Подписан «эпохальный акт»
Соглашение направлено на укрепление взаимодействия между РКА и ГК «Росвооружение» с целью более полного использования научно-технического и производственного потенциала предприятий и организаций ракетно-космической отрасли России в интересах повышения эффективности сотрудничества с иностранными государствами в области поставок и услуг по ракетно-космической технике и технологиям военного назначения и двойного применения.
Соглашение позволит обеим организациям системно и на более высоком уровне проводить маркетинговые исследования с учетом федеральной космической программы и международных обязательств России.
Премьер-министр РФ съездил в Казахстан… Е.Девятьяров. «Новости космонавтики» В ходе визита Евгения Примакова в Алма-Ату 23 декабря 1998 г. председателем российского правительства и президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым было подписано «Дополнение к Протоколу о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Республикой Казахстан и Российской Федерацией», которое ограничивало ввоз российского продовольствия в соседнюю республику. Последствием непродуманного подписания документа стало то, что уже к 1 февраля положение войсковых частей космодрома Байконур достигло критической точки. Запасов продуктов питания на тот момент оставалось всего на три дня. А между тем, на границе двух стран задержанными находились два войсковых вагона с продуктами питания. И только благодаря совместным усилиям сразу нескольких ведомств (Госдумы, Минторга, ГТК, РКА, МИДа) ситуацию удалось все-таки переломить к 4 февраля. Депутат Госдумы Евгений Собакин, к чьему округу относится и Байконур, так охарактеризовал этот инцидент: «Правительство, провозглашая поддержку космонавтики, по сути дела бросило на произвол судьбы один из важнейших объектов космической инфраструктуры». |
Укрепление взаимодействия между РКА и «Росвооружением» будет также способствовать формированию более привлекательных для иностранных инвесторов проектов в области космических технологий, что даст возможность увеличить загрузку предприятий ракетно-космической отрасли России. Кроме того, соглашение между «Росвооружением» и РКА позволяет использовать военную технику в мирных целях и открывает доступ военному ведомству на мировой рынок космических услуг.
Спасут ли курильщики отечественную космонавтику? Е.Девятьяров. «Новости космонавтики» 29 января в Постановлении Государственной Думы «О принятии в третьем чтении Федерального закона ´О федеральном бюджете на 1999 год´» депутаты, помимо прочего, поручили Правительству РФ рассмотреть возможность существенного увеличения ставок акцизов на табачные изделия со второго квартала 1999 г. (с изменением распределения поступлений дополнительных доходов от реализации указанных изделий по уровням бюджетной системы). Депутаты предлагают использовать полученные таким образом дополнительные доходы госбюджета целенаправленно и первостепенно на финансирование государственного оборонного заказа в части закупок военной техники и вооружений и на космическую деятельность. В основе этого предложения Правительству лежит инициатива депутата от фракции «Яблоко» заместителя председателя Госдумы Михаила Юрьева. Этот депутат в последнее время глубоко проникся проблемами отечественной космической отрасли и стал активно помогать Российскому космическому агентству в его начинаниях. В НК №1 за этот год уже сообщалось о том, что, по мнению депутата, могло бы дать увеличение стоимости табачных акцизов. Однако, по другим сведениям, полученным корреспондентом в Комитете по конверсии и наукоемким технологиям, экономическая эффективность таких действий сильно преувеличена. В результате проведенных расчетов было показано, что желаемый успех мог бы быть получен только при десятикратном повышении стоимости сигарет… |
По словам Юрия Коптева, соглашение устанавливает «правила игры» между двумя организациями в области коммерческого использования космических технологий двойного назначения. Его реализация позволит не только увеличить доходы России на мировом рынке космических услуг, но и будет способствовать созданию перспективной ракетно-космической техники.
Общий объем мировой космической деятельности составляет около 80 млрд $ в год. Из этой суммы 30–35 млрд $ приходятся на программы в области военного космоса. Емкость рынка только по пусковым услугам в 1998 г. составила 2 млрд $, а с учетом стоимости выводимых спутников – 30 млрд $, отметил Юрий Коптев. США в прошлом году заработали на этом рынке 50 млрд $, в то время как доходы России составили всего 800 млн $. Россия способна увеличить свое присутствие на мировом рынке космических услуг, и подписанное сегодня соглашение создает все возможности для выполнения этой задачи, заявил Юрий Коптев.
Приоритетным является то, что соглашение позволит продвинуть российские космические технологии на международные рынки. «Наш научно-технический и производственный потенциал далеко еще себя не исчерпал. Совместная скоординированная работа двух ведомств, обеспечивающих продвижение российских технологий на внешние рынки, будет существенным подспорьем в реализации крупных международных проектов, поможет российской промышленности, участвующей в космической деятельности», – сказал Ю.Коптев.
Между тем, заместитель главнокомандующего РВСН генерал-лейтенант Валерий Гринь считает, что соглашение обеспечит дополнительные средства для реформирования российских вооруженных сил, решения социальных проблем армии, поддержание космической инфраструктуры. «Это эпохальное событие в истории развития российского космоса, которое сулит большие перспективы. Скоординированная работа двух ведомств обеспечит дальнейшее развитие специальных и двойных космических технологий, что непременно будет способствовать повышению обороноспособности страны», – подчеркнул В.Гринь.
В рамках соглашения «Росвооружение» собирается сотрудничать с Министерством обороны, используя принадлежащую ему наземную инфраструктуру, включая космодромы, для выведения космических объектов зарубежных стран. Как считает Валерий Гринь, РВСН может принять участие в этих работах в качестве партнера или на договорной основе, что позволит ракетным войскам заработать внебюджетные средства для поддержки военно-космической отрасли.
По материалам пресс-службы компании «Росвооружение» и ИТАР-ТАСС
СОВЕЩАНИЯ. КОНФЕРЕНЦИИ. ВЫСТАВКИ |
XXVI Гагаринские чтения
День открытия чтений стал большим праздником для жителей города. По традиции торжества начались на границе Смоленской области, где рано утром 9 марта руководство области и города Гагарина хлебом-солью встречали многочисленную делегацию российских космонавтов, представителей ЦПК им. Ю.А. Гагарина. Затем кортеж автомобилей проследовал на городское кладбище, где были возложены цветы к местам захоронения родителей Ю.А. Гагарина – Анны Тимофеевны и Алексея Ивановича – и его брата Бориса.
После этого состоялся митинг на центральной площади города, закончившийся возложением цветов к памятнику первопроходца Вселенной. Затем многочисленные гости разъехались на встречи с жителями Гагарина в трудовые коллективы, учебные заведения, воинские части. Проходящие в настоящее время общекосмическую подготовку кандидаты в космонавты в полном составе отправились к месту рождения Юрия Алексеевича – в деревню Клушино. Там состоялась их встреча с жителями и концерт детской художественной самодеятельности. Гости осмотрели историческую землянку, в которой семья Гагариных пережила фашистскую оккупацию, и испили воды из гагаринского колодца. К открытию чтений были приурочены спортивные мероприятия – первенство области по плаванию и финал чемпионата России по самбо.
В 15.00 в переполненном зале центрального кинотеатра «Комсомолец» состоялось торжественное открытие Гагаринских чтений. Председатель оргкомитета летчик-космонавт СССР А.А.Леонов пригласил на сцену космонавтов, которые являются славой и гордостью отечественной пилотируемой космонавтики, олицетворяют ее сегодняшний день и нашу надежду на будущее. Перечисление их имен достойно внимания: П.Р.Попович, В.В.Горбатко, В.И.Севастьянов, Г.В.Сарафанов, В.А.Ляхов, А.Н.Березовой, А.С.Викторенко, В.В.Циблиев, В.Г.Корзун, А.И.Лазуткин. В президиуме были известные ученые и конструкторы космической техники – Б.Е.Черток, Б.В.Раушенбах, С.П.Капица, Г.М.Сухов, а также родственники Ю.А.Гагарина, представители общественности города и области.
После открытия начались выступления. С особым чувством собравшиеся слушали тех, кто хорошо знал и помнил Гагарина. И вот что интересно: практически все, кто был знаком с Юрием Алексеевичем, не сговариваясь были единодушны в общем мнении. Будь Гагарин жив, отечественная пилотируемая космонавтика пошла бы несколько иным путем. Обладая огромным авторитетом, ясным и аналитическим умом, гражданским мужеством и будучи великим патриотом, он безусловно сумел бы задать свой положительный вектор в развитии космонавтики.
