обложка — 2
В.Горьков, Ю.Авдеев.

Космическая азбука


АЗБУКА КОСМОНАВТИКИ
А
Атмосфера
Авария
Антенна
Аппарат спускаемый
Б
Бак ракетный
Байконур
Баллистика
Батарея солнечная
В
Венера
Виток
Вселенная
«Восток»
Велосипед космический
Г
Галактика
Гагарин
Горизонт
Городок Звёздный
Д
Дирижабль
Двигатель ракетный
Душ космический
Дорожка бегущая
З
Земля
Звезда
Заправка ракеты
И
Иллюминатор
К
Космос
Космонавт
Королёв
Космодром
Корабль космический
Комета
Камера сгорания
Л
Луна
Лайка
Луноход
М
Марс
Меркурий
Машина электронно-вычислительная
«Молния»
Н
Навигация
Невесомость
О
Орбита
Отсек корабля
Обтекатель головной
Оборот
П
Планета
Полёт космический
Путь Млечный
Притяжение Земли
Площадка стартовая
Пункт измерительный
Перегрузка
Плутон
Парашют
Р
Ракета
Радиосигнал
«Радуга»
С
Спутник
Система Солнечная
Сопло ракетного двигателя
Скорость космическая
Ступень ракетная
Стол стартовый
Скафандр
«Салют»
«Союз»
Сатурн
Солнце
Самолёт
Т
Телескоп
Топливо ракетное
Туба
Торможение космического корабля
У
Уран
Установщик
Ф
Фал
Ферма
Х
Хранилище топлива
Ц
Центр управления полётом
Ш
Шум двигателя
Шланг заправочный
Э
Эксперимент
Экран
Ю
Юпитер





В год 20-летия полёта Юрия Алексеевича Гагарина мне довелось руководить конкурсом «Малый Интеркосмос». Назывался он так потому, что вместе с советскими детьми в нём приняли участие ребята из Болгарии, Венгрии, Вьетнама, ГДР, Лаоса, Монголии и Чехословакии. Каждый из участников должен был придумать эксперимент, который, по его мнению, следовало бы провести в космосе.
Больше двух тысяч предложений прислали дети. Среди них были и такие, которые, как мне кажется, мог бы придумать любой малыш. Вот несколько примеров. Кошка, как известно, одно из самых ловких животных. А как она поведёт себя в невесомости?
Другие ребята предлагали взять на борт космического корабля муравьев и пчёл. Эти насекомые очень хорошо ориентируются на Земле. Вот дети и советуют проверить, смогут ли муравьи и пчёлы так же хорошо чувствовать себя на орбитальной станции.
Предложений и проектов было очень много. Всех не перечислишь. Могу сказать лишь одно: космонавтика перестала быть уделом взрослых. И это не удивительно. Многие сегодняшние школьники знают о космосе больше, чем знали о нём первые космонавты, готовясь к своим полётам.
С конкурса «Малый Интеркосмос» начал я не случайно. Он показал, что детям в их занятиях нужны хорошие, красивые книги о космонавтике. «Космическая азбука» — одна из таких книг.

Лётчик-космонавт СССР Г. Титов





КНИГА О КОСМОСЕ


РИСУНКИ

В.РАДАЕВА, В.БУХАРЕВА

Москва
«Детская литература»
1984




Издательство «Детская литература» 1984



Каждое утро в золотой колеснице, запряжённой четвёркой огнедышащих коней, поднимается из моря в небо Гелиос — бог Солнца. Так гласит легенда древних греков. Земля представлялась им в виде огромного диска, плавающего в море. А небо — в виде большого купола. Днём оно отражало солнечный свет, а ночью удерживало звёзды, планеты, Луну. Другие древние утверждали, что наша планета поддерживается слонами.
А каков на самом деле наш мир? Что мы знаем о Земле, планетах, звёздах? С этого и начинается наш рассказ.


А
АТМОСФЕРА — слой воздуха, которым мы дышим и который необходим всем живым существам на Земле. У поверхности Земли атмосфера наиболее густая и плотная. С высотой воздуха становится всё меньше. Меняется и его цвет.
В
ВСЕЛЕННАЯ — это всё то, что существует на Земле и вне её. Довольно часто Вселенную называют космосом. Эти слова одинаковы по значению, только «космос» — слово древнегреческое.
П
ПЛАНЕТЫ — наиболее крупные небесные тела, вращающиеся вокруг Солнца. Самой знакомой для нас планетой является Земля. Кроме неё, вокруг Солнца кружится еще 8 планет.
 Сказки и легенды говорят о том, что человек, подобно птице, мог парить в воздухе. Находились и в жизни смельчаки, которые пытались летать с помощью искусственных крыльев.



НАША РОДНАЯ ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ.

Выйди в ровное поле и погляди вокруг. Тихо и тепло. Зеленеет трава. Звенит ручеёк. Заливаются жаворонки. Высоко в небе плывут облака. А вон там вдали кажется, что поле смыкается с небом. Это горизонт. Он хорошо и отчётливо виден. И ещё кажется, что Земля, сколько бы ни шёл по ней, остаётся ровной, плоской, как стол.

А теперь представь себе, что ты поднялся в небо на самолёте или находишься на вершине горы. Может быть, ты и в самом деле летал на самолёте и смотрел через иллюминатор на Землю? С самолёта увидишь дальше и больше, чем стоя на равнине. Под самолётом раскинулись зелёные леса, разноцветные прямоугольники полей, рассекаемые тёмными лентами рек. Тонкими ровными ниточками протянулись железные дороги и асфальтированные шоссе. Горизонт уже виден плохо, он скрывается в туманной дымке. Но всё равно Земля кажется плоской.

А вот космонавты на своих космических кораблях поднимались ещё выше над Землёй. Они рассказывают, что оттуда, с большой высоты, Земля выглядит необычно, совсем не так, как с самолёта. Поверхность Земли как бы выровнялась, будто её пригладили. Громадные горы превратились в мелкие морщинки, реки — в тоненькие извилистые ниточки, а холмов, оврагов, неровностей совсем не различишь. Разноцветными красками выделяются серебристо-белые облака, синяя гладь морей и океанов, зелёные пятна лесов, жёлтые пустыни, белый покров снега.

И ещё. Земля стала выпуклой, как перевёрнутая вверх дном тарелка. С высоты космического полёта кажется, что корабль стоит на месте, а выпуклый бок Земли медленно перемещается под ним. А за горизонтом поверхность Земли словно изгибается, уходит вниз.

О том, что Земля круглая, теперь знает почти каждый ребёнок. А вот несколько столетий назад об этом догадывались немногие. И ещё меньше было тех, кто говорил об этом. Большинство учёных доказывало обратное. Если Земля круглая, утверждали они, то, значит, половина людей ходит вверх ногами, а этого быть не может. И как удержатся на её обратной стороне корабли?

Разрешила все эти сомнения экспедиция Магеллана, совершившая первое кругосветное путешествие. В плавание ушло пять кораблей, вернулся же только один. Гибли не только корабли, но и люди. Погиб от рук туземцев и сам Магеллан. Но корабль, обогнувший Землю, не оторвался от неё, как пророчили многие, а приплыл домой. Так было доказано, что Земля круглая.

С борта самолёта или планёра Земля кажется плоской.

С высоты космического полёта Земля представляется выпуклой, а из-за горизонта вот так поднимается солнце.

Ну а можно ли Землю увидеть целиком, всю сразу? Да, можно. Для этого надо подняться ещё выше и взглянуть на неё издалека. Например с Луны. Оттуда наша родная планета будет выглядеть как шар, с одного бока освещенный Солнцем. Вокруг Земли — тонкий радужный слой воздуха. Планета словно опоясана венком из радуги. Этот слой воздуха учёные называют атмосферой.

Атмосфера не везде одинакова. Внизу, у самой Земли, она более плотная и густая. С подъёмом вверх воздуха становится всё меньше и меньше. Недаром высоко в горах так трудно дышать. Но вот уже и горы, и облака над ними остались далеко внизу. Небо постепенно темнеет, из голубого становится фиолетовым и наконец чёрным. Мы поднялись в космос, где почти нет воздуха, где царит вечный мрак. Блеск далёких звёзд не оживляет пустоту, и яркое Солнце не может рассеять темноты вокруг Земли. Зато здесь открывается много дорог для спутников и космических кораблей. Ниже они летать не могут: атмосфера тормозит их движение.

