«Знание - сила» 1959 год, №2, с.42



Когда впервые попытались откачивать воду из шахт с помощью пара, никто, вероятно, не представлял себе, что его сила пригодится еще для чего-нибудь. Нужен был гений Ползунова, чтобы создать универсальную паровую машину, способную приводить в движение заводские машины — и рудодробильные песты, и воздуходувные меха, и кузнечные молоты и лесопильные рамы. Но и тогда вряд ли что-нибудь думал, что через полвека паровая машина встанет на колеса и начнет передвигаться быстрее лошади, а в середине XIX века суммарная мощность паровозов превзойдет мощность всех стационарных паровых машин.

Не так ли и в нашем представлении реактивный двигатель связан только с самолетами и ракетами? Не так ли и нам трудно представить себе, что этот младший член семьи двигателей будет когда-нибудь работать, скажем, на строительстве.

Между тем первые шаги на этом поприще им уже сделаны.

Недавно в Лондоне была выстроена 216-метровая башня телевизионного центра Британской радиовещательной компании (БИ-БИ-СИ). Башня уже была закончена, когда возникли сомнения в правильности расчетов ветровой нагрузки. Потребовалась экспериментальная проверка прочности, так как падение башни, окруженной жилыми домами, грозило слишком опасными последствиями.

Но как произвести такой эксперимент? Чем заменить давление возможного урагана на башню?

Изобретательность строителей подверглась серьезному испытанию. Однако выход был найден. На высоте 190 метров над землей к башне были прикреплены в горизонтальном положении десять мощных ракетных двигателей, развивавших давление по полутонне каждый. Один за другим, с небольшими интервалами все они были включены. Каждый раз опрокидывающее башню усилие увеличивалось на полтонны и, наконец, достигло пяти тонн. В течение всего этого времени точные электронные приборы следили за поведением башни, фиксировали ее движения, определяли степень ее изгиба под действием каждой из десяти нагрузок. После этого оставалось лишь сравнить эти фактические данные с вычисленными, чтобы увидеть, насколько верны были расчеты конструкторов.