Э.В. Лапаев Заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, полковник медицинской службы в отставке. |
Ю.В. Крылов Доктор медицинских наук, профессор, полковник медицинской службы в отставке |
О.А. Воробьев Кандидат медицинских наук,, старший научный сотрудник, полковник медицинской службы. |
Практическая потребность в оценке состояния слуха, барофункции уха, пространственной ориентировки летчика, а также речевой функции в полете остро ощущалась уже в начале XХ в. Видные отечественные оториноларингологи В.И. Воячек и В.Н. Окунев в 1908-1910 гг. заложили основы медицинских требований к ЛОР-органам воздухоплавателей, официально узаконенные в 1911 г. В них использовался широкий набор методических приемов, исключающих допуск к профессии летчика лиц, имеющих хронические гнойные заболевания уха и придаточных пазух носа, ослабление слуха до «неспособности ясно воспринимать звуковые сигналы беспроволочного телеграфа при шуме мотора», нарушение функции вестибулярного аппарата, выраженные даже в слабой степени. Оценивалась также бароаккомодационная функция [16-18].
Решению сложных задач авиационной оториноларингологии в значительной степени способствовала организация в 1935 г. в Москве Института авиационной медицины ВВС РККА им. академика И.П. Павлова, заместителем по науке в этом учреждении был видный оториноларинголог профессор бригврач Г.Г. Куликовский. В этот период был проведен цикл работ по обоснованию концепции физиологического взаимодействия анализаторных систем, прежде всего зрительной, вестибулярной, слуховой и проприоцептивной, применительно к формированию укачивания и особенностям пространственной ориентировки у летчиков [19, 20]. К.Л. Хилов показал новые закономерности во внутривестибулярных взаимодействиях [86-88]. Большой комплекс работ по совершенствованию вестибулярного отбора при освоении новых видов авиационной техники провел А.П. Попов с учениками [83, 85, 87]. Усовершенствовал вестибулярные кумулятивные пробы И.Я. Борщевский [8]. Он также в течение многих лет проводил работы, а также руководил большим комплексом работ по изучению шумовой травмы в авиации [4, 5]. Им были обоснованы основные направления защиты летчиков от акустического воздействия, а летчики и инженерно-технический состав отнесены к представителям «шумовых» профессий. Данные многолетних работ обобщены им в монографии «Противошумы в авиации» [7]. Г.Г. Куликовский выполнял ряд важных работ по совершенствованию врачебно-летной экспертизы, а также научно-практических исследований по совершенствованию вестибулярного отбора и тренировки [45, 46]. Г.Г. Куликовский один из первых целенаправленно поднял вопрос о влиянии вибрации на организм летчика [45]. Глубокие исследования о состоянии барофункции у летчиков с рекомендациями для деятельности на скоростных и высокоманевренных летательных аппаратах того периода провели В.И. Воячек [19], И.Я. Борщевский [4, 6], А.П. Попов [74, 83], А.А. Пухальский [78, 79]. В 30-е гг. были проведены работы по медицинским аспектам оптимизации радиосвязи в полете (В.И. Воячек [19], А.П. Попов [76]). Важным этапом обобщения многолетних наработок по авиационной экспертизе, физиологии и гигиене являлись монографии «Авиационная медицина» [1, 2, 70], где в профильных главах подводились основные теоретические и практические итоги авиационной оториноларингологии с включением новых экспертных, физиологических, гигиенических и других аспектов. Указанные вопросы обобщались и в сборниках трудов Института авиационной медицины им. академика И.П. Павлова. В первую очередь следует отметить сборник 1939 г. под редакцией Г.Г. Куликовского, где представлена глава по авиационной оториноларингологии [11]. Следует отметить также труд В.И. Воячека «Военная оториноларингология» [20].
В послевоенный период в связи с развитием реактивной авиации оториноларингологические аспекты авиационной медицины продолжали расширяться и углубляться. В 50-е гг. в связи со значительным увеличением энерговооруженности летательных аппаратов обострилась проблема воздействия шума на летный и инженерно-технический состав. Кроме того, группой исследователей под руководством И.Я. Борщевского были выполнены работы по изучению слуха и речи при дыхании под избыточным давлением, влиянию на ЛОР-органы полетов в герметических кабинах, в том числе при высотных, маневренных, длительных полетах, изучен слух у летчиков реактивной авиации, имеющих значительный налет, и др. В середине 50-х гг. в Институте были развернуты широкие и комплексные исследования по изучению влияния общих вибраций на организм человека применительно к летной деятельности, что значительно обогатило наши представления о действии их на ЛОР-органы и организм человека. Данные этих работ, обобщенные в монографии И.Я. Борщевского с соавторами, были использованы не только для авиационных рекомендаций, но и в гигиене и физиологии труда. Среди работ этого периода следует упомянуть блестящее исследование по бароаккомодационной функции уха, выполненное Е.М. Югановым [92]. Можно выделить цикл работ по изучению реакции ЛОР-органов при длительном пребывании человека в скафандре (1955-1960) [8]. Существенно расширились исследования по обоснованию возможности поддержания надежного радиообмена с использованием различного типа трактов и радиогарнитур, в том числе в условиях сверхинтенсивных шумов, а также по разработке новых образцов индивидуальных противошумов [5-7]. Весьма актуализировались проблемы укачивания и пространственной ориентировки, которые решались М.Д. Емельяновым и С.С. Маркаряном на основе концептуальных подходов, разработанных основателями авиационной лабиринтологии В.И. Воячеком и К.Л. Хиловым [3, 22, 25, 62, 63].
Таким образом, проведенные по многим направлениям работы авиационных оториноларингологов, ведущиеся, по существу, с начала XX в. и вплоть до периода непосредственной практической потребности зарождающейся космической оториноларингологии, по сумме и научно-практическому уровню накопленных знаний обеспечили грамотную, а главное - достаточно оперативную преемственность при разработке и решении отбора космонавтов для прогнозирования вестибулярных расстройств в космическом полете.
В это же время группа Е.М. Юганова пыталась подойти к решению проблемы величины ускорений, необходимых для создания искусственной весомости, и выяснению роли и значения при этом функции вестибулярного анализатора и физиологически обосновать их.
Эти работы проводились в лабораторных условиях при вращениях на центрифуге, вертикальных полетах ракет на высоту 200-500 км и в параболических полетах самолетов МиГ-15 и Ту-104. Были также проанализированы материалы медико-биологических результатов полетов Ю.А. Гагарина, Г.С. Титова, В.В. Терешковой и других советских космонавтов. Длительность невесомости в самолетных экспериментах достигала 45 с, в ракетах - 10 мин, а в орбитальных полетах - 5 суток.
Авторы пришли, к выводу, что особенности реакций вестибулярного анализатора человека в невесомости по сравнению с наземными условиями определяются уменьшением длительности поствращательного нистагма, снижением продолжительности иллюзии противовращения, меньшей выраженностью защитных движений при воздействии угловых ускорений, увеличением латентного периода «иллюзии качания», уменьшением минимального времени выпрямления при воздействии ускорений Кориолиса. Было высказано предварительное мнение, что в невесомости не происходит повышения возбудимости полукружных каналов.
