вернёмся в библиотеку?
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
«СПЕЙС ШАТТЛ»: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ*

А.ЗАК

* Продолжение (см. № 10—12, 1989 г.).

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
ПОЛЕТЫ ПО ПРОГРАММЕ «СПЕЙС ШАТТЛ»

Первые четыре орбитальных полета программы «Шаттл» НАСА запланировало как испытательные. Их экипажи состояли только из командира и второго пилота, имевших значительный стаж работы в НАСА и ВВС. На время испытательных полетов на борту «Колумбии» были установлены катапультируемые кресла, в которых астронавты находились во время выведения и спуска, а вся система «Шаттл» была снабжена разветвленной системой датчиков для сбора всеобъемлющей информации в ходе испытаний.

Во время первого испытательного полета 12—14 апреля 1981 г. на борту «Колумбии» не было полезной нагрузки. В грузовом отсеке находилась лишь подвеска с оборудованием для регистрации параметров, которые невозможно было получить в наземных испытаниях. В задачи астронавтов Д. Янга и Р. Криппена входило управление кораблем, а также проведение ряда операций на орбите (в том числе раскрытие и закрытие дверей грузового отсека).

Пробыв на орбите запланированные двое суток, «Колумбия» вошла в атмосферу и в планирующем полете приземлилась на дно высохшего озера пустыни Мохаве, в пределах базы ВВС Эдвардc (шт. Калифорния).

Результаты испытания в принципе были положительными. Основную проблему составил происшедший при старте отрыв нескольких плиток термозащиты. «На спине» авиалайнера «Боинг-747» «Колумбия» была возвращена на мыс Канаверал для подготовки к более сложному испытанию.

На этот раз в грузовом отсеке корабля был установлен дистанционный манипулятор для проверки возможности его использования при работе с ПН. В грузовом отсеке также смонтировали и первую ПН — комплект аппаратуры ОСТА-1, предназначенной главным образом для изучения Земли. Приборы были смонтированы на платформе английского производства, созданной по программе «Спейслэб».

Пятидневный полет планировалось начать 30 сентября 1981 г., но технические проблемы отодвинули запуск на 12 ноября. Через 6 часов после запуска астронавты Д. Энгл и Р. Трули сталкиваются с серьезной неполадкой: приходится отключить один из трех топливных элементов, поставляющих электричество системам корабля. Технические инструкции заставили сократить длительность полета с пяти до двух суток из-за недостатка энергии. Тем не менее экипаж выполняет практически все задачи полета, хотя и значительно сократив время экспериментов. 14 ноября корабль благополучно приземляется на базе Эдвардc.

Особая цель третьего полета — так называемые термоиспытания, в процессе которых длительное время не изменяется ориентация корабля относительно Солнца. При этом, естественно, одна часть корабля постоянно нагревается, а противоположная — охлаждается.

В полете были также запланированы расширенные испытания манипулятора и проведение ряда научных экспериментов.

В грузовом отсеке размещается открытая платформа «спейслэбовского» типа с комплектом научной аппаратуры ОСС-1.

Запланированный на семь суток полет начался 22 марта 1982г. Корабль пилотировали астронавты Д. Лусма и Ч. Фуллертон. На орбите возник ряд трудностей, в том числе болезнь укачивания. Экипаж также столкнулся с эффектом замерзания механизмов, закрывающих двери грузового отсека. Проблема была решена переориентацией грузового отсека на Солнце — затворы оттаяли. С помощью манипулятора астронавты вынесли в открытый космос комплект научной аппаратуры для исследования космических лучей. Приземление «Колумбии» предусматривалось на полигоне Уайт-Сендз (шт. Нью-Мехико), в связи с тем что на базе Эдвардc выпали осадки. Однако в связи с сильным ветром на полигоне Уайт-Сендз полет был продлен на сутки и благополучно закончился 31 марта.

