СООБЩЕНИЯ ТАСС
В соответствии с программой исследования космического пространства 12 сентября 1970 года в 16 часов 26 минут по московскому времени в Советском Союзе произведен запуск автоматической станции «Луна-16».
Цель полета станции — проведение научных исследований Луны и окололунного пространства.
Автоматическая станция «Луна-16» стартовала к Луне с орбиты искусственного спутника Земли и вышла на траекторию, близкую к расчетной.
По данным телеметрической информации, бортовые системы и агрегаты станции функционируют нормально. Средства наземного командно-измерительного комплекса поддерживают со станцией устойчивую радиосвязь. Координационно-вычислительный центр ведет обработку поступающей информации.
Автоматическая станция «Луна-16», выведенная на траекторию полета к Луне 12 сентября 1970 года, продолжает полет.
В ходе полета по трассе Земля-Луна со станцией было проведено 26 сеансов связи, во время которых проводились измерения параметров траектории движения и проверялась работа бортовых систем. 13 сентября была проведена коррекция траектории движения станции для обеспечения выхода ее в расчетную точку окололунного пространства.
17 сентября при подлете к Луне автоматическая станция «Луна-16» была сориентирована в пространстве по Солнцу и Земле. Затем в расчетной точке траектории была включена двигательная установка, которая сообщила станции необходимый тормозной импульс, в результате чего станция «Луна-16» перешла на круговую орбиту искусственного спутника Луны со следующими параметрами:
высота над поверхностью Луны — 110 километров;
наклонение орбиты к плоскости лунного экватора — 70 градусов;
период обращения — 1 час 59 минут.
Центр дальней космической связи поддерживает устойчивую радиосвязь с автоматической станцией «Луна-16».
По данным телеметрической информации, бортовая аппаратура функционирует нормально. Координационно-вычислительный центр ведет обработку поступающей информации.
20 сентября 1970 года в 8 часов 18 минут по московскому времени в соответствии с программой полета автоматическая станция «Луна-16» совершила мягкую посадку на поверхность Луны в районе Моря Изобилия. Селенографические координаты места посадки станции: О градусов 41 минута южной широты; 56 градусов 18 минут восточной долготы.
Как уже сообщалось, 17 сентября 1970 года станция вышла в расчетную точку окололунного пространства и после включения двигательной установки перешла на круговую орбиту искусственного спутника Луны с высотой полета 110 километров над ее поверхностью.
18 и 19 сентября было осуществлено маневрирование на окололунной орбите, в результате чего станция перешла на эллиптическую орбиту с параметрами:
— максимальная высота над поверхностью Луны (в апоселении) — 106 километров;
— минимальная высота над поверхностью Луны (в периселении) — 15 километров;
— наклонение орбиты к плоскости лунного экватора — 71 градус;
— период обращения — 1 час 54 минуты.
Сход станции с этой орбиты и прилунение происходили в два этапа. На первом этапе после проведения траекторных измерений, ориентации и выдачи команды на спуск в расчетной точке была включена двигательная установка и начался сход с орбиты. На втором этапе на высоте 600 метров от поверхности Луны начался участок управляемого прецизионного торможения. Двигательная установка станции была включена вновь, и режим тяги основного двигателя изменялся в соответствии с выбранной программой управления и поступающей информацией о скорости и высоте снижения.
На высоте 20 метров от поверхности Луны основной двигатель закончил работу, и дальнейшее торможение космического аппарата происходило при помощи двигателей малой тяги. На высоте около 2 метров они были выключены, и автоматическая станция «Луна-16» мягко опустилась на поверхность Луны.
За девять дней космического полета со станцией было проведено 68 сеансов связи. Согласно поступающей информации из Центра дальней космической связи, все бортовые системы станции работают нормально.
Продолжая выполнение научной программы исследования Луны и окололунного пространства, автоматическая станция «Луна-16» приступила к исследованиям на поверхности Луны.
Советская автоматическая станция «Луна-16», совершившая мягкую посадку в районе Моря Изобилия, выполнила программу работы на лунной поверхности и 21 сентября 1970 года в 10 часов 43 минуты по московскому времени с нее стартовала космическая ракета к Земле. На борту космической ракеты находятся образцы лунного грунта.