С подъёмом ввысь атмосфера меняет свой цвет от голубого до чёрного.

ЗЕМЛЯ — ВОЛЧОК.

Есть такая игрушка — волчок. Через середину волчка проходит ось — ножка, на которую он опирается. Попробуй раскрути волчок. Он будет стоять на этой ножке и не свалится набок до тех пор, пока не остановится.

Земля — тот же волчок, только очень большой и вращается он гораздо медленнее. Есть и ещё одна особенность. Никакой ножки у Земли нет, и опереться ей не на что. Поэтому люди придумали воображаемую ось, вокруг которой вращается Земля.

Один оборот Земли вокруг оси называют сутками. Если, например, говорят, что прошло трое суток, или, проще, три дня, то, значит, за это время Земля вместе со всем, что на ней находится, сделала три оборота вокруг своей оси.

Вот и выходит, что планета наша похожа на карусель. А все люди — её пассажиры. Эта карусель кружится безостановочно и днём и ночью, и летом и зимой.

Рассказывают, что один шутник дал такое объявление: «Ты хочешь быстро, удобно и дёшево совершить путешествие вокруг света? Тогда купи у меня билет, и я расскажу, как это сделать».

Конечно, очень интересно попутешествовать и полюбоваться звёздами, небом. Нашлось много желающих, и они покупали у этого шутника билеты. А взамен он давал такой совет: «Сядь ночью у раскрытого окна и любуйся небом. Катаясь на Земле, как на карусели, ты увидишь весь свет».

Теперь уже ты сам можешь сказать: «Шутник был прав. Сидя ночью у окна, можно увидеть небо, звёзды, Луну. Но только не собственную Землю».

ЗЕМЛЯ В КАРУСЕЛИ.

Зима. На дворе мороз. Но вот всё чаще из-за туч выглядывает солнышко. Начинает пригревать. На крышах домов появились первые сосульки. Снег стал бурым, побежали весёлые ручейки. Началась весна. Весна хороша, но лето теплее. Солнышко летом как будто бы не отдыхает. Ложишься спать, а на улице ещё светло, просыпаешься — опять светло. Но проходит лето, наступает осень, за ней снова зима.

Отчего это происходит?

С Луны видно, что Земля — шар.



 Земля, словно конёк в карусели, летит вокруг Солнца по большому кругу. Затрачивая на один оборот ровно год, она каждый месяц встречает новое созвездие. Большинству из них древние греки дали название животных. Вот и получился круг животных, или, по-гречески, зодиак.

Земля, словно конёк в карусели, летит вокруг Солнца по большому кругу, делая за год один оборот. Но летит она не прямо, а под углом. Поэтому Солнце в разное время освещает и согревает Землю по-разному: то больше, то меньше. Так и чередуются времена года: холодное, тёплое и снова холодное.

ЛУНА.

Земля не одинока в своём движении вокруг Солнца. Ближайший сосед Земли, точнее, не сосед, а её спутник в бесконечном космическом путешествии — это Луна.

Древние люди наделяли Луну волшебными свойствами. С Луной связывали удачу на охоте, урожай в поле, победу на войне и даже здоровье. Луну воспевали в стихах, ей поклонялись как божеству и изображали на боевых знамёнах.

Наблюдая за Луной, люди не переставали изумляться, как она, будто в сказке, то росла от узенького серпа до круглого яркого диска, то постепенно убывала, пока не исчезала совсем. А через некоторое время всё повторялось, и конца этому не было. Задумались люди: «Может быть, по Луне можно отсчитывать время?» И они создали календарь, по которому стали вести счёт неделям и месяцам.

Человек ещё только мечтал слетать на Луну, а учёные уже подсчитали до неё расстояние. Велико ли оно? Если сделать шары размером с Землю и поставить их друг на друга, то тридцатый коснётся Луны.

Луна сравнительно невелика: в пятьдесят раз меньше Земли. А большой она кажется потому, что расположена ближе других небесных тел.

Вращаясь вокруг Земли, Луна делает за месяц почти один оборот.

Значит, не только Земля, как в карусели, мчится вокруг Солнца. Луна, кружась вокруг Земли, образует еще одну, меньшую карусель. Вот и получается карусель в карусели — Луна около Земли, Земля около Солнца. И кружатся они без остановки, вечно.

ПЛАНЕТЫ.

Земля — наш дом в космосе. А мы — жители этого дома. Наш «космический дом» имеет почти 200 квартир. Их называют странами. Самая большая страна — Советский Союз. Другие страны поменьше. Есть и совсем маленькие, их можно обойти пешком за один день.

В городе несколько домов образуют квартал. Есть «кварталы» и в космосе. Один из них называется Солнечной системой. Слово «солнечная» понятно каждому: значит, у Солнца. А вот слово «система» означает, что около Солнца находится не один космический дом, наша Земля, а несколько. И все они расположены в строгом порядке, как дома в городском квартале.

У Солнца, кроме Земли, есть ещё восемь спутников, восемь «космических домов». Их называют планетами. У каждой планеты своё имя: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Они-то и составляют вместе с Землёй основу Солнечной системы — наш «космический квартал».

Как и Земля, планеты не стоят на месте. Каждая из них катится по своей дороге вокруг Солнца. И чем ближе к Солнцу, тем быстрее. Посмотри на рисунок Солнечной системы. Видишь, ближе всего к Солнцу находится Меркурий. Поэтому на этой планете очень жарко. А самая далёкая — Плутон. Оттуда Солнце почти не видно, оно похоже на тусклую звезду. Не одинаковы небесные родственники Земли и по размерам. Если Меркурий намного меньше Земли, то Юпитер — гигант. Он в тысячу триста раз больше нашей планеты.

Ближайшие к Земле планеты — Венера и Марс. Венера легко отличается от звёзд в ночном небе. После Луны это самое яркое светило. Но лучше всего она видна на рассвете. Поэтому её и называют утренней звездой. По размерам Венера почти такая же, как Земля. Только на ней очень жарко. Рассмотреть поверхность Венеры в бинокль или телескоп никому ещё не удавалось, потому что она всегда закрыта густыми облаками.

Второй наш ближайший сосед — Марс. В небе он светится тёмно-красной звёздочкой величиной с ягодку брусники или клюквы. Люди давно интересуются Марсом. Рассматривая его в телескоп, учёные установили, что Марс очень похож на нашу планету, и даже считали, что там существует жизнь, как на Земле.

В Солнечную систему входят не только девять планет, но и их тридцать два спутника. У Земли — это Луна. Марс и Нептун имеют по два спутника. Самый богатый — Юпитер, у него двенадцать спутников, и некоторые из них больше нашей Луны. Десять спутников вращается вокруг Сатурна, пять — вокруг Урана. И только три планеты: Меркурий, Венера и Плутон одиноки, — они не имеют спутников.

В одной карусели вместе с Землёй вращается вокруг Солнца очень много небесных тел. Все они составляют большую семью, называемую Солнечной системой. Мы показали только самые крупные тела этой системы — планеты. А ещё в неё входят спутники планет, кометы, метеоры. И всё равно Солнечная система — всего-навсего точка среди бесчисленных звёзд Галактики.

А еще в Солнечную систему входит несколько сотен хвостатых небесных тел, называемых кометами, около двух тысяч малых планет и бесчисленное множество метеорных тел. Вот какая огромная семья у Солнца!

В семью Солнца входит девять планет, девять братьев и сестёр. Вот их имена: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон (рисунок на развороте).

Иногда среди планет можно увидеть и их родственников кометы. Чем ближе кометы подлетают к Солнцу, тем ярче светятся, тем длиннее их огненный хвост.




Звёзд на небе очень много, и запомнить их все невозможно. Древние люди выбрали среди звёзд те, которые помогали им находить дорогу или определять время. Потом они разбили их на группы, соединили внутри группы воображаемыми линиями и дали названия. Так появились карты звёздного неба с созвездиями и наиболее яркими звёздами. С некоторыми из них мы предлагаем тебе познакомиться.

ГАЛАКТИКА.

Земля — дом. Солнечная система — квартал. А где же космический город? Есть ли он? Оказывается, есть и даже имеет своё название.

