Анна Павловна Акулова.
О ней вспоминать всегда приятно и в то же время грустно. Приятно потому, что мне пришлось долго работать с ней. Грустно потому, что ее вот уже 10 лет нет среди нас.
Родилась Анна Павловна 5 октября 1912 года в городе Томске в семье рабочего. Отец был машинистом на пароходе. Среднюю школу закончила в 1930 году и сразу поступила в Пермский педагогический институт на физико-математическое отделение, который закончила в 1933 году, Анну Павловну направили в город Магнитогорск учителем математики средней школы. "Магнитогорск! - с восхищением вспоминала Акулова. - В те годы это была большая стройка, строился самый крупный в стране металлургический комбинат. Сюда приезжали люди со всех уголков нашей страны. Я была очень рада, что еду сюда. Магнитогорск был еще в будущем, но и сейчас жизнь здесь била бурным ключом. Было очень много молодежи. Жили в бараках, ни о каких удобствах не было и речи. Школа принимала своих первых учеников. Коллектив учителей в основном состоял из молодежи. Сколько энергии, сколько желания было работать! В выходные дни выходили на воскресники по благоустройству города. Работы было много, но работали с желанием, с огоньком, обычно в сопровождении оркестра. А вечерами забирались на гору, откуда весь Магнитогорск был перед нами. Доменные печи заревом освещали темное небо, и мы - молодежь мечтали о будущем нашего города". Потом, будучи преподавателем Саратовского индустриального техникума, она рассказывала учащимся о Магнитогорске, о молодых людях, которые полностью отдавали себя работе. "Я не навязывала что-то ребятам, просто рассказывала, как жила молодежь нашего времени, и мне казалось, что эти беседы не проходили даром", - говорила А.П. Акулова.
С большим сожалением уезжала она из Магнитогорска: тяжелая болезнь вынудила ее покинуть город. За ней приехал ее будущий муж, с которым она вместе училась в пединституте, забрал ее на носилках, так как она не могла сама двигаться, и привез в Пермь, где жили родители и где он - Владимир Максимович работал в военном авиатехническом училище. Он поместил ее в госпиталь. Благодаря ему, как считала сама Анна Павловна, она выжила.
В 1938 году Акуловы приехали в Саратов, т.к. Анне Павловне врачи советовали переменить климат. Владимир Максимович стал работать в спецшколе ВВС, а Анна Павловна - на разных работах: на железнодорожных курсах и даже кассиром конторы "Спецгазстрой". 15 января 1945 года ее принимают преподавателем математики в Саратовский индустриальный техникум, хотя он еще только готовился к открытию.
Анна Павловна вместе с другими молодыми преподавателями готовила кабинеты к занятиям и общежития; создавали для будущих учеников уют. Проводили набор и вступительные экзамены. Первый набор был шесть групп: три - девушек и три - юношей. Сразу организовали предметные кружки и художественную самодеятельность, вскоре всем учащимся и преподавателям выдали форменные костюмы, с которыми они долгое время не расставались. Когда индустрики шли на демонстрациях в форменной одежде, на них любовались.
В сентябре 1945 года был принят новый набор учащихся, и среди них уже было много фронтовиков, которые стали опорой преподавателей в укреплении дисциплины. Акулова и другие - охотно помогали фронтовикам в восстановлении знаний по предметам. "Трудно им было учиться, - вспоминала Анна Павловна. - А в итоге они оказались хорошими специалистами".
"Много было талантливой молодежи. С желанием принимали участие в хоре, в струнном и духовом оркестрах. Художественная самодеятельность была, наверное, лучшей в Саратове, - свидетельствовала А.П. Акулова. - На вечера мы - преподаватели и сотрудники с удовольствием приходили вместе с членами своих семей. Мой муж не пропускал ни одного вечера. Все это объединяло коллектив учащихся и преподавателей. Жили дружно".
Анна Павловна сразу полюбила литейщиков: может быть, была ностальгия по Магнитогорску, то ли ребята были более дружные, чем другие. Ведь плавка и разливка металла требовала коллективных усилий и поддержки друг друга! В классное руководство брала только литейщиков и добивалась, чтобы группа выходила в передовые.
В характеристике за первые годы ее работы в техникуме отмечалось, что она показала себя знающим свое дело педагогом, как преподаватель "добивается хороших знаний от всех студентов". Фамилия А.П. Акуловой неоднократно заносилась на "Доску почета", она получала благодарности в приказах директора, награждалась грамотами, значком "Отличник трудовых резервов". В день 5-летия системы трудовых резервов за хорошую работу была премирована отрезом трикотажа.
