19 сентября 1935 т. в Калуге скончался изобретатель-самоучка и ученый Константин Эдуардович Циолковский. Жизнь Циолковского — это жизнь человека, все силы и труды которого были направлены к улучшению жизни людей, развитию их знаний о природе, к прогрессу на благо всего человечества. Работая над разрешением многих вопросов, главным же образом над осуществлением быстрого транспорта, преимущественно при помощи авиации, дирижаблей и ракет, К. Э. Циолковский никогда не думал о личном обогащении и благополучии. О том, как велико в нем было стремление все свои силы и труды отдать на пользу трудящихся, говорит краткая переписка в последние дни его жизни между ним и товарищем Сталиным.
„ЦК ВКП(б) — вождю народа товарищу Сталину. Мудрейший вождь и друг всех трудящихся, тов. Сталин! Всю свою жизнь я мечтал своими трудами хоть немного продвинуть человечество вперед. До Революции моя мечта не могла осуществиться. Лишь Октябрь принес признание трудам самоучки, лишь Советская власть и партия Ленина-Сталина оказали мне действенную помощь. Я почувствовал любовь народных масс, и это давало мне силы продолжать работу, уже будучи больным. Однако сейчас болезнь не дает мне закончить начатого дела. Все свои, труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным сообщениям передаю партии большевиков и Советской власти — подлинным руководителям прогресса человеческой культуры. Уверен, что они успешно закончат эти труды. Всей душой и мыслями Ваш, с последним искренним приветом всегда Ваш К. Циолковский“, 1935 г. „Знаменитому деятелю науки тов. К. Э. Циолковскому. Примите мою благодарность за письмо, полное доверия к партии большевиков и Советской власти. Желаю Вам здоровья и дальнейшей плодотворной работы на пользу трудящихся. Жму Вашу руку И. Сталин". „Москва, тов. Сталину. Тронут Вашей теплой телеграммой. Чувствую, что сегодня не умру. Уверен, знаю — советские дирижабли будут лучшими в мире. Благодарю, товарищ Сталин, нет меры благодарности. К. Циолковский". |
К. Э. Циолковский |
Какая величественная, эпическая простота чувствуется в этой краткой, но много говорящей переписке, не нуждающейся в каких-нибудь пояснениях.
Что же за человек К. Э. Циолковский, и в чем заключаются его заслуги? Осветить эти вопросы и является задачей настоящей краткой статьи. Конечно, мы можем это сделать лишь в самых общих и кратких чертах, так как работы К. Э. велики и многообразны, и полная оценка их требует обстоятельного и большого исследования. Над разбором архива покойного работает целая комиссия в Дирижаблестрое, в Москве; результаты ее работы должны наиболее полно выявить перед нами всю многогранность личности и трудов Циолковского.
К. Э. Циолковский был оригинальной самобытной личностью. Чрезвычайно простой в обращении, он был неизменно жизнерадостен, бодр, остроумен, добр к детям и родным, трудолюбив. Он учился до последних дней своей жизни и всегда охотно и бескорыстно делился своими знаниями с окружающими. Это был в полном смысле этого слова самоучка-изобретатель. Любимым девизом его было: „Изобретению предшествует фантазия, исполнению — точный расчет“. Для того, чтобы изобретение было полноценным, оно, по мнению Циолковского, должно пройти через три этапа: 1) фантазию, которая даст ему идею, 2) точный расчет, который докажет возможность его осуществления, и 3) практическое выполнение идеи. В этом отношении К. Э. Циолковский сильно отличался от многих других изобретателей-самоучек, которые считали, что главное — это дать идею изобретения, и не интересовались тем, может ли она быть осуществлена и будет ли целесообразна.
Работы Циолковского, как мы уже выше говорили, касались самых разнообразных областей: физики, механики, термодинамики, астрономии, биологии, философии и т. д.; однако главное его внимание было обращено на аэродинамику, авиацию, воздухоплавание, ракеты и межпланетные сообщения.
