В настоящее время не существует единого мнения относительно того, где проходит граница космоса. Некоторые ученые считают, что космическое пространство начинается в интервале высот 1000-3200 км над поверхностью Земли... Другие ученые считают, что границей космоса следует считать высоты 120-160 км, на которых атмосфера становится настолько разреженной, что средняя длина свободного пробега молекул соизмерима с характерными размерами движущихся тел, и аэродинамические методы описания течений, базирующиеся на представлении о сплошной среде, становятся непригодными. (К.Гэтланд, 1982 г) |
В недалеком будущем, возможно уже в следующем десятилетии, будет созвана международная конференция по космическим полетам. Она будет отличаться от всех других подобных конференций тем, что большинство ее делегатов будут составлять юристы разных стран. Основной проблемой этой конференции явится вопрос о границе, отделяющей космическое пространство от земной атмосферы. Весьма вероятно, что этой границей будет выбрана высота в 250 км. Узаконенная граница космического пространства необходима, поскольку представители различных наук все еще не могут прийти по этому вопросу к единому мнению. (В.Лей. 1958 г.) |
— Завтра весь институт переходит в подчинение ЗС, — мрачно сказал Капка, — и тогда всем нам крышка! Это было уже слишком! — Да кто он такой, этот самый ЗС?! — заорал я. — Злая собака? Заседание суда? Затмение солнца? — ЗС — это не злая собака, — тихо и печально произнес Капка, — это даже не землетрясение в Сахаре. ЗС — это Здравый Смысл! Пол дрогнул у меня под ногами и я отчетливо понял, что теперь всем нам крышка... неопубликованная пародия Л.Филатова на братьев Стругацких |
25 веков назад софисты морочили народ такими высказываниями: "Дом - убежище для непогоды и пещера - убежище для непогоды. Значит, пещера - тоже дом. Но дом - это каменное строение. И храм - это каменное строение. Но пещера - это тоже дом, а значит, храм есть не более, чем убежище от непогоды." Школа Платона разгромила софистов. И сделала это путём правильных размышлений. И вот история повторяется. Прошло полвека космической эры. И следом за космическими конспирологами появились и космические софисты. Я позволю себе завершить их размышления, пока ещё путанные и противоречивые. Пусть поработает наука логика! Кто сказал "а", должен сказать и "б"! Всё, что достигло космоса - совершает космический полёт. Любой рукотворный аппарат в космосе - космический аппарат. Значит, космические полёты начались в Германии в 1942 году! И значит ФАУ-2 - это космическая ракета. И значит, завоевание космоса началось во времена фашистского рейха! И космическая эра, якобы начавшаяся в 1957 году - просто политический трюк! Это ж ясно?
А орбитальный космический полёт, суборбитальный космический полёт, межпланетный космический полёт - это всё частные случаи КОСМИЧЕСКОГО ПОЛЁТА!
Если кому интересно, то можно уточнить, что частный случай - суборбитальный полёт, выполнили немцы, а вторыми - американцы. А частный случай - орбитальный полёт выполнили русские.
А космическую ракету (ФАУ-2) первыми запускали немцы, а вторыми - англичане в 1945 при помощи немцев.
