«Техника-молодежи» 2002 г №5, с.26-28


ВОЕННЫЕ ЗНАНИЯ

Василий МАЛИКОВ,
академик Российской
академии ракетных
и артиллерийских наук
РАКЕТНЫЕ РОБОТЫ «ТРЕТЬЕГО РЕЙХА»

13 июня 1944 г. наблюдатели британской системы противовоздушной обороны, дежурившие в графстве Кент, заметили небольшой самолет, летевший со странным свистом и испускавший огонь из хвоста. В 4 ч 18 мин он вдруг перешел в пикирование и взорвался у Стоунсхоума. За ним на Англию упали еще три таких аппарата, ознаменовав дебют нацистского ракетного «блица» — немцы пустили в ход «чудо-оружие», самолеты-снаряды Фау-1.

Началось же все 22 июня 1927 г., когда образовалось «Немецкое реактивное общество», а весной следующего года появилась книга Г.Оберта «Ракета в межпланетное пространство». Наряду с теоретическими исследованиями, в «Обществе» занимались и практическими делами, например, ракетой «Кегельдюзе», в опытах с которой участвовал и студент В. фон Браун. Ее двигатель работал 90 с, расходовал 6 кг жидкого кислорода и 1 кг бензина, развивал тягу 7 кг. Кстати, немцы взялись за эту технику не только из-за модного тогда увлечения космонавтикой, но и потому, что по условиям Версальского договора 1919 г. побежденной Германии запретили иметь артиллерию калибрами более 100 мм и дальнобойные орудия.

В 1929 г. правительство еще Веймарской Германии решило заняться и боевыми ракетами. Ответственным назначили капитана Горштига и специалиста по тяжелой артиллерии капитана В.Дорнбергера, и вскоре на полигоне в Куммерсдорфе возникла испытательная станция. Одним из ее первых служащих стал фон Браун. В ноябре 1932 г. к ним присоединился В.Ридель. К концу 1933 г. (уже после прихода к власти нацистов) на полигоне «Ракетенфлюгплац» произвели 87 пусков ракет и 270 стендовых испытаний силовых установок. В следующем году руководитель опытов Ридель опробовал несколько двигателей, потреблявших спирт, а в Куммерсдорфе фон Браун приступил к работе над проектом А-1 (агрегат первый). Все это позволило немцам позже получить самолеты-снаряды Фау-1 и баллистические ракеты Фау-2 (индекс Фау им присвоил министр пропаганды И.Геббельс по первой букве слова «Фергельтунг» — возмездие, которое должно было постигнуть англичан и их союзников).

Итак, в 1933 г. взялись за А-1 весом 150 кг, к декабрю 1934 г. подготовили ракеты «Макс» и «Мориц» (имена популярных тогда комиков) типа А-2 с двигателями от А-1, поднимавшиеся на 2 тыс. м. К этому времени сочли, что полигон в Куммерсдорфе не подходит для летных испытаний из-за близости к столице, и Армейский ракетный исследовательский центр переместили в местечко Пенемюнде на острове Узедом в Балтийском море, близ устья Одера. Его техническим руководителем стал фон Браун.

Следующая ракета, А-3, была длиной 6,5 м, диаметром 0,7 м, оснащалась двигателем тягой 1500 кг, работавшим на жидком кислороде и спирте. Ее оборудовали стабилизированной платформой с акселерометрами для корректировки в полете по курсу и тангажу, электросервомоторами и молибденовыми газовыми рулями. Испытания А-3, начавшиеся осенью 1937 г., выявили ненадежность аппаратуры наведения.

Тогда фон Браун и Ридель занялись более мощной А-4 (Фау-2) с дальностью полета вдвое большей, чем у снарядов сверхпушки «Кайзер Вильгельм», прозванной за границей «Парижской пушкой». При намеченной досягаемости 260 км ракета весом 12 т и тягой 25 т должна была развивать скорость 1600 км/с. Ее снабдили графитовыми газовыми рулями и новой системой наведения. В марте 1939 г. подготовили чертежи, а саму ракету сделали только в 1942 г. — к тому времени воздушное наступление на Англию провалилось.

13 июня состоялся ее первый и неудачный пуск; при втором, 16 августа, ракета успешно прошла активный участок траектории, но потом отвалился носовой конус, и лишь 3 октября А-4 за 296 с преодолела 190 км. Всего же немцы 15 раз испытывали это изделие и доводили его.

