Сканировал Игорь Степикин

Мемуары. Архивы. Свидетельства

Н. П. Каманин
"ОБЪЯВЛЕНА МИНУТНАЯ ГОТОВНОСТЬ..."
(ИЗ ДНЕВНИКОВ 1961 ГОДА)
Публикация Л. Н. Каманина.


"Знамя", 1989, №4, с. 134-146.

  • 18 января. В соответствии с приказом Главкома ВВС вчера приступила к работе комиссия по приему выпускных экзаменов у первой шестерки слушателей-космонавтов - капитанов В. Ф. Быковского, А. Г. Николаева и П. Р. Поповича, старших лейтенантов Ю. А. Гагарина, Г. Г. Нелюбова и Г. С. Титова.
  • В работе экзаменационной комиссии участвуют видные специалисты по авиационной медицине - представители ВВС, академик Н. М. Сисакян - от Академии наук СССР, представитель Главного конструктора кандидат технических наук К. П. Феоктистов, конструктор парашютных систем и скафандров С. М. Алексеев, а также заслуженный летчик-испытатель М. Л. Галлай. Председателем комиссии Главком К. А. Вершинин назначил меня.
  • Сначала эти первые в нашей стране выпускные экзамены космонавтов проходили в филиале Летно-исследовательского института на тренажере - имитаторе космического корабля "Восток". Каждый слушатель занимал место в кабине тренажера и в течение 40-50 минут докладывал о назначении корабля и его оборудовании, о действиях космонавта на различных этапах полета от старта до приземления. По ходу докладов члены комиссии задавали экзаменуемым множество вопросов. Особое внимание экзаменаторы обращали на умение космонавтов ориентировать корабль перед включением ТДУ - тормозной двигательной установки, на знание аппаратуры жизнеобеспечения и на действия после посадки на воду или в безлюдной местности. По знанию космического корабля и условий его полета Гагарин, Титов, Николаев и Попович получили оценки "отлично", а Нелюбов и Быковский - "хорошо".
  • Сегодня экзамены были продолжены в ЦПК - Центре подготовки космонавтов. Слушатели получали экзаменационные билеты и после 20-минутной подготовки отвечали на записанные в них вопросы, которые в сумме охватывали весь материал девятимесячного курса обучения. Затем члены комиссии задавали еще по 3-4 дополнительных вопроса. Как и накануне, строгие экзаменаторы были удовлетворены четкими ответами всех шестерых слушателей. Рассмотрев их личные дела, медицинские и зачетные книжки, комиссия единогласно решила поставить каждому выпускнику общую отличную оценку, а в акте записать такой вывод: "Экзаменуемые подготовлены для полетов на космических кораблях "Восток". Комиссия рекомендует следующую очередность назначения космонавтов в полеты: Ю. А. Гагарин, Г. С. Титов, Г. Г. Нелюбов, А. Г. Николаев, В. Ф. Быковский, П. Р. Попович".
  • После объявления результатов экзаменов я пожелал космонавтам успехов в дальнейшей учебе и в предстоящих космических полетах.
  • И вчера, и сегодня я часто спрашивал себя: "Кто из этой шестерки прогремит на весь мир и войдет в историю как человек, совершивший первый космический полет? Кто из них, возможно, поплатится жизнью за дерзкую попытку нарушить тишину космоса голосом представителя Земли?" Мне кажется, что при нормальной работе техники любой из шестерых справится с ролью космонавта. Все они - отличные "человеческие экземпляры". О Гагарине, Титове и Нелюбове можно сказать, пожалуй, только одно - эти трое пока не имеют никаких отклонений от эталона космонавта. Николаев - самый спокойный из шестерки, может быть, несколько медлителен. Быковский порывист и менее, чем другие, внутренне собран. Попович - пока загадка, хотя и производит впечатление волевого человека.
  • Первый полет человека в космос должен состояться в марте - апреле этого года. Есть твердая уверенность, что корабль успешно взлетит и выйдет на орбиту. А как сядет? Из пяти кораблей серии "Восток", стартовавших в 1960 году, взлетели четыре, вышли на орбиту три, приземлились два. Один из двух приземлившихся кораблей сел вскоре после старта по аварийному варианту, но, в общем, благополучно - находившиеся в нем собачки Жемчужная и Жулька остались невредимы.
  • До полета человека планируется запустить еще два корабля с манекенами и животными на борту. Будем надеяться, что оба корабля сядут удачно.
  • 21 января. Встречался с М. В. Келдышем, С. П. Королевым, В. П. Глушко и другими членами комиссии по пуску ракет с автоматическими межпланетными станциями (АМС), предназначенными для исследования Венеры. Настроение у всех серенькое. В лучшем случае первый пуск состоится 29 января, но большинство считает этот срок нереальным. Да и надо ли так спешить?
  • Мне, как авиационному работнику, привыкшему к тому, чтобы техника перед полетом была всесторонне проверена, кажется невероятно диким вывоз на старт уникальной аппаратуры, по существу, не проверенной заводскими испытаниями. Комплексная проверка системы дальней радиосвязи, рассчитанной на четыре месяца работы в условиях космического полета, будет проводиться прямо на полигоне (испытания на заводе продолжались всего несколько часов).
  • На подготовку к осуществлению этого полета израсходованы громадные средства, хотя вероятность полного выполнения задания - встречи АМС с Венерой - почти нулевая. Руководство ждет эффекта, и он, несомненно, будет, но будет скорее всего отрицательным. Очень хочется, чтобы мой прогноз оказался ошибочным.
  • 3 февраля. Позавчера встречался на космодроме с М. В. Келдышем и С. П. Королевым. У первого настроение довольно кислое, но Сергей Павлович бодрится. Ракета для вывода АМС на траекторию полета к Венере давно установлена на старте, но пуск уже несколько раз откладывался из-за разных неполадок.
