«Юный моделист-конструктор», 1962 г., № 1, вкл. стр. 54-59




Дорогие ребята!

Очень интересным и нужным делом вы занимаетесь, настоящим, большим. Ведь автоматика — это крылья семилетки, основа ускоренного технического прогресса нашей любимой Родины.

На том же «Востоке» имелось очень много автоматических устройств.

Знаю, многие из вас через несколько лет умножат мощь «большой техники», построят «умнейшие» и надежные приборы, машины.

Старайтесь, чтобы их было больше, чтобы служили они народу подолгу!

Желаю вам в этом больших успехов!

Герой Советского Союза,
летчик-космонавт СССР



МОДЕЛЬ РАКЕТЫ
С ГИДРОПНЕВМАТИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ

г. янховский


П

ервый в мире космонавт Юрий Гагарин пришел в авиацию от авиамоделизма. Моделистами были знаменитые конструкторы самолетов Антонов и Яковлев. Ребята, которые занимались в технических кружках 10—15 лет тому назад, став инженерами и рабочими, участвовали в создании космических ракет, запущенных на Луну и к планете Венера, строили космические корабли «Восток» и «Восток-2».

А что делают сейчас ребята, которым в недалеком будущем предстоит стать капитанами и штурманами гигантских межпланетных и межзвездных кораблей или создавать эти корабли? Чем они занимаются, как готовят себя к своему будущему?

Мы уже привыкли к тому, что весной или летом каждого года где-то за городом, на стадионе или на большой поляне, на берегу озера собираются юные строители самолетов, кораблей, автомобилей. Чего здесь только не увидишь! И каравеллы Колумба, и самолет Можайского, и маленький лайнер, точь-в-точь похожий на «ИЛ-18», и модели атомохода «Ленин». Но соревнований, подобных тем, которые проходили летом прошлого года в городе Евпатории в Крыму, еще никто никогда не видел. Здесь встретились юные ракетостроители Украины.

Участниками этих соревнований могли быть только конструкторы безопасных ракет — гидропневматических. Не порох, не селитра с углем приводят в движение эти ракеты — только вода и воздух.

Кроме того, по условиям соревнований ракета должна иметь парашют для медленного спуска обратно на землю. В первом номере нашего альманаха мы расскажем о модели ракеты ученика 8-го класса 36-й школы города Житомира Владимира Синякова, занявшего первое место на соревнованиях юных ракетостроителей.

Модель Владимира Синякова (см. вкладку III) очень проста и может быть построена в техническом кружке любой школы. Ее основные данные: длина — 952 мм, диаметр — 60 мм, вес — 380 г, объем — 2 дм3.

Для изготовления ракеты вам потребуются: миллиметровая фанера, дюралюминий, несколько старых капроновых чулок, аэролак «АН-1» (эмалит), деревянные бруски (береза, ольха).

Приступая к изготовлению модели, внимательно изучите чертежи ракеты.

Работу следует начать с подготовки деревянных болванок.

Для этого возьмите березовую или ольховую заготовку и выточите на токарном станке болванку по размерам, указанным на рисунке 1. При вытачивании следите за тем, чтобы болванки были конусными. Обработанную болванку нужно хорошо зачистить наждачной бумагой (сначала крупной, а затем мелкой), затем натереть воском или парафином.

Приготовленные болванки покройте слоем мокрой писчей бумаги, предварительно нарезанной на полоски. На мокрую бумагу натяните капроновый чулок и дайте высохнуть бумаге. Следите за тем, чтобы вся болванка была заклеена бумагой.

После того как высохнет бумага, на капроновый чулок нанесите кистью 2 слоя нитролака (эмалита). Каждому слою нитролака нужно дать хорошо просохнуть. Таким путем большие болванки покрываются 10 слоями капрона (рис. 2).

В верхней части болванки чулок нужно завязать прочной ниткой. Эмалит наносится ниже завязки на 10 мм. После того как высохнет эмалит, завязка срезается острым ножом. На место среза накладывают кусок чулка, который натягивают, приматывают резинкой 1X4 мм и смазывают нитролаком. Когда нитролак высохнет, неприклеенную часть чулка урезают (рис. 2).

Выклеенные две части ракеты снимаются с болванок и сушатся.

Склеиваются две половины эмалитом. Нижняя (тыльная) часть ракеты должна заходить в верхнюю на 15-20 мм. Место соединения половинок корпуса тщательно заклеивается сверху слоем капроновой полоски, смазанной нитроклеем.


На нижнюю часть болванки надевается выточенное из дюралюминия диаметром 16 мм сопло (рис. 3), к которому нитками привязывается каждый слой капрона. Для этого на сопле вытачиваются небольшие углубления.