Работы по аэродинамике
К опытам по изучению сопротивления воздуха К. Циолковский приступил тогда (с 1891 г.), когда их производили лишь очень немногие (например, Д. И. Менделеев и акад. Рыкачев). Первые опыты он провел на свои собственные средства. Впоследствии частные лица, узнав об этом из газет и журналов, пожертвовали на продолжение работ 55 рублей. Наконец, Академия наук ассигновала 470 руб., на которые К. Э. Циолковский в 1900 г, произвел еще ряд опытов.
Фиг. 1. |
В 1899 г. в Одессе была издана небольшая (32 стр.) брошюра Циолковского под названием „Давление воздуха на поверхности, введенные в искусственный воздушный поток“. Это — весьма ценная работа, в которой автор, на основании произведенных им самим опытов, выводит основные законы давления воздуха на тела разной формы. Для этого он, при всей скудости своих материальных средств, построил первую в России аэродинамическую трубу, сконструировал весы к ней и, помещая разные тела в поток воздуха, определял их лобовое сопротивление.
На фиг. 1 изображена схема трубы. Г — груз, приводящий во вращение вентилятор Л. В потоке воздуха Р на весах Т устанавливается испытываемая модель Ф.
Результаты своих работ с аэродинамической трубой и последующими установками К. Э. публикует в 1903, 1908 и 1930 гг.
„Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина“
Под таким заглавием в 1895 г., т. е. в то время, когда подобных расчетов аэроплана в России еще не было, в Москве было напечатано исследование К. Э. Циолковского. В своей работе К. Э. выводит оригинальную теорию полета, дает расчет конструкции и определяет мощность двигателя. Особое внимание он обращает на плавную обтекаемость форм аэроплана, давая схему аппарата (фиг. 2) и предвосхищая идею колес внутри кузова. Все это Циолковский дал за 8 лет до первого полета братьев Райт в США (1903 г.).
Фиг. 2. |
В 1927 г. К. Э. Циолковский дает идею устройства скорого поезда, движущегося без колес и смазки. На фиг. 3 изображены разрез и план одного из вагонов такого поезда.
Фиг. 3. |
Фиг. 4. |
На фигуре показано сечение еще другого вагона — с выпуклым цилиндрическим полом и без закраин. Такое устройство дает большую устойчивость. На фиг. 4 изображена картина будущего движения подобного вагона, перелетающего реку.
Металлический дирижабль
Еще в 1890 г. К. Циолковский предложил проект металлического дирижабля. Этот проект по совету Д. И. Менделеева в 1893 г. обсуждался в 7-м отделе Русского технического общества; однако дальше обсуждений дело не пошло.
Идея постройки металлического дирижабля возникала в разных странах (дирижабль Шварца, ныне построенный в Америке дирижабль Эпсона Слейта и др.), но проект Циолковского заслуживает особого внимания и не только потому, что он был предложен тогда, когда еще никто в России идеи металлического дирижабля не пропагандировал, но и потому, что в основу его Циолковский, в отличие от других, положил гибкую оболочку из волнистого металла. Подобная гибкость дает возможность дирижаблю сохранять постоянство подъемной силы при переменном объеме.
В 1892 г, появилось в свет первое сочинение Циолковского об его дирижабле — „Аэростат металлический, управляемый" (Москва).
Идея конструкции металлического дирижабля ясна из прилагаемых рисунков. Корпус дирижабля, продольный и поперечный разрезы которого даны на фиг. 5 (внутри показана стягивающая система), состоит в основном из следующих частей (фиг. 6): верхнего продольного основания (1), закрытых полутрубами шарнирных соединений (2), волнистых стальных боковин (3), нижнего основания (4), конечных прямоугольников (5). Чертежи b, c и d схематически изображают поперечные разрезы корпуса дирижабля при надутой и ненадутой оболочках.
Преимущество системы дирижабля Циолковского по сравнению с другими системами сам Циолковский видит в следующем:
1) не требуется помещать внутри баллона мешков с воздухом (баллонетов), как это необходимо делать при мягких и полужестких дирижаблях, а также цельнометаллических по идее других изобретателей;
2) удобство в регулировании объема;
3) удобство в сборке и постройке
4) большая подъемная сила и сравнительно малый вес.