Е.М. Юганов [89-93, 99, 100] полагал, что невесомость представляет необычный «минус-раздражитель» для отолитов. Она создает качественно отличный от земных условий уровень раздражения отолитового рецептора, что определяет своеобразие функционального взаимодействия отолитового и купулярного аппаратов и проявляется во внешней картине понижения возбудимости полукружных каналов в невесомости относительно их возбудимости в наземной обстановке. Раздражение отолитового аппарата невесомостью оказывает большее тормозное влияние на функцию полукружных каналов, нежели в наземных условиях. Отсюда делается вывод, что внутренние формы функционального взаимодействия двух составляющих вестибулярной системы более разнообразны, нежели представлялось до сих пор. Было показано, что действие отолитовых раздражителей может привести как к торможению, так и к активации равнозначных реакций, вызванных раздражением полукружных каналов.
Существенен его вывод, что изменяющаяся весомость (центробежные силы) в зависимости от характера своего воздействия заметным образом укорачивает продолжительность нистагменной реакции либо увеличивает длительность вестибулярного нистагма. При этом гипервесомость (по отношению к Земле), как и сам процесс ее нарастания, вызывает активацию выраженности нистагма. Процесс уменьшения весомости и переход к состоянию невесомости приводят к торможению вестибулярного нистагма. Этот вывод существенно расширил представления о функциональном воздействии отолитов и полукружных каналов, содержащиеся в концепции, разработанной В.И. Воячеком и К.Л. Хиловым в 20-е гг., и, несомненно, является вкладом в мировую вестибулологию.
Один из наиболее важных выводов указанной выше комплексной работы состоит в том, что методы наземной вестибулометрии в принципе позволяют прогнозировать возникновение вестибулосенсорных и вестибуловегетативных реакций и, следовательно, в определенной степени и работоспособность человека в условиях невесомости.
Е.М. Юганов с учениками высказал мнение, что наиболее адекватными для отбора являются пробы с кумуляцией ускорений Кориолиса, укачиванием на качелях Хилова и «пробы на торможение», данные которых позволяют более четко определить индивидуальные особенности вестибулярной устойчивости человека к невесомости. Исследованиями группы врачей и инженеров во главе с Е.М. Югановым было также подтверждено, что расстройство двигательной активности в невесомости является результатом нарушения функционального взаимодействия анализаторов, обусловленного, прежде всего, своеобразием функционального состояния вестибулярной системы в этих условиях. Она, являясь наиболее чувствительным гравирецептором, определяется не уменьшением, а возрастанием величины ускорения, необходимой для создания искусственной весомости организма. Группа исследователей во главе с Е.М. Югановым уже в начале 60-х гг. провела работы по проблеме искусственной весомости как некой альтернативы невесомости - малоизученному новому фактору среды обитания в космосе. Было показано, что искусственная весомость при ускорении 0,3 g (0,29 g) является минимально эффективной величиной, достаточной для предупреждения неблагоприятного влияния кратковременной невесомости на двигательные реакции животного. Ю.М. Юганов пришел к выводу, что с учетом экспериментального исследования на людях можно полагать, что спутники с указанной величиной искусственной весомости при радиусе ~ 90м являются наиболее приемлемыми для поддержания работоспособности космонавта и предупреждения неблагоприятных вестибулярных реакций в полете [21, 83, 90, 93-96, 102].
Е.М. Юганов и И.И. Касьян в свободном полете в специальном отсеке самолета-лаборатории Ту-104А, в режиме кратковременной невесомости. |
Естественно, что такие исследования могли быть проведены лишь при условии разработки специальной аппаратуры и оригинальных методов исследования.
Вторым важным и комплексным исследованием были трехлетние работы М.Д. Емельянова и его помощников (И.А. Сидельников, O.Н. Васильев, М.С. Левшина и др.) [26-28]. Они посвящены дальнейшей разработке физиологических механизмов иллюзиий пространственного положения. Группой исполнителей были созданы и модифицированы специальные установки и разработаны методические приемы, позволяющие изучать взаимодействие вестибулярного, зрительного и проприоцептивного анализаторов, а также воспроизведение наиболее часто встречающихся иллюзорных ощущений пространственного положения. Полученные результаты, основанные на комплексном анализе эффектов физиологического взаимодействия указанных выше анализаторных систем, явились хорошей базой для использования их в работах, которые стали широко развиваться в связи с новыми фактами, полученными в первых пилотируемых космических полетах. Дальнейшее развитие указанного научного направления было продолжено М.Д. Емельяновым в Институте медико-биологических проблем [23, 24, 26, 28]. Еще до полета Ю.А. Гагарина специалисты Института не исключали возможности проявления вестибулярных расстройств в пилотируемом космическом полете. Опираясь на указанные выше теоретические концепции школы В.И. Воячека - К.Л. Хилова и новые данные, полученные группой Е.М. Юганова и М Д. Емельянова, в марте 1961 г. под руководством И.И. Брянова с участием М.Д. Горбова и Ю.В. Крылова начали разрабатываться простейшие пробы, проведение которых с учетом новизны пребывания человека в длительной невесомости (по сравнению с параболическими полетами) и ограниченных инструментальных возможностей в кораблях типа «Восток», имело цель исследовать динамику некоторых вестибулосенсорных и вестибулопостуральных рефлексов в условиях невесомости. Наличие скафандра, поза космонавтов, размеры кабины значительно снижали возможность разнообразить вестибулярную стимуляцию. В программе полета космических кораблей «Восток-2»-»Восток-6» этот эксперимент значился как «вестибулярные пробы» [10].
Впервые такие пробы были выполнены летчиком-космонавтом Г.С. Титовым во втором космическом полете (6-7.07.1961)1. Глубокий, подробный и всеобъемлющий анализ его ощущений в полете, в том числе результатов выполнения вестибулярных проб, дал бесценный материал для космической медицины, существенно дополнил важные аспекты медицинского отбора и подготовки космонавтов и положил начало развитию одного из крупнейших направлений этой науки, а обозначенная Г.С. Титовым проблема (космическая форма болезни движения) до сих пор входит в число наиболее приоритетных и актуальных исследований космической биологии и медицины [10, 102].
Группа сотрудников Института и Центра подготовки космонавтов после завершения цикла полетов в режиме кратковременной невесомости. В центре группы - Юрий Алексеевич Гагарин. |
Один из наиболее важных результатов при выполнении этих проб состоял в том, что повороты и наклоны головы со скоростями, которые на Земле не вызывали никаких особенностей, а также функционально индифферентные на Земле оптокинетические раздражители в полете приводили к неприятным ощущениям, вызывали умеренное головокружение, ощущение «плавания» окружающих предметов и некоторые другие проявления. Это могло свидетельствовать о достоверном повышении возбудимости вестибулярной системы в невесомости.
Вскоре после полета Г.С. Титова ведущие ученые, главным образом военные оториноларингологи, на специальном совещании на базе ГНИИИАиКМ подробно проанализировали полученные им данные и наметили комплекс приоритетных направлений в космической физиологии и лабиринтологии по уточнению механизмов развития вестибулярных расстройств, а также по разработке средств и способов их профилактики. Свою точку зрения изложили В.И. Воячек, К.Л. Хилов, А.В.Лебединский, Е.М. Юганов, М.Д. Емельянов, И.И. Брянов, С.С. Маркарян и др.
