"Знание — сила" №4 1991 год
БЕСЕДЫ О ТЕХНИЧЕСКОМ ПРОГРЕССЕ
За тридцать лет после полета Юрия Гагарина в историю космонавтики вписано немало славных имен. Среди них — Константин Петрович Феоктистов. Известный конструктор и космонавт мог бы рассказать много интересного о достижениях своих коллег. Но интересно и другое. Беседу с Константином Петровичем начнем с вопроса:
— До космоса ли нам сейчас, при нынешнем положении в стране, позволительно ли расходовать на него столько сил и средств? Во времена, которые теперь называют застойными, это было нам по карману. А теперь?
— Еще сравнительно недавно, хотя жизнь была и жестокой, и неправедной, и унизительной, наше полунищенское существование как-то балансировалось. Тоталитарное государство сводило концы с концами за счет того, что платили всем, не исключая и функционеров, мало. Очень мало. И еще был налажен контроль, чтобы не печатали лишних денег.
Наша экономика никогда не была особенно сильной, но мы считали необходимым наращивать военные мускулы, позволяли себе роскошь изображать передовую державу.
В космонавтике поначалу это было не так уж и трудно, обходилось не слишком дорого, ибо речь тогда шла о штучном производстве. Единичные ракеты, единичные космические аппараты.
Был такой случай. Когда задумывали «Восток», нам пришла в голову идея сделать его в виде шарика. По замыслу вроде бы очень хорошо. Но понадобилось делать новые штампы, а время поджимало, торопило. И пришлось рабочим выколотить макетные образцы вручную. Когда все делается кустарно, то почему не оказаться и впереди, если есть головы и трудолюбие? Поэтому космические программы обходились нам тогда не слишком дорого.
Сейчас положение резко ухудшилось. Во-первых, современные технологии требуют больших затрат. Во-вторых, в переходный период, когда экономика, мягко говоря, хромает на обе ноги, достаточно нескольким заводам сорвать задание — и производство в целой отрасли проваливается. Тут уж никаких денег не хватит. Особенно, если транжирить их на никчемные работы типа «Буран», на который израсходовали уже больше пятнадцати миллиардов рублей и продолжаем в том же духе, отвлекая сотни тысяч людей от производства необходимой народу продукции.
— Те, кто близко связан с программой «Буран», утверждают, что она очень много дала для народного хозяйства. Одних только технических и технологических новинок, пригодных для гражданского производства, насчитывают десятки. И, дескать, если даже толку от этой машины не больше, чем от козла молока, колоссальный хвост в научно-техническом прогрессе окупит сторицей все затраты на нее.
— А вам не говорили, где уже применяются эти «выгодные для промышленности новинки»? Мне такое не известно.
Давайте посмотрим правде в глаза. Наш «Буран» родился из пресловутого стремления «догнать и перегнать Америку». Мы не заметили или не захотели заметить, что американские генералы от космоса тоже блефуют, когда говорят о «техническом скачке», полученном промышленностью за счет осуществления лунной программы или «Шаттла».
21 июля 1969 года мы все глядели на Луну с необычными, новыми для нас ощущениями. Вроде бы как всегда висит в небе это воспетое поэтами светило. Но сейчас там ходили люди — Армстронг и Олдрин...
Самовосприятие людей — и верующих, и атеистов — стимулирует их к поиску нового, к расширению сферы понимания, действий и жизни. Правда, часто это проявляется в чисто геометрическом смысле: дальность путешествия, высота телебашни, царь-пушка, царь-колокол, царь-ракета... Это обычное, психологическое, хотя логически и неубедительное представление: раздвигая границы достижимого, мы получаем возможность узнать больше о мире и, может быть, о своем месте в нем, о самих себе. Для большинства людей это представление и было движущей силой лунного проекта.
Понятна и естественна тогдашняя эйфория разработчиков проекта и, наверное, большинства американцев: «Мы на Луне, а не эти прозябающие в своих догмах и иерархических структурах русские, которым лишь благодаря какому-то чуду удалось временно захватить лидерство и запустить первый искусственный спутник Земли, осуществить полет Гагарина. Теперь все наконец встало на свои места. Наш престиж восстановлен!»