Взгляни на небо в тихую безоблачную ночь. Оно сплошь усеяно звёздами: яркими и едва заметными, белыми и голубыми, красноватыми и зеленоватыми. Белёсая, похожая на молочную реку, широкая звёздная полоса пересекает всё небо. Этому скоплению звёзд древние греки дали название ГАЛАКТИКА, что на русском языке означает МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ. Это и есть наш «космический город».

А есть ли ещё «города» в космосе? Древние люди думали, что нет. Шло время. Появились подзорные трубы, а потом и телескопы. И тут учёные заметили, что светлых туманностей, подобных Млечному пути, много. Это и есть другие «города», другие галактики. Самые близкие к нашей Галактике «космические города» называются: Туманность Андромеды и Магеллановы Облака. Все «космические города» составляют ВСЕЛЕННУЮ. Это русское название. А древние греки называли Вселенную — КОСМОС.

В Галактике очень и очень много звёзд. Наше Солнце — тоже звезда. Только другие звёзды находятся слишком далеко от Земли, намного дальше, чем Солнце, и поэтому кажутся такими маленькими.

Звёзды давно служат людям. Моряки определяют по ним положение корабля в океане, когда не видно берегов. Ориентируются по звёздам не только морские корабли, но и космические. Отправляя космические станции к дальним планетам, учёные устанавливают на них приборы, которые помогают отыскать нужную как маяк звезду и не сбиться с пути.

Звёзды служат всем. Для одних они маяки, для других — украшение неба. Для учёных звёзды — тайна, которую нужно разгадать.



На одном из рисунков знаменитый древнегреческий полководец Александр Македонский изображён летящим на троне, запряжённом четвёркой грифонов. Мысль о полёте подобно птице не давала человеку покоя. Чего он только не придумывал: мастерил крылья, надувал тёплым воздухом шары... Наконец научился строить дирижабли, самолёты. И всё для того, чтобы подняться в небо, чтобы увидеть новые миры.

Сейчас все знают, что в космос можно подняться только с помощью ракеты. Но не каждый может рассказать, как додумался до этого человек.


А
АППАРАТ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ — устройство, способное летать над Землёй. Самым простым является, пожалуй, детский надувной шарик, самым сложным — космический аппарат.
К
КОСМОДРОМ — место, где готовят и откуда запускаются космические ракеты, спутники, пилотируемые корабли и межпланетные станции. Первый искусственный спутник Земли запущен с советского космодрома Байконур. Отсюда же совершил первый в мире полёт в космос Ю. А. Гагарин.
О
ОРБИТА — путь, по которому летит спутник.
С
СКОРОСТЬ КОСМИЧЕСКАЯ — скорость, которую надо сообщить телу, чтобы преодолеть силу земного притяжения.
Р
РАКЕТА — специальный летательный аппарат. Ракеты бывают самые разные — от маленьких праздничных, что пускаются на фейерверках, до огромных космических.
 Китайский мандарин Ван Гу пытался подняться в воздух с помощью ракет. Так гласит легенда.

Проекты первых летательных аппаратов.



НА ЧЁМ ПОДНЯТЬСЯ В КОСМОС.

Таинственный блеск звёзд и бездонная глубина неба манили к себе людей. В своих мечтах люди давно оторвались от земли и парили в небе, как птицы. До нас дошли былины о Тугарине Змеевиче, сказки о Коньке-горбунке, о полёте Ивана-царевича на ковре-самолёте. И Конёк-горбунок, и ковёр-самолёт обладали волшебной силой, способной в мгновение ока переносить их с одного места на другое.

Но это было в сказках. В природе же никакой волшебной силы нет. Зато есть другая сила — могучая сила притяжения. Эта сила проникает всюду, от неё не скроешься и ничем не защитишься. Она действует всегда и везде.

Брось вверх мяч. Он летит, хотя у него нет крыльев, но вскоре падает на землю.

Положи на ладонь камушек. Он давит на ладонь. Поверни её, и камушек упадёт на землю.

Капает вода из крана, парашютист снижается на парашюте, падает метеор, оставляя светящуюся чёрточку в ночном небе... И вода, и камушек, и парашютист, и метеор движутся вниз потому, что на них действует сила притяжения Земли.

Трудно подниматься вверх по лестнице или карабкаться в гору. Подъёму вверх препятствует притяжение Земли.

Люди издавна завидовали птицам. Вот птица расправила крылья, взмахнула ими раз, другой, потом разогналась и взмыла в небо. А там на высоте она может отдохнуть, легко скользить по воздуху на вытянутых крыльях. И лететь в любом направлении, без дороги.

А почему бы и человеку не взять пример с птицы? Находились смельчаки, которые пытались сделать крылья, чтобы подняться на них в воздух, но все их попытки кончались неудачей. Человеку, для того чтобы лететь, нужны большие крылья, которыми к тому же надо ещё размахивать. Природа не одарила человека такими крыльями, поэтому и летать, как птица, он не может. Но люди всё-таки нашли способ оторваться от Земли.

Ты, наверное, видел, как дым и тёплый воздух поднимаются вверх над костром. «А почему бы не воспользоваться этим?» — подумали люди. Они сделали большой шар с корзиной для пассажиров и наполнили его дымом. И шар поплыл над землёй. Но как только дым остывал, шар опускался на землю. Чтобы дольше продержаться в воздухе, в корзину стали ставить жаровню с горящими углями. Таким образом шар постоянно наполнялся горячим дымом. Но всё равно он поднимался невысоко и летел недолго.

Потом вместо горячего дыма шар стали наполнять лёгким газом. И он плавал в воздухе, как пробка в воде. Такой шар мог летать уже долго, но был очень большим и неуклюжим. К тому же его полёт целиком зависел от ветра: куда ветер подует, туда и шар полетит. Это неудобно.

Снова задумались люди: «Что бы такое сделать, чтобы можно было лететь против ветра?» И придумали дирижабль. Жёсткий каркас из дерева и железа обтянули плотной материей. Получилось громадное сооружение, похожее на рыбу. Внизу к нему подвесили двигатели с воздушными винтами и кабину для пилотов и пассажиров. Газ, которым наполняли дирижабль, поднимал его вверх, а двигатели тянули вперёд. Теперь уже можно было лететь в любую сторону. Добавил пилот газа — дирижабль поднялся вверх, выпустил газ — дирижабль опустился. А стоило выключить двигатели — и дирижабль повисал над землёй. Но и у дирижабля были недостатки: он был слишком велик и летел с малой скоростью.

Изобретатели и учёные продолжали думать, на чём ещё можно подняться в небо. И придумали самолёт. Мощный двигатель разгоняет самолёт, а крыльями он опирается о воздух.

Первые самолёты были хрупкими и неуклюжими. Они с трудом отрывались от земли, не могли подняться высоко, летали медленно и только около аэродрома. И часто ломались. В то время полёт на самолёте представлялся чудом. Люди смотрели на полёты, как на цирковое представление.

Но прошли годы, и самолёты стали более совершенными. Теперь они летали высоко, выше птиц, обгоняя ветер, и в любые края Земли.

Приятно и удобно лететь в современном реактивном лайнере. В пассажирском салоне тепло, уютно. Кажется, что самолёт не движется, а стоит на месте, слегка подрагивая. А глянешь в иллюминатор — далеко внизу в голубой дымке проплывает Земля. И только тогда догадываешься, что летишь.

А можно ли на самолёте подняться туда, где летают спутники? Нет, нельзя. У самолёта есть предел высоты, на которую он может подняться. Ты уже знаешь, что с подъёмом вверх воздуха становится всё меньше и меньше. И вот наступает момент, когда крыльям уже не на что опереться. Да и мотор задыхается — ведь ему для работы тоже нужен воздух. Чтобы лететь выше, чтобы добраться до Луны или отправиться на другие планеты, нужен аппарат с особым двигателем.

Снова задумались учёные и изобретатели: как бы создать такой аппарат? И тут они вспомнили про ракету, про ту самую ракету, которую можно увидеть на праздничных фейерверках. Она с шумом и треском взлетала вверх, оставляя светящийся след, разбрасывая в разные стороны сверкающие разноцветные звёздочки.



Воздушный шар братьев Монгольфье. В 1783 году на этом шаре человек впервые поднялся в небо.