В.И. Воячек привлек внимание к большой значимости ускорений Кориолиса в развитии симптомокомплекса укачивания в космическом полете, что вызывает раздражение всех трех полукружных каналов и дает большой активационный эффект. К.Л. Хилов считал, что при этом более четко проявляются реципрокные взаимодействия между отолитовым прибором и системой полукружных каналов. Е.М. Юганов вновь подчеркнул более сложные и противоположные векторные зависимости отолитового рецептора и системы полукружных каналов при действии пониженной или повышенной весомости. М.Д. Емельянов считал, что нарушение взаимодействия вестибулярной системы, механорецепторных полей и зрительной информации приводит к сенсорному конфликту [3]. И.И. Брянов, ссылаясь на результаты проведения космонавтами специальных проб в полете, пришел к выводу о повышении чувствительности и возбудимости вестибулярной системы. Результаты указанного совещания определили сразу несколько главных направлений работ по изучению космической формы укачивания.
Наступил период существенного расширения и углубления работ специалистами Института авиационной и космической медицины, Центра подготовки космонавтов, Центрального военного научно-исследовательского авиационного госпиталя, а несколько позднее - и Института биофизики МЗ СССР.
Важное значение для успешного развития насущных запросов космической лабиринтологии имела многолетняя и плодотворная работа С.С. Маркаряна, который был организатором создания сложного и уникального вестибулярного стенда «Ротор», обеспечивающего вращение обследуемого в двух и даже трех плоскостях [68]. Стенд был смонтирован в Центре подготовки космонавтов. Кроме того, С.С. Маркарян был автором не менее шести оригинальных вестибулометрических стендов, которые в течение многих лет используются как для дальнейшей разработки вопросов авиакосмической лабиринтологии, так и для текущих обследований летчиков и космонавтов.
Так, уже в конце 50-х гг. С.С. Маркарян, опираясь на теоретические положения о функциональном взаимодействии отолитов и полукружных каналов, разработал более эффективный, комплексный метод исследования вестибулярной устойчивости, впоследствии названный «непрерывной кумуляцией ускорений Кориолиса» (НКУК). Согласно этому методу, принципиально важным является тот факт, что при рекомендуемых наклонах головы у обследуемых возникает не только раздражение отолитового аппарата, но и дополнительное движение эндолимфы в полукружных каналах, т.е. происходит комплексное воздействие. Этот метод более надежно (на 11%) позволяет выявить скрытые вестибуловегетативные расстройства [61-63]. Следует отметить серию работ, проведенных под научным руководством С.С. Маркаряна, о воздействии на человека широкого диапазона угловых скоростей, времени экспозиции и различной степени наклона туловища от вертикальной оси, что существенно уточнило величины предельной переносимости угловых ускорений [64,65,69,102]. Проблема динамики вестибулярной функции в условиях измененной реактивности организма в течение ряда лет подробно изучалась группой ЛОР-физиологов (С.С. Маркарян, И.А. Сидельников, Э.В. Лапаев) [49, 57, 66, 82, 84, 99]. В 1962 г. группа под руководством М.Д. Емельянова (Ю.В. Крылов, Р.А. Вартбаронов) участвовала в комплексных исследованиях на базе Института биофизики МЗ СССР (научный руководитель - академик А.В. Лебединский). Здесь проводились первые в стране исследования по целенаправленному изучению длительного (в течение суток) воздействия на обследуемых малых величин ускорений Кориолиса применительно к концепции значимости указанного физического фактора на развитие космической формы болезни движения [60]. Таким образом, вопросы воздействия на организм летчика ускорений Кориолиса, поставленные впервые В.И. Воячеком [17, 18], получили свое дальнейшее целенаправленное развитие.
Продолжалось участие специалистов Института в параболических полетах на самолетах-лабораториях, которые с учетом новых задач пилотируемой космонавтики проводятся в течение многих лет. В Институте под научным руководством Е.М. Юганова продолжаются разработка и эксплуатация новых стендов. Особо следует отметить роль С.С. Маркаряна в создании целого комплекса вестибулометрических стендов (универсальное вестибулометрическое кресло, стенд оптокинетических раздражителей, вестибулометрический тренажер [63, 67, 68]). В разработке указанных стендов и тренажеров активное участие принимал И.А. Сидельников, работавший в отделе с 1959 г. Большая доля его труда вложена в обоснование и особенно внедрение в практику метода определения степени вестибулярной устойчивости к непрерывной кумуляции ускорений Кориолиса. И.А. Сидельников лично участвовал в совершенствовании и проведении вестибулярной тренировки первого отряда космонавтов и являлся совместно с С.С. Маркаряном автором метода «Определения скрытой формы вестибулярной устойчивости в условиях гипоксии» [83], а также метода повышения вестибулярной устойчивости во время тренировочных проб НКУК с помощью газовой смеси с повышенным содержанием как кислорода, так и углекислоты [66, 83]. Эти и другие исследования применительно к ЛОР-проблемам наполняли конкретным содержанием проблему реактивности организма в авиакосмической медицине, которую в концептуальном плане сформулировал Е.М. Юганов [96].
В течение ряда лет И.А. Сидельников глубоко изучал и совершенствовал электронистагмографию с учетом особенностей воздействия факторов авиакосмического полета для определения вестибулярной устойчивости, объективной оценки изменения реактивности вестибулярной системы. Он по праву считается одним из наиболее квалифицированных ученых, показавших особенности проявления нистагменных реакций по целому ряду их показателей при действии на человека различных факторов авиакосмического полета [57, 80-83].
Значительный вклад в развитие космической оториноларингологии внес Э.В. Лапаев. С 1964 г. он принимал участие в изучении функции вестибулярного анализатора у испытателей и космонавтов при полетах на самолете Ту-104 в режиме кратковременной невесомости. Под его руководством группой исследователей (Г.И. Павлов, Н.Б. Платонов) был проведен биохимический анализ вестибулярного нистагма при изменениях радиуса криволинейного движения [71]. На примере функции фронтальных и сагиттальных каналов проведены дополнительные исследования по их взаимодействию с отолитовым прибором, и получены данные о более сложной их взаимосвязи, вызывающей различные как по направленности, так и по соотношению вестибулодвигательные и вестибуловегетативные реакции обследуемых, что имеет существенное значение для отбора космонавтов. Его группой показана роль мозгового кровообращения в развитии вестибулярных реакций. Уже в 1967 г. Э.В. Лапаевым были получены интересные научно-практические данные по динамике ряда показателей, комплексно характеризующих гемодинамику при воздействии на обследуемых различной степенью вестибулярной устойчивости ускорений Кориолиса. Это были важные для теории и практики космической медицины исследования. Особо следует отметить выполненный с его участием цикл работ по изучению динамики мозгового кровообращения при создании отрицательного давления на нижнюю половину тела [12, 49]. Принципиально важные научно-практические положения были получены при изучении проблемы изменения реактивности вестибулярной системы под влиянием факторов полета [49, 50]. В многочисленных исследованиях Э.В. Лапаева и руководимой им группы была показана активация вестибулярных реакций под воздействием гипоксии, измененной температуры, ускорений, невесомости, интенсивных низкочастотных звуковых стимулов и других воздействий, всегда сопровождавшихся торможением вестибулярного нистагменного рефлекса. На этой основе им было высказано положение об общности формирования и направленности процессов утомления и торможения, развивающихся в анализаторных системах под влиянием измененной реактивности [55, 56, 58, 59, 98, 99]. Следует отметить и выполненный О.А. Воробьевым под научным руководством Э.В. Лапаева комплекс работ по методам оценки вестибулярной асимметрии для использования в практике экспертной оценки [13-15, 51-55].
