вернёмся в библиотеку?


НОВОЕ ВЫДАЮЩЕЕСЯ
ДОСТИЖЕНИЕ СОВЕТСКОЙ
КОСМОНАВТИКИ

Юбилейный ленинский год ознаменовался выдающимися достижениями в истории советской космонавтики. Небывалый по продолжительности и насыщенности программы экспериментов полет космического корабля «Союз-9», новый запуск к Венере автоматической межпланетной станции «Венера-7», успешный запуск спутника «Интеркосмос-3». Продолжающиеся регулярные исследования околоземного космического пространства на спутниках серии «Космос» обогащают науку и технику важнейшими данными, обеспечивают дальнейший прогресс в освоении космоса.

Принципиально новый этап был открыт запуском и успешным завершением сложной программы полета станции «Луна-16». 24 сентября из путешествия на Луну вернулся посланец науки — возвращаемый аппарат с образцами лунного грунта.

Советская программа космических исследований характерна своей целенаправленностью, планомерным систематическим подходом к решению новых научно-технических проблем.

Одно из важных направлений нашей космической программы — изучение Луны и планет Солнечной системы с помощью автоматов.

С каждым годом расширяются задачи, решаемые автоматическими аппаратами. Этот вид космических средств значительно экономичнее пилотируемых кораблей, надежен и обеспечивает передачу или доставку на Землю ценнейшей научной информации именно из тех районов, где пребывание людей пока невозможно, затруднительно или связано с большим риском. Это, разумеется, не исключает непосредственного участия человека в научных исследованиях космического пространства, но пилотируемые полеты предпринимаются лишь тогда, когда они оправданны и необходимы. Полеты человека в космос также подготавливаются автоматическими аппаратами — надежными его помощниками в познании неизведанного.

С помощью автоматических космических аппаратов учеными получен богатейший научный материал о Луне и окололунном пространстве, о Марсе и Венере, о различных областях межпланетного пространства. Все эти сведения значительно расширяют наши знания о Земле и Вселенной, а иногда и изменяют ранее сложившиеся

представления.

Вот уже более 10 лет Луна является объектом исследования с помощью космических аппаратов. В начале 1959 года состоялся запуск в сторону Луны первой советской автоматической станции «Луна-1». Пролетев на расстоянии нескольких тысяч километров от поверхности Луны, станция вышла на гелиоцентрическую орбиту и стала первым искусственным спутником Солнца. Осенью того же года автоматическая станция «Луна-2» доставила на поверхность Луны советский вымпел. Это был первый в истории земной цивилизации перелет космического аппарата с Земли на другое небесное тело.

Спустя месяц третья советская автоматическая станция «Луна-3» впервые сфотографировала невидимую с Земли часть лунной поверхности и передала ее изображение на Землю. В июле 1965 года автоматическая станция «Зонд-3» вновь сфотографировала обратную сторону Луны во время пролета около нее. По фотографиям, переданным обеими станциями, были впервые составлены полная карта и глобус Луны.

Новые возможности в изучении лунной поверхности продемонстрировал полет автоматической станции «Лу-на-9», осуществившей первую мягкую посадку на другое небесное тело. Впервые человечество смогло взглянуть на структуру поверхностного слоя Луны в непосредственной близости. Одновременно этот успех можно рассматривать как крупный шаг на бесконечном пути усложнения и совершенствования автоматических средств познания Вселенной.

В дальнейшем были созданы автоматические искусственные спутники Луны, продолжившие исследования Луны и окололунного космического пространства. В результате полетов станций «Луна-10» и «Луна-12» с орбиты спутника Луны впервые удалось определить характер лунных пород, которые оказались близкими по составу к земным базальтам. Совершив мягкую посадку, станция «Луна-13» провела комплекс исследований на лунной поверхности, в частности, передала важные сведения о механических свойствах поверхностного слоя лунного грунта.

Проведенные полеты показали высокую эффективность автоматических устройств в исследовании небесных тел.

Экспедицией американского корабля «Аполлон-11» начался этап пилотируемых полетов на Луну, Высадка космонавтов Армстронга и Олдрина, а затем и экипажа космического корабля «Аполлон-12» на поверхность нашего естественного спутника еще более расширили возможности исследования Луны, На Землю были доставлены первые образцы лунной породы, взятые из двух различных районов Луны. Изучение в земных лабораториях этих образцов позволило внести некоторые уточнения в основные характеристики этой породы: структуру, химический состав, физические свойства.