Центральное место в программе полета станции «Луна-16» отводилось решению принципиально новой задачи — автоматической доставке лунного грунта на Землю. После посадки станции «Луна-16» был выполнен комплекс технологических операций, включавших измерение углового положения станция относительно местной вертикали и проверки функционирования различных агрегатов и бортовых систем.
По завершении подготовительных операций была подана команда на начало работы грунтозаборного механизма. Электрический бур станции «Луна-16», управляемый по командам с Земли и имеющий возможность перемещения в горизонтальной и вертикальной плоскостях, был выставлен в необходимое положение, произвел бурение лунного грунта и осуществил забор образцов породы до глубины 350 миллиметров.
По окончании бурения лунная порода с помощью манипулятора была помещена в контейнер космической ракеты и загерметизирована.
Используя посадочную ступень станции как стартовую платформу, космическая ракета с возвращаемым аппаратом, содержащим образцы лунной породы, стартовала с Луны. Посадочная ступень осталась на ее поверхности и продолжает производить температурные и радиационные измерения.
Космическая ракета вышла на баллистическую траекторию движения к Земле, близкую к расчетной. С ней проведено два сеанса радиосвязи на частоте 183,6 мегагерц.
Проводятся траекторные и телеметрические измерения с целью уточнения района посадки на Землю, которая произойдет 24 сентября 1970 года.
При подлете ракеты к Земле от нее отделится возвращаемый аппарат с образцами лунной породы, который войдет в плотные слои атмосферы и после аэродинамического торможения совершит спуск на парашюте.
Поскольку район территории возможного приземления довольно большой, поиск и обнаружение возвращаемого аппарата будут представлять сложную задачу.
Средства поискового комплекса приведены в необходимую готовность.
На 10 часов московского времени 22 сентября космическая ракета находилась на расстоянии 306 тысяч километров от Земли.
Центр дальней космической связи продолжает поддерживать с ракетой устойчивую радиосвязь. В очередных сеансах были выполнены траекторные и телеметрические измерения.
Давление и температура в отсеках ракеты поддерживаются в заданных пределах.
На 11 часов 40 минут московского времени 23 сентября космическая ракета находилась на расстоянии 185 тысяч километров от Земли.
С ракетой поддерживается устойчивая радиосвязь. Все бортовые системы функционируют нормально. Давление в приборном отсеке ракеты и возвращаемом аппарате 760 миллиметров ртутного столба, температура плюс 1 градус Цельсия.
Обработка траекторных измерений позволила уточнить координаты точки входа возвращаемого аппарата в атмосферу Земли и район его посадки.
Возвращаемый аппарат приземлится на территории Казахской ССР в 8 часов 20 минут московского времени 24 сентября.
24 сентября 1970 года в 8 часов 26 минут по московскому времени возвращаемый аппарат автоматической станции «Луна-16» совершил мягкую посадку в расчетном районе Советского Союза в 80 километрах юго-восточнее города Джезказган Казахской ССР.
Возвращаемый аппарат, в котором находится герметизированный контейнер с образцами лунного грунта, наблюдался средствами поискового комплекса при спуске на парашюте. После приземления аппарат взят на борт вертолета для последующей доставки его в Москву.
Контейнер с лунной породой будет передан в Академию наук СССР для анализа и изучения. Результаты исследований будут опубликованы.
Впервые в истории освоения космического пространства лунный грунт доставлен на Землю с помощью автоматического аппарата.
Советской космической наукой и техникой блестяще решена новая научно-техническая проблема!
Впервые в истории космонавтики автоматический аппарат совершил рейс Земля — Луна — Земля, доставив на Землю образцы лунной породы. Программа научно-технических исследований Луны и окололунного пространства советской автоматической станцией «Луна-16» выполнена полностью.
Осуществление этой задачи представляло большую техническую сложность и потребовало напряженной творческой работы коллективов ученых, конструкторов, инженеров, техников, рабочих для обеспечения надежной и безотказной работы всех элементов конструкции, бортовых систем, наземных средств наблюдения и управления, четких действий специалистов на всех этапах полета стоматической станции.
Уникальный космический эксперимент проходил в несколько этапов.
Стартовав к Луне 12 сентября 1970 года, станция 17 сентября была выведена на селеноцентрическую круговую орбиту. В результате маневрирования в окололунном пространстве станция перешла на эллиптическую орбиту, с которой 20 сентября в 8 часов 18 минут по московскому времени совершила мягкую посадку на поверхность Луны в районе Моря Изобилия.
