«Вокруг света» 1929 год №15
Высочайшие горные вершины достигнуты человеком. Открыты полюсы - и Северный и Южный. Земля исследована и известна.
И взор человечества устремляется на луну и далекие планеты.
Иметь крылья и лететь в высь, в глубину синего эфира до далеких звезд, до самого солнца!
Это — мечта человека от самых древних времен. Вспомним миф об Икаре, вспомним ковры-самолеты.
Частью осуществил свои мечты человек. В небе реют стальные птицы. Огромные воздушные корабли несутся через горы и океаны.
Но все это в пределах земной атмосферы, а человек стремится дальше — на луну, на далекие планеты.
До луны, повидимому, и не так уж далеко. Всего 300.000 километров, которые свет проходит в одну секунду. Для нас потребуется времени несколько больше. Аэроплан достигает скорости 300 км. в час. Значит, весь полет займет 1.000 часов, т. е., 41 сутки и 16 часов. Назад — гораздо быстрее — 30 суток. Всего выходит 71 — 72 суток, 2½ месяца. К досаде нашей, на аэроплане или дирижабле лететь нельзя. На высоте 11 км. атмосфера настолько разрежена, что мы в ней дышать не можем, не выдержим мы и холода, а еще выше разреженная атмосфера будет препятствовать полету аэроплана, не даст возможности держаться в воздухе.
Для межпланетного полета нужны иные приспособления, иные способы.
Межпланетная ракета за пределами действия законов тяготения. Команда воздушного корабля имеет возможность стоять ногами вверх. |
Сам летчик должен быть помещен в непроницаемую для воздуха кабину, снабжен кислородом для дыхания и продовольствием по крайней мере на полгода. Кабина должна помещаться в особом снаряде. Этот снаряд должен быть выпущен с земли с таким расчетом, чтобы он пролетел через земную атмосферу и попал бы в сферу притяжения луны, а затем мог бы обратно перелететь в сферу притяжения земли и упасть на нее.
Задача кажется фантастической и первый совершенно фантастически разрешил ее Жюль Верн, 60 лет тому назад, в своем романе «Путешествие на Луну».
Его герои соорудили пушку и зарядили ее ядром, в котором поместились сами. Был произведен выстрел, и они полетели...
Если ядро вылетит с начальной скоростью 20 км. в секунду, то оно будет в состоянии пролететь 270.000 километров до границы, после которой на ядро будет действовать притяжение луны.
Яркая фантазия, но мечта несбыточная.
Во-первых, сооружение такой колоссальной пушки, заряжение ее и выстрел потребовали бы невероятных расходов, а во-вторых, — и это главное, — никакое живое существо не выдержит внутри ядра первого толчка от выстрела, так как внезапное ускорение создаст сильнейшее давление, которое превратит пассажиров в лепешки.
Со времени Жюля Верна многие ученые и техники стали работать над разрешением этой задачи — соорудить снаряд для полета на луну.
В 1924 году Ямато предложил идею и дал конструкцию радиокорабля. Его корабль должен получать силу для полета в виде лучей космической энергии (лучи Милликена).Проект Ямато требует прежде всего передачи энергии без проводов, но эта проблема еще далека от разрешения.
Гораздо ближе к осуществлению проекты снарядов, основанных на принципе реактивного действия, т. е. обратного движения, по типу ракеты.
Фейерверочная или сигнальная ракета представляет собой патрон из картона, крепко привязанный к концу палки. Две трети патрона наполнены пороховой мякотью, а верхняя часть бенгальским огнем или римскими свечами. Если с помощью фитиля поджечь пороховую мякость, то она станет выбрасывать выделяющиеся от сгорания газы вниз и весь патрон с палкой устремится вверх.
