«Техника-молодежи» 2004 г №8, с. 16-17


ВЕЧНЫЙ «САЛЮТ»

1. «Салют» («изделие 17К», ДОС-7К), ЦКБЭМ, экипаж — 3 чел., масса — 18,0 т, длина — 16,0 м, максимальный диаметр — 4,15 м, объем гермоконтура — 100 м3, размах солнечных батарей — 11,0 м, площадь — 42 м2, масса научной аппаратуры —1,2 т

2. «Салют-4» (ДОС 7К-2), НПО «Энергия», экипаж — 2 чел., масса — 18,9 т, длина — 14,0 м, максимальный диаметр — 4,15 м, объем гермоконтура — 90 м3, размах солнечных батарей — 16,5 м, площадь — 60 м2, мощность системы энергопитания — 4 кВт, масса научной аппаратуры — 2,0 т

3. «Салют-7», габариты и масса базового блока аналогичны предыдущим, экипаж — 2-6 чел. На рисунке станция показана сразу после запуска, до монтажа дополнительных солнечных батарей. К стыковочному узлу на переходном отсеке пристыкован пилотируемый корабль «Союз Т», а на агрегатном отсеке — автоматический грузовой корабль «Прогресс»

История советских долговременных орбитальных станций 17К разработки ЦКБЭМ — РКК Энергия достойна пера Шекспира. Появившись почти «подпольно», выжив несмотря на противодействие руководства КБ и отрасли, ДОСы стали знаменем этой самой отрасли, законной гордостью страны...

Ситуация в отечественной космонавтике в 1969 г. сложилась тяжелая: два аварийных пуска носителя Н1 на фоне триумфальных лунных рейсов «Аполлонов»; задачи группового полета трех «Союзов» не выполнены; военная станция «Алмаз» безнадежно застряла в заводских цехах... Продолжать лунную программу? Возвращаться к марсианскому проекту («ТМ» №7, 2004 г.)? Делать орбитальную станцию? Тем более, что американцы объявили о планах создания орбитальной лаборатории. Но когда будут изготовлены и отлажены сложнейшие бортовые системы «Алмаза»? В ЦКБЭМ проектировалась 100-тонная орбитальная база, развивавшая идеи, заложенные в королевской ТОС («ТМ» №4 за 1981 г.), но ее пуск ожидался нескоро, к тому же проблемы с носителем делали ее перспективы весьма призрачными. Успех же нужен был срочно!

И тогда группа конструкторов ЦКБЭМ — К.Д. Бушуев (будущий советский директор международной программы «Союз»-«Аполлон»), С.О. Охапкин, Б.Е. Черток (руководитель всех «приборных» подразделений ЦКБЭМ), С.С. Крюков (будущий генеральный конструктор НПО им. Лавочкина}, первый в мире космонавт-инженер К.П. Феоктистов и академик, создатель алгоритмов орбитального сближения Б.В. Раушенбах — через голову собственного начальства обратилась к секретарю ЦК КПСС Д.Ф. Устинову с предложением: в короткий срок создать орбитальную станцию научного назначения, используя готовые корпуса «Алмаза» и отработанные на «Союзах» агрегаты бортовых систем. Несмотря на сопротивление В.Н. Челомея (по вполне понятным причинам) и руководителя ЦКБЭМ В.П. Мишина (он еще рассчитывал довести лунную программу и Н1, открывавшую путь к тяжелым орбитальным объектам), государственное руководство инициативу поддержало, и 9 февраля 1970 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли соответствующее постановление за № 105-41.

Та же инициативная группа предложила возглавить работы по проекту, названному ДОС-7К, Ю.П. Семенову — нынешнему президенту, генеральному конструктору РКК «Энергия».

Как уже сказано, корпус для ДОС-7К или 17К позаимствовали у «Алмаза» («ТМ» №7 за 2004 г.). Минимально доработали скорлупу рабочего и приборного отсеков, хотя начинка их изменилась полностью. В узкой части РО вместо жилой зоны расположили посты управления и блоки системы жизнеобеспечения, снаружи установили радиаторы терморегулирования. В широкой части место фотоаппаратуры и поста управления заняли как раз спальные места экипажа, санитарно-гигиеническое и медицинское оборудование, научные приборы (часть из них — в негерметичном приборном отсеке).