Мысль о полёте жила в людях, переходя из поколения в поколение. До нас дошли былины о Тугарине Змеевиче, сказки о Коньке-горбунке, о ковре-самолёте, на котором летал Иван-царевич. Но это всё были сказки и легенды. История воздухоплавания начинается с полёта человека на воздушном шаре. Вот некоторые из них (рисунок на развороте).

Праздничная ракета — это картонный патрон, начинённый порохом. Когда порох загорается, в патроне образуется газ. Он скапливается и давит на стенки патрона, а выход находит только через маленькое отверстие в донышке. Отсюда газ с силой вырывается наружу, и ракета, как бы отталкиваясь от него, с шумом летит вверх.

Только не надо думать, что на такой ракете, даже если сделать её очень большой, можно отправиться в космос.

В древней китайской легенде рассказывается, что один богатый мандарин Ван Гу задумал подняться в воздух с помощью связки ракет, которые пускали на праздничных фейерверках. Он взял лёгкое бамбуковое кресло, обвязал его со всех сторон ракетами и уселся в него. Потом враз поджёг все ракеты. Кресло окуталось дымом... С тех пор китайского мандарина никто никогда не видел.

 Дирижабль может лететь как ввысь, так и вдоль поверхности Земли.




Дирижабль перемещается очень медленно. Чтобы лететь быстрее, люди придумали самолёт. Первые самолёты, такие, как аэропланы братьев Райт или Фармана, были деревянными. Современные пассажирские лайнеры делают из металла. Вот некоторые из них (рисунок на развороте).



Современные самолёты летают выше птиц, выше облаков, обгоняя ветер и звук.


Хотя праздничные ракеты очень слабы, они навели на мысль, как построить новый, особый двигатель, с помощью которого можно не только оторваться от Земли, но и подняться высоко над ней, а потом отправиться в космическое путешествие. Этот двигатель так и называли — ракетным.

Сейчас на свете много самых разных ракет. Сперва появились боевые ракеты. Ими вооружена наша армия и армии других стран. Тот, кто смотрел по телевизору военный парад, видел это грозное оружие.
Одни ракеты приспособлены для стрельбы по самолётам, другие — по машинам и танкам. Есть и морские ракеты. Они установлены на специальных кораблях-ракетоносцах и на подводных лодках. Самые могучие из боевых ракет — межконтинентальные. Они могут летать на огромные расстояния, из одной части света в другую. Межконтинентальную ракету и решили приспособить для полётов в космос.

Проекты первых ракет

КАК УСТРОЕН РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ.

Горят, потрескивают в печи дрова. Дым по трубе вытягивается наружу. А чтобы огонь не погас, в топку через особое отверстие — поддувало поступает воздух.

Современный ракетный двигатель — это тоже печь. Только печь особенная. Изготовлена она из металла и устроена иначе.

Но прежде чем рассказать о ракетном двигателе, хотелось бы спросить тебя: «А знаешь ли ты, каким был самый первый двигатель?» Название ему — водяное колесо. Да, да, самое обычное колесо. На его ободе крепились лопатки. Одним концом колесо опускалось в реку, и течение воды вращало его. Прикрепив к колесу ковши, древние люди использовали свой первый двигатель для орошения полей.

Потом были придуманы ветряные двигатели. Это тоже колесо, только очень маленькое. К нему прикреплены длинные и широкие, словно перья веера, деревянные лопатки. Новый двигатель приводился в движение ветром. На холмах, высотках, на открытых местах люди стали строить ветряные мельницы, на которых мололи зерно. Они и по сей день сохранились.

Оба эти двигателя, водяной и ветряной, очень экономичные. У них нет печи, и они не нуждаются в топливе. Но работа каждого из них зависит от погоды. В засуху реки пересыхают, в холод покрываются льдом, и водяное колесо останавливается. Работа же ветряного двигателя зависит от ветра, а он тоже не всегда бывает.

Прошло много лет, и люди придумали новый двигатель — паровую машину. В паровой машине есть уже печь и котёл. Печь загружают дровами или углем и растапливают. Огонь нагревает воду в котле, она закипает и превращается в пар, который поступает по трубам в двигатель. А от двигателя отходит несколько железных рук. Они крепко сжимают колесо и крутят его.

Паровая машина привела в движение станки. По рекам поплыли пароходы, а по рельсам побежали паровозы с вагонами. И на самом первом самолёте, построенном А. Ф. Можайским, тоже был установлен паровой двигатель.

Чем больше кочегар бросает в печь угля, тем сильнее огонь, тем больше образуется пара и тем быстрее катится поезд и плывёт пароход. Но паровая машина слишком велика и громоздка и, как всякий великан, ужасно прожорлива. В этом её недостаток.

Несовершенство паровой машины натолкнуло на мысль сконструировать новый двигатель. Его назвали двигателем внутреннего сгорания. Это потому, что топливо у него воспламеняется и сгорает не в печи, а внутри самого двигателя. Он меньше и легче паровой машины, потому что не имеет котла, и сильнее её, потому что использует более качественное топливо — бензин и керосин.

Двигатели внутреннего сгорания стоят сейчас на автомобилях, тепловозах, теплоходах и других машинах. Такой же двигатель был установлен и на самолёте. Но как ни усовершенствовали его учёные и конструкторы, какое топливо ни пытались использовать, преодолеть скорость звука с таким двигателем самолёт не мог. Для этого нужен был другой, более мощный. И он в конце концов появился. Ему дали название — реактивный. Температура газов в нём достигает больше тысячи градусов. Чтобы он не расплавился, его делают из очень прочного металла.

Горят, потрескивают дрова в печи. Бушует пламя в топке паровоза. Ураганом несутся из реактивного двигателя раскалённые газы. И дрова, и уголь, и керосин горят потому, что в печь вместе с топливом поступает воздух. Он и поддерживает горение. А как быть ракете? Ведь она летит там, где воздуха уже нет. Проще всего, казалось бы, заправить её баки воздухом. Но учёные решили по-другому.

Воздух, как известно, состоит из трёх частей: азота, кислорода и углекислого газа. Но из всех этих газов только кислород поддерживает горение. А он составляет всего одну пятую часть. Так зачем же брать весь воздух? Не лучше ли взять один кислород? Тогда бак уменьшится сразу в пять раз. Но и это не всё. Если кислород охладить, то он превращается в жидкость. Точно так же, как охлаждённый пар снова превращается в воду. Жидкий кислород занимает ещё меньше места, и его удобно брать в ракету.

Такой двигатель, установленный на первой космической ракете, был создан под руководством академика В. Глушко. По команде «зажигание» из баков ракеты в камеру сгорания поступают керосин и жидкий кислород, там распыляются, перемешиваются, а затем поджигаются. Керосин, сгорая в кислороде, образует много газов. А выход у них один — через сопло. Сопло же, как труба в печи, увеличивает тягу, и горящий газ с силой и грохотом вырывается наружу. Такой двигатель стоит только на ракете, поэтому он и называется ракетным.

А теперь взгляни на рисунок, где изображён ракетный двигатель. Не правда ли, он напоминает кувшин с расширяющимся горлышком? Широкая часть кувшина — это камера сгорания, а горлышко называется соплом. Вместо дров или угля в камеру сгорания насосом накачивается керосин, а вместо воздуха — жидкий кислород. Конечно, кислород и керосин хранятся на ракете в отдельных баках.

Чтобы растопить печь, ты загружаешь её дровами, сухой растопкой, подносишь зажжённую спичку — и побежал огонёк по поленьям. Ракетный двигатель «растапливается», или запускается, иначе. По команде «зажигание» керосин и жидкий кислород подаются по трубопроводам в камеру сгорания. Там они распыляются, перемешиваются, а потом поджигаются электрической искрой.

Вот и растопилась «печь».

Зашумел, загудел ракетный двигатель. Раскалённые газы бьют фонтаном из сопла. А насосы всё подкачивают и подкачивают топливо. Если такой двигатель прикрепить к ракете, то он так же, как патрон праздничной ракеты, понесёт её ввысь.

Теперь можно представить ракету в собранном виде. Внизу у неё двигатель. А над ним огромные баки для керосина и кислорода. Ракетный двигатель очень прожорлив. За одну-две минуты он съедает целую железнодорожную цистерну топлива. Не ведро, не бочку — целую цистерну! Вот почему ракета бывает такой большой. Ей нужны огромные баки. Сам же двигатель невелик по сравнению с ними. А на верху ракеты, над её баками, расположен космический аппарат, тот самый, который нужно вывести в космос.

