«Юный техник», 1957 г., №9 , стр. 13-14
МОДЕЛЬ РЕАКТИВНОГО САМОЛЕТА

А. Копылов (г. Свердловск)

Модель, описание которой здесь приводится, служит для демонстрации принципа реактивного движения. Она была спроектирована и построена в машиностроительном кружке Свердловского дворца пионеров.

Принцип работы: сжатый воздух (или пар) через кран поступает из бачка (2) в пустотелую стойку (4). Далее он через подшипник (5) и ось (6) попадает в стрелу (7) и затем с большой скоростью вытекает из сопла (10). заставляя самолет двигаться.

Устройство модели показано на рисунках (стр. 14).

Бачок делается из железа или латуни толщиной 0,75-1 мм. Крышка и дно — из более толстого материала (2— 2,5 мм). Отверстие для трубки (3) сверлится заранее, до пайки бачка. В крышку впаивается вентильное устройство от велосипеда (в случае работы на сжатом воздухе) или бобышка с нарезкой под пробку и предохранительный клапан (в случае работы на паре).

Кран можно подобрать готовый. Можно использовать лабораторный зажим для резиновой трубки.

Стойка делается из трубки Æ 10 -15 мм и длиной 480 мм. Нижний конец запаивается.

Ось вытачивается из латунного или стального прутка Æ 15-20 мм. Ось вращается в подшипнике (5) — латунной трубке, которая запрессовывается в стойку так, чтобы конец со снятыми фасками выступал на несколько мм над стойкой.

Камера и сопло. Лучше всего этот узел выточить из целой латунной или стальной заготовки, но можно использовать и трубки соответствующего диаметра. Сопловое отверстие в запаянном конце делают иглой не толще 1 мм.

Основание стойки должно быть массивным. Его можно сделать либо из целого куска металла, либо из листа в виде коробки и заполнить ее песком.

Макет самолета выполняется из дерева и фанеры.

Противовес подбирается так, чтобы модель была полностью сбалансирована и легко вращалась в подшипнике. Противовес закрепляется на стреле винтом.

Трущиеся части — подшипник и ось — необходимо смазать маслом, смешанным с пастой ГОИ или окисью хрома, и повернуть ось в подшипнике несколько раз. Эта операция называется притиркой. Затем ось и подшипник промываются керосином, проверяется ход модели. Если на модель самолета сильно подуть, она должна «полететь». В противном случае притирку придется повторить.

Запуск модели. Велосипедным насосом в бачок накачивается воздух до давления примерно в 0,5 атм. Затем открывается зажим трубопровода.

Случается, что сопло модели засоряется. Прочищают его иглой, подобной примусной. Для запуска модели на паре бачок наполняется водой на ⅓ объема и подогревается на электроплитке. В этом случае во избежание взрыва бачок нужно обязательно снабдить предохранительным клапаном.

При давлении 0,5 атм модель самолета вращается с окружной скоростью 200-300 м в минуту.



1 — пробка, 2 — бачок, 3 — трубка Æ 4 — 8 мм, 4 — стойка, 5 — подшипник, 6 — ось, 7 — стрела, 8 — противовес, 9 — камера, 10 — реактивное сопло, 11 — переходная трубка, 12 — основание стойки, 13 — кран (зажим), 14 — резиновая трубка.