вернёмся в библиотеку?

Желательно смотреть с разрешением 1024 Х 768

«Земля и Вселенная» 1997 №4



Обсерватории, институты


Космическая фирма С.А. Лавочкина


В августе 1997 г. одной из уникальных российских аэрокосмических фирм — научно-производственному объединению им. С.А. Лавочкина — исполняется 60 лет. Оно было создано в середине 30-х гг. после директивных указаний Правительства СССР о "принятии срочных и решительных мер по укреплению и развитию" авиационной промышленности страны. Тогда ряд предприятий, способных в какой-то мере служить интересам авиации, перепрофилировались под задачи самолетостроения. Среди них — мебельная фабрика подмосковных Химок. Она стала "номерным" оборонным предприятием — авиационным заводом № 301 согласно приказу №0121 Наркомоборонпрома СССР от 1.06.1937 г.

Специализированное фабричное оборудование, малочисленный, но квалифицированный персонал и небольшой коллектив инженерно-технических работников-самолетостроителей позволили сформировать авиационное ОКБ. Удалось наладить малосерийное производство самолетов деревянных конструкций, но, преимущественно, по чужим (отечественным и зарубежным) конструкторским разработкам.

Превращение завода № 301 в безликого "реализатора чужих идей" вскоре стало невозможным, так как руководителями ОКБ назначили "конструкторский триумвират" — С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова. Благодаря их творческому содружеству у нас появилась новая авиационная фирма — предприятие, выпускающее собственную продукцию по оригинальным конструкторским разработкам.

Уже в 1939 г. конструкторы предложили свой проект скоростного фронтового истребителя. На государственных испытаниях ЛаГГ-3 достиг наивысшей (среди истребителей с однотипным мотором) скорости полета 605 км/ч, что дало возможность запуска его в серийное производство и дальнейшее использование на фронте.

Цельнодеревянная конструкция с применением дельта-древесины, особо прочного и нового в те годы материала, крыло с внутренним топливным баком и мощное пятиточечное вооружение — такими характеристиками обладали самолеты ЛаГГ-3. К началу Великой Отечественной войны воздушный флот страны располагал уже более чем 300 образцами самолетов этой марки.

Результаты воздушных единоборств в развернувшихся вскоре боевых действиях определяли направления творческого поиска ОКБ, возглавляемого к тому времени уже одним только С.А. Лавочкиным. Такими направлениями стали применение более мощных авиационных двигателей и улучшение аэродинамических форм конструкции.

Не сокращая производства необходимых фронту "боевых единиц", Лавочкин сумел перейти на выпуск нового самолета, одновременно продолжая его совершенствовать. В сентябре 1942 г. полки новых истребителей Ла-5 уже весьма эффективно участвовали в Сталинградских сражениях. В боях на Курском направлении они превосходили такие немецкие самолеты, как Ме-109 и ФВ-190. А принятый на вооружение в 1944 г. Ла-7 по праву был признан одним из лучших истребителей второй мировой войны. На фронт было отправлено 22 тыс. самолетов "Ла", т.е. каждый третий истребитель ВВС СССР был тогда конструкции С.А. Лавочкина. За это достижение Генеральный конструктор и коллектив фирмы удостоены высоких правительственных наград.

С окончанием войны завершилось вынужденное территориальное разобщение ОКБ и завода. В 1945 г. они воссоединились в подмосковном г. Химки. Объединение

Авиаконструктор Семен Алексеевич Лавочкин (1900-1960 гг.)



способствовало дальнейшему развитию фирмы, создало необходимые условия для проектирования, экспериментальной отработки и серийного изготовления цельнометаллических авиационных конструкций и позволило включиться в борьбу за достижение звуковых и сверхзвуковых скоростей на самолетах.

Новая разработка фирмы послевоенного периода — истребители сопровождения. Цельнометаллические поршневые — Ла-9 и Ла-11, мощным вооружением и увеличенной дальностью полета составили костяк нашей истребительной авиации 40-х -начала 50-х гг. Они участвовали в боевых операциях в Китае и Корее, в составе полярных экспедиций 1948-50 гг., успешно использовались для покорения Северного полюса.