Явление это будет вполне понятно на следующем примере. Возьмите крепко запаянный со всех сторон сосуд с сжатым газом. По физическим законам газ, расширяясь, будет давить на все точки стенок сосуда с одинаковой силой. Если сделать в нижней или боковой стенке отверстие, то газ с силой устремится через него. В этом месте давление будет уничтожено, но оно останется в противоположных точках и сосуд устремится вверх (как ракета), если отверстие внизу, или в сторону, если отверстие в боковой стенке. На этом принципе устроена ракета, этим объясняется отдача ружья, откат орудия после выстрела, полет осколков разорвавшегося парового котла. Наконец, построенный недавно в Германии реактивный автомобиль представляет собой ту же ракету, приспособленную для движения в горизонтальной плоскости.
Одним из первых изобретателей межпланетных снарядов типа ракеты был народоволец Кибальчич, казненный в 1881 году по делу 1-го марта, он был опытным химиком и техником.
Когда Кибальчич узнал приговор суда, он сказал:
— Последние годы своей жизни я посвятил разработке проблемы прибора для полета в воздухе. Я прошу все написанное мною, все чертежи и вычисления передать после моей смерти сведущим людям. Кибальчич передал свои рукописи прокурору, прокурор переслал их в департамент полиции, там рукопись засунули в конверт и положили в архив.
Только после Октябрьской революции был найден и вскрыт пакет с рукописями Кибальчича.
В 1881 году Кибальчич уже разработал проект летательной машины, для полета которой был применен принцип реактивности. Таким образом за ним следует установить первенство в этой области. В 1917 году его проект оказался уже ненужным. Совершенно самостоятельной разработкой принципа ракеты в применении к межпланетным снарядам занялся русский техник Константин Эдуардович Циолковский.
Трудно указать, с какого времени он посвятил себя этим работам, но уже в 1903 году он предложил первый тип воздушного корабля с прямой дюзой (дюзой называется труба, через которую вырывается струя горящего газа).
После этого Циолковский друг за другом выработал второй тип 1914 года, с кривой дюзой, третий тип 1915 года — усовершенствованный первый. 4-й тип — «опытную ракету 2017 года», 5-й — «пассажирскую ракету 2017 года», 6-ой — портативную ракету, 7-ой — лунную и 8-ой — усовершенствованный 3-ий тип.
В межпланетном корабле Циолковского последнего типа расположение частей такое: Слева направо: руль, дюза, по бокам которой находятся в жидком состоянии водород и кислород. В начале дюзы — запал и позади его — инжекторы. Далее, в середине — рулевой массив, с одной стороны — пироскоп для управления им, с другой — аккумуляторы. Затем резервуар с водой, каюта пилота, в которой имеются электрический руль, кровать, помещение для инструментов и продуктов и другой пироскоп для наблюдения за полетом.
Смешение водорода и кислорода дает вспышку. Образующийся гремучий газ с силой вырывается из дюзы и толкает весь корабль вверх.
Одновременно с Циолковским многие ученые и техники разрабатывали свои проекты межпланетных кораблей, кладя в основу тот же принцип полета ракеты.
Свои проекты уже опубликовали Эсно-Пельтри, Годдар, Оберт и Вальер, Гомонн, Циндер и мн. др.
У Годдара снаряд составной, и по мере взлета составные части его отпадают, облегчая этим полет. У Гомонна часть объема ракеты занята горючим, которое по мере сгорания уменьшает вес снаряда. В проекте Циндера к снаряду приделаны рули, шасси и крылья.
Наиболее интересной является ракета Оберта.
Известный германский физик и техник, Оберт много лет посвятил разработке конструкции своего аппарата и, наконец, вместе с инженером Вальером выработал окончательный проект.
Аппарат его состоит из двух соединенных между собой частей: ракеты со спиртом и ракеты с водородом. Длина снаряда — 5 м., толщина — 55,6 см., вес — 544 кг., из которых на водородную ракету приходится только 6,9 кг. Строительным материалом служит аллюминиевый сплав.
Если бы при достаточном количестве кислорода сгорал чистый водород, получилось бы очень сильное нагревание при относительно небольшом пламени. Возможно, что жар этого пламени был бы настолько силен, что даже начался бы процесс разложения на составные части только-что полученных продуктов горения — водяных паров и углерода.