Завершился этот замечательный вечер изумительным праздничным концертом русского народного ансамбля имени В.П.Дубровского из Смоленской области.
А 10–11 марта проходили собственно Гагаринские чтения. Спектр обсуждаемых проблем был весьма широк – от научных сообщений по осмыслению истории отечественной космонавтики до проблем привлечения в космонавтику молодежи как необходимого условия дальнейшего развития космических исследований. Подтверждением сказанному может служить перечисление рабочих секций, на которых обсуждались данные проблемы: «История ракетно-космической техники и пилотируемой космонавтики»; «Профессия – космонавт»; «Космонавтика и общество»; «Музеи космонавтики: опыт, проблемы, перспективы»; «Космонавтика и молодежь». Среди докладов были сообщения от таких организаций, как РГНИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина, РКК «Энергия» им. С.П.Королева, ГКНПЦ им. М.В.Хруничева, ЦСКБ (г. Самара) и других известных коллективов. Наряду с ними в чтениях активное участие приняли и сотрудники музеев космонавтики, и учащиеся школ и гимназий, и просто энтузиасты космонавтики.
Очередные Гагаринские чтения завершились. По их итогам оргкомитетом будет выпущен сборник материалов тиражом в 500 экземпляров. Согласитесь, что тираж неимоверно мал для такой космической державы, как Россия, и такого уникального космического симпозиума. Ведь только при условии массового распространения в обществе научных и популярных знаний о космонавтике возможно ее благополучное развитие.
К двухсотлетию со дня рождения А.С.Пушкина
С воспоминания об этом высказывании итальянского мыслителя началась наша беседа с космонавтом Виктором Горбатко, дважды Героем Советского Союза, генерал-майором авиации. Он трижды летал в космос.
Наша Земля – это космический корабль, стремительно несущийся в межпланетном пространстве. А каждый из землян – носитель своего «микрокосмоса». И у каждого русского человека есть особый уголок в «микросфере» души. Для нас это творчество Александра Сергеевича Пушкина, его стихи и проза.
Особенно актуально вспомнить об этом сегодня, в канун двухсотлетия со дня рождения поэта. Этой знаменательной дате посвящена одна из крупных акций – Международная творческая экспедиция (см. НК №3, 1999, стр.8). Она будет проходить на комфортабельном научно-исследовательском судне со спутниковой связью. Маршрут экспедиции: Новороссийск – Варна – Пирей – Александрия – Измир – Новороссийск.
«На борту судна будет представлена выставка произведений А.С.Пушкина, изданных в то или иное время в разных странах, – рассказывает руководитель экспедиции летчик-космонавт Виктор Горбатко. – Среди них – и только что вышедшее в издательстве «Воскресенье» полное академическое собрание его сочинений. Особо хочу отметить, что во время стоянки в порту города Александрии в Каире намечается провести научную конференцию. Кроме того, для участников будет предложена специальная программа обучения, куда войдут занятия по экономике, маркетингу, этике делового общения. Предусмотрены встречи с бизнесменами других стран в каждом порту пребывания судна, пресс-конференции.»
Эта экспедиция не первая. В 1994 г. на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» прошла аналогичная экспедиция «Космос–землянам-94», которая ставила целью подробнее ознакомить жителей зарубежья с достижениями аэрокосмического комплекса России, новыми возможностями, открывающимися у предприятий оборонной сферы в ходе конверсии. Все это было весьма актуально в связи с объявлением ООН 1994 г. «годом Гагарина».
Нынешняя экспедиция посвящена великому А.С.Пушкину. «Для меня лично это любимый поэт и писатель. Помню, как много раз перечитывал «Капитанскую дочку». И в космос на станцию «Салют-5» я брал с собой томик стихов Пушкина», – подытожил космонавт.
ПРОЕКТЫ. ПЛАНЫ |
Выкатка прототипа носителя
или пепелац без гравицапы не полетит? | Roton |
Известный романист Том Клэнси, член совета директоров компании, сказал собравшимся, что «Roton должен изменить мир, резко уменьшив затраты на запуск спутников, а в конечном счете, и пассажиров на орбиту. Наша цель – сделать космос местом работы людей, местом производства».
«Roton – одноступенчатый аппарат для запуска части из 2000 спутников, которые планируется вывести на орбиту в следующие десять лет. Этот рынок стоит 50 млрд $», – сказал Гэри К. Хадсон, президент и исполнительный директор Rotary Rocket. Последующие варианты аппарата будут использоваться для пассажирских полетов в космос.
Пэтти Грейс Смит (Patti Grace Smith), заместитель администратора FAA, которая отвечает за лицензирование частных КА, поздравила компанию Rotary Rocket с важным событием и пожелала всего наилучшего, отметив, что сегодня вписана новая глава в хронологию космонавтики.
По словам Дэниела Малвилла (Daniel Mulville), главного инженера NASA, агентство приветствует нововведения, привнесенные частными компаниями на рынок пусковых услуг: «Мы поощряем такие усилия. Это не только ваша, но и наша цель, поскольку мы реализуем систему дешевого доступа в космос для коммерческого сектора».
Демонстратор, показанный в Мохаве, построен за семь месяцев при затратах 2.8 млн $ и представляет собой аппарат ATV для летных испытаний в атмосфере (Atmospheric Test Vehicle). Испытания начнутся в конце марта и будут напоминать атмосферные полеты шаттла «Энтерпрайз», проведенные в конце 1970-х годов для отработки посадки системы Space Shuttle.
Несмотря на необычный внешний вид, ATV – фактически двухместный вертолет с реактивным приводом несущего винта. Миниатюрные сопла на перекиси водорода, смонтированные на концах четырех из шести лопастей, позволят ему совершать «подскоки» до высоты 3000 м: пять минут форсированного взлета к «потолку» и затем плавная авторотирующая посадка.
В двух-трех первых испытаниях будут отработаны отрыв от земли и зависание на полуметровой высоте. Через неделю начнутся полеты на высоту 2400 м, которых планируется провести не менее 20 за год. Затраты на каждое испытание составят 60 тыс $, включая стоимость 1360 кг перекиси водорода. По словам Хадсона, у компании достаточно денег на тесты ATV до июля 1999 г.
После полетов ATV компания Rotary Rocket построит два прототипа PTV (Prototype Test Vehicles) для орбитальных летных испытаний, использующие для раскрутки ротора небольшие кислородно-керосиновые ЖРД. Габариты демонстратора ATV и прототипа PTV совпадают: их высота на стоянке – 19.2 м, диаметр основания корпуса – 6.7 м и диаметр ротора – 17.1 м. Масса пустого ATV – 4550 кг, максимальная взлетная масса – 6000 кг.
Отличительной чертой ATV являются сравнительно малый диаметр несущего винта (ротор вертолета Sikorsky S-92, имеющего ту же массу, что и демонстратор). Лопасти винта более тяжелого прототипа PTV будут крупнее. Визуально Roton кажется тяжелее любого вертолета, однако это не так. Как у других ракет, его корпус занят топливными баками. При посадке аппарат примерно в десять раз легче, чем при взлете.
Маршевый ЖРД носителя (планируемые затраты на разработку – 40 млн $) устроен
Доступ в кабину открыт для всех желающих |
К первым полетам «коммерческого» аппарата в начале 2001 г. Rotary Rocket надеется накопить опыт работы с демонстраторами и получить лицензию FAA. Полноразмерный носитель сможет доставить на орбиту высотой 300 км и наклонением 50° спутник массой 3150 кг при затратах на запуск 7 млн $. Во время испытаний с помощью прототипа PTV будут проводиться запуски на орбиту ПГ массой 1000 кг.
Общая стоимость создания системы Roton – 150 млн $. В работе, кроме Rotary Rocket, разрабатывающей двигатели, несущий винт и авионику, принимает участие фирма Scaled Composites (корпус и баки).
При сравнительно малых затратах Roton способен запускать спутники, используемые во всемирной сети Internet, сотовых линиях связи и передачи информации. В будущем он может использоваться для создания космических солнечных электростанций. Нынешние одноразовые ракеты дороги (стоимость доставки грузов от 4000 до 10000 $ за 1 кг); каждая десятая теряет спутники во время аварий. Rotary Rocket сможет запускать грузы меньше чем за 2000 $ за 1 кг. Кроме того, Roton сможет совершить безопасную посадку при большинстве отказов бортового оборудования: экипаж заменит автоматические системы, адекватно реагируя на нештатные условия полета.