Параллельно с выпуском серийной продукции фирма активно экспериментировала, разрабатывая различные типы опытных реактивных самолетов. Центр тяжести исследовательской работы переместился "с небес на землю" — в лаборатории и на испытательные стенды. Работы выполнялись совместно с ведущими научно-исследовательскими институтами авиационной промышленности (ЦАГИ, ЛИИ, ЦИАМом, ВИАМом). Однако решающее значение имели реальные полеты специально создаваемых для этих целей экспериментальных самолетов. Апробирование различных типов реактивных двигателей (конструкций В.П. Глушко, М.М. Бондарюка, В.Н. Челомея и др.), поиск оптимальной формы крыла и аэродинамической компоновки самолета привели к появлению более десятка подобных машин. Кроме бесценного опыта, во многом определившего привычный ныне стрелокрылый облик реактивной авиации, практическими результатами этих полетов стали рекорды. Летчик-испытатель ОКБ О.В. Соколовский 26.12.1948 г. на истребителе "Ла-176" первым в СССР достиг скорости звука в полете со снижением. В этом же году сдан на вооружение реактивный истребитель Ла-15.

Макет зенитной управляемой ракеты для системы противовоздушной обороны страны "Даль" (1955-57гг.)


Венец творчества в этой области — авиационная система перехвата (К-15), включающая сверхзвуковой самолет-ракетоносец Ла-250 (всепогодный высотный истребитель-перехватчик "Анаконда", совершивший первый полет в 1956 г.) и две управляемые ракеты класса "воздух-воздух". Система К-15 обладала возможностью обнаружения и захвата цели с помощью бортового радиолокатора (разработки В.В. Тихомирова), в автоматическом режиме атаку и пуск ракет — по командам бортового счетно-решающего устройства. В 1959 г. система К-15 прошла летные испытания, но работы по самолету были остановлены.

Проявившаяся способность лавочкинцев к разработке автоматически управляемых летательных аппаратов во многом определила дальнейшую судьбу фирмы. Первые успехи работ в этом направлении относятся к самолетам-мишеням и фоторазведчикам — Ла-17 в различных модификациях, выпускавшихся серийно более 30 лет и использовавшихся не только в советских вооруженных силах, но и за рубежом.

Значительно более ответственной и трудоемкой задачей стало подключение фирмы к созданию абсолютно нового для отечественной промышленности начала 50-х гг. ракетного вооружения. Несмотря на отсутствие какого-либо опыта в данной области, фирма добилась приоритетных достижений при создании управляемых ракет собственной конструкции (зенитных, авиационных и крылатых).

Зенитная управляемая ракета (ЗУР) В-300 предназначалась для уничтожения самолетов противника, летящих на высотах до 20 км со скоростями до 1000 км/ч. Она успешно прошла испытания и была принята на вооружение. За создание ракеты В-300 и системы С-25 на ее базе (с наземной станцией наведения) для московского кольца ПВО С.А. Лавочкину в 1956 г. вторично присвоено звание Героя Социалистического Труда. Модификации ракеты В-300 оснащены различного типа боеголовками, вплоть до ядерных.

ЗУР для системы ПВО "Даль", предназначенная для обороны крупных индустриальных центров от самолетов и крылатых ракет потенциального противника, летящих на высотах до 30 км и в радиусе до 180 км, была разработана всего за два года (1955-57 гг.). Главные особенности этой системы — наклонный пуск, новая наземная стартовая часть. Оснащенная мощной ЭВМ, система позволяла производить одновременное слежение и наведение 10 ракет по 10 целям, а также автоматически переключаться на самонаведение при захвате цели радиолокационной головкой.

Крылатая ракета "Буря" с прямоточно-воздушными ракетными двигателями была задумана и построена как межконтинентальная, оснащена абсолютно помехоустойчивой астронавигационной системой управления. Она обладала скоростью полета 3300-3400 км/ч, высотой прохождения над целью 25-26 км и возможностью совершения маневра в любой заданный момент времени. Летно-тактические данные "Бури" требовали от потенциального противника создания специальных средств обороны. В рамках летно-конструктурских испытаний произведено 18 пусков ракеты, из них три полностью успешные. Опередившая время эта уникальная система стала "лебединой песней" выдающегося конструктора С.А. Лавочкина.

Главный конструктор межпланетных станций Георгий Николаевич Бабакин (1914-1971 гг.)

Работами в области ракетных систем завершается творческий путь фирмы "лавочкинского периода" — достаточно сложный и отнюдь не безоблачный. По различным причинам ряд интереснейших разработок фирмы прекратил развитие практически в момент их признания (Ла-200, К-15, "Буря" и "Даль"). При жизни Семена Алексеевича подобные неудачи служили бы лишь стимулом для дальнейшего совершенствования техники и творческих поисков возглавляемого им коллектива, но в 1960 г. член-корреспондент АН СССР С.А. Лавочкин скоропостижно скончался.

