«Техника-молодежи» 2002 г №9, с.26-29


РОЖДЕНИЕ ПРОТИВО-
Василий МАЛИКОВ,
академик Российской
Академии ракетных
и артиллерийских наук
СТОЯНИЯ

КАК ЭТО БЫЛО У НАС. Несмотря на достаточно масштабные работы по ракетной технике, развернутые в СССР еще с конца 1920-х гг., сама возможность создания баллистических ракет большой дальности некоторыми нашими ведущими ракетчиками отрицалась. Тем большей неожиданностью стал для них захват в августе 1944 г армией генерал-полковника П.А. Курочкина немецкого ракетного полигона в Дембице (близ Варшавы), а на нем — стартовых позиций и отдельных обломков баллистической ракеты А-4 (Фау-2) и крылатой Fi-103 (Фау-1).

Обломки привезли в Москву, в НИИ-1 Наркомата авиационной промышленности (ранее — РНИИ, НИИ-3, ГИРТ, а впоследствии — НИИ ТП, сегодня же — ФГУП «Исследовательский центр имени М.В. Келдыша»), где в их изучении приняли активное участие такие прославленные впоследствии конструкторы, как A.M. Исаев, В.П. Мишин, М.К. Тихонравов, позднее к ним присоединились В.П. Глушко и другие.

Задача воспроизведения Фау-1 осенью 1944 г. была поручена авиастроителям, конкретно — В.М. Челомею, который уже некоторое время занимался пульсирующими воздушно-реактивными двигателями. Только в конце марта — начале апреля 1945 г. начались испытательные пуски первых отечественных самолетов-снарядов (так тогда назывались крылатые ракеты) 10Х с первых трех переоборудованных для этого бомбардировщиков Пе-8. Испытания продолжались до августа, менее трети из 63 запущенных ракет достигали окрестностей цели. Известное утверждение тогдашнего наркома авиационной промышленности А.И. Шахурина о готовности ракет к применению в Великой Отечественной войне остается, таким образом, на его совести...

Однако уже было хорошо известно, что современная ПВО отлично справляется с неторопливыми самолетами-снарядами. А вот баллистические ракеты ей недоступны... впрочем, их перспективность тоже еще нужно было доказать.

5 мая 1945 г. советские войска заняли армейский исследовательский центр в Пеенемюнде. Однако основная часть документации, оборудования и людей уже была эвакуирована в Тюрингию (южная Германия), где и разместилась организация, целью которой было освоение немецкого ракетного опыта. Сначала в г. Бляйхероде был сформирован институт «Рабе», который возглавил Б.Е. Черток, затем на его основе — институт «Нордхаузен» в одноименном городе, которым руководил уже член ЦК ВКП(б) Л .М. Гайдуков. Главным инженером этого института стал С.П. Королев.

23 февраля 1946 г в Лехестене, на стенде, смонтированном на старом предприятии по добыче черного шифера, группа под руководством полковника В.Шабранского провела первые огневые испытания ракеты А-4, собранной уже отечественными специалистами.

1. Советская баллистическая ракета Р-1: стартовая масса — 13,4 т, длина — 14,6 м; диаметр -1,65 м; масса БЧ -1т (960 кг ВВ); дальность полета — 270км.

2. Советская баллистическая ракета Р-2: стартовая масса — 20,4 т; длина — 17,7м; диаметр — 1,65 м; масса БЧ — 1,5 т; дальность — 600 км, предельное отклонение от цели — до 1,25 км.

3. Советская баллистическая ракета средней дальности Р-5М: стартовая масса — 29,1 т; длина — 20,75 м; диаметр — 1,65 м; масса БЧ — 1,35 т, мощность боевой части — 40 Кт — 1 Мт; дальность — 1200 км; предельное отклонение — до 1,25 км.

4. Советская баллистическая ракета малой дальности Р-11М: стартовая масса — 5,4 т; длина — 10,5 м; диаметр — 0,68 м; боевая часть — 0,6 т; дальность — 170 км; предельное отклонение — до 6 км.

