«Знание - сила» 1960 г., №6, с.4
Рис. В. ВИКТОРОВА
15 мая 1960 года — еще одна знаменательная дата космической эры. В этот день взят новый рубеж астронавтики: запущен первый в истории корабль-спутник — рекордный по весу, послушный радиокомандам с Земли, оборудованный точнейшими приборами. На его борту — комната для человека, герметическая жилая кабина, оснащенная всем, что потребуется будущему пилоту-астронавту.
Четверо суток автоматический корабль стремительно несся вокруг нашей планеты, питался солнечным светом, сообщал своим творцам вести о собственном состоянии, о работе аппаратуры, об окружающей среде. А потом настал срок, и механизмы корабля выполнили очередной приказ с Земли — отделили кабину. Программа исследований была завершена.
В дни небывалого космического эксперимента на страницах газет выступило немало крупных ученых, прокомментировавших это выдающееся событие.
Во многих статьях отмечалось главное качественное отличие корабля-спутника от всех прежних посланцев в Космос. Это — корабль для человека! Полет астронавта — вот цель проведенного испытания.
Конечно, и автоматические устройства играют колоссальную роль в покорении Космоса. Нельзя не восхищаться, скажем, поразительной небесной акробатикой, которой занималась советская межпланетная станция, фотографируя обратную сторону Луны. Диву даешься при мысли о том, что она сама стала лицом к Луне, открыла объективы, сделала нужные экспозиции, а потом проявила и высушила пленку, да еще передала по телевидению на Землю полученные изображения. Трудно переоценить механизмы, способные к таким операциям.
И все же, как ни всесильна автоматика, она лишь помощник живого творческого разума. Выполнить она может только то, что заложено в нее человеческим мозгом. Подлинным открывателем и творцом всегда будет человек.
Стремление к знанию и овладению законами природы, — пишет в «Правде» академик Академии наук Армении X. Коштоянц, — у человека безгранично. Он должен сам быть в космическом пространстве.
Необходимость полета человека за пределы земной атмосферы ныне признана бесспорной — и уже не писателями-фантастами, которые до недавних пор были монополистами космической тематики, а серьезными учеными.
Но прежде чем обитаемый спутник и обитаемая ракета станут реальностью, должна быть проведена огромная подготовительная работа.
Многим памятен ответ, который дал Никита Сергеевич Хрущев на вопрос одного из американских корреспондентов: «Когда вы думаете забросить человека на Луну?»
— Вы употребили довольно неудачное выражение, — ответил Никита Сергеевич... — Забрасывать человека мы не собираемся, потому что мы высоко ценим человека... Человека в Космос мы пошлем тогда, когда будут созданы необходимые технические условия...
Каковы же эти условия?
О первом из них удачно сказал выступивший в «Известиях» доцент Ю. Крылов: прежде, чем полет человека в Космос состоится, надо решить обратную задачу: найти способ вернуть его на Землю.
Начальная стадия возврата — отделение от корабля герметической кабины астронавта. И в историческом эксперименте с первым советским кораблем-спутником это, как известно, осуществилось.
Сразу после отделения кабины движение ее было стабилизировано — она полетела без «кувыркания». Зачем это потребовалось? Ответ дал в «Литературной газете» председатель Комитета космической медицины секции астронавтики Всесоюзной авиационной федерации Н. Исаков. Если бы кабину намеревались спустить, то пришлось бы резко затормозить ее полет особыми двигателями. Человек же благоприятно переносит торможение (и ускорение) только когда оно направлено перпендикулярно к плоскости его тела: от груди к спине (иначе произойдет слишком резкое перемещение крови в организме). Потому-то и недопустимо «кувыркание» ракетного корабля. Он должен быть точно ориентирован в пространстве.
Возврат кабины на Землю не был предусмотрен программой эксперимента. Этот труднейший барьер нашим инженерам и ученым еще предстоит взять.
Но зато уже прошли проверку другие важнейшие автоматические устройства — те, что поддерживали на одинаковом уровне температуру в небесной комнате, следили за постоянством атмосферы в ней.
Условия полета в Космосе очень своеобразны и очень суровы. С освещенной Солнцем стороны корабль раскаляется мощными лучистыми потоками, с теневой — остывает в холоде абсолютного нуля. Тем не менее, технические принципы терморегулировки уже неплохо разработаны. О них говорилось в статье «Три вопроса о луннике и межпланетной станции» («Знание-сила, № 11, 1959 г.).
А как остро стоит проблема надежной двухсторонней радиосвязи! И здесь достигнуты обнадеживающие результаты. Вновь подтверждены удобства телеграфной передачи информации. Проверялась связь и в телефонном режиме — через аппаратуру корабля ретранслировались программы наземных радиостанций.