Такое пламя никоим образом не может служить двигателем ракеты, так как большая часть его теплоты непроизводительно будет уходить в межпланетное пространство. Поэтому Оберт устраивает взаимодействие спиртно-кислородного пламени с водой в довольно значительном количестве. От действия теплоты вода будет моментально превращаться в пар, и хотя это вызовет охлаждение, однако, объем пламени и сила его выбрасывания из камеры горения сильно увеличатся.
Это как-раз и нужно. Все действие ракеты том, что каждую секунду из камеры горения вылетает с максимальной скоростью известное весовое количество газа, образующего пламя-двигатель. Поэтому Оберт для первой ракеты берет 45,8 кг. спирта и 351,5 кг. воды, которые при потреблении 98,8 кг. жидкого кислорода образуют ракетное пламя. Горящие газы будут вылетать из камеры с быстротой 1800 м. в секунду, развивая необходимую для полета силу.
Подобным же образом устроена и вторая водородная ракета. В ней для образования пламени соединяются водород и кислород, переходящие затем в водяные пары. Здесь также необходимо добавление воды. Газы будут вырываться из камеры горения с быстротой 3400 м. в секунду.
В предложенной Обертом конструкции водородная ракета помещается внутри кислородной. После сгорания последней находящиеся на ее конце клапаны автоматически открываются и водородная ракета силой реактивного действия автоматически выталкивается из кислородной ракеты.
Насколько целесообразна постройка ракеты Оберта, что она может дать для науки в области изучения луны, на которую она будет пущена, чем может помочь при изучении высших слоев атмосферы и междупланетного пространства? По этому вопросу существует ряд предположений.
В начале полета с помощью сильных телескопов можно будет следить за ракетой, но затем она, вследствие малого размера, исчезнет из вида. Поэтому, чтобы иметь сведения том, достигла ли ракета своей цели, нужно снабдить ее каким-нибудь сигнализационным аппаратом. Для этого можно в головной части ракеты поместить большое количество магния, который в момент достижения ракетой луны вспыхнет и в течение нескольких секунд будет гореть ярким, ослепительным светом. Но такой сигнал возможен, конечно, только в том случае, если ракета достигнет своей цели во время новолуния и упадет на неосвещенную поверхность луны, так как в противном случае солнечный свет затмит всякий искусственный световой сигнал.
Допустим, что все эти условия соблюдены. Тогда астрономы должны к известному времени направить свои телескопы на поверхность луны, в определенную точку и ждать момента падения ракеты. Вспыхнувший магний должен настолько осветить окружающее пространство, чтобы с земли можно было различить и запечатлеть на фотографической пластинке освещенные поверхности. В смысле изучения луны этот опыт не даст ничего, но этим путем будет доказано, что ракета действительно достигла своего назначения и что путь и продолжительность полета приблизительно соответствуют результатам вычислений.
Как известно, луна в 81 раз меньше земли. Однако, несмотря на это, сила ее протяжения только в 6 раз меньше силы притяжения земли. Это объясняется тем, что предмет, находящийся на поверхности луны, находится ближе к центру притяжения, чем предмет, находящийся на поверхности земли, благодаря различию радиусов луны и земли. Границу притяжения земли и луны определяет тот нейтральный пункт между этими планетами, где силы притяжения обоих тел уравновешиваются. Нейтральный пункт их находится на расстоянии 270.000 км. от земли и только на 30.000 км. от луны. Таким образом ракета, пущенная с луны на землю, должна преодолеть в 6 раз меньшую силу тяжести и в девять раз более короткий путь. Следовательно, работа обратной ракеты будет в 54 раза меньше работы первой ракеты. Отсюда можно ясно наметить дальнейшие этапы. Нужно пустить с земли тройную ракету, две части которой — спиртовая и водородная ракеты — донесут третью (обратную) ракету до луны. Как только весь снаряд опустится на луну, эта третья неиспользованная часть отделится от нее и отправится в обратный путь на землю.
