Бавария уже находилась в состоянии вражды с берлинским правительством Веймарской республики, объявившим в Германии чрезвычайное положение. Нацисты и штурмовые отряды попытались воспользоваться ситуацией, захватив в заложники генерального комиссара Густава фон Кара и других членов баварского правительства во время выступления в пивном зале «Бюргербройкеллер» 8 ноября — поэтому путч и стали называть «пивной». Гитлер брал пример с Муссолини - там поход на Рим удался, надо организовать поход на Берлин. Руководители Баварии, полиция и армия под началом генерала Эриха Людендорфа должны были присоединиться к перевороту как союзники нацистов. Но осечка вышла - руководителям Баварии удалось бежать (дали Людендорфу "честное слово" вернуться и удалились) и направить армию и полицию против нацистов. Людендорф - довольно интересная фигура. Это был один из высших офицеров, герой войны с большим авторитетом. Рассчитывал на роль диктатора Германии и возмутился, когда его Гитлер назначил "всего лишь" главнокомандующим. Тем не менее 9 ноября вместе с Гитлером во главе колонны нацистов (фото) отправился деблокировать отряд Рема, осаждённого в захваченном им здании военного министерства. В центре города на площади Одеонсплац отряд полиции в 130 человек расстрелял колонну из 3 тысяч нацистов. Погибли 16 нацистов (убит и телохранитель Людендорфа, Геринг получил пулю в колено). Ответным огнём было убито 4 полицейских, организаторы путча были арестованы. Людендорф не побежал, как остальные нацисты, был оправдан судом и возмущён таким нарушение закона (остальных-то не оправдали). В 1925-м организовал своё движение - Тантенбергский союз, тоже правый и антисемитский. В 1928-м он разочаровался в Гитлере, верно обозвав его популистом. В 1930-м ушёл из политики вообще, занялся эзотерией, в 1935-м отказался от звания фельдмаршалла, предложенного Гитлером. В 1937-м умер от рака.
Путч привлёк внимание немецкой общественности к Гитлеру. Ему были посвящены заголовки первых страниц в газетах по всему миру. За его арестом последовал 24-дневный судебный процесс, который получил широкую огласку и стал платформой для пропаганды национал-социалистических идей его партии. Гитлер был признан виновным в государственной измене и приговорён к 5 годам лишения свободы. В Ландсбергской тюрьме он написал часть своей книги «Майн Кампф» и через девять месяцев заключения 20 декабря 1924 года был условно-досрочно освобождён. Неудача переворота убедила его, что прийти к власти можно только правовым путём, используя все возможные средства пропаганды.
16 апреля 1925 года - крупнейший терракт в истории Болгарии. Во время панихиды по убитому коммунистами генералу Георгиеву (специально для этого акта) болгарские коммунисты, руководимые из Москвы, взорвали собор Святой Недели в Софии, обрушив его крышу. Погибло и умерло от ран 213 человек, 500 ранено. Царь опоздал и остался цел, члены правительства случайно отошли в сторону и уцелели. Погибло 11 генералов, 25 офицеров, много женщин и детей, целый класс девочек-лицеисток (церковный хор). За этим последовал террор против коммунистов, до конца апреля убито 503 человека, 16 мая казнены руководители, уцелевшие переправлены в СССР. Советский координатор взрыва и переправки уцелевших Владимир Нестерович, (он же Ярославский, он же «Ибрагим») не выдержал мук совести, бежал за границу, 6 августа отравлен в Майнце агентами ГПУ
После Русско-японской войны 1904-1905 гг. Япония смогла установить протекторат над Кореей. 22 августа 1910 года Корея была окончательно присоединена к Японии и перешла под управление японского генерал-губернатора. В Японской империи только-только начавшей захват колоний, ко всем неяпонским народам относились как к людям второго сорта. Однако Япония была более развитой в идеологических течениях, там были разные "измы" и японцы заразили корейцев анархизмом, коммунизмом, социализмом. Причём анархизм – тогда доминировал. Но именно в Корее анархизм соединился с национализмом. С оппозицией в Корее японцы не церемонились, поэтому все революционеры обитали в Китае и частично даже в революционной России, набираясь революционных идей. Одним из первых корейских анархистов стал Син Чхэхо – выходец из знатной фамилии Син, весьма высокообразованный националист, поначалу исповедовавший конфуцианство. Покинув в 1910 году Корею, он три года жил во Владивостоке и ещё 6 - в Шанхае. В 1919 году в Корее начались националистические протесты - "Движение 1 марта", которые японцы жестоко подавили, убив 7,5 тыс. человек, арестовав десятки тысяч. Около 2 млн. корейцев бежало на север, в Манчжурию. Китай, имевший свои счёты с японцами, не возражал. Да и не до того там было.
