Таблица запусков РН «Протон» и «Протон-К» По состоянию на 01.05.1998 А.Владимиров
ПРИМЕЧАНИЯ: Красным цветом выделены аварийные пуски, в результате которых головной блок не вышел на низкую околоземную орбиту. Синим цветом выделены аварийные пуски, в результате которых космические аппараты были выведены на нерасчетные орбиты и их использование по целевому назначению невозможно или существенно ограничено. Зеленым цветом выделен успешный суборбитальный пуск. 1. Даты и времена даны по декретному московскому времени (ДМВ). 2. Для межпланетных КА, не вышедших на орбиту планеты, даны параметры гелиоцентрической орбиты, для КА на орбитах Земли, Луны, Марса и Венеры – соответствующей планетоцентрической орбиты. Параметры КА на орбитах, отличных от геоцентрических выделены цветом. 3. Высоты даны в км, если не помечено особо (а.е. – астрономическая единица). 4. Наклонение дано в градусах, если не помечено особо. 5. Период обращения дан в минутах, если не помечено особо. 6. В графе «Индекс КА» приведены конструкторские обозначения КА. Ниже приведена таблица соответствия обозначений и наименований КА. 7. В графе «Примечания» даны следующие сноски: [1] 24.03.1966 Отказ ДУ второй ступени. [2] 08.04.1967 Преждевременное отделение СОЗ блока Д, вследствие чего второе включение блока Д не производилось. [3] 28.09.1967 Незапуск двигателя 11Д43 №У233011 блока Г-1 первой ступени. Разрушение РН на 97.4 сек полета. [4] 22.11.1967 Невыход на режим двигателя №4 ДУ 8Д412К второй ступени из-за разрушения сопла двигателя на 125.5 сек полета. Разрушение РН на 129.9 сек полета по команде. [5] 23.04.1968 Аварийное выключение ДУ второй ступени на 194.64 сек полета. На 194.64 сек ГО был сброшен и произведено отделение и спасение корабля на парашютах. СА приземлился в 500 км от старта по трассе полета. [6] 20.01.1969 1. Самопроизвольное выключение двигателя №4 ДУ 8Д411К второй ступени на 313.66 сек. 2. На 500.03 сек произошло самопроизвольное выключение двигателя 8Д48 основного блока 8Д49 третьей ступени из-за разрушения магистрали питания горючим газогенератора. [7] 19.02.1969 Аварийное выключение двигателей первой ступени на 51.418 сек полета. Разрушение ГО из-за ошибки в расчетах на прочность. [8] 27.03.1969 На 438.66 сек произошло самопроизвольное выключение двигателя 8Д48 основного блока 8Д49 третьей ступени. [9] РН с серийным номером 233-01 должна была использоваться при запуске КА 11Ф91 №8 14.07.1968, однако во время предстартовой подготовки произошел перенаддув с последующим разрушением бака окислителя РБ 11С824. РН была снята со старта и использована в запуске 02.04.1969. 02.04.1969 Отказ двигателя 11Д43 №Я233021 блока 2 первой ступени на 0.02 сек. РН упала вблизи ПУ. [10] 14.06.1969 Незапуск ДУ блока Д из-за ошибки в схеме системы управления. При сбросе среднего переходника блока Д произошло размыкание цепи, вследствие чего не прошла команда на запуск двигателя 11Д58.
[11] 23.09.1969 Незапуск двигателя 11Д58 блока Д при втором включении из-за отсутствия окислителя, вытекшего вследствие незакрытия разделительного клапана окислителя после первого включения. [12] 22.10.1969 Незапуск двигателя 11Д58 блока Д при втором включении. [13] 28.11.1969 Отказ ДУ 8Д48 третьей ступени на 556.5 сек. На 556.6 сек взрыв в районе нижнего днища бака горючего третьей ступени. Остатки третьей ступени и головного блока Л1Э разрушились в плотных слоях атмосферы и упали в 200 км севернее г. Харбин на территории КНР. [14] 06.02.1970 Аварийное выключение на 127 сек нормально работавшей ДУ второй ступени вследствие прохождения ложной команды от СБН. [15] 18.08.1970 Пуск по суборбитальной траектории. [16] 10.05.1971 Не произошло второго запуска двигателя блока Д из-за невыдачи в расчетное время команды от БЦВМ. [17] 29.07.1972 Разрушение РН на 180 сек. [18] 16.10.1975 Незапуск ДУ блока Д. [19] 05.08.1977 Отказ ДУ первой ступени на 53.68 сек. [20] 27.05.1978 Полет был прекращен на 119.51 сек по команде СБН вследствие потери изделием устойчивости по каналам вращения и тангажа, вызванной несанкционированным отклонением двигателя 11Д43 блока 2Г первой ступени. [21] 17.08.1978 Отказ ДУ второй ступени. [22] 17.10.1978 Разрушение ДУ 8Д411К второй ступени. [23] 19.12.1978 КА выведен на нерасчетную орбиту из-за нештатной работы блока ДМ. [24] 23.07.1982 Авария ДУ первой ступени на 8 сек полета. [25] 24.12.1982 Отказ ДУ второй ступени на 230 сек. [26] 29.11.1986 Авария ДУ второй ступени из-за возникновения ВЧ-колебаний. [27] 30.01.1987 Не произошло первое включение блока ДМ-2 [28] 24.04.1987 Не произошло второе включение блока ДМ-2. КА отделились от РБ на нерасчетной орбите. [29] 18.01.1988 Авария