С 1942 г. разрабатывался и дальнобойный самолет-снаряд Фи-103 фирмы «Физелер» (Фау-1). Он был небольшим, длиной 7,6 м, в носу находилось около тонны взрывчатки, за ней бак с 8-октановым бензином, два баллона со сжатым воздухом, обеспечивавшим работу бортовых систем, над фюзеляжем разместили пульсирующий воздушно-реактивный двигатель. После взлета с катапульты Фау-1 шел по командам автопилота и, пройдя заданное расстояние, пикировал на цель.

7 июля 1943 г. Гитлер приказал конструкторам и военным ускорить подготовку «Роботблица» (войны автоматов) против Англии силами Фау-1 и Фау-2, и с 13 июня до конца 1944 г., также за три месяца 1945 г. только на Лондон выпустили 8070 Фау-1, из них 2420 достигли целей, разрушив 24491 здание, 52292 сделав непригодными для использования, убив 5864 и ранив 40371 человека.

Однако Фау-1, развивавшие скорость около 600 км/ч, не поднимавшиеся выше 3 тыс. м и не менявшие курса, перехватывались британскими истребителями, которые записали на свой счет 1847 «летающих бомб». Еще 1878 сбили зенитчики, 232 наткнулись на аэростаты заграждения. Потом англичане стали искать пусковые установки в оккупированных немцами странах и посылать на них бомбардировщики.

У Фау-1 был врожденный порок — низкая точность попаданий. Из-за отказов автопилота и других агрегатов многие Фау-1 падали где угодно, района целей достигало только 32%. Решение проблемы нашли случайно.

Командир подразделения диверсантов штурмбанфюрер СС О.Скорцени как-то встретился с капитаном ВВС Ланге, участвовавшим в разработке спецсредств для парашютистов, и тот поделился своей идеей. Ланге предложил направлять на вражеские объекты набитые взрывчаткой самолеты, управляемые добровольцами-смертниками. Ланге поддержала знаменитая Г.Рейч, единственная немецкая пилотесса, награжденная двумя «Железными крестами». «Когда на карту поставлена судьба страны, никто не имеет права заботиться о своей безопасности, и я готова пожертвовать жизнью», — заявила она Скорцени. А тот вскоре после этого разговора побывал в Пенемюнде, увидел Фау-1 и предложил внедрить в него «человеческий фактор». Три опытных самолета-снаряда оборудовали кабинами и приступили к испытаниям на аэродроме Рехлин. Стартовали не с катапульты — перед взлетом пилотируемые Фау-1 подвешивали под носитель, бомбардировщик Хе-111; на заданной высоте пилот отцеплялся, включал ПВРД и после короткого полета приземлялся.

Два летчика разбили машины при посадке, но более опытная Рейч блестяще выполнила программу. Потом состоялось еще 20 полетов, на заводе готовили двухместные учебные Фау-1 для 20 добровольцев и 60 военных летчиков, решивших пойти в немецкие камикадзе. Но подразделение Скорцени не получило нужного для их обучения топлива, и от идеи «живых ракет» пришлось отказаться. Так что оставалось полагаться на обычные Фау-1, а англичане научились их перехватывать.

Хуже было с Фау-2, поднимавшимися почти на 100 км и развивавшими скорость 1600 км/с, — противопоставить им англичанам было нечего...

А к сентябрю 1944 г. объединенные в подвижные батареи Фау-2 были готовы к боевым действиям. В каждой было по три «мейлервагена», которые перевозили ракету и расчет и буксировались полугусеничными тягачами. На автомобилях размещали цистерны с жидким кислородом и спиртом, вспомогательным топливом, электрогенераторы, установку для проверки ракет и аппаратуру управления огнем. На позиции ракеты ставили так, чтобы линия стабилизаторов оказалась в плоскости стрельбы или параллельно ей.

...Немногие знают, что две первые Фау-2 выпустили 6 сентября не по Лондону, а по Парижу. Одна не достигла цели, вторая взорвалась в городе, но об этом не сообщалось. 8 сентября пара ракет стартовала из Вассенара (пригород Гааги) на Лондон. Вот что писали англичане: «Приблизительно в 18 ч 40 мин возвращавшиеся с работы лондонцы были удивлены сильным звуком, походившим на раскаты грома. В 18 ч 43 мин в Чесуике упала и взорвалась ракета, убив троих и ранив около 10 человек. Через 16 с недалеко от Эппинга ракета разрушила несколько деревянных домов, но обошлось без жертв. Десять дней падало не менее двух ракет в сутки. После того как союзники провели воздушно-десантную операцию в низовьях Рейна у Арнема, немцы отвели ракетные части на восток, и со следующего дня удары по Лондону временно прекратились». «Роботблиц» закончился 27 марта 1945 г., когда в 16 ч 45 мин Фау-2 № 1115 достигла Орпингтона в графстве Кент. Всего за 7 месяцев немцы послали на Лондон 1027 Фау-2 (сентябрь 1944 г. — 24, октябрь — 81, ноябрь — 142, декабрь — 132; январь 1945 г. — 229, февраль — 207, март — 212) и около 40 по Нориджу. Из них 518 упали внутри лондонского района обороны, погибли 2511 человек, 5869 были ранены, в других местах потери составили: 231 убитый и 598 раненый. К тому же «заряды весом 1 т при взрыве производили огромные, если не колоссальные разрушения, — писал после войны немецкий генерал-лейтенант Э.Шнейдер. — Но еще сильнее было их моральное действие. Налеты Фау-2 вызывали у англичан большой страх — они приближались бесшумно и действовали как гром среди ясного неба...»