СТАНЦИЯ НАЗНАЧЕНИЯ — ОРБИТА.

Если метнуть камень, он опишет в воздухе дугу и шлёпнется на землю. То же произойдёт и с ядром, выпущенным из пушки. Чем сильнее метнёшь камень, тем дальше он улетит. Чем больше пороха заложишь в пушку, тем дальше полетит ядро. И не только дальше, но и быстрее.

А теперь представь себе, что ты стоишь на высокой горе. На вершине горы находится пушка, ядра к ней и запас пороха. А ты назначен бомбардиром.


Пусть вначале ты всыпал в пушку совсем немного пороху, закатил ядро в ствол, поджёг фитиль и — бабах! — пушка выстрелила. Ядро, прочертив дугу, шлёпнулось у подножия горы. Скорость ядра была небольшой, и Земля быстро притянула его к себе.

Добавь пороха и снова выстрели. Теперь ядро улетит дальше, потому что пороха было больше. А раз больше пороха, увеличилась и скорость полёта. Снова увеличь заряд пороха и выстрели. Ядро улетит так далеко, что скроется за горизонтом, но всё равно упадёт на землю.

А ты знай себе добавляй пороха да стреляй.

Наконец ещё одна порция, снова выстрел и... ядро, как в сказке, облетев Землю, просвистит над твоей головой и исчезнет вдали.

Где же оно упадёт? Оказывается, нигде. Преодолев силу земного притяжения, ядро так и будет летать вокруг земного шара по кольцу, которое называют орбитой. Иначе говоря, станет искусственным спутником Земли.

С какой же скоростью должны лететь ядро или ракета, чтобы преодолеть силу земного притяжения?

Ракета-носитель с космическим кораблем


ПЕРВАЯ КОСМИЧЕСКАЯ.

Рекордсменов по бегу называют самыми быстрыми людьми. За одну секунду они могут пробежать от 7 до 11 метров. Некоторые, добежав до финиша, в изнеможении падают на землю и даже на время теряют сознание. Вот сколько нужно сил, чтобы бежать с такой скоростью!

Машина сильнее человека. У машины есть мощный двигатель, поэтому она едет намного быстрее. Пассажирский поезд за одну секунду пробегает около 25 метров. Автомобиль — около 30. А сверхзвуковой самолёт за то же время пролетает почти километр.

Чтобы преодолеть силу земного притяжения и вывести космический корабль на орбиту вокруг Земли, ракета должна разогнаться до скорости 8 километров в секунду, то есть лететь во много раз быстрее самого быстрого самолёта.

Сосчитай: раз! два! За это время ракета пролетит 8 километров. Учёные назвали эту скорость первой космической.

Сколько же нужно топлива, чтобы разогнать ракету с космическим кораблём до такой огромной скорости? Цистерну? Мало! Может быть, две цистерны? Тоже мало!

Нужен целый железнодорожный состав.

Если всё это топливо перелить в гигантские баки и разместить их на ракете, то всё равно она не разгонится до первой космической скорости. Ведь баки сами по себе очень велики и тяжелы. Когда они опустеют, то становятся лишним грузом для ракеты. Вот и получается, что, разгоняя космический корабль, ракета одновременно разгоняет и тяжёлые баки. Другими словами, она тратит свою силу впустую. Что же делать?

СТУПЕНЬКИ В НЕБО.

Представь себе, что ты собираешься в дальний путь на автомобиле и на твоём пути нет заправочной станции, где можно пополнить израсходованное топливо. Чтобы не останавливаться в дороге, ты возьмёшь с собой прицеп, а может быть, даже два прицепа, которые загрузишь бочками с бензином, маслом и водой.

Когда в пути какая-нибудь бочка опустеет, от неё лучше избавиться, чтобы не везти лишний груз. А освободится весь прицеп, его тоже можно отцепить. Ведь без прицепа машине будет легче двигаться.

Ракета потребляет очень много топлива. И путь ей предстоит не близкий, всё время вверх, в небо. А дозаправиться в пути негде. Вот почему ракету составили из прицепов. Каждый такой прицеп назвали ступенью.

Ступени ставят друг на друга. Их может быть две, три или четыре. И потому собранная ракета оказывается очень высокой.

В каждой ступени есть свои двигатели и свой запас топлива.

Самая большая — нижняя, первая ступень. В баки её заправляется больше всего топлива. И двигатели здесь самые мощные, так как они должны стронуть с места и начать разгон всей ракеты.

Вторая ступень меньше первой, третья меньше второй.

А в голове ракеты, к её последней ступени, прикрепляют сам космический корабль, которому и предстоит совершить полёт в космос. По сравнению со ступенями он занимает совсем мало места.

Чтобы защитить корабль от сильного напора воздуха при подъёме ракеты, его закрывают тяжёлым металлическим щитом — головным обтекателем. Головной — значит, наверху, в голове ракеты.

Первые советские ракеты.

















Советский конструктор ракетно-космической техники академик Сергей Павлович Королёв. Трудиться он начал в авиации, первого признания добился в ракетной технике, а слава пришла к нему в космонавтике. Сергей Павлович руководил разработкой и запуском первого искусственного спутника Земли, первых межпланетных станций «Луна», «Венера», «Марс», первых пилотируемых кораблей.

Космические ракеты конструкции академика С.П.Королёва.

Ракета начинает подъём на двигателях первой ступени. Когда топливо первой ступени полностью израсходуется, эта ступень вместе с баками и двигателями отсоединяется от ракеты и падает на землю. Ракета становится легче. Сразу после этого включаются двигатели следующей, второй ступени, потом третьей... И каждая из них, израсходовав свой запас топлива, отделяется от ракеты. После окончания работы последней ступени космический корабль оказывается на орбите.

Такую ракету, с помощью которой спутник, словно по ступенькам, поднимается в космос, предложил создать Константин Эдуардович Циолковский. Он назвал её ракетным поездом. Ракета и правда похожа на поезд: каждая ступень — вагон, и вагоны прицеплены друг к другу.

Сейчас многоступенчатые ракеты имеются во многих странах. Они стали лестницами для подъёма в небо. Как по ступенькам, спутник поднимается ввысь. Без таких ступенек трудно начать космический полёт. Но если спутник выведен на орбиту, он может летать очень долго, не затрачивая при этом ни капли топлива. Он как бы катится по склону горы, и конца этому склону не видно.

В Советском Союзе многоступенчатая ракета была изготовлена под руководством академика Сергея Павловича Королёва. На таких ракетах стартовали с Земли космонавты, выводились на орбиту спутники и отправлялись в полёт межпланетные автоматические станции.

КОСМОДРОМ.

Автомобиль выезжает из гаража. Самолёт вылетает с аэродрома. Корабль отходит от причала.

У ракеты тоже есть свой «причал», космический причал, откуда она начинает разбег в небо. Он находится на космодроме и называется стартовой площадкой.

Автомобили и самолёты строят на заводах, а потом в готовом виде отправляют по гаражам и аэродромам. Корабль собирают на верфи, после чего он своим ходом идёт в порт, к причалу.

Другое дело ракета. Вот она стоит на старте, готовая к пуску, высотой с многоэтажный дом. Взглянешь на её вершину — голова кружится. Она так велика, что её не увезти на обычном поезде или на самолёте. Как же она оказалась здесь, на старте?

Ракета так же, как и автомобиль, самолёт или корабль, сперва появляется на рисунках и чертежах конструкторов. По этим чертежам на заводах изготавливают отдельные части ракеты — её ступени, которые затем — каждую в отдельности — отправляют на космодром.

Первый спутник был запущен с космодрома, построенного в Казахстане. Это известный теперь всему миру Байконур.

От города в разные стороны уходят шоссейные и железные дороги. Их путь — к площадкам Байконура, туда, где готовят к старту ракеты и спутники. Дорог много, но мы выберем одну. Она ведёт к площадке, откуда стартовали в космос первый искусственный спутник Земли и первый человек — Юрий Алексеевич Гагарин, откуда и сейчас стартуют пилотируемые космические корабли.

Через час езды появляются первые домики небольшого посёлка. Это техническая площадка. Здесь проверяют и готовят ракеты и космические корабли перед тем, как их отправить на старт.