В настоящее время в Дирижаблестрое в Москве изготовлена модель дирижабля системы Циолковского объемом в 1000 м3 и приступлено к постройке опытного дирижабля объемом в 8000 м3.
Фиг. 5. |
Фиг. 6. |
Одной из первых книг, в которых К. Э. Циолковский уже мечтал о межпланетных путешествиях, была книга „Грезы о земле и небе и эффекты всемирного тяготения" (Москва, 1895 г.). В этой книге Циолковский в занимательной форме излагает описание строения вселенной, законы всемирного притяжения; описывает, какими бы были явления, если бы на Земле исчезла сила притяжения; излагает способы, при помощи которых можно было бы получить на Земле среду с тяжестью, отличною от земной; строит предположения о том, возможно ли существование без атмосферы; путешествует в поясе астероидов; определяет энергию Солнца и, наконец, рисует картину вселенной и влияние всемирного тяготения на образование света и тепла. Книга эта читается с интересом и в наши дни и увлекает читателя в звездные миры, рисуя перед ним величественные картины мировых пространств и их свойств.
Ракеты
К. Э. Циолковский по праву считается основоположником идеи и расчета пассажирской ракеты на жидком топливе. Еще в 1903 г. он опубликовал свою первую работу по этому вопросу под названием „Исследование мировых пространств реактивными приборами“. В этой работе Циолковский дает основные принципы устройства такой ракеты, расчет и условия ее полета. На фиг. 7 изображена сама ракета. Устройство ее следующее: в передней (правой) части помещаются пассажиры; топливо — жидкий кислород и жидкий водород — помещается в баках и насосами С и Д подается в камеру сгорания В. Здесь происходит взрыв; продукты горения извергаются через раструб (дюзу) А и создают реакцию или отдачу, движущую ракету вправо. Труба А и камера В — из прочного тугоплавкого металла и покрыты внутри еще более тугоплавким материалом (например, вольфрамом). Ракета имеет еще вторую, наружную тугоплавкую оболочку. Между обеими оболочками — промежуток, в который устремляется испаряющийся жидкий кислород в виде очень холодного газа. Он препятствует чрезмерному нагреванию обеих оболочек от трения при быстром движении ракеты в атмосфере. Жидкий кислород и такой же водород отделены друг от друга непроницаемой оболочкой (не изображенной на чертеже). J-труба, отводящая испаренный холодный кислород в промежуток между двумя оболочками; кислород вытекает наружу через отверстия К, К. У отверстия трубы имеется руль из двух взаимно-перпендикулярных плоскостей для управления ракетой. Вырывающиеся разреженные и охлажденные газы при помощи этих рулей изменяют направление своего движения и таким образом поворачивают ракету.
Для взлета служит стартовая ракета (фиг. 8), скользящая в подушке сжатого воздуха (g) между последней и корытообразным рельсом/ а — ракета, е — стартовая ракета, f -дюзы ее, d — горючее, с — перископ.
Фиг. 7. |
В многочисленных своих статьях Циолковский указывал на возможность в будущем осуществить полет человека в космическое пространство при помощи ракеты на жидком топливе. Он дал расчет такого полета и описал ожидаемые условия его и ощущения пассажиров. Наиболее подробно описательная сторона этого вопроса освещена им в его повести „Вне земли“. Идеи Циолковского в этом отношении нашли многих последователей как у нас в СССР, так и за границей.
К. Э. Циолковский написал и издал более 200 работ, посвященных различным вопросам, В последние годы он уделял значительное внимание вопросам полетов в стратосферу и проникновения под воду на большую глубину, а также популяризации идей стратоплавания. В Москве ученики Циолковского осуществляют постройку его металлического дирижабля,
К его же школе могут себя причислить и все работники по пассажирским ракетам.
Константин Эдуардович Циолковский — изобретатель, неустанно стремившийся учиться, повышать свои знания и добиваться практического осуществления своих изобретений, изобретатель, все свои знания отдавший трудящимся.
К. Э. Циолковский принимал активное участие в работе нашего журнала и был в числе его постоянных авторов.
Фиг. 8. |