«Техника-молодежи» 2007 г №6, с.18-19
Историческая серия
Ранним утром 6 июня 1982 г. израильская бронеколонна в составе 16 танков, ЗРК «Роланд», двух ЗСУ «Вулкан», одного самоходного ПТРК и четырёх БТРов атаковала два сирийских Т-62, перекрывавших горное шоссе на Бейрут. Используя качественное превосходство 115-мм пушек, сирийцы в первые же минуты боя уничтожили пять вражеских танков, потеряв один свой. Участь оставшегося была предсказуема, когда пришла помощь. Ми-24 не были новостью над Ближним Востоком, но эти ударили неизвестными ракетами с дистанции, неприятно поразившей израильских зенитчиков... Жёсткие требования заказчика и объективные возможности техники обусловили весьма неказистые лётные характеристики противотанковых ракет 1-го и — в значительной степени — 2-го поколения. Впрочем, для комплексов, «работающих» непосредственно в боевых порядках, управляемых по проводу, вручную, рост скорости был не очень нужен — стартовая масса ограничена, стало быть, утяжеляется двигатель, но уменьшается боевая часть (бронепробиваемость) и возрастает риск не удержать ракету на траектории. Совсем другое дело — ПТУРы дальнобойные, вертолётные. Для них десятки секунд полёта на полную дальность становились серьёзным недостатком — а дальность требовалось ещё увеличить, ибо ПВО противника не стояла на месте! И в 1968 г., для только ещё разрабатывавшегося Ми-24, коломенскому КБМ поручили создать сверхзвуковой ракетный комплекс «Штурм». Формула Циолковского, определяющая скорость ракеты, заставила добавить топлива, а аэродинамика — увеличить удлинение. Дефлекторы на соплах, как у «Малютки», уменьшали бы тягу и удельный импульс двигателя, что для выхода на сверхзвук недопустимо. Вариант рулей на крыльях даже не рассматривался, и, в конце концов, остановились на схеме «утка» — на отсеке между двигателем и боевой частью поставили два выдвижных руля в одной плоскости (в полёте ракета вращается, и одноканальное управление осуществляется поочередно в разных плоскостях). А подъемную силу создают четыре «арочных» консоли крыла (в сложенном виде огибают корпус). Для уменьшения потерь энергии реактивной струи идеально было бы поставить нормальное сопло по оси корпуса. Увы, это оказалось невозможным — именно там, на заднем торце, пришлось установить ИК-маяк для слежения за ракетой и приёмник управляющих команд. Проводку от приёмника к рулевой машинке разместили в трубе, проходящей по оси топливного заряда маршевого двигателя — схема, обычная для баков с жидкими компонентами, но уникальная для твердотопливного агрегата. Пуск из ТПК со скоростью 55 м/с осуществляется не вышибным зарядом, а полноценным стартовым двигателем. Новая ракета 9М114 «Кокон» несла чуть более лёгкую, чем у «Фаланги» (но с той же бронепробиваемостью) боевую часть на 25% дальше и в два с лишним раза быстрее. 5 км снаряд «Штурма» проходит за 14,5 с, разгоняясь в полтора раза быстрее звука! Но второе поколение — не только новая ракета. От предыдущего вертолётного ПТРК «Штурм» унаследовал разве что передачу команд по радиолинии... Положение ракеты отслеживается не оператором, а автоматически, специальным ИК-пеленгатором, оператору же остается наводить визир на цель. Поэтому «Кокон» может идти по одной из выбираемых программных траекторий. Это позволяет не поднимать облака пыли, скрывающие цель, атаковать танк сверху. Если пеленгатор потеряет ракету или прервётся командная радиолиния, ПТУР сохранит последнее направление полёта, что позволяет восстановить управление. Каждый комплекс выбирает и задействует одну из пяти рабочих частот и один из двух кодов управляющих команд. Это затрудняет постановку помех и позволяет на небольшом участке работать одновременно 10 «Штурмам», не мешая друг другу. Лётные испытания комплекса «Штурм-В» начались в 1972 г., но только 29 марта 1976-го он был принят на вооружение в составе вооружения вертолёта Ми-24В. Параллельно разрабатывался и наземный самоходный комплекс «Штурм-С». Внутри бронированной гусеничной амфибии (на базе МТ-ЛБ) разместились прицельная станция, барабан с 12 ТПК и быстроперезаряжаемая поднимающаяся пусковая установка на одну ракету (пустой ТГ после пуска сбрасывается). Боевая машина 9П149 поступила на вооружение в 1979 г. Затянувшаяся доводка окупилась сторицей — Сухопутные войска, морская пехота, десантники получили межвидовой комплекс высокоточного оружия, решающий, говоря по-старому, задачи «резерва Главного командования». «Штурм-С» способен поражать танки, плавсредства, самолёты и вертолёты на высоте до 3 км, фортификационные сооружения, стрелять с воды (кстати, появился и вариант для катеров). Однако к моменту принятия «Штурма» на вооружение танки противника оделись «активной» бронёй, с которой традиционная кумулятивная БЧ уже не справлялась. Ответом коломейцев стала новая ракета, названная «Атакой». 9М120 «Атака» выполнена почти в тех же габаритах, что и «Кокон», и на 2 кг тяжелее. Эти килограммы ушли в новую — тандемную, раздвижную — боевую часть (разработки «ядерного» ВНИИЭФ), которая пробивает те же 600-800 мм брони, но уже ЗА динамической защитой. Новое твёрдое топливо позволило добавить 1-3 км дальности. Кроме того, ракета может комплектоваться фугасным зарядом объёмно-детонирующего действия или осколочной боевой частью с готовыми поражающими элементами. Ещё большие изменения претерпел прицельный комплекс. Лазерный дальномер, оптический канал, телевизионный канал, тепловизор, а главное — цифровая ЭВМ значительно повысили эффективность «Штурма-ВМ» (или «СМ»). Так, вертолёт теперь может после пуска отворачивать вправо-влево на 110° с креном до 30°, а наведение «Атаки» при этом не срывается. Вертолётные «Штурмы» успешно применялись сирийскими войсками в Ливане, иракцами в войне с Ираном и при захвате Кувейта. Советские войска в Афганистане широко использовали «Штурм-С» как высокоточное оружие для борьбы с душманскими укреплениями. 30 лет назад «Штурму» не было равных, и сегодня ПТРК с ракетой «Атака» остаётся на уровне лучших мировых образцов. Сергей АЛЕКСАНДРОВ
|