В конце августа 1951 года ее назначили классным руководителем в группу литейщиков первого курса, в которой был Ю.А. Гагарин. Перед началом занятий Анна Павловна ознакомилась с "Личными делами" учащихся ее группы, а вечером пошла в общежитие, чтобы побеседовать с ними. "В комнате оказалось только несколько человек и среди них молоденький паренек с открытым взглядом, вел себя скромно, - вспоминала она. - Попросила каждого коротенько рассказать о себе. Дошла очередь и до этого паренька. "Гагарин Юрий, - говорит он. - Приехал из Люберецкого ремесленного училища".
Спросила ребят, понравился ли им наш город? Юра Гагарин и другие ребята сразу сказали, что им очень понравилась. Волга - такая широкая, могучая".
А.П. Акулова взялась за группу сразу же: распределила обязанности (Гагарина выбрали физоргом), проверила уровень знаний по математике, установила очередность дежурства на уроках, прикрепила отстающих к успевающим, помогла получить форму и организовала питание в столовой.
Литейщики тоже быстро увидели в ней требовательного и заботливого педагога и классного руководителя. Она не любила шутить, взгляд был прямой, смелый, когда надо - осуждающий или доверительный. Работу ставила выше всего, учила математике даже потенциально неспособных ею овладеть. Много ставила "двоек", а потом выводила хорошую оценку, если учащийся заслужил ее. О ней говорили: "Умная, уверенная в себе, официальная и сухая, как математика". На мой взгляд, Анна Павловна обладала большой силой воли, выдержкой, терпением. Если она потребовала что-то, то добьется своего. Для себя она твердо уяснила: чтобы воспитать учащегося волевым, самой надо быть прежде всего волевой. Виктор Сидорович Порохня, который учился в этой же группе, вспоминает один характерный для Анны Павловны случай. "Как-то раз мы собрались на спектакль "Девушка с кувшином"... Пригласили Анну Павловну. Пьеса нам понравилась, вечер прошел чудесно. Зато утро следующего дня для некоторых из нас оказалось мрачноватым. На занятиях по математике Анна Павловна вдруг стала вызывать к доске всех театралов отвечать заданный накануне раздел по алгебре. Это было для нас полной неожиданностью, так как никто за учебники не брался из-за культпохода. Жалкое зрелище мы из себя представляли. Саша Осадчий, Женя Стешин, Коля Тезиков и я получили "двойки"".
Анна Павловна применяла и такой метод: спрашивает учащегося, ставит ему "пять". На другой день опять вызывает к доске, а он не готовил урок, потому что она вчера его спрашивала. Ставит "двойку":
- Успокоились, что вас не спросят сегодня? Вы учитесь не для меня, а для себя. Материал надо знать к каждому уроку.
И.Ф. Никифоров - участник войны, грудь в орденах и медалях, пошел жаловаться директору на нее, что, мол, здорово жмет на них, "аж тошно становится". Когда об этом узнала Анна Павловна, то сказала Ивану Федоровичу:
- А я думала, что вы взрослый человек... Извините.
Н.К. Бородин - тоже участник войны заснул у Акуловой на уроке. Она подошла к нему и громко скомандовала:
- Встать! Немедленно умыться!
А.П. Акулова с учащимися решала очень много задач. Она считала, что только многократное повторение задач прививает навык решения, привычку анализировать каждую задачку, даже простую, умение находить наиболее рациональные приемы решения, проявлять инициативу и самостоятельность. "Решать, решать и еще раз решать!"- таков был ее лозунг.
Урок она заканчивала точно по звонку.
Один выпускник вспоминал:
- Когда я сдавал после техникума вступительные экзамены в политехнический институт, меня спросили экзаменаторы: "Вы, случайно, учились не у Анны Павловны Акуловой?" "Да", - отвечаю. "Это сразу видно". И поставили мне "пять".
В письмах выпускники часто выражают благодарность А.П. Акуловой. В.А. Николаев писал: "Передайте большое спасибо преподавателям, особенно Анне Павловне Акуловой, за те знания, которые я получил от них в техникуме".
"Она не терпела лентяев, была непримирима к недостаткам, - писал выпускник Б.С. Иванов. - Анна Павловна любила и отдыхать. Ходила в театр, кино, на Волгу. После посещений нами театра или кино она больше нас спрашивала, была более требовательной, чем в обычные дни... Анна Павловна не ослабляла ни на один день свой контроль и требовательность".
Она любила спорт, но в качестве болельщика. Стадион "Динамо" был рядом с ее домом, и она старалась не пропускать спортивные мероприятия. Кроме этого, Анна Павловна любила астрономию, научную фантастику, увлекалась рассказами о моряках и летчиках. С ребятами она охотно делилась своими впечатлениями от прочитанного, иногда принимала активное участие в спорах на различные темы. Прочитала книгу В. Попова "Сталь и шлак" и решила, что ее должны прочесть все литейщики ее группы. Прочитали, потом решили провести по этой книге конференцию. Распределили между учащимися все персонажи книги. Юра Гагарин выбрал себе инженера Крайнева. Обсуждение книги и ее героев прошло интересно.
