У НАШИХ ЗАРУБЕЖНЫХ ДРУЗЕЙ |
Так называется конкурс на лучшие модели космических кораблей, проведенный в Польской Народной Республике.
Большинство представленных моделей — это ракеты с термоядерными и атомными «двигателями», космические станции, трехступенчатые ракеты-носители.
Одну из таких моделей, названную «Урсус-1» (рис. 3), построили в Клубе ракетной техники при Механическом техникуме в Урсусе под Варшавой. Ракета «Урсус-I» достигла потолка 5 тыс. м.
Ракета состоит из нескольких частей. В передней части находится программное устройство, предназначенное для выброса парашюта. В задней части — двигатель с четырьмя стабилизаторами. В качестве горючего в двигателе применяется порох. В средней части корпуса ракеты находится парашют с тросовой антенной и радиопередатчиком. Общая блок-схема любительской телеметрической системы с разделением каналов по времени, применяемая в экспериментах с ракетой «Урсус-1», показана на рисунке 2.
Измеряемые атмосферные данные, а также данные полета ракеты при помощи датчиков (1) преобразовываются в соответствующие электрические сигналы. Импульсы этих сигналов передаются затем в генератор (2), коммутатор (3) и радиопередатчик (4). Сигналы радиопередатчика принимаются обыкновенным коммуникационным радиоприемником (5), откуда через распределитель (6) передаются в регистрирующее устройство (7).
Кроме ракет металлической конструкции, в соревнованиях принимают участие ракеты из картона. Модель одноступенчатой ракеты на твердом горючем с программным устройством для выбрасывания парашюта — «Стандарт-15» (рис. 1) — сконструировал Ян Кушилек.
Сначала надо склеить корпус из картона. Полоску картона шириной 30 см намотайте на деревянный шест диаметром 20 мм. Длины картона должно хватить на три полных витка. После того как клей высохнет, разрежьте картонный цилиндр на две части 1 и 2 (а, д), в часть (2) вклейте головку ракеты (3), изготовленную из дерева. Петля для троса парашюта (11) сделана из проволоки диаметром 1 мм, а сам трос из прочной нити длиной 50 см прикрепляется к головке ракеты. В открытом конце цилиндра вырежьте пазы для укрепления аэродинамического тормоза (4) (а). Затем вклейте два куска картона (а).
Рис. 1. «Стандарт-15» — модель одноступенчатой ракеты на твердом топливе с автоматическим устройством для выбрасывания парашюта. | Рис. 2. Блочная схема любительской телеметрической системы с разделением каналов по времени. |
Из проволоки диаметром 0,5 мм сделайте 4 петли (12) и вклейте их в головку ракеты (и).
Из дерева сделайте крылышки аэродинамического тормоза (4) (к). Соединяющую эти крылышки деталь (6) сделайте из тонкой жести, а деталь (5) из картона. Детали (5) и (6) соединяются проволокой диаметром 1 мм (к).
Парашют (7) сшейте из тонкой ткани 150X150 мм. Не составляет больших трудностей изготовление двигателя. Из гильзы охотничьего патрона выбейте капсюль, а образовавшееся таким образом отверстие служит в качестве сопла. С другой стороны гильзу закупорьте пробкой. В качестве горючего используется безопасная горючая смесь, обычно применяемая моделистами.
Рис. 3. Габаритные размеры ракеты «Урсус-1». |
НЕ РЕКОМЕНДУЕМ увлекаться двигателями с топливом из киноленты. Пленка, как правило, в закрытом состоянии горит неравномерно, отверстие — сопло — может забиться пеплом, и тогда произойдет взрыв. КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ строить ракеты с металлическим корпусом и с двигателем, а котором есть порох. При запуске таких ракет происходит взрыв, образуются осколки, которые могут принести серьезный вред. Строить модели ракеты с двигателями, работающими на жидком топливе, КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ, так как эта конструкция связана с повышенной опасностью. |
В корпус ракеты вклейте пробку (б). Затем вложите пружину (9), изготовленную из проволоки диаметром 0,5 мм. Пружину прикрепите с одной стороны к пробке (8), а с другой — к пробке (10).
Стабилизаторы (13) склейте из трех слоев картона. Внешние слои картона должны иметь специальные припуски, при помощи которых стабилизаторы приклеиваются к корпусу ракеты.
Теперь можно приступить к окончательному монтажу ракеты (в). Вставьте двигатель в корпус ракеты и просверлите отверстие 0 2 мм. Через это отверстие протяните нити, соединяющие корпус и двигатель. Сначала, однако, сложите парашют и поместите его внутрь корпуса ракеты. Затем вставьте аэродинамический тормоз так, чтобы его крылышки вошли в заранее подготовленные пазы в корпусе ракеты. Между планками (5), выходящими наружу, вложите предохранительную пробку (8) и соедините оба элемента корпуса нитями, концы которых привяжите к петлям (Б) (в). Теперь ракета готова к старту.
Ежи ДОМАНЬСКИЙ
Ученики Клуба ракетной техники при Механическом техникуме в Урсусе около Варшавы направляются в наблюдательные бункера. Через несколько минут — старт ракеты «Урсус-1». |