После потери своего лидера фирма стала филиалом ОКБ академика В.Н. Челомея и начала вести работы, соответствующие тематике данного предприятия. Восстановить творческую самостоятельность коллектива удалось лишь спустя пять лет новому главному конструктору фирмы — Георгию Николаевичу Бабакину.

Начиная с 1965 г. лавочкинцы были удостоены высокой чести носить свое прежде неофициальное имя, соответствующее новому названию фирмы, благодаря поддержке "Главного космического конструктора" С.П. Королева, тем самым открыв следующую страничку своей творческой биографии. В распоряжении коллектива находились высокий уровень производственно-технического оснащения, передовые технологии, собственный интеллект и ... практически "чистый лист". Но его результативное "заполнение" теперь уже в большей степени приобретало не только государственный, но и общечеловеческий смысл, делало фирму непосредственным участником процесса созидания новых условий существования земной цивилизации.

Содружество Г.Н. Бабакина с ведущими учеными и конструкторами ракетно-космической отрасли, такими как М.В. Келдыш, Б.Н. Петров, B.C. Авдуевский, А.Ю. Ишлинский, Н.А. Пилюгин, М.С. Рязанский, В.П. Бармин, В.И. Кузнецов, дало фирме новый творческий импульс. Коллектив активно участвовал в формировании Программы космических исследований АН СССР в области изучения "...дальнего космоса и Луны" зондами и, после принятия правительственных постановлений, приобретает статус единственной в стране головной фирмы по созданию автоматических КА для ее реализации. Усилиями Г.Н. Бабакина и его единомышленников проведение межпланетных полетов становится самостоятельным направлением отечественной космонавтики.

Выставочный макет АМС "Венера-4" (1967 г.). Фото А.И. Иванова


Наибольшие успехи этого периода связаны с экспедициями серии "лунников", достаточно подробно изучивших Луну дистанционно (с пролетных траекторий и орбит ИСЛ) и контактным методом (в местах посадок на видимой и невидимой сторонах и в ходе многокилометровых перемещений по лунной поверхности "луноходов"). Неоднократно совершены обратные старты с Луны и доставлены образцы лунного грунта в земные лаборатории.

Работы велись в условиях острого соревнования между СССР и США по упрочению статуса великих космических держав. Политиков устраивала атмосфера жесткой конкуренции, возможность предельно мобилизовать собственные научные и промышленные резервы, продемонстрировав затем техническую и технологическую мощь страны, ее преимущества над другим претендентом на мировое господство. Любые достижения с той или иной стороны вызывали в то время широкий международный резонанс.

В период 1966-69 гг. предпринимались значительные усилия по изучению Луны и ее окрестностей советскими и американскими аппаратами. "Сервейеры" и "Лунар Орбитеры" выполняли, в основном, вспомогательную роль при реализации национальной программы США — высадки астронавтов на Луну. "Лунники" Бабакина сами стали добытчиками необходимых для науки данных. Несмотря на различия, обе лунные программы — советская и американская — превосходно дополняли друг друга.

Разработанные на фирме станции на первых этапах исследования планет Солнечной системы — Венеры и Марса — успешно провели комплексные программы и передали ценную информацию. Причем безальтернативность непилотируемого варианта экспедиции в этих случаях была очевидной.

"Бабакинский период" для фирмы стал действительным ее преображением не по правительственному постановлению, а по сути, выдвинув НПО в лидеры космической индустрии, способной создавать автоматические КА, не имеющие аналогов в мире.

Станциями можно управлять на всех этапах космических экспедиций — на перелете, при маневрах формирования спутниковых орбит и непосредственно при проведении исследований (как орбитальных, так и при десантировании на изучаемую поверхность).

Своими приоритетными достижениями, зафиксированными Международной Астронавтической Федерацией и дипломами "Рекордных дел", лавочкинцы внесли существенный вклад в завоевание международного научного и политического авторитета страны. Сама же фирма благодаря "засекреченности" оказалась на долгие годы отторгнутой от нашедших всемирное признание результатов своего труда.


Генеральный конструктор станций и спутников Вячеслав Михайлович Ковтуненко (1921-1995 гг.)