К нижней части ракеты приклеиваются впритык нитролаком 3 стабилизатора. Стабилизаторы надо вырезать из миллиметровой фанеры. В местах склейки стабилизаторы усиливаются полосками целлулоида толщиной в 1 мм.

Колпак ракеты изготовляется так же, как и ее верхняя часть (рис. 4), но с 6 слоями капрона. Когда колпак высохнет, его надевают на болванку и срезают нижнюю часть на 36 мм. Это кольцо приклеивается нитролаком в верхней части ракеты. В кольце размещается механизм (таймер), открывающий колпак, в котором находится парашют. Колпак крепится к ракете при помощи целлулоидных петелек.

Таймер ракеты сделан по типу таймера фотоаппарата «Киев» (рис. 6). На оси, где находится пружина, крепится при помощи винта рычаг. Этот рычаг в нужный момент потянет скобу и откроет колпак. Устройство скобы показано на рисунке 7. Скоба делается из проволоки диаметром 1,5 мм. К ней припаивается упор, при помощи которого отходит скоба и открывается колпак. Длина скобы зависит от того, насколько сильно будет заведена пружина таймера. Последовательность сборки таймера и скобы показана на рисунке 8. Сверху рычаг закрывается целлулоидным колпачком (рис. 5).

Парашют изготовляется из тонкой ткани, шелка или батиста (рис. 9) диаметром 1 000 мм. Он имеет 8 строп, сделанных из суровых ниток. Стропы проходят через весь купол. В центре купола имеется полюсное отверстие диаметром 40 мм. Стропы крепятся к проволочному кольцу. Внутри колпака ракеты имеется пружина для выбрасывания парашюта, срабатывающая через 1—2 сек. после старта.

Таймер включается при помощи рычага, к которому привязывается нитка № 60—80. При старте ракеты нитка разрывается, рычаг под действием нитки опускается, и таймер начинает работать. Таким образом, старт и включение таймера происходят почти одновременно.

Монтаж пускового устройства производится на металлической плите толщиной 2 мм. Запоры спусковой чеки делаются из железа толщиной 2 мм. Спусковая чека изготовлена из дюралюминия толщиной 1,5 мм.

Уплотнительную конусообразную пробку (можно использовать большую резиновую пробку) вытачивают на токарном станке при больших оборотах, а затем зачищают наждачной бумагой (рис. 10).

При установке ракеты на пусковое устройство нужно проследить, чтобы запоры туго прижимали кольцо сопла. Перед запуском в ракету следует налить 600 г воды и накачать воздух до давления 5 атм.

Чтобы запустить ракету, нужно резким движением руки дернуть за шнурок, привязанный к чеке. При этом чека, двигаясь по направляющим, освобождает запоры. Под действием внутреннего давления ракета мгновенно приобретает реактивное движение и стремительно летит по заданному направлению. Описываемая здесь модель ракеты при полете достигает высоты 75 м.

НА СТАРТЕ — ЮНЫЕ

С КУДРЯВЦЕВ




амечательные успехи советских людей в изучении космоса, в создании ракет вызвали к жизни новый вид детского технического творчества — ракетный моделизм. Недавно под Москвой, на станции Силикатная, состоялись первые московские областные соревнования юных ракетостроителей. Эти соревнования были посвящены годовщине первого полета человека в космос.

Прошел всего год с того дня, как советский летчик-космонавт Ю. А. Гагарин первым в мире поднялся в космическое пространство и облетел вокруг Земли. Этот полет навсегда вошел в историю человечества. Он вызвал небывалый интерес у всех людей мира и у молодежи особенно. Кто не мечтает из вас, ребята, стать отважным летчиком-космонавтом или конструктором космического корабля!

Но осуществлять эту мечту надо постепенно. Нужно изучать условия и законы полета в космос, закалять себя физически, вырабатывать характер космонавта: спокойствие, твердость, силу воли, умение подчинять свои действия одной цели. Давайте изучать устройство ракет, строить и запускать их модели. Это очень полезное и нужное дело. И кто знает, пройдет несколько лет, и, может быть, мы увидим первых юных ракетостроителей в рядах славных космонавтов, в рядах создателей новых космических кораблей.

А пока отправимся на старт соревнований юных ракетостроителей на приз имени первого летчика-космонавта Ю. А. Гагарина (см. вкладку IV).

...Вот четыре спортсмена подошли к маленькой пусковой установке. Проверив модели ракет, они прикрепили их к вертикальным металлическим штырькам. Подключили к заряду электропровода, идущие от аккумулятора. Миниатюрная ракета готова к запуску. Последовала команда:

— Внимание!