После посадки по команде с Земли грунтозаборное устройство специальной конструкции произвело бурение грунта и взятие образцов лунной породы, которые были автоматически помещены в герметичный контейнер возвращаемого аппарата.
Станция находилась на Луне 26 часов 25 минут. Кроме забора грунта, в этот период проводились температурные и радиационные измерения, уточнялись координаты места посадки, проводилась проверка функционирования бортовых систем и агрегатов станции, определялось положение продольной оси станции относительно местной вертикали. В последующих сеансах связи на борт станции была передана программа старта с Луны.
21 сентября 1970 года в 10 часов 43 минуты по московскому времени, используя посадочную ступень станции как стартовую платформу, с Луны стартовала космическая ракета с возвращаемым аппаратом.
Выполнение автоматического старта космической ракеты станции «Луна-16» с поверхности Луны потребовало решения комплекса принципиально новых задач.
Для старта и вывода станции на расчетную баллистическую траекторию, обеспечивающую посадку в намеченный район Земли, необходимо было точно определить координаты точки прилунения, время старта с Луны и обеспечить достижение необходимой скорости в конце активного участка. Эти задачи были успешно выполнены.
В процессе полета на трассе Луна — Земля средствами наземного командно-измерительного комплекса проводились измерения траектории полета космической ракеты и по мере приближения к Земле уточнялись координаты места посадки возвращаемого аппарата.
24 сентября космическая ракета станции «Луна-16» со второй космической скоростью приблизилась к Земле. Перед входом в атмосферу возвращаемый аппарат отделился от космической ракеты, вошел в плотные слои атмосферы и продолжал снижение по баллистической траектории. После аэродинамического торможения была введена в действие парашютная система, и возвращаемый аппарат с лунным грунтом после плавного спуска произвел посадку в расчетном районе Советского Союза недалеко от космодрома, с которого 12 сентября был осуществлен старт ракеты-носителя.
Все этапы полета автоматической станции «Луна-16» — полет к Луне и по окололунной орбите, посадка на Луну, забор лунного грунта, старт с Луны и возвращение на Землю — прошли в соответствии с программой и расчетными данными.
Поисковая служба, оснащенная радиолокационными станциями и авиационными средствами, обеспечила быстрое обнаружение и эвакуацию возвращаемого аппарата станции «Луна-16» с образцами лунного грунта.
В 8 часов 10 минут аппарат вошел в плотные слои атмосферы Земли.
В 8 часов 14 минут был запеленгован сигнал передатчика возвращаемого аппарата, и его спуск на парашюте визуально наблюдался с вертолетов и самолетов службы поиска.
В 8 часов 26 минут аппарат совершил посадку на Землю.
После доставки в Москву капсула с лунным грунтом была изъята из контейнера возвращаемого аппарата в специальных условиях с соблюдением необходимой стерильности. Образцы грунта подвергнуты карантину и будут переданы институтам Академии наук СССР для научных исследований по специально разработанной программе.
Завершен еще один космический эксперимент. Впервые в исследовании космического пространства автоматическим аппаратом доставлены на Землю образцы лунного грунта.
Полет станции «Луна-16» представляет собой выдающееся достижение отечественной науки и техники, открывающее новые широкие возможности для проведения систематических научных исследований небесных тел с помощью автоматических аппаратов.
Репортажи из координационно-
вычислительного центра
«Луна-16» спешит к Земле. В герметичном отсеке тщательно упакован драгоценный груз: образцы лунной породы! С волнением прислушиваются к усиливающимся сигналам станции дежурные операторы наземных пунктов слежения, в последний раз отрабатывают предстоящие действия все те, кто будет встречать ее на Земле, нетерпеливо ждут финиша ученые — астрономы, геологи, химики.
Всего несколько десятков часов осталось до прибытия «лунного экспресса» на станцию Земля. Перед самым входом в плотные слои атмосферы нашей планеты от станции отделится спускаемый аппарат. На считанные минуты он превратится в огненный шар, стремительно замедляющий свое падение. Затем он повиснет на стропах парашютов, издавая призывный радиоклич.
Все это произойдет в назначенное время — на космических трассах не бывает опозданий. Прогнозы баллистиков по точности сравнимы с предсказаниями солнечных затмений: ведь «Луна-16» сейчас такое же небесное тело, как и сама Луна, столь гостеприимно принявшая нашего космического посланца!
