«Знания-сила» 1959 №9
Как известно, при запуске ракет значительная часть мощности двигателей расходуется на преодоление сопротивления плотных слоев атмосферы. Чтобы избежать этих потерь, в США произведен ряд опытов по запуску небольшой четырехступенчатой ракеты со стратостата.
Стратостат, изготовленный из полиэтиленового пластика, имеет диаметр около 61 метра, его объем 106 000 кубических метров, а вес 680 килограммов. Наполненный гелием стратостат поднимает ракету весом около 900 килограммов (вес полезной нагрузки всего 1,6 кг) на высоту более 30 километров, откуда она с помощью специального устройства стартует. Во время одного из запусков ракета, как полагают, достигла скорости восьми километров в секунду и высоты в 6400 километров.
В научно-фантастических романах и рассказах последних лет люди часто устремляются в космос на ракетах, снабженных ядерными двигателями. Дело в том, что атомное топливо, как показывают расчеты, дает возможность получить ракеты с гораздо более высокими характеристиками, чем обычные, работающие на химическом топливе.
Но для создания атомного ракетного двигателя нужно преодолеть большие трудности. Тут и особенности конструкции, и необходимость в особо жаростойких материалах, и проблема радиации, и многое другое.
Чтобы разрешить эти проблемы, в США построен и испытывается экспериментальный ядерный ракетный двигатель «КИВИ». Он предназначен для наземных испытаний («КИВИ» слишком громоздок и тяжеловесен для летных испытаний) с целью исследования возможности постройки атомного двигателя, пригодного для установки на ракете.
Для проведения испытаний «КИВИ» установлен на специальной железнодорожной платформе, которая перемещается по рельсовым путям электровозом, управляемым на расстоянии.
В качестве рабочего тела (то есть вещества, которое должно выбрасываться из ракетного двигателя, чтобы придать ему движение в противоположную сторону) будет использован газообразный гелий и затем водород.
Первые статические испытания двигателя «КИВИ» уже начались.