Тем не менее полученные до настоящего времени результаты еще не позволяют сделать окончательные выводы по многим основным вопросам изучения Луны, связанным с ее происхождением, возрастом и строением. Для ответа на них необходим широкий комплекс новых исследований, в том числе изучение пород, взятых из различных районов лунной поверхности.

Успешные полеты станций «Луна», а также решение задачи возвращения на Землю научных лабораторий (полеты станций «Зонд-5», «Зонд-6», «Зонд-7») подтвердили правильность пути исследования Луны с помощью аппаратов.

Перед советскими учеными, конструкторами, инженерами и рабочими была поставлена задача дальнейшего усовершенствования космических автоматов, разработка новых сложнейших элементов и узлов автоматических систем. Достижения нашей науки в области автоматического управления, опытные кадры в промышленности позволили блестяще справиться с этой задачей. Доказательство тому — замечательный успех станции «Луна-16», полет которой позволил решить важнейшую научно-техническую проблему космонавтики — забор образцов грунта с небесного тела Солнечной системы и доставку их на Землю.

УСТРОЙСТВО СТАНЦИИ «ЛУНА-16»

Автоматическая станция «Луна-16» состоит из посадочной ступени с грунтозаборным устройством и космической ракеты «Луна — Земля» с возвращаемым аппаратом. Вес станции при посадке на Луну 1880 кг.


Станция «Луна-16»

Посадочная ступень представляет собой самостоятельный ракетный блок многоцелевого назначения, имеющий жидкостный ракетный двигатель, систему баков с компонентами топлива, приборные отсеки и амортизированные опоры для посадки на поверхность Луны. На посадочной ступени установлены также антенны бортового радиокомплекса.

Двигательная установка посадочной ступени имеет основной двигатель с регулируемой тягой для осуществления торможения, а также два самостоятельных двигателя малой тяги, работающих на завершающем участке посадки. Основной двигатель посадочной ступени имеет возможность многократного запуска.

В приборных отсеках посадочной ступени расположены счетно-решающие и гироскопические приборы системы управления, стабилизации, электронные приборы системы ориентации, радиопередатчики и приемники бортового радиоизмерительного комплекса, работающие в нескольких диапазонах радиоволн, программно-временное устройство, автоматически управляющее работой всех систем и агрегатов, химические аккумуляторные батареи и преобразователи тока, элементы системы терморегулирования, автономные радиосредства измерения высоты, горизонтальной и вертикальной составляющих скорости при посадке на поверхность Луны, телефотометры для передачи служебной информации о районе бурения, научные приборы, определяющие температурные и радиационные условия как на участке перелета, так и на поверхности Луны.

При подъеме с Луны посадочная ступень служила стартовым устройством для ракеты «Луна — Земля».

Вне приборных отсеков на внешних поверхностях посадочного устройства установлены реактивные микродвигатели систем ориентации и стабилизации, баллоны с запасом рабочего тела для них, оптические датчики системы ориентации.

В верхней части посадочной ступени установлена космическая ракета «Луна — Земля».

Ракета «Луна — Земля» представляет собой самостоятельный ракетный блок с жидкостным реактивным двигателем, системой сферических баков с компонентами топлива.

На центральном баке укреплен цилиндрический приборный отсек, внутри которого установлены электронные, счетно-решающие и гироскопические приборы системы управления ракетой, передающие, приемные, дешифрирующие и программно-временные приборы бортового радиокомплекса ракеты, химические аккумуляторные батареи и преобразователи тока, электрические приборы бортовой автоматики.

На внешней поверхности приборного отсека ракеты установлены четыре штыревые приемо-передзющие антенны бортового радиокомплекса.

В верхней части приборного отсека с помощью металлических стяжных лент прикреплен возвращаемый аппарат сферической формы. Ленты, закрепляющие возвращаемый аппарат, соединены специальным пиротехническим замком, который открывается по радиокоманде из центра управления полетом при подходе ракеты к Земле.

Возвращаемый аппарат представляет собою металлический шар, на внешней поверхности которого нанесено специальное теплозащитное покрытие, предохраняющее аппарат и установленное внутри него оборудование от воздействия высоких температур при входе в атмосферу Земли.

Внутренний объем возвращаемого аппарата разделен на три изолированных отсека. В одном из них, наибольшем по объему, расположены: радиопеленгационные передатчики, обеспечивающие возможность обнаружения возвращаемого аппарата при спуске на парашюте и на Земле, химические аккумуляторные батареи, элементы автоматики и бортовое программное устройство, управляющие вводом в действие парашютной системы.


