«Земля и Вселенная» 1991 г №4 (июль - август)
Вновь запущенная орбитальная станция с каждым днем полета все глубже погружает в забвение своих не менее знаменитых когда-то предшественниц. Так и «Мир» сразу отодвинул на задний план оставшийся на орбите «Салют-7», и все последующие годы лишь редкие сообщения из Центра управления полетом напоминали, что в космосе летает еще и вторая орбитальная лаборатория.
В свое время журналисты детально описывали начавшиеся в 1982 г. полеты десяти экипажей «Салюта-7», включавших, кроме советских, французского и индийского космонавтов. Рассказывали и о 13 выходах в открытый космос, в ходе которых выполнялись сложные ремонтные и монтажные операции. Сейчас уже мало кто помнит эти подробности (Земля и Вселенная, №№ 4-6, 1982; 5— 6, 1983; 1, 3, 6, 1984; 4-5, 1986), как, впрочем, и другие замечательные достижения обитателей «семерки». А ведь именно на этой станции была осуществлена 237-суточная пилотируемая экспедиция, на внешней поверхности станции впервые работала женщина-космонавт С. Е. Савицкая, испытавшая в необычных условиях уникальную технологическую установку для сварки, резки и пайки металлов.
Впрочем, самой памятной, наверное, была ситуация, в которой оказались создатели «Салюта-7» в 1985 г. Тогда в результате почти полугодового отсутствия на станции людей вышла из строя система энергопитания, и связь с бортом оборвалась. Посланные к молчащей станции космонавты В. А. Джанибеков и В. П. Савиных ценой поистине героических усилий сумели оживить замерзшую машину и продолжить на ней нормальную работу.
Связан «Салют-7» и с еще одним беспримерным событием — первым межорбитальным путешествием. Потрудившись сначала на «Мире», Л. Д. Кизим и В. А. Соловьев, не спускаясь на Землю, перелетели на «Салют-7» и после выполнения намеченной программы, в которую входила сборка на борту станции 12-метровой фермы, также через космос вернулись обратно. Эти космонавты оказались последними на орбитальном комплексе. Кстати, называть его так стали после того, как к «Салюту-7» причалил корабль-спутник «Космос-1686».
Этот корабль вдвое увеличил массу летающего дома, а тогдашние его хозяева получили дополнительную «жилплощадь» — примерно такую же, какой обладали они до стыковки с этим 20-тонным космическим аппаратом. Его предшественники спутники «Космос-929, 1267, 1443» — испытывались на орбите в конце 70-х — начале 80-х годов. Уже тогда впечатляли размеры новой космической машины — длина около 13 м, диаметр более 4 м. Большим габаритам соответствовала и вместимость корабля: «Космос-1686», например, привез космонавтам около 7 т различных грузов, и среди них — более тонны научной аппаратуры.
В 1986 г. космонавты навсегда покинули связку «Салют-7» — «Космос-1686», которую затем с помощью двигателей корабля перевели на более высокую орбиту, удаленную от Земли почти на 500 км. Цель этого маневра объяснил генеральный конструктор станции НПО «Энергия» член-корреспондент АН СССР Ю. П. Семенов. «Сегодня космическая техника, — писал он, — стоит на пороге создания постоянно действующих пилотируемых орбитальных станций со временем работы, исчисляемым десятилетиями. Размеры таких станций могут достигать нескольких десятков метров, поэтому для уменьшения влияния аэродинамического возмущения они должны находиться на орбитах более высоких, чем те, на которых летают сейчас наши орбитальные комплексы. Соответственно, требуется дополнительно исследовать характеристики космического пространства на больших высотах: радиационное излучение, метеорные потоки, магнитные поля и другие... Поэтому решение о переводе комплекса «Салют-7» — «Космос-1686» на более высокую орбиту представляется закономерным, т. к. позволит продолжить работу с ним в реальных условиях полета и получить данные, в которых заинтересованы создатели будущих космических комплексов».
Коррекция орбиты обеспечивала продление жизни орбитального комплекса на 8-10 лет, в течение которых с помощью радиотелеметрии можно было контролировать состояние его систем по мере истощения ресурсов, оценивать надежность узлов и деталей, обеспечивающих герметичность жилых отсеков, баков, гидро— и пневмомагистралей. Предполагалось запустить на опустевшую станцию и пилотируемую экспедицию. В течение нескольких лет космонавты должны были детально обследовать в полете все системы и оборудование, но главное, вернуть на Землю некоторые приборы, фрагменты солнечных батарей, кабели и другие элементы конструкции.
