«Земля и Вселенная» 2002 №4, с. 2, 37-38, 55

Подтверждение открытия льда на Марсе

Громадное количество замерзшей воды обнаружено неглубоко под поверхностью Марса 28 мая 2002 г. Эта находка, безусловно, — одно из самых важных открытий в планетологии. Данные о запасах льда переданы с помощью АМС "Марс Одиссей" (Земля и Вселенная, 2001, № 5; 2002, № 4), которая исследует Марс с февраля 2002 г. Приборы подтвердили уже имеющуюся информацию о том, что на Марсе есть много льда. Еще в 1998 г. рельеф поверхности Северной полярной области исследовался с помощью высотомера АМС "Марс Глоубэл Сервейер" (Земля и Вселенная, 1999, № 4), и тогда на Марсе впервые был обнаружен лед.

Подтверждение о наличии воды позволяет надеяться на то, что в будущем на Марс отправятся пилотируемые экспедиции, цель которых — ответить на давний вопрос: может ли существовать на планете жизнь? Полагают, что данное открытие позволит NASA планировать экспедицию на Марс в ближайшие 20 лет. Официально об этом заявили представители агентства, затем будет опубликован полный отчет о результатах исследований. Вероятно, тогда появится ответ на вопрос, не дававший покоя ученым на протяжении многих десятилетий. Есть много свидетельств того, что в прошлом на Марсе было много воды, но не ясно: куда она делась? Похоже, она скрывается в реголите — поверхностном слое неплотной каменно-пыльной породы планеты в виде льда. "Марс Одиссей" прислал подробные данные о структуре марсианской поверхности. Напомним, что аппарат оборудован созданным российскими учеными из Института космических исследований РАН гамма-лучевым спектрометром "Hand", который недавно провел измерения, свидетельствующие, что на глубине 1-3 м под поверхностью есть водород. Планетологи убеждены в том, что водород присутствует в кристаллах водного льда. Запасы льда находятся близко к поверхности Марса выше 60° южной широты. Предполагается, что лед может находиться и в Северном полушарии, однако пока нельзя это проверить из-за продолжающейся в настоящее время марсианской зимы.

По материалам NASA

Астронавты Д. Грунсфелд и Р. Линнехан (справа на снимке) заменяют блок управления системы электропитания КТХ во время третьего выхода в открытый космос. 6 марта 2002 г. Фото NASA.

Четвертый ремонт КТХ на орбите

Основная задача стартовавшего 1 марта 2002 г. в 11 ч 22 мин 02 с (по Гринвичу) с космодрома Канаверал космического корабля "Колумбия" (программа STS-109) с семью астронавтами на борту — замена оборудования Космического Телескопа им. Э. Хаббла. Это четвертый ремонт КТХ на орбите. Первые три проведены экспедициями STS-61, -82 и -103 (Земля и Вселенная, 1994, № 4; 1998, № 1; 2000, № 5). Экипаж корабля: командир экспедиции С. Альтман, пилот корабля Д. Кэри, специалисты полета Д. Грунсфелд, Н. Кёрри, Д. Ньюман, Р. Линнехан и М. Массимино. Через несколько часов после старта корабль вышел на расчетную орбиту высотой: 560 х 574 км, периодом обращения 95 мин и наклонением 28.5°. 3 марта "Колумбия" подлетела на близкое расстояние к КТХ, были открыты створки грузового отсека, и манипулятором захвачен орбитальный телескоп.

