«Техника-молодежи» 2010 г №11, обл, с.2-6


Ландо для Луны

Когда 40 лет назад, 17 ноября 1970 года, на Луну опустилась советская межпланетная станция «Луна-17», привезшая «Луноход-1», то транспорт с Земли на Селене уже ждали. Кто?.. Понятное дело — те, кто прилетает к нам на «летающих тарелках» с естественного спутника нашей планеты, давно уже превращенного ими в свою базу. Такой вывод можно сделать, знакомясь с иными публикациями СМИ по данной теме. Между тем, на самом деле не надо ведь и ничего особо придумывать. В истории «лунного трактора» и так немало приключений.


Луноходы — первый (вверху) и второй. В 1970-е мы делали технику высочайшего уровня...
Кто придумал лунную танкетку,
или Несколько слов о секретности

Возникновению разного рода баек и мифов в немалой степени способствовала атмосфера сверхсекретности, окружавшая космические исследования в СССР. Про сами «Луноходы» мир узнавал сразу же после их успешного прилунения. а вот то, что они созданы под руководством Г.Н. Бабакина. стало известно лишь спустя десятилетия.

Однако и по ceй день не так уж много людей знает, что это транспортное средство было придумано ещё в середине 50-х гг. Вот какую историю рассказал мне человек, лично знавший изобретателя, кандидат физико-математических наук В.Л. Бронштэн.

3вали первопроходца Юрий Сергеевич Хлебцевич. Закончил Московский энергетический институт, с начатом войны ушёл в армию, а в 1943 г. был отозван в Москву для доработки изобретённого им взрывателя для мин. Проработав 10 лет в секретном КБ, защитив кандидатскую диссертацию, в 1953 г. Хлебцевич перешёл на работу в Московский авиационный институт, где у него появилась возможность заняться проектами не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.

Oн увлёкся популяризацией науки и техники, начал писать статьи и читать лекции. И в 1954 г. стал одним из участников проекта, затеянного журналом «Знание — сила».

Редакция попросила своих авторов заглянуть на два десятилетия вперед, посмотреть на мир как бы из года 1974— го. В итоге вышел номер, в котором было помещено правительственное сообщение о полёте и высадке на Луну первой советской экспедиции, приводились фамилии космонавтов (конечно, вымышленные), технические детали...

С фамилиями лунной экспедиции, как известно, произошел «прокол»: первыми на Луну высадились не мы, а американцы. Но вот что касается некоторых технических подробностей, то последующие годы показали, что на лунную поверхность и в самом деле можно опускаться, не боясь утонуть в лунной пыли, что на Селене можно не только ходить, но и передвигаться на транспорте...

Именно лунный транспорт — космическую танкетку и придумал Хлебцевич. Его идею подхватили другие, и вскоре без упоминания об управляемой по радио танкетке-лаборатории не обходился ни один из лекторов, выступавших на модную тогда тему «Есть ли жизнь на других планетах?».

Идея, что называется, oвладелa массами. И кое-кому это почему-то не понравилось... В начале 1959-го Юрий Сергеевич с тревогой узнал, что все его статьи из редакции изъяты, а ему самому строго-настрого запретили впредь писать или рассказывать публично о своих разработках.

— Как, кто запретил?

— Соответствующие органы...

Почему? Этого нам уж, наверное, никто не скажет — Юрии Сергеевич Хлебцевич умер в 1966 г. Да и сам он, наверное, многого так и не узнал...

Остаётся ступить на зыбкую почву предположений.

Видимо, запрет на публикации последовал потому, что где-то в недрах «королёвского хозяйства» примерно в это время были начаты работы по созданию реальных луноходов. И шум в прессе на эту тему прекратили во избежание случайных утечек информации.

Но если это так, почему не пригласили к сотрудничеству самого Ю.С. Хлебцевича? Объяснение этому может быть такое: Юрий Сергеевич был не «из той системы». Возможно, С.П. Королёв даже хотел привлечь специалиста, но сделать этого без согласия «компетентных органов» он не мог.