Проведен очередной сеанс связи, обработана полученная информация. Станция летит к Земле строго по намеченному пути, на борту все в порядке. До следующего сеанса связи — несколько часов. Можно передохнуть, но мысли все время возвращаются к удивительному аппарату и его загадочному грузу.
Назвать его загадочным есть все основания. Первые результаты исследований лунных пород породили много вопросов. Выяснилось, например, что породы из Моря Спокойствия и Океана Бурь значительно отличаются друг от друга как по структуре, так и по химическому составу. А ведь раньше ученые считали, что все лунные моря возникли в результате каких-то одинаковых или сходных процессов. Не пролит пока свет и на происхождение Луны. Совершенно ясно, что здесь нужны фундаментальные исследования, и прежде всего значительное количество проб грунта из различных районов Луны. И одна из них — уникальный груз из Моря Изобилия — несется сейчас со все возрастающей скоростью к нашей планете.
Замечательный полет, который завершается на наших глазах, навсегда войдет яркой страницей в историю освоения космоса. Чтобы представить себе всю сложность выполненной задачи, обратим внимание хотя бы только на высокую точность прилунения. Для этого потребовались уникальные измерения низкой окололунной орбиты и исключительно точные маневры станции. При расчете этих маневров надо было учесть малоизвестные эволюции орбиты под влиянием аномалий лунного поля тяготения. Специалисты наземных измерительных пунктов и вычислительных центров СССР, проводившие эту сложнейшую работу, могут по достоинству гордиться своим вкладом в обеспечение полета «Луны-16».
Как же происходила посадка станции на поверхность Луны? Перед мысленным взором пробегают события этого удивительного и напряженного утра 20 сентября.
В назначенный момент на борту станции включилась система астроориентации. Чувствительные датчики начали поиск навигационных светил — Солнца и Земли. Найти их не так уж просто, как кажется на первый взгляд. Станция кружится на небольшом расстоянии от Луны — для нее Солнце и Земля периодически восходят и заходят, каждое светило в свое время. Правда, «выкроить» подходящий по времени участок совместной их «видимости» с борта станции все-таки можно. Это и было сделано. Но интервал времени не так уж велик. Может быть, станция не успеет сориентироваться? Еще раз проверяются различные варианты. Нет, все будет нормально.
И Солнце и Земля «отысканы» довольно быстро. Операторы Центра управления полетом убедились, что ориентация правильная, что датчики не «перепутали» Землю с Луной. Теперь эстафета «передается» гироскопам системы управления. Идет разворот станции на заданные углы относительно «опорного» положения. Разворот закончен — теперь станция будет лететь не шелохнувшись, строго удерживая заданное положение. Программно-временное устройство отсчитывает секунды. Близится расчетная точка включения тормозной установки. В это время сопло двигателя будет «смотреть» вперед. И вот электронный диспетчер дает команду на запуск. В небе над Луной вспыхивает оранжевый факел. Станция медленно начинает «съезжать» вниз. Атмосферы у Луны нет — вся кинетическая энергия аппарата гасится только работой тормозного двигателя.
Спуск идет по строго заданной траектории — в нужные моменты автоматически включаются управляющие сопла. Они ликвидируют малейшие отклонения от расчетной кривой спуска.
До поверхности остается совсем немного. Больше, чем обычно, напрягаются лица людей, следящих за полетом. Сухие цифры,- но как много они говорят! Если уж говорить об эффекте «сопереживания», то, пожалуй, каждый сейчас отчетливо видит бурую, изрытую воронками поверхность, устремившуюся навстречу аппарату. Эмоциональное напряжение достигает предела.
«Есть РВ», — прорезает наступившую тишину голос дежурного оператора. Это включился радиовысотомер. Непрерывно измеряя высоту над поверхностью, он должен подправлять траекторию спуска, сообразуясь с неизвестными заранее особенностями рельефа. Вот он «увидел» возвышенность — станция взмывает вверх. Чуть дальше резкое понижение — высотомер выводит аппарат в пике.
До поверхности остались считанные метры; горизонтальная скорость погашена, вертикальная — не более метра в секунду. Широко раскинув четыре ноги с тарельчатыми опорами, станция мягко касается пыльной поверхности. Есть контакт с Луной!