Комментируя первый показ прототипа «Ротона», президент фонда «Космическая граница» (Space Frontier Foundation) Рик Н. Тамлинсон (Rick N. Tumlinson) сказал: «Выкатка знаменует начало новой космической эры. В случае успеха космос будет доступен не только астронавтам, но и пассажирам, покупающим билет, причем уже через пару лет, а не десятилетий.»
Видеофильм о выкатке транслировался в реальном времени по Интернет. Подробную информацию о событии и проекте Roton можно найти по адресу: http://rollout.org; www.space-frontier.org; www.rotaryrocket.com
По материалам Rotary Rocket Company и Space Frontier Foundation
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ |
|
Первый экипаж – в октябре?
«Идея состоит в том, что чем раньше вы начнете пилотируемую программу в этом модуле, тем лучше, – говорит заместитель руководителя Управления пилотируемых программ РКА Александр Ботвинко. – Станция начнет существовать с точки зрения ее научной работы.»
Официальные лица утверждают, что Служебный модуль будет готов к отправке на космодром Байконур в начале апреля. После этого потребуется около 4.5 месяцев до ожидаемого в сентябре запуска.
Российско-американский экипаж из трех человек должен был стартовать в январе, но последний вариант состоит в том, чтобы запустить двух человек через несколько недель после старта Служебного модуля. Третий член экипажа будет вскоре доставлен шаттлом.
«Эту идею первыми предложили мы, а теперь американцам она нравится даже больше, чем нам», – говорит руководитель работ по МКС в РКК «Энергия» Леонид Горшков.
Майкл Бейкер, откомандированный в Москву заместитель директора Космического центра имени Джонсона, полагает, что, хотя пока идет обсуждение, октябрьский запуск будет утвержден. Он говорит, что, идея раннего запуска возникла из резервного плана запустить астронавтов в том случае, если Служебный модуль не сможет автоматически состыковаться с остальной частью станции. «Появилась идея... запустить экипаж в этот же срок даже в том случае, если нештатной ситуации не будет... Чем скорее мы сможем иметь экипаж на борту, тем в лучшем положении мы будем, если появятся какие-либо неполадки. Экипаж сможет вмешаться и выполнить ремонт».
Ранний старт может также «охладить» критиков в Конгрессе США, недовольных многочисленными задержками России в этой программе, и породить энтузиазм общественности.
План октябрьского запуска может получить одобрение в начале апреля, когда в Москву приедут для обсуждения программы МКС высшие руководители американской космической программы. «Я думаю, мы сможем найти консенсус и решить эту проблему, – говорит Ботвинко. – Но сначала надо изучить ситуацию».
Сокращенный перевод С.Головкова
зависит от Думы?
С вопросом о перспективе ратификации соглашения мы обратились к члену Комитета по международным делам депутату Виталию Севастьянову.
– Мне сложно ответить на этот вопрос, – сказал В.И.Севастьянов. – Я не знаю, каково будет настроение у депутатов при обсуждении этого вопроса. На данный момент я бы не поставил на положительный результат. Очень много спорных моментов. Какие решения примут фракции? Если дадут право свободного голосования по фракциям и группам – ратификация может быть пройдет, а может быть, нет. Все будут решать буквально единичные голоса. А если будет определяться консолидированная позиция фракций по этому вопросу, то гарантирую, что ратификации не будет. Тем более – с учетом обострения отношений с США. Таким образом, сегодня ситуация не дает однозначного ответа. Я для себя тоже не ответил на вопрос – как проголосовать. И так плохо, и так. Я должен буду искать компромисс.
– Что может последовать, если соглашение по МКС не будет ратифицировано?
– Если соглашение не будет ратифицировано, то, естественно, оно не будет реализовано. Все, что мы уже успели построить за американские деньги, останется там с выплатой части финансовых компенсаций. Произойдет окончательный развод. А это приведет к тому, что мы должны будем свою национальную программу реализовывать. Значит, будем делать новую станцию, «Мир-2».
– А что будет со Служебным модулем, полностью отечественным, в который вложено уже много наших денег?
– А это как раз большой вопрос – отечественный ли? Он будет сделан. Только кому в конечном итоге он будет принадлежать – это для меня вопрос открытый. По документам – он наш. Но только по документам. А по реальной оплате? Это не так! Мы и под него брали деньги. На каких условиях – не знаю. Знаю только, что этот модуль в любой момент может стать ненашим. А нашими, в конечном счете, останутся только голова, решения, технологии, опыт. Но это все оплачено.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ |
Судьба | «Космоса |
4. Ход полета
Вывод на орбиту спутника 11Ф664 подробно был описан в [1]. С помощью разгонного блока 17С40 (официальное название ДМ-5) КА «Космос-2344» был выведен на орбиту с параметрами:
– наклонение – 63.3°;
– минимальная высота над поверхностью Земли – 1516 км;
– максимальная высота над поверхностью Земли – 2749 км;
– период обращения – 130 мин.
Соображения о странности такой орбиты для аппарата видовой оптико-электронной разведки были изложены М.Тарасенко в [1]. Орбита была «во много раз выше, чем у прежних КА оптико-электронной разведки, которые работали на орбитах высотой 220–240 на 260–280 км». Однако американские аналоги «Космоса-2344» – Crystal и IKON (KH-11 и КН-12) с диаметром главного зеркала в 2.5 раза больше, чем у 11Ф664, имеют высоту апогея около 1000 км, хотя и опускаются в перигее до 270–300 км.
Наклонение орбиты «Космоса-2344» (63.4°) обеспечивало поддержание апогея и перигея орбиты все время над одной и той же широтой. Ранее такое наклонение применялось для КА системы предупреждения о ракетном нападении, работающих на высокоэллиптических орбитах и также выпускаемых в НПО им. С.А.Лавочкина.
Судя по баллистическим расчетам, выведение КА 11Ф664 проводилось в три этапа. Сначала три ступени РН «Протон-К» доставили связку «РБ + КА» на опорную орбиту. На этой орбите Космическое командование США зарегистрировало один объект, присвоив ему номер 24828. По сути дела там должны были быть два объекта: третья ступень РН и средний переходник РБ. Космическое командование обнаружило, по-видимому, только третью ступень. Орбита ее была очень низкая сравнительно с другими пусками «Протонов». Видимо, масса связки «РБ + КА» в данном случае была больше, чем обычно. В связи с этим Космическое командование перестало отслеживать ступень уже утром 7 июня 1997 г.
Затем разгонный блок ДМ-5 провел двухимпульсный маневр, переведя КА на рабочую орбиту. На переходной орбите остались два двигателя Системы обеспечения запуска (СОЗ), отделяемые сразу после второго запуска маршевого двигателя блока ДМ (номера 24830 и 24832).
Наконец, на целевой орбите было зафиксировано три объекта. Прежде всего – это сам спутник «Космос-2344» (номер 24827), разгонный блок ДМ-5 (номер 24829) и некий объект, получивший номер 24833. Причем спутник по своей площади радиолокационного сечения (ЭПР), полученной Группой орбитальной информации Центра Годдарда, был больше аналогичной величины разгонного блока (36.38 м2 против 23.56 м2 соответственно). Судя по всему, это было вызвано тем, что на КА уже были раскрыты панели солнечных батарей. Третий же объект на целевой орбите был идентифицирован Центром Годдарда как элемент разгонного блока (ЭПР – 2.41 м2). По видимому, это был какой-то переходник между КА и РБ.
Однако с выведением «Космоса-2344» связана еще одна неясность. На круговую орбиту высотой от 500 до 12000 км с наклонением 63.4° «Протон-К» с полностью заправленным блоком серии ДМ может вывести только 4907 кг. [2] Вес же спутника 11Ф664, если считать его полностью идентичным «Ломоносову», составляет 5880 кг.
Объекты, связанные с запуском «Космоса-2344»
|
Однако, если запустить блок ДМ с неполной заправкой, то вес аппарата на орбите может быть и больше, чем 4907 кг. Видимо, в случае с «Космосом-2344» был именно такой случай.