  • Комплексная предстартовая проверка 1 февраля проходила в целом удовлетворительно, как вдруг неожиданно отказал один из гироскопов, определяющий вертикаль в системе управления. Поздно вечером, когда все собрались в землянке у старта, подполковник А. С. Кириллов доложил, что, исключая неясность с отказавшим гироскопом, ракета к пуску готова. Согласились на том, чтобы подписать задание на полет, а вопрос о заправке ракеты топливом и времени пуска решать в рабочем порядке.
  • Причина отказа гировертикали была установлена только сегодня: в подшипнике прибора нашли металлическую стружку длиной до 1 мм. После тщательной дополнительной проверки всего оборудования ракеты назначили пуск на 4 февраля.
  • 4 февраля. Старт состоялся точно по плану - в 4 часа 18 минут московского времени. За два часа до восхода солнца, в очень светлую лунную ночь я стоял на открытой площадке в 800 м от стартующей ракеты и наблюдал, как под ней с нарастающим грохотом разрасталось море пламени. Какое это было грандиозное зрелище! По яркости света его можно сравнить только с мощным атомным взрывом.
  • На 119-й секунде после старта произошло отделение первой ступени. Невооруженным глазом ракета наблюдалась более 4 минут. Еще в течение нескольких минут на высоте около 100 км был хорошо виден освещенный солнцем инверсионный след от двигателей. По данным телеметрии, третья ступень вышла на орбиту вокруг Земли, а затем четвертая ступень с АМС отделилась от третьей. До этого момента автоматика управления полетом работала безукоризненно. И вдруг произошел сбой: не прошла команда на запуск двигателя четвертой ступени (по-видимому, не сработал временной автомат).
  • Так в космосе появился "Великий немой" - самый большой искусственный спутник Земли весом 8 тонн, но без радиосигналов. Принудительное отделение АМС временником на этот случай не было предусмотрено, а с неразвернутыми антеннами станция не могла излучать радиосигналы.
  • Через два часа после старта собралась комиссия, чтобы решить один принципиальный вопрос: какое дать официальное сообщение о состоявшемся пуске? С. П. Королев и некоторые другие товарищи выразили сомнение в целесообразности вообще какой-либо публикации. Но большинство, в том числе и я, высказались за немедленное опубликование сообщения о пуске, мотивируя это предложение тем, что за границей будут наблюдать за полетом нового спутника и могут объявить его военным разведчиком или, того хуже, заявят о неудачном запуске человека в космос. В конце концов все согласились с вариантом сообщения, предложенным В. П. Глушко: "С целью отработки запуска более мощного космического корабля запущен новый спутник, который за первый же виток полета выполнил свое назначение, передав на Землю все необходимые телеметрические данные".
  • Итак, первый из намеченных полетов АМС к Венере не состоялся, но старт и работа трех ступеней ракеты могут быть оценены как отличные.
  • Учитывая до предела сжатые сроки подготовки пуска, уникальность третьей и четвертой ступеней носителя и оборудования АМС, без всякой натяжки можно поздравить нашу Родину с новым успехом в освоении космоса.
  • 12 февраля. Вчера поздно вечером Государственная комиссия приняла решение о втором старте четырехступенчатой ракеты с целью вывода АМС на траекторию полета к Венере.
  • Установлено, что при пуске 4 февраля отказал умформер четвертой ступени, который на первой ракете не был герметизирован. На ракете, стартующей сегодня, этот недостаток устранен.
  • Пуск состоялся точно в назначенное время. На этот раз отлично сработали все ступени ракеты. Четвертая ступень вышла на околоземную орбиту, четко по программе включился и отработал ее двигатель, обеспечивший достижение второй космической скорости. Отделившаяся от четвертой ступени АМС устремилась к Венере по траектории свободного полета, близкой к расчетной. Через восемь с половиной часов после старта станция находилась уже в 126000 км от Земли.
  • Я очень рад, что ошибся в своем прогнозе. Наша космическая техника еще раз продемонстрировала свой высокий класс, а наши люди - ученые, инженеры, техники, рабочие - одаренность, умение и упорство в труде. У нас нет еще "стопроцентной" уверенности, что АМС "привенерится" и что все цели этого полета будут достигнуты, но уже можно с гордостью сказать, что впервые в истории человечества космический аппарат, созданный советскими людьми, несет вымпел нашей Родины к далекой Венере. (АМС "Венера-1" пролетела на расстоянии менее 100 тыс. км от планеты.)
  • Когда стало ясно, что АМС вышла на заданную траекторию, мы вспомнили, что еще не завтракали. В столовой чувствовалось приподнятое настроение, за некоторыми столиками даже выпивали в честь очередной победы в космосе. Королев, Келдыш, Бармин, я и другие ограничились более скромным завтраком. Затем мы направились в гостиницу, где между мной и Королевым состоялся разговор, о котором мне хочется кое-что записать.
  • Прежде всего несколько слов о самом Сергее Павловиче Королеве - главном конструкторе ракетно-космических комплексов. Он является создателем межконтинентальной баллистической ракеты, лунных ракет и ракет-носителей космических кораблей серии "Восток". Он главный "виновник" и сегодняшнего нашего триумфа - полета АМС к Венере. Ему 54 года, он окончил МВТУ имени Баумана и начинал свою конструкторскую деятельность с постройки планеров и самолетов, которые сам же и испытывал в полете. С 1932 года занимается ракетной техникой. Среднего роста, плотный, но очень подвижный и темпераментный человек. Его знания, волевой характер, талант конструктора и организатора вне всякого сомнения. Пожалуй, он несколько избалован и иногда ведет себя деспотично. "Жесткость" Королева заметна даже во взаимоотношениях его с М. В. Келдышем. Без консультации с Королевым и без его одобрения Келдыш не принимает ни одного решения по космическим вопросам - Мстислав Всеволодович излишне мягок и даже застенчив, а Королев очень самоуверен и порой бывает грубоват. И все же Сергей Павлович, безусловно, на своем месте - он уже очень много сделал для развития отечественной ракетной и космической техники и далеко еще не сказал своего последнего слова. Среди пионеров космоса имя Королева всегда будет одним из первых.