Существенная модернизация лабораторно-стендовой базы отдела, проведенная на основе полученных новых данных, позволила в середине и конце 70-х гг. углубить и расширить исследования по изучению особенностей функции вестибулярного анализатора применительно к воздействию факторов космического полета.
Так, создание на базе малой центрифуги ЦФ-10 серии вестибулометрических стендов, не только более адекватно имитирующих некоторые физиологические эффекты сенсорного конфликта в невесомости, но и позволяющих дозированно воспроизводить феномен перемещения жидких сред в верхнюю половину тела, что характерно для космического адаптационного синдрома (КАС), привело к получению важных как в теоретическом, так и в практическом плане новых научных фактов.
Под научным руководством Э.В. Лапаева был выполнен цикл работ по влиянию вестибуловегетативных расстройств в условиях гипокинезии на регионарную гемодинамику [48]. В частности, при комплексном воздействии антиортостатической гипокинезии, ускорений Кориолиса и оптокинетической стимуляции с помощью ультразвуковых методов был проведен анализ линейной скорости кровотока в магистральных сосудах головы и динамики кровенаполнения ряда внутренних органов. Получены выраженные адекватные изменения указанных показателей по состоянию регионарной гемодинамики [48, 50]. Сделан практический вывод о необходимости контроля за их изменениями [49]. Одновременно под научным руководством Ю.В. Крылова сотрудниками отдела В.В. Зарицким и А.А. Подшиваловым проводился цикл исследований по повышению неспецифической резистентности организма в условиях моделирования космической болезни движения (КБД) [29, 30, 72].
В дальнейшем В.В. Ивановым, О.А. Воробьевым, В.В. Зарицким, А.А. Подшиваловым проводится цикл фундаментальных исследований по изучению характера обменных процессов, биохимического и иммунного статуса, процессов тканевого дыхания и гемодинамических реакций при экспериментальном укачивании [29- 31, 39]. На основе полученных результатов с целью коррекции измененного функционального состояния организма при укачивании разработана методология профилактики болезни движения с позиций системного подхода [29, 38, 72]. Ее суть заключалась в том, что эффективность корригирующих воздействий по повышению уровня статокинетической устойчивости человека применительно к условиями космического полета достигает максимального значения при условии сочетанного воздействия на специфические (гравитационно зависимые) и неспецифические механизмы адаптации.
Одновременно совместно с группой фармакологов ИМБП в развитие разработанных теоретических представлений выполняются работы по совершенствованию средств и методов фармакологической коррекции расстройств, характерных для КАС, с помощью многокомпонентных рецептур, действие которых направлено на повышение специфической вестибуловегетативной устойчивости, а также оптимизацию общих адаптационных процессов как в начальном периоде действия невесомости, так и на этапе послеполетной реадаптации.
Особо следует остановиться на большом цикле исследований по проблеме оптико-вестибулярного взаимодействия, которые проводились в течение ряда лет при научной консультации Э.В. Лапаева О.А. Воробьевым. Было выявлено, что выраженность симптомов укачивания при одновременном действии вестибулярных и оптокинетических стимулов пропорциональна скорости развития и интенсивности вестибулосенсорных реакций. При этом оптокинетическая стимуляция может как улучшать, так и ухудшать переносимость пробы с непрерывным воздействием ускорений Кориолиса [13, 14, 51, 57]. В дальнейших исследованиях экспериментально показано, что в условиях «конфликтных» (противоречивых в отношении реального движения человека) вестибулярных и оптокинетических воздействий ограничение как центральных, так и периферических полей зрения приводит к существенному повышению устойчивости к укачиванию, сопровождаемому выраженным снижением сенсорных проявлений [52-55, 61, 62].
Исследование на вестибуло-метрическом стенде, созданном в ИАиКМ, проводит начальник отдела О.А. Воробьев. |
Экспериментально была обоснована гипотеза, что подверженность человека укачиванию в сложных динамических условиях определяется степенью фазового рассогласования сенсорных сигналов различных анализаторов. Были получены новые данные о том, что функциональная система восприятия движения может быть организована по квазиголо-графическому принципу, вследствие чего и проявляется ведущая роль фазового рассогласования сенсорных сигналов в генезе укачивания [13-15, 52, 53, 55].
Таким образом, основополагающая концепция о роли функционального взаимодействия анализаторных систем в генезе укачивания пополнилась новыми серьезными научными фактами и конкретными практическими рекомендациями по методам анализа и вестибулярной подготовке авиакосмических специалистов.
Комплексное решение медико-биологических проблем, разрабатываемых в Институте, включало также изучение физиолого-гигиенических вопросов, среди которых самостоятельное значение имела экспериментальная оценка неблагоприятного влияния на космонавта шумов на различных участках космического полета и рекомендаций по средствам профилактики. Шумовое воздействие в космическом полете имеет существенную специфику. По величине уровня давления звука и экспозиции шума здесь есть существенные различия. Наибольших величин уровень давления звука достигает на активном участке, а на фоне спуска по расчетным данным уровни давления звука на 10-20 дБ ниже. На разных типах космических кораблей на космонавтов могут воздействовать и акустические импульсы высокой интенсивности [32, 34, 35, 41, 44, 56, 100].
Разработка этих проблем специалистами Института в прямой постановке началась с 1958 г., когда были сформулированы медико-технические требования к измерительной системе. Работы велись группой исследователей, возглавляемой Е.М. Югановым. В 1960 г. удалось получить удовлетворительные записи уровней давления звука в кабине на активном участке, в орбитальной базе и на спуске. Проведенная Ю.В. Крыловым в 1960-1961 гг. гигиеническая оценка таких шумов показала, что с учетом акустической эффективности гермошлема и шлемофона Ю.А. Гагарин должен вполне удовлетворительно перенести указанное акустическое воздействие. По предложению Ю.С. Быкова для большей надежности радиосвязи шлемофон был оснащен не одним, как в штатном варианте, а двумя направленными шумостойкими микрофонами. C учетом защитного эффекта противошумов был сделан прогноз о вполне переносимых уровнях акустических импульсов при отрабатывании сложных систем приземления корабля «Восток-1». Кроме того, были проведены дополнительные эксперименты в тепловом макете корабля «Восток», где в течение 12 суток изучалось влияние комплекса гигиенических факторов, в том числе и шума, на слуховую функцию применительно к нештатным ситуациям полета. Практика первых пилотируемых полетов подтвердила правильность научных изысканий и практических рекомендаций по проблеме защиты космонавта от шумового фактора [32, 33, 35-37, 40-43, 46, 56].