5. Советская баллистическая ракета средней дальности Р-12: стартовая масса — 41,7 т; длина — 22,1 м; диаметр — 1,65 м; боевая часть — 1,6 т, мощность — 2,3 Мт; дальность 2000 км; предельное отклонение — до 5 км.

6. Советская баллистическая ракета средней дальности Р-14: стартовая масса — 86,3 т; длина — 22,4 м; диаметр — 2,4 м; БЧ — 2,15 т, мощность — 2,3 Мт; дальность — 4500 км; предельное отклонение — до 5 км.

13 мая 1946 г. советским руководством был принят ряд решений по развертыванию, по существу, новой отрасли промышленности — ракетостроения. Тогда же началось и формирование войсковых частей, которым предстояло испытывать и эксплуатировать новую технику.

А в конце лета того же года все предприятия, занимавшиеся ракетами, были переведены из Германии в СССР, туда же перевезли и всех работавших на них немцев. Все объяснялось предельно просто: решения Потсдамской конференции однозначно запрещали развертывание на территории побежденной страны военного производства, коим, безусловно, являлось ракетостроение... А уж как это было сделано — вопрос второй.

В результате в августе 1946 г. в подмосковных Подлипках возникли головная организация ракетостроительной промышленности НИИ-88 (ныне ЦНИИмаш), из которого позднее выделились ОКБ-1 (РКК «Энергия» имени С.П. Королева) и ОКБ-2 (НПО Химмаш имени А.Н. Исаева), и головной военный институт НИИ-4 (в/ч 25840).

В июле 1947 г. в заволжских степях началось развертывание ГЦП (государственного центрального полигона) № 4 Капустин Яр. Здесь 18 октября 1947 г. стартовала воссозданная советскими ракетчиками из немецкого «задела» А-4, а 10 октября следующего года начались испытания созданной на ее основе (но уже с отечественными комплектующими и на советских заводах) Р-1.

Р-1 и ее ближайшее развитие Р-2 (отделяемая головная часть позволила перейти к несущей конструкции бака горючего, что увеличило дальность стрельбы с 270 до 600 км) позволяли накопить конструкторам, промышленности и войскам опыт создания и эксплуатации новой техники, но их лишь с большой натяжкой можно было считать боевым оружием. Требовалось либо резко увеличить дальность стрельбы, либо сделать ракетные старты мобильными (а лучше — то и другое вместе), а также повысить точность, увеличить надежность комплексов и улучшить эксплуатационные характеристики. По этим направлениям и пошло развитие советских боевых ракет. Интересно отметить, что все это делалось практически при отсутствии информации об усилиях потенциального противника...

В 1947 г. в ОКБ-1 началась разработка баллистической ракеты Р-3, на которой предполагалось применить уже оба бака несущей конструкции, а главное — перейти на более энергоемкое горючее (керосин вместо спирта). Дальность ее полета должна была достичь 3000 км, что позволило бы решать уже стратегические задачи, по крайней мере — на континенте. Однако в то время так и не удалось создать однокамерный ракетный двигатель на керосине и кислороде тягой более 100 т, поэтому, используя конструктивные решения Р-3, к 1953 г. создали Р-5, которая на старых, отработанных спирте и кислороде доставала на 1200 км и была достаточно надежной, чтобы донести до цели ядерную боевую часть.

Первой баллистической ракетой с действительно мобильным стартом стала Р-11, имевшая дальность полета 170 км. Создана она была (с широким использованием конструктивных решений немецкой зенитной ракеты «Вассерфаль») в ОКБ-1 под руководством С.П. Королева, однако внедрение машины в серию в Златоусте и все дальнейшие работы по Р-11, Р-11ФМ, Р-17 возглавил конструктор В.П. Макеев.