В начале 1920-х гг. плодились революционные и повстанческие организации «Ыйёльдан» - «Союз энтузиастов справедливости», «Северная военная администрация», Корейский корпус освобождения. Отсутствие чёткой идеологии, разобщённость, отправляло эти организации в анархизм. Пожалуй, символом был союз корейского анархиста Пак Ёля и японской анархистки Канеко Фумико. Пак Ёль создал вместе с японскими анархистами собственную группу – «Общество недовольных» (Футей-ша). Террор и ничего иного. Канэко Фумико родилась в Иокогаме, в семье детектива полиции Фумиказу Саэки, с 1912 года (с 9 лет) жила в Корее. В 1919 году вернулась в Иокогаму, а в 1920 году перебралась в Токио. Здесь она устроилась разносчицей газет, познакомилась с японскими социалистами и анархистами. И познакомилась с Пак Ёлем. 1 сентября 1923 года произошло знаменитое «Великое землетрясение Канто». Официальное число погибших — 142 800, , свыше миллиона остались без крова. Общее число пострадавших составило около 4 миллионов. Только на одной из площадей Токио задохнулись 40 тысяч человек, когда загорелись все здания вокруг. Материальный ущерб, понесённый Японией от землетрясения Канто, оценивается в 4,5 миллиарда долларов, что составляло на тот момент два годовых бюджета страны и в пять раз превышало расходы Японии в Русско-японской войне.
После землетрясения начали распространяться слухи о бунте, саботаже этнических корейцев и отравленных корейцами колодцах, начались антикорейские погромы, (резня в Канто). Количество погибших оценивается от 6000 до 10 000 человек.
Власти опасались революции и начали политические репрессии. Социалист Хирасава Кэйсити, анархист Сакаэ Осуги, феминистка Ноэ Ито, лидер китайской общины О Китэн были похищены и убиты японской армией и полицией. Правительство рассматривало возможность переноса столицы Японии. В качестве одного из вариантов назывался Кэйдзё (Сеул).
Под стражу взяли и Пак Ёля. Канэко Фумико, как подруга корейского революционера, тоже была арестована. Оба были признаны виновными в подготовке покушения на японского императора и приговорены к смертной казни. Незадолго до вынесения приговора им была предоставлена возможность официально стать мужем и женой. Но японский император распорядился их помиловать. Смертную казнь им заменили пожизненным заключением. Канэко Фумико порвала приговор и требовала ее казнить. В 1926 году она совершила самоубийство в тюремной камере. Пак Ёль провел за решеткой двадцать два года и в октябре 1945 года был освобожден американскими войсками. И ещё 30 лет жил в Северной Корее.