После выведения на спутнике несколько дней, видимо, проводилось тестирование его систем. Первый крупный маневр аппарат выполнил 18 июня. В перигее был выдан импульс порядка 6.5 м/с, из-за чего высота апогея уменьшилась с 2747 км до 2712 км при почти неизменной высоте перигея. Затем 27 июня опять же в перигее был выдан импульс на разгон (порядка 3.5 м/с), вследствии чего высота апогея выросла до 2732 км.
Между двумя этими маневрами на орбите спутника появился новый достаточно крупный объект (ЭПР – 1.9697 м2). Он получил номер 24843. Расчеты по двухстрочным элементам дают наибольшее сближение между спутником и новым объектом 22 июня в 16:16 UTC (в [1] было ошибочно указано, что этот объект отделился 18 июня). Видимо, в это время объект и отделился от спутника. (Все объекты, связанные с запуском «Космоса-2344», сведены в таблицу.)
Можно лишь гадать, что это могло быть такое. Это не мог быть какой-нибудь экран двигательной установки, так как уже была выполнена первая крупная коррекция. Это не могло быть столкновение аппарата с каким-нибудь телом, приведшем к отрыву крупного элемента спутника (например, панели солнечной батареи), так как потом «Космос-2344» нормально маневрировал. Скорее всего, это был какой-то крупный кожух, например крышка телескопа. Хотя крышка должна была открываться по командам с Земли. В общем, что отделилось от спутника 22 июня, так и осталось не ясным. Теперь об этом можно будет узнать лишь многие годы спустя, когда спутник 11Ф664 рассекретят до конца. Если, конечно, тогда еще будет кто-то помнить об этом эпизоде его полета.
ü Отмена пуска РБ «Бриз М» в декабре 1998 г. произошла из-за неготовности на предприятиях-поставщиках гиростабилизированной платформы и системы управления блока. 17 февраля в Центре Хруничева наконец начались комплексные испытания первого летного блока «Бриз М». Его пуск с КА «Грань» планируется на 27-28 апреля 1999 г. Для этого блок должен быть отправлен на космодром Байконур самолетом не позднее 26 марта. В настоящее время Центр Хруничева заказывает разгонные блоки в РКК «Энергия». При этом «Энергия», как монополист по изготовлению РБ, диктует невероятные условия, прежде всего по стоимости работ, включая баснословные накладные расходы. — Ю.Ж. ü С 8 по 12 февраля Центр Хруничева передал ISRO (Индия) разгонный блок 12КРБ №2л. Его отправка в Индию состоится позже в этом же году. В 1998 г. в Индию из Центра уже были отправлены РБ 12КРБ №1л и макет для отработки заправки. — Ю.Ж. ü Японское Национальное космическое агентство NASDA решило отложить стендовые испытания нового криогенного двигателя LE-7A, первоначально запланированные на 15 марта в Танегасиме, после того, как во время 350-секундного испытания 5 марта в работе двигателя были обнаружены аномалии. Форсуночная головка газогенератора, на которой был обнаружен дефект, будет отправлена на предприятие-изготовитель в г.Нагоя для дальнейшей проверки. Эти стендовые испытания — часть квалификационных испытаний двигателя LE-7A перед первым пуском РН H-2A в начале 2000 г. 17 марта NASDA планирует провести второе из трех стендовых испытаний усовершенствованного твердотопливного ускорителя SRB-A, разработанного для H-2A. Первое испытание этого 65-тонного РДТТ успешно проведено в июне 1999 г. — И.Б. ü 10 февраля 1999 г. в 08:06 UTC (00:06 PST) с Северного Ванденберга был выполнен первый пуск МБР Minuteman 3 в варианте с моноблочной головной частью в рамках программы оценки точности и надежности МБР. Ракета была взята из числа стоящих на боевом дежурстве в составе 91-го космического крыла на авиабазе Минот. От 30-го космического крыла пуск обеспечивала 576-я эскадрилья летных испытаний. — С.Г. |
Возможно, тогда же станет известно и о конце «Космоса-2344». Но и двухстрочные элементы уже дают о нем некоторое представление. Все началось, видимо, в конце сентября 1997 г. Как показывают расчеты, в период с 25 сентября по 3 октября происходили эволюции элементов орбиты спутника (кроме наклонения), которые нельзя объяснить естественными факторами, как то: воздействия гравитационного поля Земли, аэродинамическое торможение в верхней атмосфере и т.п. Расчеты свидетельствуют, что в этот период на аппарат постоянно оказывалось малоактивное воздействие. Это наиболее походило на воздействие реактивной струи истекающего газа так как продолжалась 8 суток (!). Скорее всего, на борту произошла авария.
Может быть, это была утечка компонентов топлива через плохо закрытый или отказавший клапан. Может, произошла разгерметизация приборного контейнера и понизилось давление. Можно строить и другие предположения. Во всяком случае, в этот период высота апогея КА 11Ф664 плавно росла от 2733 до 2737 км, высота перигея уменьшалась с 1508 до 1505 км, период обращения тоже плавно менялся, эксцентриситет рос с 0,0721 до 0,07245. Причем процесс действительно шел плавно и постоянно.
Однако это не была еще смерть аппарата. После 3 октября постоянное воздействие прекратилось. В этот же день «Космос-2344» выполнил маневр, выдав импульс не более 1 м/с. Период обращения уменьшился с 129.953 до 129.951 мин. Что-то подобное произошло и 9 октября. Период обращения при этом подрос до 129.960 мин.
Все. После этого и до сегодняшнего дня все параметры орбиты «Космоса-2344» менялись только естественным образом. Видимо, именно 9 октября 1997 г. и произошел полный отказ 11Ф664.
При условии тождественности 11Ф664 и «Ломоносова» срок активного существования КА должен был составить 2–3 года. А «Космос-2344» прожил, судя по всему, лишь 4 месяца.
Источники:
1. «Новости космонавтики», №12, 1997.
2. «Proton Launch System User's Guide», ILS, 1997
P.S.: Недавно появился еще один вариант названия КА 11Ф664. К уже известным «Космос-2344» и «Аркон-1» добавился «Аракс». Это название фигурировало в фильме ILS, подготовленном к конференции пользователей 1999 г., в списке проведенных запусков РН «Протон» и шло между спутниками Telstar 5 и Iridium. Примечательно еще и то, что сразу же после запуска «Космоса-2344» на странице ILS в сети Internet было указано, что 6 июня произведен запуск аппарата Arak. Это название до сих пор можно увидеть в таблице запусков «Протона». Возможно, «Аракс» или «Арак» – это одно из реальных наименований аппарата 11Ф664, по каким-то причинам ставшее известным американцам.
График изменения периода обращения КА «Космос-2344» с момента запуска по настоящее время (на врезке – с 21.06.97 по 31.12.97). |
Секретные «посылки»
с орбиты
40 лет со дня первого запуска по программе CORONA
28 февраля 1959 г. состоялся первый успешный запуск в рамках проекта CORONA – первой американской программы космической фоторазведки. Санкционированная президентом Эйзенхауэром в феврале 1958 г., она была призвана дать достоверную информацию о ракетно-ядерном потенциале СССР и заменить рискованные полеты самолетов-разведчиков U-2, проводившиеся с июля 1956 г. |
Проекты получения фотографий наземных объектов с орбиты рассматривались задолго до «Короны». К началу практических полетов в космос основной трудностью была передача снимков на Землю. Несовершенство аппаратуры не позволяло установить на спутнике телекамеру и передать изображение по радиоканалу. Создатели «Короны» выбрали другой способ.
CORONA – система обзорной фоторазведки с возвращением отснятой пленки в малогабаритной капсуле. Конструктивно КА создавались на основе ракетной ступени Agena, разработанной в рамках проекта WS-117L и обеспечивающей выведение, трехосную ориентацию и стабилизацию, а также энергопитание и управление интегрированного с ней КА в орбитальном полете.
Целевая аппаратура состояла из панорамной сканирующей камеры с фокусным расстоянием 610 мм и системой компенсации сдвига изображения. Оптическая ось камеры располагалась перпендикулярно продольной оси КА (и вектору скорости), а сканирование велось перпендикулярно направлению полета. При полном угле обзора 70° и типичной высоте орбиты на каждом кадре отображалась полоса размером примерно 10x120 миль (16x190 км). Отснятая пленка перематывалась в отделяемый контейнер-капсулу в передней части аппарата.