В 1971 г. ушел из жизни член-корреспондент АН СССР, Герой Социалистического Труда Г.Н. Бабакин. Но многие интересные решения и конструкторские разработки, созданные при его жизни, еще длительное время обеспечивали выполнение экспериментов.

Новый творческий взлет фирмы связан с деятельностью члена-корреспондента АН УССР, Героя Социалистического Труда Вячеслава Михайловича Ковтуненко, с 1977 г. работающего в НПО им. Лавочкина и ставшего в дальнейшем Генеральным конструктором фирмы. Он перешел к широкомасштабным международным проектам, заложив фундамент для новых перспективных направлений.

Макет АМС "Фобос" в одной из лабораторий НПО им. Лавочкина (1988 г.)


Основой многих программ стала уже существующая разработка фирмы, неоднократно подтвердившая высокие эксплуатационные характеристики и надежность, — это аппараты типа "Венера". Возможность данной конструкции перевоплощаться в специализированные станции с другими функциями (радиолокатор бокового обзора или различные телескопы) сочеталось с планомерным продолжением венерианских исследований. Такая конструктивная идея привела к получению уникальных научных и технических результатов. При исследовании Венеры получены цветные телевизионные изображения и радиолокационные карты ее поверхности, изучена глобальная динамика циркуляции атмосферы с помощью "плавающих" аэростатных зондов, впервые в мировой практике проведен прямой анализ грунта. Один из важнейших и превосходно выполненных этапов международного эксперимента "Вега" (при участии 9 стран) — исследование планеты Венеры и кометы Галлея с борта двух станций при их последовательном пролете сквозь динамичную атмосферу (кому) кометы вблизи от ядра.

Выведенный на высокоэллиптическую орбиту в 1983 г. ИСЗ "Астрон" (СССР-Франция) с крупнейшим на момент запуска космическим ультрафиолетовым телескопом на борту стал первой астрофизической обсерваторией. За ним в 1989 г. последовал "Гранат" (СССР, Болгария, Дания и Франция) — вторая обсерватория, оснащенная гамма-телескопом.

В эти годы продолжались успешные запуски ИСЗ серии "Прогноз" для изучения механизма солнечно-земных связей и физических процессов в космической плазме. Последние два аппарата этого типа, запущенные в 1995/96 гг., выполняют в связке научную программу в рамках проекта "Интербол".

Подготовка к тепловакуумным испытаниям К А 'Купон" (1996 г.). Фото А.И. Иванова


Параллельно с выполнением вышеперечисленных работ фирма переходила на новые базовые модули. Для исследования планет и малых тел (комет и астероидов) Солнечной системы с 1985 г. создавался унифицированный марсианский КА, получивший название "Фобос", а для астрофизических наблюдений — КА "Спектр" спутникового типа. Программа "Спектр" стала главным направлением фирмы на ближайшие годы.

Несомненной заслугой фирмы следует считать качественно новые разработки в интересах Министерства обороны, а также оригинальные проекты в области создания разнообразных спутниковых систем связи, дистанционного зондирования Земли и систем определения координат. Один из таких проектов уже нашел признание: по заказу Центробанка РФ создается система спутниковой связи "Банкир", и первый КА "Купон" для нее уже практически готов к старту. Разрабатывается ИСЗ "Аркон" для народнохозяйственных нужд.

Фирма также успешно выполнила ряд задач по выведению на рабочие орбиты космических аппаратов иностранного производства — трижды запускались индийские спутники серии "ИРС", первые национальные спутники Мексики и Аргентины.

В июле 1996 г. Генеральным конструктором НПО им. Лавочкина стал Станислав Данилович Куликов. Планируется расширить тематику и начать новые интересные разработки. Это позволит фирме с уверенностью смотреть в будущее невзирая на экономические проблемы.

Фирма располагает современной проектно-конструкторской и мощной лабораторно-испытательной базой, средствами баллистико-навигационного обеспечения и управления космическими аппаратами в полете, обеспечивающими реализацию разнообразных программ. Богатый опыт коллектива в разработке и внедрении передовых технологий позволяет рассчитывать на успех в осуществлении программ космических исследований и коммерческой деятельности.

В.А. СЕРЕБРЕННИКОВ, первый заместитель Генерального конструктора
и Генерального директора НПО им. Лавочкина

И.Л. ШЕВАЛЕВ, помощник Генерального конструктора
НПО им. Лавочкина