Если бы эта ракета была предоставлена самой себе, она с быстротой падающей звезды врезалась бы в земную атмосферу и вследствие образовавшегося трения о воздух могла бы воспламениться, а может быть и совсем сгореть, как это бывает с падающими звездами. Но, использовав известные приспособления, можно было бы настолько уменьшить скорость падения ракеты еще при полете ее в межпланетном пространстве, что после достижения атмосферы дальнейший спуск происходил бы с помощью механически открывшегося парашюта и она совершенно плавно опустилась бы на землю.
Весьма возможно, что, прежде чем этот опыт вполне удастся, его придется повторить несколько раз. Так, например, может случиться, что обратная ракета отделится от луны в нежелательном направлении и таким образом или снова упадет на луну, или же спустится на землю в каком-нибудь пустынном месте, где она может быть не замечена. Но в конце-концов с помощью волчкообразного руля и других приспособлений можно будет преодолеть все эти трудности, и вероятно в очень недалеком будущем можно будет посылать ракеты на луну, причем их верхняя часть будет беспрепятственно возвращаться на землю. Путь таких ракет будет настолько хорошо изучен, что задолго до их возвращения на землю можно будет наблюдать их в телескоп и заранее установить место их падения.
Однако, интерес такого рода опытов будет все еще лишь чисто-научным. Таким путем можно будет получать образцы каменистой почвы луны, смазав клейким веществом нижнюю часть снаряда, и с помощью всякого рода прикрепленных к ракете регистрационных аппаратов получить точное представление о физических свойствах межпланетного пространства и поверхности луны, Само собою разумеется, что этим приемом следует воспользоваться и для подробного изучения состава земной атмосферы до самых ее границ,
Но все это в конце-концов является лишь приготовлением к окончательному выполнению плана — посылки на луну ракеты с людьми. Точно так же 150 лет тому назад обстояло дело с отправкой воздушных шаров. Сперва их посылали без пассажиров, потом в них стали сажать для опыта собаку, курицу, овцу, а затем было решено отправить на воздушном шаре обреченного на смерть преступника. Но Пилатр-де-Розье, не желая предоставить преступнику лавры первого воздухоплавателя, сам полетел на шаре. Так же, по всей вероятности, будет обстоять дело и с отправкой ракеты.
На луне человек испытывает своеобразное чувство легкости, - при небольшом разбеге он делает прыжок в 30 метров. |
Технические приготовления к межпланетному полету можно уже теперь себе представить довольно ясно. Само собою разумеется, что ракета должна быть достаточно больших размеров. В ней должно быть место для путешествующих, а также для провианта и питьевой воды, запас которых должен быть рассчитан на срок, во много раз превосходящий предполагаемую продолжительность путешествия.
Но вот, наконец, первые люди достигли поверхности луны. Предположим, что точка прибытия, согласно намеченному плану, находится на освещенной стороне и на более высоких широтах, от 60° до 70°. Тогда путешественники будут иметь в своем распоряжении 14 дней земного исчисления, продолжительность которых равна одному лунному дню. Солнечный жар в продолжение длинного дня не будет особенно мучителен, так как на больших высотах солнечные лучи падают наклонно.
Ракета спокойно лежит на поверхности луны, и ее пассажиры могут с помощью подзорных труб во всех подробностях осмотреть лунный пейзаж. Но они хорошо знают, да и находящийся в соприкосновении с внешним пространством барометр убеждает их в том, что, кроме ракеты, здесь нигде нет атмосферы и, следовательно, нет абсолютно никакого воздушного давления. Если они откроют дверь или окно своей каюты, находящийся в ней воздух моментально вырвется наружу. Воздушное давление внутри ракеты моментально прекратится и еще продолжающийся внутри их тела избыток давления разорвет их в клочья, как это бывает с глубоководными рыбами, когда их слишком быстро поднимают на поверхность моря.