Компановки возвращаемого аппарата станции «Луна-16»

Во втором отсеке расположены в сложенном виде парашют, четыре упругие антенны пеленгационных передатчиков, два наполняемых газом эластичных баллона, обеспечивающих необходимое положение возвращаемого аппарата на поверхности Земли после посадки.

Третьим отсеком является цилиндрический контейнер для образцов грунта, взятого с поверхности Луны. Контейнер имеет с одной стороны приемное отверстие, герметически закрываемое специальной крышкой после помещения в него лунной породы.

Грунтозаборное устройство установлено на посадочной ступени и состоит из трех основных частей:

— бурового станка с системой электрических приводов и бурового снаряда;

— штанги, на которой укреплен буровой станок;

— приводов, перемещающих штангу в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

При разработке грунтозаборного устройства особое внимание было уделено решению задач создания бурового станка, способного осуществить бурение и забор пробы лунного грунта различной плотности — от самого рыхлого (пылевидного) до самого твердого, подобного земным базальтам и гранитам. При этом учитывалась необходимость создания грунтозаборного устройства с минимальным весом и энергопотреблением.

Грунтозаборное устройство автоматической станции «Луна-16» обеспечило полностью выполнение задачи бурения, транспортировки взятого образца грунта с поверхности Луны к контейнеру возвращаемого аппарата и помещение его внутрь контейнера.

***

На автоматической станции «Луна-16» были установлены вымпел и знак с изображением Государственного герба Советского Союза.

Вымпел, выполненный в виде тонкой прямоугольной металлической пластины, был установлен на посадочной ступени. На лицевой стороне пластины имеется надпись: «Союз Советских Социалистических Республик», а также Герб Советского Союза; на оборотной стороне — по правому полю надпись: «Луна-16» сентябрь 1970», а на основном поле изображены старт ракеты с поверхности Луны, трасса Луна — Земля, земной шар с очертаниями территории Советского Союза и обозначением места посадки возвращаемого аппарата.

Государственный знак, имеющий форму пятиугольника, был установлен на возвращаемом аппарате. На его лицевой стороне — надпись «СССР» и Герб Советского Союза; на оборотной стороне — в центре пятиугольника — изображение станции «Луна-16», выполняющей по программе забор лунного грунта. На этой же стороне — обрамляющая надпись: «Луна-16» сентябрь 1970 Земля — Луна — Земля».

ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОЛЕТА

Полет станции «Луна-16» можно подразделить на следующие основные этапы: старт и полет к Луне, работа на ее поверхности, возвращение на Землю.

СТАРТ И ПОЛЕТ К ЛУНЕ

Автоматическая станция «Луна-16» стартовала 12 сентября 1970 г. Выведение на орбиту искусственного спутника Земли было осуществлено с помощью более мощной ракеты-носителя по сравнению с ракетой-носителем, обеспечившей запуск автоматических станций «Луна-9» и «Луна-13».

Параметры промежуточной околоземной орбиты, с которой стартовала к Луне станция «Луна-16», по данным обработки траекторных измерений, составили: максимальная высота над поверхностью Земли — 212,2 километра; наклонение к плоскости экватора — 51 градус 36 минут.

По сигналу бортового программно-временного устройства через 70 минут после старта был включен двигатель последней ступени ракеты-носителя, который сообщил станции дополнительную скорость, в результате чего станция вышла на траекторию полета к Луне.

На пути к Луне была проведена одна из двух запланированных коррекций траектории движения станции для обеспечения точного выхода станции в расчетный район окололунного пространства. Исходные данные для проведения коррекции траектории: величина и направление корректирующего импульса, а также время включения двигателя были рассчитаны в координационно-вычислительном центре по результатам обработки траекторных измерений. Эти данные в виде специальных кодограмм были переданы по радио на борт станции в очередном сеансе связи и «заложены» в блок памяти программно-временного устройства.

В начале сеанса коррекции станция с помощью системы управления и оптических датчиков системы ориентации была точно сориентирована в пространстве относительно Солнца и Земли таким образом, чтобы двигатель принял заданное для коррекции направление.

После завершения всех подготовительных операций 13 сентября 1970 г. по команде системы управления был включен двигатель, который, проработав заданные 6,4 секунды, сообщил станции необходимый корректирующий импульс. Проведенные в последующем траек-торные измерения показали, что станция с высокой точностью должна прийти в заданную точку окололунного пространства, в результате чего отпала необходимость во второй коррекции траектории.