В 1928 году корейские эмигранты, входившие в состав Союза корейских анархистов Китая, основали Восточный союз анархистов, в который входили представители ряда восточноазиатских стран и территорий – Китая, Японии, Кореи, Тайваня и Вьетнама. Было начато издание журнала «Донг-Банг» («Восток»). Поскольку на издание прессы требовались немалые средства, активисты организации приступили к подделке финансовых документов. За это был арестован один из ветеранов корейского движения Син Чхэхо. Его приговорили к десяти годам лишения свободы. В 1936 году он скончался в тюрьме Йеосун. Но анархисты только крепли. В Сеуле и Пхеньяне возникли анархистские группы. В 1928 году в Манчжурии резко всё изменилось. Чжан Цзолинь, который благоволил Японии, давил корейцев и был на ножах и с Гоминданом и с СССР, начал проигрывать наступлению с юга. Его белогвардейские дивизии (только бронепоездов - 14!), воодушевлённые резнёй коммунистов, устроенной Чан Кай Ши в 1927 году, начали переходить на его сторону. Причём прямо с бронепоездами. И 4 июня 1928 года поезд с главой Манчжурии был взорван. Погибло 16 человек, в том числе и Чжан Цзолинь. Считали, что это дело рук японцев, старавшихся привести к власти генерала Ян Юйтина, а в 2001 году появились утверждения, что взрыв организовал главный диверсант СССР Наум Эйтингон. Как бы то ни было, и СССР и Япония проиграли - как чёрт из табакерки возник сын Чжан Цзолиня - Чжан Сюэлян, занявший антияпонскую позицию (он считал их виновниками). Корейцы в Манчжурии получили свободу действий.
В 1929 году была создана Корейская федерация анархистов-коммунистов, костяк которой составили активисты «Общества черных товарищей», действовавшего в Квансо. В июле 1929 года был создан Союз корейских анархистов Маньчжурии, работавший в городе Хэлим в Северной Маньчжурии. Именно там образовалось настоящее анархистское государство - Корейская народная ассоциация в Маньчжурии (KAFM), просуществовавшее 2 года. Председателем стал Ким Чва-чин. Он был убит японским (или советским, разное гуторят) агентом 24 января 1930 года, когда ремонтировал рисовую мельницу. Однако государство жило - без денег, чисто сильхохозяйственно, добровольно, но со своей армией, которая на севере давало отпор советским нападениям, на юге - японским и боролось со множеством бандитов всех мастей, которых было множество. Но лидеров анархистов начали уничтожать, а в 1931 году Япония вторглась в Манчжурию и заодно с манчжурскими войсками расправилась и с анархистами, ликвидировав это интересное государство
В 1929 году король Афганистана Аманулла-хан (первым признавший СССР, враг Британии) совершил поездку по Европе с заездом в Москву. Потрясённый увиденным, он наделал кучу ошибок - приказал подданым носить европейскую одежду, открыл школы, запретил жениться на несовершеннолетних и т.п. Пытался перевести страну на рельсы европейской цивилизации. Но самое ужасное - его жена сфотографировалась без чадры в европейском платье! Это как для нас выставить жену на всеобщее обозрение в голом виде. Англичане в союзе с муллами немедленно растиражировали фото и в стране началось восстание за "национальную культуру". На севере его возглавил таджик Бачао Сакао (на персидском "сын водоноса"). Он некогда был образцовым солдатом, но бандиты разграбили обоз с деньгами, который он охранял, так что он дезертировал, лет 5 был вором, бандитом, сидел в тюрьме. А в декабре 1928 года он уже штурмовал Кабул, но был отбит (хотя 14 декабря короновался, как эмир). Однако 17 января 1929 года Кабул был взят, Аманулла-хан бежал в Кандагар. Бачао Сакао 18 января вторично провозгласил себя эмиром Афганистана и взял имя Хабибулла Калакани. В апреле Аманулла-хан с юга, а советские войска (до 6 тыс сабель) с севера атаковали Кабул. И все были разбиты. Аманнула-хан уехал в Индию, а потом в любимую им Швейцарию, где жил до 1960 года. Советские войска, взяв несколько городов, опростоволосились - изображавшие из себя правоверных мусульман вместо "аллах акбар!" начали при атаке кричать "ура!", за что были опознаны как шайтаны и отступили с боями в СССР. Однако бывший военный министр и двоюродный брат Амануллы-хана, Мухаммед Надир-шах, который уже пытался свергнуть брата, но был выслан в Индию, сначала поддерживал антиевропейское восстание, однако пуштуны были недовольны, что эмиром стал таджик и антиевропейская война превратилась в межэтническую. Пуштуны взяли Кабул 13 октября 1929 года, 15 октября Надир-шах провозгласил себя королём. Сторонники Амануллы-хана были уничтожены вместе с реформами, а Хабибулла Калакани вместе со сподвижниками повешен 1 ноября. На этом гражданская война не кончилась. Надир-шах правил 4 года и 8 ноября 1933 года застрелен юношей-лицеистом при торжественной церемонии в лицее «Неджат». Но это другая история.