  • Наш разговор начался с того, что Сергей Павлович поделился со мной замыслами на будущее и показал свою заветную голубую папку с планами работ возглавляемого им КБ на семилетку.
  • Во всех своих перспективных работах Королев ищет поддержки ВВС. Он сказал мне, что ракетчики его не понимают и что с ними "едва ли сваришь кашу". Я обещал подробно доложить о нашей беседе Главному маршалу авиации К. А. Вершинину и организовать поездку Главкома в КБ Королева. Затем мы наметили ориентировочные сроки пусков двух кораблей "Восток" с манекенами и животными для окончательной отработки средств приземления. Договорились, что очередной пуск будем планировать на последнюю декаду февраля, а последующий - через 8-10 дней после первого. Если оба пуска окажутся успешными, то будем ставить вопрос о первом космическом полете человека перед Президиумом ЦК партии.
  • Кстати, несмотря на официальное заявление ТАСС о запуске 4 февраля нового беспилотного спутника, в западной прессе появились сообщения о том, что "Советы неудачно запустили в космос человека". Итальянцы якобы даже слышали стоны и прерывистую речь русского космонавта... Пилотируемый космический полет реален уже сейчас, нас сдерживает лишь то, что мы пока не можем гарантировать благополучное возвращение космонавта на Землю. Мы упорно работаем над совершенствованием средств приземления, добиваясь их "абсолютной" надежности. Порой мне кажется, что мы слишком осторожны. Ведь гарантии полной безопасности в космических полетах, наверное, никогда не будет, а некоторая доля риска в первом полете оправдывается величием поставленной цели.
  • 20 февраля. Сегодня в составе группы представителей ВВС, возглавляемой К. А. Вершининым, побывал в КБ у Королева. Сергей Павлович рассказал о планах строительства космических кораблей на ближайшие два-три года, показал сборку ракет-носителей, корабли серии "Восток".
  • Цель сегодняшней встречи Королев сформулировал коротко и ясно: "Я изложил вам наши возможности и перспективы. Как видите, они не малые - мы многое можем сделать по освоению космоса, но мы ждем поддержки со стороны ВВС, лично от вас, от ваших помощников. Вы должны подвести "стратегию и тактику" под наши начинания".
  • Вершинин сказал, что ВВС в принципе поддерживают планы Королева, и обещал оказывать всяческое содействие их реализации. Договорились: согласованные решения по конкретным вопросам взаимодействия КБ с ВВС будут принимать Королев и Каманин; в ближайшие дни представить предложения к плану взаимодействия, для чего создать рабочую группу из представителей обеих организаций.
  • 24 февраля. Состоялось важное межведомственное совещание представителей ВВС и промышленности по вопросу о недостаточной готовности средств жизнеобеспечения и приземления космонавта. Ответственные за разработку и испытания этих средств Г. И. Воронин и С. М. Алексеев защищали "свои позиции" и яростно отбивались от наседавших на них военных специалистов. В конце концов пришли к общему заключению, что очередной пуск будем производить, не дожидаясь окончания всех испытаний и устранения мелких неполадок. Следующий пуск будет "чистовым" - ему должны предшествовать несколько пробных приземлений катапультируемого кресла (сначала с манекенами космонавта, а затем с испытателями), проверка системы аварийного катапультирования на старте, морские испытания скафандра и носимого аварийного запаса (НАЗ). Решили также принципиальный вопрос о проведении длительных - в течение 13 суток - испытаний новых осушителей, которые должны обеспечивать относительную влажность воздуха в корабле не выше 60 процентов.
  • По результатам совещания пришлось отодвинуть ранее намеченные сроки пусков двух "Востоков" с животными и манекенами на первую и последнюю декады марта.
  • 2 марта. Более трех часов редактировали "Инструкцию космонавту", составленную сотрудниками КБ Королева К. П. Феоктистовым и О. Г. Макаровым совместно с шестеркой космонавтов.
  • Эта первая в мире инструкция пилоту космического корабля, конечно, далека от совершенства, но она дает космонавту основные рекомендации по действиям при подготовке к старту, в момент старта, на активном участке выведения, на орбите, при спуске и посадке, а также в различных нештатных условиях полета (ручной спуск, вынужденное увеличение продолжительности полета и др.). Королев и Келдыш настаивали на резком сокращении текста инструкции, считая, в частности, что после проверки всего оборудования корабля инженером космонавт перед стартом должен проверить скафандр и радиосвязь, а остальное оборудование только осмотреть. По существу, эти предложения резко ограничивали деятельность космонавта в кабине корабля при подготовке к старту и в полете. Королев мотивировал свои предложения тем, что в одновитковом полете вся аппаратура четко сработает автоматически - без вмешательства пилота.
  • Яздовский, Галлай и я были категорически против ограничений действий пилота. Мы высказывали такие доводы. Космонавты очень хорошо знают оборудование корабля и свои возможности управления им. Они будут чувствовать себя увереннее, если лично убедятся в исправности аппаратуры. Кроме того, производя полную проверку оборудования перед стартом, наблюдая различные явления в полете, записывая свои впечатления и показания приборов в бортовой журнал и докладывая о них по радио, космонавт будет все время занят. Постоянная занятость космонавта будет отвлекать его от возможных отрицательных эмоций при перегрузках и в невесомости, к тому же мы сможем получить много ценной информации для подготовки последующих полетов.
  • После продолжительных споров все наконец согласились с нашей точкой зрения, и отредактированный первоначальный вариант "Инструкции" был утвержден Королевым и мною.
  • 10 марта. Вчера утром точно в назначенное время состоялся очередной пуск "Востока" с манекеном и животными. Совершив один оборот вокруг Земли, корабль и манекен приземлились в 260 километрах к северо-востоку от Куйбышева. К месту посадки мы добирались на перекладных - сначала самолетом, потом на автомашинах, на лошадях, а последние два километра преодолели по глубокому снегу пешком.