Но радостные лица создателей великолепной машины, только что поздравлявших друг друга, снова сосредоточенны. Оператор за пультом управления приступает к работе. Он дает команды на развороты коленчатой механической «руки». Кажется, что это он сам осторожно начинает копаться в неизвестной лунной породе. В сущности так оно и есть, приходит в голову мысль. Ведь у него такие «руки», что с их помощью он, не покидая Земли, проводит работы на другом небесном теле!
Разворот, еще разворот. Буровое устройство «вгрызается» в породу, поднимает пробу к возвращаемому аппарату. Наконец драгоценная добыча лежит в специальном герметичном контейнере. «Грунт взят»,- зажигается табло на пульте управления.
Взят-то взят, только находится он пока на Луне. Теперь надо ждать, когда придет пора стартовать в обратный путь. Кажется, никогда время не текло так медленно. Момент старта строго задан баллистиками, рассчитавшими сложный обратный путь, на котором не потребуется коррекции. В сотый раз проверяет намеченную последовательность операций группа управления, скрупулезно анализируют состояние бортовых систем телеметристы... Вроде бы все в порядке. Но это же старт ракеты! Даже здесь, на Земле, он вызывает волнение, а тут старт с Луны!
Минутная готовность! Есть зажигание! Есть старт! Мы не видим его, но мысленно представляем себе небольшую ракету, стремительно взмывшую в черное небо к яркой бело-голубой планете. Домой!
Приходит время очередного сеанса связи. Черная чаша антенны снова нацеливается в заданный участок небосвода. И вот уже побежали по экранам осциллографов зеленые всплески, — есть сигнал! Доброго тебе пути, удивительное создание творческого гения нашего народа!
В эту ночь никто не спал. К началу заключительных сеансов связи с «Луной-16» на работу вышла «испытанная гвардия» баллистиков. Используя перерывы в сеансах связи, они сумели хорошо отдохнуть, выглядят свежими и бодрыми. Собственно, они уже выдали нетерпеливо «атаковавшей» их службе поиска все необходимые данные: время входа возвращаемого аппарата в атмосферу, время раскрытия парашютов, уточненные координаты места посадки. Данные траекторных измерений помогли им существенно сузить «трубку» возможных траекторий спуска. На большую географическую карту уже нанесено пересечение этой «трубки» с поверхностью Земли, представляющее собой так называемый «эллипс рассеивания». Служба поиска контролирует весь возможный район посадки.
Однако дополнительные измерения не помешают, они будут проводиться до самого входа в атмосферу, и точность прогноза будет возрастать, — это уменьшит время поиска.
Убыстряя темп, станция спешит домой. В момент входа в атмосферу ее скорость достигнет 11 километров в секунду. Группа управления принимает решение отделить возвращаемый аппарат от ракеты заранее, до входа в атмосферу, чтобы не нарушить расчетные условия спуска.
4 часа 50 минут утра. Выполнена операция разделения. Это, по существу, начало заключительных операций по спуску. Однако траекторные измерения по-прежнему продолжаются. Аппарату без людей, возвращающемуся из космоса на Землю, совсем не обязательны «комфортные» условия спуска. Не требуется устанавливать сложные системы управления спуска со своими двигателями, баками, автоматикой. Здесь наиболее целесообразен баллистический спуск. Могут возразить: ухудшается точность приземления. Но это компенсируется тем, что путь в атмосфере может быть выбран наикратчайший, а сильное торможение, возникающее при этом, аппарату не страшно. Автоматы куда выносливее людей.
Разработчики систем спуска сейчас, наверное, самые «несчастные» люди. По мере выполнения одного сложного этапа полета за другим веселеют лица создателей тех бортовых систем, которые выполнили свою задачу. Спокойно могли бы спать сегодня, например, конструкторы отныне знаменитого электробура, но не выдержали, прибыли в КВЦ — как же тут можно уснуть. А «спусковики» сосредоточенно подсчитывают: «разблокировка — это плюс четыре секунды, отстрел крышки... дубль через 30 секунд...» И им уж на роду написано волноваться до самого конца.
8 часов 10 минут. Расчетное время входа в атмосферу. Но до сигнала с возвращаемого аппарата еще несколько минут. Теперь Земля уже не управляет машиной, последняя дистанция «доверена» ей самой.