![]() На карте части южноамериканского континента нанесена проекция траектории падения комплекса «Салют-7» — «Космос-1686». Цветными точками отмечены места, где были найдены несгоревшие фрагменты космических аппаратов |
Кроме строителей орбитального комплекса, в длительных наблюдениях за ним были заинтересованы и баллистики. Они получали редкую возможность изучить динамику постепенного уменьшения высоты полета тяжелого спутника и, таким образом, уточнить свои методы прогнозирования параметров движения крупногабаритных искусственных космических объектов.
Однако ни баллистики, ни тем более конструкторы, которые рассчитывали после завершения программы полета «организовать возвращение станции в заданный район Земли», не предусмотрели возможных сюрпризов, которых им следовало ждать от ... Солнца. А именно светило нарушило все планы и расчеты. Его возросшая активность так подействовала на атмосферу Земли, что она «раздулась», значительно увеличив плотность на высоте полета. Станция начала тормозиться и быстро терять высоту.
Такое развитие событий сорвало и планы спасения «Салюта-7» с помощью «Бурана»: крылатый корабль не успевал к тому времени пройти необходимые летные испытания и не был готов к выполнению сложной задачи. Сам же орбитальный комплекс не мог подняться выше, т. к. имевшиеся на его борту запасы топлива в двигательной установке были исчерпаны.
Когда стало ясно, что комплекс «Салют-7» — «Космос-1686» вскоре войдет в плотные слои атмосферы, все силы были брошены на прогнозирование предстоящего падения и своевременное предупреждение об этом стран, на территории которых могли упасть обломки.
Для слежения за снижающимся орбитальным комплексом и разработки возможных рекомендаций создали оперативную группу, возглавляемую заместителем министра общего машиностроения Ю. Н. Коптевым. Кроме непосредственно занимающихся полетом управленцев и баллистиков, в группу вошли представители министерств обороны и иностранных дел, а также члены Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям. Задача, поставленная перед оперативной группой, была чрезвычайно сложной, поскольку опасности подвергалась значительная часть земной поверхности, ограниченная с севера и юга 50-градусными параллелями. К тому же время и место входа спутника в разрушающие его плотные воздушные слои оставались неопределенными. Если бы Солнце было спокойным, их можно было бы рассчитать точнее, как это удалось когда-то при сопровождении падавших спутников «Космос-954» и «Космос-1402». Тогда за неделю до окончания полета баллистики смогли предсказать время входа их в атмосферу с точностью менее 0,5 и 1,9 сут. А вот для американской станции «Скайлэб», совершавшей последние обороты вокруг Земли при высокой активности светила, прогноз был менее точным. Хорошо, что она угодила в безлюдные районы Австралии.
Больше всего оперативную группу в советском Центре управления полетом беспокоил установленный на корабле-спутнике «Космос-1686» возвращаемый аппарат. Снабженный теплозащитой и потому имеющий все шансы сохраниться целиком до самой Земли, этот аппарат массой более 2 т при падении мог натворить немало бед. Остальная конструкция должна была разрушиться на более мелкие фрагменты, не представлявшие особой опасности. Правда, их разброс в разные стороны от основной траектории спуска мог быть намного больше и достигать 200 км в ширину и 9 тыс. км в длину.
На завершающем этапе полета «Салюта-7» с помощью радиолокационных средств ПВО страны и путем обработки сигналов радиоответчика станции, включаемого по команде с Земли, практически непрерывно производились расчеты быстро меняющихся параметров орбиты. В самые последние дни она понижалась на 6-8 км в сутки.
Естественно, работа Центра управления полетом не ограничивалась только этими пассивными мерами. Была предпринята попытка повлиять на траекторию спуска, придав станции с помощью двигателей ориентации определенное положение в пространстве. Орбитальный комплекс подчинился команде и повернулся своей продольной осью по направлению полета. Однако оставался он в этой позиции очень недолго — кончилось топливо.
Наблюдения за снижавшимся «Салютом-7» также вели разбросанные по всему миру наземные пункты НАСА и Европейского космического агентства. И все же орбитальный комплекс «умудрился» войти в плотные слои атмосферы там, где следить за ним было попросту некому. Согласно последнему, самому точному прогнозу, это должно было произойти 6 февраля 1991 г. на 50202-м витке в 6 ч 47 мин по московскому времени над Южной Америкой. Как и ожидалось, этот виток оказался для «Салюта-7» последним.
А потом в Центре управления полетом с волнением ждали вестей из Чили и Аргентины. К счастью, в них не оказалось ничего драматического.