Причём здесь пшено,
или Кто и где катался на луноходе?

Между тем. Хлебцевич угадал не только необходимость в «лунной танкетке», но и то, что её изготовление поручат, кроме прочих, и танкистам. Шасси для «космического трактора» делали специалисты из ВНИИ «Трансмаш», которые вообще-то занимаются проблемами проходимости, подвески и т.д. боевых машин.

В «Трансмаше» проанализировали различные способы передвижения от шагающих аппаратов вроде тех, что некогда были описаны Гербертом Уэллсом, и «танков» на гусеничном ходу до экзотических «прыгунов». Но самым надёжным оказалось всё же колесо. Причём к такому выводу, совершенно независимо друг от друга, пришли и советские учёные из ВНИИ «Трансмаш», и американские специалисты из Rand Corporation, конструировавшие свой «космический джип».

Правда, колёса «Лунохода» оказались всё же далеко не обычными. Вместо пневматических резиновых шин, которые вполне могли растрескаться и разбиться, словно стеклянные, на космическом морозе, специалисты использовали «баллоны» из металлической сетки. Колёса вращались независимо друг от друга вмонтированными в ступицы двухскоростными электроприводами и крепились к шасси на торсионной подвеске. Общая опорная площадь восьми колёс составлялa всего 0,25 м , однако в условиях лунного притяжения этого оказалось вполне достаточно, чтобы аппарат общей массой 756 кг не вяз в лунной пыли.

Исследовательская аппаратура требовала поддержания температуры oт 0° до 40°С. Выдерживать такой жёсткий режим, когда на лунной поверхности минус 150 ночью и плюс 120 днём, оказалось непросто. Аппарат представлял собой герметичный приборный отсек, верхняя часть открывающейся крышки которого использовалась как радиатор охлаждения. В качестве испарителя применялась вода, а в воздушном контуре — азот. Источником же тепла служил радиоизотопный подогреватель. А электричество давала солнечная батарея, которая могла поворачиваться для точного ориентирования на Солнце. В передней части «космического джипа» располагались датчики и оптико-механические телекамеры для управления движением и фотографирования лунной поверхности.

Все эти разработки проверялись на экспериментальных аппаратах, проходивших испытания на трёх наземных лунодромах. Один был расположен в окрестностях Ленинграда, второй в Крыму, а третий — аж на Камчатке.

— Кстати, знаете ли вы, что эта машина грозила оставить весь Советский Союз без пшена?

С такого вот, согласитесь, неожиданного вопроса начал разговор со мной одни из создателей знаменитого «Лунохода», ныне начальник СКВ и главный конструктор по космической тематике ООО «Всероссийский НИИ транспортного машиностроения», доктор технических наук Михаил Иванович Маленков. И рассказал вот какую любопытную историю.


Фото НАСА: RLV.
Настоящий космический багги

Когда было решено послать на Луну самоходный исследовательский аппарат, С.П. Королёв собрал на совещание специалистов разных отраслей, чтобы прежде всего получить ответ на главный вопрос: какой грунт на Луне — твердый или мягкий? Многие полагали, что поверхность Луны засыпана многометровым слоем особой пыли. Один из специалистов даже предложил создать для испытаний будущей машины особый лунодром, территорию которого надо будет засыпать десятиметровым слоем... пшена. Дескать, именно неочищенное пшено наилучшим образом будет имитировать особые свойства лунной ныли.

Снова разгорелся спор: теперь уже стали считать, сколько понадобится пшена. И тогда, видя, что подобным рассуждениям не видно конца, Сергей Павлович взял листок бумаги и написал на нём знаменитую фразу: «Считать Луну твёрдой». И размашисто расписался.

Таково было начало; а в итоге на Селене появился «Луноход-1».

