«Земля и Вселенная» 1999-6
Экспедиция на Марс |
Несмотря на сложную социально-экономическую обстановку в России специалисты в области ракетно-космической техники и ученые, принимающие участие в программах исследования планет, заглядывают в будущее. В сентябре 1998 г. в Институте космических исследований РАН состоялось заседание международной рабочей группы по проблемам полета человека на Марс. В международном совещании "Экспедиция к Марсу" приняли участие РКК "Энергия", ИКИ РАН, ЦНИИМаш, Исследовательский центр им. М.В. Келдыша, ГЕОХИ им. В.И. Вернадского, Институт медико-биологических проблем РАН, Планетарное общество США, Космический центр им. Л. Джонсона (США), отделение ESA в Германии, Крымская астрофизическая обсерватория (Украина) и Институт космических и астронавтических наук (Япония). На совещании рассмотрены многие аспекты марсианской экспедиции — философско-исторические, научно-технические, медико-биологические и литературно-эстетические.
В центре внимания находились сценарии пилотируемой экспедиции на Марс и научные программы исследований. Представленный на совещании американский проект разработан в 1998 г. Космическим центром им. Л. Джонсона (NASA). В нем нашли отражение три новых подхода к экспедиции: аэродинамическое торможение посадочного аппарата в атмосфере Марса для выхода его на орбиту искуссственного спутника планеты (что снижает массу КК на 40-45%), переработка марсианских ресурсов с целью производства воды и топлива (тем самым уменьшается масса КК на 21-25%) и надувные отсеки для проживания экипажа на поверхности Марса (масса жилых модулей сокращается). Все это дает возможность снизить массу марсианского пилотируемого комплекса на 68% по сравнению с традиционным решением. Корабль предлагается снабдить солнечным буксиром (в качестве энергетической установки применяется ЭРД) с тонкопленочными солнечными батареями общей площадью 7100 м2 и мощностью 800 кВт.
Двумя отдельными запусками к Марсу отправляются жилой модуль с экипажем и ракетный блок для возвращения КК на Землю. Такой сценарий может быть реализован в 2016 и 2018 гг., причем посадка на Марс должна быть осуществлена в июле 2019 г. (через 50 лет после первой лунной экспедиции).
В российском проекте (исследования ведутся в РКК “Энергия”), разработанном раньше американского, корабль снабжен электрореактивными двигателями и пленочными фотопреобразователями. РКК “Энергия” также участвует в новом проекте Исследовательского центра им. М.В. Келдыша, который разрабатывается Международным научно-техническим центром под эгидой Министерства атомной промышленности России с участием Центра Льюиса (NASA), американской компании “Rocketdyne” и Национального центра космических исследований Франции (CNES). В результате исследований эффективности различных сценариев, центр выбрал программу орбитально-десантного полета двух кораблей, как наиболее безопасную и небольшую по продолжительности.
Так предположительно космонавты будут проводить исследования на поверхности Марса. Недалеко от посадочного модуля находится марсоход для продолжительных поездок на большие расстояния (рисунок Д. Харди) |
На заседании затрагивались многие вопросы, относящиеся к проведению марсианской экспедиции: аэродинамика спускаемых аппаратов для посадки на Марс, использование в научных целях марсоходов и буровых установок, сборка и испытание марсианского КК на околоземной орбите, послеполетный карантин экипажа, научная программа экспедиции (наиболее удобные районы посадки на Марс, поиск следов жизни и необходимые приборы для проведения исследований). Одна из главных проблем экспедиции — медико-биологическая. Она связана с созданием систем жизнеобеспечения корабля, средств контроля и условий сохранения здоровья космонавтов, радиационной безопасностью и психологическим обеспечением экипажа в течение всего полета.
Ниже публикуется подборка статей о российских проектах марсианской экспедиции и проблемах ее медицинского обеспечения.