ДУ третьей ступени на 540 сек. [30] 17.02.1988 Не произошло первое включение блока ДМ-2. КА от РБ не отделились. [31] 09.08.1990 Авария РН. [32] 27.05.1993 Вследствие нарушения режима длительного хранения компонентов топлива повысилась концентрация меди, что вызвало изменение характеристик теплового расширения топлива. Это, в свою очередь, привело к ошибке при расчете объема топлива второй ступени РН (заправлено меньшее количество топлива) и, как следствие, невозможности выведения головного блока в составе РБ+КА на низкую околоземную орбиту. [33] 19.02.1996 Не произошло второе включение блока ДМ-2. КА отделился от РБ на нерасчетной орбите. [34] 16.11.1996 Не произошло второе включение блока Д-2. КА отделился от РБ на нерасчетной орбите. [35] 14.08.1997 Нерасчетная орбита выведения в результате некорректного ввода углов в полетное задание РН. Довыведение на расчетную орбиту после отделения от РБ осуществлено за счет бортового запаса топлива космического аппарата. [36] 25.12.1997 Не произошло второе включение блока ДМ3. КА отделился от РБ на нерасчетной орбите. Статистическая сводка по результатам эксплуатации РН 8К82К «Протон-К» и разгонных блоков В приводимых ниже таблицах представлены итоговые статистические данные по результатам пусков РН «Протон-К» как в трехступенчатом варианте, так и в варианте с разгонным блоком, выступающим в качестве четвертой ступени. Все пуски разделены на успешные и аварийные, а последние, в свою очередь, на аврийные с выходом на орбиту и аварийные без выхода на орбиту. При расчете надежности РН «Протон-К» рассматривались два варианта – надежность базового варианта РН (в составе только трех ступеней, независимо от наличия РБ) и надежность комплекса в составе РН 8К82К и РБ. При расчете надежности РБ учитывались только те запуски, в которых головной блок отделился от третьей ступени и была запущена циклограмма работы РБ. Вариант расчета надежности комплекса представляет отдельный интерес, поскольку именно комплекс РН+РБ (а не отдельные его компоненты) определяют в целом успех конкретного запуска, в частности, с коммерческой полезной нагрузкой. Следует обратить внимание на то, что из числа аварийных пусков без выхода на орбиту в двух случаях причиной является невключение ДУ РБ, которое должно было обеспечить переход с суборбитальной траектории полета на низкую околоземную орбиту. В этих двух случаях три ступени РН отработали без замечаний. В одном же случае три ступени РН вывели КГЧ на нерасчетную опорную орбиту, а РБ отработал штатно. 1. Общая надежность трех ступеней РН «Протон-К» за период ЛКИ, опытной и штатной эксплуатации составляет 91.63% – 230 (217+11+2) раз из 251 проведенного пуска три ступени отработали успешно. 2. Общая надежность трех ступеней РН «Протон-К» за период штатной эксплуатации (с 01.01.1978) составляет 94.74% – 180 (173+7) раз из 190 проведенных пусков три ступени отработали успешно. 3. Общая надежность комплекса РН+РБ (всех модификаций) за период ЛКИ, опытной и штатной эксплуатации составляет 86.10% –192 полностью успешных из 223 пусков. 4. Общая надежность комплекса РН+РБ (всех модификаций) за период штатной эксплуатации (с 01.01.1978) составляет 91.91% –159 полностью успешных из 173 пусков. 5. Общая надежность комплекса РН+РБ (исключая модификации 11С824, 11С824М, 11С824Ф и 11С86) составляет 91.35% – 95 полностью успешных из 104 пусков. 6. Надежность РБ 11С824 и 11С824М за весь период эксплуатации составляет 85.36% – 35 раз из 41 РБ отработали полностью успешно. 7. Надежность РБ 11С86, 11С861, 11С861-01 и их коммерческих модификаций (ДМ1, ДМ3 и ДМ4) за весь период эксплуатации составляет 96.20% – 152 раза из 158 РБ отработали полностью успешно. 8. Надежность находящихся в настоящее время в эксплуатации РБ 11С861, 11С861-01 и их коммерческих модификаций (ДМ1, ДМ3 и ДМ4) составляет 94.85% – 92 раза из 97 РБ отработали полностью успешно. 9. Надежность находящихся в настоящее время в эксплуатации РБ 17С40 (ДМ-5) и его коммерческой модификации (ДМ2) составляет 100% – все 4 раза РБ отработали полностью успешно. Поскольку наибольший интерес представляет именно показатель общей надежности комплекса РН+РБ, используемого при коммерческих запусках, то имеет смысл особо выделить такой показатель. По состоянию на 01.05.1998 в качестве показателя надежности ракетно-космического комплекса в составе трехступенчатой РН 8К82К и РБ 11С861, 11С861-01, 17С40 и их модификаций (ДМ1, ДМ2, ДМ3, ДМ4) следует считать величину 91.35%. При этом надежность собственно РН (первые три ступени в составе комплекса) составляет 96.15% (100 из 104), а надежность РБ (по всем перечисленным модификациям) – 95.05% (96 из 101).