Схема полета станции «Луна-16»

Проведенная коррекция предназначалась для ликвидации незначительных отклонений траектории движения станции от расчетной траектории.

Чтобы представить себе требования к исключительно высокой точности работы бортовых систем, достаточно сказать, что отклонение на 1 метр в секунду от расчетной скорости в момент выключения двигателя последней ступени (что составляет всего около 0,01 процента от этой скорости) приводит к промаху у Луны до 300 километров.

При достижении станцией заданного района окололунного пространства была произведена подготовка и осуществлено второе включение двигателя посадочной ступени с целью уменьшения скорости подлета к Луне и перевода станции на орбиту спутника Луны. При этом требовалась высокая точность ориентации станции и величины тормозного импульса. Включение двигателя для решения этой задачи было произведено 17 сентября в 2 часа 38 минут, после чего станция «Луна-16» перешла на селеноцентрическую круговую орбиту с удалением от лунной поверхности 110 километров.

В дальнейшем была успешно решена сложная задача формирования предпосадочной орбиты с низким периселением. Такая орбита была необходима для создания оптимальных условий работы автономных систем управления на участках спуска и посадки станции на поверхность Луны.

С этой целью в течение трех суток пребывания станции на селеноцентрической орбите было проведено два маневра. С помощью первого форма орбиты была изменена и стала эллиптической с высотой в периселении (наименьшее удаление от поверхности Луны) 15 километров и высотой в апоселении (наибольшее удаление от поверхности Луны) 110 километров. В результате второго маневра была несколько повернута плоскость орбиты в пространстве до нужного положения, высота в апоселении при этом составила 106 километров.

20 сентября в 6 часов 06 минут был начат один из наиболее ответственных этапов полета станции — подготовка к осуществлению мягкой посадки на лунную поверхность. В течение подготовительных операций с 6 часов 41 минуты до 7 часов 31 минуты станция находилась за лунным диском и радиосвязь с ней не поддерживалась.

После ряда операций по ориентации станции и программных разворотов в 8 часов 12 минут был включен двигатель посадочной ступени, в результате чего скорость станции уменьшилась до значения, обеспечивающего переход в режим снижения. При этом станция удерживалась в строго определенном положении стабилизирующими органами системы управления.

При достижении заданных значений высоты и вертикальной скорости спуска, которые непрерывно измерялись бортовым доплеровским измерителем скорости и высотомером, был еще раз включен двигатель посадочной ступени. Скорость станции снизилась на высоте 20 метров примерно до 2,5 метра в секунду.

На этой высоте над лунной поверхностью был выключен основной двигатель станции и включены два двигателя малой тяги, обеспечившие мягкую посадку на поверхность Луны. Эти два двигателя были выключены в непосредственной близости от поверхности Луны по команде от гамма-высотомера.

Мягкая посадка станции была осуществлена в 8 часов 18 минут 20 сентября 1970 г. в районе Моря Изобилия в точке с координатами 0 градусов 41 минута южной широты и 56 градусов 18 минут восточной долготы. При этом фактическое отклонение от центра выбранной площадки было незначительным.

Большое значение для успешного выполнения программы полета станции «Луна-16» имела работа наземного командно-измерительного комплекса. Данные траекторных измерений, систематически производившихся средствами Центра дальней космической связи, непрерывно обрабатывались на электронно-вычислительных машинах. Это позволяло надежно определять параметры траектории движения станции «Луна-16» на всех этапах ее полета, рассчитывать и контролировать маневры на окололунной орбите, прогнозировать и уточнять координаты точек посадки на Луне и на Земле. Надежная работа бортовых автоматических систем станции «Луна-16», слаженная работа измерительных средств и четкое управление полетом обеспечили посадку станции в пределах заранее выбранной на Луне площадки и в дальнейшем гарантированное возвращение аппарата с образцами лунного грунта в заданный район территории Советского Союза.


Схема посадки станции «Луна-16» на Луну

РАБОТА НА ПОВЕРХНОСТИ ЛУНЫ

После посадки на поверхность Луны по команде с Земли был включен бортовой радиокомплекс. Анализ полученной информации показал нормальное состояние как станции в целом, так и отдельных ее систем. Определено было также и положение станции на лунной поверхности.

