Сканировал и обработал Юрий Аболонко (Смоленск)


НОВОЕ В ЖИЗНИ, НАУКЕ, ТЕХНИКЕ


ПОДПИСНАЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ СЕРИЯ

КОСМОНАВТИКА, АСТРОНОМИЯ


4/1988


Издается ежемесячно с 1971 г.



А. М. Гальпер,
доктор физико-математических наук

Б. И. Лучков,
кандидат физико-математических наук


НЕОБЫЧНЫЙ АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ ЛЕБЕДЬ Х-3



в приложении этого номера:

НОВОСТИ ЗАРУБЕЖНОЙ КОСМОНАВТИКИ
ХРОНИКА КОСМОНАВТИКИ


01
Издательство «Знание» Москва 1988



ББК 22.67
Г 17


СОДЕРЖАНИЕ

Скромный рентгеновский источник4
Вспышка радиоизлучения6
Радионаблюдения8
Оптические и инфракрасные наблюдения11
Исследование рентгеновского излучения13
Первая модель объекта15
Гамма-излучение источника17
Гамма-кванты сверхвысоких энергий20
Особенности гамма-излучения источника23
Новая модель источника26
Гамма-излучение ультравысокой энергии29
Трудные вопросы Лебедя Х-335
Высокоэнергичные мюоны38
Лебедь Х-3 и суперсимметричные модели42
Возможное объяснение мюонного сигнала от Лебедя Х-344
Вспышка гамма-квантов ультравысоких энергий49
Живые источники космических лучей52
Перспектива дальнейших наблюдений55
НОВОСТИ ЗАРУБЕЖНОЙ КОСМОНАВТИКИ59
ХРОНИКА КОСМОНАВТИКИ62




Гальпер А. М., Лучков Б. И.

Г 17 

Необычный астрономический объект Лебедь Х-3. – М.: Знание, 1988. – 64 с, ил. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Космонавтика, астрономия»; № 4).

11 к.

В брошюре рассказывается о необычных свойствах астрономического объекта Лебедь Х-3, изучение которых, по мнению авторов, может привести к ломке современных представлений в физике высоких энергий и элементарных частиц.

Брошюра рассчитана на широкий круг читателей.

1605060000ББК 22.67

© Издательство «Знание», 1988 г.





НОВОСТИ ЗАРУБЕЖНОЙ КОСМОНАВТИКИ

«АРИАН» ВНОВЬ В ДЕЙСТВИИ?

Семейство западноевропейских ракет-носителей (РН) «Ариан» способно выводить на переходную орбиту при запуске с космодрома Куру (Французская Гвиана) полезную нагрузку массой 1,78 («Ариан-1»), 2,21 («Ариан-2») и 2,58 т («Ариан-3»). Напомним, что переходная орбита имеет высоту перигея около 200 км, высоту апогея – около 36 000 км и наклонение – 4°. Как правило, полезная нагрузка, выведенная РН на такую орбиту, затем с помощью разгонного блока или бортового двигателя переводится на геостационарную орбиту. Последняя РН «Ариан-1» была запущена в феврале 1986 г., РН «Ариан-2» начала эксплуатироваться в 1984 г., «Ариан-3» – в 1986 г.

Дебют РН «Ариан-3» 30 мая 1986 г. (это был 18-й запуск РН семейства «Ариан») стал неудачным: плохо сработало воспламенительное устройство водородно-кислородного двигателя третьей ступени. Последовал 16-месячный перерыв в эксплуатации РН «Ариан», во всяком случае, столько времени потребовалось на модификацию воспламенительного устройства и на его многочисленные испытания, чтобы убедиться в надежности этого устройства. И вот 16 сентября 1987 г. состоялся 19-й запуск РН «Ариан». На сей раз использовалась РН «Ариан-3» (третьи ступени у РН «Ариан-2» и «Ариан-3» одинаковые), которая успешно вывела на переходные орбиты австралийский и западноевропейский спутники связи.

Чтобы наверстать упущенные 16 мес, была составлена программа, предусматривающая запуск РН «Ариан» каждые 2 мес., а то и чаще. Всего потребителями было заказано 49 РН «Ариан», из которых 19 уже были запущены. С помощью остальных 30 РН «Ариан» требовалось до января 1991 г. вывести на орбиты еще 45 спутников. Примерно при половине запусков на РН «Ариан» устанавливались 2 спутника, как это было, например, при 19-м запуске. В соответствии с новой программой 20-й запуск намечался на 17 ноября, но состоялся он 21 ноября 1987 г. Задержка была вызвана неполадками в системе наведения РН «Ариан-2», и в результате блок системы наведения пришлось заменить.

Второй дебют РН «Ариан-2» был более успешным, и на геостационарную орбиту был выведен западногерманский спутник прямого телевизионного вещания. Правда, на спутнике не раскрылась одна из двух его солнечных батарей, но тут уж РН не была виновата. На декабрь 1987 г. намечался 21-й запуск РН «Ариан». Однако сначала он был отложен на январь 1988 г., а затем – на начало марта 1988 г. Чем же была вызвана столь нежелательная отсрочка?