Так началась реализация лунного проекта. За три последующих года американцы высадили на Луне шесть экспедиций. Двенадцать человек прошли и проехали по ее поверхности около ста километров, на Землю доставили без малого 400 килограммов лунных камней. Ну и что? Кроме как на сувениры и для рекламы, эти камни никому не пригодились, никому, за исключением, может быть, геологов и геохимиков, принципиально новой информации не дали. Ничего принципиально нового человечество не узнало.
Думается, что даже для богатых американцев 25 миллиардов долларов за такое космическое шоу лишь ради престижа — слишком дорогая цена. Ведь в убыток надо бы списать и те программы, которые с намного большей пользой можно было бы осуществить на эти огромные средства.
Я совсем не хочу принизить великолепно выполненную инженерную работу американцев. За время осуществления лунной программы американцы в результате большой и хорошо скоординированной работы создали не только корабль «Аполло» и ракету «Сатурн-5», но и гигантскую производственную и экспериментальную базу. Это и огневые стенды для отработки ракетных двигателей, и оборудование для подготовки ракет и кораблей к запуску, и многое другое. Но, обратите внимание, все это после 1972 года, как правило, не использовалось, не имело продолжения. Лунная программа оказалась тупиковым путем. С моей точки зрения, это пример неправильно выбранной цели.
То же самое можно сказать и о программе «Шаттл». Его «родители» обещали создать дешевое транспортное средство, способное за десять миллионов долларов доставлять на орбиту тридцать тонн полезного груза. Уже с самого начала эти расчеты вызывали сомнения.
Прошли годы, и что же? Не десять, а триста миллионов приходится тратить на каждый полет корабля. Ничего себе ошибочка — в тридцать раз! Нам доставка грузов на орбиту на наших старых носителях обходится раз в тридцать — сорок дешевле. Зачем же нам было повторять этот безумный шаг и делать свой «Шаттло-Буран»?
— Хотя бы ради космического соревнования.
— Какое же это соревнование? «Шаттл» летает несколько лет, а мы уже третий год готовимся ко второму полету «Бурана».
Да и зачем соревноваться в этом деле? Кому и что докажем? И никогда ничего не доказывали. Удивлять — удивляли. Шокировать — шокировали. Но кого? Журналистов, которые хотели быть шокированы, обывателя, который не понимает, что все эти штучки военно-космического комплекса оплачиваются из его кармана?
Нельзя сказать, что соревнование это не помогало нам, инженерам, получать финансирование для наших проектов. Мол, мы можем первыми послать в космос человека. «Не может быть!» — «Да вот же, просто, как яйцо».— «Хорошо, дадим немного денег». — «Можем стрельнуть шариком на Луну». — «Валяйте». И так далее.
Другими словами, соревнование было в интересах тех, кто участвовал в создании космической техники, в космических исследованиях. И это в какой-то мере было небесполезно, потому что служило продвижению человечества вперед. Другое дело, что выделявшиеся на космос средства часто использовались недостаточно эффективно. К тому же больше двух третей космических ассигнований уходило на военный космос.
Я, скажем, отнюдь не против спутников-разведчиков. Хотя, конечно, есть что-то непорядочное в подглядывании друг за другом. Но что остается делать? Такое уж нынешнее время. XX век не однажды демонстрировал человечеству, как уголовники и маньяки захватывали власть или просачивались к ней и потом с помощью террора и оболванивания соотечественников пытались захватить соседние государства. События в Персидском заливе — не единственное тому подтверждение. Так что спутниковая разведка в наше время, наверное, необходима. Более того, было бы неплохо создать международную систему космических аппаратов для круглосуточного и всепогодного наблюдения поверхности суши и океанов, воздушного пространства и подводной обстановки. Для современной космической техники это вполне возможно. Такая система, открытая для всех, позволила бы заинтересованным людям из разных стран, а не благополучным и равнодушным чиновникам, контролировать подозрительные передвижения войск, военные приготовления. Таким образом, можно будет охладить воинственный пыл гангстеров, пробравшихся к власти, и заблаговременно приготовиться к отражению агрессии или даже остановить ее подготовку.
