Прошло 20 дней почти ежедневных полетов. Д.П. Мартьянов убедился, что курсант Гагарин готов к самостоятельному полету, но его должен проверить командир звена С.И. Сафронов, Герой Советского Союза. Я часто приглашал Сергея Ивановича на встречу с нашими ребятами. Он говорил примерно так:
- Не все у Гагарина получалось блестяще. Особенно посадка. Над ней пришлось основательно поработать. Но в общем-то сходились все на одном мнении, что курсант Гагарин хорошо осваивает самолет. И когда стали решать, кого пустить в первый самостоятельный полет, то решили, что это будет Юрий Гагарин. И не ошиблись.
Когда Юра совершал этот полет, на аэродроме появились корреспонденты областной газеты "Молодой сталинец" Е. Иванов и Е. Соколов. Они готовили репортаж к праздничному номеру газеты, посвященному Дню Военно-Воздушного Флота СССР. Они засняли Гагарина, сидящего в кабине самолета с поднятой рукой (просил разрешения на взлет), 3 июля 1955 года вышла газета с репортажем "День на аэродроме", где помещена фотография Юрия Гагарина и заметка о его первом самостоятельном полете. Любопытный заголовок на всю полосу газеты: "Летать выше, дальше, быстрее!" Как будто написано специально для Ю.А. Гагарина. Первый самостоятельный полет! А что дальше? "Летать выше, дальше, быстрее!"
Начальник радиостанции С.И. Головачев к вечеру выпустил газету "Старт", в которой поместил заметку- впечатления Юрия Гагарина о первом самостоятельном полете. Он писал: "Трудно описать радость, которая охватила меня при выполнении первого самостоятельного полета. Я очень волновался, когда со мной полетел проверяющий, начальник летной части К.Ф.Пучик. Я думал, что он будет вмешиваться в управление самолетом, но он молчал; и я все делал, как меня учил инструктор.
И вот меня спрашивает проверяющий: "Полетите самостоятельно?" Я ответил уверенно: "Полечу!" Взлетел, и не верится, что в самолете я один. Радости моей не было границ, весь полет делал так, как приказал проверяющий.
Мечта моего детства и юности сбылась. Я сделал первый самостоятельный полет".
Мечта стать летчиком обретала реальные черты. А как же быть с назначением на работу?
Гагарин идет к С.И. Родионову с надеждой получить свободный диплом и поступить учиться в какое-нибудь военное летное училище.
- Тебя куда направили работать? - спросил директор.
- В Томск.
- Вот туда и езжай!
- Сергей Иванович, - перебил его Гагарин, - поймите, я хочу летать!
- Нет, дорогой, отработай три положенных года как молодой специалист, а тогда поступай, куда хочешь.
Гагарин знал характер директора - просить бесполезно.
Родионова можно было понять: он отвечал перед министерством за каждого выпускника, не прибывшего на место назначения. Тогда с этим было строго.
И Гагарин пошел в Октябрьский райвоенкомат, попросил, чтобы его по окончании аэроклуба призвали в армию и направили учиться в военно-летное училище. Военкомат удовлетворил его просьбу. Все стало на свои места. С.И. Родионов на папке "Личного дела" Ю.А. Гагарина написал: "Призван в ряды Советской Армии".
Юра упорно шел к своей цели.
Занятия и полеты в аэроклубе продолжались. Курсанты должны были самостоятельно поднять самолет в воздух не менее 80 раз.
Были у курсантов и выходные дни. Юра Гагарин и его новые друзья Миша Соколов и Виктор Калашников приезжали в город, посещали излюбленные места, особенно сад "Липки" и набережную Волги, купались, много фотографировались. Юра иногда оставался ночевать у Михаила или Виктора, так как общежитие техникума было на ремонте, а потом заселили его абитуриентами нового набора. Кстати, надо заметить, что Юра Гагарин так и не выписался из общежития, о чем свидетельствует "Домовая книга" общежития № 1 Саратовского индустриального техникума, которая ныне экспонируется в областном музее краеведения.
После короткого отдыха - снова полеты, полеты... Случались и большие перерывы. В 1955 году были частые дожди, которые мешали программным полетам курсантов.