Мохандас Карамчанд Ганди родился в 1869-м. Семья Ганди происходила из торговой касты, а отец занимал министерский пост. Большое влияние на него оказала мать, которая была очень религиозной женщиной. Поэтому все детство Мохандас провел, посещая храмы, постясь и соблюдая религиозные обряды. Но - молодой человек стал отклоняться от вегетарианства, строгих религиозных правил, интересуясь культурой "врагов" - британских колонизаторов. Молодой Ганди даже восхищался англичанами. А в 19 лет (в 1888 году) он отправился изучать юриспруденцию и начал перенимать английскую моду и манеры: носил европейский костюм и галстук, брал уроки танцев, ездил только первым классом. А еще именно англичане познакомили Мохандаса Ганди с «Бхагавадгитой» — одним из главных текстов в индуистской философии, ставшим основой его собственного философского учения. В 1891 году Ганди вернулся в Индию. Попытки работать адвокатом успеха не принесли, но зато спустя два года ему предложили работу по специальности в Южной Африке в торговой фирме купца-мусульманина Дады Абдуллы. Мохандас уехал в Африку, где и провел следующие 20 лет.
В те годы набирало силу влияние Льва Толстого. Ганди и Толстой даже обменялись несколькими письмами. В 1915 году Ганди вернулся в Индию. Теперь он снова носил традиционную одежду — дхоти и тюрбан. В том же году индийский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Рабиндранат Тагор впервые назвал Ганди «Махатма», что означает «великая душа». Имя так прочно прикрепилось к нему, что именно под ним он навсегда остался в истории.
Свою философию сам Ганди назвал «сатьяграха», что переводится с санскрита как «упорство в истине». В основе этого понятия лежали три принципа: гражданское неповиновение, отказ от сотрудничества с британскими властями и отказ от насилия.
Под неповиновением он понимал неисполнение несправедливых законов и готовность понести за это наказание. Несотрудничество заключалось в отказе от любых контактов с системой угнетателей: увольнение с работы, бойкотирование школ и госучреждений, отказ от званий и титулов, а также от покупки товаров, произведенных метрополией.
В 1920 году Махатма в очередной раз призвал граждан к общенациональной сатьяграхе и бойкотированию монополии британских властей на текстильную промышленность. Тогда весь хлопок с индийских плантаций отправляли в Британию, где из него производили ткань, которую после этого перепродавали индийцам с наценкой. Символом этого протеста стала ручная прялка. Следуя призывам Ганди, тысячи индийцев начали изготавливать ткань дома и продавать ее на местных рынках. После этого Махатму на два года посадили в тюрьму.
Еще одной известной акцией Ганди и его последователей стал Соляной поход 1930 года, который стал ответом на запрет метрополии индийцам самостоятельно добывать соль на территории Индии. Махатма призвал сторонников нарушить этот закон и показательно выпарить соль на заброшенных солеварнях в деревне Данди. (Ильф и Петров, "Золотой телёнок": — Слышали? — говорил один жилет другому, — Ганди приехал в Данди.