А.П. Акулова не нянчилась с ребятами. А.Г. Шикин вспоминает; "Анна Павловна редко бывала в общежитии, а когда появлялась, то от нас только пух летел, как из рваной подушки. Она переворачивала в комнате все вверх дном и молча уходила. Мы боялись ее очередного появления и старались комнату содержать в порядке".
Юра Гагарин был всегда в поле ее зрения. Постоянно готов отвечать урок, активно участвовал в предметных кружках, Анна Павловна даже сдерживала его от чрезмерной активности, а Юра говорил: "Я успею".
Однажды Анна Павловна заболела и ее положили в больницу. Ее навещали родственники и сотрудники техникума. "В одно из воскресений заходит медсестра и говорит мне: "Я провела ваших учащихся в актовый зал. Они ждут вас", - вспоминала Акулова. - Когда я зашла туда, у меня появились слезы.' Какие они были скромные, шинели вычищены, видны из-под кителей белые рубашки. С улыбками рассказывали, как они живут. Потом Юра Гагарин сказал ребятам, что Анна Павловна больна, а мы сидим уже 30 минут. Пожелали мне выздоровления. На душе у меня стало светло". Рассказывая мне об этой ветре че с ребятами, Акулова поведала еще об очень важном разговоре с директором техникума А.М. Ковалем.
- Когда я заболела туберкулезом, то очень расстроилась, впала в панику, что все кончено. Прихожу к директору и говорю ему, что я уже не преподаватель, что с такой болезнью я не могу работать с учащимися и подаю заявление об уходе. Александр Максимович спокойно выслушал меня и сказал: "Анна Павловна, вы сядьте, успокойтесь. Давайте подумаем, как правильно поступить. Ну, допустим, я подпишу ваше заявление. А потом что? Вы останетесь наедине с собой, с вашей болезнью. Будете все время думать о ней, прислушиваться, где колет, где болит. Вы ускорите свою болезнь. Она будет прогрессировать. Ваше настроение передастся семье. Вы о них подумали?
Вы заболели у нас, вы ведь пришли здоровым человеком. Заболели на работе. И мы обязаны о вас позаботиться, принять все возможные меры, чтобы вылечить вас. Туберкулез не так страшен, как вы себе представляете, тем более, что он не в открытой форме. Полечитесь в больнице, потом отправим вас в санаторий, и все будет хорошо. На работе вы будете отвлекаться от болезни, вы будете жить. Возьмите заявление обратно".
Я ушла от Коваля, вдохновленная его поддержкой. Я будто вновь родилась на свет. Вскоре меня поместили в больницу.
Анна Павловна выздоровела, потом продолжила преподавательскую работу до выхода на пенсию и прожила до 79 лет.
В то время, когда учился Юра Гагарин, в техникуме был заведен такой порядок: классные руководители общеобразовательных дисциплин вели группы первых два года, а затем передавали свои группы преподавателям специальных дисциплин.
Когда это предложили А.П. Акуловой, она отказалась и сказала, что группу ни за что не отдаст. Ребята с тревогой ждали решения администрации. Очень обрадовались, что Анну Павловну оставили им как классного руководителя.
- Ну куда же я вас дену? На кого оставлю?! - говорила она со слезами на глазах.
После полета Ю.А. Гагарина в космос Анна Павловна часто выступала перед учащимися, перед экскурсантами музея, давала интервью, писала статьи. Я всегда приглашал ее на торжественные вечера, просил выступить. Улыбаясь, она говорила мне:
- Вы лучше меня знаете, вот и рассказывайте.
- Вы - живой свидетель! Вам больше веры, - парировал я.
Она, конечно, приходила, выступала, рассказывала, каким парнем был Юра Гагарин. Обычно отмечала его жизнерадостность, добросовестность, трудолюбие, целеустремленность и аккуратность. Запомнилась мне одна деталь, о которой Анна Павловна всегда говорила: "Юра всегда был опрятен, воротник рубашки всегда был чистый". И еще: "Он был простой парень". Заканчивала рассказ фразой: "Улыбайтесь, как Гагарин, и у вас будет все хорошо!"
После полета Гагарина в космос она встречалась с Юрием Алексеевичем дважды: когда ездила приглашать его на 20-летие техникума и когда он приезжал на юбилей. Но об этом потом. Ей дважды пришлось встречаться с его матерью - Анной Тимофеевной Гагариной.
назад в начало вперед