Затем на борт станции была передана команда на ввод в действие грунтозаборного устройства. Открылся замок, удерживающий грунтозаборное устройство во время полета станции, и штанга с буровым станком под воздействием одного из приводов заняла вертикальное положение. По команде с Земли были включены камеры телефотометров, обеспечившие передачу на Землю информации о месте бурения. Далее штанга под воздействием второго привода повернулась вокруг вертикальной оси на 180 градусов с тем, чтобы при последующем отводе штанги в горизонтальное положение корпус бурового станка оказался обращенным рабочей частью к лунной поверхности. В это же время, также по команде с Земли, сработало устройство, открывшее крышку бурового станка. Штанга была опущена до соприкосновения бурового станка с поверхностью Луны. По сигналу оператора были включены приводы бурового механизма.

Бурение и извлечение грунта производилось специальным буром, представляющим собой пустотелую трубу с резцами на торце. Одновременно с бурением производилось измерение плотности исследуемой породы. Скорость углубления бура в лунную породу контролировалась с Земли. После окончания бурения бур с лунной породой был введен в корпус бурового станка. Вновь был включен привод штанги грунтозаборного устройства. Штанга была поднята в вертикальное положение и повернута на 180 градусов вокруг своей оси. Бур был подведен к приемному отверстию герметичного контейнера возвращаемого аппарата. Очередная команда с Земли переместила бур с лунной породой внутрь контейнера. Затем бур был отделен от буровой установки. После этого приемное отверстие о контейнере возвращаемого аппарата было автоматически герметично закрыто.

Кроме решения основной задачи — взятия лунного грунта, производились также измерения температуры элементов конструкции станции и уровня радиации на лунной поверхности, результаты которых передавались на Землю.

Дальнейший этап работ предусматривал подготовку к старту и старт ракеты «Луна — Земля». При этом на борт ракеты в запоминающее устройство ее системы управления было «заложено» необходимое значение той скорости, которую ракета должна была приобрести при взлете с Луны.

Старт ракеты «Луна — Земля» был произведен по команде с Земли в 10 часов 43 минуты 21 сентября 1970 г.

ВОЗВРАЩЕНИЕ НА ЗЕМЛЮ

После старта по достижении необходимой скорости, равной 2708 метрам в секунду, был выключен двигатель, и ракета с возвращаемым аппаратом устремилась к Земле. Полет ее проходил по баллистической траектории.

18!Коррекция траектории возвращения не предусматривалась. При движении ракеты к Земле Центр дальней космической связи регулярно проводил траекторные измерения, по результатам которых уточнялся район приземления возвращаемого аппарата на территории Казахстана.

При подлете 24 сентября в 4 часа 50 минут по команде с Земли возвращаемый аппарат был отделен от приборного отсека космической ракеты, а в 8 часов 10 минут он вошел в плотные слои атмосферы Земли.

Скорость входа аппарата была несколько выше 11 километров в секунду. Аппарат развернулся лобовой частью против встречного потока воздуха. Демпфирующее устройство надежно удерживало аппарат в этом положении и тем самым обеспечило наиболее выгодный режим торможения возвращаемого аппарата в атмосфере. Максимальные перегрузки, действовавшие на возвращаемый аппарат при аэродинамическом торможении, достигали 350 единиц. Температура пограничного слоя при этом превышала 10000 градусов Цельсия.

В процессе нарастания перегрузок произошло включение программно-временного механизма и командных датчиков перегрузок и давления. Датчик перегрузок выдал сигнал на отстрел крышки парашютного отсека после прохождения максимальных температур и перегрузок. Тормозной парашют раскрылся при скорости снижения 300 метров в секунду на высоте 14,5 километра. Далее по сигналу барометрического датчика на высоте около 11 километров произошло отделение тормозного парашюта и открылся основной парашют. Одновременно с этим включились пеленгационные радиопередатчики.

В 8 часов 14 минут самолетами и вертолетами поискового комплекса, которые сосредоточились в расчетном районе приземления возвращаемого аппарата, были приняты радиосигналы, а затем спуск на парашюте визуально наблюдался с вертолета, который сопровождал его до поверхности Земли. В 8 часов 26 минут возвращаемый аппарат совершил посадку на Землю в восьмидесяти километрах юго-восточнее города Джезказган. Предварительный осмотр показал, что аппарат успешно выдержал условия полета. Возвращаемый аппарат с образцами лунной породы был доставлен в Москву, и контейнер с грунтом передан в Академию наук СССР.