Интересная деталь: комсомольский функционер Виктор Макеев возглавлял советскую делегацию на олимпиаде в Хельсинки 1952 г., где, как известно, наша футбольная сборная проиграла югославам. На спортсменов посыпались кары, не забыли и спортивное начальство — Макеев вернулся из комсомольского аппарата в ОКБ-1, откуда раньше был послан Королевым набираться административного опыта. Вот уж действительно, нет худа без добра: не накажи руководство нашу олимпийскую делегацию, был бы еще один аппаратчик, но не было бы академика, генерального конструктора баллистических ракет морского базирования...

Однако ракета Р-5 (как чуть раньше бомбардировщик Ту-4) не решала главной военно-стратегической задачи того времени — не обеспечивала поражения основного потенциального противника, отдаленного на 8000 км и отделенного океанскими просторами. Эта задача решалась всеми мыслимыми средствами, но наиболее успешным тогда оказался путь, предложенный С.П. Королевым. Основой стали несколько НИР (Н-1, Н-3, Т-1 и Т-2), выполненных под его руководством в 1949 — 1953 гг. Было показано, что решение возможно и на пути создания крылатых ракет, и хотя встающие при этом технические проблемы не могут быть решены в короткий срок, но магистральный путь — многоступенчатые баллистические ракеты.

7. Советская межконтинентальная баллистическая ракета Р-7: стартовая масса — 283 т; длина — 31,4 м; диаметр (по стабилизаторам) 11,2 м; БЧ 5,4 т, 3 Мт; дальность 8000 км; предельное отклонение — 10 км.

8. Советская межконтинентальная баллистическая ракета Р-16: стартовая масса — 140,6 т; длина — 34,3 м; диаметр — 3 м; БЧ — 2,2 т, 5 Мт; дальность — 11 ООО — 13000 км; предельное отклонение — 10 км.

9. Советская межконтинентальная баллистическая ракета Р-9А: стартовая масса — 80,4 т; длина — 24,3 м; диаметр — 2,68 м; БЧ — 2,1 т, 5 Мт; дальность — 12000 км; предельное отклонение — 5 км.

С другой стороны, в 1949 г. начальником отделения НИИ-4 М.К. Тихонравовым была подготовлена статья о возможности создания ракет любой дальности из одинаковых модулей путем использования пакетной схемы. Однако что было, то было: эту работу военное руководство восприняло крайне негативно, Михаил Клавдиевич и поддержавший его начальник института А.И. Нестеренко лишились занимаемых должностей, и продолжить работу в стенах военного института им позволила лишь поддержка С.П. Королева и руководителя Артиллерийской академии Благонравова.

В результате в марте 1954 г. было принято правительственное постановление о создании межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 дальностью 8000 км. Ее первый (увы, аварийный) пуск состоялся 15 мая 1957 г. с нового полигона Тюратам, который в октябре того же года вошел в историю как космодром Байконур — так стал называться полигон после того, как 4 октября 1957 г. та же «семерка» вывела на околоземную орбиту первый искусственный спутник.

Однако, несмотря на космические триумфы, Р-7 еще не была полноценным оружием: хотя головные части и достигали целей на Камчатке, они разрушались, не долетая до поверхности Земли. Потребовалось два года, чтобы не только «научить ракету летать», но и создать боеголовку, способную преодолеть нагрев при входе в плотные слои атмосферы с первой космической скоростью. Решение было очевидным с позиции газовой динамики, но оказалось неожиданным для конструкторов: носовую часть головки затупили, в результате при торможении в атмосфере на нее «садился» отсоединенный скачок уплотнения, и большая часть тепла выделялась в нем, а не в обшивке...

«Семерка» показала, что задача имеет решение, прославилась как «рабочая лошадка» советской космонавтики, но как средство вооруженной борьбы особого оптимизма не внушала: только на подготовку на стартовой позиции требовалось до 9 ч. Между тем, техника не стояла на месте, и уже в 1959 г. в ОКБ-1 занялись ракетой Р-9, которая при той же грузоподъемности имела дальность более 11000 км и втрое меньшую стартовую массу, а продолжительность подготовки на старте составляла менее получаса.