Современная космическая техника в принципе дает возможность создать такую систему контроля, которая будет способствовать стабилизации международной обстановки, снимать напряженность и в результате позволит больше тратить средств и сил на гражданское производство, на благосостояние народов. Причем важно и то, что расходы на создание и эксплуатацию такой системы могло бы нести все мировое сообщество.
Однако средства и здесь надо тратить разумно. Мне кажется, что сейчас мы запускаем слишком много одноразовых спутников-разведчиков, которые работают очень короткое время. Отснял фотопленку и вернулся. Основа же разведки должна быть другой. И она есть. Ее условно можно назвать телевизионной. То есть телевизионный спутник-разведчик записывает на борту изображение и передает его на Землю. Это и эффективней, и дешевле.
Надо еще отметить, что слишком много денег идет на содержание наземных средств обслуживания космических полетов, десятков наземных пунктов управления и связи. С них или через них выдают команды, на них принимают и анализируют телеметрическую информацию. Причем делается это зачастую «врукопашную».
На каждом таком пункте приходится иметь антенны, приемники, передатчики, мощное энергохозяйство и линии связи. Расположены наземные пункты обычно в глухих местах, в тайге, пустыне. За нищенскую зарплату туда по доброй воле никто не едет. Держат там тысячи солдат и офицеров. Уйти от этого можно, если максимально автоматизировать космические аппараты, чтобы они сами анализировали свою работу, оценивали обстановку и находили правильные решения во время нештатных ситуаций. Это даст им возможность летать автономно, с минимумом линий связи между ними и Землей. Да вот беда, наши бортовые компьютеры слишком примитивны. Даже ширпотребовские «персоналки» мощнее, дешевле и надежнее.
— Стало быть, вы за продолжение космических программ? На какие же из них, по вашему мнению, скупиться все же не стоит?
— Пока еще нет сложившегося единого мнения о наиболее важных направлениях человеческой деятельности в космосе. Лозунги типа «марсианская экспедиция воодушевляющая цель», «сделаем впечатляющий рывок в освоении космоса», «откроем перспективу...», «освоим Солнечную систему» нередко подменяют продуманные и логически обоснованные предложения в выборе дальнейшего продвижения вперед.
Советские ученые, работающие в области фундаментальных наук, считают необходимым в ближайшее десятилетие по-прежнему направлять усилия в основном на изучение околоземного космического пространства, исследований магнитосферы Земли, солнечно-земных связей, Солнца, его короны и на другие астрофизические исследования с помощью автоматических аппаратов.
К настоящему времени наибольший успех в космических работах выпал на долю сравнительно небольших автоматических аппаратов для исследований Вселенной. С их помощью получена уникальная, принципиально новая информация: подтверждено существование «черных дыр», обнаружены процессы перетекания вещества в некоторых двойных звездных системах, обнаружена аккреция на «черные дыры» и нейтронные звезды.
— Вот и советская внеатмосферная обсерватория «Гранат» обнаружила — впервые в мире! — неподалеку от центра Галактики мощный источник аннигиляционного излучения.
— Мне не довелось еще видеть сами материалы этих исследований, а судить лишь по газетным сообщениям я не считаю возможным.
Конечно, и прикладные, и исследовательские космические программы обходятся недешево. Однако если выбирать цели работ, не делать ненужных, бросовых работ, мы смогли бы внести свой вклад в общую программу работ человечества по исследованию и использованию космоса.
— Но так ли уж это нам необходимо при пустых-то полках магазинов?
— Я все же не склонен отказываться от мудрой истины «не хлебом единым...» Противопоставлять прагматичные устремления естественному желанию людей расширить сферу своей деятельности, больше узнать о Вселенной и о нашем месте в ней было бы неправильным. Более разумным представляется сочетание исследований окружающего мира с желанием удовлетворить насущные нужды советских людей. Космонавтика может оказаться здесь весьма полезной. Например, в Америке, Японии, Австралии, Западной Европе спутниковая связь обеспечивает миллионы телефонных каналов. А у нас? Всего несколько тысяч. В соседний город докричаться легче, чем дозвониться. Это наносит вред народному хозяйству. Затраты на создание спутниковой связи меньше потерь, которые наносит ее практическое отсутствие.