  • Корабль и манекен очень удачно "выбрали" район приземления. На большом открытом поле не было ни одного дерева, ни одного столба, только несколько стогов сена выделялись на заснеженном горизонте. Манекен лежал на спинке катапультируемого кресла и "смотрел" в небо, рядом - ярко-красный парашют, резиновая надувная лодка и НАЗ. Судя по внешнему осмотру, вся автоматика кресла, парашюта и скафандра сработала нормально. Успешно приземлился и сам корабль. Собака Чернушка, мыши и морские свинки перенесли полет великолепно, никаких заметных на глаз изменений в их состоянии не обнаруживалось.
  • Я знал, с каким нетерпением ждут в Москве наших сообщений. Пока я в ближайшей деревне говорил по телефону с Москвой, у сельсовета собралась большая толпа колхозников и детей - всем не терпелось увидеть собачку, которая за полтора часа облетела планету. Владимиру Ивановичу Яздовскому пришлось показать Чернушку сельчанам и заодно прочитать самую короткую, но очень убедительную лекцию о космических исследованиях.
  • 17 марта. Вчера на двух самолетах Ил-14 облетали район штатного приземления корабля и космонавта. На одном самолете летели Гагарин, Нелюбов, Попович и я, на другом - Титов, Быковский, Николаев и генерал Л. И. Горегляд. Местность всем понравилась - кругом ровные заснеженные поля, все водоемы подо льдом. Правда, на севере района видны небольшие лесные массивы и коварные для парашютистов и средств поиска Жигулевские горы.
  • Космонавты чувствуют себя хорошо, бодры, веселы и, как всегда, очень жизнерадостны. Лишь Юрий Гагарин - кандидат № 1 для первого полета в космос - бледнее и молчаливее, чем обычно. 7 марта у него родилась вторая дочь, и он только накануне привез жену Валентину Ивановну из роддома. Наверное, прощание с семьей было нелегким, и это тяготит его.
  • Сегодня вся наша команда перелетела на аэродром вблизи Байконура, где нас ждало много встречающих, в том числе несколько кинооператоров. Вскоре на аэродром прибыли Келдыш и Королев. Они очень тепло встретились с космонавтами, но, к сожалению, наотрез отказались от участия в киносъемках. Я попросил операторов не жалеть пленки и как можно полнее заснять учебу и быт космонавтов, подготовку к старту и сам старт в космос.
  • 18 марта. Состоялась деловая встреча шестерки космонавтов с Королевым, Келдышем, Глушко и другими учеными и конструкторами. Королев задал каждому космонавту один-два контрольных вопроса на знание техники и был полностью удовлетворен полученными ответами. Особенно ему понравилась готовность всех шестерых "лететь хоть сегодня". Уверенность космонавтов в своих силах, их всесторонняя подготовленность к полету ни у кого не вызвали сомнений. В ходе двухчасовой беседы Королев убедился и в том, что космонавты знают о пусках "Востоков" не только по сообщениям ТАСС, что они информированы о всех возникавших неполадках, об их причинах и о мерах по их предотвращению.
  • 20 марта. Следующий пуск "Востока" с манекеном отложен до 25 марта из-за необходимости доработки средств связи.
  • Вчера разбирали с космонавтами возможности посадки на территории СССР с различных витков полета. Пришли к общему заключению, что самые лучшие условия посадки на первом, втором и шестнадцатом витках. Можно садиться и на витках с четвертого по седьмой, но в более сложных условиях. Для всех этих витков наметили районы приземления и точки включения ТДУ и нанесли их на карту, которую дадим космонавту в полет. В этой работе нам очень большую помощь оказал Константин Петрович Феоктистов.
  • Меня одолевает бесконечный поток мыслей о космонавтах и их семьях, о подготовке к предстоящему пилотируемому полету и, главное, о серьезных организационных недостатках в очень сложном и дорогостоящем деле освоения космоса. Мы действуем медленно и "растопыренными пальцами". По-видимому, мне следует обратиться по этому вопросу в ЦК партии или прямо к Н. С. Хрущеву.
  • Мои обращения к К. А. Вершинину, Д. Ф. Устинову, М. В. Келдышу и другим ответственным работникам нельзя считать бесплодными - налицо, в частности, заметное усиление роли ВВС в проводимых в стране космических исследованиях. Однако того, что достигнуто нами, совершенно недостаточно, чтобы закрепить лидерство в космосе и не отстать в ближайшем будущем от США. На каждый наш новый спутник американцы запускают три-четыре своих, благодаря чему получают обширную информацию, необходимую для совершенствования конструкции и оборудования космических аппаратов. Полезно было бы нам признать, что, отставая от нас в силе тяги ракетных двигателей и в весе спутников, США идут впереди по системам космической связи, телеметрии и управления. Нельзя забывать, что мы потеряли связь с АМС, летящей к Венере, на втором миллионе километров траектории, а американцы уже имеют опыт космической связи на дальности 37 миллионов километров.
  • Нам крайне необходимо как можно скорее объединить в едином государственном органе усилия всех связанных с исследованием космоса ведомств, институтов, конструкторских бюро, заводов и полигонов. Надо привлечь к руководству космическими делами не случайных людей, работающих "на космос" по совместительству с земными, а тех, кто хорошо знает космос, кто верит в него, кто в освоении космического пространства видел бы цель всей своей жизни.
  • В ноябре прошлого года я фактически возглавил все проводимые в ВВС работы, связанные с космосом. Моя первая встреча с будущими космонавтами произошла еще раньше - месяцев десять назад, когда Главком Вершинин принял в своем кабинете всю группу молодых летчиков, отобранных для подготовки к космическим полетам. Потом мои встречи с ними стали регулярными. Будучи председателем выпускной экзаменационной комиссии, я смог оценить степень подготовленности к полету каждого из шести первых летчиков-космонавтов, я хорошо знаю их родословные и анкетные данные, но все они до сих пор были для меня просто космонавтами, и только.