А пилотируемые полёты? Частный случай космического полёта - суборбитальный - первым выполнил американец. А частный случай космического полёта - орбитальный - русский. Так ведь, всё верно? Два частных случая космического полёта вполне равны между собой. Поэтому Гагарин ничем не лучше Шепарда. Да что там! Шепард выполнил и суборбитальный полёт, и орбитальный полёт, и на Луну слетал! Он намного круче Гагарина! Не так ли? Приоритеты расставлены? | Истина присутствует повсюду. |
Любое живое существо, а также сообщество существ (а человеческая цивилизация - не исключение) в своей жизни имеет лишь 3 действительно важных события Это: зачатие рождение зачатие потомства Рассмотрим только один пункт - рождение. В чём происходит качественный скачок, когда малек выходит из икринки, птенец из яйца, люди и братья их меньшие - из матери? Раздвигаются горизонты - доступный мир мгновенно увеличивается в миллионы раз. Во всём остальном изменения не очень заметны. Так и наша цивилизация 4 октября 1957 года стала космической, получив возможность самостоятельно передвигаться по вселенной. Это поворотная точка в судьбе цивилизации. Когда-то произошло зачатие нашей цивилизации. А.Кларк прямо рассказывает о сотворении нашей цивилизации инопланетянами, да и вообще это мотив старый - с мифа о Прометее. Лично я не стану утверждать конкретно - не был, не видел, не знаю. Но отправной точкой цивилизации я считаю использование огня. В последующие несколько сот тысяч лет ничего принципиально нового не произошло. И вот - первый спутник. Началась новая эра. Путь к звёздам долог, но открыт. |
Космический полёт - это движение космического аппарата (КА) в космическом пространстве (КП) со скоростью не меньше 1-й космической (КС) | Вот три кита на которых стоят все прочие рассуждения. Киты же, напомню, покоятся на баллистике. Для чего мне этот треугольник? Для удобства. Если выполняется все три параметра - это область космонавтики. Если только 2 - надо уточнить и подумать. Если только 1 параметр - не имеет ничего общего к космонавтике. Теперь препарируем китов. | Космический полёт заканчивается, если КА совершил посадку на любую планету, в том числе и на Землю. Бывает, что модуль КА продолжает полёт. Тогда логично говорить о завершении полета СА (спускаемого аппарата) и продолжении полёта орбитального (или пролетного модуля). Полёт на планете закончился, а работа СА продолжается. Тогда надо говорить о продолжении миссии или задания. Слово миссия - наиболее точное, но в русском языке применяется как образчик иностранщины и от него за версту разит религиозными проповедниками. Я только сегодня об этом на форуме объяснил. И, ровно через 3 минуты, выйдя из дома столкнулся с плакатом: "Миссия Сбербанка России - сделать вашу жизнь лучше!". Черт его знает - может и приживётся. Миссия (задача) - более обширное понятие, чем космический полёт. Выражение космическая деятельность - это ещё более обширное понятие. Может включать в себя несколько миссий, постоянные базы и т.д. Начало КП - отделение КА от стартовой опоры (сброс с самолёта, пуск с СК, минометный старт с подлодки - безразлично. Поскольку пока ещё все КП начинаются на Земле, то на начальном участке (а часто и на завершающем) КА проходит сквозь атмосферу, что является естественной (и кратковременной) частью космического полета. Завершение КП - возвращение на Землю (момент посадки, подхват тралом), посадка на нужное небесное тело, разрушение в полёте, конец Вселенной Если посадка на планету является промежуточным этапом, то полёт, с точки зрения землян, продолжается. Вообще тут следует сменить термин "полёт" на термин "миссия", которая будет продолжаться до завершения задач. |
Между прочим, рисунок из книги 1915 года. |