Не избежать расходов на спутниковую метеорологию, навигацию для судов, самолетов, наземного транспорта, систему помощи терпящим бедствие на суше и море, и уж, конечно, не обойтись без космической разведки полезных ископаемых, без контроля за экологической обстановкой, в чем мы все кровно заинтересованы.
И наконец, нельзя прекращать работы по орбитальным станциям. Это едва ли не единственное место в космической, да и вообще технике, где мы пока держим лидерство. Наши работы доказали, что человек может долго жить и работать в условиях невесомости. Но обольщаться успехами нам все же не стоит. Это работа пока еще только на себя. Практических, производственных, если хотите, результатов пока нет.
Все-таки есть надежда, что невесомость и вакуум можно выгодно использовать для недоступного в земных условиях производства сверхчистых биологических препаратов, кристаллов, оптического стекловолокна. Однако до сих пор дальше разговоров о том, что космические заводы могут дать миллиардные прибыли, дело не идет. То, что сейчас делается в этом направлении на борту космической станции, серьезным не назовешь.
Этот упрек, конечно, и ко мне относится. Но в основном вся наша энергия уходила на то, чтобы «пробить» саму станцию, соответствующие корабли. Как только речь заходила о том, чтобы оснастить их современной исследовательской, экспериментальной техникой, мы упирались в жесткое непонимание со стороны начальства. А ему лишь бы галочку поставить, доложить о запуске очередной станции. Остальное — «мелкие подробности», они не служат переползанию вверх по карьерной лестнице.
По-прежнему технологические эксперименты ведутся примитивно, в небольших ампулах. Но если уж замахиваемся на промышленное производство в космосе, то надо на орбите создавать экспериментальные заводские установки. Пусть измененные, уменьшенные, но заводские. Нам говорят, что для них понадобятся энергетические мощности в десятки киловатт. Так в чем же дело? Давайте на этом и сосредоточим усилия, а не на показухе, давайте решать эти задачи по-инженерному, создадим твердую и широкую программу эксперимента, который докажет, действительно ли имеет смысл строить орбитальные заводы. Подведем баланс в рублях: расходы — доходы.
— Разве таких расчетов нет?
— Есть. И даже слишком много. Но все они взяты «с потолка» и служат лишь для обмана высочайших лиц. Для этого же существуют и закрытые выставки: «Полюбуйтесь: вокруг развал, неразрешимые конфликты, а у нас дела — лучше не придумаешь». И действительно, придумать лучше трудно. Доказательств же, исходных технических данных, которые позволили бы проектировать орбитальные заводы и их строить, у нас до сих пор нет.
— А нужно ли и можно ли строить в космосе большие станции, такие, например, как орбитальная станция «Фридом», сооружение которой американцы предполагают начать в 1994 году?
— Если собирать ее из отдельных модулей, то можно собрать достаточно большую. Но ею трудно будет управлять. Громадные размеры конструкций, на которых размещены жилые помещения, заправочные станции, производственные помещения, солнечные батареи, транспортные корабли, приведут к значительным моментам инерции и затруднят ориентацию таких сооружений. Слишком большая запрограммированность конструкций таких станций ограничит возможность развития и совершенствования их производственной и исследовательских программ. Прибавьте сюда, что включение производственных помещений в единую конструкцию приведет к возрастанию уровня микрогравитации в этих помещениях, что, скорее всего, скажется на качестве получаемой продукции. А размещенные тут же заправочные емкости, наполненные, как правило, самовоспламеняющимися компонентами, сложная гидросхема приема топлива от кораблей-заправщиков и заправка абонентов в общей конструкции весьма небезопасны. Надо бы этого избежать. С другой стороны, основной «цех», вспомогательные производства, жилье должны находиться близко друг от друга.
Есть несколько вариантов устранения этих трудностей и противоречий. Один из них — создать в космосе станцию-облако, состоящую из нескольких автономных частей, таких, например, как базовый жилой блок, производственно-лабораторный, заправочный модули. Они должны летать на одной орбите, не слишком удаляясь друг от друга, оставаясь на расстояниях где-то в пределах десяти — ста километров.
Необходимые для реализации такой схемы технические средства — системы определения относительных расстояний и радиальных скоростей нужной точности и системы координатных двигателей — уже существуют.