  • И вот уже пятые сутки здесь, на космодроме, я почти все свое время провожу вместе с шестеркой кандидатов на первые полеты в космос. Я организую их учебные занятия и тренировки, мы вместе занимаемся спортом, играем в шахматы, смотрим кинофильмы. Все они доверчиво и с уважением относятся ко мне, а я начинаю подмечать в них сугубо индивидуальные черты, увлечения, привязанности. Титов увлекается поэзией и много читает. Попович, Николаев, Быковский и Нелюбов прилично играют в шахматы, иногда садятся и за преферанс. Гагарин безразличен к шахматам и картам, но страстно любит спортивные игры, ценит юмор, остроумную шутку.
  • 23 марта. Вчера в течение двух часов конструктор стартового оборудования Владимир Павлович Бармин знакомил космонавтов со своим обширным хозяйством. Весь стартовый комплекс очень сложен, зато подвеска ракеты гениально простая. Особенно просто осуществляется освобождение ракеты от опор, на которых она висит,- стоит ей подняться при пуске на 49 миллиметров, как опоры откидываются в стороны под действием силы тяжести десятитонных противовесов.
  • Сегодня вечером получили из Москвы печальное известие: погиб слушатель-космонавт старший лейтенант В. В. Бондаренко. Эта первая среди космонавтов жертва вызывает острое чувство досады своей нелепостью. Бондаренко скончался от сильных ожогов при пожаре в барокамере, в которой он проходил пятнадцатисуточные испытания. Пожар возник на десятые сутки эксперимента во время разогрева пищи на электроплитке. Причины этого трагического происшествия кроются в серьезных недостатках в организации и контроле испытаний.
  • 25 марта. На корабле "Восток", стартовавшем сегодня, установлено точно такое же радиооборудование, какое будет использоваться в пилотируемом полете. Кроме того, в кабине корабля находится магнитофон с записями песен и отсчета секунд, выполняющий роль космического ответчика - нам надо потренироваться в двусторонних радиопереговорах "Земля - корабль" и убедиться в надежности средств связи.
  • Когда мы с космонавтами прибыли на старт, Королев был уже там. Он был спокоен, стартовый расчет действовал четко и слаженно, все шло строго по расписанию и предвещало удачный пуск. За десять минут до пуска я перешел в бункер управления полетом. Стартовые команды подавал подполковник А. С. Кириллов, доклады о выполнении предпусковых операций и ходе полета принимал Сергей Павлович.
  • Пуск и в самом деле оказался успешным. Радиосвязь работала надежно как на этапе выведения, так и в орбитальном полете. Четко действовала и служба поиска - примерно через два часа после старта мы уже знали, что корабль с собакой Звездочкой и манекен "Иван Иванович" приземлились в районе Воткинска. Четвероногая космонавтка перенесла полет очень хорошо. Между прочим. Звездочкой окрестил ее накануне пуска Юрий Гагарин, остальные космонавты дружно его поддержали - пришлось "утвердить" их предложение. Теперь у нас уже четыре собачки - Стрелка, Белка, Чернушка и Звездочка, побывавшие в космосе и благополучно вернувшиеся на Землю.
  • Итак, можно считать, что подготовка к первому космическому полету человека в основном закончена.
  • 4 апреля. В Центре подготовки космонавтов вчера сдавала выпускные экзамены вторая группа слушателей: Е. В. Хрунов, В. М. Комаров, П. И. Беляев, Б. В. Волынов, Г. С. Шонин, В. В. Горбатко, М. 3. Рафиков, А. А. Леонов, В. И. Филатьев, И. Н. Аникеев и Д. А. Заикин.
  • Я смог присутствовать только при ответах Хрунова и Комарова. Дело в том, что 3 апреля на совещании Президиума ЦК должен был рассматриваться вопрос о первом полете человека в космос. Поэтому Главком приказал, чтобы я, Гагарин, Титов и Нелюбов прибыли в Главный штаб ВВС в готовности, если потребуется, немедленно выехать в ЦК КПСС. Вскоре позвонил Королев и сообщил, что решение уже состоялось и что он в этот же день улетает на старт. Сергей Павлович попросил ускорить и наш вылет в Байконур, а затем вкратце рассказал, как проходило совещание.
  • В первом пилотируемом космическом полете может встретиться много нового и заранее непредвиденного. Не зря Н. С. Хрущев на Президиуме ЦК спросил: "А у кого есть мнения о том, как поведет себя космонавт уже в первые минуты полета - не будет ли ему очень плохо, сможет ли он сохранять работоспособность, выдержку и психическую уравновешенность?" Никто из присутствовавших не решился определенно и однозначно ответить на этот вопрос. Лишь Королев, не вдаваясь в детали, сказал: "Космонавты подготовлены отлично. Они знают корабль лучше меня и уверены в своих силах".
  • Что ж, уверенность - вещь хорошая и очень необходимая в таком большом и ответственном деле. Я тоже верю в успех, верю в технику и людей, которые будут участвовать в осуществлении полета.
  • Из семи кораблей "Восток", стартовавших в космос, пять вышли на орбиту, три сели штатно, а один - по аварийному варианту, но тоже благополучно. Очень важно и то, что оба последних полета, выполненные один за другим 9 и 25 марта, прошли безукоризненно, Статистика, прямо скажем, обнадеживающая, и я убежден, что корабль с человеком выйдет на орбиту.
  • Хочется верить, что и приземление космонавта будет успешным. Неприятности могут возникнуть лишь при посадке на воду или в сильно пересеченной местности (разброс возможной точки посадки колеблется в пределах 400-600 километров от расчетной). Но можно ли вообще говорить о "стопроцентной" безопасности любого пилотируемого полета, а тем более первого полета человека в космос?
  • 5 апреля. До свидания, Москва! Ранним солнечным утром вся наша космическая команда и сопровождающая ее "свита" врачей, кинооператоров и фоторепортеров на трех самолетах Ил-14 отправляется на космодром. Погода по трассе отличная, ветер попутный, летим без промежуточной посадки.