Схема ракеты Оберта «Кегельдюзе».

Баллистическая ракета А-4 (Фау-2): вес — 12,7 т; скорость — 5600 км/ч; вес боеголовки — 1 т; дальность — 320 км; высота — 90-100 км; тяга двигателя — 25 т; длина — 14,3 м; диаметр — 1,65 м. Цифрами обозначены места, где находились: 1 — боевая часть; 2 — приборы управления; 3 — бак со спиртом; 4 — бак с жидким кислородом; 5 — стабилизатор; 6 — камера сгорания.
Баллистическая ракета А-46. Две таких были запущены в 1944 г. Представляла собой Фау-2, оборудованную крылом с размахом 6 м. При планирующем полете дальность возрастала бы до 592 км.



Самолет-снаряд Фи-103 (Фау-1): вес — 2,2 т; скорость — 600 км/ч; вес боеголовки — 700 — 1000 кг; дальность — 320 км; высота — 3000 м; длина — 7,6 м; размах крыла — 5,3 м; диаметр — 0,8 м. На рисунке цифрами обозначены: 1 — отсек управления; 2 — взрывчатка; 3 — топливный бак; 4 — двигатель; 5 — баллоны со сжатым воздухом.

Перехватить Фау-2 было невозможно. Оставалось бомбить стартовые позиции, заводы и склады, но те располагались внутри Германии. Уцелели и стационарные позиции, не выявленные англичанами, и передвижные батареи. А немцы искали новые варианты применения «чудо-оружия».

Весной 1942 г. они обратились к идее русского генерала К.А. Шильдера, построившего в 1834 г. первый подводный ракетоносец. Они установили на палубе субмарины У-511 трубчатые пусковые для реактивных снарядов калибром 210 мм и весом по 125 кг, которые собирались запускать на расстояние до 7,8 тыс. м; летом конструкцию испытали на глубинах 10 — 15 м и этим ограничились, но от замысла не отказались.

Осенью 1944 г. Скорцени рассказал рейхсфюреру СС Гиммлеру о пробных запусках Фау-1 с находящейся на поверхности подводной лодки. Тот загорелся: «Значит, мы можем обстреливать Нью-Йорк?» Скорцени ответил утвердительно, но объяснил, что предстоит решить массу технических проблем. Но Гиммлер был непреклонен: «Камня на камне нельзя оставить на месте этого проклятого города, — твердил он. — США на своей шкуре должны узнать, что такое война. Они думают, что отгородились от нас океаном. Потрясение от нашей атаки должно быть чудовищным для янки».

Скорцени осторожно заметил, что акция может вызвать и обратный эффект. В самом деле, нападение японцев 7 декабря 1941 г. на базу Тихоокеанского флота США в Пирл-Харборе лишь сплотило американцев. Впрочем, немцам так и не удалось получить подводный ракетоносец. Неудачей завершился и проект «Лафференц», по которому субмаринам следовало буксировать через Атлантику герметичный цилиндрический контейнер с Фау-2. Предполагалось, что неподалеку от побережья США лодка будет всплывать, контейнер переводиться в вертикальное положение, и запущенные ракеты — направляться на Нью-Йорк и другие города. В конце 1944 г. на Балтике приступили к испытаниям, но закончить их не успели...

Фау-2 тоже обладали недостатками — были ненадежны при старте и имели значительное рассеивание — при дальности полета около 300 км только половина попадала в круг диаметром 8 км. Вместе с тем, большие скорость и высота полета не позволяли средствам противовоздушной обороны перехватывать их. Не зря же командующий английской зенитной артиллерии Ф.Пайл признавал, что до конца войны не удалось найти защиты от этих ракет. Однако немногим известно, что в битве за Лондон зенитчики все же ухитрились сбить несколько Фау-2. В то время одна британская газета так писала о них: «Это ракета весом 14 — 15 т, длиной 9 и, диаметром более метра, летит со скоростью около 5000 км/ч, имеет радиус действия примерно 380 км и высоту полета 100 км. Какая-либо защита от нее невозможна». Немецкий комментатор ехидно заметил по этому поводу, что «компетентным германским органам нечего добавить к этой констатации». Однако командование вермахта, конструкторы и инженеры сознавали, что «чудо-оружие» весьма далеко от совершенства.

