоторые принципы формирования искусственной среды обитания в кабинах КК// Проблемы космической биологии. - М.: Наука, 1964. - Т. 3.-С. 59-65.

21.Генин А.М., Головкин Л.Г.К проблеме длительного автономного существования человека в космическом скафандре // Матер. XVII Междунар. астронавт. конгр. - Мадрид, 1966.

22.Генин А.М., Бабчинский Ф.В., Малкин В.Б.и др. К вопросу о механизме токсического действия гипероксии на организм животных // Тез. докл. XI съезда физиол. об-ва. -Л., 1970.

23.Генин А.М., Черняков И.Н., Максимов И.В.и др. Изыскание эффективных режимов десатурации организма человека для профилактики высотных декомпрессионных расстройств // Косм. биол. и мед. - 1973. - № 3.

24.Головкин Л.Г.Физиологические исследования эффективности вентиляционных скафандров как средства защиты летного состава от воздействия высокой температуры: Дисс. на соиск. учен, степени канд. мед. наук. - М., 1963.

25.Гришаенков Б.Г., Остапенко О.Ф., Фомин А.Г.и др. Методы получения кислорода электролитическим разложением воды в условиях невесомости // Проблемы космической биологии. - М.: Наука, 1964. -Т. 3. - С. 396-401.

26.Добротворский Н.М. Летный труд // История военно-воздушной академии. - М., 1930.

27.Егоров П.И.К вопросу об определении лабораторным методом выносливости и приспособляемости к высотным полетам // Вестн. возд. флота. - 1927. - № 2.

28.Егоров П.И.Влияние высотных полетов на организм летчика. - М.: Воениздат, 1937.

29.Жаров С.Г., Ильин Е.А., Коваленко Е.А.и др. Изучение длительного воздействия на человека атмосферы с повышенным содержанием СО2 // Авиационная и космическая медицина / Под ред. В.В. Парина. - М., 1963. - С. 182-185.

30.Жаров С.Г., Серяпин А.Д., Фомин А.Г.и др. Искусственная атмосфера кабин космических кораблей // Космическая биология и медицина. - М.: Наука, 1966.-С. 285-297.

31.Иванов Д.И.Использование барокамеры во врачебной экспертизе // Воен.-мед. журн. - 1948. - № 10.

32.Иванов Д.И., Малкин В.Б., Черняков И.Н.и др. Изменение основных физиологических функций при длительном пребывании человека в условиях пониженного барометрического давления и ограниченного пространства // Авиационная и космическая медицина. - М., 1963.

33.Иванов Д.И., Малкин В.Б., Черняков И.Н.и др. Автоматический анализ суточных периодических изменений ЭЭГ человека // Проблемы космической биологии. - М.: Наука, 1965. - Т. 4. - С. 642-646.

34.Иванов Д.И., Хромушкин А.И.Системы жизнеобеспечения человека при высотных и космических полетах. - М.: Машиностроение, 1968. - 340 с.

35.Илюшин Ю.С.Системы обеспечения жизнедеятельности и спасения экипажей летательных аппаратов. - М., 1985. - 244 с.

36.Исаков П.К., Розенблюм Д.Е., Скрыпин В.А.и др. К вопросу о патогенезе высотных болей // Тез. докл. моск. физиол. об-ва. - М.: Медгиз, 1947.

37.Коваленко Е.А., Черняков И.Н.Кислород тканей при экстремальных факторах полета// Проблемы космической биологии. - М.: Наука, 1972. -Т. 21.

38.Кротков Ф.Г.Высотный скафандр // Воен.-сан. дело. - 1936. - № 2-3.

39.Кузнецов А.Г.Влияние пониженного барометрического давления на функцию почек: Автореф. канд. дисс. - Л., 1940.

40.Кузнецов А.Г.и др. О влиянии на организм человека длительного пребывания в замкнутой камере малого объема // Проблемы космической биологии. - М.: Наука, 1965. - Т. 4. - С. 31-44.

41.Кузнецов А.Г., Агаджанян Н.А., Калиниченко И.Р.и др. О влиянии быстронарастающей гипоксии на организм человека // Проблемы космической медицины / Под ред. В.В. Парина. - М., 1966. - С. 10-11.

42.Кузнецов А.Г., Бондарев Э.В., Черняков И.Н.и др. Высотные декомпрессионные расстройства у человека в разреженной атмосфере при различных режимах десатурации// Труды V чтений К.Э. Циолковского. - Калуга, 1971.

43.Логунов А.Д. Особенности теплообмена человека в условиях пониженного барометрического давления: Автореф. канд. дисс. - М., 1971.

44.Малкин В.Б.Барометрическое давление. Газовый состав // Основы космической биологии и медицины / Под ред. О.Г. Газенко, М. Кальвина. - М., 1975.-Т. 2, кн. 1.-С. 11-73.

