Е. Сашенков
ЧТО ТАКОЕ КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛАТЕЛИЯ?

© Е. Сашенков, 1969
Сашенков Е. Почтовые сувениры космической эры. - М.: Связь, 1969. - С. 11-18.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2007

Назад   В начало   Вперёд

          На любом континенте в безоблачные ночи на фоне кажущихся неподвижными звезд можно наблюдать проплывающие космические тела. Их скорость и направление движения различны, но природа одна – это искусственные спутники и космические корабли на околоземных орбитах. С тех пор, как впервые появилась в небе движущаяся точка – спутник, запущенный в нашей стране, – минуло 12 лет. Вторжение человека в космос вызвало у современника чувство гордости за свою эпоху.

          Издавна повелось заносить в летопись все акты героических свершений. Естественно, что и современнику захотелось увековечить память о первых шагах астронавтики, о первых полетах человека в космос.

          Появились первые обелиски и памятники в честь покорителей космоса. Но еще раньше космическая тема получила отражение на почтовых марках – самых скромных, но и самых распространенных вестниках подвигов.

          В 1957 г. еще трудно было предположить, какие возможности раскроет космическая тема в филателии... А между тем, верная себе, она, конечно, не могла не отдать должное славным победам человека в той «погоне за светом и пространством», о которой пророчески писал еще в 1911 г. основоположник космонавтики К. Э. Циолковский. Мастера прикладной графики, работающие над почтовыми марками, стали первыми из художников, обратившимися к теме неожиданной и необычной.

          В своей автобиографической книге «Дорога в космос» 1 первый в мире космонавт Юрий Гагарин отметил, что на рубеже 60-х годов «на многих конвертах были наклеены новые марки с изображением советских спутников и космических кораблей. Космическая тема все больше и больше проникала в быт». Этот вывод, сделанный еще на заре космической эры, следует принять как своеобразную положительную оценку пропагандистской миссии почтовых марок.

          В Советском Союзе раньше, чем где-либо, начали выпускать космические марки. Раньше, чем где-либо, начали их и коллекционировать. В пестрой гамме филателистических страстей ни одна тематика не получала за короткое время такой популярности и не завоевывала такого числа энтузиастов, как космическая.

          С тех пор как космос стал волновать людей не меньше, чем родная планета, свою увлеченность они перенесли и на миниатюрные сувениры – почтовые марки. Но филателия – это не только марки, это также особые штемпеля гашения, цельные вещи (конверты и почтовые карточки с напечатанной маркой), конверты первого дня обращения, карт-максимумы... Все эти сувениры превратились за 12 лет космической эры в своеобразную художественную летопись, в филателистическую галерею космонавтики. Оказавшись в центре внимания, космические марки стали как бы баловнями судьбы. Выпуску их уделяется в разных странах особое внимание, и никаким другим коммеморативным маркам не разрешается так часто, как космическим, нарушать строгий эмиссионный план государства, иногда сравниваемый с незыблемым расписанием пассажирских поездов.

          Первые семена космической филателии, посеянные в 1957 г., упали на возделанную почву: послевоенные годы особенно активно пестовали почтовую марку, максимально приближенную по своей тематике к главным событиям в жизни общества. Под сенью космонавтики космическая филателия стала перегонять все другие побеги древа тематического коллекционирования.

          Став увлекательным рассказчиком, давая пищу любознательности, космическая филателия завоевывает все больше приверженцев по мере того, как человечество одерживает все новые сенсационные победы в космическом пространстве. Она уже доказала способность увлечь надолго и по-настоящему.

          Массовое увлечение космическими марками в нашей стране имеет под собой куда более серьезные причины, нежели просто неравнодушие к научной и технической сенсации века. Космическая тема в филателии – это проявление патриотизма, гордости за советский народ, который открыл человечеству дорогу в космическое пространство. Ведь всего за полвека своего существования Советское государство прошло путь от отсталой, нищей страны до могучей державы, строящей самое передовое в мире коммунистическое общество.

          Немалую роль при выборе темы коллекционирования играет и эстетическая сторона. Знакомство с тщательно подобранной и хотя бы элементарно оформленной коллекцией на тему о покорении космоса показывает, что занятие космической филателией не только воскрешает в памяти исторические факты и даты. Оно доставляет и чисто эстетическое наслаждение.

          ...Однажды кто-то назвал космическую ракету сложной симфонией металла. Сколько искусства должен вложить в свой эскиз художник, которому выпало найти изобразительные средства, чтобы эта сложная симфония не угасла на почтовой марке! Не прост труд автора ракетных рисунков – разве можно ему забывать, что именно ракета вознесла человека к вершинам чудотворства...