Маркетинг российских ЖРД на международном рынке И.Черный НПО «Энергомаш» В соответствии с соглашениями, достигнутыми НПО «Энергомаш» и компанией Pratt & Whitney, двигатель РД-180 (двухкамерная модификация мощного четырехкамерного РД-170, созданного для первой ступени РН «Энергия» и «Зенит») будет установлен на американских носителях. Для производства РД-180 компания Lockheed Martin Astronautics в 1996 г. учредила СП «РД АМРОСС» (RD AMROSS) в составе НПО «Энергомаш» и фирмы Pratt & Whitney (отделения корпорации United Technologies). Около 400 ракет Atlas III, которые предполагается запустить в ближайшие 25 лет, будут оснащены двигателями РД-180 производства как американского, так и российского производства. Об этом заявил Виктор Сигаев, заместитель генерального директора НПО «Энергомаш» по внешнеэкономической деятельности. Представители правительства Соединенных Штатов подчеркивали, что для ракет, запускаемых в рамках государственных программ (примерно 130 пусков), ЖРД должны изготавливаться в США по лицензии. Двигатели для коммерческих пусков будут изготавливаться в Химках под Москвой. Кроме семейства Atlas III, этот ЖРД будет установлен на носителях EELV, которые разрабатываются корпорацией по заказу ВВС. В.Сигаев сообщил, что корпорация United Technology, в которую входит Pratt & Whitney, не заинтересована в полном переносе производства в США, так как это подразумевает овладение типично российской технологией, закупку необходимого оборудования и обучение персонала, что невыгодно делать в Штатах. Стоимость производства РД-180 в России оценивается приблизительно в 8-10 млн $. Договор о лицензированном производстве строго ограничит число двигателей и период их производства в США, что не позволит использовать российские ноу-хау в других проектах. С марта 1997 г. двигатель проходит интенсивные стендовые испытания в России. Девять из десяти запланированных к испытаниям ЖРД уже наработали в общей сложности 9000 с, что аналогично более чем 48 полетам Atlas IIIA, где РД-180 должен отработать 186 с. Общий объем стендовой наработки к концу испытаний в июне 1998 г. планируется довести до 13000-14000 с. «На результатах стендовых испытаний мы смогли убедиться, что имеем дело с очень надежной и прочной двигательной установкой, – заявил Джон Карась (John Karas), вице-президент Lockheed Martin Astronautics и заместитель руководителя программы носителя EELV. – Мы испытывали один из двигателей восемь раз в течение 1600 с в общей сложности без переборки. Когда двигатель был осмотрен, мы практически не зарегистрировали износа.» В мае 1998 г. прототип первой ступени РН Atlas IIIA будет испытан на огневом стенде космического центра NASA им.Маршалла в Хантсвилле, шт.Алабама. Впервые российский ЖРД будет работать на американском государственном испытательном стенде. (Огневые испытания двигателей РД-120 и НК-33 в США проводились на стендах, принадлежащих фирмам Pratt & Whitney и Aerojet соответственно – Ред.) Первый полет ракеты с РД-180 состоится в декабре 1998 г., с тем, чтобы начать коммерческую эксплуатацию Atlas в 1999 г. ФПГ «Двигатели НК» 16 апреля 1998 г. в Самаре прошли переговоры между российскими разработчиками и производителями авиационных и ракетных двигателей из состава финансово-промышленной группы (ФПГ) «Двигатели НК» и компании Aerojet о поставках российских ЖРД НК-33 в США. Вследствие того, что результаты переговоров не были доведены до широкой общественности, российские СМИ поспешили распространить информацию о том, что переговоры закончились провалом. Как сообщил по телефону специально для НК ведущий конструктор «Двигателей НК» Александр Иванов: «Отношения Aerojet – «Двигатели НК» развиваются очень стабильно, ровно и планово. Предметом переговоров были отнюдь не поставки двигателей и не их цена, как писали наши газеты. О цене разговоров вообще не было – она уже давно определена. Делегация во главе с Томасом Джорджем Фанчулло (Thomas George Fanchullo), руководителем проекта Aerojet «Передовые космические двигательные системы» приезжала для того, чтобы наметить планы дальнейшего сотрудничества с самарскими предприятиями, входящими в ФПГ». Двигатели НК-33 и НК-43 были разработаны в начале 1970-х годов в самарском КБ Н.Д.Кузнецова для советской ракеты Н-1 и более 20 лет хранились на испытательной базе предприятия (объект под условным названием «Химзавод»). После заключения договора с корпорацией Aerojet эти ЖРД проходят доработку для последующей установки на многоразовом носителе К-1 компании Kistler Aerospace. К маю 1998 г. переделке подвергся один экземпляр, заготовлено также несколько комплектов агрегатов для модификации последующих. По договору, для оснащения флота своих носителей Kistler Aerospace закупит у Aerojet от 9 до 15 НК-33 для первой ступени и от трех до пяти НК-43 для второй (эти цифры несколько отличаются от приведенных в НК №8 и 9), причем из партии имеющихся двигателей уже выбран экземпляр для установки на первый летный К-1. Корпорация Aerojet имеет также лицензию на производство самарских двигателей в США. В настоящее время за океаном по специальной программе для носителя К-1 успешно проходят огневые стендовые испытания уже модифицированные образцы НК-33. В частности, 24 марта двигатель проработал 165 с с имитацией отбора керосина на рулевые приводы. В общей сложности проведено 10 испытаний, из них пять – до переделки двигателей, и пять – после. В Америке планируется провести еще пять «прожигов», а осенью начать испытания высотного НК-43. С российской стороны работой над НК-33 руководит главный конструктор «Двигателей НК» Валентин Анисимов. Занимаются двигателями те же отделы, которые работали по проекту Н-1. А.