Такое сооружение ничем принципиальным не отличается от моего дома (и от вашего тоже). Есть в нём некоторые любопытные свойства: невесомость, возможность запустить спутник из окна. Да, он может не касаться Земли и даже немного передвигаться. Любой дом можно поставить на воздушную или электромагнитную подушку и даже оснастить средством передвижения. Так что то обстоятельство, что некоторые части Лифта обладают скоростью, равной местной 1кс, и то, что он достиг космических высот, не играет никакой роли. Но! Космический лифт строят, начиная с геостационара. И практически всё строительство Лифт по существу является спутником на геостационаре. В какой момент он превращается в обычную башню - пусть думают потомки. Я не верю в нужность лифта. Построить-то его можно. (Да и то - теоретически). Как не верю в мост от Парижа до Нью-Йорка, просто потому, что его цена превышает его нужность. Тот факт, что из Лифта можно рукой запустить спутник, не противоречит моим определениям. Сам же Лифт, начиная строиться сверху, является вначале ИСЗ, при пересечении границы атмосферы - тросовой системой, при соединении с Землёй - наземным сооружением. |
Космическое пространство - всё пространство за пределами границы космоса | Граница космоса ~ 122 км от условной сферы. Вычисляется как минимально возможная высота стандартного спутника. | Заодно уж и о границе Солнечной системы. Совсем недавно пели песни, о том как звёздные моря бьются об орбиту Плутона. Потом обнаружили огромное количество койпероидов, которых пришлось признать родными детьми Солнца и граница ещё дальше откатилась - до предсказанной гелиопаузы. И вот "Вояджер-1" добрался до неё. Как и следовало ожидать, она пульсирует на десятки миллионов километров и очень трудно распознаётся. Но не в этом главное. С чего это вдруг, все планетам установили сферы действия по законам баллистики, а Солнце так обидели? Будто не оно управляет роем долгопериодичных комет, уходящих в такую даль, куда наши запущенные КА будут добираться еще века? Я считаю сферу действия Солнца по законам баллистики. Если так, то граница находится в 230 000 а.е от Солнца. "Вояджер-1" пролетел 110,5 а.е. Осталось всего 229 889,5 а.е |
Пребывание в космосе | Термин общего вида, ничего не объясняющий, кроме того, что объект где-то в космосе. Хорош только для юристов, обожающих обтекаемые формулировки. Физический смысл: на Земле отсутствует. Ну и что? | Аналогия: пребывание в воде. Я даже уточню: пребывание объекта в воде в течение пяти часов. Извлекли информацию? Батискаф? Понтон? Гидросамолёт? Телевизор, залитый соседями сферху? Не угадали - это космический корабль "Меркурий" космонавта Карпентера. |
Траектория | Непрерывная линия, которую описывает точка (по умолчанию - центр масс) движущегося тела | Практически всегда в космонавтике траектория имеет активные и пассивные (как мне не нравится это слово, лучше сказать - инерциальные) участки Пассивный, баллистический, свободный, инерциальный - всё это одно и то же - можете выбирать. |
Орбита | Траектория, описываемая телом в поле тяготения. Как бы на форуме НК мой оппонент не старался ссылаться на Левантовского, орбита и траектория - это не одно и то же. | Форма орбиты существует очень много типов орбит Однако в общеупотребимом смысле - это примерно круглая, довольно низкая и вокруг Земли. Тем, кто на форуме готов отстаивать мнение, что незамкнутые, гиперболические, баллистические и проч. разновидности орбит имеют право на равноправие, я скажу - ничего подобного! Можете спорить, пока глаза не вылезут из орбит! И тогда сразу будет видно, какой формы должна быть орбита, так сказать, по умолчанию. Колечко вокруг шарика с наклоном к экватору - вот вид орбиты, запомнившийся с запуска первого ИСЗ. А ко всем прочим орбитам надо добавлять определение, а то и несколько. С земной поверхностью решительно пересекаться не может |
Эллиптическая орбита | Самый распространённый тип орбиты, когда КА движется по эллипсу, в одном из фокусов которого - центр гравитации | Ну, понятно, есть у неё перицентр и апоцентр |
Круговая орбита | Частный случай эллиптической орбиты. Тело движется по кругу | Возможна лишь теоретически. |
Баллистическая траектория | Траектория инерционного движения тела без подъёмной силы | Хотя почти любой бескрылый аппарат, летящий по инерции, в теории совершает путь по баллистической траектории, мы-то знаем, что БТ - это просто кривая, по которой летят военные снаряды - от римских баллист до МБР. |
Суборбитальный космический полёт (фант.) | Не существует. Безграмотная выдумка | Не может скорость быть больше и меньше какого-то значения одновременно |