          Задачи художника, работающего в жанре космической почтовой миниатюры, очень сложны и ответственны. В чем же сложность задач графика, работающего над «космической» темой? Отвечая на этот вопрос, журнал «Филателия СССР» (№ 4, 1966 г.) писал, что она состоит в том, чтобы «соединить почтовую марку со звездным небом, космонавтику – с символикой, создать обобщающий, героический образ советского человека – покорителя космоса, показать нашу могучую и разумную космическую технику не детально, не натуралистически, но резкими, свободными штрихами, а главное, соединить, срастить все это цветом, композицией, рисунком в изящную и строгую, крепкую как конструкция высококачественную миниатюру...»

          С какими трудностями сталкивается коллекционер, собирающий марки на столь увлекшую его тему?

          В середине 20-х годов вся дилемма, вставшая перед каждым филателистом, сводилась лишь к вопросу: собирать ли марки одной страны или нескольких стран? Так, первая из 26 заповедей филателиста, опубликованных в 1924 г. в «Спутнике филателиста и бониста», гласила: «Поставь себе определенную цель, например, собирать Россию, Европу...».

          На каждом новом этапе коллекционирования филателист вставал перед новой дилеммой. С зарождением тематического коллекционирования вопрос стоял так: собирать ли одну тему или несколько тем? В наше время выбор еще более осложнился, потому что обилие марок беспредельно раздвинуло горизонты в каждой теме. И теперь любой филателист, отваживающийся приступить к коллекционированию марок на космическую тему, задумывается: собирать ли всю тему или только один из ее компонентов? Вот где оказался как нельзя кстати дельный совет со страниц филателистической литературы. Но книг по космической филателии ничтожно мало, да и те, которые появились за 12 лет, почти не разрабатывали теорию и методы космической тематики.

          К мысли об ограничении приходят не только из-за трудностей с приобретением новинок, которые выпускаются в возрастающем количестве. Ограничение имеет более глубокие корни. Космофилателия является очень трудной темой в коллекционировании. Она держит коллекционера в известном напряжении, требуя к себе особенно активного отношения. В каждом космическом полете концентрируются наиболее совершенные знания и самые новые, непрерывно развивающиеся достижения человеческой мысли. Если почтовая марка посвящается космическому полету, то и в ней скрыта крупица космического опыта, накопленного людьми к настоящему моменту. В филателистической практике собирание коллекции этих марок требует непрерывной учебы, освоения истории космонавтики и основ космической науки.

          Как ни одна другая тема, космофилателия концентрирует внимание на современном материале. Как ни в одной другой тематике, здесь надо исходить из факта, заложенного в марке, хотя на первый взгляд за вас уже подумали – ведь в конце концов для нее заведено место в специальных каталогах... Но достаточно ли довериться каталогу, даже самому лучшему, и можно ли рассчитывать на него, как на некий универсальный справочник?

          Коллекция на космическую тему отражает область деятельности человека, в которой постоянно происходит что-то новое. Не опираясь на знание, она может превратиться в хаотичное нагромождение филателистического материала.

          Космос вмещает целый комплекс понятий и, разумеется, далеко не исчерпывается такой наукой, как космонавтика. Так, биологическими исследованиями живого организма во время космического полета, воздействиями состояния невесомости занимается медицина. Надежная радиосвязь с космическими кораблями при дальних полетах, применение лазера как средства связи немыслимы без физики, математики. Изучение солнечной активности, космических лучей и т. п. как очагов влияния на космонавта или на радиосвязь – предмет астрофизики. Точное знание движения разных планет, знание множества небесных путей и прочих дел «небесной канцелярии» – дело астрономии...

          Все эти области знаний получили в последние годы довольно интенсивное отображение в почтовых марках целого ряда стран. И особенно одна из самых древних наук – астрономия. Как же поступить с этими марками?

          Они имеют отношение к космической филателии в той степени, в какой ветви связаны с главным стволом. Имея право на жизнь в рамках космофилателии, они тем не менее оставлены за пределами предлагаемой в настоящей книге системы ради концентрации внимания на главном.

          Таким образом, определение пределов космофилателии должно быть делом индивидуальным. Это не снимает, однако, с автора задачу уточнения своей позиции.

          Космическая филателия должна, в первую очередь, документировать генеральную тему космонавтики – тему космических полетов и сопровождающих их исследований. Поэтому, устанавливая пределы космофилателии, следует провести четкую границу между такими понятиями, как «Космические полеты», включающие исследование космоса с помощью летательных аппаратов, и «Астрономическая разведка», предполагающая наземное исследование космоса. Поскольку с началом космической эры ассоциируются именно полеты в космос, а не исследования вообще, предметом космофилателии следует, видимо, считать тему «Космические полеты».

          Итак, автор предлагает отнести к космической филателии те почтовые сувениры, которые документируют тему космических полетов. Что касается, например, темы «Астрономическая разведка», то она достойна самостоятельного существования и своей отдельной монографии.