По завершении съемки капсула отстреливалась от КА, стабилизируясь закруткой вокруг продольной оси, и импульсом встроенного тормозного РДТТ сводилась с орбиты. Абляционная оболочка предохраняла ее от нагрева при входе в атмосферу. Иногда наземные наблюдатели видели светящийся след снижающейся капсулы. С момента отстрела до падения на поверхность Тихого океана она проходила расстояние от Аляски до Гавайских островов.
На высоте 15 км раскрывался парашют, вытягивающий контейнер с аппаратурой из теплозащитной оболочки. Для обнаружения капсулы в период его спуска на парашюте использовались металлизированные ленты, радио— и проблесковые маяки.
В штатном варианте капсулу захватывал на участке парашютного спуска самолет C-119 (позже С-130), оборудованный специальным тралом-трапецией. Если воздушный перехват не удавался, капсула вылавливалась из воды кораблями и вертолетами ВМС США.
Такая схема была ранее отработана для перехвата разведывательных шаров-зондов GENETRIX, запускавшихся в начале 1956 г. (Фотоаппаратура, созданная в рамках этой программы, послужила прототипом для камер CORONA.)
Первую попытку запуска для отработки системы космической разведки предприняли 21 января 1959 г. – менее чем через год после санкции Эйзенхауэра. Однако она не удалась: в ходе предстартовой подготовки произошло несанкционированное срабатывание пироболтов и РДТТ разведения на второй ступени. Компоненты топлива пролились на незаправленную первую ступень, и ее пришлось отправить на завод-изготовитель для ремонта.
Для того чтобы довести систему до рабочего состояния, потребовалось еще более полутора лет и 13 запусков. 28 февраля 1959 г. был запущен экспериментальный КА, получивший открытое название Discoverer 1. Спустя шесть минут связь с ракетой была потеряна и, хотя в официальных каталогах этот пуск числится успешным, вероятно, аппарат вышел на суборбитальную траекторию и упал в районе Южного полюса. Discoverer 2 был успешно выведен на орбиту 13 апреля 1959 г., но из-за ошибки оператора команда на отделение капсулы была выдана преждевременно, и капсула приземлилась в нерасчетном районе в окрестности о-ва Шпицберген. (Не исключено, что ее подобрали и тайно вывезли в СССР советские шахтеры, работающие на острове.)
Продолжавшаяся полоса неудач и отказов к марту-апрелю 1960 г. поставила программу под угрозу закрытия. Однако 1 мая 1960 г. самолет-разведчик U-2 был сбит над Свердловском. Последующее прекращение разведывательных полетов в воздушном пространстве СССР обострило потребность США в космической системе разведки. 10–11 августа 1960 г. экспериментальный Discoverer 13 наконец полностью отработал всю циклограмму полета «Короны» и его капсула стала первым объектом, штатно возвращенным с орбиты.
В процессе летных испытаний системы в капсуле находились приборы для научных исследований и телеметрические передатчики; в неудачном пуске КА Discoverer 3 в нее были помещены четыре черные мыши.
Спутник КН-4В CORONA на ракетной ступени Agena D: |
18 августа 1960 г., через 110 дней после прекращения полетов U-2, КА CORONA (№9009*) осуществил первое фотографирование советской территории, отсняв свыше 5.6 млн км2 – больше чем во всех 24 полетах самолетов U-2. Разрешение изображений достигало 10 метров.
Подготовка разведывательного спутника KH-4A CORONA к запуску |
Помимо прямого назначения, эксперименты с капсулой дали много информации для разработки техники полета человека в космос по программе Mercury, позволили исследовать методы спасения «посылок», содержащих разведывательные данные и, по мнению экспертов, до некоторой степени оценить возможность применения т.н. «орбитальной пикирующей бомбы» (orbital diving bomb).
Поначалу надежность системы была невысока. Иногда капсулы приземлялись далеко от намеченных районов, в частности, в Венесуэле и даже в СССР. Проблема решалась в процессе отработки систем ракеты Agena.
Венесуэльские фермеры с капсулой КА CORONA (миссия 1005, август 1965 г.) |
В ходе эксплуатации КА оптическая система неоднократно усовершенствовалась. В общей сложности CORONA эксплуатировалась с шестью типами фотоаппаратуры (см. таблицу). Наиболее значительным стал переход в 1962 г. от одной камеры к системе из двух камер: одна вела съемку под углом 15° вперед по трассе полета, а вторая – под таким же углом назад. Совмещение снимков позволяло получать стереоскопические изображения местности.
Одновременно с введением первой стереосистемы, носившей кодовое обозначение M или MURAL, оптическим системам разведывательных КА стали присваиваться обозначения серии КН (от Key Hole – замочная скважина). Камера MURAL имела название КН-4, а предыдущие модели C, C' и C''' были задним числом обозначены КН-1, -2 и -3 соответственно (см. таблицу). Именно по этим обозначениям они в основном и известны сторонним наблюдателям.
Ступень Agena-A, применявшаяся для запуска первых спутников CORONA |
Совершенствовалась не только фотоаппаратура – менялись носители и ракеты Agena. Дальнейшим направлением модернизации КА стала установка второй возвращаемой капсулы, что позволило как минимум вдвое увеличить продолжительность полета КА, не снижая оперативности доставки информации. Аппарат с одной капсулой работал 4 суток, с двумя – 8 суток.
Запуски спутников с аппаратурой КН-4А и -4В продолжались до 25 мая 1972 г. За это время было отснято свыше 600 км пленки и получено свыше 800 тыс снимков, разрешение которых улучшилось с 8–9 до 2 м.
Всего по программе CORONA было проведено 145 пусков. Кроме спутников с вышеупомянутой аппаратурой детальной фоторазведки (от KH-1 до KH-4B), в рамках программы было осуществлено четыре экспериментальных запуска, не относящихся к фоторазведке, а также 15 пусков по программам ARGON** и LANYARD***.
После того, как 23 февраля 1995 г. президент Клинтон подписал исполнительное распоряжение №12951 о рассекречивании программ космической разведки CORONA, ARGON и LANYARD, все фотографии, полученные в рамках этих программ, переданы в распоряжение Национального управления архивных записей (National Archives Record Administration – NARA) и Геологоразведочной службы США (U.S. Geological Survey Service). Теперь желающие могут получать интересующие их снимки (копии негативов, позитивы, фотоотпечатки на бумаге) из Центра данных Системы наблюдения за природными ресурсами Земли (Earth Resources Observation System (EROS) Data Center) по цене их воспроизведения.
Источники
1. Robert A. McDonald. CORONA: Success for Space Reconnaissance, A look into the Cold War, and a Revolution for Intelligence/In: Photogrammetric Engineering and Remote Sensing, vol.66, no.6, June 1995, p.695.
2. Jonathan McDowell. US Reconnaissance Satellite Programs. Part 1 / Quest, vol.4 No.2, Summer 1995, pp.22-28.
* Первые КА серии CORONA, начиная с «Дискаверера-4», носили программные номера серии 9000.
Запущенным ранее экспериментальным аппаратам без фотоаппаратуры номера не присваивались.
** Топогеодезическое обеспечение ВВС США с использованием картографической камеры KH-5.
*** Попытка ЦРУ отработать систему детальной фоторазведки с субметровым разрешением.
Варианты оснащения и статистика запусков КА CORONA
Примечание: Все метрические размеры указаны в пересчете из дюймов.
* По данным Дж.Мак-Дауэлла. Для KH-2 и KH-3 его данные расходятся с официальными данными ВВС США по числу успешных пусков. **Размер кадра обусловлен панорамным характером съемки. |
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА ИЗ АРХИВА |
Биографии членов экипажей «Союза ТМ-29»
Подготовлены С. Шамсутдиновым, фото ЦПК
Основной экипаж
|
Виктор Михайлович Афанасьев родился 31 декабря 1948 г. в Брянске. После окончания в 1970 г. Качинского ВВАУЛ имени А.Ф.Мясникова служил до 1976 г. летчиком, старшим летчиком, командиром звена истребительного полка ВВС в составе 16-й Воздушной армии Группы Советских войск в Германии.
В 1976–1977 гг. прошел обучение в Центре подготовки летчиков-испытателей в г.Ахтубинске и до 1988 г. служил летчиком-испытателем в ГНИКИ ВВС имени В.П.Чкалова (г.Ахтубинск). В 1980 г. окончил вечерний факультет Ахтубинского филиала Московского авиационного института и получил диплом инженера.