Им управляло целое подразделение Центра дальней космической связи в Крыму. В оперативную смену входило пить офицеров: водитель лунного аппарата, который с экрана монитора наблюдал лунную поверхность, штурман, инженеры, следившие за работой антенны и бортового оборудования, а также командир расчёта. Вместе с техническими специалистами и научными консультантами одна рабочая смена управления «Луноходом» составляла три десятка человек.

Скорость движения не превышала 140 м/ч, что обусловлено запаздыванием радиосигналов из-за огромного расстояния до объекта управления. Тем не менее программа исследований лунной поверхности была успешно выполнена. Вместо трёх расчетных месяцев «Луноход-1» проработал десять с половиной. За это время он проехал по твёрдой лунной поверхности (прав всё-таки оказался Королёв!) расстояние в 10 540 м и исследовал площадь в 80 ООО м2, провёл в 25 местах анализы лунного грунта.

Потом нашим опытом в какой-то мере воспользовались американцы при создании своего «лунного вездехода» LRV. Интересно, что главным препятствием для них стали не валуны и кратеры, а малая гравитация (в шесть раз меньше земной). Уже на скорости около 10 км/ч LRV начинал «козлить» даже на ровной поверхности, хотя его масса с астронавтами и собранными образцами грунта достигала 690 кг.

Этот «самый дорогой автомобиль всех времён и народов» имел опять-таки полужёсткие сетчатые металлические колёса с протектором из титановых пластин, расположенных «ёлочкой». Подвеска независимая, торсионная, в каждом колесе электродвигатель мощностью 180 Вт, что в принципе обеспечивало скорость до 13 км/ч. Источник питания серебряно-цинковые аккумуляторы.

Американцы использовали на Луне три «космических джипа». У нас тоже был «Луноход-2», а вот с третьим, ещё более совершенным, не сложилось — ко времени его готовности советская лунная программа была свёрнута.




Аппараты НПО им. С.А. Лавочкина. Слева — «Луиоход-3» в музее НПО. Был готов лететь, но судьба решила иначе... Справа — действующая модель планетохода 2-го поколения на МАКСе-2009

Однако полученный опыт вскоре пригодился на Земле. После взрыва на Чернобыльской АЭС специалисты из ВНИИ «Трансмаш» в кратчайшие сроки изготовили на основе «Лунохода-3» робота, который безотказно работал в условиях Чернобыля и позволил людям не подвергаться жесточайшей радиации.

— Ныне же нам, к сожалению, в основном приходится выполнять иностранные заказы, — сетует Михаил Иванович Маленков. Отечественная программа исследования других планет с помощью самоходных аппаратов по существу законсервирована. Тем не менее нами в своё время был проведён полный цикл исследовательских работ по созданию марсоходов, были испытаны экспериментальные конструкции, при создании которых мы сполна использовали опыт, полученный при строительстве луноходов. Так что, если будет задание, мы подготовим разведчика для Марса или Венеры в кратчайшие сроки...

Кто почистил луноход,
или Как создаются сенсации

Нынешний виток интереса к луноходам связан не только с юбилеем, но и с некоторыми примечательными фактами, к ним относящимися, непосредственно и не очень...

Вспомним хотя бы жуткий сюжет из повести «Омон Ра» Виктора Пелевина — о безногих камикадзе, которые, пройдя тренировки в подвалах Лубянки, отправились на Луну прямо в своих ватниках и ездили там на луноходах, пока хватило сил и воздуха... Только улёгся шум, поднятый этой фантастической историей, как в печати и Интернете принялись обсуждать очередную сенсацию. Дескать, луноходы и впрямь оказались транспортом для прогулок. Только не людей, а тех существ. которые приглядывают за нами с Луны. Ведь Селена-то внутри полая и издавна служит им базой. Именно «зеленые человечки», дескать, содержат наши луноходы в идеальном порядке, в чём недавно убедились с помощью новейшего лунного зонда Lunar Reconnaissance Orbiter, рассмотревшего аппарат с высоты 50 км.

