Нина Васильевна Рузанова.
В автобиографической повести "Дорога в космос" Ю.А. Гагарин писал: "Литературу преподавала нам Нина Васильевна Рузанова, внимательный, заботливый педагог, влюбленный в свой предмет".
Юрий Гагарин и его товарищи по группе познакомились с ней 1 сентября 1951 года на первом своем уроке в индустриальном техникуме. Линейка, поздравления и... первый звонок на урок. Началось... Волнуются все: и учащиеся, и преподаватели. "Я всегда с волнением ждала знакомства с новыми своими учениками, - вспоминала Н.В. Рузанова. - Каждый раз думала, какими они окажутся: любознательными, способными или, наоборот, ленивыми, нерадивыми? Верила в лучшее. Волнение мое было не робостью, а радостью встречи с новыми питомцами, которых предстояло обучать".
Когда Нина Васильевна вошла в кабинет, где сидела группа Л-11, то рапорт о готовности группы к занятиям доложил Юра Гагарин. Она обратила внимание на его лицо: серьезное, сосредоточенное. "Какой славный паренек!" - подумала Рузанова.
На первом уроке Нина Васильевна познакомилась со всеми учащимися, рассказала о значении литературы в жизни человека, изложила свои требования к познанию предмета, дала список обязательной и рекомендованной литературы, рассказала о себе.
Родилась она 13 января 1912 года в семье учителя. После окончания школы пошла по стопам отца: поступила учиться в Новочеркасский педагогический техникум, потом работала учителем в школе Березовского района Сталинградской области. Вышла замуж. В 1932 году мужа командируют учиться в Саратов (он был военным человеком), с ним приезжает и Нина Васильевна. Сначала она работала учителем русского языка и литературы в школах № 6 и № 30 и одновременно училась сама в Саратовском пединституте. В сентябре 1945 года Рузанова поступает работать в Саратовский индустриальный техникум.
...В конце беседы она пригласила ребят участвовать в ее литературно-драматическом кружке. Юрий Гагарин сразу дал согласие. Рузановский кружок был среди учащихся очень популярен. Нина Васильевна не ставила своей задачей приближать членов кружка к профессиональному исполнению каких-то ролей, важно было то, что для ребят оживали герои литературных произведений.
В техникуме устраивались праздничные концерты, вечера отдыха, литературно-музыкальные конференции, диспуты, викторины. И она была по большей части их организатором.
Н.В. Рузанова добилась "монопольного" пользования отдельными художественными книгами, особенно пьесами. Бухгалтерия делала на них пометки: "Для пользования только драмкружка".
Она с членами кружка замахивалась на такие произведения, как "Горе от ума" А. Грибоедова, "Ревизор" и "Женитьба" Н. Гоголя, "Недоросль" Д. Фонвизина, "Василий Теркин" А. Твардовского, "Борис Годунов" А. Пушкина, "На дне" М. Горького, "Гроза" А. Островского, "Парень из нашего города" К. Симонова и др.
Нина Васильевна, правильно понимая свои возможности по осуществлению постановок таких произведений, часто обращалась к коллективу драмтеатра имени К. Маркса за помощью. Ей шли навстречу и оказывали практическую помощь (артисты Г. Слабиняк, Л. Шутова, С. Легенский и др.).
Некоторые из ее кружковцев потом выходили на артистическую дорогу, как, например, Н.Л. Курьяков.
Юра Гагарин и его товарищи по группе Виктор Порохня и Женя Стешин в литературно-драматическом кружке нашли каждый свое: Юра увлекался прозой, Женя читал стихи, а Виктор пел.
В народном музее хранится журнал "Молодежная эстрада" № 6 за 1950 год, где есть литературно-музыкальная композиция "Великие стройки коммунизма". В ней - поэтический рассказ о сталинском плане преобразования природы. Чьей-то рукой отмечены имена исполнителей: Гагарина, Стешина, Преображенского и др.
Много лет спустя я спросил Н.В. Рузанову: помнит ли она эту постановку?
- Конечно, помню. Я все постановки помню. Помню голос Стешина. Такой звонкий, патетический. А вот голос Гагарина не запомнился. Слишком скромный был, и здесь не любил выделяться.