Во время четвертого (заключительного) испытательного полета «Колумбия» несла ПН, подготовленную Министерством обороны, в связи с чем работа с ней имела секретный характер. Неофициальные данные говорят о том, что, по всей вероятности, груз включал аппаратуру, разработанную для использования на военных ИСЗ.

Помимо этого, в задачи астронавтов Т. Маттингли и Г. Хартсфилда входил ряд испытаний — вынос с помощью манипулятора аппаратуры для исследования атмосферы, испытания дверей, система навигации, примерка скафандра для работы в открытом космосе и т. д.

Полет начался по плану 27 июня 1982 г. и длился семь дней.. Несмотря на затруднения, вся программа была выполнена, и 4 июля «Колумбия» приземлилась на базе Эдвардc, на этот раз использовав бетонированную полосу. В этот же день с базы Эдвардc вылетел на мыс Канаверал «Боинг-747», неся «на спине» второй экземпляр орбитальной ступени «Челленджер». Его предполагалось впервые использовать для шестого полета, но до этого ожидался старт «Колумбии».

Пятый полет, являясь одновременно первым рабочим, предусматривал выполнение двух крупных коммерческих заказов по запуску на стационарную орбиту спутников связи. Оба ИСЗ представляли собой модель «ХС-376» фирмы «Хьюз» (см. № 10 и 11 за 1985 г.). Спутник «Аник-Си-3» принадлежал канадской фирме «Телесат», спутник СБС-3 — американской «Сателайт бизнес систем». ИСЗ были оснащены межорбитальными твердотопливными ступенями ПАМ Д и размещались на борту «Шаттла» на вращающихся платформах под солнцезащитными кожухами.

В экипаж корабля, помимо командира В. Бранда и пилота Р. Овермайера, были включены два астронавта-специалиста — Д. Аллен и У. Ленуар. В их задачи входил также выход в раскрытый грузовой отсек корабля, главным образом для проверки новых скафандров для работы в открытом космосе. Предусматривался также ряд научных экспериментов.

Пятидневный полет «Колумбии» начался 11 ноября 1982 г. Вскоре после выхода на орбиту астронавты начали подготовку к запуску ИСЗ СБС-3. Спутнику было придано вращение с целью стабилизации, раскрылся защитный кожух, и в назначенный момент пружины плавно вытолкнули ИСЗ из грузового отсека. При этом включилось реле времени, которое (после удаления спутника на безопасное расстояние) через 45 мин воспламенило РДТТ ступени ПАМ Д. Двигатель обеспечил выход ИСЗ на переходную орбиту с апогеем 36 000 км и отделился. Круговая стационарная орбита была сформирована с помощью собственного двигателя ИСЗ двое суток спустя.

12 ноября аналогичным образом астронавты вывели на орбиту ИСЗ «Аник-Си-3». Операции прошли успешно, однако дальнейшим планам повредили приступы болезни укачивания, проявившиеся особенно остро у Ленуара. Когда же самочувствие улучшилось, обнаружились серьезные неполадки в системах скафандров астронавтов. НАСА было вынуждено отменить выход в открытый космос, ограничившись научными экспериментами.

16 ноября «Колумбия» закончила полет на базе Эдвардc. После возвращения на мыс Канаверал корабль начал проходить подготовку к первому полету по программе «Спейслэб», намеченному на сентябрь 1983 г. Шестой полет «Шаттла» планировался в январе этого же года с использованием орбитальной ступени «Челленджер». Этот экземпляр имел ряд усовершенствований по сравнению с «Колумбией», в том числе в системах теплозащиты и управления.

В декабре 1982 г., когда космоплан был уже на стартовой площадке, во время испытаний усовершенствованных главных двигателей выявились серьезные дефекты. Необходимость доработок заставила демонтировать двигатели с корабля и вернуть в МИК. Подготовка к полету затянулась до конца марта, и окончательно запуск был намечен на 4 апреля 1983 г. (продолжение следует).