Иванов опроверг распространенную ранее информацию о «демпинговой цене» НК-33, говоря, что удельная стоимость 1 тонны тяги для двигателей НК-33 и РД-180 примерно одинакова. «Можно сказать также, что нет никаких противоречий в постановке НК-33 на американский носитель К-1 и российскую ракету «Ямал» разработки ГНКЦ «Прогресс». Напрашивается аналогия с современными авиадвигателями, которые одинаково хорошо работают как на перспективных отечественных, так и на зарубежных самолетах», – заметил он. Работы по «Ямалу» продолжаются. По мнению с представителей ФПГ, в нынешней обстановке РКА будет поддерживать НК-33. Сейчас, когда трудности с использованием носителя «Зенит-2» для нужд государственной космической программы России очевидны, становится актуальным проект носителя «Ямал» грузоподъемностью около 12 т, логически вытекающий из программы «Русь». Реальность осуществления этого проекта косвенно подтверждает участие в его финансировании такой организации, как РАО «Газпром». Как известно, в качестве промежуточного варианта до недавнего времени рассматривалась установка на центральный блок последней модификации «Руси» двигателя РД-120К (маловысотный вариант РД-120 разработки НПО «Энергомаш» со второй ступени РН «Зенит-2»). Однако производство двигателя РД-120К еще предстоит освоить. В настоящее время в НПО «Энергомаш» идут работы по перекомпоновке РД-120, связанные с установкой карданного подвеса и т.п. Предприятие же загружено темой РД-180. Напряженность работ характеризует следующий факт: в тот момент, когда представители Kistler Aerospace вели переговоры о приобретении российского двигателя для К-1, они посетили НПО «Энергомаш» и убедились в том, что сейчас это предприятие, по всей видимости, не сможет параллельно заниматься двумя ЖРД. Можно даже сказать, что сейчас РД-120К существует только в макете, в то время как имеющегося запаса НК-33 хватит на обеспечение более чем 30 пусков «Ямала» или создание 10 К-1. Американские фирмы имеют планы относительно использования двигателей НК-39 и НК-31, созданных в свое время для верхних ступеней той же Н-1. Эти ЖРД могут найти применение в авиационно-космических системах типа Х-34. Так, в частности, на втором экземпляре этого аппарата-демонстратора будет установлен двигатель НК-31. КБ химавтоматики Вдохновленное успехами разработки трехкомпонентного ЖРД на базе кислородно-водородного РД-0120 и возможностью серийного производства американского RL-10 в Воронеже, КБ химавтоматики в кооперации с Rocketdyne включилось в новый проект по созданию кислородно-керосинового двигателя RS-76 замкнутой схемы. Этот ЖРД может быть использован для оснащения возвращаемых жидкостных стартовых ускорителей новой модификации системы Space Shuttle, которые проектирует
В статье использовались материалы International Launch Services, Kistler Aerospace, Rockwell International, Air et Cosmos. Бум многоразовых И.Афанасьев. НК.
Несколько десятилетий назад пионеры авиации совершили революцию, вырвав первенство в грузопассажирских перевозках у морского, железнодорожного и автомобильного транспорта. В наше время ряд коммерческих компаний стремятся совершить подобный прорыв, сделав космические полеты столь же рентабельными, как и авиаперелеты. Если их усилия увенчаются успехом, экономика космоса в корне изменится. Несмотря на многочисленные заверения в том, что «коммерциализация космоса дает реальные деньги», на сегодня прибыльными можно назвать только относительно узкие сектора космонавтики. Это, прежде всего, запуски спутников связи, навигации и дистанционного зондирования Земли. С постепенным насыщением геостационара, взоры разработчиков коммуникационных систем обратились к низкой околоземной орбите. Для создания полноценной системы связи с глобальным охватом на низкие орбиты с разным наклонением необходимо доставить целые «созвездия» спутников, насчитывающие десятки и сотни аппаратов. Это число столь огромно, что превышает возможности существующего рынка пусковых услуг. Запуск каждого космического аппарата с помощью сегодняшних одноразовых ракет-носителей исключительно дорог – его стоимость колеблется от 10 до 140 млн $, или около 25 тысяч $ за кг полезного груза. Для сравнения можно привести известный пример с пассажирским лайнером Boeing 777, который после каждого перелета через океан выбрасывался бы на свалку. Нынешние одноразовые носители – это нечто иное, как модифицированные МБР, в основе разработки которых лежали не требования по доставке максимально большой массы, а совсем другие принципы. «Сейчас мы должны строить транспортные аппараты, а не артиллерийские снаряды», – заявил Гэри Хадсон (Gary Hudson), главный исполнительный директор компании Rotary Rocket – относительно небольшой фирмы, разрабатывающей многоразовый носитель нового поколения. Взоры разработчиков, как и тридцать лет назад, снова обратились к многоразовым системам. По мнению многих специалистов, только заставив ракету служить повторно, можно снизить стоимость доставки груза на орбиту в десять раз. Однако сейчас «многоразовые» уже не те, что двадцать лет назад, когда разрабатывался шаттл и подобные ему системы. За редким исключением, наблюдается эдакий залихватский подход к проблеме, попытка решить ее несколько экстравагантными способами и, практически повсеместно, отказ от финансового участия государства в работах.
