Моё мнение по поводу вопросов: 1) Была ли война неизбежной, 2) Почему 22 июня, 3) знал ли Сталин дату, 4) Напал бы СССР на Германию первым
1. Война была неизбежной. Два диктатора, исповедующие две разные агрессивные идеологии, просто не могли не сцепиться. Гитлер не раз говорил, что без Украины Германия, ставшая великой, себя не прокормит. К тому же в СССР при власти были евреи (частично это так) и жили немцы, которых надо было воссоединить. Однако это была не первоочередная задача. Рядом были враждебная к немцам Польша, несуразные республики Прибалтики, где жило полмиллиона немцев, надо было взять реванш у французов и англичан. Пакт развязывал Гитлеру руки на Западе и в Польше.
Сталин был идеологическим тираном, который совмещал абсолютную личную власть с марксистской идеологией, а она конечной целью ставила установление советской власти на всей планете. Однако он был умным человеком и понимал, что сокрушить Европу ему не удастся, если он окажется агрессором. Именно поэтому он рядился в тогу спасителя народов и миротворца. В Польше он "спасал" славян. Нет, не от германского нацизма (как можно - почти друзья), а от помещиков и капиталистов. Прибалтика была оккупирована без единого выстрела - просто там не было сил для сопротивления. К тому же СССР действовал супермягко - даже прибалтийские дивизии не были распущены, а просто включены в Красную Армию. Правда, каток репрессий прошёлся по командному составу. Это не помогло - в 1941-м эти войска в лучшем случае не стали стрелять в солдат вермахта. В Румынии была нездоровая политическая обстановка, власть пытались захватить разные силы, что вылилось в восстание железогвардейцев в начале 1941-го. Так что румыны предпочли вернуть захваченную Бессарабию без скандала. Но советские войска захватили и Буковину, которая НИКОГДА не была в составе Российской империи. Сталин, лукаво усмехаясь, объявил, что это проценты за использование Бессарабии (никто до подобного раньше не додумался). Там жило довольно много немцев, Гитлер их эвакуировал, был очень недоволен таким нарушением договора, но ему было не до того.
Сталин одержал немало личных побед, уничтожив ленинскую гвардию, уничтожив командование армии, вогнав в состояние вечного страха всех мало-мальских управленцев и укрепив свою власть до небывалых в истории параметров. Но были у него и поражения. Из которых главное - Гитлер подмял под себя Германию. Гитлер был врагом советской власти изначально, ещё с 1922 года о нём писали в советских газетах, чётко разглядев в нём врага. До 1939-го Гитлер был врагом совершенно определённым - писались романы о войне с фашистами, проводились штабные игры, создавалась огромная современная армия, готовая сокрушить всю Европу. Попытки заключить союз с Англией не удались - англичане не видели особой разницы меж Гитлером и Сталиным. И тогда Сталину удалось почти невозможное - начать войну в Европе чужими руками. СССР оставался нейтральным, копил силы и пришёл бы на помощь тем и тогда, когда ему было выгодно.
2. Часто пишут, что Гитлер планировал войну на 15 мая, но события на Балканах отсрочили её на месяц и неделю. Не так. Гитлер дал срок разработать план войны к 15 мая и это было сделано. Несколько дивизий на Балканах не слишком повлияли на сроки, во всяком случае, не на 37 дней. Скрытно развернуть гигантскую армию тоже нужно было время.
3. Сталин не знал даты начала войны. Точнее - ему сообщали разные даты - и 15 мая и 1942 год. И 22 июня, наверно. Откуда Сталину было это знать, если дату не знал НИКТО. В немецкой армии был чёткий порядок - о начале столь крупной операции самые высшие командиры узнавали за неделю, потом постепенно извещались всё более низшие чины, но даже командиры дивизий узнавали за сутки или двое, а рядовые - за часы до боя. Сталин в такое не верил и приходил буквально в бешенство - получая разные даты, которые не сбывались. А держать в готовности миллионы солдат тоже было накладно. И всё же кое-что узнали. За сутки пришёл приказ быть к готовности (он не был выполнен всеми, ибо был неконкретен), за часы сообщили перебежчики, но связь была столь плоха, а недоверие к перебежчикам было столь велико, что это не дало ничего.
4. Кто напал первым, кто жертва, а кто агрессор - вопрос чрезвычайно важный. Порой оказаться в роли жертвы и возбудить свой народ к отмщению, найти союзников - гораздо более выгоднее, чем нанести привентивный удар. Поэтому всегда и все агрессоры искали повод для развязывания войны, устраивали провокации. Если все СМИ подчинены государству, то любой повод можно раздуть до гомерических размеров. В данном случае хорошим поводом была уже просто переброска гигантских, небывалых в истории армий к границе соседа. А всяческие нарушение границы самолётами мало что значили, зато были реальными событиями (в другое время на них просто не обращали внимания).
Мнение Гитлера по поводу начала войны с СССР нам известно - осталось множество документов (планирование, объяснение причин, например, письмо Муссолини). Мысли Сталина нам неизвестны совершенно. Ясно одно: немецкая армия показала себя в деле, её возможности были в принципе известны. Армия СССР показала себя слабой в локальных конфликтах, но её готовность к Большой войне могла только прогнозироваться. Сталин, считавший дивизиями, тысячами танков и самолётов, явно свою армию переоценивал. СССР готовился к войне в Европе два десятилетия. Были огромные запасы, тяжёлые танки, которых у немцев не только не было, но они не ожидали их увидеть у СССР. Были и полосы обороны с тысячами хорошо оборудованных дотов и мосты были заминированы и пропаганда была налажена. Все штабные учения Генштаба СССР имели такой сценарий - на нас нападают, после незначительного отступления Красная армия наносит сокрушительный удар и приостанавливается лишь где-то на берегах Одера, чтобы утереть пот. А может, уже не остановится и до Берлина. Однако надо было ещё немало что сделать и я не исключаю, что Сталин планировал войну на 1942 год. Во всяком случае план по наступательному оружию на 1941-42 годы существовал, танков планировалось увеличить до безумной цифры в 36 тысяч (в разы больше, чем танков у всех остальных государств мира, вместе взятых). Гитлер не делал тайны из стягивания войск к советской границе, объясняя, что вынужден отвести на восток из-за постоянных бомбёжек английской авиации (да, немножко бомбили и в 1941-м). Разумеется, такая реторика была смехотворной, но количество войск на востоке Рейха примерно знали и Сталин не мог поверить, что Гитлер решится на войну столь незначительными силами, даже не полностью развёрнутыми.
А Гитлер (точнее, его генералы), наоборот, оценил боеспособность Красной армии верно, но считал, что вся эта еврейско-большевистская конструкцию при первом же ударе распадётся, основными противниками будут бездорожье, переправы и тысячи кмлометров до Москвы и Ленинграда, после чего и воевать будет не с кем. Немцы не потрудились даже заготовить тёплую одежду для русской зимы, их синтетический бензин замерзал на морозе, их смазка на оружие выводила оружие из строя, загустев на морозе, но главное - Сталин устоял, система сработала, вместо разбитой армии встала вторая, вторая тоже была разбита, но тут подошла третья и конца этому не было видно... Впрочем, советские деятели тоже надеялись, что немецкий пролетариат разберётся в ситуации и не будет стрелять в своих братьев-пролетариев. А нацизм в данном случае оказался круче пролетарской солидарности.




 |