Исследование слуха в сурдокамере у Валентины Владимировны Терешковой. |
Таким образом, были сделаны определенные наработки, которые позволили обосновать допустимость указанных акустических воздействий при космических полетах длительностью до 10-12 суток. Одновременно была разработана поэтапная программа экспериментальных исследований в действующих макетах кабин космических кораблей, первая часть которой реализовалась в период с 1961 по 1965 гг. В серии исследований были установлены пределы колебаний порогов слуха при длительном и непрерывном (до 60 суток) воздействии на человека высокочастотных шумов интенсивностью 60-65 и 75 дБ, генерируемых при работе вентиляторов и других агрегатов корабля [36].
При увеличении длительности космического полета факт «непрерывного шумового воздействия» потребовал серии дополнительных исследований, так как речь шла о создании принципиально новой акустической среды, где шум выступает как важный экологический и информационный фактор [32, 35, 37, 40].
Проведенные комплексные исследования по длительному и непрерывному воздействию на слуховой анализатор в организме человека шумов средней интенсивности в орбитальной и траекторной фазах космического полета показали возможность использования амплитуды колебания порогов слуха в качестве прогностического теста, свидетельствующего об уровне и направленности адаптационных механизмов к новым условиям. Так, колебания порогов слуха при динамической аудиометрии, не превышающие 10-15 дБ, достаточно благоприятны, а постоянная флюктуация порогов слуха, достигающая 20 дБ и более, определяет истощение стойкого адаптационного эффекта. Важно, что влияние комплекса факторов: иллюзорные ощущения, гипокинезия, измененная газовая среда кабины, ускорения Кориолиса и др. (если эти факторы не вызывают неблагоприятных физиологических и психофизиологических реакций) - также сопровождается колебаниями порогов в пределах 10, реже 15 дБ. Такие величины зарегистрированы при хорошем самочувствии на фоне суточного биологического ритма [33]. Подобные исследования проведены применительно и к активному участку космического полета.
При этом были использованы впервые полученные экспериментальные данные о необходимости общей тотальной защиты организма от воздействия акустической энергии высокой интенсивности. Это получило практическую реализацию в использовании на активном участке полета и при спуске космического корабля скафандра и гермошлема с подшлемником [40, 41]. Важные данные по специфическому и неспецифическому действию шума большой интенсивности и акустического импульса также были использованы при разработке допустимых гигиенических уровней шума применительно к различным условиям космического полета [40, 41, 44, 50].
Следует отметить проводимую с участием специалистов Института работу по обоснованию возможности использования космонавтами эндоуральных противошумов (вкладыши в слуховой проход). После серии совместных лабораторных испытаний были рекомендованы и использовались в космическом полете дополнительные противошумы «Беруши».
В дальнейшем указанные направления работ специалистов Института расширялись и углублялись с учетом особенностей развития пилотируемой космонавтики. Здесь следует отметить работы Г.И. Тарасенко и И.А. Петленко, проводимые под научным руководством Ю.В. Крылова, по изучению самооценки неблагоприятного воздействия непрерывно действующих шумов с использованием ряда психофизиологических критериев [43]. Также проводилась оценка дозного подхода к нормированию акустического фактора в авиакосмическом полете разной продолжительности [32, 33, 35,40,42]. Последовательное ужесточение санитарных норм коммунального шума, а также показанная зависимость между степенью оценки труда специалистов по показателям его тяжести и напряженности и нормами шума на различных производствах позволяют высказать прогноз, что проблема снижения постоянного шумового фона в кабинах космических кораблей, особенно при длительных полетах, существенно актуализируется. Прежде всего следует учитывать очень жесткие санитарные нормы в периоды сна (СН-3077-84), где уровень шума LAэкв определяется в (в периоды сна) 30 дБ(А) при LAmax - 45 дБ(А). Обеспечение таких акустических условий крайне сложно. Использование индивидуальных противошумов (втулок, вкладышей) также имеет ограничения, обусловленные спецификой длительного полета. Многомесячное постоянное использование эндоуральных средств защиты от шума не исключает избыточную секрецию ушной серы, что ведет к увеличению степени риска развития заболеваний уха. Следует считаться с изменением значимого привычного шумового фона при ношении противошумных наушников, что беспокоит космонавта-оператора и др. По расчетным данным, в таких условиях не исключено развитие неврита слухового нерва разной степени выраженности, особенно у лиц, чувствительных к шуму [35]. Оптимальное решение проблемы сохранения слуха в условиях длительного полета возможно при объединении усилий профильных специалистов различных научных и конструкторских организаций, разных ведомств, имеющих непосредственный опыт работы по указанной проблеме, которая должна разрабатываться с учетом оценки значимости профессионального и экологического факторов в развитии тугоухости разной степени выраженности и комплексных инженерных мер по снижению уровня шума в кабине, а также с учетом исследований по специальному отбору лиц, чувствительных к хроническому воздействию шума, ранней диагностики тугоухости и разработки комплекса реабилитационных мероприятий. Проблема чрезмерного шумового воздействия на космонавта в длительном космическом полете еще много лет будет оставаться актуальной [35, 36, 40, 42].
Ввиду огромного значения речевого сигнала для проведения полета, а также для оценки самочувствия космонавта в специальных полетах на самолете по параболе группой исследователей под руководством И.Я. Борщевского были проведены такие полеты. Состояние невесомости при это достигало 30 с, что позволило достаточно корректно получить магнитофонную запись речевого сигнала для его последующей оценки. При этом изучалось качество как передачи, так и приема речи с помощью специально разработанной методики [9]. Было установлено, что состояние невесомости не оказывает заметного влияния на качество приема речевых наземных сигналов. Хотя качество передачи речи в условиях невесомости несколько отличалось от качества передачи речи в обычных условиях (некоторая ее форсированность, незначительное повышение интенсивности гласных звуков), однако, отличие было несущественным и показало принципиальную возможность сохранения хорошей связи в этих условиях [9]. В дальнейшем анализ интонационных (спектрографических) характеристик речи использовался учеными с целью определения динамики напряженности космонавтов при выполнении ими в полете сложных операций [88]. В целом работы по использованию анализа речевого сигнала как метода дополнительной оценки эмоционального состояния космонавта продолжаются.
Следует отметить, что с середины 60-х гг. происходило постоянное укрепление связей специалистов Института с профильными специалистами Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина и Центрального военного научно-исследовательского авиационного госпиталя в совместных работах по данным научным направлениям. За этот период с указанными учреждениями МО было выполнено 12 совместных научно-исследовательских тем, что позволило последовательно внедрять теоретические разработки ученых института по космической физиологии слухового, вестибулярного анализатора и речи в практику медико-биологического обеспечения на всех основных этапах отбора, тренировки космонавтов, а также обеспечения космических полетов.