Вновь возникли неполадки в двигателе третьей ступени, но уже не в воспламенительном устройстве, а в турбонасосном агрегате жидкого водорода, где при наземных испытаниях был зарегистрирован перегрев подшипника. Кстати, третья ступень – это самое уязвимое место РН «Ариан». Практически все аварии РН «Ариан» (а их произошло четыре) вызывались неполадками именно на третьей ступени. Насколько опасен перегрев подшипника, еще необходимо выяснить, и для этого один из двигателей при наземных испытаниях предполагают трижды включить на 900 с. Ранее на проведение подобных испытаний не решались, поскольку они могли привести к повреждению двигателя стоимостью 15 млн. франков.

Задержка 21-го запуска РН «Ариан», естественно, привела к отсрочке 22-го, который был перенесен с января па конец апреля 1988 г. А этот запуск представляет особый интерес, поскольку станет дебютом нового варианта – РН «Ариан-4», которая примерно с 1989 г. должна стать основной «рабочей лошадкой», заменив РН «Ариан-2» и «Ариан-3», пока примерно в 1999 г., в свою очередь, не уступит место РН «Ариан-5». РН «Ариан-4» может иметь не менее 6 подвариантов с широким спектром энергетических характеристик: на переходную орбиту РН способна выводить полезные нагрузки массой от 1,9 до 4,9 т.

Последнее означает, что для каждого спутника или нескольких спутников должен использоваться наиболее подходящий подвариант – «по мерке». Подварианты различаются типом (жидкостные или твердотопливные) и количеством (от 2 до 8) используемых ускорителей. При первом запуске в конце апреля 1988 г. РН «Ариан-4» будет оснащена двумя жидкостными и двумя твердотопливными ускорителями и должна вывести на орбиты два сравнительно тяжелых и два малых спутника.

РН «Ариан-2», «Ариан-3» и «Ариан-4» разработаны западноевропейским космическим агентством ЕСА, но производятся и эксплуатируются на коммерческой основе западноевропейским консорциумом «Арианспейс», в котором основную роль играют различные фирмы и другие организации Франции. РН «Ариан» стала мощным конкурентом американских носителей, особенно в связи с длительным перерывом в полетах МТКК типа «Спейс Шаттл» и несомненным дефицитом МТКК для коммерческих потребителей после того, как, наконец, начнется его эксплуатация. Однако лишь будущее покажет, смогут ли РН «Ариан» также успешно конкурировать с американскими РН, которые фирмы США также предполагают эксплуатировать на коммерческой основе.

Пока число заявок от коммерческих потребителей на РН «Ариан» превышает число заявок на американские РН. Многое зависит от надежности РН «Ариан», которая пока оставляет желать лучшего (из 20 только 16 были успешными запусками, т. е. надежность 80%), а также от тех цен, которые консорциум «Арианспейс» будет запрашивать со своих клиентов. Сейчас цены на РН «Ариан» ниже цен на эквивалентные американские РН. Однако многое зависит от масштабов производства: чем РН дешевле, тем больше на них заявок и тем больше их нужно, а чем больше РН изготовляется в определенный период времени, тем они дешевле.

Теперь несколько слов о РН «Ариан-5». Это не просто очередной вариант с несколько лучшими энергетическими характеристиками, способный вывести на переходную орбиту полезную нагрузку массой до 6,8 т, а РН принципиально нового типа, способная выводить на орбиту западноевропейский мини-МТКК «Гермес», создаваемый ЕСА. Первый испытательный запуск РН «Ариан-5» намечен на 1995 г., первый эксплуатационный запуск – на 1996 г., первый запуск с «Гермесом» – на 1998 – 1999 гг.

Затраты на разработку РН «Ариан-5» оцениваются в 3,7 млрд. экю (западноевропейская расчетная единица, примерно равная доллару). Франция, инициатор создания как РН «Ариан-5», так и «Гермеса», взяла на себя 45% затрат по программе разработки этой РН, ФРГ – 22, Италия – 15%. Всего в создании РН «Ариан-5» участвуют 11 западноевропейских стран.

Создание РН «Ариан-5» и «Гермеса» должно обеспечить западноевропейским странам полную независимость от США как в средствах вывода полезных нагрузок на орбиту, так и в их обслуживании на орбите. В числе перспективных программ ЕСА создание космической станции «Паллас», которую на орбиту доставит РН «Ариан-5», а космонавтов и грузов – «Гермес», также выводимый с помощью РН «Ариан-5». Другая программа ЕСА – космическая платформа на полярной орбите, обслуживаемая космонавтами. И здесь основная роль принадлежит РН «Ариан-5» и «Гермесу».