А вот и самое главное здание технической площадки, длинное-предлинное, высотой в пять этажей. Это своего рода сборочный завод. Его называют монтажно-испытательным корпусом, коротко — МИК. К МИКу подходит железная дорога. По ней доставляют ступени ракеты, все её части. Затем ступени ракеты проверяют, соединяют между собой, и только здесь, в МИКе, ракета появляется целиком.

А теперь войдём в МИК. Внутри здания тепло, сухо, чисто. Пыль, грязь, мусор здесь совершенно недопустимы.

С потолка корпуса на крепких цепях свисают крюки подъёмников. Они свободно могут переносить с места на место тяжёлые ступени ракеты. А вокруг чего только нет! Глаза разбегаются от обилия приборов, выключателей, кнопок, мигающих лампочек. Ракету со всех сторон, как змеи, опутали тяжёлые жгуты проводов, гибкие трубы.

Сосредоточенно, быстро, чётко работают сборщики и испытатели ракеты. Никакой суеты, беготни. Каждый занят своим делом.

Вот испытатель нажал одну из кнопок. В ракете что-то щёлкнуло, а потом загудел электромотор. Вздрогнули стрелки приборов, подмигнула лампочка, по экрану телевизора молнией мелькнула изломанная линия. Испытатель довольно улыбнулся и поднял большой палец вверх: всё в порядке, испытания можно продолжать.

А рядом — плюх! плюх! — работает насос. Он накачивает в баки воздух. Надо проверить, целы ли они, нет ли утечки.

Ракета одну за одной выполняет команды испытателей. Команды чередуются, как в настоящем полёте.

Много, много раз испытатели, как внимательные доктора, выслушивают, прощупывают металлическое сердце ракеты, проверяют отдельные ступени и ракету целиком. И только после этого, когда все полностью убедятся в её исправности, ракету выпускают из МИКа.


Вот её уложили на длинную железнодорожную платформу. На этой же платформе смонтирован установщик ракеты. Отворились громадные ворота, и тепловоз осторожно повёз ракету к стартовой площадке.

Вокруг, куда ни посмотришь, ровное поле, степь. И только вдали возвышается какое-то странное сооружение. Чем ближе приближаешься к нему, тем виднее становится громадная железобетонная плита. А над ней, как пальцы растопыренной руки, наклонились в разные стороны сплетённые из металла высокие ажурные фермы.

Это стартовое сооружение — место, откуда начинает свой полёт ракета. Основу его составляет стартовый стол, громадный, по размерам почти такой же, как Красная площадь в Москве.

Один конец его лежит на срезанной вершине небольшой высотки, другой опирается на две толстые железобетонные ноги — колонны. В середине стола зияет огромная дыра. В неё опускают хвост ракеты перед стартом. А под хвостом к подножью высотки тянется бетонный жёлоб. Когда запустят двигатели ракеты, по нему побежит целое море огня и дыма. Это газоотводный канал. Он отводит горячие газы от ракеты.

Вот на стартовый стол медленно въехал тепловоз с платформой и остановился у самого края шахты. Могучими руками-ухватами установщик осторожно опустил её хвост прямо в шахту. И тут же по неслышной команде четыре металлические фермы вдруг поднялись и, как гигантские опоры, прижали ракету с боков.

Потом зашевелились и другие фермы, они медленно приподнялись и тоже примкнули к ракете. На каждой из них множество полок — этажей. На одной есть даже лифт. В нём можно подняться на любой этаж, до самой вершины ракеты, ещё раз осмотреть и проверить её перед стартом.

Наступает время заправки. К бакам ракеты подсоединяются толстые шланги, и насосы начинают качать из хранилища топливо.

Наконец заправка закончена. К ракете подъезжает автобус с космонавтами. После короткого прощания космонавты направляются к лифту, который уносит их наверх, к самой верхушке ракеты. Космонавты заходят в корабль и закрывают за собой люк. Фермы с полками-этажами и лифтом отходят от ракеты. По стартовой площадке разносится команда:

«Расчётам покинуть старт!»

Установщик с космической ракетой и кораблём направляется на старт.


По этой команде все, кто готовил ракету, отъезжают на безопасное расстояние.

Ракета осталась одна на стартовом столе. Её острая вершина нацелилась вверх, в космос.

КЛЮЧ ОТ НЕБА.

Нет, ракета не так уж одинока. Толстыми жгутами проводов она соединена с подземным командным пунктом, который находится недалеко от стартового стола. Его называют бункером.

Перед операторами, на пультах, в шкафах множество различных приборов, мигающих лампочек, надписей, выключателей, ручек, кнопок. Вот подмигнула лампочка, а потом загорелась надпись: «Ракета к старту готова». Идёт последняя проверка ракеты и космического корабля.

До старта остаются считанные минуты. Но ракета не взлетит, пока оператор не получит ключ, похожий на тот, которым открывают замок. Пока его не вставишь в скважину и не повернёшь, ракета не подчинится никаким командам.

Оператору вручают ключ, он вставляет его в замок и поворачивает. Этим ключом он словно открывает дорогу в небо.

Тут же на стартовой площадке звучит команда:

«Ключ на старт!»

Теперь работают только автоматы, а оператор лишь следит за правильным исполнением команд.

Мерно тикают часы, отсчитывая секунды. В точно назначенное время автомат выдаёт команду:

«Зажигание!»

Включаются мощные насосы, они гонят из баков ракеты в камеры сгорания керосин и жидкий кислород. Вспышка! От электрической искры воспламенилось топливо. И вот уже бурный поток пламени рвётся наружу через сопла ракетных двигателей.

Лавиной нарастает шум. Ракета в ожидании последней команды стоит окутанная огнём и дымом. Она вся напряглась и вот-вот сорвётся с места.

«Старт!» — перекрывая гул двигателей, доносят репродукторы.

И, словно из жерла клокочущего вулкана, медленно выползает белоснежная ракета.




На рисунке герой книги Ф. Годвина «Человек на Луне» отправляется к спутнику нашей планеты в упряжке, которую тянут приручённые утки. Конечно, это была сказка.
Первую тропинку в космос проложил наш, советский искусственный спутник Земли. Сегодня она превратилась в широкую дорогу. По ней прошли уже несколько тысяч спутников. Что это за дорога? Кто её рассчитывает? С чем встречаются на ней космонавты?



Б
БАЛЛИСТИКА наука, изучающая полёт пули, снаряда, ракеты, спутника.
 Рязанский подъячий Крякутный, как гласит предание, поднялся в воздух на шаре, наполненном дымом.
В
ВИТОК — один оборот спутника вокруг Земли.
З
ЗОНА ВИДИМОСТИ часть поверхности Земли, над которой виден спутник.
П
ПУНКТ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ — небольшой поселок, где имеются радиостанции для связи со спутниками и космическими кораблями
Ц
ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЁТОМ — место, откуда ведётся
управление спутниками, пилотируемыми космическими
кораблями или межпланетными станциями.
С ЗЕМЛИ В КОСМОС.

Сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее набирает высоту ракета. Теперь ею управляют автоматы. Они бдительно следят за полётом, вовремя поворачивают ракету, не дают ей уклониться в сторону.

А снизу, из днища ракеты, с грохотом вырываются огненные столбы. Это работают двигатели первой ступени, уводя ракету всё дальше и дальше от Земли.

После того как первая ступень израсходует топливо, она становится ненужной, более того — лишней ношей. Её отделяют от многоступенчатой ракеты. Тут же включается вторая ступень, и разгон продолжается. Но и её чаще всего ждёт участь первой ступени. И только последняя достигает космической скорости.

Наконец автоматы определили: первая ступень закончила свою работу, баки её опустели. Теперь они стали ненужным грузом. Поэтому первая ступень отделяется от ракеты и падает на землю. И в это же время автоматы включают двигатели второй ступени. Полёт продолжается. Одна за другой следуют неслышные команды:

«Отделить вторую ступень!»

«Включить двигатели третьей ступени!»

«Опустить нос ракеты!»

...И вот уже ракета превратилась в еле заметную точку. Прошло немного времени, и эта мерцающая точка окончательно пропала из виду.

Ракета скрылась из глаз людских, но невидимая нить всё же связывает её с космодромом. На командный пункт по радио поступают сообщения о том, как работают двигатели, различные приборы, как чувствуют себя космонавты. И все, кто находится на командном пункте, знают, как проходит полёт ракеты. Значит, радио и есть та нить, то невидимое око, которое помогает людям следить за ракетами.

