вернёмся в библиотеку?

«Земля и Вселенная» 2004 №6. с. 35-37



Люди науки



Памяти
Василия Ивановича Мороза

23 июня 2004 г. после тяжелой болезни ушел из жизни замечательный человек, всемирно известный ученый-астрофизик, заведующий отделом "Физика планет и малых тел Солнечной системы" (отдел № 53) Института космических исследований РАН, выдающийся исследователь планет наземными и космическими средствами, основатель российской школы инфракрасной астрономии, доктор физико-математических наук профессор Василий Иванович Мороз.

В.И. Мороз вел активную преподавательскую деятельность. В течение 25 лет читал лекции на астрономическом отделении физического факультета МГУ. Автор более 260 публикаций в научных журналах, монографий "Физика планеты Марс" и "Физика планет", соавтор многократно переиздававшегося учебника "Курс общей астрономии". Десятки ученых, успешно работающих в различных астрономических институтах и обсерваториях России и за рубежом, называют его Учителем. Он создал космическую планетную школу и вырастил коллектив специалистов мирового уровня, который играл ключевую роль во всех советских планетных миссиях и сейчас активно участвует в международных программах. Василий Иванович целиком отдавал себя науке, ему чужды были политические и карьерные маневры и интриги.


Василий Иванович Мороз (1931-2004).


Заслуженный деятель науки В.И. Мороз удостоен многих престижных наград и премий, в их числе Государственная премия СССР и орден Трудового Красного Знамени. Президиум КОСПАР присудил ему главную премию 2004 года, которую он, к сожалению, не смог получить. Он был действительным членом Международной академии астронавтики и почетным членом Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского.

Все мы знали о его проблемах со здоровьем, но никак не ожидали столь быстрой кончины ученого. Василий Иванович справлялся с многочисленными обязанностями до последних дней жизни. Его отличали неутомимый дух исследователя, высокий профессионализм, честность и простота. В.И. Мороза, без преувеличения, можно назвать Личностью и сказать, что наука потеряла одного из своих творцов, который всю жизнь посвятил именно ей. Такие люди — умные, честные, отдающие себя науке, живущие для нее — являются бесценным достоянием нашей страны. Они уходят, и их трудно заменить...

Свою жизнь в науке Василий Иванович сам делил на три этапа: пионерские работы по развитию наблюдательной инфракрасной астрономии, преимущественно планетной (1955-1970), исследование планет космическими аппаратами в советское (1970-1989), а затем в перестроечное и постперестроечное время.

Продвигаясь вперед методом проб и ошибок, ученый-экспериментатор проделывает огромную работу, многие аспекты которой с течением лет забываются. Остается лишь сравнительно небольшое число "настоящих" результатов. Этот, как любил говорить Василий Иванович, "сухой остаток" и есть главный результат научной деятельности. Свой "сухой остаток" В.И. Мороз суммировал в автобиографической статье "Spectra and Spacecraft", опубликованной в журнале "Planet. Space Sci." в 2001 г.

Василий Иванович родился 20 мая 1931 г. в Москве. Его родители и многие родственники были репрессированы. Он мечтал о занятиях экспериментальной физикой, но пришлось заниматься астрономией, причем никогда об этом не жалел. В 1954 г. В.И. Мороз закончил механико-математический факультет МГУ по специальности "Астрономия". Будучи студентом В.И. Мороз под руководством профессора Г.Ф. Ситника начал разрабатывать систему инфракрасной фотометрии на новой экспериментальной базе, используя в качестве приемника излучения полупроводниковое соединение (PbS). Василий Иванович первым в нашей стране и вторым в мире (после Дж. Койпера) начал осваивать новый, очень важный для астрономии спектральный диапазон — инфракрасный. Своей первой научной работой он считал выполненные в обсерватории Астрофизического института АН Казахской ССР (совместно с А.В. Харитоновым) наблюдения по фотоэлектрической фотометрии поверхности Марса (это было во время великого противостояния в 1956 г.). Вернувшись в Москву, В.И. Мороз поступил в недавно созданный Отдел радиоастрономии ГАИШ, которым руководил профессор И.С. Шкловский.

Работая в Отделе И.С. Шкловского до 1974 г., Василий Иванович продолжал создавать и совершенствовать инструменты для инфракрасных измерений. Он считал самыми счастливыми годы работы в Отделе со своими молодыми коллегами ("мальчиками Шкловского"). Со скромным по размерам 122-см телескопом КрАО, а позднее — 125-см телескопом Южной станции ГАИШ, 250-см телескопом КрАО и самостоятельно изготовленным дифракционным ИК-спектрометром В.И. Мороз провел серию пионерских наблюдений планет. Уникальные данные в ближней инфракрасной области позволили ему изучить ИК-спектры астрономических объектов, включая Марс, Венеру, галилеевы спутники Юпитера, Крабовидную туманность, холодные звезды планетарные туманности и ядра галактик. Во время наблюдений он мог, по свидетельству очевидцев, находиться в обсерватории и работать фактически круглосуточно. В эти годы он получил ряд выдающихся научных результатов: обнаружил ледяной покров на поверхности спутников Юпитера и связанную воду в марсианских породах, определил давление в атмосфере Марса и содержание СО в атмосфере Венеры, показал, чт высота облаков на Венере меняется с широтой. Василий Иванович гордился оценкой, данной Дж. Койпером его работам, считая ученого титанической фигурой в планетной астрономии.