Будущий астронавт должен приспособиться к необычным условиям невесомости. Сколько рассказов и романов затрагивало это удивительное явление, в какие необыкновенные положения попадали из-за него герои фантастических произведений! А сегодня и невесомость целиком перешла в ведение ученых. Итоги и перспективы ее исследования излагаются в статье кандидата медицинских наук А. Николаева, которую напечатала «Советская Россия». Автор сообщает, например, что невесомость удается искусственно воспроизвести при свободном падении различных устройств. Правда, в таких опытах невесомость наступает ненадолго — всего на несколько секунд. Но в определенных режимах авиационного полета ее увеличивают почти до минуты. Еще большая продолжительность достигнута в экспериментах с высотными ракетами. И, наконец, знаменитая «Лайка» — первый в мире «космический пассажир» — испытала невесомость в течение нескольких суток.
Как же переносит невесомость организм? Сейчас считают, что резких нарушений его деятельности не должно произойти. Отсутствие тяжести, как полагают, окажется даже выгодным для сердца, ибо сердечной мышце придется выполнять меньшую работу. Вполне возможно, пишет автор статьи, что лица, страдающие сердечными болезнями почувствуют себя лучше в космическом полете! Неожиданный вывод, не правда ли? Неужели настанет время, когда на кораблях-спутниках будут оборудовать санатории для больных-сердечников?!
Однако, продолжает автор, в условиях невесомости нарушаются координация движений и ориентировка. Ходьба, способность брать и удерживать предметы, писать, могут претерпеть значительные изменения. Нетренированные люди будут допускать «перемахи» руками. Для предупреждения атрофии мышц потребуются регулярные физические упражнения.
Что же нужно для облегчения приспособления к невесомости? Разумеется, прежде всего удобная, просторная, умело оборудованная кабина. Вот почему на нашем первом корабле-спутнике кабина весила около двух с половиной тонн. Газеты сообщили, кстати, что в поныне неосуществленном американском проекте «Меркурий» кабину предполагается сделать весом всего в 980 килограммов — в два с половиной раза легче советской, уже испытанной в Космосе.
Космическому пилоту придется привыкнуть не только к невесомости. Многое вокруг будет необычно: полное безмолвие, чернота пространства, усеянного точками звезд и не имеющего ощущения глубины, отсутствие смены дня и ночи. Все это, как писал в «Известиях» действительный член Академии медицинских наук СССР В. Парин, без отбора и хорошо продуманной тренировки, грозит изменениями в течении вегетативных функций и даже психическими расстройствами. Поэтому в подготовке космического полета человека роль врача выдвигается на ведущее место.
Без участия биологов и врачей немыслимо будет решить и такую важную проблему, как снабжение астронавта пищей, водой, кислородом. Если для сравнительно коротких рейсов это не представит особых трудностей, то в длительных полетах, например на отдаленные небесные тела, создать на корабле достаточный запас пищи, хотя бы в виде фантастических сверхконцентратов, кислорода в баллонах, воды — физически невозможно. Единственный выход из положения, пишет В. Парин, — разработка путей, позволяющих превратить космический корабль в своего рода замкнутый микрокосм с собственным циклом кругооборота веществ, с регенерацией кислорода, поглощением углекислоты и созданием питательных продуктов за счет фотосинтеза. Космический корабль обещает стать крохотным подобием Земли с ее непрерывным круговоротом жизни!
Итак, советская наука вплотную подходит к свершению прорыва человека во вселенную. Прокладывается дорога неслыханному взлету знания, проникновению в самые глубокие тайны природы. Наша цель — победа разума над стихией. Но к сожалению, есть еще на Земле силы, стремящиеся по-иному использовать могущество науки.
Сегодняшнее небо, писал в «Правде» корреспондент Академии наук СССР Е. Федоров, — поистине замечательное зеркало двух политик, двух миров. После шпионского полета американского самолета, сбитого в районе Свердловска, небо прорезал стремительный советский космический корабль, вестник мира и прогресса. Прошло немного дней, и американская военщина запустила спутник, который она сама же цинично назвала «спутником-шпионом». Трудно найти более наглядную иллюстрацию подлинных замыслов маньяков холодной войны, гонки вооружений, военного психоза.
Совесть народов не хочет мириться с угрозами и провокациями. Все достижения космонавтики должны служить мирным устремлениям человечества. И мы верим, что разум победит, что уже недалеко время, когда на заветные трассы к далеким мирам выйдут новые и, главное, населенные, обжитые космические дома.