«Знание - сила» 1960 год 1960 год, №2, с.2
20 и 31 января этого года совершены беспримерные прыжки ракет с территории СССР в центральную часть Тихого океана. Достигнута скорость в 26 тысяч километров в час. Движение шло точно по рассчитанной траектории. Так пройден еще один этап исследований, предшествующих созданию тяжелых спутников и межпланетных ракет «дальнего следования». Величественное завтра стремительно приближается к нам. И все живее становится интерес людей к проблемам покорения космоса |
А. ШИБАНОВ, инженер
Чтобы запустить в космическое пространство даже не слишком тяжелое тело, нужны многие десятки тонн высококачественного горючего. Такова неизбежная особенность современных космических ракет. И это серьезный их недостаток. Он способен охладить пылкую фантазию любого из многочисленных поклонников астронавтики. Ведь если начальный вес ракет-носителей искусственных спутников Земли превышает их полезный груз в несколько сотен раз, то взлетный вес будущих космических кораблей, предназначенных для полетов к границам Солнечной системы, выглядит вообще практически неприемлемым. Для них потребовалось бы такое огромное количество топлива и окислителя, что любая конструкция этих ракет стала бы неоправданно сложной и громоздкой.
Правда, за счет создания ракет из нескольких последовательно разгоняемых ступеней удается снизить необходимое количество топлива. Например, двухступенчатая ракета для полета на Луну с полезным грузом в одну тонну должна иметь начальный вес в 848 тонн, а шестиступенчатая — всего 116 тонн. Но даже и в многоступенчатых ракетах вес полезного груза составляет меньше одного процента от их общего веса. Вряд ли такие жесткие ограничения удовлетворят конструкторов будущих кораблей для дальних космических маршрутов.
Тем не менее, мы с уверенностью говорим о предстоящих космических полетах к границам Солнечной системы и даже за ее пределы.
Как известно, при расщеплении ядер урана выделяется энергия, в миллионы раз превосходящая энергию химического горения или взрыва такого же количества вещества. Используя в космических двигателях вместо обычного топлива ядерное горючее, можно получать необходимую для космического полета энергию за счет гораздо меньших топливных запасов. Ведь каждый килограмм расщепляющегося ядерного горючего способен дать 22 миллиарда калорий энергии вместо 11 тысяч, которые дает килограмм химического топлива (например бензина). Еще большую экономию в весе топлива сулит использование энергии «солнечных» процессов — термоядерных реакций синтеза. Можно предполагать, что именно термоядерным космическим кораблям принадлежит будущее астронавтики. И в наши дни на них возлагаются гораздо большие надежды, чем на урановые двигатели, несмотря на то, что последние построить неизмеримо легче. Вопреки известной пословице, здесь «журавль в небе» лучше, чем «синица в руках».
Физическая сущность термоядерных реакций не раз пояснялась на страницах нашего журнала. Напомним лишь, что в этом случае происходит не расщепление тяжелых ядер, а наоборот, слияние, синтез ядер легких. Процесс этот, дающий жизнь нашему Солнцу, может идти при очень высоких температурах, исчисляемых миллионами градусов. И в ходе его выделяется гигантская энергия — большая, чем при расщеплении тяжелых атомных ядер.
Ученые многих стран, в том числе многочисленные коллективы советских физиков и инженеров, упорно работают над проблемой мирного освоения термоядерных реакций. Шаг за шагом сложнейшие исследования продвигаются вперед. Когда этот труд подойдет к успешному завершению, управляемая термоядерная реакция будет прежде всего поставлена на службу энергетике. Термоядерные электростанции одарят человечество неиссякаемым изобилием энергии.
Но мирный ядерный синтез, видимо, найдет применение и в технике транспорта, в частности — в двигателях космических ракет.
Суть идеи такова. В камеру сгорания термоядерного ракетного двигателя должно подаваться не химическое и не расщепляющееся ядерное горючее, а газовая смесь, содержащая атомы тяжелого и сверхтяжелого водорода. Охваченная реакцией «солнечного» синтеза, она образует плазму, раскаленную до колоссальных температур. Вырываясь из двигателя, реактивная струя плазмы создаст огромную тягу, которая и помчит корабль в глубины Вселенной.
Если бы из-за несовершенства двигателя термоядерной реакцией была охвачена лишь незначительная часть горючего, например одна сотая доля процента (т. е. на каждые 10 000 ядер тяжелого водорода в термоядерной реакции участвовало бы только одно ядро!), то и тогда температура внутри камеры сгорания двигателя достигала бы четырех миллионов градусов! Конечно, ни один из существующих материалов не смог бы выдержать такого жара. Но при этой реактивной струе для полета с посадкой на Луне и для обратного возвращения на Землю стотонного космического корабля потребовалось бы всего пять тонн термоядерного горючего, т. е. всего пять процентов от полного веса ракеты.
Получается очень большой выигрыш в весе топлива даже по сравнению с многоступенчатой обычной ракетой.
В наши дни все это — мечта. Еще не обуздана наукой и сама реакция термоядерного синтеза. Но веря в науку, мы предвидим, что ученые найдут способы укрощения высокотемпературной термоядерной плазмы, например, при помощи сильных электромагнитных полей. Заключенный в непроницаемую «магнитную рубашку», сгусток плазмы отодвинется от твердых стенок двигателя. Такая изоляция позволит получать высокие температуры внутри камеры построенной из вполне доступных материалов.
Каждый, кто увлечен проблемами будущих космических кораблей, с нетерпением ждет того знаменательного дня, когда управляемая термоядерная реакция выйдет в широкий мир техники. А пока что, в надежде на решение этой исполински трудной задачи, во всем мире инженеры-мечтатели составляют проекты различных типов термоядерных космических двигателей, которые раздвинут границы доступного человеку космического пространства за самые дальние пределы солнечной системы.
Предстоит бездна работы. А когда цель будет достигнута и ученые взойдут на эту новую вершину науки, перед ними снова откроются широкие заманчивые горизонты. Быть может, на смену термоядерным двигателям придут фотонные космические корабли. Человека помчит к звездам взаимодействие антивещества с веществом — процесс, который сопровождается наиболее мощным из мыслимых в природе выделением энергии.
Все описанное, повторяем, пока — не более, чем мечта, смелая идея. Но вспомните слова Константина Эдуардовича Циолковского: «...нельзя не быть идее: исполнению предшествует мысль, точному расчету — фантазия».