В летнем лагере в Дубках была своя библиотека; книги, журналы, свежие газеты. Курсанты, в том числе и Юра Гагарин, часто и много пользовались ею.
4 августа 1955 года саратовская газета "Коммунист" опубликовала небольшую заметку "Планы создания искусственного спутника Земли": "Нью-Йорк, 2 августа (ТАСС). В американской печати появились сообщения о планах запуска в верхние слои земной атмосферы сверхвысотных летательных снарядов для научных наблюдений. Печать называет их "искусственными спутниками Земли".
Наша печать ничего не сообщала о планах Советского Союза в области завоевания космического пространства, хотя уже начали строить космодром Байконур летом 1955 года.
Кандидат технических наук, председатель научно-технического комитета по радиоуправлению секции астронавтики при Центральном аэроклубе СССР имени В.П. Чкалова Ю.С. Хлебневич в статье "Дорога в космос" изложил трудности освоения и пути завоевания космоса.
В 1955 году в Советском Союзе вышла книга М. Васильева "Путешествие в космос". В предисловии автор писал: "Завоевание мирового пространства, посещение других планет - одна из самых пленительных научно-технических проблем, волнующих сегодня человечество. Из неясной мечты она стала ныне очередной конкретной задачей науки и техники. Уже не писатели-фантасты выдумывают подробности космических рейсов, а ученые и инженеры, склоняясь над чертежами и проектами, обсуждают различные варианты межпланетных кораблей. Уже металлурги испытывают тот металл, которому суждено посетить чужие планеты; уже токари и шлифовщики обрабатывают детали ракет, которым придется работать в условиях космического пространства; уже окончили среднюю школу первые пилоты и штурманы первых космических кораблей.
Свершение вековой мечты человечества близко".
Наступила осень. К этому времени Гагарин сделал 81 самостоятельный полет, а всего - 196. Налетал 42 часа 23 минуты. Государственная комиссия выставила Ю.А. Гагарину по всем предметам и практическим полетам одни "пятерки".
"После экзаменов все мы, - писал Ю.А. Гагарин, - летавшие на "шестерке желтой", подошли к машине. Хотелось еще раз, на прощание, дотронуться до ее крыльев, посидеть в кабине, взглянуть на приборы. Кто знает, на каких самолетах доведется еще летать?"
27 сентября аэроклуб официально закончил занятия с курсантами набора, среди которых был и Гагарин, и присвоил им всем звание летчика.
Октябрьский райвоенкомат сделал запрос в 1-е Чкаловское авиационное училище имени К.Е. Ворошилова на нескольких выпускников Саратовского аэроклуба, в том числе и на Юрия Алексеевича Гагарина. Вызов пришлось долго ждать. Там тоже шли затяжные дожди, и очередной выпуск задерживался.
Наконец, 17 октября, пришел вызов.
На вокзал провожать Гагарина и его друзей по аэроклубу пришли все наставники, которые их учили летному делу. "Грустно было расставаться с милым Саратовом, красавицей Волгой, с прежней мечтой стать инженером-литейщиком..." - писал Ю.А. Гагарин.
Прощаясь, Дмитрий Павлович Мартьянов с грустью сказал Гагарину:
- Завидую тебе. Хочется полетать по-настоящему! Но, видно не придется... Читал, каких скоростей достигают?! Около трех тысяч километров в час! Тебе придется летать на таких.
В Оренбургское военно-летное училище, учитывая отличные оценки техникума и аэроклуба и характеристики, Юрий Гагарин был зачислен без вступительных экзаменов.
До космического полета осталось рукой подать: окончить училище, послужить в морской авиации на Севере...
"Хотя я и не стал техником-литейщиком, могу сказать с уверенностью, что знания, полученные во время учения, и профессиональные навыки мне пригодились в жизни", - говорил Ю.А. Гагарин на встрече с индустриками в январе 1965 года.
Когда-то, убеждая Юру Гагарина стать литейщиком, столичный директор училища ссылался на памятник Пушкину в Москве, отлитый литейщиками. Теперь парням, выбирающим себе профессию, говорят: "Иди в литейщики! Очень древняя и нужная профессия... А ты знаешь, что первый космонавт мира Юрий Алексеевич Гагарин был литейщиком?"
назад в начало вперед