  • На аэродроме нас встречают С. П. Королев и М. Л. Галлай. Сергей Павлович рассказывает подробности позавчерашнего совещания "в верхах", пытается шутить, но за его обычными шутками по адресу медиков чувствуется большая озабоченность подготовкой к предстоящему полету. Особенно беспокоит нас проблема осушителя в системе жизнеобеспечения космонавта. Дело в том, что в случае отказа ТДУ возможен аварийный спуск с орбиты за счет естественного торможения, но такой спуск займет более недели, а прошедший испытания осушитель обеспечивает заданную влажность в кабине лишь в течение 6-7 суток. Волнуют нас и трудности поиска и спасения космонавта в случае посадки на воду.
  • Тепло попрощавшись с космонавтами, Сергей Павлович высказал пожелание, чтобы они несколько раз основательно "проиграли" порядок ручного спуска, провели занятия по связи и тренировки в скафандрах. Затем он показал мне ориентировочный план работы: 8 апреля - установка ракеты на старте. 10-11 апреля - пуск. Как всегда, Королев торопится, но до 15 апреля полет вполне может состояться.
  • Весь этот день - в автомашине по дороге на аэродром, в самолете и сейчас, когда я пишу эти строки, а космонавты играют за окном в волейбол, меня неотступно преследует одна и та же мысль - кого послать в первый полет, Гагарина или Титова? Все упражнения, которые мне приходилось наблюдать - работа в скафандре, корректировка глобуса, ведение радиообмена,- Титов выполняет более четко, отточенно и никогда не скажет ни одного лишнего слова. Гагарин же высказывал сомнения в необходимости автоматического раскрытия запасного парашюта, а однажды, при облете района посадки, наблюдая в некоторых местах оголенную, обледенелую землю, он со вздохом произнес: "Да, здесь можно крепко приложиться..." Во время одной из бесед с космонавтами, когда я рекомендовал им пройти катапультирование с самолета, Гагарин отнесся к моему предложению довольно неохотно.
  • Пожалуй, Титов обладает более сильным характером. Единственно, что удерживает меня от решения в пользу Титова,- это необходимость иметь сильнейшего для суточного полета. Второй полет, рассчитанный на шестнадцать-семнадцать витков, будет, бесспорно, труднее первого - одновиткового. Но первый полет и имя первого космонавта человечество не забудет никогда, а второй и последующие полеты забудутся так же легко, как легко забываются очередные рекорды.
  • Так кто же - Гагарин или Титов? У нас есть еще несколько дней, чтобы решить, кого из двух достойных сделать мировой известностью.
  • 6 апреля. Утром на космодром прилетел К. Н. Руднев - председатель Государственной комиссии по пуску корабля "Восток" с космонавтом. В 11.30 в присутствии Руднева, Келдыша и всех главных конструкторов Королев открыл техническое совещание. Заслушали и обсудили доклады Г. И. Воронина - о системе регенерации воздуха и С. М. Алексеева - о скафандре и средствах обеспечения посадки. По обоим докладам я от имени ВВС дал заключение о готовности систем к полету. После совещания рассмотрели задание космонавту на полет. В задании указаны цели полета и действия космонавта в штатном одновитковом полете и в других возможных его вариантах. Задание подписали Королев, Келдыш и я.
  • Вечером Гагарин и Титов надевали свои индивидуальные скафандры, провели под руководством Алексеева подгонку подвесной системы парашюта и "проиграли" порядок действий при катапультировании.
  • Весь день придирчиво наблюдал за Гагариным. Мы вместе обедали и ужинали, вместе возвращались в гостиницу. Сегодня он ведет себя молодцом. Я не заметил ни одного штришка в его поведении, который не соответствовал бы обстановке. Спокойствие и уверенность - вот его характеристика за этот день.
  • 8 апреля. Накануне провели трехчасовое занятие по ручному спуску и по действиям космонавта после приземления. Гагарин, Титов и Нелюбов знают ручной спуск отлично. По телефону доложил Вершинину о том, что старт намечен на 11 -12 апреля и что у нас все идет нормально. В ответ услышал от Главкома "сенсационное" сообщение: США якобы планируют запустить человека в космос не позднее 28 апреля. Я заверил его, что американцам не удастся сделать это раньше нас, так как недавно у них был большой провал - при пуске 24 марта капсула "Меркурий" не отделилась от носителя и затонула в океане.
  • Сегодня под председательством К. Н. Руднева состоялось расширенное заседание Государственной комиссии. Заслушали доклады о готовности средств поиска. Рассмотрели и утвердили задание на космический полет. Основное содержание задания: "Выполнить одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180-230 километров продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полета - проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полете, проверить связь корабля с Землей, убедиться в надежности средств приземления корабля и космонавта".
  • Затем остались только члены комиссии и на закрытом заседании обсудили такие вопросы:
  • 1. О назначении пилота-космонавта и дублера для выполнения первого полета.
  • 2. О регистрации полета как мирового рекорда и о допуске на старт и в район посадки спортивных комиссаров.
  • 3. Об аварийном катапультировании космонавта на старте.
  • По первому вопросу я от имени ВВС предложил допустить в полет Юрия Гагарина, а запасным готовить Германа Титова. С этим предложением все согласились сразу. Мнения членов комиссии по второму вопросу вначале резко разошлись. Маршал К. С. Москаленко и академик М. В. Келдыш выступили "против", а Королев, Руднев и я - "за". После непродолжительной дискуссии постановили: "Оформить полет как мировой рекорд. При составлении необходимой документации не допустить разглашения секретных данных о полигоне и носителе". Третий вопрос решили еще быстрее - до сороковой секунды полета команду на катапультирование подает Королев или Каманин, после сороковой секунды аварийное катапультирование космонавта производится автоматически.
  • После заседания члены госкомиссии наблюдали тренировку Гагарина и Титова в кабине -"Востока". Тренировка прошла очень хорошо, у всех прибавилось уверенности в успехе предстоящего полета. Когда стали расходиться, вышел небольшой курьез. К. С. Москаленко, указывая на В. И. Яздовского, спросил у меня: "Он ведь ветеринар и занимается собачками - зачем же он здесь?" Пришлось убеждать маршала, что профессор, доктор медицинских наук Владимир Иванович Яздовский вполне "человеческий" врач, один из ведущих специалистов по авиационной и космической медицине.