2 сентября 1985 г. В.Афанасьев был отобран в группу летчиков-испытателей ГНИКИ ВВС для подготовки по программе «Буран». С ноября 1985 по июнь 1987 гг. проходил общекосмическую подготовку в ЦПК методом сборов (без отрыва от основной работы) и 5 июня 1987 г. получил квалификацию космонавта-испытателя.
8 января 1988 г. он был зачислен в отряд космонавтов ЦПК ВВС. В 1988–1990 гг. проходил экипажную подготовку (последовательно в резервном, дублирующем и основном экипажах). Готовился к полету сначала с В.Севастьяновым, а с июня 1990 г. – с М.Манаровым.
Первый космический полет совершил со 2 декабря 1990 по 26 мая 1991 гг. в качестве командира экипажа «Союза ТМ-11» и станции «Мир» по программе ЭО-8. Стартовал вместе с М.Манаровым и японским журналистом Т.Акиямой, а вернулся на Землю вместе с М.Манаровым и англичанкой Х.Шарман.
В 1991–1992 гг. проходил подготовку в группе космонавтов по программе командира корабля-спасателя.
С февраля по июнь 1993 г. готовился в качестве командира дублирующего российско-французского экипажа по программе ЭО-14/Альтаир вместе с Ю.Усачевым и К.Андре-Деэ, а с августа по декабрь 1993 г. – в качестве командира основного экипажа по программе ЭО-15 вместе с Ю.Усачевым и В.Поляковым.
Второй космический полет В.Афанасьев выполнил с 8 января по 9 июля 1994 г. в качестве командира «Союза ТМ-18» и станции «Мир» по программе ЭО-15 вместе с Ю.Усачевым и В.Поляковым.
За два полета В.Афанасьев провел в космосе 357 сут 02 час 17 мин 42 сек. Выполнил четыре выхода в открытый космос общей продолжительностью 20 час 36 мин.
В 1995 г. В.Афанасьев окончил Гуманитарную академию Вооруженных Сил РФ. В 1995–1997 гг. он готовился в составе группы космонавтов «Д-7-К» (командиры экипажей).
С марта 1997 по январь 1998 гг. проходил подготовку в качестве командира дублирующего экипажа ЭО-25 вместе с С.Трещевым, а с октября 1997 г. – вместе с С.Трещевым и Ж.-П.Эньере.
С марта по август 1998 г. он готовился в основном экипаже ЭО-27 вместе с С.Трещевым, а с 27 августа 1998 по 2 февраля 1999 гг. в основном экипаже «Союза ТМ-29» и ЭО-27 вместе с Ж.-П.Эньере и И.Беллой.
19 июня 1998 г. Виктор Михайлович был назначен на должность заместителя командира отряда космонавтов ЦПК ВВС.
В.М.Афанасьев – военный летчик 1-го класса, летчик-испытатель 1-го класса, инструктор-космонавт-испытатель 1-го класса. Он освоил более 40 типов самолетов и их модификаций. Имеет общий налет более 2000 часов и более 250 прыжков с парашютом.
Награжден медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (1991), орденом Ленина (1991), орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени (1985), орденом «За личное мужество» (1994) и медалями Вооруженных Сил СССР и России.
Виктор Михайлович женат на Елене Яковлевне. В их семье двое детей: Вячеслав (1974 г.р.) и Юлия (1981 г.р.).
Биография В.М.Афанасьева была также опубликована в НК №1, 1994, стр.45.
|
Жан-Пьер Эньере родился 19 мая 1948 г. в Париже. После окончания школы с 1969 по 1972 гг. он учился в Военно-воздушной академии, по окончании которой получил диплом инженера. В 1986 г. окончил Университет астрофизики в г.Орсе.
В 1972–1980 гг. Эньере служил летчиком-истребителем, а затем командиром авиационной эскадрильи ВВС Франции. Летал на самолетах «Мираж-3» и «Мираж-5». В 1980–1981 гг. прошел обучение в Школе летчиков-испытателей в Англии, после чего вернулся во Францию и до 1985 г. был летчиком-испытателем Летно-испытательного центра ВВС в Бретиньи-сюр-Орж (Франция). Участвовал в испытаниях самолета «Мираж-2000Н».
К настоящему времени Эньере освоил 104 типа и модификаций самолетов и вертолетов военной и гражданской авиации, имеет общий налет более 5300 часов.
15 сентября 1985 г. Жан-Пьер Эньере был зачислен в отряд космонавтов французского космического агентства CNES (2-й набор). В 1985–1990 гг. проходил подготовку в качестве пилота многоразового космического корабля «Гермес», разрабатывавшегося в то время Францией. Кроме того, в этот же период он являлся руководителем программы полетов самолета «Каравелла Zero G» (полеты на невесомость).
С января 1991 по июль 1992 гг. Ж.-П. Эньере проходил подготовку в ЦПК имени Ю.А.Гагарина в составе дублирующего советско-французского экипажа вместе с Г.Манаковым и А.Полещуком для полета на «Мир» по программе «Антарес» (Ж.-П. Эньере был дублером М.Тонини).
С ноября 1992 по июнь 1993 гг. Эньере готовился в ЦПК уже к собственному полету по программе «Альтаир» вместе с В.Циблиевым и А.Серебровым.
Первый космический полет Эньере совершил на КК «Союз ТМ-17», «Союз ТМ-16» и ОК «Мир» с 1 по 22 июля 1993 г. длительностью 20 сут 16 час 09 мин.
В январе 1997 г. Ж.-П.Эньере вновь прибыл на подготовку в ЦПК. До июля 1997 г., будучи дублером Л.Эйартца, он готовился в составе дублирующего экипажа ЭО-24 вместе с Г.Падалкой и С.Авдеевым для полета на «Мир» по программе «Пегас». Однако из-за аварии на «Мире» (столкновение «Прогресса» со станцией) полет Л.Эйартца был перенесен на следующую, 25-ю экспедицию.
С октября 1997 по январь 1998 гг. Эньере вновь проходил подготовку по программе «Пегас» в дублирующем экипаже ЭО-25 теперь уже вместе с В.Афанасьевым и С.Трещевым.
1 июня 1998 г. Жан-Пьер Эньере был зачислен в отряд астронавтов ЕКА с отчислением из отряда CNES, а 8 июня 1998 г. он в пятый раз начал подготовку в ЦПК имени Ю.А.Гагарина (по французской программе «Персей»).
Сначала, с июня по август 1998 г., он готовился в составе группы «КНЕС» вместе со своим дублером и супругой К.Андре-Деэ. Затем, с 27 августа 1998 по 2 февраля 1999 гг., он проходил непосредственную подготовку к полету в составе основного экипажа «Союза ТМ-29» вместе с В.Афанасьевым и И.Беллой.
20 февраля 1999 г. Эньере во второй раз отправился на станцию «Мир» для выполнения полугодового полета, тем самым он должен установить национальный рекорд продолжительности космического полета и суммарного налета.
Жан-Пьер Эньере является офицером ордена Почетного легиона, кавалером национального ордена «За заслуги». Он также награжден медалью «Аэронавтика» (Франция), орденом «Дружба народов» (СССР) и орденом «За личное мужество» (Россия). Эньере является председателем космической комиссии в Аэроклубе Франции и представителем Франции в Международной космической федерации.
Жан-Пьер разведен с первой женой Кристиан Эньере. От первого брака у него двое детей: дочь Клэр (1976 г.р.) и сын Жан-Филип (1979 г.р.). Сейчас Эньере женат на Клоди Андре-Деэ. 12 февраля 1998 г. у них родилась дочь Карла-Анастаси Андре.
|
Иван Белла родился 21 мая 1964 г. в городе Брезно, Чехословакия (ЧССР). После окончания начальной школы с 1979 по 1983 гг. учился в военной гимназии в г.Банска Быстрица, а затем с 1983 по 1987 гг. – в Военной летной академии в городе Кошице.
В 1987–1993 гг. Белла служил летчиком, затем старшим летчиком истребительно-фронтовой авиации ВВС Чехословацкой народной армии (ЧНА), а после разделения Чехословакии продолжил службу в Вооруженных Силах республики Словакия.