Вокруг космодрома раскинулись небольшие посёлки, в каждом из которых несколько домиков. Это измерительные пункты космодрома. С крыш тянутся к небу громадные антенны, как бы указывая: здесь, в этом доме, радиотехническая станция. А сами-то антенны! Одни похожи на тарелки, другие на спирали, третьи прячутся под круглыми колпаками и напоминают большие шары. И каждая нацелена на ракету, зорко следит за её полётом.

Могут спросить: а почему на измерительных пунктах так много антенн, ведь ракета только одна? Верно, одна. Но на ней много двигателей, разных аппаратов и приборов. Узнать, правильно ли работает каждый из них, можно только по радио. Вот и приходится размещать на измерительных пунктах несколько радиостанций с разными антеннами.

С измерительного на командный пункт то и дело поступают сообщения:

«100 секунд. Полёт устойчивый»...

«130 секунд. Давление в камере сгорания в норме»...

А вот очередное сообщение: «Сброшен головной обтекатель».

Наконец автоматы определили: ракета поднялась на заданную высоту и разогналась до первой космической скорости. Они тут же выдают главную команду:

«Выключить двигатели!»

Двигатели смолкают. Космический корабль отделяется от последней ступени, становится спутником Земли. Теперь он летит уже сам, без помощи ракеты. Её последняя ступень летит рядом с ним. Она тоже превратилась в спутник.

А с измерительного пункта космодрома на командный поступает последнее сообщение:

«Корабль вышел на орбиту».

ЖЕЛЕЗНАЯ ХВАТКА НЕВИДИМКИ.

Ракета устремилась вверх. Она набирает скорость. В кабину космического корабля доносится нарастающий грохот ракетных двигателей. И тут космонавты начинают ощущать какую-то тяжесть. На Землю по радио они сообщают:

«Полёт ракеты нормальный. Самочувствие хорошее. Растут перегрузки».

Что же такое перегрузка? Можно ли ощутить её, не поднимаясь в космос? Оказывается, можно.

Машина трогается и начинает разгоняться. Невидимая сила легонько толкает тебя в грудь, прижимает к спинке сиденья. Это действует перегрузка.

Вспомни карусель. Когда она кружится, тело твоё как будто наливается тяжестью. Это тоже действует перегрузка. Она тем сильнее, чем быстрее кружится карусель.

Самолёт резко выходит из пикирования. Будто из засады выползает невидимый и беспощадный враг, железной хваткой сдавливает тело лётчика и с громадной силой прижимает его к креслу. Только сильный и тренированный человек может летать на современных самолётах и космических кораблях.

Перегрузка возникает всякий раз, когда разгоняешься или тормозишь. Значит, её можно ощутить, не поднимаясь на ракете. Правда, при езде в поезде, на автомобиле, при катании на карусели перегрузки бывают небольшими, и мы их не всегда замечаем.

А вот в выходящем из пикирования самолёте, в стартующей ракете или в спускаемой кабине космического корабля перегрузки бывают большими.

Чем быстрее разгон, тем больше перегрузки. Вот космонавты и говорят: перегрузки растут. Человек словно бы начинает весить в несколько раз больше. Руку не поднять, на неё будто подвесили пудо-вую гирю. Трудно говорить, потому что язык тяжелеет, а рот плохо открывается. Ухудшается зрение. Человек может потерять сознание, а при очень больших перегрузках даже погибнуть.

Чтобы при старте ракеты или при спуске корабля легче переносить перегрузки, высокие спинки кресел космонавтов отклоняются назад. Вот так, полулёжа, космонавты отправляются в полёт и спускаются с орбиты. Под руками — опоры, а пальцы ощущают кнопки. Нажал кнопку, не поднимая руки,-включился передатчик. Можно вести разговор с Землёй. Дорогу в космос и из космоса стараются выбирать не слишком крутой, чтобы перегрузки не угрожали здоровью космонавтов.

Чтобы выдержать перегрузку, надо иметь крепкий организм, много заниматься физкультурой, укреплять свои мышцы. Поэтому в лётчики и космонавты принимают только здоровых и сильных людей.
Вот так, полулёжа в креслах космического корабля, космонавты легче переносят перегрузки.

- А ЕСЛИ АВАРИЯ?
Ракета ушла со старта. Вот её острый нос уже пронзил облака. И вдруг шум двигателей смолк. Ракета, словно наткнувшись на невидимое препятствие, остановила свои разбег.
Случилась авария. На ракете произошла непредвиденная и неустранимая поломка. Автоматы тут же перекрыли трубопровод, по которому подаётся из баков топливо. Вот почему умолкли двитатели.
Через несколько секунд ракета остановится и, беспорядочно кувыркаясь, рухнет на землю. В гигантском костре смешаются её искорёженные части, от жары расплавится металлический скелет ракеты. Сгорит всё.
Как спасти космонавтов? Ведь они погибнут!
Нет, нет, в тот самый момент, когда автоматы определили, что ракета не может лететь дальше, от её вершины отделяется огненный клубок. С него бьют раскалённые струи тазов. Клубок отлетает подальше, а потом осторожно и плавно приземляется.

Оказывается, на случай аварии у космонавтов предусмотрено аварийное спасение. К их кабине прикреплены ракетные пороховые двигатели. Как только автоматы обнаружат неисправность, угрожающую жизни космонавтов, они тут же отделят кабину от ракеты, включат пороховые двигатели, уведут её подальше, в безопасное место. А потом, когда смолкнут пороховые двигатели, над кабиной взовьётся бело-оранжевый купол парашюта. Космонавты и их кабина будут спасены.

НА КОСМИЧЕСКОЙ ДОРОГЕ.

Высоко поднялась ракета. Потом двигатели её умолкли. Спутник отделился от ракеты и оказался один в космосе. Он вышел на орбиту, на свою космическую дорогу. Что же это за дорога? Как она выглядит?

Если бы летящий спутник мог оставлять в небе след, то след этот был бы похож на круг, огромный круг, внутри которого находится Земля.

А теперь взглянем со спутника на Землю. Вот он под нами, выпуклый бок Земли. Далеко видно вокруг, одним взглядом можно охватить целые страны. Под спутником словно расстелилась живая карта Земли.

Вот большое озеро, голубое и прозрачное. Тоненькой извилистой ниточкой тянется к нему река. А вокруг — зелёные леса, прямоугольники вспаханных и засеянных полей.

Прошла минута — и всё это позади. А внизу — сплошное жёлтое пятно — пустыня. Потом жёлтое сменяется голубым. Это спутник летит над океаном. Он летит с огромной скоростью, быстрее самого быстрого самолёта, быстрее пули и снаряда. Прошло всего полтора часа, а спутник уже успел облететь вокруг Земли, сделать один оборот, или виток. Сейчас снова должно появиться то самое озеро, которое было видно в начале витка. Но что это? Внизу совсем другие места. Куда же делось озеро? Ведь космическая дорога спутника не изменилась, он не сворачивал со своей первоначальной орбиты.

Помнишь, мы уже рассказывали, что Земля не стоит на месте. Спутник мчится по орбите, а Земля в это время, хотя и медленно, но вращается вокруг своей оси. Вот и получилось: пока спутник сделал один виток, Земля тоже повернулась, и озеро, которое ещё недавно было под спутником, теперь оказалось далеко в стороне.

Значит, каждый раз от витка к витку спутник пролетает над новыми местами, так что рано или поздно со спутника можно осмотреть всю Землю. И даже увидеть свой город или селение, в котором ты живёшь. Надо только подождать, пока Земля повернётся и сама покажет это место.

СПУТНИК, ГДЕ ТЫ?

Орбиты спутников и траектория полёта межпланетной станции.

Радиотехническая станция командно-измерительного пункта.


С измерительного на командный пункт поступило сообщение: «Двигатели выключены. Спутник отделился от последней ступени и вышел на орбиту».

«Вышел на орбиту». Но на какую? Ведь у спутника может быть множество орбит: и круглых, и вытянутых, и низких, и высоких. Как узнать, по какой орбите он летит?

С Земли до спутника не протянешь верёвочку, не измеришь высоту его полёта. И в телескоп его не всегда разглядишь: мешают облака, туман, яркие лучи солнца. К тому же спутник может оказаться за горизонтом, и тогда его вовсе не увидишь.