Эта ракета потребовала технической революции в советской криогенной технике, до сих пор считается одной из лучших по точности стрельбы, однако большого распространения не получила: военным не нравился кислород, кроме того, испытания «девятки» затянулись, в военные части уже пошли машины другого КБ. После 1964 г. было развернуто только около 30 пусковых установок Р-9 и Р-9А трех вариантов: наземные «Ромашка», наземные автоматизированные «Долина» и шахтные «Десна».

...История днепропетровского НПО «Южное» началась с того, что в 1953 г. на завод, освоивший серийное производство Р-1, передали из НИИ-88 разработку баллистической ракеты на новых компонентах топлива, для хранения которых не требовались сверхнизкие температуры. Ракета Р-12 была создана, фактически, под началом B.C. Будника, однако новое КБ возглавил М.К. Янгель (что, может, и к лучшему: не каждый конструктор — генеральный, как и не каждый генеральный — конструктор). Это КБ на долгие годы стало ведущим в стране по боевым баллистическим ракетам на долгохранимых компонентах топлива. Р-12, сохранив габариты Р-5, имела вдвое большую дальность, выпускалась в больших количествах, первой из советских ракет «освоила» шахтное базирование и оставалась на вооружении до запрещения этого класса ракет по договору от 1988 г. А еще она стала 1-й ступенью легкого космического носителя «Космос»

Следующим шагом днепропетровцев явилась Р-14. Вдвое выросла стартовая масса, в 2,25 — максимальная дальность, почти удвоилась и грузоподъемность. В качестве горючего впервые было использовано только что созданное синтетическое вещество — несимметричный диметилгидразин. Как и Р-12, «14-я» скоро стала, в основном, шахтной, стояла на вооружении до середины 1980 гг., а созданный на ее базе космический носитель «Космос-3» до сих пор применяется и производится серийно. А еще простые, надежные и сравнительно дешевые Р-14 стали «летающими лабораториями», в пусках которых два десятилетия отрабатывались головные части ракет следующих поколений.

Еще одним принципиальным новшеством Р-14 была система управления. До этого на всех наших ракетах автономная СУ работала вместе с системой радиокоррекции. Помимо того, что любая система дистанционного управления подвержена помехам (хотя эксперименты «К» показали, что она выдерживает даже ядерный взрыв), размещение станций радиоуправления ограничивало возможные направления стрельбы. А на Р-14 впервые появилась гиростабилизированная платформа, что позволило отказаться от внешнего управления, ракета стала действительно автономной в полете.

Так вот, первой советской массовой межконтинентальной баллистической ракетой явилась днепропетровская Р-16, разработка которой началась в 1959 г. Р-14 еще не вышла на испытания, а новая межконтинентальная машина должна была объединить долгохранимые (и, кстати, самовоспламеняющиеся при смешении) компоненты топлива и автономную инерциальную систему управления. Естественно, ракета была уже двухступенчатой.

24 октября 1960 г. на 41 -й площадке полигона Тюратам было «горячим»: на готовой к старту Р-16 обнаружили отказ в электросистеме. Слив топлива означал необратимые повреждения машины и задержку испытаний, и присутствовавший здесь же Главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения, главный маршал артиллерии М.И. Неделин приказал вести ремонт на заправленной ракете... Именно в ремонтируемой электропроводке возник сигнал, включивший двигатель второй ступени. Реактивная струя ударила в заправленные баки первой ступени, и площадку мгновенно окутало огненное облако.
10. Американская баллистическая ракета «Редстоун»: стартовая масса — 18.1 т; длина — 19.2 м; диаметр — 1,78 м; масса боевой части — 1 т, мощность — 1 Мт; дальность 500 км; предельное отклонение — 1 км.

11. Американская баллистическая ракета средней дальности «Юпитер»: стартовая масса — 49,9 т; длина — 18,3 м; диаметр — 2,87 м; БЧ -1т, мощность — 1 Мт; дальность 3200 км; предельное отклонение — 3 км.

