«Юный техник» 1958 г. №2 , обл, стр. 2, 21-23, вкладки 2-3


1-я стр. — кадры из кинофильма «Дорога к звездам»

С КИНОАППАРАТОМ ПО КОСМОСУ

В

ЕЗДЕСУЩИЙ глаз кинообъектива побывал всюду. Но никогда еще киноаппарату не приходилось совершать столь удивительного путешествия, как та экспедиция, с которой недавно познакомил нас киноэкран. Мы увидели кадры, как бы доставленные к нам из будущего.

Площадка где-то высоко в горах. Муравьями кажутся люди близ огромной ракеты. Такой ракеты еще никогда не строили, потому что никогда еще человек не отправлялся в космос от родной планеты. А теперь... Из репродуктора раздается голос: «До старта осталось пять минут». И вот уже захлопывается люк за теми, кто полетят первыми. Их трое, этих молодых, выносливых и сильных. Позади остались долгие часы тренировок, репетиций, подготовка к прыжку в космос. Немного зрителей на старте. Но в их лице космонавтов провожает весь народ, вся страна, весь мир. Каждый провожающий внес в строительство невиданного корабля «свой винтик». Этот корабль, семидесятиметровая громада которого сейчас сверкает на солнце, — плод труда многих институтов, академий, лабораторий и конструкторских бюро...

Вступают в действие автоматы, которые должны вывести корабль на заданную орбиту. Пристегнутые ремнями к откидным креслам, неподвижно лежат космонавты. Короткие реплики: «Готов», «Готов», «Готов». Вспыхивает зеленый сигнальный огонь. И вот из-под днища корабля уже хлещет пламя. Медленно, словно нехотя, поднимается стальная сигара вверх, постепенно убыстряет свой бег и, прорвавшись сквозь слой облаков, исчезает в небе.

А в это время внутри кабины киноаппарат показывает нам космонавтов. Человек впервые перестал быть пленником своей планеты. Он видит ее сейчас со стороны — громадный шар, местами прикрытый дымкой облаков. Но что это? В кабине корабля начинаются настоящие чудеса. Штурман отстегивает ремни, легко отталкивается от кресла и... повисает в воздухе. Перебирая руками, он плавает в воздухе, как рыба в воде. Остальные с улыбкой следят за ним. Да, тут настоящее царство чудес. И Солнце не такое каким его привыкли видеть все люди на Земле, и пустота за стенками, и вечное, полное безмолвие. Человек надевает скафандр и выходит за борт. На фоне земного шара четко вырисовывается силуэт человека.

Экипаж занят будничной работой. Ведутся наблюдения, держится связь с Землей. Отсюда, с тысячекилометровой высоты, прекрасно видна вся Земля. Метеорологи дорого бы дали, чтобы иметь такую обсерваторию, которая бы заменила тысячи обсерваторий на Земле!

Что ж, и за этим дело не стало. Десятки, а потом и сотни грузовых кораблей отправляются к месту необычайной стройки в пустоте. Кинокадры доносят до нас отдельные ее эпизоды. Вот бригады монтажников-пустолазов собирают будущую станцию. Вот одетый в скафандр рабочий с миниатюрным ракетным двигателем перемещает по «стройпространству» огромную деталь, которая, впрочем, ничего не весит, и вот уже вырисовываются контуры странного на первый взгляд сооружения, которое будет вечно мчаться вокруг Земли, как маленькая Луна. Луна эта населена, и ее несколько десятков обитателей заняты сложной и ответственной работой. Им трудно было бы жить в этом фантастическом мирке без тяжести. Поэтому наружная часть станции — кольцо — вращается, и в жилых помещениях воцаряется привычная обстановка. Только звезды, проплывающие в иллюминаторах, да необычно черное небо и планета Земля вблизи напоминают, что люди здесь — небожители. Таблички с короткими надписями: «Служба Солнца», «Метеослужба», «Служба льдов» — выразительно рассказывают о многогранности института в космосе. Это лишь часть того, чем занимаются здесь. Снаружи у телескопа астроном в скафандре на открытой площадке своей обсерватории наблюдает Луну, планеты и звезды.