Василий Иванович защитил докторскую диссертацию на тему "Инфракрасные спектры планет, звезд и туманностей", когда ему было 33 года. По ее материалам он написал монографию "Физики планет", ставшую учебником для многих планетологов в СССР и за рубежом. В 1966 г. совместно с П.И. Бакулиным и Э.В. Кононовичем он написал учебник "Курс общей астрономии", переведенный на многие языки и до сих пор остающийся основным учебником для студентов первых курсов университетов.

В начале космической эры В.И. Мороз становится активным участником исследований планет космическими аппаратами, а затем и одним из лидеров этой очень быстро развивающейся области науки. В течение последних 30 лет он руководил множеством экспериментов в советских планетных миссиях. В их число входили спектроскопические эксперименты на АМС "Марс-3" и "Марс-5", позволившие впервые измерить содержание водяного пара в атмосфере Марса, провел анализ свойств пыли. Василий Иванович играл ключевую роль в исследовании Венеры с помощью автоматических межпланетных станций. Под его руководством проведены измерения солнечного и теплового потоков в нижних слоях атмосферы Венеры (АМС "Венера-5, -14"). В результате экспериментов впервые получены профили водяного пара и других малых составляющих атмосферы планеты, свойства аэрозоля, что позволило сделать количественные оценки парникового эффекта. Известно, что "Венера-9 и -10" передали панорамные изображения поверхности. Под руководством В.И. Мороза проведен эксперимент по инфракрасной Фурье-спектрометрии на АМС "Венера-15 и -16" и получен богатый материал по структуре, составу и динамике средней атмосферы планеты.

Василий Иванович активно участвовал в проекте "Вега", проявляя особый интерес к инфракрасной спектроскопии кометы Галлея. Он впервые обнаружил в атмосфере этой кометы "родительские" молекулы, открыл в ней СО2 и некоторые органические молекулы, например, формальдегид. Все это признано важнейшим результатом одной из самых успешных космических программ. В проекте "Фобос" В.И. Мороз выступал в роли научного координатора, отвечая за работу коллективов, проводящих спектроскопические эксперименты. Среди результатов, полученных им лично — опровержение общепринятой гипотезы об углеродисто-хондритной природе марсианского спутника Фобос, интерпретация изображений поверхности Марса и аэрозольных слоев в тепловой ИК-области, измерение содержания водяного пара в атмосфере.

Василий Иванович играл ключевую роль в отечественном проекте "Марс-96": он был научным руководителем и координатором программы. На этой станции установили созданный под его руководством уникальный инфракрасный Фурье-спектрометр ПФС (его предшественником был Фурье-спектрометр на "Венере-15"). Работа этого прибора продемонстрировала высокую эффективность метода ИК-спектрометрии в исследовании планет. В международном проекте "Марс Экспресс" В.И. Мороз участвовал в трех экспериментах: Фурье-спектрометр ПФС, картирующий инфракрасный спектрометр ОМЕГА и спектрометр СПИКАМ. Эти приборы и сейчас продолжают работать на АМС "Марс Экспресс". В.И. Мороз успел принять участие в планировании нескольких предстоящих миссий к Венере и Марсу.

Василий Иванович очень тяжело переживал потерю АМС проекта "Марс-96". Он был счастлив, когда стали поступать данные со станции "Марс Экспресс". Их обработкой и интерпретацией он занимался последние полгода своей жизни. Он успел написать (с соавторами) и сдать в печать статью о первых результатах исследований, выполненных спектрометром ПФС на АМС "Марс Экспресс" (этот прибор спроектирован им еще для "Марса-96").

Симпозиум "Планетные атмосферы" Генеральной Ассамблеи КОСПАР-2004 (Париж, июль 2004 г.) был посвящен памяти В.И. Мороза. Результаты экспериментов, выполненных по программе "Марс Экспресс", пришлось докладывать уже его ученикам и коллегам...

Мы знали и будем помнить Василия Ивановича Мороза как замечательного человека, подлинного патриарха отечественной планетной астрономии, как очень яркую и светлую личность. Трудно привыкнуть к мысли, что от нас ушел Учитель, вместе с которым мы работали многие годы. В.И. Мороз навсегда останется в наших сердцах. Вместе с коллегами и учениками смерть В.И. Мороза переживает редколлегия, редакция и авторский коллектив журнала "Земля и Вселенная", на страницах которого Василий Иванович неоднократно выступал с интересными статьями.