Практика создания возвращаемых космических аппаратов показала, что самым надежным является принцип изменения режимов спуска в зависимости от воздействий внешней среды. А их много: аэродинамический нагрев, рост и спад перегрузок, увеличение давления внешней атмосферы. Так и здесь — аппарат, повинуясь сигналам чувствительных элементов, отбрасывает прочь крышку, замедляет свой бег с помощью тормозного парашюта, а затем, «догадавшись» по величине давления воздуха, что высота около пяти километров, выбрасывает яркий купол основного парашюта. В это время он должен уже подавать голос. Что-то тихо...
Прочесывают пространство пеленгаторы. Сообщения о появлении сигнала ждут не шевелясь.
Возглас: «Есть сигнал!» — потонул в последовавшем шквале аплодисментов. Достойное окончание выдающегося эксперимента! Впрочем, невозмутимые все-таки были. Это картографы отмечают засечки пеленгаторов. Вот она, точка посадки. Это совсем недалеко от намеченной.
Теперь у аппарата, опустившегося на земле Казахстана, должны появиться специалисты. Спустя несколько минут приходит их сообщение. Собственно, в КВЦ это означает конец работы. Обгоревший «лунный странник» будет доставлен в научные организации, где со всеми предосторожностями из него будут извлечены заветные образцы. Но это уже дело тех, кто тонко разбирается в структуре минералов, в их составе.
Помнится, в первое время после запуска нашего первого спутника кое-кто спрашивал и даже обращался в редакции газет: да нужно ли? Сейчас такого вопроса ни у кого не возникает — достаточно прочитать расписание передач системы «Орбита». Нет сомнения в том, что славный подвиг нашей науки, сделавшей еще один шаг и освоении космоса, приближает нас к небывалому усилению власти человека над природой, к подчинению себе уже не рек, не гор, а таинственного и необъятного пространства вокруг нашей планеты.
Руководители полета по громкой связи поздравляют всех участников небывалого эксперимента. Расходятся люди, закончившие трудный рабочий день. Но заслуженный отдых — лишь преддверие нового напряженного труда, новых стартов.
Л. ВЕСНЯНКИН,
инженер
Репортаж с места приземления
Утро Караганда встретила под гул могучих вертолетов, медленно проплывших над широкими проспектами и площадями шахтерской столицы. Горожане хорошо знают причину появления гигантских «стрекоз».
— Наш город называют гаванью космических кораблей, — говорил мне председатель горисполкома Нариман Тулепов.
Гостиницу в Караганде, где проводят, как правило, свои первые часы космонавты, называют «Чайкой» — в честь В. Николаевой-Терешковой. Фасад гостиницы в мраморных мемориальных досках, на которых золотыми буквами высечены имена космонавтов, после полета вступивших на родную землю в этом городе.
Сегодня, казалось бы, встречать некого. Но город с вечера в праздничном убранстве.
Рано утром вертолет с группой журналистов на борту поднялся вместе с поисковой группой в воздух. Идем на юго-запад. Внизу медленно проплывает порыжевшая осенняя земля. По степи разбросаны черными точками мирно пасущиеся овцы. Вспугнутые ревом моторов, рвутся, стелясь к земле, сайгаки. Яркими солнечными бликами вспыхивают небольшие озерца.
Через пять минут будем на месте, — кричит мне в самое ухо штурман Александр Шевцов.
От Караганды МИ-4 уверенно на крейсерской скорости шел к месту приземления. Экипаж мастерски подвел «стрекозу» в заданный квадрат. Все прильнули к стеклам иллюминаторов. Вертолет идет большими кругами от краев квадрата к центру.
Мы видим бело-оранжевый купол парашюта, темный, с каждой секундой приближающийся шар с распластанными усиками антенн. Вертолеты разом приближаются к долгожданному «луннику» и сопровождают его до самого приземления. Посадка контейнера, и следом, поднимая облако пыли, вертолеты ставят свои трехпалые шасси на землю. Еще рубят воздух лопасти винтов, а специальная группа уже спешит к приземлившемуся аппарату. Его упаковывают и опускают в цилиндрический белый контейнер. Затем несут к вертолету.
В Караганде мы встретились с руководителем группы поиска. Интервью было предельно кратким:
— Все службы работали слаженно, четко. Точность посадки возвращаемого аппарата высокая. Попали, что называется, по-снайперски — в яблочко.
Мы понимаем его: приятно сознавать, что все трудное позади. Дело сделано.
Г. ГУКАСОВ,
соб. корр. «Известий»