РН «Ариан-5» трехступенчатая. Первой ступенью или ускорителями служат два мощных твердотопливных двигателя длиной 30 и диаметром 3 м. Тяга каждого 7500 кН. Вторая ступень (длина около 25 м, диаметр – 5,4 м) жидкостная, использующая двигатель «Вулкан» тягой 1000 кН, работающий на жидких водороде и кислороде. Разработка этого двигателя представляет собой особо сложную проблему: пока водородно-кислородные двигатели такого класса, но примерно вдвое большей тяги созданы только в СССР (для РН «Энергия») и США (для орбитальной ступени МТКК типа «Спейс Шаттл»). Наконец, третьей ступенью РН «Ариан-5» будет служить сравнительно небольшая ракета (длина – 4,5, диаметр – 5,4 м), оснащенная двигателем тягой 20 кН, работающим на монометилгидразине и четырехокиси азота.


ХРОНИКА КОСМОНАВТИКИ*

* ПРОДОЛЖЕНИЕ (см. № 12 за 1987 г.). По материалам различных информационных агентств приводятся данные о запусках некоторых искусственных спутников Земли (ИСЗ). Информация с пилотируемых полетах дается в отдельных приложениях. О запусках ИСЗ серии «Космос» регулярно сообщается, например, на страницах журнала «Природа», куда и отсылаем интересующихся читателей.


1987


21 НОЯБРЯ с космодрома Куру при помощи западноевропейской РН «Ариан» на геостационарную орбиту к точке «стояния» 19° з. д. запущен западногерманский ИСЗ непосредственного телевещания «Тв-Сат-1» («Телевизионный спутник-1»), разработанный совместно с Францией при участии фирм Бельгии и Швеции. Стабилизированный по трем осям, со стартовой массой 2080 кг, он имеет 5 ретрансляторов (один резервный) диапазона 17/12 ГГц с выходной мощностью 370 Вт, обеспечивающейся двумя панелями солнечных батарей (правда, одна из них не развернулась при выводе ИСЗ на орбиту). Эффективная излучательная мощность бортовой антенны 62,5 дБ ∙ Вт способна обеспечивать прием ТВ-программ бытовыми телевизионными приемниками, оснащенными антенной диаметром м и специальной приставкой, на территории ФРГ, а также немецкоязычных стран Австрии, Швейцарии и ГДР.

10 ДЕКАБРЯ в СССР с помощью РН «Протон» запущен очередной (20-й) ИСЗ «Радуга». Выведенный на геостационарную орбиту к точке «стояния» 85° в. д., он получил международный регистрационный индекс «Стационар-3». Наряду с геостационарными ИСЗ «Горизонт» и «Экран», а также ИСЗ «Молния-1» и «Молния-3» на высокоэллиптических орбитах, ИСЗ «Радуга» широко используются в системах спутникового ТВ-вещания, действующих в нашей стране.

27 ДЕКАБРЯ в СССР осуществлен запуск с помощью РН «Протон» очередного (17-го) ИСЗ телевизионного вещания «Экран». Выводимые на геостационарную орбиту в точку «стояния» 99° в. д. (международный регистрационный индекс «Стационар Т»), эти ИСЗ используются для передачи в дециметровом диапазоне длин волн ТВ-программ в районы Приуралья и Сибири на абонентские приемные устройства коллективного пользования.


1988


30 ЯНВАРЯ в СССР с помощью РН «Союз» выведен на орбиту очередной (18-й) советский эксплуатационный метеорологический ИСЗ «Метеор-2». Выводимые на круговые околополярные орбиты, эти ИСЗ обеспечивают получение глобальных изображений облачности и подстилающей поверхности в видимом и инфракрасном диапазонах, а также наблюдение за потоком проникающей радиации в околоземном пространстве. Аппаратура ИСЗ «Метеор-2» может работать как в режиме запоминания, так и в режиме непосредственной передачи информации на Землю.





Научно-популярное издание


Гальпер Аркадий Моисеевич

Лучков Борис Иванович

НЕОБЫЧНЫЙ АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ ЛЕБЕДЬ Х-3

Гл. отраслевой редактор Л. А. Ерлыкин

Редактор Е. Ю. Ермаков

Мл. редактор С. С. Патрикеева

Обложка художника А. А. Астрецова

Худож. редактор Т. С. Егорова

Техн. редактор Н. В. Клецкая

Корректор А. М. Ратина

ИБ № 9249

Сдано в набор 14.01.88. Подписано к печати 09.03.88. Т 08151. Формат бумаги 84×1081/32. Бумага тип. № 2. Гарнитура литературная. Печать высокая. Усл. печ. л. 3,36. Усл. кр.-отт. 3,57. Уч.-изд. л. 3,45. Тираж 30 745 экз. Заказ 102. Цена 11 коп. Издательство «Знание». 101835, ГСП, Москва, Центр, проеезд Серова, д. 4. Индекс заказа 884204.

Типография Всесоюзного общества «Знание». Москва, Центр, Новая пл., д. 3/4.


4-str
4-я стр. обложки