4 марта первый из пяти запланированных выходов в открытый космос совершили астронавты Д. Грунсфелд и Р. Линнехан. Сначала была демонтирована одна из панелей солнечных батарей, которую в свернутом виде поместили в грузовой отсек корабля и возвратили на Землю для изучения воздействия условий космического полета на различные материалы. Вслед за этим астронавты закрепили на телескопе новую солнечную батарею и развернули ее. Кроме того, Д. Грунсфелд и Р. Линнехан установили теплозащитное покрытие на одном из отсеков с научной аппаратурой телескопа. Продолжительность работы в открытом космосе составила 7 ч 01 мин. Второй выход проведен 5 марта - Д. Ньюман и М. Массимино за 7 ч 16 мин заменили вторую панель солнечных батарей, установили теплозащиту на приборном отсеке № 6 телескопа и на одном из его двигателей, а также провели монтаж и испытания поворотной платформы с научным оборудованием в хвостовой части КТХ. 6 марта астронавты Д. Грунсфелд и Р. Линнехан в третий раз вышли в открытый космос. На этот раз астронавты заменили блок электропитания. Изначально замена блока не предусматривалась, он непрерывно проработал 12 лет. Чтобы не допустить переохлаждения оборудования и, следовательно, выхода его из строя, некоторые элементы КТХ были укутаны теплозащитой. После замены старого блока, астронавты соединили 36 электрических кабелей, обеспечив тем самым нормальное снабжение электроэнергией всех систем телескопа. Проверка работоспособности КТХ продемонстрировала высокое качество проведенных работ. Продолжительность ремонта — 6 ч 48 мин. Четвертый выход в открытый космос астронавты Д. Ньюман и М. Массимино совершили 7 марта за 7 ч 29 мин. Они заменили на телескопе некоторые блоки, обеспечивающие бесперебойную работу камер. 8 марта в пятый раз члены экипажа "Колумбии" занимались ремонтом телескопа. Д. Грунсфелд и Р. Линнехан в течение 7 ч 20 мин установили оборудование систем терморегулирования КТХ, что знаменовало окончание работ по его модернизации.

Общая продолжительность работы астронавтов в открытом космосе в ходе полета КК "Колумбия" — 35 ч 55 мин. 9 марта 2002 г. в 10 ч 04 мин по Гринвичу экипаж вновь отправил КТХ в автономный полет. Замена ряда бортовых систем дала возможность эксплуатировать его еще в течение 10-12 лет, что в несколько раз превышает первоначальный ресурс.

После завершения работ с КТХ корабль находился в автономном полете трое суток. Экспедиция "Колумбии" завершилась 12 марта 2002 г. в 9 ч 31 мин 52 с на посадочной полосе № 33 Космического центра им. Дж. Кеннеди на мысе Канаверал. Продолжительность полета составила 10 сут 22 ч 09 мин 50 с.

По материалам NASA

На стр. 4 обложки: ремонт Космического Телескопа им. Э. Хаббла. 5 марта 2002 г. В открытом космосе работают астронавты М. Массимино и Д. Ньюман. Экспедиция корабля "Колумбия" (программа STS-109). Фото NASA (к с. 37).

Международная космическая станция

Железная дорога на МКС*

* Продолжение. Начало см.: 1999, №№ 2, 4; 2000, №№ 5, 6; 2001, № 5; 2002, №№ 1, 2.

8 апреля 2002 г. в 20 ч 44 мин 19 с по Гринвичу из Космического центра им. Дж. Кеннеди на мысе Канаверал со стартового комплекса LC39B осуществлен запуск КК "Атлантис" по программе STS-110 (ISS-8A). Это 109-й полет кораблей "Спейс Шаттл" и 13-й по созданию МКС. Корабль пилотирует экипаж в составе: командир М. Блумфилд, пилот С. Фрик, специалисты полета Р. Уолхейм, Э. Очоа, Л. Морин, Д. Росс и С. Смит. Джерри Росс стал первым астронавтом, семь раз стартовавшим в космос. Основная задача полета — доставка на орбиту и монтаж на внешней поверхности МКС центральной секции многофункциональной фермы ITS-SO с рельсовым путем (масса 12623 кг), а также подвижного транспортера с платформой канадского производства "Canadarm-2". После нескольких маневров "Атлантис" вышел на орбиту полета МКС: высота — 381 х 395 км, период обращения — 92.2 мин и наклонение - 51.64°.