45.Малкин В.Б., Газенко О.Г.О путях оптимизации искусственной атмосферы при необратимом снижении рО2 газовой среды //Докл. АН СССР. - .1969. - Т. 184, № 4. - С. 995-998.

46.Малкин В.Б., Черняков И.Н.Эволюция скафандра // Здоровье. - 1978. - №4.

47.Малкиман И.И., Поляков В.Н., Степанов В.К.Реакция организма человека при дыхании газовыми смесями, содержащими 3-9% СО2// Космич. биол. и мед. - 1971. - № 5. - С. 17-22.

48.Менделеев Д.И.(1885) // Цит. по: Платонов К.К. К истории отечественной авиационной психологии. - М.: Наука, 1981. - С. 22-23.

49.Миролюбов В.Г.Влияние на человека быстрых перепадов барометрического давления // Воен.-сан. дело. - 1941. - № 6-7.

50.Перескоков А.А.Обеспечение летного состава при стратосферных полетах // Военная гигиена. - М.: Биомедгиз, 1936.

51.Пивоваров М.А., Комендантов Г.Л.О тренировке организма к резким перепадам барометрического давления // Труды воен.-мед. акад. - 1946. - Т. 36.

52.Розенблюм Д.Е.Декомпрессионный фактор // Воен.-мед. журн. - 1948. - № 1.

53.Ссргиенко А.В.Влияние различных скоростей декомпрессии на высотную устойчивость человека и животных: Автореф. канд. дисс. - М., 1968.

54.Серяпин А.Д., Фомин А.Г.и др. Система жизнеобеспечения человека в кабинах КК с использованием физико-химических методов // Космическая биология и медицина. - М.: Наука, 1966. - С. 298-330.

55.Сеченов И.М.Теория состава легочного воздуха (1881) // Избр. труды ВИЭМ.-1935.-С. 52-59.

56.Сисакян Н.М., Яздовский В.И.и др. Некоторые проблемы изучения и освоения космического пространства// Проблемы космической биологии. - М.: Наука, 1962. - Т. 1. - С. 5-26.

57.Скрыпин В.А.К вопросу о физиологических пределах организма и резервном времени летчика в случае прекращения подачи кислорода или резкого снижения его давления на больших высотах: Автореф. канд. дисс. - М., 1957.

58.Скрыпин В.А.Высота и ее влияние на организм // Энцикл. словарь воен. мед. - М.: Медгиз, 1946. - Т. 1.

59.Спасский В.А.Высотные скафандры и герметические кабины для стратосферной авиации // Вестн. возд. флота. - 1938. - № 5.

60.Спасский В.А.Физико-гигиеническое обеспечение полета в стратосфере. - М.; Л.: Медгиз, 1940.

61.Стрельцов В.В. О высотных полетах// Вестн. возд. флота. - 1933. - № 3.

62.Стрельцов В.В,О первом стратосферном полете // Вестн. возд. флота. - 1933. - №10.

63.Стрельцов В.В.Влияние высоты и ускорений на организм летчика. - М.: Медгиз, 1945.

64.Уманский С.П. Снаряжение летчика и космонавта. - М., 1967. - 190 с.

65.Уманский С.П.Космическая одиссея. - М.: Мысль, 1988. - 288 с.

66.Цивилашвили А.С.Влияние взрывной декомпрессии на некоторые функции организма. Автореф. канд. дисс. - М., 1963.

67.Циолковский К.Э.Исследование мировых пространств реактивными приборами (1926) // Избр. труды. - М.: Госмашметиздат, 1934. - Кн. 11. - С. 113-114.

68. Черняков И.Н. Обеспечение жизни и здоровья экипажей космических кораблей и станций в аварийных ситуациях // Основы космической биологии и медицины / Под ред.О.Г. Газенко, М. Кальвина.- М., 1975. - Т. 3. - С. 395-415.

69.Черняков И.Н.Средства жизнеобеспечения летчика в высотном полете // Авиационная медицина / Под ред.Н.М. Рудного, П.В. Васильева, С.А. Гозулова.- М.: Медицина, 1986. - С. 57-74.

70.Шепелев Е.Я.Система жизнеобеспечения человека в кабинах КК на основе биологического круговорота веществ // Космическая биология и медицина. - М.: Наука, 1966. - С. 330-362.

71.Яздовский В.И.и др. Результаты медико-биологических исследований при полетах кораблей «Восток» // Проблемы космической биологии. - М.: Наука, 1965.- Т.4. - С. 237-269.

72.Яздовский В.И.Основные задачи космической биологии и медицины / / Космическая биология и медицина. - М.: Наука, 1966. - С. 61-67.

73.Яздовский В.И.Основные этапы развития космической биологии и медицины в СССР // Космическая биология и медицина. - М.: Наука, 1966. - С. 68-104.

Далее...