Rotary Rocket – не единственная фирма, создающая многоразовый носитель. Существует еще, по крайней мере, четыре американские компании, разрабатывающие аналогичные проекты. Однако, в отличие от самых известных и дорогих аппаратов, таких как VentureStar компании Lockheed Martin, проекты небольших компаний не столь амбициозны, но гораздо более интересны и необычны. Фирмы-разработчики «новых многоразовых» вкладывают в свои детища разные идеи. О деятельности корпорации Kistler Aerospace можно прочитать в НК №9 1998 г. В отличие от носителя К-1 с вертикальным стартом, две другие фирмы Kelly и Pioneer строят космические самолеты с горизонтальным взлетом и посадкой. Ракетоплан Eclipse Astroliner (буквально – «Звездный лайнер «Затмение») компании Kelly Space & Technology (г. Сан-Бернардино, шт.Калифорния), по концепции напоминающий демонстратор новых технологий Х-34. Экспериментальные аппараты Sprint и Express, изготовленные на базе самолета-мишени QF-106 и используемые как демонстраторы концепции, стартуют на борту самолета С-141 Starlifter с взлетной полосы НИЦ им.Лэнгли NASA или испытательного центра ВВС в пустыне Мохаве. После сброса на большой высоте начнется самостоятельный полет по суборбитальной траектории. Масштабно увеличенный эксплуатационный аппарат размером с шаттл будет подниматься на высоту 7.5 км и разгоняться с помощью бортового ЖРД, тип которого пока не выбран. На ракетоплане могут быть установлены американские Aerospike или RS-27 разработки Rocketdyne, либо российские НК-33 разработки «Двигателей НК» или РД-180 НПО «Энергомаш». После отключения двигателя открывается грузовой отсек и полезный груз довыводится на орбиту автономным РДТТ Star 48B или Star 63F фирмы Thiokol. Сам же Eclipse Astroliner возвращается в атмосферу и совершает планирующую посадку на аэродром. Еще в октябре 1996 г. Kelly получила от отделения спутниковой связи фирмы Motorola (г.Чандлер, шт.Аризона) контракт стоимостью 89 млн $ на запуск десяти спутников системы Iridium в 2001 г. В будущем возможно заключение гораздо более дорогого контракта на запуск примерно 500 спутников в течение 10 лет. Однако до тех пор, пока Motorola не дала положительного ответа, Kelly активно ищет спонсоров на покрытие суммы в 140 млн $, необходимой для постройки экспериментальных аппаратов и начала разработки полномасштабного изделия. Для создания и использования флота из двух эксплуатационных аппаратов необходимо 450 млн $. Ракетоплан Pathfinder («Первопроходец») фирмы Pioneer Rocketplane (г.Лэйквуд, шт.Колорадо) взлетает с аэродрома с пустым (для облегчения) баком окислителя, используя для взлета и разгона два турбореактивных двигателя F-100 фирмы Pratt & Whitney, а уже в полете самолет-заправщик передает на Pathfinder жидкий кислород. После этого начинается фаза выведения ракетоплана на баллистическую траекторию с помощью РД-120 разработки НПО «Энергомаш», в апогее груз выходит на орбиту с помощью собственного твердотопливного двигателя. По замыслу разработчиков, оба ракетоплана (и Pathfinder, и Eclipse Astroliner) могут использоваться для срочной доставки посылок, «которые нужны вам сегодня после обеда», как выразился основатель компании Pioneer – Роберт Зубрин (Robert Zubrin), пытаясь привлечь инвесторов. Pioneer пока смог добыть только 3 млн $. Наиболее экзотичным, но и самым интересным проектом можно назвать Roton компании Rotary Rocket. Следуя философии «сначала делай, а потом предлагай», фирма пока не заключила ни одного контракта на запуск. Носитель Roton стартует вертикально с помощью специально разрабатываемого ЖРД с кольцевым соплом (аэроспайк), а в космосе от него отделяется спутник. Затем аппарат возвращается в атмосферу и приземляется с помощью раскрывающегося авторотирующего винта, как вертолет. Пилот Марти Саригал-Клийн (Marti Sarigul-Klijn), бывший летчик-испытатель ВМФ, а ныне инженер аэрокосмической промышленности, предложил установить миниатюрные ракетные двигатели на концах лопастей ротора. Они будут удерживать аппарат при зависании, что необходимо для точной посадки. Более того, существует вариант, согласно которому ротор, раскручивающийся с помощью таких ракет, поможет носителю и при взлете. Еще более поразительно то, что Roton будет пилотируемым! По замыслу разработчиков, Roton будет одним из самых дешевых «новых многоразовых», поскольку это будет одноступенчатый аппарат, также как и VentureStar. Конкуренты скептически относятся к возможности исполнения проекта Roton. Тут есть, в чем засомневаться! Однако в случае успеха, по мнению сторонников программы, этот «космический вертолет» позволит разумно распорядиться затраченными деньгами. Ричард Смитис (Richard Smithies), представитель инвестиционного банка Barclays, который привлек около 1 млрд $ для проекта Iridium, помог достать около 25 млн $ от частных вкладчиков и частично оплатить разработку компании Rotary. Первый запуск экспериментального аппарата намечен на 2000 г. Для эксплуатационного варианта аппарата необходимо примерно 100 млн $.