          Итак, за истекшие годы космическая филателия обрастала не только новыми марками, но и новыми проблемами. Если с одной стороны вызывало споры само определение пределов этой тематики, то с другой стороны возникали вопросы по методике коллекционирования материала. Другими словами, возникли проблемы теоретические и практические. К сожалению, ни одна из известных зарубежных публикаций по космической филателии не затрагивает эти проблемы, и к выводу о необходимости ограничения темы филателисты приходят подчас стихийно. Особенно много хлопот причинили коллекционерам серии марок, посвященные в 1965–1966 гг. некоторыми странами мероприятиям, которые координированно проводились во всем мире: Международному году спокойного Солнца, Всемирному метеорологическому дню, 100-летию Международного союза электросвязи. Часто тема этих марок раскрывалась с помощью космических сюжетов, но далеко не всегда за этим должно автоматически следовать приобщение их к космической коллекции.

          В коллекции на космическую тему важно добиться строгой композиционной логики. И столь же важно подчинить филателистическое творчество, которое в данном случае предъявляет к коллекционеру особые требования, продуманной системе и порядку. Разбор разных путей систематизации будет предложен вниманию читателя позже (см. раздел: «Марка, как художественное произведение и как объект исследования»). Но главный принцип строится на основных этапах истории завоевания человеком космоса с помощью летательных аппаратов.

          Напомним здесь эти этапы еще раз. Начало начал – это первый советский спутник. Преодолев, казалось, непреодолимое – силу земного притяжения, – он вышел на околоземную орбиту. Последовали новые спутники, стал увеличиваться полезный вес, выводимый в «ближний» космос, стали считать количество оборотов вокруг нашей планеты. Появились первые живые пассажиры в космосе – собаки, обезьяны... Наконец, в космос поднялся и человек. Первый землянин на космической орбите! А дальше – почти «привычный» и совсем не проторенный путь: первый групповой полет, первая женщина в космосе, первый выход человека в безопорное пространство. Далее последовали новые этапы: полеты космических станций к Венере и Марсу, тщательное «прощупывание» Луны, первое мягкое прилунение летательного аппарата... И все это – на протяжении совсем незначительного периода в жизни одного поколения.

          Вот на этих этапах, видимо, и должен строиться принцип космофилателистического творчества. Подчиняя свою коллекцию этому принципу, филателист, как мыслится автором, «пишет» космическую летопись, строит свое здание космической филателии.

          А «строительный материал» требует строгого отбора... Основным фундаментом будут марки со спутниками. Подойдут марки-портреты, марки-орбиты, марки-символы. Марки, лежащие в стороне от темы и квалифицируемые как марки «околокосмической символики», не подойдут.

          Что это такое – «околокосмическая символика»?

          Коротко говоря, это тоже дань уважения техническому прогрессу, материализованная в почтовых марках. Летящая ракета стала знаменем времени. Значит ли это, что каждая марка с малейшим намеком на космическую ракету должна быть непременным членом семьи космических марок? Известно, что космос всегда привлекал фантастов. Еще задолго до того, как филателист смог украсить свой альбом продуманными фантастическими вариациями на космическую тему, появившимися при участии космонавта А. Леонова, на поприще космической фантастики получили известность иные марки... Они отдавали дань беллетристике прошлого. Иногда именно в этой связи появлялись и появляются почтовые знаки с чисто жюль-верновскими сюжетами или просто с портретом самого писателя. Если их включать в космическую коллекцию, то тогда нельзя не включить, к примеру, известную портретную марку А. Толстого, написавшего, в частности, роман «Аэлита».

          Возможно, есть и сегодня сторонники таких почтовых выпусков, собирающие их из стремления к универсальности или из уважения к «ракетному мотиву». В этом труде, однако, такой материал сознательно исключается ради локализации тематики. Марки «околокосмической символики» не вписываются в предлагаемую систему космофилателии, объективно говоря, не дают ничего для понимания, например, внутренних взаимосвязей отдельных запусков в космос. Такой материал сбивает на путь построения коллекции по примитивному методу хронологии, а то и географии (т. е. по странам, которые выпускали марки). Признавая символику, которую в дальнейшем будем квалифицировать как «научные и художественные символы космонавтики», мы, конечно, не отметаем право на собирание и «околокосмической символики», как закономерной дани эпохи. У этой самостоятельной области собирания марок могут быть свои энтузиасты, приверженцы мотивного коллекционирования.

          Таким образом, марками космической тематики следует считать следующие:

          – марки, иллюстрирующие историю ракетной техники, и, как «репетицию космических полетов», – полеты человека в стратосферу;

          – марки, посвященные космическим полетам (запускам искусственных тел в космос);

          – марки, отображающие проблемы космонавтики (конгрессы, симпозиумы, выставки по космонавтике), а также технические средства освоения космоса;

          – марки, выпущенные в честь видных деятелей космонавтики (с портретами ученых и космонавтов, а также марки, отображающие их общественную деятельность);

          – марки с научными и художественными символами, олицетворяющими достижения и задачи космонавтики.

 

 

1. Гагарин Ю. А. Дорога в космос. Записки летчика-космонавта. М., Из-во «Правда», 1961.

Назад   В начало   Вперёд