Проведение оториноларингологического осмотра перед комплексным экспериментом |
Медико-биологические аспекты оториноларингологических проблем в космической медицине в начальный период (1950-1963), особенно требующие немедленного решения или концептуального ответа, изучались в основном силами специалистов ИАМ ВВС. Естественно, что специалисты ИАМ основное внимание уделяли профильному обеспечению требований комплекса конструкторских бюро, работавших под общим руководством С.П. Королева. Но уже в этот период медико-биологические отделения секции прикладных проблем АН СССР, работавшие под общим руководством М.В. Келдыша, помогали привлекать в качестве консультантов крупных ученых (Н.М. Сисакян, В.В. Ларин, В.Н. Черниговский, Н.П. Дубинин и др.) или руководимые ими академические научные коллективы. По естественным причинам в условиях форсированного развития медико-биологических направлений космической биологии и медицины эта помощь нередко обеспечивала серьезные и авторитетные прикрытия медико-биологических решений, которые по характеру обстановки должны были приниматься неотложно. По существу, фундаментальные академические работы требовали много времени, что не всегда позволяло получить нужный ответ в сжатые сроки. Однако такая поддержка вселяла уверенность, что специалисты Института находятся на правильном пути.
1. Авиационная медицина (учебное пособие для авиационных врачей). - М.; Воениздат, 1953. - 542 с.
2. Авиационная медицина (учебное пособие для авиационных врачей). - М.: Воениздат, 1959. - 495 с.
3. Барановский В.В., Емельянов М.Д., Кузнецов А.Г.О взаимодействии анализаторов в условиях полета на самолетах и космических кораблях // Журн. высш. нервн. деят. - 1962. - № 6. - С. 1001-1010.
4. Борщевский И.Я.Шум в авиации и меры борьбы с ним // Вестн. оторинолар. - 1933.- № 1.- С. 22-24.
5. Борщевский И.Я.Итоги испытания двух новых видов противошумов // Воен.-сан. дело. - 1933. - № 5. - С. 70-73.
6. Борщевский И.Я.Тренировки к высотным полетам в барокамере и влияние их на функцию уха // Журн. ушн., нос. и горл. бол. - 1939. - № 1. - С. 64-71.
7. Борщевский И.Я.Противошумы в авиации. - М.; Л.: Медгиз, 1939. - 49 с.
8. Борщевский И.Я.Материалы по оценке степени общей вибрации на организм человека и по разработке нормативов допустимой вибрации // Тез. докл. Х Всесоюзн. конф. по борьбе с вибрациями. - Л., 1959.
9. Борщевский И.Я., Беляков Г.М., Гуровский Н.Н., Кузнецов B.C.Опыт изучения качества приема и передачи речи в невесомости // Медико-биологические исследования в невесомости. - М.: Медицина, 1966. - С. 440-444.
10. Брянов И.И., Горбов Ф.Д., Крылов Ю.В. Вестибулярная функция // Первые полеты человека в космос. - М.: АН СССР. - С. 159-166, 190-193.
11. Вопросы медицинского обеспечения авиации: Сборник трудов Института авиационной медицины ВВС РККА им. акад.И.П. Павлова/Под ред.Г.Г. Куликовского.- М.: Воениздат, 1939. - Т. 1. - 223 с.
12.Волошин В.Г., Лапаев Э.В.Функциональное состояние вестибулярного анализатора при создании отрицательного давления на нижнюю половину тела// Космич. биол. и авиакосмич. мед. - 1975. - № 2. - С. 68-71.
13.Воробьев О.А.Значение фазового рассогласования сенсорных сигналов в механизмах развития укачивания // Изв. АН СССР. Сер. биол. - 1987. - № 5. - С. 757.
14.Воробьев О.А.О функционировании вестибулярного анализатора как гироскопической системы при двойном вращении // Изв. АН СССР. Сер. биологич. _ 1984. - № 2. - С. 259-263. -
15.Воробьев О.А., Иванов В.В.Формирование образа пространственного положения при возникновении иллюзии вестибулярного генеза// Космич. биол. и авиакосмич. мед. - 1987. - № 2. - С. 7-12.
16.Воячек В.И.О новейших исследованиях функции слуха // Новое в медицине. - 1911. - № 22. - С. 23.
17.Воячек В.И.Практические методы исследования лабиринта // Журн. ушн., Нос. и горл. бол. - 1915. - С. 384-404,467-545.
18.Воячек В.И.Современное состояние вопроса о физиологии и клинике вестибулярного аппарата//Журн. ушн., нос. и горл. бол. - 1923. - № 3-4. - С. 36-42.
19.Воячек В.И.Избранные вопросы военной оториноларингологии. -Л.: ВМА им.С.М. Кирова,1934. - С. 93-133.
20.Воячек В.И.Военная оториноларингология. - М.; Л., 1941. - 164 с.
21.Горшков А.И.Функции отолитового анализатора в условиях невесомости при полете на самолетах// Космич. биол. и мед. - 1963. - № 1. - С. 46.
22.Емельянов М.Д.Физиологические механизмы иллюзий пространственного положения: Автореф. дис. докт. мед. наук. - М., 1961. - 35 с.
23.Емельянов М.Д.Результаты развития функции некоторых анализаторов применительно к условиям космического полета // Проблемы космической медицины: Матер. конф. - М., 1966. - С. 212.
24.Емельянов М.Д.Некоторые актуальные вопросы исследования анализаторной функции у космонавтов // Физиология вестибулярного анализатора. -М., 1966. - С. 5-14..
25.Емельянов М.Д. Изучение физиологических механизмов взаимодействия зрительного и вестибулярного анализаторов применительно к полетам в СМУ. - М., 1957.- 177с.
26.Емельянов М.Д., Кузнецов А.Г., Юганов Е.М., Гюрджиан А.А.Проблемы взаимодействия анализаторов применительно к условиям космического полета// Proc. of the First Inten. Symp., Wien. - New-York, 1965. - P. 359-362.
27.Емельянов М.Д., Сидельников И.А., Васильев О.Н.Стенд на неустойчивой опоре// Воен.-мед. журн. - 1962. - № 10. - С. 55.
28.Емельянов М.Д., Яковлева И.Я., Бохов Б.Б., Корнилова Л.Н.и др. Проблема прогнозирования пространственных расстройств у человека // Матер, симп. по космич. биол. и мед. - Будапешт, 1970. - С. 16-19.
29.Зарицкий В.В., Иванов В.В.О профилактике космической формы болезни движения с позиций комплексного подхода // Матер. XXI Гагаринских научи, чтений по авиац. и косм. Секция: Проблемы авиакосмич. мед. и психол. - М., 1991.-С. 95-97.
30.Зарицкий В.В., Крылов Ю.В.Влияние измененного кровообращения на нистагменные реакции человека// Космич. биол. и авиакосмич. мед. - 1966. - № 6. - С. 58-62.
31.Зарицкий В.В., Подшивалов А.А., Иванов В.В.Операторская деятельность в условиях моделирования физиологических эффектов космического адаптационного синдрома//Тез. междунар. научн.-практ. конф. - М.: ЦПК им.Ю.А. Гагарина,1993. - С. 180-182.
32.Крылов Ю.В.Особенности слуховой чувствительности в условиях непрерывного и длительного действия на человека шумов средней интенсивности // Проблемы космической биологии. - М., 1965. - Т. 4, ч. 1. - С. 102-105.