Одним из крупнейших держателей акций фирмы Rotary Rocket является известнейший писатель Том Клэнси (Tom Clancy), автор бестселлеров, написанных в стиле техно-триллер: «Охота за «Красным Октябрем», «Игры патриотов», «Все страхи мира», «Кремлевский кардинал» и т.п. Клэнси сказал, что он дал деньги из чисто альтруистических побуждений. «Я хочу видеть космос открытым для бизнеса, для реальной работы, – сказал он. – Конечно, я застрелюсь, если эта штуковина полетит… (смех в зале)». Однако, несмотря на оптимистичный тон заявлений большинства разработчиков, практика показывает, что даже гораздо более консервативные и близкие к осуществлению разработки аппаратов неожиданно прекращались на самом последнем этапе работ, натыкаясь на технические, экономические, политические и прочие трудности. Что уж говорить об экзотике «новых многоразовых». Не вдаваясь в технические подробности, отметим, например, что по американским законам эксплуатанты многоразовых аппаратов, которые будут не только СТАРТОВАТЬ в космос, но и ВОЗВРАЩАТЬСЯ, должны получить разрешение Федеральной авиационной администрации FAA. Оставив в стороне имеющий правительственную поддержку проект VentureStar, ни одна из вышеупомянутых фирм не имеет такого разрешения. Для выхода из тупика Kistler планирует использовать свою систему для запусков с космодрома в Австралии. Джордж Хьюз (George Hughes), президент Rotary Rocket, заявил по этому поводу: «Мы не ищем космодромы за границей. Мы хотим эксплуатировать свою систему по обычным правилам с территории Соединенных Штатов». «Мы хотим предоставить американским изготовителям спутников возможность летать на многоразовых носителях. Что может быть лучше, чем взлетать и садиться на обычные аэродромы в США?» – добавил Майкл Галло (Michael Gallo), исполнительный вице-президент компании Kelly. В статье использованы материалы Fortune Space News.
*) – наклонение орбиты 52°,
**) – полярная орбита,
***) – низкая околоземная орбита (параметры не уточняются),
****) – экваториальная орбита. Блок ДМ реабилитирован 30 апреля. В.Воронин специально для НК. 29 апреля состоялся второй в 1998 году старт РН 8К82К «Протон-К» (серия 38402) с разгонным блоком серии ДМ-2 (11С861 №96), изготавливаемым в РКК «Энергия» им. С.П.Королева. Этот пуск, как и запуск семи спутников системы Iridium 7 апреля (РН 8К82К серии 39102, разгонный блок ДМ2 №4Л), тоже прошел успешно. Тем самым разгонный блок серии ДМ был реабилитирован после неудачного запуска 25 декабря 1997 года спутника Asiasat 3, принадлежащего компании Asia Satellite Telecommunications Co. Ltd. (Гонконг, КНР). Тогда спутник не был выведен на расчетную орбиту в связи с отказом разгонного блока ДМ3 №5Л при втором включении. Чтобы разобраться в причинах аварии и выработать необходимые рекомендации, уже 27 декабря совместным распоряжением Генерального директора РКА Ю.Н.Коптева и Главнокомандующего РВСН В.Н.Яковлева была создана Межведомственная комиссия, председателем которой был назначен первый заместитель директора ЦНИИ машиностроения Н.А.Анфимов. Комиссия приступила к работе 30 декабря 1997 года. Председателю комиссии было предоставлено право привлекать к работе на правах ее членов необходимых представителей предприятий промышленности, научно-исследовательских институтов, войсковых частей и военных представительств. В то же время руководителям предприятий и командирам войсковых частей предписывалось обеспечить создание необходимых условий для работы комиссии и предоставление необходимых для ее работы материалов и документации. Комиссия должна была представить свое заключение на утверждение в РКА и РВСН до 30 января 1998 года. Работа комиссии была облегчена тем, что у нее в руках была вся телеметрическая информация на момент отказа разгонного блока. Тем самым у членов комиссии было достаточно информации, чтобы выяснить причину отказа. Анализ причин неудачного выведения КА Asiasat 3 сразу обрисовал четыре версии отказа двигательной установки блока ДМЗ №5Л при втором включении: несрабатывание двигательной установки СОЗ; недостаточная мощность бустерного насоса турбо-насосного агрегата двигателя; отказ клапана газогенератора двигателя; попадание на вход рабочего колеса насоса окислителя повышенного количества газообразного кислорода из полости охлаждения упорного подшипника через увеличенные зазоры в плавающих кольцах из-за выработки антифрикционного покрытия, что повлекло за собой срыв напора в ТНА окислителя и рост давления в насосе горючего. В результате анализа телеметрии было определено, что возмущения орбитального блока при отделении его от РН «Протон» оказались близки к среднеопытным, бортовые системы РБ на протяжении всего полета, до второго включения его двигательной установки, работали без замечаний. Система обеспечения запуска РБ в невесомости перед вторым включением сработала нормально, обеспечив поджатие топлива к заборным