12. Американская баллистическая ракета средней дальности «Тор»: стартовая масса — 45,4 т; длина — 19,8 м; диаметр — 2,44 м; БЧ -1т, мощность — 1 Мт; дальность 2800 км; предельное отклонение — 3 км.

В ядовитом пламени погибли 74 человека, в том числе — маршал Неделин и главный конструктор системы управления Б.М. Коноплев. Еще 52 ракетчика умерли от ожогов и отравлений в госпитале...

Испытания возобновились лишь 2 февраля следующего года и шли успешно — во всяком случае, уже в конце 1961 г. начались серийное производство и развертывание нового боевого комплекса «Шексна-Н». Через два года на вооружение поступила Р-16У в составе комплекса «Шексна-В» шахтного базирования. А всего до 1965 г. было развернуто 186 ракет этих типов.

В разработке систем защиты подземных комплексов от действия оружия массового поражения довелось участвовать и мне (материалы исследований автора послужили основой для защиты им докторской диссертации, а его участие в испытаниях было отмечено орденом Трудового Красного Знамени. — Ред.).

И ЧТО ТВОРИЛОСЬ «У НИХ». Несмотря на то, что именно в США еще в 1926 г. Роберт Годдард запустил первую в мире ракету на жидком топливе, современное ракетостроение там тоже имеет немецкие корни. Вклад вывезенных из Германии конструкторов, и в первую очередь самого В. фон Брауна, в американские ракетостроение и космонавтику невозможно переоценить. Однако все было не так просто.

Американцы вывезли из побежденной Германии не только 400 ведущих ракетчиков, но и более сотни полностью собранных А-4. Этого запаса хватило до 1950 г., причем сделали даже двухступенчатую экспериментальную ракету «Бампер»: на А-4 поставили 2-ю ступень — исследовательскую ракету «ВАК-Корпорал». А в 1951 Браун, работавший к тому времени в Редстоунском арсенале в Хантсвилле, начал проектировать «Редстоун».

По техническому уровню ракету можно сравнить одновременно с Р-5 и Р-14: новые конструктивные решения, старые топливные компоненты и инерциальная система управления. В 1956 г. «Редстоуны» пошли в войска. В январе 1958 г. созданный на базе этой ракеты носитель «Юнона-1» вывел на околоземную орбиту первый американский спутник «Авангард», а 21 июля 1961 г. «Редстоун» запустил по суборбитальной траектории американский космический корабль «Меркурий».

Однако боевое значение эта ракета быстро потеряла. Ей на смену Браун создал «Юпитер», одновременно на вооружение поступила более совершенная ракета того же класса «Тор» (созданный на ее базе космический носитель «Дельта» используется по сей день). В этих ракетах в качестве горючего использовался уже керосин, здесь же американцы впервые применили затупленные головные части. Именно «Юпитеры», дислоцированные в Англии и Италии, а также «Торы», размещенные в Англии, Италии и Турции, побудили советское руководство ответить посылкой Р-12 и Р-14 на Кубу, что едва не привело в 1962 г. к ядерной войне...

Однако все эти ракеты имели среднюю дальность (до 3200 км), США же, естественно, требовались межконтинентальные носители. Таковыми стали баллистические ракеты «Атлас» и «Титан», а также самолет-снаряд «Снарк».

Летные испытания «Снарков» начались еще в 1951 г., но только в 1959-м они поступили на вооружение. Дозвуковая крылатая ракета с твердотопливными ускорителями и турбореактивным двигателем была способна доставить двухтонную боевую часть на 11000 км. (В испытательном полете «Снарк», сбившийся с курса, улетел в Бразилию.) Однако дозвуковая скорость не могла обеспечить прорыв ПВО. Попытка создания сверхзвуковой крылатой ракеты «Навахо» (как и отечественной «Бури») успехом не увенчалась.