  • 10 апреля. На утренней зарядке в паре с Гагариным играл в бадминтон против Титова и Нелюбова. Мы выиграли со счетом 16:5.
  • Накануне я вызвал Гагарина и Титова и объявил им о решении, принятом Госкомиссией. Хотя для обоих оно не явилось неожиданным, все же заметны были радость Гагарина и небольшая досада Титова.
  • Сегодня в павильоне на берегу Сырдарьи в очень простой, неофициальной обстановке космонавты встречались с членами Государственной комиссии. Встреча получилась теплой, задушевной. Открывая ее, Сергей Павлович Королев сказал: "Не прошло и четырех лет после запуска первого искусственного спутника Земли, а мы уже готовы к первому полету человека в космос. Здесь присутствуют шесть космонавтов, каждый из них готов совершить полет. Решено, что первым полетит Гагарин, за ним полетят другие... Успеха Вам, Юрий Алексеевич!"
  • Примерно в том же духе выступили К. Н. Руднев, К. С. Москаленко, я и начальник Центра подготовки космонавтов Е. А. Карпов. Космонавты Гагарин, Титов и Нелюбов в ответном слове поблагодарили за доверие, выразили уверенность в успехе первого полета и подтвердили свою готовность участвовать в последующих более сложных полетах.
  • Вечером в торжественной обстановке, с киносъемкой и записью на магнитофон состоялось заседание Государственной комиссии в присутствии всех шестерых космонавтов. Комиссия единогласно постановила:
  • 1. Утвердить предложение тов. Королева С. П. о производстве первого в мире полета космического корабля "Восток" с космонавтом на борту 12 апреля 1961 года.
  • 2. Принять предложение тов. Каманина Н. П. об утверждении первым пилотом-космонавтом Гагарина Юрия Алексеевича, а запасным - Титова Германа Степановича.
  • 11 апреля. В 10 часов утра К. П. Феоктистов начал занятия с космонавтами по активному участку полета, а я вместе с В. И. Яздовским отправился на стартовую площадку. К. Н. Руднев и С. П. Королев были уже там - поднявшись на лифте к самому верху ракеты, они осматривали космический корабль.
  • Полный комплекс предстартовой проверки всех систем носителя и корабля прошел без замечаний. Королев попросил меня и Яздовского организовать контроль и обобщение данных о состоянии космонавта, которые будут поступать с борта корабля на наиболее ответственных этапах полета: старте, выходе на орбиту, движении в невесомости, включении ТДУ.
  • Днем на пусковой площадке организовали встречу первого космонавта со стартовым расчетом ракеты. Собрались человек триста, присутствовали Келдыш, Королев и другие "промышленники". Я представил собравшимся старшего лейтенанта Юрия Гагарина, после чего он произнес короткую, но прочувствованную речь, поблагодарил всех присутствующих за их большой труд по подготовке к осуществлению первого старта человека в космос. Затем мы с Гагариным и Титовым поехали в домик, где нам вместе с начальником ЦПК Е. А. Карповым и врачом А. В. Никитиным предстояло провести ночь перед стартом.
  • Юра чувствует себя превосходно. Час назад ему наклеили датчики для записи физиологических функций в полете. Эта процедура продолжалась около полутора часов, но никак не сказалась на его самочувствии. Непрерывно крутится магнитофонная лента с записями его любимых песен. Юра сидит напротив меня и говорит:
  • - Завтра лететь, а я совсем не волнуюсь и сам удивляюсь своему спокойствию.
  • На мой вопрос: "Юрий, ты верил, что полетишь первым?" - он отвечает: "Наши с Германом шансы я все время считал равными. Только после того, как Вы, Николай Петрович, объявили нам решение комиссии, я поверил в выпавшее на мою долю счастье - совершить первый полет в космос".
  • Завтра в семь утра по московскому времени Гагарин займет место в кабине "Востока", пуск которого назначен на 9.07. Для облета земного шара космонавту потребуется всего девяносто минут, а ждать старта в корабле ему придется два часа. Надо признать все несовершенство подобной организации подготовки к старту. Мы пытались сократить время ожидания, но из этого ничего не вышло - только закрытие люка корабля, отвод установщика и ферм занимают больше часа. Бездеятельное ожидание старта - очень неприятная необходимость, поэтому мы постараемся плотно "загрузить" Юру радиопереговорами.
  • Вечером в половине десятого к нам в домик заглянул Сергей Павлович, пожелал всем доброй ночи и отправился отдыхать. Из соседней комнаты до меня доносится разговор Юры и Германа - они тоже готовятся ко сну.
  • Итак, завтра первый в мире полет человека в космос станет свершившимся событием, и совершит этот подвиг скромный советский человек в форме старшего лейтенанта ВВС Юрий Гагарин. Пока это имя никому ни о чем не говорит, но вскоре оно облетит весь мир!
  • 12 апреля. Ночь прошла спокойно. Я, Карпов и Никитин как по команде поднялись около пяти по местному времени. В половине шестого разбудили Юру и Германа.
  • Пока в монтажно-испытательном корпусе космонавты проходили медицинский осмотр и надевали скафандры, госкомиссия провела предстартовое заседание. Оно было удивительно простым и коротким. Все доклады сводились к одной фразе: "Все подготовлено, замечаний нет, можно производить пуск". В начале девятого я встретился на старте с маршалом Москаленко и договорился с ним о порядке посадки космонавта в корабль: автобус с космонавтами прибывает на стартовую площадку, все провожающие остаются у автобуса, а Королев, Руднев, Москаленко и я сопровождают Гагарина до лифта.
  • Соблюсти намеченный порядок удалось с большим трудом. Выйдя из автобуса, Юрий и его товарищи стали обниматься и целоваться. Некоторые до того расчувствовались, что вместо пожелания счастливого пути прощались и даже плакали. Пришлось чуть ли не силой вырывать Гагарина из объятий провожающих. У самого лифта я крепко пожал ему руку и сказал: "Все будет хорошо. До встречи в Куйбышеве, Юра!"