Правда, на снимках «Луноход-1» выглядит всего лишь как некая букашка величиною меньше муравья. То, что это именно он, профессор Том Мерфи и его студенты из Калифорнийского университета определили лишь с помощью уголкового отражателя — открытой коробочки с тремя металлическими зеркалами, закреплёнными перпендикулярно друг другу.

На нашем самоходном аппарате был установлен французский уголковый отражатель. В 1971 г. в СССР и во Франции одновременно были проведены эксперименты с его помощью, а потом долгое время луноходом никто не интересовался. И вот, когда три года назад американцы из НАСА попытались его отыскать, то сразу сделать этого не смогли.

В прессе поднялся шум: луноход исчез! Но теперь вот он благополучно нашёлся, о чём Том Мерфи и поспешил оповестить мир. Добавив при этом, что уголковый отражатель работает так, как будто кто-то его почистил от пыли.

Лунная пыль — штука, конечно, коварная. В своё время она доставила много неприятностей астронавтам, прилипая к их скафандрам — для их чистки пришлось даже сконструировать специальный пылесос. Но вообще-то ветра на Луне нет. И если до сих пор отчётливо видны следы от колёс лунохода, то почему должен оказаться засыпанным пылью его отражатель?..

Продолжение следует,
или Кому нужна лунная
гонка номер два?

Так или иначе, экспедиция «Лунохода-1» подтолкнула в своё время американцев к ответным действиям. В июле 1971 г. космический корабль «Аполлон-15» привёз первый «космический джип», способный перевозить двух астронавтов. LRV (Lunar Rover Vehicle — Лунное самоходное транспортное средство) был разработан авиационным концерном Boeing, а ходовая часть, электроприводы и система управления созданы автомобильной корпорацией General Motors.

Наши специалисты ответили посылкой «Луиохода-2». Автоматическая станция «Луна-21» доставила его 16 января 1973 г. в район кратера Лемонье в Море Ясности.

Конструкция аппарата и общая схема были подобны его предшественнику, но бортовое оборудование существенно доработали и улучшили с учётом опыта первой экспедиции. Телекамеру системы управления установили на уровне глаз стоящего человека, что позволило значительно расширить сектор обзора «лунной трассы» и увеличить безопасную максимальную скорость передвижения в 2.5 раза. Экспедиция продолжалась 125 земных суток, за это время «Луноход-2» преодолел 37 450 м лунной «пересечённой местности», передал на Землю свыше80 тыс. снимков и другую ценную информацию.


Радиоуправляемый макет лунохода команды Николая Дзись-Войнаровского. По габаритам и основным узлам он близок к тому аппарату, который отправится в космос

Он бы работал и дольше, но, как говорят, на краю кратера зацепил и обрушил на себя лавину лунного грунта, перекрывшего доступ света к панелям фотоэлементов. Оставшись без питания, «Луноход-2» остановился... Двадцать лет о нём не вспоминали, а затем, чтобы поправить своё финансовое положение, в 1993 г. Российское космическое агентство... выставило аппарат на аукцион. В результате луноход был приобретён состоятельным американским коллекционером. Вот только когда новый хозяин сможет добраться до своего имущества, пока неизвестно...

Впрочем, люди не оставляют стремлений отправить на Луну новые исследовательские аппараты. Так, на Международном авиакосмическом салоне МАКС-2009 сотрудники НПО имени С.А.Лавочкина продемонстрировали действующую модель планетохода второго поколения.

И они не единственные среди тех, кто стремился (и стремится) вернуться на Луну. По плану, в мае 2010 г. посадочный аппарат Artemis с луноходом Red Rover на борту должен был «прилуниться» рядом с модулем Eagle, доставившим 20 июля 1969 г. на естественный спутник нашей планеты астронавтов Армстронга и Олдрина. Однако май благополучно миновал, а о высадке что-то ни слуху, ни духу. Видимо, у сотрудников компании Astrobotic Technology, планировавших эту экспедицию, что-то не сложилось.

