Журнал «Юный техник», 1960 г., № 2, стр. 48-49



ПЕРВЫЙ ГЛОБУС ЛУНЫ

Д. ДМИТРИЕВ

Фото А. Малкина

В конце прошлого года был день, когда все газеты мира выглядели одинаково. Первые полосы их на 100 языках нашей планеты сообщали человечеству «сенсацию № 1»: советскими учеными с помощью автоматической межпланетной станции третьей космической ракеты сфотографирована невидимая доселе сторона Луны! И на весь мир, повторенные миллиарды раз, прозвучали новые названия: море Мечты, хребет Советский, море Москвы, кратеры Ломоносова, Циолковского, Жолио-Кюри, залив Астронавтов.

Первые научные фотографии, переданные на Землю за сотни тысяч километров из таинственных глубин космоса, явились не только ценнейшей информацией. Значение их намного шире — доказана возможность наблюдения и фотографирования других планет солнечной системы с близкого от них расстояния. Астрономия, одна из древнейших наук, стала в наши дни опытной, экспериментальной отраслью знания. Мы можем гордиться тем, что именно трудом советских ученых, инженеров и рабочих раздвигаются границы изученного, открытого, увиденного.

Естественно, что Советский Союз, открывший эру космических полетов, стал родиной первого в мире лунного глобуса. Этот уникум, диаметр которого чуть больше 60 см, создан недавно в макетной мастерской Московского планетария. На нем в точном соответствии с новейшими картами видимой части Луны и на основе первых научных фотографий космической лаборатории нанесены все характерные детали ее поверхности.

Правда, этот глобус сейчас уже не единственный. Специалисты Политехнического музея создали свой, не менее точный, а художники Планетария подготовили их уже целую серию.

Пройдет, может быть, немало лет, и первые астронавты, покорившие Луну, после возвращения на родину остановятся в одном из залов Музея освоения космоса перед этим скромным творением человеческих рук.


Вероятно, у этих отважных космических капитанов первый лунный глобус вызовет такое же чувство глубокой благодарности, которое испытываем мы, доснонально познавшие Землю, к нюрнбергскому купцу, путешественнику, астроному и географу Мартину Бегайму — автору первого достоверно известного глобуса нашей планеты.

Нарисованное Мартином на плотном пергаменте «земное яблоко» имеет диаметр около полуметра. Глобус богато орнаментирован, украшен многочисленными рисунками и фигурами. Немало труда затратил на его создание автор. Десятки вариантов отвергались один за другим. Кропотливо суммированы на его поверхности описания различных районов Земли, сделанные Птоломеем, Марко Поло и другими географами. Первый глобус стал точной копией представлений человечества о собственной планете накануне великих географических открытий. И нужна была большая научная смелость, чтобы в то время утверждать, подобно Бегайму:

— Да будет ведомо, что на данной фигуре вымерян весь свет, дабы никто не сомневался, насколько мир прост, и что повсюду можно проехать на кораблях или пройти, кан здесь изображено.

В наши дни этн слова, начертанные на первом дошедшем до нас достоверном глобусе Земли, звучат могучим гимном человеческому разуму,

Мы верим, советские люди, сделавшие наше поколение современником межпланетных полетов, изучат Луну, Марс, Венеру, побывают на самых отдаленных планетах солнечной системы, разгадают самые сокровенные тайны безбрежного космоса. А первый лунный глобус, словно эстафета поколений, войдет скромной вехой в историю покореиия вселенной.