С 1993 по 1998 гг. он являлся летчиком, штурманом эскадрильи истребительно-бомбардировочной авиации ВВС. За время службы Белла налетал более 800 часов на самолетах З-142, Л-29, Л-39, МиГ-21 и Су-22.
С конца 1997 г. Иван Белла проходил медицинскую комиссию по отбору в космонавты (сначала на родине, а затем в России). 24 февраля 1998 г. российскими врачами для подготовки к космическому полету были отобраны три словацких летчика: капитан Мирослав Грошафт, майор Иван Белла и подполковник Михал Фулиер. Из них словацкая сторона выбрала двух последних, и 23 марта 1998 г. они прибыли на подготовку в ЦПК имени Ю.А.Гагарина.
С 25 марта по август 1998 г. И.Белла проходил общекосмическую подготовку в ЦПК в составе группы «СЛ» вместе с М.Фулиером. 3 августа 1998 г. словацкая сторона официально объявила о том, что Белла выполнит космический полет на ОК «Мир», а Фулиер будет его дублировать.
15 августа 1998 г. Госкомиссия утвердила составы экипажей «Союза ТМ-29». С 27 августа 1998 по 2 февраля 1999 гг. Иван Белла проходил непосредственную подготовку к полету в составе основного экипажа вместе с В.Афанасьевым и Ж.-П.Эньере.
Иван Белла стал первым словацким космонавтом, а Словакия – 29-й страной, отправившей своего гражданина в космос.
Иван и его жена Юдита имеют двоих детей: Иван (1987 г.р.) и Зузана (1990 г.р.).
Дублирующий экипаж
Командир
Салижан Шакирович Шарипов Подполковник ВВС России 372-й космонавт мира 88-й космонавт России |
Шарипов родился в 1964 г. в городе Узген Ошской области Киргизии. В 1987 г. окончил Харьковское ВВАУЛ. В 1994 г. получил степень магистра. В 1987-1990 гг. служил летчиком-инструктором Центральных курсов по подготовке и усовершенствованию авиационных кадров ВВС (г.Токмак).
11 мая 1990 г. Шарипов был отобран в отряд космонавтов ЦПК ВВС (11-й набор) и 8 августа того же года зачислен в отряд на должность кандидата в космонавты.
Первый космический полет С.Шарипов совершил с 22 по 31 января 1998 г. в качестве специалиста полета экипажа «Индевора» (STS-89) по программе восьмой стыковки шаттла с «Миром».
С марта 1998 по 2 февраля 1999 гг. он проходил подготовку в ЦПК в качестве командира дублирующего экипажа ЭО-27, с 27 августа 1998 г. — вместе с К.Андре-Деэ и М.Фулиером.
3 февраля 1999 г. решением Межведомственной комиссии Шарипов назначен командиром дублирующего экипажа ЭО-28 и основного экипажа ЭО-29 на ОК «Мир» вместе с бортинженером Павлом Виноградовым.
Салижан Шарипов — военный летчик-инструктор 3-го класса. Имеет общий налет более 900 часов и более 50 прыжков с парашютом.
Он имеет почетное звание «Летчик-космонавт Российской Федерации», «Герой Республики Кыргызстан», награжден медалью NASA «За космический полет» и двумя юбилейными медалями Вооруженных Сил России.
Салижан женат на Надежде Мавляновне, в их семье двое детей: дочь Нигара (1988 г.р.) и сын Жахонгир (1992 г.р.).
Более подробная биография С.Шарипова опубликована в НК №4/5, 1998, стр.44.
Бортинженер-2 Клоди Андре-Деэ (Claudie Andre-Deshays) Космонавт CNES 352-й космонавт мира 7-й космонавт Франции |
Клоди Деэ родилась в 1957 г. в городе Ле-Крёзо, провинция Бургундия во Франции. В 1980 г. окончила медицинский факультет Университета г.Дижон. В 1981 г. получила степень кандидата медицинских наук, а в 1992 г. — степень доктора медицинских наук.
В 1980-1984 гг. Клоди Деэ занималась врачебной практикой.
15 сентября 1985 г. Клоди Деэ была зачислена во вторую группу космонавтов CNES.
С 17 августа по 2 сентября 1996 г. Клоди Андре-Деэ выполнила космический полет в качестве космонавта-исследователя на борту станции «Мир». Стартовала на корабле «Союз ТМ-24» вместе с В.Корзуном и А.Калери, посадку на Землю совершила на «Союзе ТМ-23» вместе с Ю.Онуфриенко и Ю.Усачевым. Длительность ее полета составила 15 сут 18 час 23 мин 37 сек.
С 8 июня 1998 по 2 февраля 1999 гг. Клоди Андре-Деэ проходила подготовку в ЦПК для полета на ОК «Мир» по французской программе «Персей» сначала в составе группы «КНЕС», а с 27 августа 1998 г. — в составе дублирующего экипажа «Союза ТМ-29» вместе с С.Шариповым и М.Фулиером.
Клоди Андре-Деэ является кавалером Ордена Почетного легиона и кавалером национального ордена «За заслуги». Она награждена орденом Дружбы (1993, Россия) и орденом Мужества (1996, Россия).
Клоди развелась с первым мужем — Андре и в конце 1997 г. вышла замуж за Жана-Пьера Эньере. 12 февраля 1998 г. родила дочь (Карла-Анастаси Андре).
Более подробная биография К.Андре-Деэ опубликована в НК №17, 1996, стр.61.
Космонавт-исследователь
Михал Фулиер (Michal Fulier)
Полковник ВВС Словакии
Опыта космических полетов не имеет |
Михал Фулиер родился 20 февраля 1955 г. в городе Чески-Тешин в Моравии, Чехословакия (ЧССР). После окончания начальной школы в 1970–1974 гг. он учился в средней военной авиационной школе в городе Кошице. Затем с 1974 по 1976 гг. был курсантом Высшего военного училища в Кошице.
После окончания училища в 1976– 1980 гг. служил летчиком, старшим летчиком, командиром авиационного звена истребительного полка ВВС ЧНА. С 1980 по 1985 гг. являлся слушателем Военной летной академии в Кошице. В 1985–1989 гг. служил в должности заместителя командира эскадрильи истребительного полка ВВС, а в 1989–1993 гг. был летчиком-инструктором учебного полка Военной летной академии в Кошице.
Затем с 1993 по 1998 гг. Фулиер служил командиром эскадрильи истребительно-бомбардировочной авиации ВВС Словакии. В 1996–1997 гг. он прошел курс повышения квалификации в Военной сухопутной академии в городе Липтовски Микулаш.
Михал Фулиер – летчик 1-го класса. Он летает на самолетах Л-29, Л-39, МиГ-21 и Су-22, имеет налет более 2000 часов.
С 25 марта по август 1998 г. М.Фулиер проходил общекосмическую подготовку в ЦПК в составе группы «СЛ» вместе с И.Беллой. 3 августа 1998 г. он был объявлен дублером И.Беллы. С 27 августа 1998 по 2 февраля 1999 гг. готовился в составе дублирующего экипажа корабля «Союз ТМ-29» вместе с С.Шариповым и К.Андре-Деэ.
Михал и его жена Ярмила имеют двух дочерей: Вероника (1981 г.р.) и Барбора (1986 г.р.).
