вернёмся в библиотеку?

«Уральский следопыт» 1986 год №7

ТЮМЕНСКИЕ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛИ

Владимир ВАСИЛЬЕВ


Сегодняшнюю Тюменщину невозможно представить без самолетов или вертолетов, они прочно вошли в повседневную жизнь геологов и нефтяников, рыбаков и охотников, лесорубов.

Тюменское управление гражданской авиации выполняет теперь шестую часть грузоперевозок Аэрофлота страны.

Первым, у кого возникла мысль совершить полет по воздуху в Сибири, был некий Федор Мелес «...рождением малороссийский... местечка Золотоноши». В 1749 году он был пострижен и стал иноком Софийского монастыря, затем, благодаря пытливому уму, был определен для обучения «школьной латинской науке» в Московскую академию. Получив чин иеромонаха, был послан в Голынтинию, «во дворец государев и был в оном года с три».

Вскоре, однако, Федор Мелес снял с себя монашескую рясу, и это не прошло для него безнаказанно. По указу императрицы святейший Синод приказал: «...послать сковано под караулом в Успенский Далматов монастырь, в коем и содержать его, Мелеса, под крепчайшим присмотром и караулом, чтобы он утечки и никаких непристойностей и предерзостен не чинил».

Восемь лет Мелес провел в ссылке, пытался бежать, но вновь — плети, сырые подвалы.

В 1762 году у Мелеса возникает мысль о полете с помощью крыльев. Разбив ножные кандалы, он бежал, захватив с собой нож, шесть хлебных мешков вместо холста, веревку. Двое суток на одном из островов Тобола с помощью таловых прутьев «делал себе для летания из унесенных мешков крылья». Вскоре они были готовы, но Федор обморозил себе руки и пришел рассказать обо всем губернатору.

Началось следствие, допросы. Выяснилось, что на сделанных крыльях, при помощи попутного ветра, он навестил бы не только родные места, но и «царствующий город Москву и прочие великорусские города». Судьи пытались выяснить: где бы он ночевал и питался во время полетов, кто научил его такому способу летания?

Мелес отвечал:

«Зделанный им к летанию способ кому будет он показывать, и за то видящие имеют его Мелеса охотно принимать и как ночлегом, так и пищею во всем не оставлять. Ко оному летанию такую практику знающих и летающих других никого нигде не видел и не знает и ни от кого не слыхал, а оный к летанию способ улотребить вознамерился он Мелес со своего рассуждения по науке философической».

Наказание за попытку летать с помощью крыльев было тяжелым: «...в пяток всякия недели по сорок ударов плетьми или лозами отсчитывать ему, вместо поклонений земных, которых он нести не охотник».

Огромный вклад в дело развития воздухоплавания и метеорологии внес великий русский ученый, уроженец Тобольска Д. И. Менделеев. В 1887 году пятидесятитрехлетний ученый принял участие в наблюдении солнечного затмения в Московской губернии. «Не надеясь увидеть корону Солнца на Земле, он решил взлететь на воздушном шаре выше облаков...»

Перед полетом Д. И. Менделеев сказал профессору физики Е. А. Роговскому: «Я не боюсь летать, а боюсь того, что при спуске мужики примут меня за черта и убьют».

Шар поднялся. За полчаса ученый достиг высоты 3500 метров. Пролетев 2 часа 20 минут, аэростат благополучно приземлился в Тверской губернии.

В 1897 году шведский аэронавт Соломон Август Андрэ вылетел на воздушном шаре «Орел» «открывать Северный полюс» и пропал в безбрежных просторах Сибири. Томский земский начальник получил тогда такую телеграмму: «В пределах Енисейского округа виден был арестант Андрей. В случае появления телеграфируйте, окажите содействие». Так аэронавт стал арестантом. В дальнейшем же «из шара вышел газ, и он стал спускаться на Ямал. Собравшиеся самоеды начали палить из ружей по шару и убили Андрэ и его спутников».

Первый самолет тюменцы увидели в десятых годах XX столетия. Это был аэроплан «Блерио». Свое искусство на нем показывал один из выдающихся русских пилотов Александр Алексеевич Васильев. Полеты проходили на Тюменском ипподроме.