Бытует мнение, что немцы разрабатывали усовершенствованные А-5 и А-8 и двухступенчатую «Америка-ракету» А-9/А-10 для нанесения ударов на расстоянии до 5 тыс. км. Крылатая А-9 длиной 14,2 м, диаметром 1,6 м, весом 13 т должна была снаряжаться тонной взрывчатки. Ее якобы собирались запускать с ракеты-носителя А-10 (длина 20 м, диаметр 3,5 м, вес 86,9 т). На старте общая масса комплекса, с помощью которого собирались терроризировать и шантажировать американцев, составила бы 99,96 т. (Велись ли на самом деле такие разработки? Документы, касающиеся этого проекта, пока не найдены.) А для повышения точности, следовательно, эффективности ракет Скорцени предложил три способа. Внедрить радиоуправление ракетами; наводить их не с места старта, а из района цели своеобразным радиомаяком либо снабдить их живыми системами наведения — пилотами-смертниками. Операцию Гиммлера «Эльстер» — запуск первой в мире межконтинентальной А-9/А-10 по территории США предполагалось осуществить по второму способу.

Траектория полета баллистической ракеты (А) и самолета-снаряда или крылатой ракеты (Б): 1 — старт; 2 — прекращение работы двигателя; 3 — цель.Английский проект противоракетной обороны, разрабатывавшийся в 1944 1945 гг.: 1 — старт Фау-2; 2 — максимальная высота полета около 100 км; 3 — точка перехвата; 4 — цель; 5 — радиолокационные станции и вычислительные машины; 6 — батарея противоракетных снарядов. По замыслу, радиолокаторы должны были обнаруживать и вести ракеты, а в определенное время навстречу им высылались бы противоракетные управляемые снаряды. Однако дальность действия радаров тогда не превышала 100 км, точность определения траектории летящей Фау-2 была низкой, и перехват сочли маловероятным.

...В ночь на 30 ноября 1944 г. к восточному побережью США приблизилась подводная лодка У-1230. С нее на надувной шлюпке высадились на сушу некие Э.Грин и Д.Миллер. Под двойным дном их водонепроницаемых чемоданов лежали 60 тыс. долл., микрофотокамеры, специальная радиоаппаратура (пресловутый «маячок»), бриллианты, чернила для тайнописи и прочая оснастка, необходимая для спецзадания.

Английский журналист Б.Ньюмен позже так описал замышленную операцию по уничтожению самого высокого тогда небоскреба в Нью-Йорке: «Немцы собирались заранее объявить, что «Эмпайр стейт билдинг» будет разрушен в определенный день и час. Моральный эффект оказался бы огромным. Однако для этого требовалось оружие, которое било бы точно в цель. Диверсант должен был в назначенный срок установить в небоскребе аппарат, который, проработав несколько минут, как магнит, притянул бы к себе ракету. Гиммлеру эта идея пришлась по вкусу».

Однако пробный запуск А-9/А-10, намеченный на 8 января 1945 г., провалился. Примерно в тоже время провалились и засланные агенты. Бывший товарищ одного из диверсантов, американца по происхождению, антифашистски настроенный Т.Уорренс донес в ФБР о готовящейся акции и о том, что его пытались завербовать. Поначалу контрразведчики высмеяли Уорренса, но вскоре арестовали одного из агентов. Стали искать другого и нашли. Приговор суда был краток: «Висеть, пока не умрут». Впрочем, одного из них, немца, новый президент США Г.Трумен помиловал, и тот после десятилетней отсидки вернулся в Западную Германию.

Проект подводного ракетоносца «Лафференц». Цифрами обозначены: 1 — подводная лодка с буксируемым контейнером, внутри которого находится Фау-2; 2 — контейнер в вертикальном, стартовом положении; 3 — пуск.

Неудача заставила немцев обратиться к третьему способу наведения ракет. Для этого отобрали 250 добровольцев. Им предстояло вести баллистические ракеты в США, на Лондон, на советские индустриальные центры Куйбышев, Челябинск, Магнитогорск и предприятия, расположенные за Уралом. Однако 9 мая 1945 г. представители германского командования подписали акт о безоговорочной капитуляции...

Рисунки Михаила ШМИТОВА