Чтобы узнать, где он летит и установить с ним связь, поступили следующим образом: на спутнике поставили радиоприёмник и передатчик. Летит спутник и во все стороны посылает по радио сигналы: бип! бип! бип! «Я здесь, я лечу».

А на Земле уже ждут. Громадные чаши-антенны радиостанций нацелились в небо. Вот спутник появился из-за горизонта. Чуткие приёмники уловили его сигналы. И в ту же минуту антенны начинают посылать на спутник сигналы Земли. Вот и образовалась между спутником и Землёй невидимая дорожка, словно мостик протянулся. И бегут по этому мостику сигналы туда и обратно. По ним и находят, где, на какой высоте и в какую сторону летит спутник, то есть определяют его орбиту.


КТО РАССЧИТЫВАЕТ ОРБИТУ?

Маршрут движения ракеты рассчитывают баллистики. Кто читал сказку «Приключения Чиполлино», тот, наверное, помнит, как Чиполлино и его друзья, находясь в осаждённом замке, горевали, что не знают баллистики. Что же такое баллистика? Так называется наука о полёте снарядов.

Впервые это слово появилось у воинов Древней Греции. В армии у них были орудия, бросавшие камни и стрелы. Их называли баллистами. Позже люди изобрели новое, более совершенное оружие. Появились пушки, ружья, ракеты. А тех, кто рассчитывает траекторию полёта пули, снаряда, ракеты или орбиту спутника, стали называть баллистиками.

Чтобы вывести на орбиту космический корабль, осуществить полёт на Луну, Марс, Венеру или возвратить космический корабль на Землю, надо знать космическую баллистику. Космической баллистикой занимаются люди, хорошо знающие математику, астрономию, механику и другие науки.


РУКИ ЗЕМЛИ.

Спутник отправляют в космос не для того, чтобы удивлять людей: ах, как высоко он летит! Ах, как быстро! Ему предстоит работа. С помощью спутника можно узнать, где болеет лес, чистая ли вода в озёрах и реках, где и какие скрыты полезные ископаемые, а также многое другое.

Например, понадобилось сфотографировать из космоса озеро Байкал. На спутник поставили фотоаппарат и пустили по орбите вокруг Земли. Дальше, казалось бы, всё просто: надо вовремя развернуть фотоаппарат, направить его на озеро и нажать кнопку затвора. Но как это сделать? Ведь до спутника не дотянешься рукой.

И тогда инженеры решили: будем управлять фотоаппаратом по радио.

Спутник находится ещё над Москвой, а баллистики уже точно рассчитали, когда он будет пролетать над Байкалом. Теперь дело за радистами. Вот спутник приблизился к озеру Байкал. Тут же с антенн измерительного пункта одна за другой на спутник полетели команды: «Направить фотоаппарат вниз! Нажать кнопку затвора! Перезарядить аппарат! Сделать ещё один снимок!»

Правда, команды эти не передаются словами, их спутник не поймёт. Слова заменяются набором коротких радиосигналов. На спутнике эти сигналы принимают специальные приборы, к которым подключены автоматы.

Вот антенны передали команду:

«Включить фотоаппарат!» По невидимому мостику на спутник полетел набор радиосигналов. Приёмник принял их, усилил, а потом передал на автоматы. Умные эти машины мгновенно расшифровали команду и тут же — щёлк! — нажали кнопку затвора фотоаппарата.

Передатчики и антенны, которые посылают на спутник команды, стали как бы руками Земли. Длинными, невидимыми руками, с помощью которых человек управляет работой спутников, командует ими. Теперь к названию «измерительный пункт» мы можем добавить слово «командный». Вместо ИП получился КИП — командно-измерительный пункт.

КИП И ЦУП.

На пунктах слежения за спутниками — КИПах работают радисты. Днём и ночью несут они вахту, нацеливая в небо радиоантенны. И как только спутник выплывет из-за горизонта, тут же вступают с ним в разговор.

Доктор спрашивает у больного в первую очередь о его самочувствии. Радисты же на КИПе сначала спрашивают у спутника, правильно ли работают его приборы. Потом замеряют высоту, скорость и направление полёта спутника, узнают, что он видел и слышал на своём пути, дают ему поручения.

Земля ведёт разговор с кораблём «Союз» через спутник связи «Молния».




Главный зал ЦУПа (рисунок
на развороте).


Задач у КИПа много, а вот времени на их выполнение очень мало. Радисты видят и слышат спутник не более 7 — 8 минут. Потом он скрывается за горизонт. За это короткое время КИП успевает лишь задать ему некоторые вопросы. Услышать ответ на них он часто не успевает.

Как же быть? Видимо, нужно много КИПов. Тогда, передавая спутник, словно по эстафете, они смогут постоянно поддерживать с ним связь. Вот и стали их строить в разных частях нашей страны: на севере, юге, западе и востоке.

Но и их оказалось мало. Когда запускали первую космическую станцию к Венере, выяснилось, что требуется КИП... в Атлантическом океане. И решили тогда послать в океан специальный корабль с радиостанциями — плавучий КИП. Но океан в три раза больше суши, значит, и плавучих КИПов должно быть много. Сейчас создан целый флот таких судов. Их флагман — корабль «Космонавт Юрий Гагарин».

Итак, чтобы управлять спутниками, вовремя подавать им команды, следить за их исправностью, определять их орбиту, на Земле построили много командно-измерительных пунктов — КИПов. К работе привлекли учёных, инженеров, техников.

Работу всех этих людей нужно было чётко наладить, так чтобы она проходила по расписанию, чтобы КИПы зорко следили за спутниками, не путались, не мешали друг другу, вовремя подавали команды и принимали ответы. Как это сделать?

Решили создать специальный Центр управления полётом — ЦУП и поручили ему следить за поведением спутника и определять, в каком порядке должны работать КИПы.

Центр управления полётом размещается в большом светлом здании со множеством комнат и залов. Вот один из таких залов. Он называется машинным. Нет, машины здесь не стучат, не гремят, не отфыркиваются. В зале полная тишина. Все машины спрятаны в шкафах и ящиках. Снаружи — огромное множество мигающих лампочек, кнопок, ручек, переключателей. В этом зале собраны электронно-вычислительные машины — ЭВМ. За несколько минут они могут решать такие сложные задачи, которые человек не решит и за год. Им, этим умным машинам, поручена ответственная работа — помогать людям управлять спутником.

А теперь войдём в главный зал ЦУПа. Сразу бросается в глаза большой, во всю стену, экран. На нём высвечивается красочная карта Земли. А через всю карту проходит светящаяся изогнутая линия — маршрут полёта спутника. По линии медленно скользит яркая, тоже светящаяся точка — зайчик. Она показывает, где в эту минуту находится спутник.

По всему залу рядами расставлены столы, и на каждом из них телевизор. Конечно, ни мультфильмов, ни хоккея по нему не увидишь. И программу «Время» он не показывает. От телевизоров тянутся длинные провода к электронно-вычислительным машинам. И перед каждым — пульт со множеством кнопок, будто клавиши у баяна.

Садится оператор перед телевизором и нажимает на пульте несколько кнопок. Этим самым он даёт задание машине произвести нужные расчёты — например, рассчитать, когда спутник появится над озером Байкал. И вот на экране телевизора вспыхивает надпись: «Спутник пролетит над Байкалом в 10 часов 50 минут».

Тут же ЦУП даёт указание КИПу, расположенному в районе этого озера: «В 10 часов 50 минут произвести измерение орбиты спутника».

ЦУП помогает кораблю с космонавтами отыскать в космосе орбитальную станцию. Электронные вычислительные машины рассчитывают точное время и место встречи космического корабля со станцией, скорость его движения и перекрёстки, на которых надо сделать поворот. Подлетает корабль к перекрёстку — ЦУП тут же даёт команду включить двигатель и перейти на другой путь. Так, сделав несколько манёвров, космический корабль приближается к месту встречи.

Вот уже станция видна в иллюминаторе корабля. Теперь управлять его полётом могут и сами космонавты. А если корабль беспилотный, то с помощью автоматов он сам подходит к станции и сам производит стыковку.

В работе со спутниками и с космическими кораблями ЦУП и КИП неразделимы и действуют всегда вместе. Только ЦУП — это как бы мозг человека, а КИП — его уши и руки.


далее