— Константин Петрович, а что вы думаете об орбитальных электростанциях? Неужели это осуществимо уже в ближайшее время?
— По крайней мере, это одно из возможных направлений развития космических работ в интересах человечества, удовлетворения его насущных нужд.
Солнечную энергию превратить в электрическую можно разными способами. Наиболее простое и естественное в нашем случае — это использование полупроводниковых преобразователей.
Для создания солнечных орбитальных электростанций придется научиться собирать в космосе гигантские конструкции, которые должны быть легкими. С панели площадью в сто квадратных километров можно снимать мощность около десяти миллионов киловатт и затем передать эту энергию на Землю. Для солнечных батарей таких размеров нельзя использовать современные пластинки солнечных батарей. Это получилось бы слишком тяжело и дорого. Но в последние годы не без успеха ведутся работы по созданию легких пленочных батарей, масса квадратного метра которых может не превышать нескольких сот граммов.
Солнечные орбитальные электростанции были бы рентабельными, составляй масса квадратного метра панели с учетом массы ферм и других элементов конструкции примерно килограмм. Это вполне достижимо. Но и в этом случае масса станции мощностью 10 миллионов киловатт составит около 100 тысяч тонн!
Создание орбитальных электростанций может оказаться рентабельным, только если мы сумеем создать пленочные солнечные батареи и действительно дешевые, и действительно многоразовые транспортные средства для доставки грузов на орбиту. И тогда затраты на киловатт мощности орбитальной электростанции составили бы две-три тысячи рублей.
— Но ведь это, если не ошибаюсь, в полтора-два раза дороже, чем у атомных, в два — два с половиной раза, чем у гидроэлектростанций, и в четыре — шесть раз дороже, чем у тепловых?
— Ну и что? Орбитальные электростанции не расходовали бы природных ресурсов и через несколько лет эксплуатации смогли бы оказаться рентабельней и тепловых, и атомных. А главное — эти станции будут экологически чистыми.
— Все это очень заманчиво. Но опять встает вопрос: а под силу ли все эти грандиозные проекты нашей разваливающейся на глазах экономике?
— В нынешнем ее состоянии, безусловно, нет. Выход видится в решительном переходе на рыночные отношения. Думаю, что и ракетно-космическая промышленность не должна составлять исключения. Необходимо отделить заказчика от исполнителя, которого нужно освободить от административного гнета могущественного ведомства. Если у государства или группы богатых благодетелей появились деньги на какие-то исследования или акции, оно объявляет конкурс среди независимых фирм. Поэтому я считаю, что приватизация предприятий промышленности должна происходить и в космической технике, и вообще в военно-космическом комплексе.
Единственное, чего я боюсь, — что с помощью различных манипуляций предприятия окажутся частным имуществом их современных хозяев, этаких удельных князьков и князей. А среди них — и это смущает меня больше всего — немало нечестных людей. Это очень опасно для нормального функционирования экономики. Ведь там, где недобросовестность, неизбежны срывы и кризисы.
Тем не менее нужна приватизация. Военным требуются хорошие ракеты — пусть заказывают и покупают. Фирмам, конечно, такие заказы выгодны. Они сулят большие прибыли. Но за них еще надо побороться. А вдруг не получишь, и тогда вылетишь в трубу. У нас же до сих пор предприятие, попавшее в «оборонку», щедро финансируется в любом случае — выпускает что-то путное или нет, безразлично. Не потому ли те, кого военно-промышленный комплекс кормит, поит, одевает и обеспечивает прочими благами, так противятся развитию в стране рынка? Но и им пора понять, что «за кота в мешке» больше никто платить не будет. Просто-напросто нечем. Кончились деньги, которые можно было пускать на ветер.
В заключение хочу сказать, что не могу не согласиться с теми, кто утверждает, что сегодня наши потуги на лидерство в современной науке и технике выглядят по меньшей мере смешными. Это бьет по самолюбию, больно и обидно. Но страна очутилась в такой трясине, дай бог выбраться. И космонавтика в какой-то мере могла бы этому способствовать, если очистить ее от показушной шелухи, чрезмерной военизации, если перевести ее на деловую основу.
Беседу вел Г. ВЕРШУБСКИЙ