10 апреля 2002 г. в 16 ч 04 мин по Гринвичу осуществлена стыковка корабля и станции. 11 апреля С. Смит и Р. Уолхейм совершили первый из четырех запланированных выходов в открытый космос и смонтировали секции фермы SO, предназначенной для размещения на ней панелей солнечных батарей. Время их работы — 7 ч 48 мин (на 1.5 часа дольше, чем планировалось). Во втором выходе, 13 апреля, в течение 7 ч 30 мин Д. Росс и Л. Морин продолжили монтаж фермы SO. Это был 36-й выход, совершенный по программе строительства МКС. В третьем выходе, 14 апреля, приняли участие С. Смит и Р. Уолхейм. Основной задачей стал монтаж первой секции транспортера для канадского дистанционного робота-манипулятора SSRMS. Работы продолжались 6 ч 27 мин. 15 апреля экипаж провел испытания транспортера с мобильной платформой "Canadarm-2" станции. Апробирован первый участок транспортера длиной 13 м, или "железной дороги", как его окрестили журналисты. После завершения монтажа дорога протянется вдоль фермы МКС почти на 100 м. В ходе испытаний транспортера астронавты столкнулись с неполадками. После остановки подвижная платформа на выбранном участке не смогла зафиксироваться — не сработал автоматический замок. Фиксация тележки имеет важное значение для создания устойчивой базы, с которой можно было бы вести дальнейшее строительство станции. По данным Центра управления полетами в Хьюстоне, проблема заключается не в самой тележке, а скорее в том, что магнитный сенсор на ней потерял контакт с металлическими полосками в рельсе и программа автоматически остановила процесс фиксации. Специалисты NASA пытались найти способ, как автоматически фиксировать тележку на заданном участке "железной дороги". Пока же, считают они, этого можно добиться только при ручном управлении. Четвертый выход, 16 апреля, длительностью 6 ч 37 мин совершили Д. Росс и Л. Морин. Они завершили работы по монтажу центральной секции фермы SO и транспортера "Canadarm-2".

17 апреля 2002г. в 18 ч 31 мин по Гринвичу "Атлантис" отстыковался от станции и отправился в автономный полет. За 7 сут работы на орбите астронавты смонтировали секцию фермы SO (S-Zero), на которой будут укреплены панели солнечных батарей, а также первый участок рельсового пути транспортера для перемещения по нему платформы "Canadarm-2" с канадским манипулятором. 25-й полет "Атлантиса" завершился 19 апреля 2002 г. в 16 ч 26 мин 57 с по Гринвичу на посадочной площадке космодрома Канаверал. Продолжительность полета составила 10 сут 19 ч 42 мин 38 с.

По материалам NASA

На стр. 2 обложки: экипаж пятой основной экспедиции на МКС во время тренировки в ЦПК: П. Уитсон (США), В.Г. Корзун и С.Е. Трещёв (РФ). Фото Н.Л. Семенова.

Какой толщины лед на Европе

Наиболее вероятной моделью Европы сейчас считается следующая: в центре - каменное ядро, а вокруг него - водяной океан, покрытый толстой ледяной скорлупой. Водяная оболочка Европы не промерзает до дна благодаря теплу, выделяющемуся при приливных деформациях, вызванных притяжением гигантского Юпитера (Земля и Вселенная, 1999, № 1).

Какую толщину имеет ледяной панцирь Европы? Первым источником сведений стали наблюдения космического аппарата "Галилео", выполненные в середине 90-х гг. Оказалось, что поверхность Европы покрыта ямами, холмами, пятнами и куполами размером около 10 км и отстоящими друг от друга на 20 км. Предполагается, что это следствие конвекции, возникшей из-за разницы температур в нижнем слое и на поверхности, где температура - минус 170° С. Расчеты показали, что для подобной конвекции толщина слоя льда должна быть не менее 20 км.

Последующие снимки с "Галилео" позволили рассмотреть на Европе набор ям, холмов и пятен всех размеров. А это свидетельствовало о возможном протаивании нижних теплых масс сквозь всю толщу льда. Для осуществления такого процесса слой льда должен составлять не более нескольких километров. Кроме того, были обнаружены трещины, типа разводий в нашем Северном Ледовитом океане, а это показывает, что, по крайней мере, в некоторых местах вода подходит к поверхности еще ближе.

Изучение кратеров с центральными горками дает несколько другой результат. Горки образуются, когда глубинный материал при падении небесного тела на поверхность резко вздымается. Математические модели, рассматривающие падение крупных тел на лед, показали, что для появления горок нужно, чтобы лед был толще 3-4 км.

Согласно вычислениям, сравнительно высокие (от 0.5 до 1 км) плато Европы и обширные ямы глубиной до 500 м могут существовать, если толщина окрестного оледенения превышает 6 км.

Итак, ответа пока нет, нужны новые наблюдения. Отметим, что вопрос о толщине льда имеет особое значение в свете возможности жизни на Европе (Земля и Вселенная, 1998, № 5).

Science, 2001, 204,1258, 1326