Нина Васильевна до мельчайших подробностей помнила постановку "Песни о Соколе" по М. Горькому. - Помню потому, что ставили ее ежегодно, - говорила она. - Менялись только "артисты".
Не знаю, смотрел ли Юрий из зала на своих товарищей - исполнителей бессмертной "Песни о Соколе", но твердо убежден, что горьковский Сокол оставил след в сердце юного Гагарина.
Юрий Алексеевич хотел выступить на торжественном собрании, посвященном 100-летию со дня рождения А.М. Горького, но за два дня до этого события первый космонавт мира погиб в авиационной катастрофе. К нему можно с полным правом отнести слова из "Песни о Соколе": "Пускай ты умер!... но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером..."
Нина Васильевна прекрасно знала свой предмет. Ее статья "Коммунистическое воспитание на уроках литературы" была опубликована в апреле 1951 года в методическом сборнике Управления учебными заведениями Министерства трудовых резервов. В статье есть такие слова: "Чтобы не сбиться с верного пути и правильно освещать все литературные факты изучаемого произведения, надо прежде всего, чтобы при анализе литературных произведений преподаватель пользовался марксистско-диалектическим методом, рассматривал события в их связи с историей, с жизнью, общественными явлениями. Это драгоценное правило никогда нельзя забывать".
Далее она сравнивает героизм прошлого и настоящего: "Подлинный советский героизм - это готовность на любой подвиг во имя Родины, во имя человечества. Уродливый "героизм" Печорина принципиально противоположен прекрасной отваге советских людей, любящих жизнь, но готовых в любой момент отдать ее ради торжества коммунизма.
Если в образе Печорина учащиеся увидят равнодушного, лишенного цели человека, то в наших героях они видят горячих патриотов, энтузиастов жизни, творческого труда и борьбы".
Рузанова не была прямолинейным идеологом, как может показаться. Лучшее тому подтверждение - слова о ней учащихся. Приведу высказывание Анатолия Дабрундашвили: "На лучших образцах художественной литературы она воспитывала нас, прививая чувство патриотизма, чувство товарищества, уважения друг к другу... Она умела передать нам волнения героя, заставить нас переживать вместе с героем. С урока литературы мы всегда уносили много интересных впечатлений. И под впечатлением рассказанного мы невольно обращались к своей совести, старались быть лучше". И Гагарин в своей книге "Дорога в космос" уроки литературы вспоминает раньше, чем уроки физики...
Н.В. Рузанова очень любила рассказывать о Гагарине. Она давала интервью журналистам, сама писала статьи о нем, активно участвовала в создании музея Ю.А. Гагарина, проводила экскурсии, выступала в школах города. Вместе с А.П. Акуловой ездила в Звездный городок приглашать Ю.А. Гагарина на 20-летие индустриального техникума.
К концу своей жизни она написала книгу-воспоминание о Юрии Гагарине "Мой ученик" - назвала она ее. Издательство ДОСААФ издало ее книгу под названием "Юность космонавта", урезав текст раз в десять. Получилась тонкая брошюра.
Николай Иванович Москвин.
Вскоре после начала моей работы в техникуме я увидел в преподавательской странного на вид старичка: сутулый, голова втянута в плечи так, будто неведомая сила не давала распрямиться человеку. Одет он был в потертый форменный костюм учащегося техникума, на ногах - валенки, лицо было угрюмо. Старик долго рассматривал расписание уроков, не вытягивая шею, как обычно делают люди, и не пользуясь очками.
- Кто это? - поинтересовался я. Мне шепнули:
- Москвин. Николай Иванович.
Так вот вы какой, товарищ Москвин... Знаменитый физик техникума... Учитель Гагарина. В моем представлении он был не таким. Я почему-то считал его крупным, подвижным, значительным, что ли.
На мое приветствие он слегка кивнул и внимательно, колющим взглядом посмотрел на меня. Я ждал от него вопроса: кто я, но он отвернулся и вновь стал изучать расписание уроков.
В техникуме он уже не работал - ушел на заслуженный отдых 83-х лет, в 1958 году.
Среди всех, кто учил Гагарина, Н.И. Москвин занимает особое место. Юрий Алексеевич писал о нем: "Физика - предмет увлекательный, но тяжелый. Не зная математики, разобраться в ней трудно. Свои лекции наш физик читал интересно, образно, увлекательно.