  • Через десять минут после посадки космонавта в кабину "Востока" установили с ним двустороннюю связь. Радиопереговоры с Гагариным (позывной "Кедр") вели с командного пункта (позывной "Заря") Королев, я и космонавт Попович. Слышимость была отличная, голос Юрия звучал задорно и уверенно. Подготовка к пуску проходила очень четко. За все время подготовки была только одна небольшая заминка: когда закрывали люк корабля, обнаружили отсутствие контакта в одном из сигнализаторов прижатия крышки люка. Пришлось вновь его открывать и устранять мелкую неисправность.
  • Но вот объявлена минутная готовность. Ровным, даже каким-то будничным голосом Королев транслирует "Кедру" предпусковые команды: "Ключ на старт!.. Дается зажигание... Подъем!" В ответ звучит: "Поехали!"
  • Пуск прошел безупречно. Через две с половиной минуты после старта был сброшен обтекатель корабля, и Юрий доложил: "Самочувствие отличное, настроение бодрое. Видимость отличная. В иллюминатор "Взор" наблюдаю Землю, облака... Вижу реки. Различаю складки местности, снег, лес... Красота!" На четырнадцатой минуте полета после доклада Гагарина об окончании работы двигателей третьей ступени мы уже знали - впервые в мире космический корабль с человеком на борту успешно выведен на околоземную орбиту.
  • Через двадцать минут после старта Гагарина я с группой товарищей (В. В. Парин, С. М. Алексеев, Г. С. Титов, В. И. Яздовский и другие) выехал на аэродром, откуда на самолете Ан-12 мы направились к расчетной точке посадки "Востока" в 110 километрах от Волгограда. Но вскоре нам пришлось изменить маршрут полета - в воздухе мы прослушали сообщение ТАСС о благополучном приземлении первого космонавта в районе Саратова и получили радиограмму с командного пункта: "Все в порядке. Майор Гагарин вылетает в Куйбышев". После этих радостных известий в самолете началось что-то невообразимое. Степенные люди обнимались, плясали и подпрыгивали, как мальчишки. Академик Василий Васильевич Парин достал заветную бутылку коньяку, но я посоветовал распить ее при встрече с Юрием.
  • Наконец-то все волнения позади, а было их немало. Очень тревожными были мгновения в момент переключения радиосвязи с кораблем с одной наземной станции на другую, когда мы не слышали Гагарина, а он не слышал нас. Не знаю, каким я выглядел в те несколько секунд молчания, но у Сергея Павловича Королева, когда он брал в руки микрофон, срывался голос, а лицо изменялось до неузнаваемости. Эти мгновения казались нам вечностью...
  • Когда мы приземлились на аэродроме под Куйбышевым, там уже собралась многолюдная толпа. Пришлось по рации приказать командиру экипажа Ил-14, на котором прилетел Гагарин, зарулить на самую дальнюю стоянку. Не успели мы добраться до нее на машинах, как и там образовалась толпа ликующих людей. Но вот открылась дверца самолета, и Юра первым спустился по трапу. Все девять часов, прошедшие с момента посадки в корабль до этой встречи на куйбышевском аэродроме, я волновался и радовался за него, как за родного сына. Мы крепко обнялись и расцеловались. Со всех сторон щелкали фотоаппараты, жужжали кинокамеры, толпа все росла. Была опасность большой давки, а Юра хотя и улыбался, выглядел сильно переутомленным. Решили как можно быстрее увезти Гагарина на дачу Куйбышевского обкома.
  • Часа через три прилетели с космодрома Руднев, Королев, Келдыш и другие члены Государственной комиссии. Около десяти часов вечера все собрались за столом на обкомовской даче: шестерка космонавтов, члены комиссии, руководители области. Было много тостов, но пили мало - чувствовалась общая усталость. Через час все разошлись отдыхать.
  • Так закончился для нас тревожный, радостный, победный день 12 апреля 1961 года - день, когда имя советского гражданина Юрия Гагарина навеки вошло в историю человечества!
  • 14 апреля. Сегодня мы вылетаем в Москву на всенародную встречу героя космоса, а вчера с половины десятого до двенадцати в присутствии членов комиссии и представителей промышленноети Гагарин подробно рассказывал о полете и отвечал на многочисленные вопросы собравшихся. Потом мы немного погуляли в окрестностях дачи, сыграли несколько партий на биллиарде.
  • Со второй половины дня Юра начал готовиться к встрече в Москве. Рапорт Н. С. Хрущеву он освоил за полчаса, но первое время излишне торопился. После третьей тренировки этот недостаток был устранен. Довольно быстро было подготовлено и выступление на Красной площади. Впрочем, я уже по предполетным выступлениям Юрия знал, что он обладает хорошими задатками оратора.
  • Вечером два раза звонил Л. И. Брежнев по поводу ритуала предстоящей встречи на Внуковском аэродроме. Перед тем как отправиться спать, Юра примерил новую шинель. Чтобы помочь ему окончательно отрепетировать рапорт, мне пришлось несколько раз изображать Никиту Сергеевича.
  • И вот, в 10.40 московского времени мы стартуем на самолете Ил-18. В полете Гагарин знакомится с прессой, беседует с корреспондентами, раздает автографы. Километрах в пятидесяти от Москвы к нашему самолету пристраивается почетный эскорт - семерка реактивных истребителей. Юра передает им по рации: "Друзьям-истребителям горячий привет. Юрий Гагарин". Истребители благодарят за приветствие.
  • Проходим над Внуковским аэродромом, затем возвращаемся к Москве, пролетаем над Ленинским проспектом, над Красной площадью и улицей Горького. На аэродроме, на улицах и площадях Москвы - всюду толпы людей с транспарантами и портретами Гагарина. Наконец, садимся во Внуково. Ровно в час дня самолет останавливается в сотне метров от правительственной трибуны, открывается дверь, и Юрий Гагарин выходит навстречу своей большой и заслуженной славе.