Геннадий Григорьевич Соколов.
Геннадий Григорьевич Соколов поступил на работу в индустриальный техникум 15 сентября 1951 года, почти одновременно с Юрием Гагариным. Первое, что он сделал как руководитель физвоспитания, - в общежитии № 1 оборудовал спортивный зал для физзарядки, для проведения уроков физкультуры, а главное для игры в баскетбол, волейбол и проведения секционных занятий по вольной борьбе и боксу.
С его приходом физкультурная работа в индустриальном техникуме заметно активизировалась. Ребятам это сразу понравилось. Они охотно помогали в организации и проведении спортивных мероприятий. А выезды всем коллективом техникума на 9-ю Дачную, где не только отдыхали, но и проводили спортивные игры, соревнования на лоне природы, остались у всех выпускников-индустриков как самое яркое впечатление. Молодой Соколов демонстрировал учащимся свои спортивные данные. Он мог например долго сидеть на велосипеде, не касаясь ногами земли, отлично играл в волейбол и баскетбол, прыгал в высоту.
Геннадий Григорьевич в юности работал литейщиком на заводе. В 1931 году поступил учиться в Одесский физкультурный техникум. С этого времени он связал свою судьбу с физкультурой и спортом: работал преподавателем физкультуры в ОЗУ, техникуме, инструктором по спорту в г. Ярославле, тренером в г. Рыбинске. Даже в армии, в годы войны, был начальником физподготрвки в гвардейской дивизии. В 1946 году демобилизовался, приехал в Саратов и поступил на работу в областной Совет ДСО "Наука", его избрали председателем. Вскоре началось строительство нового и самого большого в городе стадиона у железнодорожного вокзала. В 1949 году уволился с должности в связи с истечением срока полномочий. Ушел в РУ № 8 преподавать физкультуру, а оттуда - в наш техникум. Гагарин сразу же сдружился с Геннадием Григорьевичем: Юру выбирают секретарем низового совета спортивного общества "Трудовые резервы", членом комитета комсомола, где он отвечает за спортивно-массовую работу. Соколов считал Гагарина своей "правой рукой". И это соответствовало истине.
Когда Ю.А. Гагарин слетал в космос, Геннадий Григорьевич стал популярным человеком не только в Саратове, но и в Президиуме ВДСО "Трудовые резервы".
Я часто приглашал его на встречи с учащимися, где он рассказывал о Ю.А. Гагарине. Говорил иногда такие вещи, о которых можно было знать только ему и Гагарину. Я не раз предлагал ему записать свой рассказ о первом космонавте мира, он соглашался, но не делал попыток к этому. Не любил, когда сочиняли что-либо о Ю.А. Гагарине.
Особенно запомнился его рассказ, как он возил "Личное дело учащегося Саратовского индустриального техникума Гагарина Юрия Алексеевича" в Москву.
- Меня директор техникума срочно командировал в Москву, чтобы вручить "Личное дело Гагарина" Главному управлению трудовых резервов. 14 апреля приезжаю в Москву. Народу кругом полно. Люди с флагами, с транспарантами идут куда-то. Спрашиваю: "Что за праздник?" Говорят: "Гагарин прилетает. Идем встречать его на Красной площади". Я - туда! Милиция из оцепления меня не пускает. Показываю: "Личное дело Гагарина Юрия Алексеевича" их полковнику. Он с интересом посмотрел и дал команду пропустить меня. Иду. Натыкаюсь на второе оцепление. Тоже не пускают. Показываю "Личное дело" майору. Он тоже посмотрел документы Гагарина, подумал... но пропустил "учителя Гагарина". Иду дальше. До Красной площади осталось немного. Тут новое оцепление. Вновь показываю документы Гагарина старшине. Он посмотрел и... не пропустил. Говорю ему: "Я - учитель Гагарина!" Он: "Мы все учителя Гагарина". Ну, что делать?! Пошел в ресторан, заказал себе и ребятам за моим столиком по сто грамм водки. Говорю им: "Выпьем за моего ученика Юру Гагарина!" Тут все всполошились, стали подходить к нашему столу со своей водкой и закуской. Откуда-то взялся журналист, который потом дал информацию в одну столичную газету.
Личное дело Гагарина Геннадий Григорьевич сдал в Главное управление лишь на второй день.
Соколов встречал Юрия Алексеевича в Саратове 4 января 1965 года, ездил с ним во Дворец спорта, был рядом с ним. Когда Гагарины уезжали, то он вместе с Ю.Н. Варнаковым - начальником областного управления профтехобразования ездил провожать их до дома в Звездном городке. Они остались ночевать у Гагариных. Утром Юрий Алексеевич подарил Соколову свою фотографию с автографом: "Геннадию Григорьевичу Соколову - преподавателю, воспитателю и хорошему другу с самыми добрыми пожеланиями во всем хорошем, Гагарин. 9.1.65 г.".
Эту дарственную фотографию Г.Г. Соколов передал нашему музею с условием, что мы сделаем ему копии. С другой фотографии, где он и Гагарин стоят рядом, мы напечатали Геннадию Григорьевичу около тысячи копий: Он раздавал их "направо и налево" и подписывал "Я и Гагарин".