Значит, так поступать нельзя. Но есть другой путь. Внутри ракеты имеется обыкновенный воздушный шлюз. У стены находится небольшая камера, напоминающая телефонную будку, которая с помощью двух дверей может открываться и внутрь ракеты и наружу. Путешественники запасаются водолазными костюмами из толстой резины и с полотняной прослойкой, которые легко могут выдержать избыток внутреннего атмосферного давления. На голову привинчиваются медные шлемы с наблюдательными стеклами. На спине находится ранец с кислородом. Когда один из пассажиров входит в шлюзную камеру, дверь за ним плотно закрывается. Насос приходит в действие и выкачивает воздух из камеры во внутреннюю часть ракеты. Барометр отмечает давление. Вот он остановился почти на нуле. Тогда открываются створки наружной двери и первый человек ступает на поверхность небесного спутника земли.
Человек испытывает своеобразное чувство легкости. На земле он весил 75 кг., здесь он весит только 1/6 этой тяжести-12 ½ кг. Легкий прыжок, который поднял бы его едва на ½ м., здесь подбрасывает его вверх почти на 5 м. Он с небольшого разбега делает прыжок в 30 м.
Солнечный свет настолько силен, что человек вынужден наполовину закрыть глаза. И небо совершенно черно. Обращаясь спиной к солнцу, он видит на фоне черного неба сверкающие звезды. На луне - резкая смена света и глубочайшей тьмы. Вот невдалеке небольшая конусообразная скала отбрасывает длинную тень. Человек вступает в тень и почти мгновенно вокруг него наступает ночь, становится темно и холодно. До этого момента солнечные лучи со всей силой падали на его резиновую одежду и нагревали ее. Здесь же в тени он чувствует холод межпланетного пространства и снова спешит к свету и теплу.
Теперь он видит и своих товарищей, которые также вышли из ракеты. Он видит, как они идут к нему, и смеется глядя на их комические прыжки и жесты. Он что-то кричит им. Его ошеломляет собственный голос, отбрасываемый медными стенками шлема на его барабанную перепонку. Но другие не слышат его крика. Они тоже как-будто что-то кричат. Он заключает это по движению их губ, но их голос не доходит до его слуха -находящееся между ними пустое пространство заглушает всякий звук.
Один из товарищей подходит к нему совсем близко, так что их медные шлемы соприкасаются. И только теперь, когда звук передается от одного шлема к другому, он слышит, как тот говорит ему о своих первых впечатлениях на луне. Это - единственный способ переговариваться. Или же они должны были бы вооружиться радио-передатчиками и радио-приемниками, так как эфирные волны проникают и через абсолютно пустое пространство.
Путешественники обследуют ближайшие окрестности. Они собирают пробы камней и определенно устанавливают, что состав лунной поверхности совершенно тождествен составу земных первородных гор. Это - все без исключения плутонические каменистые породы - гранит, порфир, базальт. Можно с полной уверенностью сказать, что все они про изошли от затвердения огненных потоков и никогда не подвергались действию воды.
Была ли вообще когда-нибудь вода на луне? И если была, куда же она делась? Может быть, вся она без остатка впиталась в глубину лунной планеты. В форме газа, т.-е водяного пара, она могла преодолеть ничтожное по сравнению с земным притяжение луны и безвозвратно рассеялась в межпланетном пространстве.
Возникает много вопросов, не находящих ответа. Если принять пользующуюся почти общим признанием Кант-лапласовскую теорию возникновения мира, согласно которой все планеты и спутники нашей солнечной системы образовались из одного первородного тумана, тогда можно ожидать приблизительно одинакового химического состава у всех этих звезд и, следовательно предположить, что по крайней мере прежде на луне была вода, которая с течением времени каким-то образом исчезла.
Но ведь мы не знаем, действительно ли луна была образована из того же первородного тумана, что и земля. Во всяком случае вполне возможно, что она, как какой-нибудь бродяга в пространстве вселенной, проникла в нашу систему из бесконечных далей, но при этом слишком близко подошла к земле и была задержана и поймана земным притяжением. Из кометы, движущейся по параболе, она превратилась в спутника земли и была обречена на протяжении бесконечных веков обходить вокруг нее. Если это действительно так, то весьма вероятно, что на луне вообще никогда не было воды.