Суборбитальный полёт | Полёт выше границы космоса, со скоростью менее 1 кс. | Не космический. Не интересен. В классическом виде - обычная баллистическая траектория |
Радиальный космический полёт | Полёт с Земли в вертикальном направлении со скоростью не менее 1 кс. | Космический. Не интересен. Ракета взлетит не менее чем на 6400 км и упадет, если скорость выше 1-й, но меньше 2-й кс, а если выше 2-й - улетит навсегда, но энергетические затраты будут безобразно большими. |
Я передумал перебирать все траектории. Что нам надо? Отделить космические полёты от некосмических, (произвести сепарацию, рассортировать агнцев и козлищ, отмести плевела от злаков). Получение полной скорости непосредственно на Земле и мгновенно - оставим теоретикам и артиллеристам. Будем считать, что наша ракета отключает ДУ и начинает баллистический полёт на высоте 100 км. 1. Скорость чуть меньше 1кс (напомню, что на этой высоте 1кс = 7,848 км/с) а) Вектор скорости направлен вертикально вниз или под большим отрицательным углом к горизонту В течение нескольких минут КА упадёт на Землю или испарится в атмосфере. б) вектор скорости горизонтален Даже при отсутствии атмосферы КА начинает быстро падать. Причём скорость снижения, скажем, при скорости 7 км/с будет больше, чем у пикирующего сверхзвукового истребителя. Атмосфера еще быстрее уменьшит высоту и особенно дальность и КА упадет в течение десятка минут. б) вектор скорости оптимален (под углом 45°, максимальная дальность) КА поднимется в космос, достигнет высоты примерно 1500 км, потеряет в апогее 30% скорости, и начнёт падать на Землю по пологой траектории, увеличивая скорость и войдёт в атмосферу, начав быстро тормозиться. Траектории будут сильно отличаться в зависимости от угла к горизонту и начальной скорости, но итог один: не пролетев и половины витка, КА упадет на Землю г) вектор скорости направлен вертикально вверх КА достигнет высоты примерно 7 тыс км, в апогее скорость КА будет равна нулю. Затем КА начнет отвесно падать, войдет в атмосферу и начнёт быстро испаряться. Замечу, что теоретически скорость падения может превысить 1кс. Однако реально такого не было и не будет. Просто никому это не надо. Все эти полёты некосмические и меня не интересут. Названия типов траекторий: (без особых претензий на незыблемость определений):
Лирическое отступление. Один из старейших участников форума НК утверждает, что "если КА является небесным телом - он совершает космический полёт". И я полностью с ним согласен, жаль только, что термин "небесное тело" недостаточно конкретен. Однако следует признать, что важнейшим свойством "небесного тела" является достаточно длительный срок баллистического существования. Проще говоря, КА должен совершить (или совершать) виток (или витки) вокруг центрального тела тяготения. 1. Скорость больше 1кс (напомню, что на этой высоте 1кс = 7,848 км/с) а) Вектор скорости направлен вертикально вниз или под большим отрицательным углом к горизонту В течение нескольких минут КА упадёт на Землю или испарится в атмосфере. Это не является космическим полётом, т.к КА не был в космосе. б) вектор скорости горизонтален При отсутствии атмосферы КА летал бы вечно. Однако атмосфера его затормозит и не даст завершить одного витка. Собственно говоря, КА летит в атмосфере и это не космический полёт Да, я утверждаю, что ни один из созданных человечеством за полвека КА не способен совершить витка, стартовав со скоростью 1кс с высоты 100 км горизонтально. Чтобы виток был совершен, необходимо подняться повыше, скажем, на высоту 122 км (я не настаиваю на цифре). Теперь КА совершит виток и по всем показателям совершит космический полёт. Высоту, с которой он это может проделать, логично было бы назвать границей космоса. Однако вернёмся на отметку 100 км и попробуем всё же добиться от КА завершить этот пресловутый виток. в) вектор скорости под положительным углом к горизонту (между прочим, у 1-го ИСЗ наклон был всего 0,2°. И это нормально.) КА выходит в космос (не будем уточнять границу) и начинает бороться с двумя врагами: тяготением и торможением со стороны атмосферы. КА не завершает витка и падает. Увеличиваем наклон вплоть до вертикального. КА поднимается вверх и неизменно падает на Землю - его траектория пересекается с орбитой Земли. Отметим этот факт. Вектор скорости не является определяющим. Он не позволяет однозначно отличить космический полёт от некосмического. Попробуем поднять точку старта выше, хоть на 300 км. Почти ничего не изменилось. КА так же падает на Землю. Попробуем увеличить скорость. Но и с 100-го км и выше - почти одинаково: КА уходит далеко от Земли, но неизменно возвращается и входит в атмосферу. 