На днище узкой части установили переходный отсек длиной 3 и диаметром 2 м. На его торце расположился стыковочный узел, а на боковой поверхности — две из четырех панелей солнечных батарей и ультрафиолетовый звездный телескоп «Орион». С противоположной стороны РО разместился агрегатный отсек, часть которого была позаимствована с корабля «Союз». В ней установили двигательную установку (модификацию «союзовской») с запасом топлива на 1000 с работы и двигатели ориентации (их создавали заново). На внешней стороне узкой части агрегатного отсека стояли еще две панели солнечных батарей. Системы ориентации, навигации, связи, радиотехническую систему стыковки «Игла», систему жизнеобеспечения с минимальными доработками позаимствовали с «Союза».

Масса научных приборов на первой ДОС составила 1,5 т. Кроме ,«Ориона» на станции установили телескопы: ТЭБ, рентгеновский РТ-2, солнечный ОСТ-1, инфракрасный ИТСК, гамма-телескоп «Анна-3»; фотоэмульсионную камеру ФЭК-7А, регистратор нейтронов «Калина», фотоаппараты АФА-41/20 и АФА-М-31, ручной спектрограф РСС-2, визир с 60-кратным увеличением ОД-4...

Полет «Салюта» продолжался с 19 апреля по 11 октября 1971 г. Экипаж «Союза-10», первым состыковавшегося с ОПС, не смог перейти на ее борт из-за неисправности переходного люка корабля. Затем на станции в течение 24 суток работал экипаж в составе Г. Добровольского, В. Волкова и В. Пацаева (доставлен на Союзе-11). После их гибели при посадке («ТМ» №6 за 2004 г.) пилотируемые пуски были прерваны для доработок транспортного корабля, ресурс же станции кончился...

Но еще до пуска «Салюта» был готов проект ДОС-7К-2. В нем разработчики постарались устранить очевидные недостатки первой станции, связанные с заимствованием малоресурсных бортовых систем Союза. Сверхэкономичная (на силовых гироскопах — гиродинах) система ориентации «Каскад» была позаимствована с «Алмаза», на борту появилась — пока еще экспериментальная — установка для регенерации воды СРВ-К, в системе терморегулирования применяли более сложные в изготовлении, но не имеющие движущихся частей, а потому более надежные тепловые трубы. И главное внешнее новшество: вместо четырех неподвижных панелей солнечных батарей появились три поворотных, с индивидуальным наведением на Солнце.

Первый ДОС-7К-2 отправился на орбиту 11 мая 1973 г., однако полет продолжался недолго — из-за отказа датчиков ориентации станция быстро сожгла все топливо и превратилась в неуправляемое небесное тело. Зато вторая ДОС-7К-2, названная «Салют-4», действовала в космосе с 26 декабря 1974 г. по 3 февраля 1977 г. На ней отработали два экипажа: А.А. Губарев — Г.М. Гречко (28 сут.) и П.И. Климук — В.И. Севастьянов (31 сут.).

Масса научной аппаратуры «Салюта-4» достигла 2 т, в ее состав входили рентгеновские телескопы «Филин» и РТ-4, солнечный телескоп ОСТ-1, спектрометры (дифракционный КДС-3, для регистрации изотопов легких ядер СИЛЯ-4, солнечный КСС-2, ИК-телескоп ИТС-П), регистраторы метеорного вещества ММК-1 и нейтральных частиц «Рябина», масс-спектрометр «Спектр», датчик температуры верхней атмосферы «Эмиссия», аппаратура для наблюдения за Землей (КАТЭ-140, КАТЭ-500, БА-ЗК), телефотометр «Микрон», оборудование для медицинских и технологических экспериментов.