- Техник не может не знать физики, - говорил он нам, - земной шар вращается по законам физики".
И далее: "Мы смотрели на опыты в физическом кабинете как на какое-то волшебство".
"Волшебником" называли Н.И. Москвина многие выпускники техникума, а преподаватели и сотрудники - чудаком.
Николай Иванович Москвин родился 1 декабря 1875 года в семье учителя начальной школы города Костромы. С детства страдал малокровием, поздно поступил в гимназию, учился слабо. Но потом, благодаря стараниям отца и старшего брата (впоследствии тоже учителя), способности Николая стали развиваться и укрепляться.
В 1900 году он успешно закончил среднюю школу, обнаружив склонность к математике, и поступил учиться в Варшавский университет на физико-математический факультет, который закончил в 1904 году на "отлично" с присвоением ученой степени кандидата физико-математических наук.
Свою трудовую деятельность начал учителем в Варшавской гимназии имени Кржановского, затем преподавал еще в трех гимназиях и училищах, а после известной оккупации Германией и Австро-Венгрией Королевства Польского 1 июня 1917 года поступил работать учителем в 13-ю мужскую гимназию Москвы.
В Москву он приехал с молодой женой - полячкой и старшим братом.
В 1916 году Николай Иванович выпустил брошюру "Электрический трамвай в общедоступном изложении" (ныне она экспонируется в нашем музее). Русский журнал "Электричество и жизнь" № 3 за 1917 год писал: "...Н.И. Москвин выпустил полезную для всех, интересующихся принципами действия трамвая, брошюру... Начав с элементарных сведений об электричестве, токе, динамо и пр. автор излагает основы понятий о трамвае, обильно иллюстрируя свое изложение весьма отчетливыми рисунками. Для широких кругов читателей, незнакомых с вопросом об электрической тяге, книжка г. Москвина является отличным пособием для ознакомления с этой важной отраслью использования электрической энергии.
Думаем, что книжка должна заинтересовать и учащихся при изучении ими в курсе физики отдела, посвященного электричеству".
Рамки средней школы, как он признавался в "Автобиографии", оказались слишком тесны для его деятельности. Он посещает лекции известного профессора Н.Е. Жуковского и других ученых Москвы, а затем переходит работать на вечерние курсы для взрослых, чтобы "нести свои знания в более зрелую аудиторию".
Узнав об этом, ученики 46-й Советской школы Москвы написали адрес ему; "Дорогой Николай Иванович. Мы, учащиеся бывшей московской XIII гимназии, с глубокой печалью выслушали весть о том, что Вы нас оставляете. Принося Вам глубокую благодарность за те часы искреннего стремления к знанию, каковыми были Ваши уроки, мы уверены, где бы Ваша деятельность ни проявлялась, она всюду будет сопровождаться любовью и благодарностью учащихся.
Москва, 24 декабря 1918 г".
В 1920 году Н.И. Москвин покидает Москву и едет в город Балаково Саратовской губернии, по призыву Н.К. Крупской - вводить и утверждать новую советскую систему образования на окраинах республики. Была и еще одна причина смены места жительства: у Николая Ивановича была тяжелая форма астмы - болезнь, требующая порой перемены климата. На Волге он - среднеконтинентальный, наиболее благоприятный по многим болезням, в том числе по астме.
В Балакове Н.И. Москвин выпустил брошюру "Сила тяжести, или вес тел".
В 1937 году он переезжает в Саратов и поступает работать учителем физики в школу № 27. Его быстро заметили и оценили как опытного и знающего педагога. Вскоре Москвин становится внештатным инспектором Октябрьского района г. Саратова. Во время Великой Отечественной войны читает лекции раненым бойцам в госпитале при школе, руководит городской комиссией по подготовке и проведению олимпиады юных физиков и математиков. Николая Ивановича награждают Почетными грамотами облона, горисполкома, присваивают звание "Отличник просвещения", награждают медалями "За трудовое отличие" и "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". В октябре 1947 года Саратовский горисполком ходатайствует перед Президиумом Верховного Совета РСФСР о присвоении Н.И. Москвину звания Заслуженного учителя...
назад в начало вперед