9,... 10 км/с - никакой разницы. Отметим этот фактор. Ни величина скорости, ни вектор скорости не являются критерием космического полета. Зато мы знаем, что стоит лишь создать условия для витка - и он будет возможен. 1кс + высота выше плотных слоев атмосферы + вектор скорости горизонтален (диапазон - доли градуса на низкой орбиты, выше - медленно растёт) - вот условия для создания ИСЗ, для завершения витка КА. Напоминаю: наша задача определить: космический полёт или нет. В 999 из тысячи мы знаем, что КА совершил виток вокруг Земли либо вышел на гелиоцентрическую орбиту, то есть совершил или совершает космический полёт. Но остаются ещё немного подозрительных КА. Не обойдем же их вниманием! Бывает, что КА совершает полёт с 1кс в космосе, но не завершает виток, бывает, у него вообще нет баллистического участка, а значит, нет орбиты. Бывает, их не называют космическими и вообще не объявляют о их существованиии. Их нет в регистрах и таблицах. Каковы же наши действия? Легче лёгкого вычеркнуть их из нашей памяти. Аналогия: Река. Паром. Паромщик. За каждый перевоз платят деньги. И вот аврал. Переправляют дивизию. Строят пристань, снаряжают паром моторами, выгружают взводы, не подходя к берегу - лишь бы не утонули. Работа та же. Но как изменились условия! И пересечения реки не полностью, и работы ручной нет и расстояние сократилось. Нельзя ли вообще сказать, что переправы НЕ БЫЛО? Вот есть некий нестандартный полёт - с резкими изменениями скорости, высоты и направления. Космический ли это полёт? Поэтому конкретно для таких вот полётов применяем другую тактику. 1. Нам известно, что КА находится в космосе. Знаем или вычисляем высоту. Отлично. 2. Скорость мы можем вычислить прямо или косвенно (тяга, импульс, время, расход) 3. Вышел ли КА на орбиту или упадет на Землю - мы этого не знаем, ибо не знаем вектор скорости. Однако мы можем заменить реальный виток на потенциальную возможность совершить виток. Для этого достаточно знать 1 параметр: скорость КА (с привязкой к высоте). Если скорость выше 1кс для данной высоты - это космический полёт. Просто у него другие задачи, не связанные с выходом на орбиту и длительным сроком существования. Не надо обижать такой КА, да? Так вот именно скорость=1кс с привязкой к высоте является верным признаком для любого множества космических полётов. Итог: 1. Самым первым признаком космического полёта является завершенный (или совершаемый) баллистический виток вокруг Земли или любого другого небесного тела 2. Если витка не совершено, признаком космического полёта является потенциальная возможность совершить такой виток (оба пункта легко свести только ко 2-му пункту) |
Космический аппарат - аппарат, предназначенной для движения в космическом пространстве с космическими скоростями. | КО - любой рукотворный объект в космосе (вплоть до иголки проекта Уэст Форд) КА - аппарат, предназначенный для осуществления космического полёта Что является КО, а что КА, решает исключительно создатель. Но есть ещё аппараты, которые пытаются выдать за КА. Например SS1 - очень интересный высотный самолёт. Но он не предназначен для космического полёта. Нет у него возможности уцелеть при полёте со скоростью 1кс, не рассчитан он и на сколь нибудь длительное нахождение в космосе. Минуты - вот его удел. |