Киноаппарат снял и другие кадры. Готовят к отправке разведочную ракету-автомат. Вслед за нею должна отправиться по разведанной лунной трассе и ракета с людьми. Сначала мы видим ее на экранах телевизоров у причалов внеземной станции, потом перед нами лунный корабль вблизи, в полете, и, наконец, на Луне. Когда садится пыль, поднятая опустившимся кораблем, по лесенке сходят люди, и первые следы человеческих ног отпечатываются на поверхности мертвого лунного мира...

Этого не было, но это будет. И залогом тому послужил первый искусственный спутник — небесное тело, созданное руками человека. Вот на экране несется среди неподвижных звезд яркая светящаяся точка. Одна на другую ложатся газетные полосы, с одним, понятным теперь на всех языках словом «спутник», и раздаются его сигналы. Одержана первая победа над силой тяготения, приковывающая нас к Земле. Но с чего же началась атака космоса, когда и где родилась необыкновенная наука астронавтика?

На экране возникает панорама маленького провинциального города Калуги, и перед нами оживают эпизоды далекого прошлого. Вот он, скромный учитель гимназии Константин Эдуардович Циолковский в окружении своих постоянных слушателей — ребятишек. С детства болезнь лишила его слуха, и, разговаривая, он прикладывает к уху руку, словно слуховую трубу. «А что, ребята, можно на воздушном шаре на Луну слетать?» — спрашивает Циолковский. «Конечно, нет! — слышится в ответ. — Ведь летать можно в воздухе, а как же двигаться там, в пустоте?..» Лодка медленно плывет по реке и останавливается. В ней Циолковский и тот самый парень, который не знает, как летать в пустоте. И Циолковский наглядно показывает, как можно двигаться в безвоздушном пространстве. Один за другим летят в воду брошенные его рукой предметы: весла, зонтик, скамейка. Отталкиваясь от них, лодка начинает двигаться. Вот так сила отдачи будет двигать и корабль вселенной. Корабль этот — ракета. Циолковский набрасывает ее контуры, и мы следим за ходом его мысли. В передней части надо устроить каюту для пассажиров. Насосы будут подавать жидкое топливо в камеру сгорания. Полетом станут управлять автоматы, а рули, поставленные в струе вытекающих газов, повернут ракету в пустоте. А чтобы разместить в ракете побольше топлива, придется соединить вместе несколько ракет, сделать корабль составным...

Идеи ученого начали осуществляться. На экране перед нами проходят испытания первых жидкостных двигателей, запуски первых жидкостных ракет. Гремят взрывы, гибнут люди, но работа идет. И вот уже взлетает в небо метеорологическая ракета ГИРДа — Группы по изучению реактивного движения. Уже не одиночки, а сотни и тысячи людей занимаются ракетной техникой. В конструкторских бюро и испытательных станциях, в лабораториях и на ракетодромах рождалась та ракета, которой суждено было удивить мир. Ей стали доступны самые высокие области воздушного океана. Она может перенестись в любую точку земного шара. Наконец она способна достигнуть скорости, которая позволяет создать спутник Земли, а затем достигнуть Луны и планет. Так на экране кончается прошлое и начинается будущее, с которого мы и начали наш рассказ. Мы рассказали о новой научно-художественной кинокартине «Дорога к звездам», недавно выпущенной на экран. Картина создана коллективом Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов во главе с режиссером-постановщиком П. В. Клушанцевым по сценарию Б. Ляпунова и В. Соловьева. Показывая полеты людей в мировое пространство и освоение космоса, он приоткрывает завесу будущего и вводит нас в увлекательный мир научной фантастики, которая вскоре станет былью.3*

Кадры из научно-художественного фильма «Дорога к звездам».