устройствам основного двигателя. Команды на запуск ДУ были выданы в соответствии со штатной циклограммой. После команды на второй запуск основного двигателя все параметры двигателя изменялись практически штатно в течение 0.2 сек, кроме параметра Т-74 (температура стенки газовода после турбины). Градиент нарастания температуры Т-74 значительно превышал среднеопытный и через 0.2 сек эта температура достигла ~700°C при опытных значениях 400-430°С. Показания датчика температуры после газогенератора Т-75 незначительно превышали среднеопытные значения (интервалы опроса температурных датчиков 7 сек). После 0.2-0.25 сек все параметры ДУ резко «упали», подтверждая невыход двигателя РБ на расчетный режим. В это же время были зарегистрированы возмущения орбитального блока по каналам тангажа, рыскания и вращения, свидетельствующие о появлении значительной боковой силы. Одновременно этой же посторонней силой была отклонена камера основного двигателя, чему противодействовали управляющие токи рулевых машин. После возникновения боковой силы было зарегистрировано постепенное снижение давления в баке горючего, вероятно, в результате его повреждения. То есть, если говорить проще, то по телеметрической информации на основании данных от датчика Т-74 стало понятно, что произошел прогар газовода после турбины турбонасосного агрегата маршевого двигателя РБ. Из места прогара стала бить реактивная струя раскаленных газов, которая и создала непредусмотренный возмущающий момент. Эта же струя прожгла тороидальный бак разгонного блока с керосином. Как выяснилось в ходе работы комиссии, за 4 месяца до этого пуска точно по той же причине произошла авария РБ при наземных контрольных испытаниях, проводимых РКК «Энергия». Однако эта информация не была доведена до заинтересованных сторон. Межведомственная комиссия не занималась анализом причин других аварий. Однако, учитывая время от запуска основного двигателя до аварии 25 декабря 1998 года и предполагаемое время работы разгонного блока до аварии при втором включении во время запуска межпланетной станции «Марс-96» (см. НК №22, 1996), можно предположить, что обе причины отказа были аналогичны. Чтобы более точно разобраться в отказе разгонного блока, в РКК «Энергия» был проведен необходимый объем испытаний. Была однозначно установлена причина, после чего Межведомственная комиссия подписала заключительный акт с рекомендацией по устранению подобных ситуаций. После разбора всех версий отказа ДУ комиссия приняла в качестве основной версию о проникновении газообразного кислорода через увеличенные зазоры в насос окислителя. В отчете комиссии было сказано, что «причиной невыхода двигателя РБ на режим при втором включении явился срыв напора насоса окислителя через ~ 0.2 секунды от команды на второй запуск. Срыв напора насоса окислителя произошел вследствие попадания на вход рабочего колеса насоса окислителя повышенного количества газообразного кислорода из полости охлаждения упорного подшипника через увеличенные зазоры в плавающих кольцах из-за выработки антифрикционного покрытия». Указанная причина была подтверждена проведенными огневыми испытаниями на стенде PKK «Энергия». Комиссия рассмотрела мероприятия по выявлению блоков серии ДМ с дефектными кольцами и операций по их замене на готовых изделиях. Особенно вопрос об уже изготовленных блоках с возможными дефектами волновал партнеров «Энергии» по совместному предприятию ILS, проводящему коммерческие запуски спутников связи с помощью РН «Протон-К» и блоков серии ДМ. 26 января и 25-26 февраля состоялись специальные заседания аварийной комиссии ILS, рассмотревшей вопросы о годности блоков ДМ для коммерческих запусков. На этой комиссии представитель РКК «Энергия» Вячеслав Филин заявил, что все готовые разгонные блоки серии ДМ для выявления возможного наличия на них колец с дефектным напылением были разбиты на группы по срокам изготовления и датам установки на них колец и выяснилось, что два блока ДМ для коммерческих пусков находятся на Байконуре и шесть блоков ДМ для коммерческих пусков находятся на заводе-изготовителе. Были представлены мероприятия по замене ТНА на готовых изделиях, для чего сформированы две бригады по демонтажу и установке ТНА из специалистов РКК «Энергия» и Воронежского механического завода. Рассматривались также операции по их предустановочному тестированию и выявлению температурных отклонений, свидетельствующих о наличии зазора, превышающего установленные допуски. Вячеслав Филин отметил, что в РКК «Энергия» была проведена испытательная «горячая» проверка ДУ с новыми кольцами, которая дала устойчивый положительный результат. Представителей ILS, естественно, волновал вопрос о сроках замены колец на этих восьми блоках. Филин их заверил, что на первых двух из названных блоков ДМ данная операция будет занимать от двух до трех недель, и такой график ни в коем случае не повлечет срыв