Конструкторы отошли от старта и заняли свои места у пульта пуска ракет. Тут же раздается команда:

— Старт!

Включен ток. Видно, как из сопла вырывается пламя, а затем с шумом и свистом одна за другой ракеты поднимаются в воздух. Они летят строго вертикально, оставляя за собой тонкую полоску дыма. Взгляд еле успевает следить за их стремительным полетом. Через 4—5 сек. двигатель заканчивает работу. Ракеты летят еще по инерции, и на высоте 300 м над ними вспыхивают маленькие парашюты. Начинается плавный спуск ракет.

Как только они коснулись земли, судьи выключили секундомеры, которые отсчитывали время с момента старта ракет.

Через минуту на площадку вызывается другая команда юных ракетостроителей. Снова в воздух летят ракеты. Снова многочисленные зрители с восторгом наблюдают за их полетом, бурно реагируют на удачи и промахи юных конструкторов. А они были. У некоторых ракет не раскрывались парашюты, у других разрывались стропы и корпус ракеты беспорядочно падал на землю. Были случаи, когда ракеты разлетались в воздухе на части...

Но эти неудачи забывались, как только в воздух свечой взмывали все новые и новые ракеты.

Сорок шесть команд районов столичной области, станций юных техников, домов пионеров, клубов профсоюзов оспаривали первенство. Сто семьдесят участников соревнований боролись за звание победителей.

Победителями признаются команды, модели которых наберут наибольшее количество очков. За каждую секунду полета ракеты спортсмен получал 15 очков. Кроме того, определялось качество изготовления ракеты. Каждый член команды мог получить дополнительно от 25 до 75 очков.

Первое место и переходящий приз имени Ю. А. Гагарина завоевала команда станции юных техников поселка Чкаловского Щелковского района. Эта команда в составе Александра Касьяна, Валерия Стоноженко и Юрия Шибанова набрала 2 573 очка.

Лишь на 28 очков отстала от нее команда станции юных техников Коломенского завода тяжелых станков (капитан команды А. Большаков). На третье место вышла вторая команда СЮТ поселка Чкаловского. Она набрала 2 225 очков.

В личном первенстве лучшие результаты у ученика 8-го класса 14-й школы А. Касьяна. Его модель ракеты наблюдали в полете 1 мин. 52,8 сек. Второе место занял Сергей Апарнев — ученик 7-го класса 2-й школы города Электростали. Его результат — 1 мин. 47 сек. Ракета, построенная Иваном Шишковым (поселок Чкаловский), совершила полет продолжительностью 1 мин. 43 сек.

Таким образом, большой успех выпал на долю юных ракетостроителей из поселка Чкаловского. В этом немалая заслуга их руководителя Михаила Павловича Субботина, бывшего летчика-испытателя, полковника запаса. Всего лишь один год он ведет занятия кружка, но за этот короткий срок Михаил Павлович привил своим воспитанникам любовь к технике, к труду, научил их строить хорошие модели.

Соревнования юных ракетостроителей на станции Силикатная, как и соревнования в Краснодаре, убедительно показали, что новый вид технического творчества — ракетный моделизм — успешно делает свои первые шаги, получает массовое развитие. Пусть эти ракеты малы по своим размерам и просты по конструкции: их длина не более 35— 50 см, вес 50—60 г, в качестве двигателя используется стандартный заряд весом 25 г, состоящий из серы, селитры и древесного угля, помещенного в обычный охотничий патрон 12-го калибра. Но творческая мысль юных ракетостроителей продолжает работать дальше. На соревнованиях успешно демонстрировались двухступенчатые ракеты. Уже построены ракетопланы, модели ракет с несущими плоскостями.

Отрадно и то, что у ракетного моделизма появились свои энтузиасты. К ним прежде всего следует отнести краснодарца Е. Букша. Он много лет строит модели ракет, двигателей к ним, проводит соревнования и различные опыты. Е. Букш изготовил целую серию стандартных зарядов, которые так успешно применили московские моделисты. У себя в Краснодаре он поднимал в ракете лягушку, вместе с научными работниками проводил различные биологические опыты. В Москве многое сделали для развития ракетного моделизма В. Еськов, Н. Уколов. В Брянске ведут работу в этой области В. Лушников и другие.

Готовятся к проведению соревнований по ракетному моделизму и в странах социалистического лагеря. В своем приветствии участникам областных соревнований юные техники Берлина сообщили, что они по примеру москвичей в октябре этого года тоже проведут подобные соревнования.