Все эти вопросы и предположения занимают наших путешественников во время их изысканий. Круг их исследований все расширяется. Они обнаруживают, что и здесь магнитная стрелка указывает на лунный полюс, соответствующий нашему Северному полюсу, и приходят к выводу, что лунный магнетизм подобно земному, по всей вероятности обязан своим происхождением солнечным луча.
Проходят дни. Пора собираться в обратный путь. Когда люди, стоя в полуоборот к солнцу, смотрят на темное небо, они замечают узкий серп, приблизительно в четыре раза больше лунного серпа, каким мы его видим с земли. Края этого серпа освещены красным светом. Все богатство красных лучей, которым мы любуемся на земле во время восхода и заката, сияет в межпланетном пространстве и земной серп мерцает розовым и пурпуровым светом.
Снаряжается обратная ракета. Затворяется воздушный шлюз за последним пассажиром. Поворот газовых кранов, кнопку, подводящую к дюзам зажигающую искру. Под полом ракеты уже начинается шипенье и шум. Путешественники торопятся лечь на свои койки, чтобы легче было противостоять толчку, который должно произвести на них ускорение приблизительно в 40 м. в секунду. Они видят, как удаляется от них поверхность луны.
Проходит полчаса. Давление ослабевает, и с постоянной скоростью в 15 км. в секунду ракета летит к земле. Едва прошло 40 минут, и они уже достигли нейтрального пункта; притяжение земли пересиливает притяжение луны, и ракета с невероятной быстротой устремляется к земной поверхности. Теперь еще гораздо важнее, чем в первом случае использовать боковые ракеты, которые должны тормозить и замедлять падение, чтобы предупредить чрезмерную скорость.
Вот земля уже покрывает половину неба. Поднявшийся свист и шум указывают, что ракета вступила в земную атмосферу. Еще раз с помощью остатков горючего материала они изо всей силы тормозят ракету обратным толчком. Пламя потухает, один момент ракета стоит почти неподвижно на расстоянии 10 км. от земли. В этот момент от ракеты отделяются длинные металлические пружинные стержни , которые развертывают над ней громадный парашют.
Ракета снова начинает падать. Она следует земному притяжению и непрерывно опускается. С каждой секундой воздух сгущается и все сильнее надувает парашют, препятствуя силе падения, наконец, с легким толчком ракета опускается на землю...
150 лет прошло от времени первого полета человека на воздушном шаре и 30 лет со времени первого полета на аэроплане. Робкие попытки, первые шаги далеко позади. Современная жизнь немыслима без авиации.
Примерно так представляется земля, если на нее смотреть с луны. |
Прошло 25 лет со времени изысканий и работы Циолковского и вот уже мы имеем летательные снаряды его самого и Оберта, которые, видимо, могут осуществить полет на луну.
Что полет снаряда без пассажиров возможен, вполне доказывается результатами вычислений ряда ученых. Вопрос в весе снаряда.
По расчету Гомонна, для подъема с земли, полета вокруг луны и возвращения на землю планирующим спуском, без реакции газов потребуется вес горючего в 933 раза больший, чем полезный вес ракеты. Это при скорости извержения пламени 2.000 метров в секунду и при ускорении в три раза большем, чем ускорение силы тяжести.
По расчету Оберта, если, довести скорость извержения до 3.000 метров в секунду и ускорение в 4 раза больше, вес горючего будет уже в 2.000 раз больше полезного веса.
И, наконец, по Циолковскому, при скорости извержения 5.700 метров в сек. и ускорении в 10 раз большем земного вес горючего будет только в 9 раз больше полезного груза.
А это все достижимо...
В настоящее время можно считать доказанным, что задача междупланетных сообщений в принципе разрешена. Теперь требуется только практическое подтверждение научных изысканий, опытные и пробные полеты.
Если они будут удачны, со следующим же снарядом полетит и человек.
Смелая мечта обратится в действительность.