Обеспечение полета станции «Луна-16» осуществлялось разветвленной сетью наземных измерительных пунктов, расположенных на территории Советского Союза и судах Академии наук СССР. Управление полетом станции «Луна-16» производилось из Центра дальней космической связи. Все службы стартового, наземного командно-измерительного и поисковых комплексов обеспечили четкую работу и взаимодействие в течение всего полета станции.

ЛУННЫЙ ГРУНТ НА ЗЕМЛЕ

После извлечения из возвращаемого аппарата герметичный контейнер с лунным веществом был доставлен в специальную лабораторию Академии наук СССР и установлен в приемную камеру. Перед помещением в камеру были произведены дозиметрические измерения, и вслед за этим весь контейнер тщательно стерилизован.

Приемная камера была оборудована устройством для вскрытия контейнера с веществом, предварительного его изучения и расфасовки. Все эти операции производились в контролируемой газовой среде с соблюдением условий необходимой стерильности.

После закрепления ампулы в камере с помощью безмасляных средств откачки был создан высокий вакуум. Затем камера была наполнена инертным газом (гелием) высокой чистоты до атмосферного давления. Это исключало взаимодействие лунного вещества с активными компонентами земной атмосферы—кислородом, водой и продуктами стерилизации, предварительно удаленными при вакуумировании, которые могли необратимо изменить свойства лунного вещества. Вскрытие контейнера и извлечение из него бура проводились оператором, находящимся с внешней стороны приемной камеры. Оператор при этом пользовался стерильным инструментом, заранее помещенным в камеру. Изъятый из контейнера бур оказался покрытым тонким слоем лунной пыли. Извлеченное из него вещество было помещено на просмотровый лоток с сохранением распределения лунного вещества во взятой пробе по глубине. Вслед за этим лунное вещество было осмотрено и сфотографировано через иллюминаторы камеры, изготовленные из оптического стекла.

Фотографирование производилось многократно, под различными углами, при разной освещенности и увеличении.

Взятая проба в основной своей массе состоит из тонкозернистых минеральных частиц. Цвет вещества в общей массе — серый.

Внешний вид лунного вещества, доставленного автоматической станцией «Луна-16» из района Моря Изобилия, свидетельствует о его рыхлом строении, наличии заметных сил сцепления между частицами.

Дозиметрические исследования не обнаружили значительного превышения интенсивности гамма-излучения лунного вещества над интенсивностью гамма-излучения земных пород с малым содержанием естественных радиоактивных элементов.

Для дальнейшего детального изучения лунное вещество будет расфасовано в специальные контейнеры и передано в специализированные институты и лаборатории. Контейнеры будут извлекаться из камеры через шлюзовое устройство, обеспечивающее сохранность инертной атмосферы, окружающей лунные образцы в приемной камере.

До получения результатов токсикологического и биологического анализов лунное вещество подвергнуто периоду карантина в приемной камере. В дальнейшем будет проводиться изучение радиационных, химических, физико-механических, теплофизических и других свойств лунного вещества.

Результаты этих исследований будут опубликованы в научной печати.

***

Завершен исключительно важный эксперимент в советской космической программе, открывающий принципиально новые возможности в изучении планет Солнечной системы. Впервые в мировой практике освоения космоса успешно решена принципиально новая задача полета автоматического космического аппарата на другое небесное тело, взятия образцов его грунта и возвращения на Землю.

Помимо решения крупнейшей научно-технической задачи — полета автоматической станции «Луна-16» — большое значение имеет доставка лунного грунта на Землю. Для познания происхождения и эволюции Солнечной системы очень важно определить состав вещества, из которого состоят различные небесные тела.

Ученые достаточно хорошо изучили состав поверхностного слоя Земли, а также состав небольших тел — метеоритов, случайным образом попадающих на поверхность Земли. На повестке дня — изучение состава других объектов в Солнечной системе. Успешно завершенный полет станции «Луна-16» создает предпосылки для более широкого применения автоматических аппаратов для систематического изучения районов небесных тел надежными и экономически выгодными способами.

В ходе полета получены ценные данные о работоспособности новой конструкции, ее высокой надежности, что поможет создать новые типы космических летательных аппаратов недалекого будущего.

Новое выдающееся достижение нашей страны советские ученые, инженеры и рабочие—создатели автоматической станции «Луна-16» — посвятили знаменательному событию в жизни нашего народа — предстоящему XXIV съезду Коммунистической партии Советского Союза.

(ТАСС).

далее
в начало
назад