В мире происходят иногда занятные события Танк по дну форсирует водную преграду. Деревенский умелец сооружает скверно летающую телегу. Ефрейтор в горячке боя командует полком. Пьяный валится с 9-го этажа и остаётся жив. Факты, достойные удивления. Но никто не требует от танкиста следовать фарватером, не спешит объявлять о приросте малой авиации, не присваивает звание полковника, не тащит в реанимацию знаки отличника ВДВ. Так отчего же самолёт, задолго до того, как он на 1 минуту пересёк невидимую, никем не признанную юридически линию, объявлен Космическим Кораблём? Он час на перекладных карабкался вверх как самолёт и ещё полчаса будет планировать вниз как планер. Он на какие-то метры и секунды побывал за крайне условной линией, на сотни километров выше которой космонавты привычно работают годами. А дело в том, что какой-нибудь бездельник готов заплатить за час страха и получить взамен диплом космонавта. Вот Армстронг космонавт-25, а Вася Дырочкин космонавт-525! И будут они официально признаны равными по статусу, а если Вася раскошелится еще на два билета, он будет покруче Армстронга! Желание печатать за хорошие деньги дипломы, индульгенции и звания - это не ново. Но надо ли подпевать торгашам? Они и так прекрасно рекламируют товар. Я уважаю Рутана и прочих создателей небесных машин. Мне понятно желание многих полетать на ракете, можно снабжать всех хоть верительными грамотами посла Галактики, но настоящих-то космонавтов зачем обижать? |
1. ИСЗ - КА, совершающий орбитальный полёт только в сфере действия Земли. | Есть классы КА, которых не принято называть ИСЗ а) КК - космический корабль. Пилотируемый или беспилотный. Предназначен для автономного пилотируемого полёта, но чаще - для доставки экипажа на МКС. Основная особенность - наличие на борту СЖО, ДУ и системы спуска для торможения и/или стыковки (более примитивные варианты еще не применялись) б) ОКС - орбитальная космическая станция - КА для проживания и работы людей в космосе. Основная особенность - наличие на борту СЖО, ДУ и СТУ для коррекции траектории и стыковки с КК (более примитивные варианты еще не применялись) в) АГК - автоматический грузовой корабль ("грузовик" - по простому). Герметичен, но без СЖО (или она минимальна). Обязательно наличие СТУ и ДУ. г) модуль КА (ОКС, КК) - часть КК или ОКС, имеющая возможность автономного существования, как правило - кратковременного. д) зондирующий КА - целый класс всевозможных КА, передвигающихся в космосе с космической скоростью, но не совершающих орбитального полёта в общеупотребимом смысле. Это КА типа "Джемини-2" разогнанные в апогее траектории до 1кс и напавленные на траекторию спуска, зондирующие КА с вертикальной траекторией запуска со скоростью больше 1кс, но меньше 2кс, КА, которые вообще не совершали баллистического полёта, а просто не выключая ДУ, разогнались в космосе до 1кс да и сгинули в атмосфере (или поразили цель, превратившись вместе с ней в обломки) Часто такие КА вообще не считают космическими аппаратами или не считают их полёт космическим. Их всячески принижают и я хотел бы восстановить справедливость. |
2. АМС - КА, предназначенный для работы за пределами сферы действия Земли | ! Составлены и используются разные списки и таблицы АМС. Но авторы часто делают ошибку уже в названии. Есть 3 варианта толкования термина АМС:
1. По назначению (конструкции) |
Космическая скорость - абсолютная величина 1-й КС (на данной высоте) для хотя бы одного отрезка траектории КА | Нас интересует только околоземные полеты. Для других планет - по мере заселения Постараюсь объяснить, почему именно скорость является основным различием между космическим и земным полётом. Если нужно как можно быстрее переместить объект (МБР) между любыми противолежащими точками земной поверхности (кинуть груз на 20 000 км) путём однократного разгона, нужна скорость около 6,7 км/с. При этом объект поднимется на высоту до 1600 км. Дальнейшее увеличение скорости не даёт никакого эффекта. Увеличится высота - удлинится траектория. Надо встраивать управление, делать разгон двух-, трёхимпульсным. И всё равно эффект будет мизерным. Разогнавшись же до скорости 8 км/с объект должен почти сразу тормозить. Поэтому ни один транспортный земной аппарат не будет летать быстрее 6,7 км/с. Абсолютно невыгодно. (ну, разве что спортсмены) Орбитальные полёты возможны лишь при скорости 7,8 км/с. Если подняться выше, то скорость уменьшится, но это опять же энергетически накладно. Короче, зная скорость аппарата, можно сразу сказать, к какому типу транспорта он принадлежит - воздушному или космическому. При этом не обязательно знать ни высоту, ни вектор скорости. 