Другой воспитанник Г.Г. Соколова Виктор Сидорович Порожня так сказал о Геннадии Григорьевиче: "Он был жизнелюбивый, деятельный человек".
Несколько слов о других преподавателях.
Зинаида Николаевна Шапошникова преподавала в техникуме педагогику и психологию. До поступления в индустриальный техникум работала в школе, директором неполной средней школы, преподавала в педучилище. Шапошникова была принципиальной и правдивой. Однажды учащиеся пошутили с ней: взяли в ее кабинете бутылку с растительным маслом (наглядное пособие), и кто-то вместо слова "Масло" аккуратно написал "Коньяк". Она, рассказывая учащимся, что полезно для организма человека, берет эту бутылку, читает, вдруг останавливается перед словом "Коньяк", берет со стола очки и читает про себя. Ребята с места ей подсказывают "Коньяк". Она: "Ну да, "Коньяк". Он ведь тоже бывает полезным".
Она единственная из преподавателей, которая поставила "4" Гагарину по психологии: Преподаватели уговаривали Зинаиду Николаевну, чтобы она поставила ему "5". Шапошникова сказала:
- Нет. Значит, он знает на "4". Зачем я буду кривить душой.
Кстати, замечу, что Ю.А. Гагарин после полета в космос написал в соавторстве с В.И. Лебедевым книгу "Психология и космос". Будем считать, сам Юрий Алексеевич исправил оценку "4" на "5" с плюсом.
Вместе с фотографией учащегося Юрия Гагарина ее фотография висела на "Доске почета".
Рассказывают выпускники, которые учились с Гагариным, что при встрече с ним на 20-летии индустриального техникума Зинаида Николаевна постеснялась подойти к Юрию Алексеевичу из-за этой своей "четверки" по психологии, а в театре оперы и балета она не села в партере, где выделили места для учителей, которые учили Ю.А. Гагарина. Шапошникова спряталась на каком-то ярусе, но выпускники нашли ее и привели в партер.
Она оставила мне свои короткие воспоминания о Ю.А. Гагарине. Там, в частности, Зинаида Николаевна написала: "Веселый и общительный, он учился отлично, особенно интересовался вопросами воспитания подростков".
...Из всех преподавателей, которые учили Юрия Гагарина, в живых, на момент написания этой книги об индустриках, осталось несколько человек: Паршкова Маргарита Яковлевна, преподаватель предмета "Теория резания", за что учащиеся ее прозвали "Терезой"; Карпов Владимир Николаевич, мастер по литейному делу, и Ракчеев Анатолий Иванович, преподаватель по литейному делу.
В 1997 году музей Ю.А. Гагарина посетил выпускник 1955 года Н.С. Молебский. Он играл в одной баскетбольной команде с Гагариным. В разговоре вспомнили преподавателей и М.Я. Паршкову. Николай Сергеевич рассказал мне о ней:
- Я как староста группы доложил на уроке Паршковой о присутствующих и отсутствующих. Таков был порядок. Но на этот раз я сказал Маргарите Яковлевне, что несколько учащихся, в том числе и я, пропустили занятия по уважительной причине, так как два дня были в военкомате, и не готовы отвечать домашнее задание.
Несмотря на это, она вызывает меня первого к доске и спрашивает что-то из домашнего задания. Я ответил ей грубо.
И она не стала меня замечать и спрашивать. Я бросил ходить на ее занятия. Просто читал учебник по предмету. Когда пришло время зачета, она мне его не поставила. А на экзамен я попал через директора. Был тогда Коваль Александр Максимович. Я рассказал все, как было, Он говорит: "Иди на экзамен, я сейчас приду".
Беру билет, читаю вопросы и сразу говорю:
- Я готов отвечать.
Отвечал я хорошо. Маргарита Яковлевна задала мне 15 вопросов. Я на них тоже ответил правильно. Директор встал и сказал Паршковой: "Пять". И она в зачетной книжке поставила мне "пятерку".
Рассказывая эту историю, Молебский улыбался и в конце сказал:
- Знаете, я бы с удовольствием встретился с ней.
Все они, кто учил Гагарина, не думали, что с именем одного учащегося войдут в историю. После отъезда из Саратова в январе 1965 года Юрий Алексеевич записал в своем дневнике: "...А мои добрые наставники-преподаватели! Постарели, изменились, иных уже нет. Но есть память. Память об этих людях, которые учили нас".
...Просматривая записи, я подумал: для истории интересен каждый факт, даже самый мельчайший. А интересно ли будет читателям этой книги? Судить, конечно, им. Я же сам себе отвечаю: для того, чтобы понять, как в самые ранние годы формировалась личность первого космонавта планеты, важно все - кто и что его окружало. Юность впитывает жизнь безоглядно, характер творится во всех ежедневных, ежеминутных столкновениях, диалогах, которые преподносит судьба. Есть даже такие теории, которые утверждают: в жизни любого человека каждая встреча - неслучайна. Послана ему для чего-то... Исходя из этого и буду продолжать.
назад в начало вперед