Однако в то время, когда новая станция стояла в цехе, произошло еще одно весьма драматическое событие, изменившее историю космонавтики. В апреле 1972 г. В.П. Мишин и В.Н. Челомей обратились к министру С.А Афанасьеву с предложением прекратить работу по «Салютам» в пользу «Алмазов» и нового многоцелевого (и многоэлементного) орбитального комплекса, проект которого разрабатывался в то время ЦКБЭМ. ДОСы висели на волоске почти год, когда в Подлипки приехал Д.Ф. Устинов. В РКК Энергия утверждают, что именно на этой встрече Ю.П. Семенов предложил оснастить ДОС вторым стыковочным узлом, что позволяло резко расширить возможности дома на орбите. Так появились «Салюты» 2-го поколения, полетевшие под номерами «6» и «7»...

Второй стыковочный агрегат позволял решить вопрос эвакуации космонавтов со станции при каких-либо отказах корабля, но самое главное — появилась возможность снабжать уже запущенную на орбиту станцию расходуемыми материалами при помощи грузовых кораблей, в том числе — беспилотных, а их, как более дешевых, можно было строить больше. Кроме того, к станции могли стыковаться и целевые модули для решения каких-то специальных задач, которые могли возникнуть уже после запуска базового блока.

Для обеспечения работы РСС «Игла» («ТМ» №6 за 2004 г.) второй агрегат установили тоже по продольной оси станции, только с другого ее торца, со стороны агрегатного отсека. Последний, соответственно, был полностью перекомпонован, превратившись в «шайбу» внешним диаметром 4,15 м, окружающую переходную камеру — на ней-то и располагался второй стыковочный узел. Соответственно, перекомпоновали и оборудование, размещенное у днища рабочего отсека.

Не менее принципиальными стали другие новшества: в рабочем отсеке появились складная душевая (а этому способствовало то, что система регенерации воды была уже не экспериментальной, а штатной) и один из главных научных приборов станции — фотоаппарат МКФ-6М, позволяющий снимать поверхность Земли одновременно в шести спектральных диапазонах. Изменился и переходный отсек: на его боковой поверхности появился люк для выхода в открытый космос, а внутри разместились уникальные скафандры орбитального базирования «Орлан».

«Салют-6» работал в космосе с 29 сентября 1977 по 29 июля 1982 г. За это время на станции побывали пять основных и 11 экспедиций посещения, максимальная продолжительность полета достигла рекордной тогда величины — 185 сут.! Масса научной аппаратуры за счет привезенного оборудования выросла в ходе полета с 1,45 до 2,2 т.

15 апреля 1982 г. стартовала орбитальная станция «Салют-7». В период интенсивной эксплуатации на 7-й отработали четыре основных экспедиции и пять — посещения. Продолжительность пребывания человека в космосе достигла 237 сут. Медики пришли к выводу, что 3-4 месяца человек спокойно, без риска необратимых изменений организма, может работать в невесомости, а вот дальше — нужно изучать... Впервые на станции работала женщина — С.Е. Савицкая.

Но не только рекордами запомнилась эта машина. Впервые космонавты в открытом космосе почти на треть нарастили площадь солнечных батарей. Впервые на станции провели серьезный ремонт топливной системы — задача, не простая даже на Земле. Наконец, впервые космонавтам В.А. Джанибекову и В.П. Савиных пришлось стыковать «Союз Т-13» с мертвой, неуправляемой станцией...

Тогда, зимой 1985-го, в беспилотном полете, на станции отказала командная радиолиния. В результате солнечные батареи не развернулись в нужное положение, аккумуляторы разрядились в ноль, и лишенный энергопитания аппарат замерз. Такая ситуация не рассматривалась даже как наихудшая, но космонавтам удалось буквально отогреть «Салют-7», смонтировать временную проводку, реанимировать восемь из десяти аккумуляторов — словом, спасти ДОС.

Когда началась эксплуатация «Мира», «Салют-7» остался в космосе для длительных ресурсных испытаний. Предполагалось, что на Землю его вернет «Буран», но...

6 февраля 1991 г. последний «Салют» сгорел в атмосфере над Южной Америкой.

Сергей АЛЕКСАНДРОВ