коммерческих запусков. Для пуска 7 апреля 1998 года ракеты-носителя «Протон-К» с КА Iridium был использован резервный разгонный блок ДМ2 №4Л, который имел в составе маршевого двигателя плавающие антифрикционные кольца с качественным покрытием. Это было подтверждено результатами дефектации двух двигателей блоков ДМ2 №3Л и ДМ2 №4Л и дополнительным металлографическим анализом плавающих колец с аналогичным покрытием. При испытаниях планировавшегося первоначально для этого пуска разгонного блока ДМ2 №3Л температура стенки газовода после турбины (Т-74) составила 553°C при норме 400-430°С. Та же температура у запасного блока ДМ2 №4Л при испытаниях была 414°С. По той же причине пришлось провести замену разгонного блока при пуске 29 апреля носителя 8К82К серии 38402 с КА серии «Космос». При пуске был использован блок 11С861 №96. Планировавшийся ранее для этого пуска разгонный блок 11С861 №92 отправлен на ремонт из-за выявленной при испытаниях повышенной температуры стенки газовода после турбины. Для пуска Echostar 4 будет использован блок ДМ3 №7Л. Он тоже прошел испытания, температурный параметр Т-74 у блока был в норме. На середину июня намечен запуск с помощью РН «Протон-К» серии 38301 спутника Astra-2A. Для пуска предполагается использовать блок ДМ3 №6Л. Однако при его испытаниях температура стенки газовода после турбины составила 511°С. В связи с этим на блоке сейчас проводится доработка. Однако владелец спутника SES (Люксембург) пока отказывается запускать свой аппарат на таком доработанном разгонном блоке. Замена блока может привести к значительной задержке старта. Поэтому РКК «Энергия» и представители ILS предлагают провести повторные испытания блока, чтобы убедить заказчика в его полной надежности. Atlas III – новое поколение носителей И.Афанасьев. НК. Корпорация Lockheed Martin объявила о присвоении обозначения Atlas III последнему семейству ракет-носителей, включающему Atlas IIAR, запуск которого намечен на декабрь 1998 г., и Atlas IIARC, который предполагается запустить в середине 2000 г. Первая ракета будет теперь обозначаться Atlas IIIA, а вторая – Atlas IIIB. «Раз уж мы предлагаем услуги по запуску третьего поколения коммерческих носителей Atlas, необходимо присвоить ракетам этого семейства новое обозначение, с одной стороны, дающие представление об его происхождении и, с другой стороны, указывающее на дополнительные возможности, которые они предоставляют многочисленным американским и иностранным заказчикам», – заявил доктор Рэймонд Колладэй (Raymond S.Colladay), президент Lockheed Martin Astronautics. Высокие характеристики нового семейства определяются установленным на первой ступени российским кислородно-керосиновым двигателем РД-180, что позволило увеличить грузоподъемность Atlas IIIB на геопереходную орбиту до 4500 кг, что на 771 кг больше, чем у Atlas IIAS – самого мощного носителя предыдущего поколения. На второй ступени Atlas IIIА (модернизированный Centaur) установлен один кислородно-водородный RL-10. Вторая ступень Atlas IIIB удлинена и на ней стоят два RL-10. Значительное увеличение грузоподъемности этого носителя достигнуто с минимальными модификациями базового Atlas IIIA. «Ответом Lockheed Martin на требования рынка к увеличению массы спутников явился Atlas IIIB, – сказал Чарльз Ллойд (Charles H.Lloyd), президент компании International Launch Services (ILS). – Мы предлагаем нашим заказчикам эволюционный вариант хорошо зарекомендовавшего себя носителя Atlas». Ранее предполагалось, что на этой ракете будет стоять только один RL-10, а грузоподъемность будет увеличена за счет установки навесных твердотопливных ускорителей. В январе – марте 1998 г. шли работы по модификации стартового комплекса SLC 36B на мысе Канаверал для запуска ракет Atlas III, а в середине марта 1998 г. началась окончательная сборка Atlas IIIA на заводе корпорации вблизи Денвера, шт.Колорадо. С момента выхода ракеты Atlas на рынок коммерческих запусков в 1980-х годах, с ее помощью были запущены 47 спутников, а до 2001 г. включительно будет произведено еще 23 запуска. Компания ILS, осуществляющая маркетинг РН Atlas, была образована в 1995 г. для продвижения на международный рынок запусков российских носителей «Протон» и американских Atlas. Пакет акций ILS делят Отделение коммерческих пусковых услуг корпорации Lockheed Martin и СП LKEI, образованное этой корпорацией совместно с ГКНПЦ им.Хруничева (изготовитель «Протона») и РКК «Энергия» (поставщик разгонного блока Д). Общая стоимость заказов, реализованных от продажи пусковых услуг РН Atlas и «Протон», составляет более 3.5 млрд $. Отделение Astronautics Сектора космических и стратегических ракет корпорации Lockheed Martin со штаб-квартирой в Бетесда (Bethesda), шт.Мэриленд, разрабатывает, испытывает и производит различные перспективные оборонные и космические системы. Основная продукция – КА, РН и наземное оборудование. назад |