"Знание-сила" №23-24-1932

Больше скорости

Н. Дрожжин

П
ЕРВЫЙ прыжок в воздух первого аэроплана, имевший место 17 декабря 1903 г., продолжался всего 59 секунд. За это время было пройдено расстояние в 260 м., что дает скорость в 15 км. в час. Наибольшая высота под'ема равнялась 1½ км.


Стратопланы Фармана (вверху), Герше (в середине) и Юнкерса. Внизу — схематический рисунок высотного мотора стратоплана Фармана, имеющего три турбокомпрессора (справа) и два холодильника (слева видны цилиндры мотора).

За протекшие с тех пор 30 лет человечество стало свидетелем необычайных темпов развития этой области техники, своеобразного взрыва, который к настоящему моменту дал внушительные цифры. В сентябре прошлого года английский аэроплан «56-В» под управлением летчика Стейнфортса развил скорость в 657 км. в час, что дает 11 км. в минуту, или 180 м. в секунду. В текущем году итальянский гидроплан дал еще большую скорость — 745 км. в час (12,4 км. в минуту, 207 м. в секунду). Конечно это невиданная, чудовищная скорость, но...

Но техника наших дней «мечтает» об еще больших скоростях, измеряемых тысячами километров в час. Такие скорости могут быть получены в стратосфере. Стратосферой называется тот слой воздушного океана, который лежит выше 12 км.

В стратосфере плотность воздуха в десятки и сотни раз меньше плотности у поверхности земли. Следовательно, в стратосфере аэроплан встретит во столько же раз меньшее вредное сопротивление. Это позволит ему развивать скорость гораздо больше той, которая является пределом при полете у поверхности земли. Чем выше аэроплан будет забираться в стратосферу, тем большей может быть его скорость.

Стратосфера пока еще не завоевана, потому что аэропланы для полетов в ней должны иметь некоторые свойства, отличающие их от обычных аэропланов. Рассмотрим их.

Прежде всего проблема (задача) мотора. При работе мотора затрачивается значительное количество кислорода, который черпается из окружающего воздуха. В стратосфере, где воздух очень разрежен, работа обычного мотора становится затруднительной — он «задыхается», там он теряет свою мощность. Поэтому на больших высотах питание мотора кислодором нужно усиливать. Задача эта в настоящее время разрешается с помощью мощных вентиляторов — турбонасосов, нагнетающих воздух в мотор. Моторы с турбокомпрессорами сохраняют свою мощность и на больших высотах.

Вторая проблема — винт. Винт обычного типа с высотой теряет свою производительность. Высотный винт должен иметь большой ход, чем винт, предназначенный для полетов на небольшой высоте. Эта задача разрешается конструкцией винтов с переменным ходом. Лопасти таких винтов можно ставить под различными углами к оси во время полета, передвигая особый рычажок. Кроме того высотным винтам предаются большие размеры.



Стратоплан Фармана.

Третья задача состоит в устройстве специального помещения для людей. На большой высоте, где давление воздуха очень не велико, человек жить не может. Поэтому людей нужно помещать в плотно закрываемые кабины, в которых могло бы сохраняться и давление воздуха. Кроме того эти кабины должны иметь еще аппараты для удаления выдыхаемой людьми углекислоты. Такие аппараты давно уже применяются на подводных лодках. Да и самая кабина высотного аэроплана, в сущности говоря, является подводной лодкой, предназначенной для погружения в глубины воздушного океана.

Аэропланы для полетов в стратосфере получают название стратопланов. В текущем году построены три первые стратоплана: два во Франции («Фарман» и «Герше») и одни в Германии («Юнкерс»). В настоящее время эти стратопланы проходят испытания, результаты которых пока еще в полной мере не известны.

Очень своеобразный и интересный проект стратоплана предложил наш выдающийся самоучка-изобретатель К. Э. Циолковский. Его мысль заключается в использовании на ряду с винтом еще толкающей силы отработанных в моторе газов. К осуществлению этого проекта пока еще не преступлено.

Высота полета только что отмеченных стратопланов не может превышать 20 км. Их скорость будет располагаться в пределах от 400 до 1 000 км в час.

Для полетов на большей высоте и для получения больших скоростей нужно отказаться от обычного мотора и пропеллера и перейти к использованию ракет. Интересный проект ракетно-пропеллерного стратоплана предложил американский профессор Годдард. По его проекту в хвостовой части стратоплана помещаются два пропеллера и между ними — отверстие ракеты, действующей жидким топливом. На небольших высотах газы ракеты ударяют в лопасти пропеллеров и заставляют их вертеться. На больших высотах пропеллеры раздвигаются в стороны, и стратоплан использует только действие ракеты. Годдард полагает, что у поверхности земли его стратоплан будет иметь скорость в 500 км. в час, на высоте 10 км.- 1 000 км. в час, на больших же высотах скорость достигнет многих тысяч километров в час.

Предварительные опыты с действием ракетно-пропеллерного аппарата Годдарда уже проведены — и дали вполне благоприятные результаты. Сейчас ведутся работы по постройке самого стратоплана.

Нет ни малейшего сомнения в том, что в ближайшие пять лет скорости в несколько тысяч километров в час будут достигнуты и что перелет из Москвы в Нью-Йорк за час — будет не фантазией, а действительным фактом.

Выше было сказано, что техника наших дней «мечтает» о тысячекилометровых скоростях. Слово «мечтает» поставлено в кавычки, чтобы отметить особенность этих мечтаний. Особенность эта такова, что нам о ней следует помнить каждый день, каждый час. Заключается она в следующем.

Аэроплан в грядущей войне будет грозный орудием истребления людей. Однако в настоящее время созданы великолепные зенитные пушки, которые бросают свои снаряды на высоту до 12 км. Меткость зенитных орудий достигла высокой степени. Что остается делать аэроплану? Подниматься еще выше, «завоевывать» стратосферу. Слово «завоевывать» расшифровывается просто — спасаться на больших высотах.

Однако в стратосфере аэроплан может развивать большие скорости. Почему бы их не использовать? И техника эту возможность использует, превращая стратоплан в новое боевое орудие.

Капиталистический мир готовит войну, прежде всего против нашего социалистического государства. Памятуя это и всемерно заботясь о повышении нашей обороноспособности, — мы должны создать также и свои стратопланы.

Дадим же больше скорости крыльям Советов.