«Техника-молодежи» 2006 г №1, с. 43, 60
осмический мусор |
Космический мусор даже миниатюрного размера представляет значительную угрозу для космических кораблей. По оценкам НАСА ныне риск подобной аварии составляет 5%, к концу XXI в. он может достигнуть 40%. Столкновение космического корабля, выходящего на орбиту, с объектом размером с шарик для пинг-понга, может оказаться фатальным. Как подсчитал журнал Bulletin of Atomic Scientist, энергия подобного соударения будет равна энергии, которая выделится при ударе о землю бронированного сейфа, скинутого с крыши пятиэтажного дома. Ныне считается, что авария спутника связи Galaxy-4, произошедшая в 1998 г., была вызвана именно подобными причинами.
По материалам журналов Science, Technological Forecasting and Social Change, Bulletin of Atomic Scientist, сайтов Washington ProFile, CNET News, PC&News.60 12006 №01 TM
ПРОБЛЕМУ РЕШИТЬ ТАК И НЕ УДАЛОСЬ
С необычной проблемой, которая так и не была решена, столкнулось на заре космической эры руководство отряда космонавтов. В самом начале 1960 г. штабы летных частей приступили к подбору кандидатов в только что созданный отряд космонавтов. Были рассмотрены тысячи личных дел летчиков-истребителей возрастом до 35 лет, и в канун 8 марта в Центр подготовки направили 20 пилотов, которым предстояло стать первопроходцами космоса.Примерно в то же время Королев согласовывал с командованием ВВС требования к бортовой системе жизнеобеспечения корабля «Восток». Каково же было удивление главного конструктора, когда в этот документ помощник главкома ВВС по космосу генерал Николай Каманин собственноручно вписал, что необходимо предусмотреть на борту космического аппарата систему фильтрации воздуха от «инородных частиц» «на случай несанкционированного курения космонавта на борту». После долгих препирательств Королевy yдалось доказать: устанавливать такое оборудование на «Востоке» когда конструкторы борются за каждый лишний грамм веса, нецелесообразно. Попытки же курения в космосе следует пресечь еще на земле самому Каманину, проведя разъяснительную работу в отряде космонавтов.
Опасения помощника главкома ВВС были небеспочвенны. В критерии отбора в отряд космонавтов медики не включили пункт, что отобранные в него должны быть некурящими. В результате, как выяснил генерал, из 12 человек гагаринского набора четверо — Николаев, Севастьянов, Горбатко и Быковский — курят. Каманин не единожды проводил с ними разъяснительные беседы, пытаясь втолковать им, что на кораблях повышенная пожароопасность и курить там в высшей степени рискованно. Каждый раз подчиненные заверяли его, что покончат с вредной привычкой. Однако их продолжали видеть с сигаретами в руках, рядом с тренажерами и испытательными стендами находили окурки. В последний раз Быковский и Горбатко предстали перед Каманиным в связи с табакокурением аж в 70-м г. Горбатко, как всегда, торжественно поклялся бросить, а Быковский, набравшись смелости, заявил, что будет продолжать курить. Генерал пригрозил, что в космос его больше никогда не пустит (впрочем, В.Ф. Быковский еще дважды слетал в космос — в 1976 и 1978 гг.). Но даже столь суровые кары не возымели действия на последующие пополнения космонавтов. От проникновения в космос курящих не спасло даже то, что в отряд космонавтов стали набирать исключительно тех, у кого не было никаких вредных привычек. Претенденты же попросту обманывали руководство, заявляя, что не курят.
Уже в конце своей жизни, после почти 20 лет борьбы с курением, Каманин с прискорбием отмечал в
своем дневнике, что ни один из изобличенных им так и не завязал со своей пагубной привычкой.
Константин СМИРНОВ, инженер