Впрочем, ещё не всё потеряно. После первого полёта Astrobotic намерена отправить на Селену ещё пять аппаратов. которые будут заниматься поиском льда в кратерах полюсов Луны. Первый из них, согласно очередному пункту плана, стартует в 2011 г., он должен исследовать кратер Шеклтона на южном полюсе. Второй луноход (в 2012-м) посетит одни из кратеров полюса северного. Последующие запуски 2013 г., согласно программе, позволят луноходам продолжить поиски льда, а также начать освоение технологии строительства из местных материалов.

Компания ври этом надеялась на поддержку НАСА. Однако нынешний президент США, как известно, обрезал финансирование лунной программы, так что теперь покорителям космоса придётся больше полагаться па частное финансирование.

И, кстати сказать, инвесторы находятся. Ещё в 2006 г. представители двух некоммерческих организаций на пустынном полигоне близ городка Лас-Крусес, штат Нью-Мексико, провели первый этап конкурса Lunar Lander Analog Challenge (что в переводе означает «Соревнования аналогов лунного посадочного аппарата), участники которого боролись за приз в 1 млн долларов.

Каждый должен был оторвать свой аппарат от земли с помощью ракетного двигателя, перенести полезный груз — предполагается, что в будущем это будет астронавт в скафандре, который на Луне весит порядка 27 кг, на расстояние не менее 100 м и приземлиться и центре зачётного круга диаметром около 10 м; «прилунение» должно быть мягким. Затем участникам соревнования предстояло вернуть свои «лунопрыги» снова на место старта, совершив опять-таки мягкую посадку.

Кстати, ныне мало кто знает, ч то аналогичные полёты должны были совершать но Луне и участники советской лунной экспедиции. Именно с этой целью было подготовлено и испытано па орбите Александром Серебровым специальное ракетное кресло, позволявшее перемещаться на достаточно большие расстояния.

К сожалению, никому из участников соревнований в Нью-Мексико не удалось выполнить все требования полностью. Не обошлось и без поломок. Поэтому было решено продолжить состязания, как только участники будут вновь к ним готовы.

В сентябре 2009 г. число команд, включившихся в борьбу за призы общей стоимостью уже в 30 млн долларов в конкурсе Google Lunar X Prize, достигло двух десятков. Причем двадцатку замкнула единственная на сегодня российская команда «Селеноход» под руководством Николая Дзнсь-Волнаровского.

Все 30 млн призовых из фондов X Prize и компании Google одному участнику не достанутся ни при каких условиях. 20 млн получит победитель, выполнивший «обязательную программу», включающую теперь доставку на наш естественный спутник самодвижущегося робота, преодоление им дистанции, как минимум, в 500 м и передачу полезной информации с Луны па Землю.

Приз в 5 млн долларов заработает вторая команда, которая выполнит эти требования. Наконец, последние 5 млн распределят между участниками, которые смогут расширить программу пребывания своих роботов на Луне. Дополнительные очки можно получить за преодоление дистанции в 5 км и более по лунной поверхности, за фотографирование земных артефактов — следов прежних пилотируемых и автоматических лунных экспедиций, за обнаружение воды или выживание аппарата в течение двухнедельной лунной ночи.

Призы можно получить до 31 декабря 2012 г. Если до тех пор с задачей никто не справится, то в течение последующих двух лет сумма основного выигрыша уменьшится на 5 млн. после чего конкурс будет или завершён, или, по решению организаторов, продолжен на других условиях.

Так что история луноходов, начавшаяся 40 лет тому назад с эпопеи «Лунохода-1», ещё, похоже, не завершена.

Станислав ЗИГУНЕНКО