— Ганди — это голова! — вздохнул тот. — И Данди — это голова.). Ганди прошел пешком 400 километров, собрав по пути многотысячную толпу. Об акции узнала вся страна, и тысячи граждан начали добывать соль, протестуя против несправедливого запрета.
В 1930 году журнал Time признал лидера движения за независимость Индии человеком года, в BBC — международным символом мира и добродетели.
А власти СССР частенько называли Ганди британским агентом с его безобразной политикой ненасилия, отвлекающей от революции.
Соляной поход начался 12 марта 1930 года, когда примерно восемьдесят человек под предводительством Махатмы Ганди вышли из Сабармати Ашрама в Ахмадабаде и направились к побережью Аравийского моря, чтобы там демонстративно выпаривать соль из морской воды, не уплачивая соляной налог властям Британской Индии. На первом этапе основного маршрута Соляного похода британские власти не препятствовали ему, многие жители деревень на этом маршруте материально поддерживали участников похода или сами к ним присоединялись. В результате количество походников быстро росло и могло превысить сто тысяч. 5 апреля они дошли до прибрежной рыбацкой деревни Данди, где на следующий день устроили добычу соли своими силами.
После выпаривания соли в Данди группа двинулась по побережью на юг, намереваясь провести акцию на солеварнях в Дхарасане. В ночь с 4 на 5 мая Махатма Ганди был арестован во время ночёвки в манговой роще. Но поход продолжился, протестующих вели Аббас Тьябджи и Кастурба Ганди, а когда и они были задержаны полицией, поход возглавили Абул Калам Азад и Сароджини Найду. Несколько сот человек дошли до Дхарасаны и попробовали пройти на солеварни, но полиция несколько раз вынуждала демонстрантов разворачиваться и отходить. Тогда они устроили длительную сидячую демонстрацию и попытались повредить проволочное ограждение солеварни. После этого полицейские начали стаскивать сидячих протестующих в канавы и жестоко избивать дубинками. Сотни человек были тяжело ранены или убиты, многие арестованы. Но участники соляной сатьяграхи почти не применяли насилия в ответ.
В то время, когда Махатма Ганди вёл последователей в Данди, а затем в Дхарасану, его последователи устраивали акции гражданского неповиновения и ненасильственного сопротивления в других местах Британской Индии. Чакраварти Раджагопалачария вёл подобный поход по восточному побережью Индостана от города Тируччираппалли до деревни Ведараньям, а Абдул Гаффар-хан руководил сатьяграхой в Пешаваре, в ходе которой произошёл расстрел сотен мирных демонстрантов на площади Кисса-Хвани.
Всего за 1930—1931 годы, по данным Дж. Неру, британские власти арестовали более 90 тысяч человек.
Миллионы человек по всей Индии занялись незаконной добычей и торговлей поваренной солью, прекратив покупать легальную соль у британцев. Вскоре бойкот распространился на фабричную одежду и другие товары британского производства. Происходил массовый отказ от исполнения лесных законов и уплаты других налогов британцам. Впервые в истории Индии женщины в массовом порядке приняли активное участие в добыче и продаже соли, походах и демонстрациях, в том числе на ведущих ролях, несмотря на двойственное отношение Махатмы Ганди к этому.
Акции гражданского неповиновения продолжались до начала 1931 года. Они не привели к немедленному усилению самостоятельности Индии, но Ганди был выпущен из тюрьмы и приглашён на переговоры с генерал-губернатором Индии, где был подписан «Пакт Ганди — Ирвина», согласно которому монополия и налог на соль были отменены, был снят запрет на деятельность Индийского национального конгресса, арестованные участники акций протеста, не применявшие насилие, освобождены, а конфискованное у них имущество возвращено. И хотя к середине 1930-х годов британские власти восстановили контроль над территорией и населением Британской Индии, мировое общественное мнение всё более склонялось к признанию легитимности устремлений Ганди и ИНК к независимости Индии.
|