33.Крылов Ю.В.К вопросу о суточной периодике слуха у человека в условиях длительного шумового воздействия //Авиакосмическая медицина. - М., 1967. - Сб. № 1. - С. 170-175.
34.Крылов Ю.В.К патогенезу шумовой болезни // Гигиена труда и профзаболеваний. - 1974. - № 12. - С. 920-931.
35.Крылов Ю.В.Воздействие шума на слуховую функцию и. меры профилактики: Справочник авиационного врача. - М.: Воздушный транспорт, 1992.-С. 165-183.
36.Крылов Ю.В.Медико-биологические особенности шумового воздействия в космическом полете //Тез. междунар. научн.-практ. конф. - М.: ЦПК им. Ю.А. Гагарина, 1993. - С. 161-166.
37.Крылов Ю.В., Воробьев О.А., Зарицкий В.В., Скребнев С.В.Слуховые функции суммарной среднесуточной нагрузки // Матер. XXI Гагаринских чтений. - М., 1991. - С. 191-192.
38.Крылов Ю.В., Зарицкий В.В., Подшивалов А.А.Некоторые способы профилактики воздушной и космической формы болезни движения // Пробл. безопасности полетов. - 1986. - № 3. - С. 68-78.
39.Крылов Ю.В., Иванов В.В., Зарицкий В.В., Подшивалов А.А.О роли оптокинетической стимуляции в осуществлении вестибулоспинальных рефлексов // Космич. биол. и авиакосмич. мед. - 1987. - Т. 21, № 5. - С. 36-41.
40.Крылов Ю.В.Гигиеническая оценка акустических условий при подготовке и проведении пилотируемого космического полета на корабле «Восток-1» // Матер. XXI Гагаринских чтений по авиац. и косм. - М., 1991. - С. 100-102.
41.Крылов Ю.В., Кузнецов B.C., Юганов Е.М.К проблеме обшей защиты человека от акустической энергии высокой интенсивности // Матер. VI Всесоюз. акустич. конф. - М., 1986. - С. 112.
42.Крылов Ю.В., Лапаев Э.В.Современное состояние шумовой проблемы в авиакосмической медицине // Космич. биол. и авиакосмич. мед.: Тез. докл. - М., 1994. - С. 262-263.
43.Крылов Ю.В., Тарасенко Г.И., Петленко И.Л.Особенности восприятия речи при смещении ее спектра в область низких частот // Журн. ушн., нос. и горл, бол. - Киев, 1981.- № 2. - С. 14-17.
44.Кузнецов B.C.Некоторые особенности реакции организма на воздействие звуковых импульсов давления // Проблемы космической медицины. - М., 1966. - С. 239-240.
45.Куликовский Г.Г.Влияние ускорений, возникающих в полете, на вестибулярный аппарат летчика//Основы авиационной медицины. - М.: Медгиз, 1939. - С. 101-103.
46.Куликовский Г.Г.О вестибулярной тренировке летчиков // Воен.-сан. дело. - 1935. - № 3. - С. 26-29.
47.Куликовский Г.Г.Влияние вибрации самолета на организм летчика // Основы авиационной медицины. - М.: Медгиз, 1939. - С. 119-136.
48.Лапаев Э.В.Состояние показателей гемодинамики как критерий оценки болезни движения // Журн. ушн,, нос. и горл. бол. - 1968. - № 6. - С. 15-18.
49.Лапаев Э.В.Функциональное состояние вестибулярного анализатора при измененной реактивности организма: Дис. докт. мед. наук. - М., 1974. - 236 с.
50.Лапаев Э.В., Бедненко B.C., Воробьев О.А.и др. Влияние вестибуловегетативных расстройств в условиях гипокинезии на регионарную гемодинамику // Изв. АН СССР. Сер. биол. - 1987. - № 6. - С. 805-813.
51. Лапаев Э.В., Воробьев О.А.Совершенствование методов определения устойчивости к укачиванию в практике ВЛЭ // Совершенствование форм и методов медицинского контроля: Матер. конф. -Л., 1990. - С. 62-64.
52.Лапаев Э.В., Воробьев О.А.О влиянии зрения на переносимость человеком непрерывных ускорений Кориолиса// Изв. АН СССР. Сер. биологич. - М., 1983.-№2.-С. 276-321.
53.Лапаев Э.В., Воробьев О.А.Подверженность человека к укачиванию в условиях сочетанной вестибулярной и оптокинетической стимуляции при уменьшении поля зрения // Изв. АН СССР. Сер. биол. - М., 1984. - № 4. - С. 396-400.
54.Лапаев Э.В., Воробьев О.А.Влияние профессиональной деятельности на вестибулярные реакции // Воен.-мед. журн. - 1980. - № 4. - С. 62-65.
55.Лапаев Э.В., Воробьев О.А., Иванов В.В.О зависимости вестибулярных реакций от частоты воздействия знакопеременных ускорений // Журн. ушн., нос. и горл. бол. - 1979. - № 5. - С. 33-36.
56.Лапаев Э.В., Крылов Ю.В., Кузнецов B.C.Функция слухового и вестибулярного анализаторов при действии факторов авиакосмического полета // Проблемы космической биологии. - М.: Наука, 1983. - Т. 47. - 241 с.
57.Лапаев Э.В., Платонов Н.В.Биофизический анализ действия ускорений Кориолиса на вестибулярный анализатор // Изв. АН СССР. Сер. биол. - 1976. - № 3. - С. 449.
58.Лапаев Э.В., Сидельников И.А.Об активизирующем влиянии раздражений отолитового аппарата на вестибулярный нистагм // Журн. ушн., нос. и горл. бол. - 1970. - № 1. - С. 31-36.
59.Лапаев Э.В., Юганов Е.М.Влияние высокой температуры на проявления укачивания // Воен.-мед. журн. - 1972. - № 6. - С. 31-36.
60.Лебединский А.В., Григорьев Ю.Г., Емельянов М.Д., Крылов Ю.В.и др. Длительное воздействие малых величин ускорений Кориолиса на организм человека//Авиационная и космическая медицина. - М., 1963. - С. 339-343.
61.Маркарян С.С.Вестибулярные реакции при действии различных величин угловых ускорений // Авиационная и космическая медицина. - М.: АМН СССР, 1963. - С. 357.
62.Маркарян С.С.Влияние угловых и кориолисовых ускорений на некоторые функции организма человека // Изв. АН СССР. Сер. биол. - 1962. - С. 278- 284.
63.Маркарян С.С.Комплексный метод исследования вестибулярной чувствительности // Воен.-мед. журн. - 1963. - № 3. - С. 63-64:
64.Маркарян С.С.Влияние быстрого вращения на вестибулярную реакцию // Воен.-мед. журн. - 1968. - № 7. - С. 53-58.
65.Маркарян С.С.Вестибулярные реакции при вращениях человека в различных плоскостях// Изв. АН СССР. Сер. биол. - 1969. - № 1. - С. 31-37.
66.Маркарян С.С., Сидельников И.А.Вестибулярные реакции при воздействии ускорений Кориолиса в условиях гипоксии // Космич. биол. и мед. - 1972. - № 5. - С. 70-71.