Буэнос-Айрес, 7 февраля (ТАСС). В ночь со среды на четверг на радиостанции, расположенной на юго-западе Аргентины, раздались тревожные звонки. Напуганные жители сообщали, что заметили в ночном небе необычные яркие вспышки. Одни видели пять светящихся огней, другие — семь. Такую «роспись» оставил в аргентинском небе падающий советский орбитальный комплекс «Салют-7».
«Поначалу мы подумали, что это комета», — сказал в интервью местной радиостанции полицейский из провинции Сан-Хуан. По рассказам других очевидцев, они наблюдали в небе огненный шар, похожий на падающий горящий самолет.
Буэнос-Айрес, 7 февраля (ТАСС). Как сообщило аргентинское информационное агентство Телам со ссылкой на местных очевидцев, один из осколков советского орбитального комплекса «Салют-7» — «Космос-1686» упал примерно в 20 км от города Калета-Оливия (провинция Санта-Крус), на побережье Южной Атлантики. Судя по всему, падение других частей советского космического аппарата наблюдали также сотрудники астрономической обсерватории города Росарио (провинция Санта-Фе). Они насчитали около 40 ярких светящихся объектов, среди которых выделялся «огненный шар оранжевого цвета».
Буэнос-Айрес, 8 февраля (ТАСС). Министерство национальной обороны Аргентины распространило заявление, в котором говорится, что служба гражданской обороны и национальная жандармерия страны начали поиск остатков советского орбитального комплекса «Салют-7». По мнению аргентинских властей, основная масса космического комплекса сгорела высоко над Землей. Вместе с тем «отдельные части станции, общий вес которых колеблется от 1,2 до 1,5 т, уцелели и могли упасть на аргентинскую территорию». ... Советский Союз заранее информировал местные власти о том, что «на орбитальной станции отсутствуют токсичные, химические и радиоактивные вещества», указывается в заявлении правительства.
8 февраля (ТАСС). Как сообщило агентство Франс Пресс, одна из частей орбитального комплекса «размером со стиральную машину» упала во двор дома в городе Капитан Бермудес. Ее изучают специалисты национальной комиссии по атомной энергии.
Буэнос-Айрес, 10 февраля (ТАСС). Крупные обломки советского орбитального комплекса «Салют-7» были обнаружены примерно в 20 км от аргентинской столицы. По сообщению представителей полиции, один осколок цилиндрической формы, упавший в окрестностях города Чаньяр, достигает 3,5 м в диаметре. Подразделения полиции оцепили место падения остатков космического аппарата.
Аргентинская пресса отмечает в комментариях, что советские специалисты сделали все, чтобы избежать падения остатков станции на сушу и направить ее в воды Атлантического океана, однако из-за недостатка горючего и ограниченных возможностей по управлению движением аппарата задуманный маневр осуществить не удалось.
Местные газеты подчеркивают также, что Советский Союз выразил готовность возместить возможный ущерб, связанный с падением остатков станции на территории Аргентины.
Буэнос-Айрес, 11 февраля (ТАСС). Части советского космического комплекса «Салют-7» — «Космос-1686» были найдены в провинции Энтре-Риос и на территории Чили. Металлическое кольцо весом 8 кг и диаметром около полутора метров, упавшее в 130 км от города Росарио, было обнаружено крестьянином, обрабатывавшим свое поле, и перевезено в полицейский участок. Стальная труба весом 4 кг и длиной 3,2 м, которая, по-видимому, принадлежала «Салюту-7», упала в Андах близ чилийского города Пуэрто-Монт.
Буэнос-Айрес, 12 февраля (ТАСС). В окрестностях населенного пункта Луан-Торо (провинция Ла-Пампа) была обнаружена стальная плита размером около одного квадратного метра. На одной из ее сторон, по сообщению агентства Телам, выбит номер 62-280/62-2в.
«Известия», 15 февраля. Большинство обломков советской космической станции «Салют-7» упало в прошлый четверг в южной части Аргентины, но и Чили получила свою «долю» — металлическую трубу длиной 2 м и диаметром в несколько сантиметров. Труба приземлилась на пастбище ранчо «Ла-Сумбре», принадлежащего Эрику Швабе. Он отнес обломки в полицию, которая отказалась проводить расследование, поскольку труба «не упала никому на голову». Вопреки надеждам полиции, трубой не заинтересовалось ни американское космическое агентство НАСА, ни советское посольство в Чили. Тогда трубу возвратили Эрику Швабе, который собирается сделать из нее «изумительный камин» в своем доме.
Ю. В. Колесников
Пресс-центр Центра
управления полетом