История «Атласа» началась в 1944 г., когда группа конструкторов авиастроительной фирмы «Конвэр» во главе с Карелом Боссартом проектировала для американской армии ракету по программе МХ-774. Несмотря на то, что в 1947 г. программа была закрыта, именно в ней впервые были предложены такие технические решения, как несущие топливные баки с наддувом (у «Атласов» они... стальные), отделяемая головная часть и управление ракетой при помощи поворотных двигателей. Уже в 1951 г «Конвэр» возобновила работу, теперь по программе MX-1593.
13. Американская баллистическая ракета «Атлас-F»: стартовая масса — 118 т; длина — 28 м; диаметр — 4,9 м; БЧ — 2,8 т, мощность — 3 Мт; дальность — 11000 км; предельное отклонение — 3 км.

14. Американская межконтинентальная баллистическая ракета «Титан»: стартовая масса— 100 т; длина — 27,6 м; диаметр — 3,05 м; БЧ — 2,7 т, мощность — 3 Мт; дальность — 10200 км; предельное отклонение — 3 км.

15. Американская межконтинентальная баллистическая ракета «Титан-2»: стартовая масса— 150 т; длина — 31,4 м; диаметр — 3,05 м; БЧ — 3 т, мощность — 10 Мт; дальность 10200 км; предельное отклонение — 2,5 км.

Проект несколько раз пересматривался, и в 1955 г началось изготовление ракет «Атлас». Летные испытания начались в 1957-м, а с 1959 ракеты пошли в войска. В отличие от всех остальных, эта межконтинентальная ракета была практически одноступенчатой, в полете сбрасывался только хвостовой отсек с двумя из трех маршевых двигателей. Всего до 1965 г. развернули 132 «Атласа» модификаций D, Е и F. Интересно, что ракеты версии Е хранились в горизонтальном положении в подземных бункерах непосредственно у стартовых площадок.

Технические и технологические решения, воплощенные в «Атласе», казались излишне смелыми, и, дабы не рисковать, ВВС США одновременно заказали фирме «Мартин» более простую технологически ракету «Титан». Две ступени гораздо меньшего, чем у конкурента, размера позволили перейти от стали к легким сплавам. «Титан» был рассчитан на шахтное базирование, но перед стартом ракета поднималась на поверхность, где заправлялась.

В 1960 г. начались работы над «Титаном-2». Эта ракета уже была рассчитана на пуск из шахты, где хранилась в заправленном виде. Для этого перешли на долгохранимые, самовоспламеняющиеся компоненты: горючее — смесь безводного гидразина и НДМГ, окислитель — азотный тетроксид. Были значительно увеличены размеры 2-й ступени, что повысило грузоподъемность. Если «Титаны» сняли с вооружения в 1965, то «Титаны-2» простояли до 1988. И конечно, созданные на базе и «Атласа», и «Титана-2» носители широко используются для космических пусков, в том числе — пилотируемых.

Третьим, наряду с МБР и бомбардировщиками, компонентом стратегических ядерных сил США стали баллистические ракеты, размещенные на подводных лодках. Уже в 1959 г. на вооружение поступил атомный подводный ракетоносец «Джордж Вашингтон», а в течение следующего десятилетия были построены 40 стратегических подводных лодок трех типов. Несмотря на то, что еще 16 октября 1955 г. в СССР с подводной лодки была запущена баллистическая ракета Р-11ФМ, американские субмарины, а главное, их оружие, ракеты «Поларис», качественно превосходили советские системы. Только в 1968 г., с принятием на вооружение атомных подводных крейсеров проекта 667А и ракет Р-27, американское превосходство в этом виде вооружений стало уменьшаться.

...Со второй половины 1950-х гг. в СССР началось создание противоракетной обороны городов и военных объектов, а вскоре этой проблемой занялись и в США. Особенно интенсивная дискуссия на эту тему в американском конгрессе велась в 1962 — 1963 гг. Тогда же приступили и к созданию противоракет.

Рисунки Михаила ШМИТОВА