"Знание-сила" №23-24-1932
В каких областях техники ныне применяются ракеты? В каких отраслях техники могут быть применены в ближайшее время?
Нужно различать применение реактивных двигателей по типам его назначения: ракеты, движущие транспортные средства на земле; ракеты, служащие для так называемого реактивного летания; ракеты, для научно-технических целей и для военного дела. Конечный этап развития реактивного дела — осуществление идей создания межпланетных сообщений.
Первые опыты с целью испытания двигательной силы ракеты делались в Германии. На автомобиль вместо снятого с него обыкновенного мотора и задней части кузова ставили ряд пороховых ракет. При зажигании электрической искрой попеременно всех ракет автомобиль с возрастающей скоростью до 24 км. в час мчался по треку, оглушая треском пороховой отдачи окружающую местность. Особенностью ракетного автомобиля являлись его удобообтекаемая продолговатая форма и крылья по бокам машины, устроенные так, что во время движения они прижимали автомобиль к земле во избежании отрыва от земли силой мгновенно развиваемой и нарастающей скорости движения (опыты Опеля).
Такие же опыты были проделаны Опелем с ракетной дрезиной (автомобиль на рельсах), давшие скорость до 265 км. в час.
Наконец энтузиастом реактивного дела М. Вальером были испытаны ракетные сани. Необходимо было в опытах с ракетами заменить колеса, могущие просто разорваться на части при слишком быстрым вращении над действием силы, рождаемой ракетами. Сани при первых же испытаниях показали скорость до 400 км. в час.
Ставились ракеты после этого и на мотоциклы, и на лодки, и даже на обыкновенные велосипеды при гоночных испытаниях.
В Германии — Штамер и Опель, в Италии — Каттанео и Крокко, в САСШ — Пуарье и Сван — широко осуществляют установку пороховых ракет на аэромодели, планеры и специально оборудованные самолеты. Опыты с ракетными самолетами или ракетопланами оказываются вполне удачными, доказывая полную пригодность ракет и для движения самолетов. Эти опыты кладут начало так называемому ракетопланостроению, выдвигая на первый план новые конструкции самолетов — ракетопланов, идущих на смену старым аэропланам.
Реактивный двигатель, или ракета может быть применен для переброски почты на далекие расстояния. Больших успехов в этом направлении достиг германский инженер Тилинг. Его крылатые почтовые ракеты на порохе неоднократно в Оснабрюке покрывали высоту в несколько километров и благополучно спускались на землю при помощи особых парашютов, доставляющих ракету вместе с ее почтовым грузом.
Австрийским инженером Шмидлем недавно была переброшена «ракетная почта» в виде 333 писем за 20 км от места «отправления». Уже разработаны пути и расчеты для переброски почты при помощи особых почтовых ракет.
При этом скорости намечаются такие: Москва — Берлин — 11 мин., Москва — Владивосток — 35 мин., Москва—Нью-Йорк (через океан) — 1 час, Москва — Париж—17 шт., Москва — Ленинград — 4 мин.
В Германии утверждают, что ракетная почта при повсеместном ее применении окажется в недалеком будущем дешевле телеграфной связи и целиком обещает заменить телеграф.
В сельском хозяйстве широкое применение так называемых градобойных и градорассеивающих ракет принесет огромную пользу для охраны полей, огородов, виноградников, садов в тех местностях, где часты выпадения града (Кавказ, Швейцария и т. д.). Трех ракет достаточно для защиты от града участка земли примерно в 1 кв. километр.
В спасательном деле ракета незаменима. При аварии корабля в бурю, когда нет возможности на лодках подойти к берегу, с борта на берег пускают шнуровые якорные ракеты для установления связи с материком.
В фото и картографировании широко применяли так называемые фоторакеты, с огромной высоты фиксирующие на фотопластинки пространства в сотни квадратных км.
В сигнально-осветительном деле применение ракеты имеет не малую общеизвестную давность. «Светящие» ракеты в три четверти метра, взлетал более чем на километр, освещают местность в течение полминуты.
Наконец мы знаем огромную, едва ли не решающую роль ракеты-снаряда в военном деле. Замена дорого стоящей многоствольной, быстро изнашивающейся сверхдальнобойной артиллерии, требующей огромного количества обслуживающего персонала, реактивной артиллерией, все резче и чаще обсуждается в наше время западнокапиталистическими военными штабами. Недавно, несмотря на очевидную секретность вопросов, открывающих роль реактивного движения в будущей войне классов, мы получили сообщение о так называемых звукоулавливающих микрофонных ракетах, которые особым приспособлением так регулируют свой полет, что направляются на звук, издаваемый пропеллером самолета, и начинают гоняться за ним до тех пор, пока не придут с ним в соприкосновение, а следовательно и не уничтожат его.
Известно значение ракет для ускорения попадания аэробомб, уменьшающих откосы и увеличивающих тем самый вероятность попаданий.
Не даром крупный теоретик реактивного движения профессор Годдард произведен американским военным ведомством в полковники, а профессор Оберт и тоже время майор венгерской службы. На ряду с ними субсидируется австрийским правительством и чешский инженер Л. Оченазек, произведший ряд успешных опытов с ракетами.
За «лунными», «почтовыми» и «высотными» ракетами скрываются лихорадочно развивающиеся капиталистические вооружения.
Теперь работают главным образом с ракетами на жидком топливе не применяя их к каким либо видам транспорта, а ограничиваясь лабораторными работами по разрешению разных технических проблем: какой должна быть камера сгорания (немцы утверждают, что идеально работает яйцевидная камера сгорания, давая теоретически огромнюю мощность под'ема в течении 1 минуты 6-килограммной ракеты до 80 кг. при весе ракетного мотора всего навсего не более ¼ кг), каков состав горючей смеси (останавливаются на кислороде-бензине и кислороде-спирте), каким должно быть качество металла (дюралль, медь, ванадиева сталь, электрон и пр.), способ подачи топлива и т. д.
Нерешенную проблему представляют спуск ракеты и ее падение, равно как управление во время полета. Теоретические расчеты на падение в радиусе в 80 км никого конечно не могут удовлетворить. Правда, в Германии уже ведутся в этом направлении кое-какие изыскания путем конструирования особо чувствительных фотоэлектрических приборов.
Работают над разрешением проблемы реактивного движения советские ученые и инженеры и у нас в СССР. Центральная группа по изучению реактивных двигателей при ЦС Союза Осоавиахима СССР работает над об'единением всех советских работников реактивного дела.
Ракетные сани Вальера. |
Почтовая ракета Тиллинга. |
Езда на ракетном велосипеде. |
Ракетный мотоцикл. |
Бесхвостый самолет с ракетой. |
Ракетный автомобиль Вальера |
Ракетный автомобиль Оппеля |