«Юный техник», 1964 г., № 4, стр. 56-58

Инженер В. ТАРАН

В детстве я увлекался изготовлением разнообразных технических и художественных миниатюр. С возрастом мое увлечение не прошло, а, наоборот, окрепло. Уже будучи взрослым и работая в аэрофотолаборатории, я начал создавать пробные модели приспособлений для автоматической передачи грузов с одного вида транспорта на другой. У меня набралось много разнообразных перегружающих устройств, над совершенствованием которых я в свободное время продолжаю работать.

Например, в настоящее время я нашел более ста разных вариантов устройств для автоматической разгрузки, поворота в вертикальное положение и запуска действующих моделей и игрушечных ракет. Свои пробные модели я делаю не только из дерева и алюминия, но и из тонкой фольги, плотной бумаги, проволоки, целлулоида. Сегодня мне хочется познакомить вас, юные ракетчики, с описанием одной разновидности стартовых приспособлений.

Для загрузки модели здесь используется энергия движущейся без остановки платформы-ракетовоза через неподвижное стартовое приспособление. На рисунке вы видите такое приспособление для миниатюрных ракет. Но вы можете сделать его более крупным и использовать на соревнованиях. Возможно, вы построите специальные укрытия для участников соревнований, и они, не выходя оттуда, будут управлять перевозкой ракет к стартовым устройствам.

Пользуясь только одной подобной установкой, вы сможете за одну минуту запустить десятки моделей с поезда из нескольких платформ с ракетами. Если 8 апреля 1962 года на соревнованиях юных ракетчиков Подмосковья на станции Силикатная для запуска 170 моделей потребовалось около 5 час. (там модель запускалась через 2 мин.), то с предлагаемого стартового приспособления можно запускать модели ракет даже разных размеров, непрерывно через каждые 5-10 сек. Если на соревнованиях у вас будет 5-10 таких стартовых приспособлений, то на запуск 200 моделей вам потребуется всего 5-10 мин. И пусть вас не смущает, что в этом случае потребуется больше судей и секундомеров. 40-50 секундомеров вы сможете заменить самодельными электронными счетчиками времени, которые будут отмечать на магнитной или бумажной ленте моменты запуска двигателя, отрыв ракеты от копиров, радиосигналы каждой ракеты о ее высоте и времени приземления.

Принцип работы предлагаемого приспособления понятен из приложенных рисунков. Как только крылья ракеты войдут в копирные щели стартового устройства — ракета, передвигаемая движущейся платформой вперед, начнет скользить хвостовыми крыльями и в изогнутых щелях повернется в вертикальное положение, а хвостовой упор платформы приподнимет ее вверх. Пружинные фиксаторы щелей удержат модель на копирах. Вместо пружинного фиксатора можно использовать сжимающие с двух противоположных сторон ракету направляющие щели или электромагниты, включаемые на непродолжительное время. Можно опустить ракету вниз по продолжению вертикальных щелей, где она устанавливается на землю либо опускается в стартовую трубу.

Для поворота ракеты в вертикальное положение и для установки ее на стартовое основание, кроме щелевых бикопиров, могут быть использованы монокопиры, Т-образные направляющие, системы из трех, четырех и более копиров или электромагнитные секционированные платы. Верхняя часть направляющих щелей может быть винтообразно изогнутой для придания вращения запускаемым ракетам. На установленную в вертикальное положение ракету сверху может опускаться стартовая труба, совпадающая в поперечном сечении с поперечным сечением ракеты и закрываемая снизу электромагнитной заслонкой. Или ракеты могут вво­диться в неподвижную стартовую трубу, одна из стенок которой может шарнирно поворачиваться, закрывать сбоку и снизу вдвинутую в трубу ракету. Кроме дополнительных зарядов горючей смеси, предварительно укладываемых в основание трубы, используются секционированные соле­ноиды, находящиеся вокруг стенок дюралевых труб или вокруг верти­кальных направляющих для ускорения стартующих ракет, изготовленные из чередующихся вдоль корпуса ракеты магнитных и немагнитных участ­ков. Как видите, способы могут быть самые различные.

Для зажигания горючей смеси двигателя на стартовом устройстве око­ло сопла модели может находиться искровая свеча, наподобие автомо­бильной, или два шарика, накапливающие электрические заряды. На ри­сунке под соплом ракеты вы видите бикфордов шнур. Он загорается от искры. Можно воспользоваться бензиновой зажигалкой, колесико кото­рой вращается от электромоторчика. Или в корпус ракеты вставить кап­сюль, по которому будет ударять боек затвора (электромагнита), при­крепленного к одному из копиров или расположенного под ракетой. Съезжая со стартового устройства, платформа, перевозившая ракету, за­мыкает контакты включения запальника двигателя. Очень просто и быст­ро можно поджечь горючую смесь, протянув через нее поперек ракеты тонкую проволоку, сгорающую при напряжении около 5 в. Когда крылья стабилизатора коснутся контактов, проволочка в ракете моментально перегорит и порох вспыхнет.

Если хотите сделать игрушку для малышей, то вместо запалов вдоль вер­тикальных щелей натяните резину и закрепите ее у вершин вертикальных направляющих, подобно рогатке. Для запуска игрушечной ракеты приме­нима и винтообразная пружина, устанавливаемая под ракетой или в ее корпусе. Когда платформа, перевозившая модель, съезжает со стартового приспособления, автоматически отключается фиксатор, освобождающий сжатые или растянутые пружины, и ракеты взлетают.

Интересно сделать подобные устройства плавающими — на поплав­ках — для запуска моделей ракет с судов; на лыжах — ракетовозы для снега.