Соловьев выбыл из отряда космонавтов После увольнения Анатолия Соловьева отряд ЦПК ВВС лишился еще одного опытнейшего космонавта. Теперь в этом отряде осталось 14 космонавтов (трое из них – О.Котов, Ю.Батурин и Ю.Шаргин – не могут быть командирами экипажей) и 8 кандидатов в космонавты. Отряд становится моложе, но, к сожалению, и гораздо менее опытным. Сейчас самыми бывалыми в отряде являются Виктор Афанасьев, выполняющий третий космический полет, и Талгат Мусабаев (два полета). Все остальные космонавты ЦПК ВВС либо вообще еще не летали в космос, либо выполнили по одному полету. Наша справка: Анатолий Соловьев родился 16 января 1948 г. в Риге, Латвийская ССР. В 1972 г. окончил Черниговское ВВАУЛ и до 1976 г. служил летчиком в ВВС. 23 августа 1976 г. А.Соловьев был зачислен в отряд космонавтов ЦПК ВВС (6-й набор). После почти 23-летней карьеры космонавта он последним из своей группы покинул отряд космонавтов. Анатолий Соловьев выполнил пять полетов (среди советских/российских космонавтов столько же имеют только Владимир Джанибеков и Геннадий Стрекалов): 1-й полет – с 7 по 17 июня 1988 г. в качестве командира советско-болгарского экипажа экспедиции посещения ОК «Мир». Старт на «Союзе ТМ-5», посадка на «Союзе ТМ-4». 2-й полет – с 11 февраля по 9 августа 1990 г. командиром «Союза ТМ-9» по программе ЭО-6 на ОК «Мир». 3-й полет – с 27 июля 1992 г. по 1 февраля 1993 г. в качестве командира «Союза ТМ-15» и ОК «Мир» по программе ЭО-12/«Антарес». 4-й полет совершил с 27 июня по 11 сентября 1995 г. в качестве командира экипажа ЭО-19 на ОК «Мир». Стартовал на «Атлантисе» (STS-71), посадку совершил на «Союзе ТМ-21». 5-й полет выполнил с 5 августа 1997 г. по 19 февраля 1998 г. командиром «Союза ТМ-26» и ЭО-24 на ОК «Мир». В общей сложности Анатолий Соловьев налетал в космосе 651 сут 01 час 03 мин 28 сек (по налету он занимает второе место в мире после Валерия Полякова, который в двух полетах провел в космосе 678 сут). А.Соловьев – мировой рекордсмен по количеству выходов в открытый космос (16 раз) и суммарной длительности пребывания в безвоздушном пространстве – 82 час 21 мин. Он единственный в мире космонавт, который пять раз побывал на станции «Мир» (в период с 1988 по 1998 гг.). Анатолий Соловьев – военный летчик 1-го класса, летчик-испытатель 2-го класса, космонавт 1-го класса. Он имеет звания летчика-космонавта СССР и Героя Советского Союза, награжден многими отечественными и зарубежными орденами и медалями. Подробная биография А.Соловьева опубликована в НК №17, 1997, стр.50. |
ЛЮДИ и СУДЬБЫ |
Петр Федорович Брацлавец 29 января 1999 г. скончался Петр Федорович Брацлавец. Ушел из жизни один из тех, благодаря которым был осуществлен прорыв в космос. По праву его можно назвать отцом космического телевидения. |
П.Ф.Брацлавец родился 11 апреля 1925 г. в Одессе. Как и большинство представителей своего поколения, воевал на фронтах Великой Отечественной войны. За участие в боевых действиях был награжден медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией».
Демобилизовавшись из армии, в 1948 г. он пришел на работу в ленинградский НИИ-380 (ныне Научно-исследовательский институт телевидения). В 1950 г. окончил Всесоюзный заочный электротехнический институт.
Приобщение Петра Федоровича к космосу произошло в 1957 г. и было в какой-то степени случайным. В тот год НИИ-380 получил заказ на изготовление телевизионной аппаратуры, которая должна была передавать на Землю снимки лунной поверхности. Работы были поручены 13-му (ракетному) отделу института. Брацлавец в это время занимался созданием телевизионных систем для нужд военной авиации. В июле на защите аванпроекта выяснилось, что предложенное техническое решение не позволит передать на Землю сигнал – слишком велико было расстояние.
Тогда-то и высказал Брацлавец идею, которая определила и будущее направление работ по космическому телевидению, и его собственную судьбу. Он предложил использовать систему малокадрового телевидения. Это было интуитивное предположение, не подкрепленное никакими практическими результатами. Да и откуда тогда могли взяться результаты, когда первый искусственный спутник Земли был еще только в проекте. Как часто бывает, инициатива оказалась «наказуема». Именно Брацлавцу и были поручены работы над аппаратурой «Енисей».
Через два года фотокомплекс «Енисей» (или, как его называли в узких кругах, «банно-прачечный трест») был готов. Аппаратура представляла собой фотоаппарат с двумя объективами, который проводил съемку с автоматическим изменением экспозиции. После окончания съемки пленка поступала в устройство автоматической обработки, где она проявлялась, фиксировалась, и происходила подготовка к передаче изображения на Землю. До самого последнего момента многие были уверены, что вся эта затея потерпит крах. Вероятнее всего, скептики даже не позволили бы установить аппаратуру на станции. Но С.П.Королев как-то сразу поверил Брацлавцу и не ошибся. Аппаратура сработала превосходно, и на Земле была принята первая фотография обратной стороны Луны. За эту работу Петр Федорович Брацлавец был удостоен в 1960 г. Ленинской премии.
Следующей работой Брацлавца, которую также можно считать эпохальной, было создание комплекса «Кречет» для передачи на Землю телевизионных изображений с борта пилотируемых космических кораблей. Кадры, которые смогли увидеть телезрители всей планеты во время полета Юрия Гагарина, передавались именно этой аппаратурой. С тех пор «Космовидение» (кстати, само название было «изобретено» также Брацлавцом) стало непременным приложением всех сеансов связи с космонавтами. Телекамера, установленная на борту первого «Востока», передавала изображение космонавта с разверткой в 100 строк. Очень быстро аппаратура была усовершенствована, и ей на смену пришло вещательное телевидение, используемое и поныне.
Среди других интересных идей, выдвинутых Брацлавцом, надо отметить его предложение о размещении на борту спутников связи телевизионных камер, которые могли бы транслировать изображение земной поверхности. Идея родилась, когда первый отечественный спутник связи «Молния-1» уже функционировал на орбите. Брацлавец предложил дополнительно разместить на его борту телевизионные камеры. Неудивительно, что предложение было встречено создателями спутника в штыки из-за возможности появления взаимопомех при одновременной работе ретрансляционной аппаратуры и телевизионных камер. Тем не менее, Брацлавцу удалось убедить и С.П.Королева, и тогдашнего министра радиопромышленности В.Д.Калмыкова, в результате чего на «Молнии-1», стартовавшей в космос 25 апреля 1966 г., была установлена телевизионная аппаратура. Она сработала нормально, впервые в мире на экранах землян появилось изображение Земли целиком, и все смогли воочию убедиться, что Земля круглая.
Реализовав смелую и неординарную идею размещения телекамер на спутниках-ретрансляторах, Брацлавец предложил размещать на высокоорбитальных аппаратах телекамерами для нужд метеорологии и раннего предупреждения о пусках баллистических ракет – несмотря на мнения скептиков, что светочувствительности камер не хватит для наблюдений с таких высот. Как он пришел к такому выводу, на чем базировалась его уверенность в правильности выбранного решения, он и сам не мог объяснить. Просто был убежден в этом, и все. Доказать правильность выводов Брацлавца можно было только на практике. Пуск первого спутника на высокоэллиптическую орбиту результата не принес. Аппарат не удалось стабилизировать, и телекамеры не смогли зафиксировать контрольный пуск межконтинентальной баллистической ракеты из Плесецка в сторону Камчатки. А вот во время второго запуска идея Брацлавца нашла свое блестящее подтверждение – на передаваемом на Землю изображении в реальном масштабе времени отчетливо был виден факел от работающего двигателя баллистической ракеты.
Все оставшиеся годы Петр Федорович посвятил работе над системами предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Однако работа на износ, постоянные стрессы, которые возникали не только при решении технических проблем, но чаще при общении с начальством, привели к тому, что в 1978 г. по состоянию здоровья ему пришлось уйти с должности начальника 31-го отдела НИИТ. Одновременно его «ушли» и из Главных конструкторов космических телевизионных систем. Но до конца своих дней Брацлавец продолжал работать в родном институте, которому отдал пятьдесят лет жизни. Петр Федорович был не только выдающимся ученым, но и интересным человеком. Как истинный одессит, прекрасно рассказывал анекдоты, мог спеть, сплясать. Соратники отмечают, что он обладал даром внушения. Особенно это касалось заказчиков. Часто они не совсем понимали, о чем им говорил Брацлавец, но верили ему. И как показала жизнь, делали это не напрасно.
П.Ф.Брацлавец – автор трех книг, более 50 научных статей. На его счету множество изобретений. Он был академиком Международной академии космонавтики, имел звания «Почетный радист» и «Почетный работник Министерства промышленности средств связи».
Похоронен Петр Федорович в Санкт-Петербурге на Северном кладбище. На похоронах некоторые его коллеги говорили, что сегодня хоронят не только отца космического телевидения, но и само космическое телевидение. Правы они или нет – покажет время.
А.Железняков
специально для «Новостей космонавтики»