67.Маркарян С.С., Сидельников И.А., Попов Н.И., Тимошин Е.П.Универсальные вестибулометрические качели // Воен.-мед. журн. - 1971. - № 1 -С. 81-83.
68.Маркарян С.С., Щукин Я.Г.Стенд вращения человека в различных плоскостях // Журн. ушн., нос. и горл. бол. - 1966. - № 5. - С. 39-43.
69.Маркарян С.С., Юганов Е.М., Сидельников И.А.Вестибулярный отбор методом непрерывной кумуляции ускорений Кориолиса // Воен.-мед. журн. - 1966.-№9.-С. 59-62.
70. Основы авиационной медицины /Подред.В.И. Воячека.- М.: Наркомздрав СССР, 1939. - 380 с.
71.Павлов Г.И.Функции вестибулярного аппарата в условиях измененной весомости: Автореф. дис. канд. мед. наук. - М., 1979. - 25 с.
72.Подшивалов А.А.Влияние раздражения вестибулярного аппарата на статическую физическую работоспособность // Космич. биол. и авиакосмич. мед. - 1987. - Т. 21, № 2. - С. 83-84.
73.Попов А.П.Профотбор и наземная тренировка для «слепых полетов» // Воен.-сан. дело. - 1936. - № 2. - С. 64-69.
74.Попов А.П.О носовом дыхании и значении придаточных пазух носа при высотных полетах// Вестн. оторинолар. - 1937. - № 6. - С. 650-658.
75.Попов А.П.Требования, предъявляемые к ЛОР-органам летчика скоростной авиации // Вопросы медобеспечения авиации. - М.; Л.: Воениздат, 1939. -Т. 1. - С. 47-51.
76.Попов А.П.Физиологическая оценка ларингофона, применяемого для переговоров на самолетах // Вопросы медобеспечения авиации. - М.; Л.: Воениздат, 1939. - Т. 1. - С. 222-226.
77.Попов А.П.Что должен знать авиационный врач о «слепом полете». - М.; Л.: Медгиз, 1940. - С. 44-46.
78.Пухальский А.А.Влияние изменения барометрического Давления на патологически измененные ЛОР-органы // Воен.-сан. дело. - 1939. - № 7. - С. 37-42.
79.Пухальский А.А.Определение проходимости евстахиевых труб при помощи выслушивания // Вопросы медобеспечения авиации. - М.; Л.: Воениздат, 1939. - С. 52-55.
80.Сидельников И.А.Современная электронистагмография и практика оценки состояния вестибулярной функции: Автореф. дис. канд. мед. наук. - М., 1970.-36 с.
81.Сидельников И.А.Современная нистагмография для практики вестибулометрии // Изв. АН СССР. Сер. биол. - М., 1978. - № 2. - С. 259-266.
82.Сидельников И.А.Вестибулярный нистагм при повышенной весомости / / Изв. АН СССР. Сер. биол. - М., 1979. - № 4. - С. 493-503.
83.Сидельников И.А., Маркарян С.С., Павлов Г.И.К вопросу об эффективности некоторых показателей гемодинамики в выявлении вестибуловегетативных расстройств в обычных условиях и при гипоксии // Изв. АН СССР. Сер. биол. - 1973. - № 3. - С. 365-373.
84.Сидельников И.А., Платонов Н.Б.Нистагмометры // Воен.-мед. журн. - 1975. - С. 72-74.
85.Хилов К.Л.Опыт двойного вращения // Журн. ушн., нос. и горл. бол. - 1929. - № 5-6. - С. 289-300.
86.Хилов К.Л.К вопросу о роли и значении вестибулярного аппарата в авиации // Труды секции авиамед. - 1938. - С. 64-72.
87.Хилов К.Л.Вестибулометрия при профессиональном отборе на летную службу // Сб. трудов Центр. научн. психофизиол. лабор. по изучению летного труда ГВФ СССР. - М, 1936. - Т. 1. - С. 5-70.
88.Хрунов Е.В., Хачатурьянц Л.С., Попов В.А., Иванов В.В.Эмоциональная напряженность космонавта в полете // Человек-оператор в космическом полете. - М.: Машиностроение, 1974. - С. 325-352.
89.Юганов Е.М.К проблеме особенностей и взаимодействия отолитового и купулярного аппаратов вестибулярного анализатора человека в условиях измененной весомости// Проблемы космической биологии. - М.: Наука, 1965. - Т. 4. - С. 54-69.
90.Юганов Е.М.Реакции вестибулярного анализатора в условиях измененной весомости: Автореф. дисс. докт. мед. наук. - М., 1967. - 29 с.
91. Юганов Е.М., Афанасьев Д.Б.Вестибулярный анализатор и искусственная весомость животных // Проблемы космической биологии. - М.: Наука, 1964. - Т. 3. - С. 176-183.
92.Юганов Е.М., Афанасьев Д.Б., Павлов Г.И.Вестибулярный анализатор и искусственная весомость животных // Медико-биологические доследования в невесомости / Под ред. В.В. Парина и И.И. Касьяна. - М.: Медицина, 1963. - С. 289-297.
93.Юганов Е.М., Исаков П.К., Касьян И.И., Афанасьев Д.Б.и др. Двигательная активность интактных животных в условиях искусственной силы тяжести // Изв. АН СССР. Сер. биол. - 1962. - № 3. - С. 455-560.
94.Юганов Е.М., Касьян И.И., Гуровский Н.Н., Яздовский В.И.и др. Сенсорные реакции и состояние произвольных движений человека в условиях невесомости // Изв. АН СССР. Сер. биол. - 1961. - № 6. - С. 64.
95.Юганов Е.М., Копанев В.И.Проблемы реактивности организма в авиационной медицине // Воен.-мед. журн. - 1973. - № 1. - С. 74-76.
96.Юганов Е.М., Крылов Ю.В., Кузнецов B.C.К проблеме нормирования шумов в кабинах космических кораблей при длительных полетах // XXI Междунар. астрономич. конгр. - Афины, 1965. - С. 16.
97.Юганов Е.М., Лапаев Э.В.О возможных закономерностях проявления вестибулярных реакций в условиях невесомости // Журн. ушн., нос. и горл. бол. - 1968.-№5. -С. 57-62.
98.Юганов Е.М., Лапаев Э.В., Дегтярев В.А.О вестибуловегетативных реакциях при угловых и кориолисовых ускорениях в условиях невесомости // Медико-биологические исследования в невесомости. - М., 1968. - С. 305-310.
99.Юганов Е.М., Мирзоев В.М., Крылов Ю.В., Кузнецов B.C.Материалы по физиолого-гигиеническому обоснованию допустимых уровней импульсных шумов (звуковых ударов) // Проблемы космической медицины. - М., 1966. - С. 369-397.
100.Юганов Е.М., Павлов Г.И.О возможной величине искусственной весомости, определяемой по состоянию электроактивности скелетных мышц // Изв. АН СССР. Сер. биол. - 1967. - № 2. - С. 286-289
101. Яздовский В.И., Брянов И.И., Крылов Ю.В., Какурин Л.И.Сенсорно-моторная координация в условиях длительной невесомости в реальном космическом полете//Авиационная и космическая медицина. - М., 1963. - С. 507-510.