реактивной авиации. Наряду с самолетами в ней приводятся
также реактивные двигатели и вертолеты, использующие принцип
реактивного движения. Книга может служить справочником
по реактивной авиации зарубежных стран. Рекомендуется
для широкого круга авиационных работников.
Редакция литературы по военным вопросам
Начальник И. Г. ФРОЛОВ
Предлагаемая вниманию читателей книга «Реактивные самолеты мира», авторами которой являются В. Грин и Р. Кросс, издана в Лондоне в 1955 г.
В книге дан исторический обзор развития авиационной реактивной техники почти за 16 лет, показано развитие реактивных двигателей (газотурбинных, ракетных, пульсирующих воздушно-реактивных и прямоточных воздушно-реактивных) и летательных аппаратов (самолетов и вертолетов) с этими двигателями.
Книга состоит из трех разделов.
В первом разделе авторы кратко излагают принципы работы реактивных двигателей, историю их развития, упоминают отдельные самолеты, на которых эти двигатели проходили испытания. Подобные самолеты названы летающими лабораториями; их перечень приведен в табл. 2 в конце книги. К этому же разделу относится табл. 1, в которой даны основные характеристики реактивных двигателей, созданных различными фирмами. Излагая историю развития реактивных двигателей, авторы уделяют главное внимание развитию двигателей в Англии и Германии. Подробно освещены работы над реактивными двигателями в США.
Об истории развития реактивных двигателей в Советском Союзе — в стране, которая является родиной создания такого типа двигателей, авторы умалчивают, ссылаясь на отсутствие сведений и необходимых материалов, хотя общеизвестен огромный вклад советских ученых — К. Э. Циолковского, Н. Е. Жуковского, Б. С. Стечкина, В. В. Уварова и целого ряда других — в теорию реактивных двигателей и выдающиеся практические достижения в этой области. Ракеты К. И. Константинова на твердом топливе успешно применялись еще в XIX в. Ряд оригинальных конструкций ракет, работающих на жидком топливе, был разработан К. Э. Циолковским.
В дальнейшем идеи К. Э. Циолковского воплотились в оригинальных конструкциях жидкостных реактивных двигателей, созданных такими советскими инженерами и конструкторами, как Ф. А. Цандер, В. П. Глушко, А. М. Исаев, М. К. Тихонравов, Л. G. Душкин и др.
Обладателями первых патентов на воздушно-реактивные двигатели в середине XIX в. были И. И. Третеский, Н. М. Соковнин, Ф. Гешвенд, Н. Телешов и др. В 1911 году инженер А. Горохов разработал проект мотокомпрессорного воздушно-реактивного двигателя.
Авиационные турбовинтовые двигатели в России разрабатывались М. Н. Никольским (1914 г.), В. И. Безеровым (1923 г.), В. В. Уваровым (1936 г.) и многими другими.
Осуществление проектов в дореволюционный период по целому ряду причин происходило медленно, и только Великая Октябрьская социалистическая революция открыла широкие возможности как в области развертывания теоретических исканий, так и в области реализации творческих замыслов.
Освоение в Советском Союзе новейших конструкций турбореактивных и турбовинтовых двигателей, которые устанавливаются на пассажирские самолеты ТУ-104, ТУ-104А, ТУ-110, «Украина», «Москва» и др. свидетельствует об огромных успехах, достигнутых в нашей стране в деле создания новых мощных двигателей. Это отмечают и сами авторы, говоря, что «внешний вид и летнотехнические данные современных советских самолетов дают основание предположить, что советские двигатели могут быть сравнимы по величине тяги с двигателями, производимыми на Западе».
Второй раздел книги посвящен применению реактивных двигателей на вертолетах. Указаны известные способы использования двигателей для привода несущих винтов вертолетов. Приведены краткая история развития и основные данные вертолетов с реактивными двигателями, отмечены особенности конструкций, созданных в той или иной стране мира. Более полно освещены работы над проектами средних и тяжелых вертолетов в Англии и США. Подобных сведений о Советском Союзе авторы не приводят. В этом же разделе помещены иллюстрации отдельных реактивных вертолетов.
В третьем, основном, разделе книги изложены сведения по реактивным самолетам мира. Хронологический порядок изложения даст возможность читателям проследить, как развивалась реактивная авиация в различных странах мира, кроме Советского Союза. Указанные в книге даты разработки советских реактивных самолетов нельзя считать даже ориентировочными, так как авторы (как они указывают сами) судят о них по участию таких самолетов в воздушных парадах в дни 1 мая и 7 ноября, а также в День воздушного флота. Кроме того, не все типы советских самолетов с новыми двигателями упомянуты в книге, о чем также говорят авторы.
Приведенные в этом разделе данные по советским реактивным самолетам, на которых «использовались» трофейные двигатели, не могут характеризовать уровень развития реактивной авиации в Советском Союзе в период 1945—1946 гг., так как, очевидно, «использование» трофейных реактивных двигателей производилось не столько в интересах эксплуатации, сколько в интересах их качественной оценки и изучения.
Указание авторов на то, что «приведенные в книге данные относительно некоторых английских боевых самолетов и реактивных двигателей, о которых не было публикаций, не могут считаться официальными», ибо они, по словам авторов, получены путем приближенного вычисления, оправдывает отдельные неточности в характеристиках самолетов, но необходимо отметить, его данные относительно скорости, потолка и дальности реактивных самолетов в отдельных случаях завышены.
Сведения по реактивным самолетам Советского Союза часто не точны, даже в определении конструкторов самолетов, а характеристики самолетов занижены.
Авторы в своем «Введении» к предлагаемой читателям книге сведения о реактивных самолетах называют описанием, но, к сожалению, с этим нельзя целиком согласиться. Книга представляет собой исторический обзор развития реактивной авиационной техники.
Несмотря на отмеченные недостатки, книга в целом содержит много фактических данных по реактивным двигателям, вертолетам и самолетам. Она может быть полезной как справочник по реактивной технике для широкого круга авиационных работников, а также инженеров и техников других специальностей.