99% аппаратов распознаются с одного взгляда на скорость. 1% - это эксперименты и неудачные запуски. С ними надо разбираться чуть подробнее. | Межзвёздные полёты Порой мне кажется, что у некоторой части человечества параноидальное самомнение. Дескать, "Пионеры" и "Вояджеры" как только оторвались от разгонника, так и начали сразу межзвездный полет, ибо в итоге превысили скорость 16 с гаком км/с и теперь их уж ничто не остановит. Во-первых, все эти аппараты были предназначены для полетов к планетам, а никак не к звёздам. А это очень существенно Во-вторых, улитка в тысячи раз быстрее сделает трансконтинентальный переход, чем "Вояджеры" достигнут окрестностей ближайших звезд. Но это не столь существенно. Ясно одно: весьма скоро на Луну и Марс будут летать с гораздо большими скоростями. Что ж теперь - называть эти КП межзвёздными? Межпланетные полеты Аналогичная ситуация. Это полёты как к небесным телам Солнечной Системы, так и просто на орбиты меж планетами, короче, от Солнца и до границ его сферы действия. Точки либрации Земля-Солнце - частный случай межпланетных полётов, Эдакий виртуальный объект. Луна Астрономы не считают Луну планетой. Вот и мне не хочется. Мало того, что она отделилась от Земли, летает по орбите вечным спутником, так ещё и находится крайне близко. Признав её планетой (уж больно лунные аппараты напоминают марсианские), мы непрерывно будем сталкиваться с казусами баллистики. Не может так быть, чтоб геоцентрические КА летали дальше межпланетных. Однако особый статус сферы её влияния надо признать. Виток Повезло Гагарину! Реально мог приземлиться под Астраханью, не завершив исторического витка. И сейчас и в грядущих веках постоянно бы спорили - был ли это КП? Космонавт ли Гагарин? Но приземление в саратовских степях избавило нас от этой казуистики. Есть виток! Чем хорош и чем плох виток в дебрях космических определений? Он хорош тем, что службы сразу нескольких конкурирующих держав определят параметры КА, внесут в каталог - нет споров: родилось новое небесное тело. Освящено службами контроля. Плох тем, что это хорошо для пассивных полётов. Динамические возможности КА растут и уже были аппараты, выполнявшие задачу полёта за четверть витка. При этом высота и скорость была не меньше, чем у орбитальных КА. Поэтому они не внесены в каталоги, поэтому мы о них ничего не знаем. А прямые старты к Луне? Там никаких витков нет и "Луна-2" врезалась в Луну, не сделав ни одного витка и не выйдя в межпланетное пространство. Хотя в каталоги попала, в отличие от несчастливой "Луны" старта 15.04.1960 |
Космонавт - человек, завершивший спецподготовку и допущенный к осуществлению КП Участник космического полёта - человек, совершающий или совершивший КП Кандидат в космонавты - человек, допущенный к спецподготовке Претендент в космонавты - человек, отобранный для прохождения медицинских обследований на предмет пригодности к спецподготовке. | Кто же тогда пилоты Х-15, пилоты SS-1, -2 и пассажиры SS-2? Пилоты Х-15 (все) - космонавты, но участниками КП они или не стали или стали на других КА. На SS-1, -2 нет никого, кто подходил бы хотя бы под одну из перечисленных категорий (если только он не имел соответствующего статуса ранее) Аналогия: Представим: Рутан, закончив SS-2, создаст вертолёт, доставляющий туристов на вершину Эвереста. На вершине вертолет сидит 3 минуты, любоваться картиной можно, выходить нельзя. Через полчаса можно пить пиво внизу. Можно ли назвать таких любителей приключений альпинистами, покорителями Эвереста или хотя бы участниками восхождения? (не нравится вертолёт - представьте канатку) | Конечно, есть космонавты-профессионалы и космонавты-любители. |
Исключения | Шепард и Гриссом совершали космические полёты. | "Меркурий-3, - 4" Я считаю эти полёты космическими, несмотря на моё определение космического полёта, невыполненное в этом случае. Я так считал 40 лет назад и продолжаю считать сейчас. А мне постоянно твердят, что исключения невозможны. |